Кафедра пустовала около четырех лет. Герасим архиепископ, рукоположен в 1612 (Великим постом) † 20.02.1617 Арсений (Апостол) архиепископ, свт., бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 1615 по нач. 1626 на покое; † 29.04.1630 Иосиф (Курцевич) архиепископ, бывший еп. Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучен и сослан в Сийский монастырь: † 15.06.1642 Серапион епископ, рукоположен с 5.10.1634 Софроний архиепископ, свт., рукоположен с 29.01.1654 † 13.09.1654 Иосиф архиепископ, рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; † в начале 1657 Филарет архиепископ, рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан архиепископ, рукоположен с 9.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661 –1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Стефан архиепископ, повторно с 1666 по 2.07.1679 лишен сана и сослан в Новгородский Лисицкий мон.; † 1679 Маркелл архиепископ, рукоположен с 21.03.1680 по 6.09.1681 митр. Псковский и Изборский Павел (Моравский) архиепископ, бывший архиеп. Коломенский и Каширский с 6.09.1681 по ноябрь 1681 митр. Рязанский и Муромский Иларион архиепископ, свт., рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; †14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович) митрополит, бывший митр. Сербский † 18.03.1712 Игнатий (Смола) епископ, рукоположен с 7.09.1712 по 25.01.1719 митр. Сарский и Подонский Варлаам (Леницкий) епископ, рукоположен с 31.05.1719 по 19.04.1724 еп. Коломенский и Каширский Иоаким епископ, бывший еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии с 11.10.1725 по 13.04.1731 еп. Ростовский и Ярославский Гавриил (Русской) епископ, рукоположен с 24.11.1731 по 17.09.1735 архиеп. Казанский и Свияжский Афанасий (Кондоиди) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 17.09.1735 † 10.10.1737 Симон (Тихомиров) епископ, рукоположен с 21.11.1739 † 15.12.1747 Порфирий (Крайский) епископ, рукоположен с 30.05.1748 по 9.10.1755 еп. Коломенский и Каширский Сильвестр (Гловатский) митрополит, бывший митр. Сибирский и Тобольский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр Коссов в своем Патерике польском, изданном в Киеве в 1655 году (стр. 181) свидетельствует, что еще митрополит Петр Могила древнюю церковь при бывших там градских вратах приказал откопать от развалин. А Печерский монах Афанасий Кальнофойский (в книге своей Тератургим издан. 1638 г. В Киеве, стр. 55) пишет, что там в 1636 г. найдены и мощи Владимировы. В Описании Киево-Печерской Лавры, изданной в 1817 году стр. 106 подробнее сказано, что митрополит Петр в недельном расстоянии от ныне существующей, бывшей тогда якобы во имя Св. Николая церкви (о коей однако ни Косов, ни Кальнофойский не упоминают) нашел два мраморные гроба, в которых по свидетельству надписей на них, почивали кости Великого Князя Владимира и супруги его и, взяв только главу его, положил в церкви Преображения Господня на Берестове близ Печерской Лавры, а потом того же года перенес в Лаврскую великую церковь, где она и доныне обретается. Но немецкий летописатель Мерзебургский епископ Дитмар, современник Великого Князя Владимира, умерший в 1018 году, пишет, что Владимир погребен был в церкви Св. Климента близ супруги своей Елены (Анны), и гробы де их (sarcophagi) посреди церкви: (Dithmarus riestitutus in Leibnitii Scriptor. Rer. Brunsvicensium. Hanuovcra in folis 1707 an Тот I„ pag. 418) . Для соглашения сего разногласия историограф Н. М. К. (в своей И. Г. Р. издан. 2. том I, прим. 488) думает, что в Десятинной церкви мог быть придел, Св. Клименту посвященный. Ибо там находились и мощи сего папы, как сказано в житии Великого Князя Владимира в Чет. Мин. В сей же церкви, по сказанию Степенной книги, Владимиром положено было и блаженной Ольги тело, которое во время Несторово было еще нетленно (Нестор, стр. 60) Обе церкви, Васильевская и Десятинная, складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстой известковой с толченым кирпичом подмазке, как и Киево-Софийская. На южной стороне нынешней Могильной церкви Десятинной вставлены пять отломков гранитной полосы с греческими буквами, составляющими какую-то надпись, коей значение однако же за потерей прочих частей отгадать не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Пафнутий , 1667–72. Терентий , 1675. Серафим , 1679–92; архим. 1692–1698. Архимандриты Тихон , строит., в сент. 1678. Афанасий , 1698–1706. Серапион , 1707–11, 15 мар. перев. в Пафнутиев. Феофан , 1712–14. Пахомий , 1737–40. Сила 1753 перев. из Боровского Мосальского, 1760–64; † и погребён в Симонове. (Бывший 1777). Логин , строит., в мар. 1781. Макарий Фомин , строит., в 1808 определён, а 26 окт. 1809 перев. в Черноостровский. Никодим Демутье , строит., определён 15 авг. 1842, а 1853 перев. в Черноостровский. Мельхиседек , игум., 1864–69. 12 Жиздринский Успенский Троицкий (sic), приписан к Донскому; в 1764 г. упразднён. [IV, 119.] Строители Варлаам Медведев , 22 июня 1547. Иосиф , 1634–38. Герасим определён 17 июня 1654. Филипп , 1679–81. Филарет , 1684–86. Троицкого: Исаия , в янв., апр. 1656. Михаил , игум., 1660 и 61, 1663, в дек. 1665, 1666, уволен. Сергий , в июле 1666, 1667. Исаия , в июне, окт. 1671, в апр., окт. 1673, в июле 1674, 1675, 76. Сергий , строит., 1683. 13 Казанского, в Калуге, третьеклассного [IV, 320]: Игуменьи Маремиана Пальчикова , 1678–80. Феодосия , 1691 и 92. Говдела , 1720, уволена 1722. Екатерина определена 16 сент. 1722; упом. 1724. Феодора , 1733–38. Евва , 1764–70. Евграфия , 1773–80. Ангелина , 1840–59. 14 Боровенский Успенский, Ферапонтова пустынь, в Мосальском уезде, при селе Боровне, приписан к Новому Иерусалиму; упразднён в 1764 г. [III, 431; V, 108.1 Строители Препод. Ферапонт , основатель … Софроний , в февр. 1636, 1637. Виссарион Булатников , 29 июня 1655. Феодосий , в февр. 1660, 1661. Виссарион Булатников , в февр. 1663. Севириан , 1663. Нифонт , в июле 1664. Феодосий , в мае 1665. Виссарион Булатников , в дек. 1665. Феодосий Лихарев , в нояб. 1669. Евфимий , в сент. 1670. Виссарион Булатников , 1673–80. Иоасаф , в янв. 1691. Трифиллий , 1706, 12. Евфимий , 1723–29. Назарий , 1730. Иов , 1731. Макарий , 1732. Александр , 1734. Игумены Стефан , бывший игум. Спасо-Геннадиевский, определён 14 июня 1737; до 1744. Антоний Щировский , в 1745–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патр. Никона. СПб., 1882. Ч. 1. С. 247-255; 1884. Ч. 2; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патр. Досифея с рус. правительством (1669-1707 гг.). М., 1891; он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1912. Т. 2. С. 256-322; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды: Опыт исслед. из истории церк. просвещения и церк. жизни кон. XVII и нач. XVIII вв. СПб., 1899. С. 52, 53, 56, 66, 67, 71, 190, 279, 282, 286, 289; Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: (Греч. рукописи в России). М., 1977. С. 68-188; он же. Греческое книгописание в России в XVII в.//КЦДР, XVII в.: Разные аспекты исслед. СПб., 1994. С. 33-38; он же. Мелетий Грек//РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 159-178; он же. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009; Парфентьева Н. В. О нек-рых особенностях авторских разводов фит (по певч. рукописям XVII в.)//Муз. культура Средневековья/МГК. М., 1990. Вып. 1. С. 223-225; она же. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. (на примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Богомолова М. В. Неизвестная крюковая нотация 2-й пол. XVII в.//ГДРЛ. 1989. Сб. 2: XVI - нач. XVII в. С. 423-446; она же. О репертуаре греческого распева в записи «греческой нотацией»//ГДРЛ. 1992. Сб. 4. С. 256-285; она же. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого распева)//Вестн. ПСТГУ. 2007. Сер. 5. Вып. 1(1). С. 26-44; Парфентьев Н. П. Мастер «греческого пения» Мелетий Грек в России (1655-1686)//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. ст./Науч. ред.: Н. П. Парфентьев. Челябинск, 2004. Вып. 3. С. 51-86 (переизд. в сб.: он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст. Челябинск, 2005. С. 280-330); Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Херувимская песнь в авторском распеве мастера «греческого пения» Мелетия (ум. 1686)//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат-лов 4-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практич. конф. Челябинск, 2007. С. 38-63; Станюкович А. К., Фонкич Б. Л. Печать Мелетия Грека//РиХВ. 2009. Вып. 2/3. С. 412-417; Шеховцова И. П. Греческие церк.-певческие рукописи в Москве в XVII в.//Старинная музыка. 2015. 1(67). С. 1-9.

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Ипатий , 1691. 42 Флорищева Успенская пустынь, в Гороховецком уезде, основана около 1651 г. Заштатная. [VI, 597.] Строители Мефодий , основатель, 1651–54; † ... Иларион , с 1655, а 11 дек 1681 хирот. в архиепископа Суздальского. Иринарх , 1682–1707. Иорофей , 1707–34. Дорофей , 1744 и 45. Филагрий , 1759–63. Софроний 16 окт. 1787 перев. из Вязниковского Благовещенского. Пахомий , 1795. Феофил 14 авг. 1798 перев. в Вязниковский Благовещенский. Порфирий , игум., 1862. 43 Знаменский, на Красной гриве, (Красногривский), в Гороховце, основан в 1669 г. В 1723 приписан к Флорищевой пустыне. [III, 751; VI, 987.] Строители Иосиф , 1677–79. Силуан , в янв. 1685. Логгин , 1693. Макарий , 1723. 44 Сретенский (Владимирской Богоматери), в Гороховце, девичий, построен в 1658 г. [III, 751?] Иг-нья Анастасия , 1723–28. Гороховского Введенского Иг-нья Ираида , 1737–40. 45 Золотниковская пустынь, от Суздаля в 30 верстах, на реке Золотники, построена в 1624 г. Заштатная. [IV, 210.] Игумены Иона Головцын , основатель, 1624. Никон , в мар. 1651, в мар. 1654. Феоктист , 1655–67. Митрофан 1665 перев. в Козмин. Симеон , 1692. Иосиф , в янв. 1724. Феофилакт , 1738–43. Авраамий , строит., в 1802 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений , строит., 21 дек. 1828 перев. в Вязниковский Благовещенский. Макарий , строит., 1862. 47 Троицкий, под городом Шуей, когда построен, неизвестно, уничтожен в 1764 г. [VI, 732.] Ныне кладбищенская церковь . Архимандриты Варнава , 1628. Иона , 1631. Иосиф , 1641–44. NN † 1654. Антоний , 1656–67. Нафанаил 10 янв. 1671 перев. в Суздальский Василиевский. Симеон , 1676. Лев , 1678. Никон , в апр. 1684. Феодосий , 1700. Иов , с 1702. Иосиф , в янв. 1724. Моисей , 1729. Симеон 1734 перев. в Спасо-Евфимиев. Моисей , 1737 и 38. Леонтий , 1739. Антоний , 1748, 57. Евстафий Пальмовский , 1763 и 64. После в Саввине Сторожевском. 48 Борисоглебский, на Горе, под Переславлем-Залесским, существовал в XV веке, потом был домовой митрополии Московской и патриархов. Уничтожен в XVIII веке. [III, 423.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил , Серб, † 11 февр. 1718, на покое в Симонове. Макарий , в янв. 1724. Аарон , 1734 и 35. Макарий , 1738. Варлаам , 1753–59. Анания , 1760–63, (в Шартомском?). Никодим , С 1763; † 1770. Архимандрия кончилась. За тем, до ныне строители. Строители Антоний , 1784 и 85. Иринарх , 1786–1794, 26 мая перев. в Вязниковский Благовещенский. Феотим , 1862. Модест , 1864–70. 13 Николаевский, на Болоте, под Переяславлем-Залесским, основан св. Димитрием Прилуцким около 1370 г. Ныне заштатный. [V, 198.] Игумены Иосиф , 2 февр. 1506. Мисаил , 27 дек. 1509. Никифор . Сергий , 1534. Игнатий , 1551. Герман , за ним. Макарий , 1558–62. Феодор , 1564–66. Иона , 1611. Строители Дионисий Затворник определён 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил мнтрь после Литовского разорения. Никита , 1644–53. Варлаам , 1654. Гурий , 1655. Роман , 1657–61. Герасим , 1663–90. Игумены Паисий , 19 нояб. 1634. Варсонофий , 1671–75. Варлаам , 1693–1701. Питирим , 1704 строит., с 1713 игум.; в 1718 произведён в архим. Кержебельбашского, а 23 мар. 1719 хирот. в епископа Нижегородского. [ Тихон , 1720, апр.??] Пахомий , 1719–27. Протасий определён 31 мар. 1728–1730. Иаков Пивницкий , 1734–54. Строит. Владимир , 1862. 14 Николаевский, под городом Гороховцом, построен в 1643 г. Заштатный с 1764 г. [III, 752.] Строители Феодосий , игум., 1660–1672. Варлаам , 1673–81, нояб. Иоасаф Борщев , 1682 и 83. Феодосий , 2 мая 1685. Леонид , в дек. 1686. Макарий , 1695–97. Иоасаф , 1699–1707. Игумены Даниил , 1707–9. Исаак ( Исаия ?), 24 окт. 1716. Иоасаф , строит., 1718–23. Варлаам , 1723–27. Филарет , строит., 1728, игум. в янв. 1735, в нояб. 1742. Иаков перев. из Златовратского; упом. 1756 и 57. Строители Иринарх 4 авг. 1766 перев. из Вязниковского Благовещенского. Иоасаф 26 окт. 1799 перев. из Вязниковского Благовещенского. Мельхиседек 2 авг. 1803 перев. в Вязниковский Благовещенский, а 27 янв. 1805 – сюда-ж обратно. Логгин 23 окт. 1831 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений 23 окт. 1831 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мысли кон. XVI - нач. XVII в.)//Европейский альманах: История. Традиции. Культура, 1999. М., 2000. С. 19-33; Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и гос-во на Руси IX-XVII вв. СПб., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Митр. Макарий и патр. Иов//Макарьевские чт. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 91-93; он же. Св. Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 59-62; Поздеева И. В., Турилов А. А. «Тетрати… печатаны в Казане»: (К истории и предыстории казанской типографии XVI в.)//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 37-49; 4(6). С. 13-28; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 220-223; Ульяновский В. И. Смутное время. М., 2006; Румянцева В. С. Из истории патриаршества в России: Первосвятитель Иов и царь Борис Годунов//Церковь в истории России. М., 2007. Сб. 7. С. 44-55. Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р. Иконография Описание внешности И. приводится в некоторых иконописных подлинниках кон. XVIII в., 20-х гг. XIX в.: «Подобием сед, брада Григория Богослова, пошире и подоле, власы с ушей, в шапке, амфор и Евангелие, сак киноварь, испод голубец» (БАН. Строг. 66. Л. 150 об., назван в отдельном перечне без указания дня памяти); «Сед, брада доле и шире Петровы митрополита, власы главныя с ушей появились, в шапке и саккосе красном, испод голубой, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 171 об., под 19 июня). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском мон-ре. 1707 г. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Роспись алтаря собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в московском Сретенском мон-ре. 1707 г. В 1655 г. патриарх Никон повелел устроить в Патриарших палатах Московского Кремля «маленькую церковь во имя новых Московских святых, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа... а в церкви написать портреты шести патриархов... первый из них Иов» ( Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905 2. С. 512). Одно из ранних сохранившихся изображений И. представлено на прориси с иконы «Московские святые» XVII в.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Авраамий, архиепископ бывший архиепископ Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 неизвестно Лаврентий, архиепископ Тверской и Кашинский временно управлял с марта 1655 по декабрь 1655 наместник Полоцкой епархии с 13.03.1656 рукоположен во епископа Полоцкого и Витебского; с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет, архиепископ бывший архиепископ Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое; 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ рукоположен с 09.04.1671 по 1676 митрополит Сарский и Подонский Симеон (Милюков), архиепископ рукоположен, с 09.04.1676 митрополит с 01.09.1681 04.01.1699 Сильвестр (Черницкий), митрополит рукоположен с 25.03.1699 05.06.1706 Сильвестр (Крайский), митрополит бывший архиепископ Холмогорский и Важеский с сентября 1707 05.06.1712 Дорофей (Кроткевич), митрополит рукоположен 03.06.1718 Сильвестр (Холмский), митрополит бывший митрополит Нижегородский и Алатырский с 05.03.1719 по 03.03.1720 епископ Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский), митрополит бывший епископ Тверской и Кашинский с 09.06.1720 24.05.1721 Филофей, архиепископ бывший архиепископ Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешён; 03.05 1735 Гедеон (Вишневский), епископ рукоположен с 19.06.1728 02.02.1761 Парфений (Сопковский), епископ бывший епископ Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 07.03.1761 07.03.1795 Димитрий (Устинович), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии с 01.05.1795 26.05.1805 Серафим (Глаголевский), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 07.07.1805 по 07.02.1812 архиепископ Минский и Литовский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии с 07.02.1812 по 06.07.1813 епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии управлял Могилёвской епархией с 01.05.1813 Иоасаф (Сретенский), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 06.07.1813 по 07.07.1821 архиепископ Могилёвский и Витебский Иосиф (Величковский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1620 году Иерусалимским Патриархом Феофаном (1607–1644) в Киеве была восстановлена высшая церковная иерархия для Западной Русской Церкви. Тот же Иерусалимский иерарх одобрил исправления, внесенные в требник книжными правщиками Иваном Наседкой и архимандритом Дионисием. Тогда Феофан поставил в 1619 году Патриархом Московским Филарета Романова, отца царя Михаила Феодоровича. Преемники Феофана – Паисий (1644–1661) и Досифей (1669–1707) оказали большую помощь Русской Церкви в учреждении в Москве духовной школы. Патриарх Досифей прислал в Москву ученых монахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . Восточные Патриархи принимали живое участие в исправлениях богослужебных книг при Патриархе Никоне (1652–1658). Однако приверженцы старины на Соборах 1655, 1656 гг. отказались принять нововведения. В свою очередь Русская Церковь , считая себя в долгу перед Восточными Православными Церквями, всегда щедро помогала материально этим бедствующим Православным Церквям. В Москву приезжали за помощью Патриархи Иерусалимские Феофан (1619) и Паисий (1649), Патриарх Антиохийский Макарий (1655). В 1650 году гостем Русской Церкви был Патриарх Константинопольский Афанасий, который в 1654 году скончался, был канонизован в 1662 году и почивает в Харьковском кафедральном соборе. В Синодальный период в XVIII веке эта братская помощь выражалась не только в материальной поддержке восточных Патриарших кафедр, но и в содействии им в деле поднятия духовного просвещения. Особенно большие заботы проявлены Русской Церковью о благосостоянии Церквей Востока в период святительства митрополита Московского Филарета. По его инициативе и его стараниям в Москве были открыты подворья Александрийское, Антиохийское и Иерусалимское, которые должны были оказывать материальную поддержку своим Церквям и содействовать тесным связям их с Русской Православной Церковью. Начало XX века ознаменовано целым рядом событий, свидетельствующих о тесном общении, существовавшем тогда между Русской и Восточными Православными Церквами. Из таких событий следует отметить обмен посланиями между Константинопольским Патриархом и Священным Синодом в 1902–1904 годах по вопросам, касающимся межцерковных отношений и церковной практики (о мероприятиях к более тесному единению всех православных народов; о средствах сближения с католичеством и протестантством, об отношении к старокатоликам, об общем церковном календаре и др.). Хотя в виду ряда причин намеченные в посланиях проблемы и не получили желаемого разрешения, но сам факт совместного обсуждения этих вопросов указывает на стремление обеих Церквей к укреплению общецерковного единства. Значительно упрочен был духовный союз между Русской и Антиохийской Церквами во время приезда в Россию Антиохийского Патриарха Григория IV в 1913 году. При посещении Новгорода Восточный Патриарх рукоположил тогда ректора Новгородской семинарии архимандрита Алексия (Симанского), будущего Святейшего Патриарха Московского, в сан епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 февр. 1883 г. Синод принял решение о восстановлении Могилёвского правосл. братства ( Восович. 2009. С. 19), которое 19 окт. 1897 г. во многом способствовало открытию Гомельского отд-ния, 8 марта 1898 г.- Мстиславского отд-ния Могилёвского братства. Накануне первой мировой войны в М. Б. м. проживали 37 монахов. В 1918 г. обитель была закрыта, а в 1928 г. прекратилось богослужение в монастырских храмах. В 1929 г. в одном из частных домов на окраине Могилёва бывший настоятель игум. Митрофан (Туров), иеромонахи Тихон (Савченко) и Арсений (Томашёв) организовали подпольный мон-рь, членами которого позднее стали бывший настоятель Белыничского муж. мон-ря архим. Марк (Сидляр), киевские иеромонахи Иларион (Подопригорье) и Иринарх (Жабыко). В 1936 г. мон-рь был ликвидирован, монахи осуждены на различные сроки заключения. В 1941 г., во время ожесточенной обороны г. Могилёва от немецко-фашистских войск, зданиям на территории М. Б. м. был нанесен большой ущерб, сохранились лишь стены соборов и колокольня. В 1945 г. комиссия Управления по делам архитектуры при Совете министров БССР после осмотра территории обители приняла решение об их восстановлении и реставрации. Однако из-за недостатка финансирования после 1952 г. остатки строений М. Б. м. были разобраны. На месте обители был воздвигнут городской жилой массив, на месте Богоявленской ц.- детский сад. В М. Б. м. хранилась Могилёво-Братская икона Божией Матери , с к-рой связано неск. преданий о чудесном спасении города: 19 марта 1655 г.- от тяжелой осады польско-литовских войск гетмана пана Януша Радзивилла, о чем позднее вспоминали вкладчики обители (напр., в 1707 - АСЗР. Т. 2. 65. С. 97), в 1708 г.- от соратников А. Д. Меншикова, который хотел отомстить горожанам за антимосковское восстание 1661 г., в 1910 г.- от мощного пожара, уничтожившего значительную часть Могилёва. Ист.: Ист.-юрид. мат-лы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилёвской, хранящихся в центр. архиве в Витебске/Ред.: А. М. Созонов и др. Витебск, 1878. Вып. 9. С. 211-218, 275-279; АСЗР. 1867. Т. 2. 19. С. 17-18; 26. С. 26-27; 34. С. 45-46; 35. С. 47-48; 37-46. С. 49-65; 52-53. С. 78-79; 60. С. 87-88; 63. С. 92-93; 65. С. 95-99; 67-71. С. 101-113; Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе, 1697-1699. М., 1992. С. 11-14, 18.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010