патриарх К-польский); Иеремия (1635-1636); Иоанникий Линдиос (1636-1638, бывш. митр. Ганосский и Хорский); Мелетий (упом. в 1639); Иеремия повторно (1639; впосл. митр. Приконисский и Геллеспонтский); Иоанникий Линдиос повторно (1639-1646; впосл. патриарх К-польский); Мефодий (1646-1667; впосл. патриарх К-польский); Матфей (1667-1668); Варфоломей (упом. в 1672-1681); Софроний (упом. в 1688); Макарий (1688); Варфоломей (упом. в 1690); вдовство кафедры (1691); Неофит (упом. с 1692 по 1702 с перерывами); Варфоломей (упом. в 1695); Нектарий (упом. в 1698). Ираклийские и Редестские митрополиты Неофит (1702-1707, 1707-1711, 1713-1714; в 1707 избран патриархом К-польским, но не утвержден); Афанасий (1711-1713); Каллиник (1714); Геннадий Леросский (1714-1718, бывш. митр. Хиосский); Каллиник Наксосский (1718-1719, бывш. митр. Филиппопольский, умер в день своего избрания патриархом К-польским 19 нояб. 1726); Даниил (1719-1726); Герасим Леросский (1726-1760, племянник Геннадия Леросского, бывш. митр. Наксосский, впосл. митр. Никейский); Мефодий (Манолис) (1760-1794, племянник Герасима Леросского, бывш. еп. Метрский); Мелетий (1794-1821, племянник Мефодия (Манолиса), бывш. еп. Мириофитский и Перистасидский); Игнатий (Старабирос) (1821-1830, племянник Мелетия); Дионисий (1830-1848); Панарет (1848-1878); Иоанникий (1878-1879, бывш. митр. Никейский); Григорий (Павлидис) (1879-1888); Герман (Кавакопулос) (1888-1897; впосл. патриарх К-польский); Иероним (Гормас) (1897-1902); свт. Григорий (Каллидис) (1902-1925). Ираклийские титулярные митрополиты: Филарет (Вафидис) (1928-1933); Вениамин (Георгиадис) (1933-1936; впосл. Патриарх К-польский). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-300; Darrouz è s. Notitiae. Р. 204, 216, 219-220, 230, 234, 248, 252, 264, 268, 275, 290, 297, 311, 342, 348, 355, 374, 380, 388-389, 393, 402, 406, 409, 412, 416, 418-419. N 1-21; Halkin F.

http://pravenc.ru/text/673873.html

416 Ничего более за 2-ю половину XVII в. нам неизвестно. Начало XVIII века было ознаменовано распоряжениями Петра I относительно и женских обителей. Так, «в 1703 г. для женских монастырей было потверждено: из монастыря монахиням быть неисходными; если будет великая нужда выйти, то отпускать на малое время, часа на 2 и на 3, с письмом и за печатью, писать именно, для какой нужды и на сколько времени отпущена, и за письмо и за печать отнюдь взяток не брать; монахини могут писать только в трапезе; постригать белиц должно не раньше 40 лет; ворота в монастырь должны быть всегда заперты, подле ворот должны стоять караульные; мирние входят только во время церковной службы, а в другое время могут входить не иначе как с позволения игуменьи» 417 . – Исполнялся ли этот закон, по крайней мере, при самом Петре I, к сожалению, даже по настоящее время удовлетворительный ответ на этот вопрос нами еще не отыскан. 6) Игумения Иулиания, 1707–1715 гг. Эта игуменья не мало позаботилась и сделала для блага вверенной ей обители, исходатайствовав ей некоторые льготы (в 1707 г. 418 ), прекращаемое воеводами казенное пособие монастырю, 419 сократив взимаемые с него незаконные сборы 420 . Наконец, если верить «Истор. Российск. Иерархии», при ней построена «на ограде над св. воротами церковь деревянная ко имя преп. Антония и Феодосия Печерских , освящена в 1713 г., ноября 22 дня». 421 – После сего испросила, будто бы в 1715 г., разрешение сломать деревянную успенскую церковь и построить, на место ее, каменную, двух-этажную 422 , к возведению каковой было приступлено в 1717 г. 423 , но при Иулиании или после ее – неизвестно. Прежде всего Иулиания испросила указ, чтоб «мирских» платежей, «кроме окладу... на них не спрашивать»; подвод не имать; брать в подводы и «в работников к корабельному делу – по раскладу». Вот сей указ: «1707 г. марта в 26 день, в помете на выписке г-на коменданта над Копорьем и Ингерманландской губ. лант-рихтера Як. Никитича Римскаго-Корсакова, что по челобитью Каргопольскаго девича монастыря, пустыни блаженнаго Иоанна Волосатаго игумении Ульянии, с сестрами, написано: мирских раскладов, кроме окладу, никаких денег на них не спрашивать, а в подводы и в работников к корабельному делу брать по раскладу что доведетца, а проезжих малых подвод не имать и на подставы не высылать; и о сем дать им впредь для ведома указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1707-го года архимандрит Феодосий был в Москве. Митрополит Иов пишет ему в декабре 1707-го года: «о здравом и благополучном до царствующего града прибытии вашем слышати тепло желаем и от души поздравляем» 75 . Профессор Чистович, автор сочинений, излагающих историю духовных дел первой половины XVIII-ro века, полагает, что архимандрит Феодосий отправлен был в Москву вместе с Софронием Лихудом за «Типографией Симеона Полоцкого , которую он выпросил у Государя» 76 . Но в письме к Царю от декабря 1707-го года митрополит Иов просит отдать печать и станы «Софронию учителю и казначею нашему», не упоминая об архимандрите Феодосии 77 . В Москве, по-видимому, и решен был окончательно перевод архимандрита Феодосия в Петербурге на пост духовного судии 78 . В Архиве Александро-Невской Лавры сохранилась копия наказа митрополита Иова при назначении архимандрита Феодосия в Петербург. Наказ датирован 6-м марта 1708-го гола. По именному царскому указу и по благословению митрополита Иова, «архимандриту Хутыня Монастыря» Феодосию велено «ехать в Санкт-Петербург и в новозавоеванные города – в Шлютельбурх, в Нарву, в Копорье и в Ямбурх». В наказе подробно излагаются обязанности, возлагаемые на архимандрита Феодосия. Архимандрит Феодосий должен был в тех городах и их уездах у всех церквей переписать поименно всех священников, драконов и причетников и освидетельствовать, имеются ли у них благословенные (ставленные) грамоты и указы, все ли они служат по благословению архиерейскому и по указам; составить о них переписные книги и один экземпляр переслать в Новгород митрополиту, а другой оставить у себя. Живущих в поименованных городах и их уездах священного и мирского чина людей впредь до указа «духовным суждением ведать» и «расправлять». А именно: 1. Неослабно наблюдать за церковным благочинием, чтобы богослужение были совершаемы в положенное время, с должным благоговением и с соблюдением церковного устава, чтобы в церквах было налицо миро и елей и чтобы церковные строения содержались в порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А будет у них, Воскресенского монастыря властей, явятца на брата моего, Никифора, какие в извести, и в камени, и в мельнице подрядные записи, или какие письма, или на меня, Кондратья, такие ж письма явятца впредь, или записи, и по тем записям и по письмам им, Воскресенского монастыря властем, тако ж на меня, Кондратья, и на жену мою, и на детей, и на родственников моих, не бить же челом. А будет я, Кондратей, или жена моя, и дети, и родственники мои, по духовной брата моего о долгах за выше писанную известь, и камень, и лещеди, или по иным роспискам, о чем на них, властей, и на слуг, против сей записи, что писано выше сего, хотя в малом не устоим, и на мне, Кондратье, и на жене моей, и на детях, и на родственниках, кто станет бить челом, взять им, властем, за неустойку триста рублев денег, и убытки по своей сказке, и от челобитчиков очистка; а ся запись и впредь в запись; а усей записи послуси: Афанасий Соболев, Федор Степанов, Иван, а запись писал Ивановские площади Подьячей Стольника и Полковника стременного Иванова полку Елисеевича Цыклера стрелец Никитко Блинов, лета 7199 (1691) года, Марта в 7 день. На обороте: «К сей записи Троицкие площади Подьячей Ивашка Юрьев, вместо Кондратья Парфеньева сына Расторгуева, по его веленью, руку приложил». XXII. Четыре росписки о материалах и деньгах на покрытие ограды и церковного шатра, 1707 года 1707 года, Июля в 30 день, по Указу Великого Государя, куплено в Воскресенской монастырь, для кровли церковного шатра, в железном ряду у Андреева сидельца Турчанина, у Матвея Васильева, гвоздья однотесного 26000, ценою за тысячу по 15 алтын, и того 11 рублев 23 алтына 2 деньги даны из сбору с вотчин Воскресенского монастыря. Матвей Васильев за продажные гвоздья по выше писанной цене деньги взял и вместо его росписался (?) села Покровского. 1707 году, Августа в день, вотчины Воскресенского монастыря Рузского Уезду сельца Еднева крестьяне Алексей Васильев с товарищи взяли на Савинском подворье из сбору с вотчин Воскресенского монастыря за продажной тес, что продали в Воскресенской монастырь на кровлю церковного шатра 1350 тесниц, ценою за сто по 1½ рубли, и того 20 рублев 8 алтын 2 деньги, а вместо их росписался Воскресенского монастыря служебничей сын Афанасий Авакумов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Касается святитель и других сторон раскола, разделения его на толки: Нынешних времен слышится, яко воскресе и паки обновися в Брынских лесах, в раскольничьих Николаитское учение... в своих скитах учат блудотворити и всем обще имети жены. 1449 Слышах аз, яко мнози, оставляюще домы своя имения и сродники, бежат в пустыню, в лесы Брынскии, аки бы ищуще Христа и правыя веры... будто Христос и яже в него вера, седит негде в лесе, за колодою... слышах и то, яко у раскольщиков сокровенно уже и христы обретаются, предтеч антихристовых наплодилося. 1450 Но только впоследствии святитель обратился к обширной работе над расколом, давшей в результате «Розыск о брынской вере». Теперь же (в 1707 г.) его более интересовал летописец. Мы уже указывали выше под 1703 годом список хронографа Дорофея Монемвасийского, известиями которого святитель пользовался и в проповедях, и в Летописи келейной, 1451 но одного этого источника было мало. Поэтому святитель написал Григорию Дмитриевичу Строганову, старому благотворителю Ростовской митрополии, следующее письмо: «Пречестнейшему господину Григорию Димитриевичю смиренный Димитрий, архиерей Ростовский, Божия благословения желая, челом бьет. Не усумневаяся о милости и любве вашей к моему недостоинству, дерзнул сим писанийцем моим посетите честность твою с нижайшим моим поклонением и моление мое приношу: пожалуй, благодетель мой милостивый, пошли ко мне на малое время книгу, глаголемую хронограф, иже и летописец, иже надеяся в доме милости твоей получити; ибо мне ныне требе есть того, понеже с ростовских обителей все летописныя книги взяты суть в Москву, аз же желаю себе некая от хронографных летописаний списати; благоволи убо милость твоя явити мне сию любовь, еже подати ми на малое время таковую книгу, и прислать ю с человеком своим Сисоем Алексеевичем молю и челом бью. Божия благословения и всех благ честности твоей желаю. Смиренный архиерей Димитрий. Из Ростова 18 мая 1707 года». 1452 С тою же просьбою святитель обратился 19 мая 1707 г. и к Феологу. Указывая на то, что все летописи взяты в Москву, Димитрий просит сыскать для него хронограф, так как он замышляет писать летопись. «Возжелах от скуки, аще Господь восхощет, сочинить летописец вкратце за келлию; но не имам книг. Все летописныя книги с епархии Ростовской взяты к вам; а у меня только той (Дорофеев), иже списася с онаго, его же взимах на дворе печатном, в нем же аще и довольни суть истории, но летосчисления от создания мира не обретается; аще же латынстии и имам, но с нашими летами не сходни». 1453

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В нояб. 1703 г. «как епископ Сербский монастыря Троицкого» Е. впервые прибыл в Киев с 3 старцами для сбора милостыни. Не имея жалованной грамоты, дававшей на это право, он обратился с письмом к царю Петру I, сообщая о бедственном положении сербов. Е. просил оказать помощь, но Посольский приказ распорядился выслать его из страны. Через 2 года он вновь прибыл в Россию, но уже как митрополит, 22 янв. 1705 г. вместе с сопровождавшими его лицами был принят в Москве в Посольском приказе и получил пожалование деньгами, соболями и материей. В челобитной царю он сообщил, что в янв. 1704 г. в его Петоцркванскую епархию пришли венгры, разорили мон-рь Успения Пресв. Богородицы, «порубили» всю братию «и все христиане обретающихся во оной епархии». Из письма Петру I от 19 сент. 1706 г. следует, что по царскому указу на пропитание ему была пожалована 5-я часть денежных средств, получаемых от приходов Суздальского архиерейского дома, к-рая составляла в тот период 150 р. в год. В сент. 1707 г., согласно предписанию царя, Е. был направлен «в поход, в полки... с ризницею и с певчими и с подъяки из сербския земли, тако ж де и суздальскими, которые даны ему в послужение» (РГАДА. Ф. 52. 23, 1707 г.). До мая 1708 г. он находился при рус. армии в Смоленске вместе с 8 соотечественниками (4 монахами и 4 бельцами); суздальские подьяки его покинули из-за недостатка материального обеспечения. Период пребывания Е. на Суздальской кафедре также определяется по эпитафии: «Не больше седмь месяц и троих лет», т. е., возможно, в сент. 1708 г. в связи с болезнью митр. св. Илариона ( 14(25) дек. 1708) Е. стал, по-видимому, администратором Суздальской и Юрьевской епархии, а после смерти свт. Илариона был поставлен на кафедру в сущем сане митрополита. В Житии свт. Илариона, составленном в XVIII в., говорится, что Е. был «при палестинских патриарсех» (возможно, Е. посещал Св. землю) и что после смерти митр. Илариона он ничего не изменил в порядке церковных церемоний, совершаемых при его предшественнике (см.: Житие Преосвященнейшаго Илариона, митр. Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни перваго строителя. Каз., 1868. С. 138-139). В 1709 г. в Россию для встречи с Е. прибыл его брат, торговый человек Дмитрий Янкович, житель г. Петроварадин. Встреча братьев состоялась в Москве, на подворье Суздальского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/182135.html

«Автобус» (1934—1936)— поэма М. Цветаевой. «Проза требует мыслей да мыслей» — цитата из наброска статьи «О русской прозе» (1822) А. С. Пушкина. критика двух строк из песни Председателя — речь идет о главе «Скобка о роде слуха» из статьи М. Цветаевой «Искусство при свете совести» (1932-1933). как верно увидены… Брюсов, Волошин! — речь идет о мемуарных очерках М.Цветаевой «Герой труда» (1925), «Живое о живом (Волошин)» (1933). Степун, в предисловии… — речь идет о предисловии философа и писателя Федора Августовича Степуна (1884—1965) к изданию «Неизданного» (1953) М. Цветаевой. «Вскрыла жилы: неостановимо…» — стихотворение М. Цветаевой 1934 г. Генерал Миллер был еще цел и невредим. Эфрон тоже… — глава Русского общевоинского союза во Франции, генерал Евгений Карлович Миллер (1867—1937) был похищен в Париже агентами НКВД при участии мужа М. Цветаевой, Сергея Яковлевича Эфрона (1893—1941), который в сентябре 1937 г. после «дела Рейсса» был вынужден бежать в СССР, где в 1939 г. арестован и расстрелян.   Искусство как язык религии   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1958. 50.   глухонемая слепая девочка Эллен — здесь и далее описывается эпизод из автобиографии американской писательницы Хэлен Келлер (1880—1968), автора ряда автобиографических книг: «История моей жизни» (1903), «В середине пути» (1930) и др.   Письма об иконе. Письмо первое. — Образ и символ   Впервые: Вестник РСХД. Париж, 1959. 55.   Andachtsbild (нем.) — алтарный образ. патриарх Досифей (Досифей Нотара, 1641 — 1707)— патриарх иерусалимский (1669—1707), автор «Истории иерусалимских патриархов». 7-й вселенский собор — собор 787 г. в Никее, на котором была осуждена иконоборческая ересь. Павлин, епископ Ноланский — Павлин Милостивый (353—431), епископ ноланский (с 409 г.); находился в дружеских отношениях со св. Амвросием, бл. Августином, св. Мартином Турским; его наследие составляет 32 гимна и 50 писем.   О непереводимом   Впервые: Воздушные пути. Альманах 1. Нью-Йорк, 1960.   «На холмах Грузии…» (1829), «Под небом голубым страны своей родной…» (1825) — стихотворения А. С. Пушкина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца на Меленках. Церковь Николы на Меленках Карта и ближайшие объекты Церковь Николы на Меленках в Ярославле. Построена в 1672 г. Летняя, четырехстолпная, пятиглавая. Внутренняя роспись - 1707 г., выполнена ярославскими мастерами во главе с Ф. Федоровым. Отдельно стоявшая колокольня разобрана в 1920-х гг. На месте, где сейчас располагается церковь когда-то была деревня Меленки, получившая свое название от бывших тут ветряных мельниц. До возведения храма здесь существовал мужской Николо-Сковородский монастырь в Глинищах, который был упразднен в 1660-х годах. Первые упоминания о деревянном храме на этом месте относятся к 1627г. Каменную церковь начали строить в 1668г. на средства ярославского купца Мартиниана Дурандина. Храм во имя Николая Чудотворца с приделом Прокопия Устюжского в паперти освятили в 1627г. Храм представляет собой кубический объем, окруженный с трех сторон закрытой галереей с окнами, и увенчанный пятью чашуйчатыми главами на высоких барабанах. С западной и южной стороны расположены крыльца под двускатной крышей, с северной – придел. Фасады декорированы простыми пилястрами, аркатурно-колончатым поясом на барабанах, простыми прямоугольными наличниками на галерее. В северо-западном углу ранее находилась шатровая колокольня, которую разобрали в 1939г. Росписи стен выполнены в 1705-1707 годах ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В 1822 году стенопись частично поновил Е.С. Камещиков. Храм закрыли в 1931 году. В 1995г. вернули православной церкви.  Информация: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007 Главный каменный холодный храм Николы в Меленках, с приделом в северной галерее в память блаженного Прокопия Устюжского чудотворца, был заложен по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича в 1668 г. и освящен в 1672 г. Тогда же возвели и шатровую колокольню. Строительство велось на средства ярославского купца Мартимиана Дурандина, скончавшегося в монашестве с именем схимонах Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=01176

Мелетий Дзик , в 1673–80; перев. в Киево-Михайловский Златоверхий. Сильвестр Головчич , в 1680–83; перев. в Киево-Михайловский Златоверхий. Иезекииль Филипович определён 28 апр. 1684; до 1686. Феодосий Гугуревич 1686 перев. из Максаковского; † 25 дек. 1689. Пахомий Подлузский , из Выдубицкого монастыря, в 1690–92. Кирилл Филимонович (один год). Иоасаф Кроковский , игум. Братского и Киево-Николаевского Пустынного, с 15 июня 1693; 29 июня 1697 перев. в Киево-Печерскую Лавру. Прокопий Колачинский (Кольчинский ), 1697–1702; перев. в Николаевский Пустынный. Гедеон Одорский , игум. Батуринский Крупицкий; управлял в 1703 и 1704. Иннокентий Поповский, из префектов акад., в 1705–1707. Христофор Чарнуцкий , из префектов акад., в 1707–9; перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Феофан Прокопович , из префектов акад., с 1711; 7 апр. 1718 хирот. в еписк. Псковского. Сильвестр Помовский , с 1718; † в 1721. Иосиф Волчанский , с 1721, а в марте 1727 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Иларион Левицкий , из префектов акад., с 1727; † 14 июня 1731. III.      Apxuмahдpumы и ректоры Амвросий Дубневич , из префектов акад., с 1731; в 1737 перев. в Киево-Михайловский Златоверхий. Сильвестр Думницкий , из наместн. Киево-Софийских, определён 1 авг. 1737; 2 сент. 1740 перев. в Киево-Михайловский Златоверхий мнтрь. Сильвестр Кулябка , 9 авг. 1710, из префектов акад.; 18 нояб. 1745 хирот. в еписк. Костромского. Сильвестр Ласкоронский 24 февр. 1746 перев. из Нежинского Назарета; 1 авг. 1751 уволен в Киево-Выдубицкий на покой, и там † 8 мая 1754. Георгий Конисский произведён 1 авг. 1751, из префектов акад.; 20 авг. 1755 хирот. в еписк. Могилевского. Манассия Максимович , из иеромонахов, определён 25 нояб. 1755; † 2 июля 1758. Давид Нащинский в нояб. 1758 перев. из Слуцкого-Троицкого, а 10 февр. 1761 – в Гамалеевский мнтрь. Самуил Миславский , 10 февр. 1761, из префектов акад.; 12 авг. 1768 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Тарасий Вербицкий 12 авг. 1768 перев. из Киево-Кирилловского; 16 янв. 1774 – в Новгородский Антониев мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К л. 91 . Прислал по нас бей-турчанин... – Бей – титул турецких военачальников и сановников; должностное лицо, распорядитель. ...ферман салтанской... – Фирман – письменный указ султана; давался немногим паломникам по особому ходатайству посланника; с фирманом по христианскому Востоку, кроме автора «Хождения», путешествовали Андрей Игнатьев (1707), Ипполит Вишенский (1707–1709) и Варлаам Леницкий (1712–1714). К л. 91 об . Синайская гора (Джебель-Муса) – библейская гора Хорив на Синайском полуострове. При этой горе было явление Бога Моисею в купине горящей и несгораемой; здесь Моисей ударом жезла источил воду из скалы; здесь Господь изрек Закон Израилю ( Исх. 3; 4; 17 и др.). К л. 92 . ...разбойники – Малтийскаго острова немцы... – На острове Мальта в XVI в. утвердился католический рыцарский орден иоаннитов (Мальтийский орден), который вел активные боевые действия против турецкого флота в Средиземном море. Мальтийский флот занимался и пиратством: грабил торговые суда Османской империи, совершал нападения на прибрежные селения и небольшие городки; брал пленников, превращая их в гребцов на галерах. Немцами на Руси называли иноземцев западноевропейского происхождения. К л. 92 об . ...после Покрова... – Покров Богородицы – праздник, который православная церковь отмечает 1 октября. ...в город Ромел... – Ныне город Рамла в Иордании. К л. 93 об . ...что в чюдесех святаго Георгия... – Георгий Победоносец – каппадокиец, знатный воин, за проповедь христианства был обезглавлен в Никомидии около 303 г. Это один из наиболее почитаемых христианских святых-великомучеников, культ которого складывается уже в вв. Святому Георгию посвящены многочисленные народные легенды, апокрифические сказания и духовные стихи. Кроме «Жития Георгия Победоносца», читающегося в Прологах под 23 апреля, в древнерусской письменности широкое распространение получил цикл посмертных «чудес» святого Георгия, созданный на болгаро-византийской почве и переведенный, видимо, еще в Киевскую эпоху. Самостоятельное хождение имели отдельные повести этого цикла: «О Филофее, сыну попове, егоже принесе святый на праздник свой от срацын» (чудо 1-е), «О пастусе, егоже змие уяде» (чудо 7-е), «О кресте и болгарине» и «О жене» (чудеса 4-е и 5-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010