31 декабря 1707 г. послано письмо к Феологу, где святитель жалуется на скудость средств, не дающих ему возможности привести на своих лошадях дорогого гостя Феолога. 1503 Тем не менее Феолог, кажется, был в Ростове: к этому времени относится письмо святителю Феологу. «Как тебе Бог милует; как домой доехал, все ли здорово? Не потерял ли моего летописа и читаешь ли его, и Кариону, ему же низко кланяюся, даешь ли читати? Послах к летопису малое приложенийце, прочти и положи на месте подобающом, и еще хотят быти некая приложениа на неких местах. Да не очень долго у себе удержи; в великий пост, живи ли будем, присли; здравствуй carissime... Димитрий грешный». 1504 В это время (1708) начинается чувствоваться постепенное сближение святителя с старорусскою партией и сторонниками царевича Алексея Петровича. «Января 20 изволила быть в Ростове благоверная государыня царица Прасковья Федоровна, а с ней была Ирина Володимировна, жена Андрея Курбатова, что в полону у шведов с Мелетинским царевичем». 1505 В письме к ней же, еще от 18 октября (1707?) святитель благодарит царицу за присланное со стольником Юшковым жалованье: водку в четырех сосудах стеклянных, именуемых бутылках, и капусту красную три кочана. 1506 22-го января 1708 г. святитель получил в подарок от дьяка Монастырского приказа Гавриила Осиповича Окунькова башмаки греческие. 3 февраля святитель по приглашению Ивана Степановича Стрешнева ездил в г. Лух (Волог. губернии), на погребение отца Стрешнева – иерея Стефана. 1507 В том же месяце, святитель составил из разных накопившихся у него выписок род справочного словаря по разным духовным предметам: Notata per alphabetum. 1508 Материальное положение архиерейского дома, между тем, все более и более ухудшалось. Мы уже читали, что святитель писал Яворскому 24 февраля: «Вне уду брани, внутрь уду страхи. Толико беззаконий, толико обид, толико oppressiones вопиют на небо и возбуждают гнев и отомщение Божие». 1509 В 1707 году марта 30 скончался архиепископ Вологодский и Белоезерский Гавриил, а следующий Иосиф был хиротонисан в 1708 г., и был человек болезненный. Между тем в Вологде, на посаде была выстроена церковь . О составлении службы Богородице Неопалимой Купине, во время междуепископства просили св. Димитрия; 1510 но мы не знаем, исполнил ли он это желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1715 году митрополит Филофей предписал учить детей хантов и манси настоятелю Верхотурского Никольского монастыря. На протяжении всего XVIII века духовные школы Сибири играли большую роль в обеспечении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений. Митрополиту Филофею Сибирь обязана также «устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков». С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы. Много заботился митрополит Филофей об умножении храмов, особенно каменных, и об украшении их. В 1704 году в знак горячей своей привязанности к Киево-Печерской обители он пристроил к Тобольскому Софийскому собору тёплый придел во имя преподобных Антония и Феодосия. Особым попечением митрополита Филофея пользовался Тюменский Троицкий монастырь, основанный в 1616 году как Спасо-Преображенский. Часто проезжая через Тюмень, святитель Филофей «весьма полюбил красивое местопребывание Спасо-Преображенской обители и, заметив, что она от неопытных и неискусных настоятелей приходит в совершенный упадок и опустение, по благочестивой своей ревности принял твёрдое и неотложное намерение возобновить весь монастырь, до тех пор бывший деревянный, каменным». В этот монастырь впоследствии митрополит Филофей дважды удалялся на покой и в нём окончил свою земную жизнь. Особенно много потрудился святитель как миссионер и проповедник слова Божия. Ещё в 1705 году митрополит Филофей отправил на Камчатку миссию во главе с прибывшим из Киева архимандритом Мартинианом. В 1707 году, после поездки в Москву, послал священников с проповедью Евангелия к березовским остякам. Около 1707 года неутомимый митрополит Филофей направил духовную делегацию к главе монгольских буддистов. Для улучшения управления обширнейшей епархией, и особенно приходами Восточной Сибири, по ходатайству митрополита Филофея в 1707 году в Иркутске было учреждено викариатство Тобольской митрополии. Первым викарием стал епископ Варлаам (Коссовский; † 1721).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Благодарив же Творца моего, и Пречистую его Матерь, и святых его угодников, яко сподобихся и я, всех последнийший, святый его град Иерусалим видети и поклонитись живоприемному его Гробу, и протчим святым, плотию и кровию Христовою освященным, и паки во свое отечество благополучно возвратихся; Ему же от мене, непотребнаго и грешнаго раба, монаха Серапиона, о всех и за всех да будет величие, честь и слава, благодарение и поклонение, ныне и в будущие нескончаемые веки веков. Аминь. 1 Если 1704 год (декабря 3-го дня) означает начало пути наших паломников, то все путешествие их продолжалось 2 года, 5 месяцев и 6 дней, а именно: от 3-го декабря 1704 года по 9 мая 1707 года. 1705 г. они провели в пути до Иерусалима, куда прибыли 30 сентября сего года и пробыли здесь до половины сентября 1706 года, а вернулися домой 9-го мая 1707 года. 8 Тут в подлинной рукописи небольшой пропуск, смысл которого, впрочем, очевиден: если бы мы с своими деньгами (небольшими) пошли без фирмана, то их бы недостало. 10 Если путешествие, как означено в заглавии, началось в 1704 году, то наши путники, иеромонахи Макарий и Сильвестр, были в пути до Иерусалима с 3 декабря 1704 по 30 сентября 1705 года, в Иерусалиме пробыли до сентября 1706 года, а вернулись домой в мае 1707 года. 11 Вероятно к сему месту в подлинной рукописи было пояснительное изображение, котораго в противне (о. Пахомия) не находится. 15 Матронинский Троицкий заштатный монастырь находится Киевской губернии в Чигиринском уезде, между местечками Жаботиным и Медведовкою, в лесу, именуемом Матронин, на возвышенном месте, окруженном с 4-х сторон земляным валом, разстоянием от Киева с 200, от Чигирина в 40 верстах. Когда и кем основан, не известно, но возобновлен он благословением Киевскаго митрополита Ионы Протасовича (1563 г.) и универсалами Гетманов, Петра Сагайдачнаго и Петра Дорошенка (1620, 1621 и 1671 г.). Хотя в 1678 г., по взятии турками Чигирина, монастырь Матронинский был ими разорен, однако в 1685 году уже построена в нем новая церковь , которая и освящена 1717 года, по универсалу князя Яна Станислава Яблонскаго, старосты Чигиринскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К числу последнего рода неканонизованных святых относится некий «преподобный Захария». О жизни и подвигах этого преподобного нет никаких сведений, даже самое имя его в настоящее время почти никому не известно. Но в XVIII веке этот преподобный, нужно полагать, пользовался немалою известностью. Сведения, и притом самые краткие, об этом преподобном сообщаются, – как свидетельствует преосвящ. Сергий, – только в одной рукописи XVIII века, хранящейся в библиотеке Киево-Софийского собора и имеющей такое заглавие, «Книга, глаголемая Описание о русских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори, всякаго чина святых». Да и в этой рукописи имя преп. Захарии, – по словам того же преосвященного, приписано другою («позднею») рукою, а не тою, которою писана вся рукопись. Все сведения, сообщаемые этою рукописью о преп. Захарии, заключаются в следующих весьма не многих словах: «Преподобный Захария на реке Туре града Тюменя, явися в лето 1707» 2 . Но и эти не многие слова раскрывают пред нами целую страницу из истории города Тюмени. Из приведенной приписки, сделанной в «книге глаголемой, Описание о российских святых» видно, что слух о «преп. Захарии» распространился в XVIII веке не только в пределах Тобольской епархии, но даже в Европейской России: имя преп. Захарии было известно даже в Киеве. И эта известность Захарии была известностью его, именно как почитаемого народом святого, хотя и неканонизованного церковью. Если о жизни и подвигах Захарии и ничего не сообщается в упомянутой рукописи XVIII века, то во всяком случае можно за несомненное считать, что чтившийся народом Захария, называемый в рукописи «преподобным», был монах и проводил, если не всю жизнь, то по крайней мере остатки дней своих в Тюмени, где и был погребен. Знаменательно выражение: «Явися в лето 1707». Это выражение обыкновенно означает обретение мощей. Следовательно, и самое почитание народом Захарии было вызвано обретением в 1707 году его мощей, быть может, даже нетленных. При каких условиях и в каком именно месте в г. Тюмени были обретены мощи Захарии, неизвестно. Но, что в первой четверти XVIII века в Тюмени было «нетленное тело», это известно достоверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

– Иосиф , в нояб. 1707. Строители Иосиф , 7 янв. 1615, 1631. Кирилл , в янв. 1646, в мар. 1654, в мае 1656. Даниил , в февр. 1691. Трифон , 1697. Иона , в окт. 1703. Пахомий , 1704–1707. Иосиф , 1710. Никанор , игум., 1722. 13 Елабужская Троицкая, в Каменном городище, [IV, 82] пустынь, упразднённая; основана около 1616 г., 10 окт. приписана к Казанскому архиерейскому дому. Игум. Иона , 1616. Строит. Герасим , в сент. и дек. 1635. – Моисей , 1638. – Варлаам определён 31 мар. 1659. – Игнатий , в сент. 1663. – Галактион , 20 дек. 1663. Игум. Исаия , в нояб. 1677. – Евфимий , 1705. Особые заметки Разные Котельницкого Введенского: Иг-нья Елена , 1699–1704. – Пелагия , 1719–21. IV, 305. Истобинского Троицкого, перев-ного в Соликамск: Строит. Никита , 1680. – Киприан , 1705. Игум. Дамиан 1737 и 38. – Иоанн , 1742. – Авраамий , 1764; † 1765. (См. Пермскую епархию). III, 757. Вятский Григориев. VI, 147. Слободской Спасский. VI, 605. Слободского Рождественского: Иг-нья Евсевия , 1849. – Таисия , 1850. – Пульхерия , 1851–66. VI, 648. Царевосанчурские два. VI, 836. Яранские два. Яранского игум. Иларион , 1753–57. Яранского Богородице-Владычня иг-нья Парасковия , 1702–4. Вознесенского: Строит. Сергий , в апр. 1659. – Феодосий , в окт. 1679. Игум. Филарет , в нояб. 1707. – Захарий † 1765. Архиерейского дома казначей игум. Иоанн , 1743. Член Вятской консистории игум. Иезекииль , в янв. 1760. (См. Краснокутский мнтрь). Трифонова наместн. игум. Мельхиседек , 1762–1764. Слободского «Новодевича» иг-нья Анна , в окт. 1703. Рождественского Евсевия , 1840. (Адрес-Календарь). Хлыновского уезда, Богоявленской Раифской пустыни: Строит. Иаков , в окт. 1703. – Филарет , 1708. Кобрьской (Закобрской) Введенской пустыни игум. Питирим , 1705. Кайгородского Успенского строит. Зосима , 1705. Кайгородской Сретенской Сырьинской пустыни строит. Питирим , 1705. Сарапульского Успенского строит. Лаврентий , 1706 и 7. Царевосангульской Мусерской пустыни строит. Моисей , в мар. 1661, 1662. Уржумского уезда, Печерского строит. Ломей , в сент. 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XVII в. в опустевшем М. Ж. м. проживал лишь белый священник. В 1707 г. митр. Сарский и Подонский Иларион (Властелинский; † 1720), объезжая епархию, обратил внимание на покинутую братией пустынь. Видимо, вскоре в архивах архиерейского дома была обнаружена копия грамоты 1585 г. царя Феодора Иоанновича. В 1707 г. по указу царя Петра I пустынь была восстановлена трудами бывш. ризничего Крутицкого архиерейского дома настоятеля (1710-1722) иером. Тихона, возведенного митр. Иларионом в сан игумена. Уже к кон. 1707 г. в обители проживали 23 инока и 10 трудников («кормятца трудом своим и подаянием, и государева хлебного и денежного жалованья не определено, токмо что от боголюбивых людей подаяния и строение чинят»). В 1708 г. игум. Тихон заложил в М. Ж. м. каменный Введенский собор. Собственных средств у обители не хватало, поэтому в 1710 г. игумен завел вкладную книгу для записи пожертвований «на строение каменное... и на прочие монастырские потребы, и братии на пищу и одежду». В 1710 г. игум. Тихон, привлекавший в М. Ж. м. паломников и благотворителей, перенес из с. Озёрского Перемышльского у. Калужской губ. в пустынь чудотворный литой медный образ Божией Матери «Знамение». Перенос святыни повлек тяжбу между братией и озёрским причтом. В мае 1711 г. Сарский и Подонский еп. Феодосий (Вадбольский) выдал игум. Тихону грамоту, утверждающую, что иконе в М. Ж. м. «быть вечно неотъемлемо». Согласно вкладной книге, мон-рю помогали пожертвованиями митр. Сарский Иларион, еп. Феодосий (Вадбольский), архимандрит орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Евфимий, архимандрит Оптина болховского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастыря Сергий, архимандриты белёвского Преображенского монастыря Иов (Марков; † 1718) и Глеб (Талипский) , московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Алексий и др. В окт. 1717 г. по челобитной игумена у стен М. Ж. м. было разрешено открыть Ильинскую ярмарку сроком на одну неделю и правом 3-летней беспошлинной торговли; ярмарка являлась источником дохода для обители. В этой челобитной М. Ж. м. назван «общежительным монастырем Введения в церковь Пресвятыя Богородицы и прп. Макария, Белевскаго чудотворца».

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Если «на властях монастырских явятся начетные деньги», было приказано «на них править, пока не заплатят» 298 , т. е. бить на правеже, что и выполнялось. При приеме открывалось богатство монастырей, их доходы, количество вотчин и оброков с них. Так, например, костромской Ипатиевский монастырь, при сдаче своего имущества в ведомство Монастырского Приказа по переписным книгам 186 г., имел за собою в вотчинах, рассеянных по нынешним губерниям Костромской, Ярославской, Московской и Владимирской, 3848 дворов, в них людей 12590. Оброку платили монастырю каждогодно 2056 р. 26 алт. 4 д. деньгами, 764 1 / 2 четверти ржи, 1017 четвертей 1 1 / 2 четверика овса и 12 четвертей ячменя. Кроме того крестьяне пахали на монастырь 377 десятин, косили 16011 копен сена и исправляли разные работы в монастыре и вотчинах 299 . – Перепись, начавшаяся в 1701 году, продолжалась несколько годов. Она замедлилась по причине сложности дела, по недостатку способных и усердных к тому переписчиков, по переменчивости судьбы их и по многочисленности занятий. В 1707 г. на основании частных переписных книг составлена была общая, генеральная табель, которой мы, к сожалению, во всей целости не нашли в архивах. В ней определены были доходы Приказа во всех вотчин его ведомств и расходы окладные. Эта табель скоро должна была подвергнуться изменениям. Она была неполная: в нее не вошли все, ведомые в Приказе, местности. Частные переписи продолжались и после 1707 года, пока не наступила государственная надобность в новой переписи. В 1707 г. государство, подучившее областное административное деление на провинции и губернии, потребовало и от Монастырского Приказа соответственного общему делению расписания его ведомства по губерниям и провинциям. Между тем, доселе перепись была по вотчинам, монастырям и епархиям, что не совпадаю с новым государственным делением. Новая перепись началась по распоряжениям Приказа в 1709 году 300 , а в 1710 и по указу из Царского Разряда 301 . Приказ поручил от себя составление новых переписных книг частью монастырским стряпчим, которые стали почти вполне зависимыми от него чиновниками, частью особым нарочно посланным чиновникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Смиренный митрополит сам сел за парту. Новые наборы (по 15-16 чел.) состоялись в 1711, 1713, 1714 гг. Одновременно Лихуды занимались научно-богословской и переводческой работой. Софрония Лихуда, в 1707 г. приехавшего по делам Новгородской епархии в Москву, не отпустили обратно. Когда в Москву хотели вызвать и Иоанникия, И. 27 дек. 1709 г. написал Петру I, чтобы учителя оставили в Новгороде, иначе пришлось бы закрывать школу. В 1712 г. И. удалось вызволить из ссылки в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь еще одного опытного педагога - ученика Лихудов иеродиак. Иова. В том же году И. пригласил в Новгород для перевода книг с греч. и лат. языков и для преподавания в Славяно-греко-латинской школе иером. Кариона (Истомина) . Школа стала центром образования в Новгородской епархии. В 10-х гг. XVIII в. по благословению И. в 14 городах и поселках открылись начальные уч-ща. Желание митрополита получить из Московского Кремля находившуюся там «верхнюю типографию» и приступить в Новгороде к книгопечатанию не было реализовано. Иов, митр. Новгородский. Лист из " Ответа краткого на подметное письмо о рождении сими временами антихриста " . 1707 г. (РГБ) Иов, митр. Новгородский. Лист из " Ответа краткого на подметное письмо о рождении сими временами антихриста " . 1707 г. (РГБ) И. подготовил приписной к архиерейскому дому Колмов мон-рь к благотворительному служению. В 1706 г. в нем открылись больница для инвалидов и приют для подкидышей. Еще при жизни И. это начинание получило гос. поддержку в масштабе всей страны. Указом от 4 нояб. 1715 г. Петр I повелел открывать при храмах в Москве и в др. городах госпитали «для сохранения зазорных младенцев… как о таких делах Боготщательное и душеспасительное осмотрение Преосвященный Иов, митрополит Новогородский, учинил в Великом Новегороде» (ПСЗ. Т. 5. С. 181). Преемницей колмовских учреждений считается Новгородская обл. клиническая больница. Более 10 лет казначеем архиерейского дома при И. был иером. Феодосий (впосл. архимандрит; † 1744).

http://pravenc.ru/text/578172.html

Новочеркасск. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь святого Николая имеет едва ли не самую древнюю историю среди всех Новочеркасских храмов. Доказательством тому может служить " Грамота, данная по указу Великаго государя Царя Великаго Князя Петра Алексеевича, на построение церкви во имя святителя Николая в городе Черкасске в 1707 году " . Суть грамоты, данной 7 января 1707 г., в том, что она является разрешительным ответом на просьбу Донских казаков, в частности Скородумовской станицы г. Черкасска, построить церковь во имя св. Николая чудотворца. В грамоте указано, что зимовой станице Донских казаков, прибывшей в Москву во главе с атаманом Микитой Алексеевым и " ясаулом " Семеном Терентьевым, выданы благословенная грамота на построение Николаевского храма и антиминс. Так как в это время по указанию Петра I Патриарх Русской Православной Церкви не избирался, то благословение Донским казакам преподал, как видно из текста грамоты, Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский. Он же дал краткие инструкции о том, какой должна быть построенная Николаевская церковь. Освятить построенную церковь во имя св. Николая Митрополит Стефан поручал " соборному попу Григорию по исправному требнику " , т.е. священнику Войскового Воскресенского собора в Черкасске о. Григорию по исправленным после церковной реформы Патриарха Никона богослужебным книгам. На подлинной грамоте, хранившейся в Донском музее, была подпись монах Тихон Макарьевский. Справил грамоту (т.е. написал) Стефанов. Таким образом, Николаевская церковь имеет свое историческое начало в 1707 г. Ее предшественницей была часовня во имя святого Николая угодника, стоявшая в Черкасске между Скородумовской и Тютеревской станицами на самом берегу Дона. Рядом с ней было кладбище. Эта часовня сгорела в 1703 г. И поэтому казаки запросили разрешение в Москве на устройство церкви во имя св. Николая чудотворца. Новую церковь не строили, а по рассказам старожилов, привезли Доном откуда-то с иконостасом и установили в Черкасске. Церковь была изготовлена из " круглых тополей и очень долго стояла без колокольни " . Со временем колокольню сделали из хорошего дубового леса.

http://sobory.ru/article/?object=34035

В 1706–1707 годах митрополит Иов ведет переписку с немалым числом влиятельных лиц. В 1707 году в письме к Н.М. Зотову, бывшему учителю Петра, Иов просит его похлопотать о том, чтобы на его имя были высланы «18 богословских книг, присланные к самодержавному Его Величеству от святейшего Досифея патриарха, яже ни в которой стране мира обретаются», а также оборудование т.н. «Верхней типографии», учрежденной Симеоном Полоцким , к тому моменту давно лежавшее без дела 535 . Письмо с той же просьбой о книгах Досифея Иов направляет к А.Д. Меншикову. Одновременно митрополит пишет и письмо супруге князя Дарье Михайловне, в котором рассказывает о пользе заведенного в Новгороде училища и благодарит за благодеяния, оказанные его епархии княжеским семейством. Митрополит Иов устанавливает контакты с Фёдором Поликарповым, возглавлявшим Московский Печатный двор, отсылает ему переведенные книги и просит «исправить», т.е. отредактировать на Печатном дворе пролог, стихиру и канон Софии Премудрости Божией, переведенные Лихудами с греческого оригинала 536 . Продолжается и начатая чуть ранее переписка митр. Иова с митр. Димитрием Ростовским . В конце 1705 – начале 1706 гг. году новгородский митрополит обратился к письмом к самому Ростовскому владыке с просьбой выслать в Новгород недавно вышедшую в 1705 году последнюю книгу Четий-Миней (июнь-август) 537 . Переписка архиереев продолжалась, хотя и крайне нерегулярно, вплоть до самой смерти Ростовского митрополита в 1709 г. В письмах затрагивались проблемы духовных училищ, новгородского и ростовского, обсуждались насущные проблемы церкви 538 . Уже имея царское разрешение на получение в Москве типографского оборудования и богословских книг, во второй половине 1707 года митр. Иов посылает в Москву делегацию в составе Софрония Лихуда, хутынского архимандрита Феодосия Яновского и митрополичьего казначея Феодосия. Им предстояло привести в Новгород «Лексикон» Епифания Славинецкого и другие книги, типографию с мастерами и оборудованием, а также справщика Николая Семенова 539 . Однако Стефан Яворский задержал Софрония в Москве, для того, чтобы тот преподавал греческий язык при академии. Более того, в январе 1708 г. в ближней государевой канцелярии было принято заключение о том, чтобы вызвать в Москву также и Иоанникия Лихуда для преподавания греческого языка 540 . Митрополиту Иову удалось добиться того, чтобы Иоанникий остался в Новгороде, однако Софроний так и не вернулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010