Краткая летопись важнейших событий города Малоярославца От литовского разорения (в1610 году), до настоящего времени 1)  В 1613 году марта 13 дня в числе выборных, подписавших грамоту о избрании на Царство Михаила Федоровича от Малоярославца был дворянин Константин Семёнов. 2)  В 1639 году в Малоярославецком уезде по грамоте Царя Михаила Федоровича заведены железные заводы (Вестник Европы, на 1816 год 8, стр. 292). В 1781 году заводы эти (три) пожалованы Графу Шувалову. 3)  В 1642 году на земском соборе, на коем был обсуждаем вопрос: удерживать ли за Россией Азов, взятый у Турок казаками, или нет? Из Малоярославца выборными были: Афиноген Челищев и Иван Тарбеев (Собр. Госуд. Гр. Ч. III, стр. 382 и 399). 4)  В 1653 году, в числе других городов, и в Малоярославце Окольничий Князь Д. А. Долгорукий и дьяк Иван Тимашов верстали детей боярских поместными и денежными окладами. 5)  В 1654 году моровое поветрие, свирепствовавшее в Москве, посетило и Калужскую область; в Малоярославце оно продолжалось с 1-го сентября по 28-е декабря. 6)  В 1681 году собиралось на жалованье московским стрельцам в Малоярославце с 101 двора 10 рублей 30 алтын. (см. Акты Ист. Ч. IV, 250). 7)  В 1682 году прислан был, в числе прочих городов, и в Малоярославец Стольник Иван Богданов сын Яковлев для высылки к Троицкому монастырю ратных людей для усмирения стрелецкого бунта. 8)  В 1708 году Малоярославец вошёл в состав особой провинции, которая названа Калужской и приписана к Московской Губернии. При открытии провинции в Малоярославецком уезде считалось 1637 дворов. При втором образовании Калужской провинции в 1718 году Боровск, Малоярославец и пригороды Таруса и Оболенск остались просто в зависимости от Москвы. 9)  В 1760 году в донесениях из Калужской Провинциальной Канцелярии, по случаю составления общего атласа Российской Империи, между прочим сказано: «в Малоярославце на острове Черноостровский Николаевский монастырь недавно построенный; в уезде есть Городище, подобное небольшой круглой горе; три железных завода Графа Шувалова, построенные иностранцами более 100 лет назад, и три Фабрики, заведенные полотняные в 1718, бумажная в 1726 и суконная в 1751 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Юхнов. Казанский Юхновский мужской монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Существовал еще до Смутного времени. После разорения в 1610-х гг. восстановлен в 1650-х г. В 1724 г. упразднен, но в 1726 г.  восстановлен. Основные постройки выстроены в XVIII в., в годы расцвета Юхнова как торгового центра, из подмонастырской слободы в 1777 г. образован уездный город Юхнов. В XIX в. был небогат. Закрыт вскоре после революции. Разрушение построек начато еще в 1930-х гг. До настоящего времени уцелел келейный корпус, до 1990-х гг. бывший жилым, и фрагменты стены (сер. XVIII в.). http://azbyka.ru/palomnik/ Монастырь на берегу реки Угра был построен еще в XVI веке (тогда он назывался Юхновской пустынью) и пережил разграбление поляками во времена Смуты, после чего был восстановлен в 1650-х гг. и просуществовал до революции 1917 года. Большая часть зданий на территории монастыря была построена в XVIII веке. На его территории размещались четыре каменные церкви и каменные келейные корпусы, огражденные каменной стеной с четырьмя башнями. Разрушение монастырских построек началось еще в 1930-х гг. и к настоящему моменту (июнь 2012 г.) уцелел только один каменный келейный корпус, находящий в аварийном состоянии, и сохранились руины каменной стены ограждения монастыря. Из монастырских построек сохранились лишь келейный корпус и фрагменты нижней части ограды. http://www.2rf.ru/rest/12924#descr С полверсты от города, на правом берегу реки Угры и при устье Кунавы, находится Казанский мужеский монастырь. Существование его весьма давнее: судя по деловым бумагам, хранящимся в архиве этого монастыря, можно принять, что он существовал ещё до Литовских завоеваний, и даже в благоустроенном виде; только в то время он назывался Юхновскою пустынею. Из этих же документов видно, что он был в 1611 г. разрушен, и не ранее 1653 г. восстановлен (как означено в документе), по благословению Серапиона, митрополита Сарского и Подонского, к епархии которого он принадлежал. О состоянии монастыря до открытия его в Мещовских писцовых книгах «меры князя Тимофея Звенигородского» и в монастырских записях так говорится: «В монастыре Юхнове, на реке Угре и речке Кунаве, церковь Пресвятой Богородицы, да другая Рождества Христова, да придел великого чудотворца Николая стоят пусты без пения; к монастырю слободка, пашни пахатные добрыя, земли три четверти, да перелогом 20 четв., да лесом поросло 27 четв.; всего монастырской земли 50 четв.».

http://sobory.ru/article/?object=30448

Собранные мною материалы в 1873 г. в г. Иркутске чуть совсем не погибли в пожаре; только часть их была спасена из пламени и при том в обгорелом виде. К сожалению, сгорели некоторые миссионерские записи и составленный мною во время миссионерской практики русско-бурятский словарь. Пользуясь командировкой в г. Казань в следующих 1874 и 1875 годах, я прежде всего принялся за восстановление подлинных грамот по обгорелым листкам, имевшимся у меня в подлинниках и в копиях. Господь помог мне препобедить все препятствия к исполнению этого дела. Грамоты восстановлены были дословно, и тогда же изданы особою книгою под заглавием: «древние церковные грамоты восточно-сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии». Казань. 1875 г. 1 – Оставалось восстановить свое исследование по истории миссий. Для этого я успел воспользоваться некоторыми источниками из библиотеки Казанской духовн. академии. С Божиею помощью успел восстановить и это сочинение, но к изданию не мог приступить, по кратковременности пребывания в Казани. После того не мало писалось о Пекинской и Забайкальской миссиях; праздновались юбилеи той и другой; являлись целые истории, но никто не воспользовался изданными мною сырыми материалами во всей полноте, хотя некоторые авторы цитуют и даже, как выражается г. Сумароков, штудировали эту книгу. Следовательно, предпринятое мною издание церковно-исторического труда представляется неизлишним при других подобных изданиях. Следя за действиями Сибирских миссий сначала за Байкалом, а потом из Якутска, я не нашел нужным переделывать это сочинение по новому плану, а только сделал подразделение глав, для удобства и порядка обзора. Главною заботою и желанием было сохранить для истории остатки древних памятников, беспощадно истребляемых временем и пожарами. Не гладок слог и говор старины, но он переносит нас в ту эпоху, когда события происходили при тогдашней обстановке исторических лиц. Приходится дорожить даже отрывочными лоскутками древних записей. При недостатке исторических сведений и такие мелочи проливают иногда свет на исторические лица и события.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Калуга. Казанский монастырь (старый). Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1626. Адрес: Россия, город Калуга, Монастырский переулок, 1 Координаты: 54.503707, 36.255639 Проезд:От вокзала на троллейбусе 1 до остановки " Старый Торг " , далее пешком около километра по улице Кутузова, далее по Монастырской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Возле Ильинской церкви вниз, стоит Казанский девичий монастырь. Он основан в царствование Михаила Федоровича Романова, не ранее 1626 г., так как в описи Плещеева он не значится. В 1653—1654 гг. он уже существовал. В одной из челобитных игуменья Маремьяна Пальчикова говорит, что “иконы, книги, ризы, епитрахили” и пр.— все было пожертвовано в царствование Михаила Федоровича. Вероятно, он основан в 30-х гг. XVII в. По описи Полуэктова 1685 г., монастырская церковь показана уже каменной. В “Топографических известиях” (1772, материалы 60-х гг.) церковь значится перестроенной в 1726 г. двумя калужскими купцами. Церковь была одноглавая, с небольшим сквозным фонарем, по плану квадратная. В 1827 г. пристроена трапеза с двумя приделами; приблизительно в то же время построена и колокольня. В начале XX в. сооружен на месте прежнего новый храм, трехпрестольный, который освящен 6 июля 1903 г. Стиль здания — византийский с пятью куполами, из коих средний 11 арш. в диаметре. Купол поддерживается четырьмя столбами; арки высокие. На западной стороне — хоры. Иконостас — четырехъярусный, живопись — современная. Из достопримечательностей отметим икону пр. Зосимы и Савватия Соловецких, с надписью 1685 г. и с изображением церковных построек Соловецкого монастыря; 2) перила церковных клиросов с изображениями сивилл и с надписями. 3) В архиве монастыря хранится несколько столбцов (нам известно до 30) XVII в., которые впрочем, частью изданы г. Зинченко (Правосл. Обозр. 1885 г.). Источник: Казанский девичий монастырь возник в виде общины монахинь вскоре после смутного времени в начале царствования Михаила Феодоровича, за несколько лет до 1617 года. В 1629 году была построена в монастыре каменная церковь. В конце XVII века стараниями игумении Маремьяны Пальчиковой, иждивением царя Феодора Алексеевича, обитель обнесена каменной оградой с тремя воротами. Иждивением царей Иоанна и Петра Алексеевичей к той самой церкви, пристроена с западной стороны каменная трапезная с приделом во имя прп. Алексия человека Божия. Была устроена и отдельная каменная колокольня. В 1823 году при игумении Августе Казанская церковь расширена устройством в трапезной части северного придела во имя Ченстоховской иконы Божией Матери. На территории монастыря стояла небольшая восьмигранная часовня с иконой Казанской Божией Матери. В 1903 году на месте прежнего храма был построен новый трёхпрестольный храм, освящённый 6 июля того же года. Собор был построен в правление игумении Ангелины (Яновской).

http://sobory.ru/article/?object=34951

Никульское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Никульское или, как оно называлось в старинных актах, Микульское, приложено было князьями Шуйскими в начале XVII ст. в Троице-Сергиев монастырь. В 1764 г., с упразднением монастырских вотчин, Никульское перешло в ведомство гос. имуществ. Церковь в селе существует с начала XVII ст., в писцовых книгах отмечено, что в селе Микульском церковь во имя чудотв. Николы, деревянная, верх шатровый, в церкви деисусы и двери царские, образы местные, ризы и книги, клепало железное – строение монастырское… По писцовым книгам 1653 г. в приходе этой церкви записано 86 дворов, в переписных книгах 1703 г. в приходе 184 двора. В 1726 г. эта церковь в Никульском сгорела; в 1729 г. вместо нее построена была новая деревянная церковь, купленная в с. Лыченицах. В 1799 г. церковь сгорела вновь и в том же году была отстроена; деревянная колокольня уцелела от пожара. В 1822 г., вместо деревянной церкви, на средства прихожан устроен существующий ныне каменный храм. Престолов в нем два: в холодном - во имя св. Николая чудотв., в приделе теплом - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В числе святыни в церкви хранится шапочка преп. Моисея Угрина. . Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1796 г., исповедные росписи с 1824 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 200 руб. - 8 руб.; от земли пахотной и сенокосной до 90 руб.; от служб и треб до 500 руб.; от хлебного сбора 50 руб., а всего 650 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный. Земли при церкви: усадебной 3 десятины 1564 кв. саж., пахотной 47 десятин 1090 кв. саж., сенокосной 7 десятин 2020 кв. саж., а всего с неудобной 58 десятин 2274 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Кроме того, в 1886 г. в пользу причта завещано земли разного качества 19 десятин 281 кв. саж. Земля священника обрабатывается крестьянами безмездно. Приход состоит из села Никульского, сельца Безмина, сельца Березовки, сельца Афанасова и дер. Погост, в которых по клировым ведомостям числится 406 душ муж. пола и 463 жен.; все православные. В селе имеется школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=12380

Церковь Сорока Мучеников Севастийских (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Сорока мучеников Севастийских — православная церковь в городе Переславль-Залесский. Административно относится к Переславскому благочинию Переславской епархии. Церковь находится в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Содержание История [ править править код ] О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким (Семенов), в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен». В 1726-27 годах обе деревянные церкви – и холодная, и теплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника отца Иоанна (Стефанова) с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование Святых Севастийских Мучеников, а теплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в 1755 году построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нем два: в холодном в честь Святых Сорока Мучеников Севастийских, а в приделе теплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе церкви состояло тогда около 200 человек. В 1805 году ко храму Святых Сорока Мучеников Севастийских был назначен отец Никита (Бессонов Никита Ильич), бывший ранее преподавателем, а позднее инспектором Переславского Духовного училища. В 1824 году он был назначен настоятелем Преображенского собора Переславля и возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сорока...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860 - 1940), старообрядец, иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ВАРУНИН (род. 12.06.1961), председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Об-ва культуры и развития староверов Эстонии ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. ДАНИИЛ († после 1653), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества ДВОЕПЕРСТИЕ одна из форм христ. перстосложения для совершения крестного знамения и для преподания благословения ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691) ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари

http://pravenc.ru/rubrics/121918_2.html

Арх.: Письма разных лиц к Корнилию, архиеп. Сибирскому. 1677//РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Приказной стол. Д. 519. Стб. 223-225. Ист.: АИ. Т. 5. С. 49-51; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 730, 733, 737, 756-758, 761, 769, 773, 780, 789; ДАИ. Т. 5. С. 127-128, 492; Т. 6. С. 268-269 [Отписка К. Енисейскому воеводе К. Яковлеву относительно раскола, 1673, 2 февр.]; Т. 7. С. 103; Т. 8. С. 192-194, 203-205; Мелетий [Якимов], архим. Древние церк. грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875. 4. С. 6-7 [грамота К. о построении в Иркутске Вознесенского мон-ря, 1673, 2 дек.]; 5. С. 7-8 [грамота К. «о бытии в Троицкой Киренской пустыни строителем казначею старцу Иосифу»]; Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263-1881 гг. Пермь, 1884. Период 3: С. 1645-1676 гг. С. 784, 785-787; Ионин А. А. Новые данные к истории Вост. Сибири XVII в. Иркутск, 1895. С. 39-40 [Благословенная грамота К. боярскому сыну Ивану Максимову на построение мон-ря на берегу р. Ангары, 8 дек. 1672]; ПСРЛ. Т. 36. С. 161-164, 166-168, 170. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 110; Абрамов Н. А. Мат-лы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 г. до нач. XIX ст.//ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 5. 2. С. 15-38; 3. С. 39-56; Строев. Списки иерархов. Стб. 50, 317, 616; Д[урново] Н. Девятисотлетие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 53; Зверинский. Кн. 2. С. 139. 809; Овчинников П. Сибирская церковь до XVIII в.//ВиР. 1896. Т. 1. Ч. 2. 19. С. 439-462; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1. С. 520; Юрьевский А. И., свящ. Редкий памятник сибирской духовной письменности 1-й пол. XVII в.//Тобольские ЕВ. 1902. 24. Отд. неофиц. С. 449; РБС. Т. 9. С. 258-259; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 12, 14-20; Преображенский А. А. Урал и Зап. Сибирь в кон. XVI - нач. XVIII в. М., 1972. С. 88; Ромодановская Е. К. Легенда о Василии Мангазейском//Новые мат-лы по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1986. С. 190-210; она же. Есипов Савва//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 314-318; Солодкин Я. Г. Тобольские летописцы сер.- 2-й пол. XVII в.: Редакции и виды Сибирского летописного свода. Нижневартовск, 2012. С. 8, 10.

http://pravenc.ru/text/2458703.html

О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но известно, что существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким Семёнов, в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен». В 1726–1727 годах обе деревянные церкви – и холодная, и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника Иоанна Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование Святых Севастийских мучеников, а тёплая — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей во второй половине XVIII века, в период подъёма церковного строительства, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в 1755 году построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодном в честь святых Сорока мучеников Севастийских, а в приделе тёплом — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе церкви состояло тогда около 200 человек. В 1805 году ко храму святых Сорока мучеников Севастийских был назначен отец Никита Бессонов, бывший ранее преподавателем, а позднее инспектором Переславского духовного училища. В 1824 году он был назначен настоятелем Преображенского собора Переславля и возведён в сан протоиерея. В 1812 году отец Иоанн Филипповский после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии стал священником церкви святых Сорока мучеников Севастийских, скончался отец Иоанн 15 апреля 1865 года. Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году была отобрана в государственное ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Попытка И. совершить поездку по низовым городам епархии встретила сопротивление местных властей, что привело к резкому обострению отношений митрополита с тобольскими воеводами А. Ф. и А. А. Нарышкиными. Конфликт усугубился др. обстоятельствами, а именно: бесконтрольностью десятильников (светских архиерейских чиновников), неясностью вопроса о сферах церковного и светского судов и, наконец, решением, принятым воеводским дьяком в поземельном споре Тобольского архиерейского дома с татарами Тарханского острога в пользу последних. Вершиной конфликта стало отлучение митрополитом воевод и дьяка от Церкви (1697). Ситуация была разрешена вмешательством царя и патриарха, должность десятильников в епархии была упразднена, их обязанности переданы поповским старостам и заказчикам (в Центр. России институт десятильников был ликвидирован в 1675). В 1695 г. И., узнав от возвращавшихся из Китая купцов о существовании в Пекине часовни при рус. сотне (см. Албазинцы ), дал свящ. Максиму Леонтиеву благословенную грамоту на освящение храма и послал все необходимое для освящения и богослужения, т. о. положив основание рус. правосл. миссии в Китае. В годы архипастырства И. был восстановлен Воскресенский мон-рь в Берёзове, основан иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. монастырь (1693). Митрополит предоставил значительные льготы Усть-Киренскому во имя Св. Троицы муж. мон-рю , о чем свидетельствуют грамота илимскому воеводе Б. Челищеву и строителю Усть-Киренского мон-ря Иосифу о непризыве к гражданскому суду и неверстании в тягло и оброки монастырских людей и вкладчиков (АИ. Т. 5. 247. С. 456), грамота десятиннику Василию Саминскому об освобождении Усть-Киренского мон-ря от платежа данных, праздничных и др. указных денег (Там же. 248. С. 457). Архиерей благословил строительство в обители привратной ц. во имя св. Иоанна Крестителя ( Лаврентий (Мордовский), игум. Ист. описание Киренского Свято-Троицкого мон-ря, Иркутской еп. М., 1806. Прил. 3. С. 40-42) (публикацию значительного числа грамот И., относящихся к сибир. периоду, см.: Грамоты преосв. Игнатия, митр. Сибирского и Тобольского (1693-1701)// Мелетий [Якимов], архим. Древние церковные грамоты Вост.-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875. С. 44-113; Туманский Ф. Собр. разных записок и сочинений, служащий к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя имп. Петра Великого. СПб., 1787. Ч. 2. С. 81-82; АИ. Т. 5. 290. С. 532-533). По мнению Богданова, до последних лет жизни И. руководил написанием и редактированием обширного летописного свода (ГИМ. Забел. 263). Работа над ним скорее всего была начата в ярославском Спасском мон-ре, продолжена в Москве, затем в Тобольске, где статьи с 1683 по 1698 г. пополнялись погодно.

http://pravenc.ru/text/293471.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010