Иларион, святитель, митрополит Суздальский и Юрьевский (Иван Ананиевич) († 1707, память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) Родился 13 ноября 1631 года. Детство Ивана, будущего митрополита, прошло в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иван рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем. Однажды Иван поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву Успенскую пустынь Владимирской епархии, в которой жили несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иван был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преподобного Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иван прозрел. Теперь он уже не колебался. В 1651 году епископом Коломенским Павлом Иван был пострижен в монашество с именем Иларион и рукоположен во иеродиакона. Он поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника. 22 мая 1655 года патриархом Никоном Иларион рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители, ввел строгий устав. Жизнь в пустыни для отца Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОЛОТНИКОВСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ располагается в Тейковском р-не Ивановской обл. Основана в 1-й четв. XVII в. иноком Ионой (Головицыным; впосл. игумен), 1-м строителем обители. Именовалась «Новая пустынь Березовского борку Успения Богородицы», с 1724 г.- «Золотниковская Успенская». 13 дек. 1725 г. была приписана к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю с оставлением только необходимых для совершения церковной службы облачений и утвари. Назначенные для богослужений в пустыни белый священник с причтом наделялись «для пропитания» землей. С 26 янв. 1726 г. З. п. стала самостоятельной обителью с игуменским управлением и братией «не меньше тридесяти человек». С 1764 г. заштатная. Настоятели и насельники Первоначально обителью управляли игумены: в 1624 г.- Иона (Головицын [Головкин]), в 1632 г.- Иаков, в 1638-1651 гг.- иером. Никон († 1655), в 1655-1667 гг.- иером. Феоктист, в 1692 г.- Симеон, в 1724 г.- иером. Иосиф, в 1737-1743 гг.- иером. Феофилакт, ок. 1756 г. упоминался архим. Симеон. С 1764 г. управляли строители: ок. 1781 г.- мон. Виктор, до авг. 1802 г.- Авраамий, с 19 авг. 1802 по 24 марта 1804 г.- Гедеон, с 24 марта 1804 по 28 марта 1823 г.- Самуил, с 28 марта 1823 по 25 марта 1825 г.- иером. Илия, с 25 марта 1825 по 30 окт. 1828 г.- иером. Амвросий, с 30 окт. 1828 г.- иеромонахи Парфений, Симеон, Иона, Георгий, с 1853 по 3 авг. 1860 г.- иером. Макарий, затем иером. Вассиан, до авг. 1873 г.- иером. Варнава, с 28 авг. 1873 г.- иером. Анастасий († 3 февр. 1877), с 14 февр. 1877 по 18 июля 1879 г.- иером. Амфилохий, с 18 июля 1879 по 22 июля 1881 г.- иером. Венедикт, с 22 июля 1881 по февр. 1882 г.- иером. Игнатий, с 24 февр. 1882 г.- иером. Агафангел. В кон. 1-й четв. XVII в. в З. п. насчитывалось 20 монашествующих, к сер. XVII в.- ок. 30, в нач. XX в. проживали игумен, 10 монахов и 17 послушников. Буд. свт. Митрофан Воронежский в 1663 г. поступил в З. п., принял иноческий постриг, в 1666 г. стал игуменом Космина Яхромского монастыря . Неоднократно посещавший З. п. Суздальский митр. Иларион († 14 дек. 1707) принимал здесь царицу Прасковью Федоровну с дочерьми Анной, Екатериной и Прасковьей. В авг. 1792 г. по пути из Москвы в Кострому и обратно З. п. посетил митр. Московский Платон (Левшин) . По преданию, в обители бывала 2-я супруга царя Михаила Феодоровича царица Евдокия. Испив воды из реки, именовавшейся «издревле» Смердячь (Смердячка), царица признала ее столь вкусной, что повелела переименовать речку в Золотоструйку или Золотничку. Ансамбль З. п.

http://pravenc.ru/text/199979.html

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) VI. Современные методы текстологии 1. Классический метод Текстологический метод, широко применявшийся издателями классических греко-латинских текстов, состоит из двух этапов – рецензии и исправления. Рецензия – это отбор наиболее достоверных данных, лежащих в основе текста, после изучения всех имеющихся материалов. Исправление – это попытка исключить те ошибки, которые можно найти даже в самых лучших рукописях 228 . Классический метод стал применяться в текстологии в эпоху Возрождения и позднее, когда внимание людей было приковано к поддельным постановлениям пап и вставал вопрос о раскрытии фальсификаций в церковной истории и истории образования некоторых религиозных орденов. Критический задор ученых был разожжен также появлением большого числа поддельных текстов; например, некто Джованни Нанни (или Иоанн Анний, 1432–1502), доминиканский монах из Витербо, пытался выдать 17 поддельных трактатов за оригинальные произведения древних греческих и латинских авторов 229 . Более смелый подход к критическому изучению церковных документов нашел выражение в XVI b. в деятельности Матиаса Флация и группы лютеранских ученых, создавших известные «Магдебургские центурии». Они впервые описали историю Церкви с протестантской точки зрения. В 1675 г. ученый-иезуит Даниэль Папеброк (Daniel Papebroch) навлек на себя гнев бенедиктинцев из-за того, что поставил под сомнение подлинность документов, составляющих историческую основу некоторых бенедиктинских монастырей. Образованные бенедиктинские монахи из коллегии св. Мавра приняли этот вызов и тем сам " ым способствовали появлению новой науки – палеографии, которая датирует рукописи по манере письма и другим признакам. Первым трактатом, который рассматривал палеографические особенности латинских официальных документов, стал монументальный труд Мауриста Жана Мабилльона (Maurist Jean Mabillion) (1632–1707) под названием De rediplomatica (Paris, 1681). Эта новая научная область была апробирована на материале греческих рукописей другим бенедиктинцем, Бернаром де Монфоконом (Bernard de Montfaucon) (1655–1741), в книге «Palaeographica graeca» (Paris, 1708).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероисповедным основанием лютеран. О. п. является составленная по инициативе светских властей Германии и принятая большинством лютеран. теологов «Книга согласия» (1580), издание и распространение к-рой положило конец мн. богословским дискуссиям, т. к. преподавателям теологии в университетах было предписано излагать учение, не противоречащее ее содержанию. Для богословского метода лютеран. О. п. характерны: ориентация на Библию как на высший источник истины и использование ее в качестве критерия, позволяющего отличать ортодоксальное учение от гетеродоксального (еретического) (от греч. τερδοξος - инакомыслящий, имеющий др. мнение); стремление к построению на основании рациональной интерпретации Библии единой системы богословских положений, которая охватывала бы все сферы познания и жизни; широкое использование аристотелевской логики и метафизики для обоснования вероучения и придания ему вида научного знания; привлечение для подтверждения теоретических положений обширного материла, почерпнутого из предшествующей богословской традиции (сочинений отцов Церкви, католич. теологов, основоположников Реформации). Содержавшие подробные обсуждения множества частных вопросов теологии, весьма крупные по объему и сложные по содержанию сочинения приверженцев О. п. во многом сближались с трактатами средневек. католич. схоластов, вслед. чего лютеран. ортодоксия нередко называется также протестант. схоластикой. Наиболее видными представителями лютеран. О. п. были: М. Хемниц (1522-1586), один из авторов «Формулы согласия»; И. Герхард (1582-1637), проф. теологии в Йене, автор 9-томного соч. «Богословские вопросы» (Loci theologici, 1610-1622); А. Калов (1612-1686), проф. теологии в Виттенберге, автор 12-томного соч. «Система богословских вопросов» (Systema Locorum theologicorum, 1655-1677), активный полемист с католиками, кальвинистами и социанами; И. А. Квенштедт (1617-1688), проф. теологии в Виттенберге, известный полемист и систематизатор, автор соч. «Дидактико-полемическое богословие» (Theologia didactico-polemica, 1685); Д. Холлац (1648-1713), автор соч. «Учебное изложение теологии» (Examen theologicum acroamaticum, 1707), последний крупный богослов лютеран. О. п.

http://pravenc.ru/text/2581579.html

Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1696 и 1706. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.43216, 40.44325 Проезд:Архитектурный комплекс церквей Смоленской и Симеона Столпника напротив Спасо-Евфимьева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Смоленском приходе две церкви каменные, однопрестольные, с каменною колокольнею: холодная церковь – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а теплая - во имя св. Симеона Столпника. В 1655 г. Скучиловские крестьяне подали челобитную патриарху Никону, в которой, жалуясь, «что они долгое время живут в слободе, а церкви Божией нет», просили разрешения построить две деревянные церкви: холодную – в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплую – во имя св. Симеона Столпника. В том же 1655 г., по благословению патриарха Никона, церкви были построены. Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 г., а в этом году архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братьею подали прошение Суздальскому митрополиту Иллариону о разрешении им построить вместо деревянной каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября того же 1696 г. митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Оная церковь строением окончена и освящена в 1707 г., и существует до настоящего времени. Копии с метрических книг с 1799 г., а исповедных росписей с 1803 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 г. и хранится в церкви. Церковь имеет землю в количестве 334 кв. саж. Причт при церкви: священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный, у псаломщика – собственный. Приход: 59 дворов, душ муж. пола 188, жен. 201. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Бывшая слобода вошла в черту города и церкви сейчас располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен. В 1960 г. в Смоленском храме архитектором О.Г. Гусевой проведена реставрация. 17 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Смоленского храма города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05922

Журавное. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В грамоте от 12 марта 1707 г. читаем: «161 (1652) г. сентября 10 за рукою воеводы Данилы Коптева написано: от реки Ворсклы, от Литовского рубежа; через лес на Журавную поляну, от Литовской границы подле концов большого Букреевского леса, через ахтырскую дорогу, подле Ахтырского леса на Журавину, до граней, пока мест грани стали Оксома до Андрея Хоцких; от тех граней вниз по Журавной поляне последняя грань до верховья Царева Колодезя, по правой стороне до реки Ворскла, вниз по Ворскле до Литовского рубежа». В таком виде земли Журавного отданы были в 1652 году боярским детям, служившим в Алешенском укреплении. В 1689 г. Алешанцы продали эти земли Ахтырскому полковнику Ивану Перекрестову, который лет за 5 пред тем увеличил население соседнего села Лутищ. Обращаемся к новому, московскому населению Журавной поляны. Оно началось не ранее 1655 года, но прежде того времени, как поляна перешла во владение Перекрестова, в межевой 1689 г. уже упоминается о Журавских помещиках, как жильцах села Журавного. Первый храм в Журавном во имя Архангела Михаила по поселении в краю черкасов построен, по всей вероятности, не позже 1660 г. После того, как имение куплено было у Гречаного, новый храм построен в 1722 г. Осипом Тимофеевичем Надаржинским, и исправленный два раза остается тот же поныне. В Лущицах первый храм трех Святителей основан не позже 1685 г., так показывает время населения Лутищ, то же видно и по другим обстоятельствам. Описание чудес Каплуновской иконы: «того ж (1695) г. села Лутищ священника мати Татиана имела недуг» и пр. В 1712 г. брали окладные деньги с Лутишанской Тресвятительской церкви. Но после того, как Лутищи отобраны были у Перекрестова, Лутищанский храм оставался в самом жалком положении, набожный майор Димитрий Райкович в 1799 г. возобновил его, сыновья его украсили щедрой рукой. Корсунская икона Божьей Матери писана в 1721 г. Книги: Триодь К. п. 1648 г., Апостол М. п. 1698 г. Припомним благодеяние Богоматери к одному из членов Журавинского причта. «Июня 28 1743 года села Журавного дьячек Григорий Кашпур, имевши дочь у себя Евдокию, страдавшую долгое время опухолью, пришел к чудотворной иконе Ахтырской Божьей Матери и, помолясь, взял в сосудец от иконы часть св.воды, с которой пришедши в дом свой немедленно напоил дочь свою водою и омыл некоторые части ее тела, которая в то же время, получив исцеление, сделалась совершенно здоровою».

http://sobory.ru/article/?object=52641

Сильвестр, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Крайский) Происходил из Малороссии. Обучался в Киевской духовной академии, когда в ней не было высших классов (после разорения академии в 1655–1657 годах). В 1665 году уезжал в Западную Европу для продолжения образования и окончил там Римскую духовную академию. По возвращении на родину занял место учителя в Киевской духовной академии. В 1701 году вызван в Московскую духовную академию для преобразования ее по образцу Киевской. С 1704 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря в сане архимандрита. 11 марта 1705 года хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского. В том же году 18 сентября возведен в сан архиепископа. С сентября 1707 года – митрополит Смоленский и Дорогобужский. Скончался 5 июня 1712 года в Смоленске. Погребен в особой усыпальнице в Троицком Смоленском монастыре. Митрополит Сильвестр принадлежал к числу ученейших людей своего времени, знал несколько древних языков и итальянский. Любил заниматься математическими, астрономическими и естественными науками. В 1709 году митрополитом Сильвестром переведена с итальянского языка «Краткая Космография», вероятно, для Смоленских училищ. Уделял много внимания храмозданию. Чистая и святая его жизнь служит примером и для последующих поколений. Наряду со святителями Смоленскими Сильвестром I. Дорофеем и Симеоном, чтится местным населением как поборник Православия. У его гроба совершаются панихиды. Литература: Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск. 1898. вып. 1. – С. 14. 37. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 4. – С. 20. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 158, 591, 813. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1394, 1415. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 771.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слуцк. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова являлась одним из самых древних храмов Слуцка. Сто лет назад среди деревянных храмов Слуцка на себя обращала внимание Рождественская церковь. На то время она была не самостоятельной, а приписана к приходской Воскресенской церкви. Богослужения здесь проходили только во время больших праздников, и среди них самым торжественным и значительным был храмовый праздник в честь Рождества Христова. В документах церковь упоминается в XVII, XVIII в и XVIII веках. Время основания ее неизвестно, как неизвестно и первоначальное место ее размещения. В 1578 году для улучшения ее состояния (она вероятно пострадала во время татарских нападений в начале XVI века) слуцким князем был дан вклад. К середине XVII века церковь находилась на территории Слуцкого предместья Остров, стояла там на местной рыночной площади. В 1655 году, во время подготовки Слуцка к защите от русских войск, было принято решение застройку предместья разрушить. Это делалось для того, чтобы территория перед оборонительными валами была свободной. Островские приходские церкви, в числе которых наряду с Рождественской еще называются Космодемьянская и Михайловская, были перенесены в город. Место для размещения Рождественской церкви выделили на улице Островской, по ее правой стороне, на равном расстоянии от Подзамчища и Островских ворот. Теперь это территория по Слуцкому переулку близ молодёжного центра. К началу XVIII века эта церковь, в которой кроме главного престола имелся придел Уверования апостола Фомы, устарела и требовала ремонта. На ее ремонт в 1707 году один из состоятельных жителей Слуцка ради этой цели пожертвовал 500 золотых. Однако через какое-то время, все же встал вопрос нового строительства. В 1762 году на том же церковной площади было завершено возведение здания новой Рождественской церкви. Какими были по архитектуре здания Рождественской церкви к XVII в. неизвестно. Воздвигнутая в 1762 году церковь Рождества Христова по размерам была небольшой, составленной из тесанных деревянных брусьев.

http://sobory.ru/article/?object=39187

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА II (1655/56, Шатишта (Сачишта), ныне Сьятиста, Греция - 1745, там же), архиеп. Охридский. Род. в семье священника. Был женат, имел сына, овдовев, постригся в монашество. Его брат Фома также был священником. В 30 лет (1686) З. стал митрополитом Сисанийским и принял активное участие в церковно-политической борьбе за кафедру Охридского архиепископа, которую вели т. н. автохтонная партия и сторонники К-поля. Впервые З. был избран Охридским архиепископом после смещения архиеп. Игнатия III, поскольку снискал расположение автохтонной партии. Избрание проходило в храме Богородицы Перивлепты Охридской на церковно-народном соборе 9 июля 1695 г. 8 июля 1699 г. З. был неожиданно отстранен от кафедры в пользу еп. Херонейского Рафаила, ставленника К-поля. Основанием послужило нарушение церковных правил: одновременное управление Охридской архиепископией и Сисанийской епархией. После его ухода неск. епархий архиепископии перешли под юрисдикцию К-поля. Воспользовавшись недовольством охридского клира, З. летом 1707 г. снова занял архиепископскую кафедру. После повторного смещения с Охридской кафедры в мае 1708 г. З. вернулся в качестве проедра в Шатишту и постоянно ссорился с Охридскими архиепископами, стремясь не допустить их вмешательства во внутренние дела епархии. Как архиепископ он упоминается и 4 июня 1709 г., поэтому нек-рые считают, что он и третий раз, не позднее 11 июня 1708 г., взошел на кафедру, но в следующем году был отстранен. Несмотря на это, З. вслед. поддержки среди духовенства председательствовал на отстранившем Охридского архиеп. Филофея соборе в Маврово (Маврохори; 6 июля 1718). Прославился богатыми пожертвованиями на нужды Церкви. Руководил греч. школой в Шатиште, но был обвинен в присвоении школьных денег и церковной недвижимости и отстранен. В возрасте 90 лет отошел от дел и вскоре скончался. Погребен в храме св. Илии в Шатиште. Из его трудов известны добавление к форме анафемы и неск. окружных посланий. Лит.: Димевски С. Црковна ucmopuja на македонскиот народ. Ckonje, 1965. С. 83-84; Охрид и Охридско низ ucmopujama. Ckonje, 1978. Кн. 2: Од под османлиска власт до kpajom на првата светска bojha. С. 77; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1931. Т. 2: От паденето и под турците и до нейното унищожение (1394-1767). С. 133-134, 204, 293, 344-345, 419. А. Сафонов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200045.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010