Отношения с Молдавским княжеством после вступления в 1634 г. на престол Василе Лупу (1634-1653) оставались напряженными, особенно после неудачных попыток Лупу захватить в 1635-1637 гг. Матея Басараба в плен. В 1648 г. Матей Басараб заручился поддержкой Дьёрдя II Ракоци, в то время как Василе Лупу, опиравшийся на помощь казаков и татар, вынашивал планы захвата престолов Валашского княжества и Трансильвании. В 1653 г., в условиях готовившегося в Молдавском княжестве боярского заговора под предводительством Георге Штефана (господарь в 1653-1658), трансильванские и валашские войска вторглись в Молдавское княжество с целью низложения Василе Лупу. При поддержке казаков гетмана Т. Б. Хмельницкого Василе Лупу вернул себе престол и с одобрения великого визиря попытался устранить Матея Басараба, предоставившего убежище Георге Штефану. 26 мая 1653 г. стороны сразились у с. Шопля, 27 мая - у с. Финта, в этой битве Матей Басараб был ранен и скончался 9 апр. 1654 г. ( Decei . 1972. P. 70-80; Eremia . 2003. P. 107-112). При Матее Басарабе особое развитие в Валашском княжестве получили культура и церковная жизнь: усилиями и на средства господаря было выстроено или перестроено ок. 40 мон-рей (Арнота, Кэлдэрушани и др.), он основал неск. мон-рей за пределами страны (напр., в Свиштове и Видине). Митр. Унгро-Влахийский Феофил (1640-1648) в своей культурной деятельности пользовался щедрой поддержкой господаря, его жены Елены и ее брата секретаря Удриште Нэстурела. При Матее Басарабе в княжестве оформились 3 культурных течения: славянское (поддерживали правящий дом и особенно Удриште Нэстурел), греческое (поддерживали греческие клирики и учителя) и валашское (румынское; поддерживала бóльшая часть духовенства и верующих). Усилиями господаря и митр. Феофила была возобновлена печатная деятельность, угасшая в кон. XVI в. По их просьбе митр. Киевский Петр ( Могила; 1632-1647) прислал в 1635 г. печатный станок (помещен в мон-ре Кымпулунг). Также митр. Петр отправил в Валашское княжество неск. ведущих киевских типографов во главе с Т. А. Вербицким (руководил типографией Киево-Печерской лавры); в кон. 1642 г. Вербицкого сменил Иван Кунотович (руководил типографией Львовского правосл. братства). Они обучили неск. мастеров. Были изданы 3 книги на слав. языке: Молитвенник (1635) с длинным предисловием Матея Басараба об истории приобретения печатного станка из Киева, Антологион (1643) и Псалтирь (1650). Много книг в этот период вышло на румын. языке ( Pcurariu. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 62). Валашское княжество во 2-й пол. XVII в., правление мч. Константина Брынковяну.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

  Примечания   Белокуров С. Сношения России с Кавказом. М. 1889. T. I. С. 223, 261; Белокуров С. Арсений Суханов//ЧОИДР. 1891. T. I. С. 122. Романовский В. Е. Очерки из истории Грузии. Тифлис, 1960. С. 156—164; Allen W. Е. A history of Georgian Nation. London, 1932. P. 172. Воссоединение Украины с Россией. T. II. С. 267; отчет от 23 апреля 1653 года и письмо Никона от 14 мая 1653 года см.: Там же. С. 286, 364, 367 и сл. См. выше, гл. 6 этой работы. Харлампович К. В. Указ. соч. С. 130. Письмо Хмельницкого от 3 мая 1649 года см.: Воссоединение Украины с Россией. T. II. С. 174. Соловьев С. М. Т. Х (1894). С. 1586. Воссоединение Украины с Россией. T. II. С. 406—414. Каптерев Н. Ф. Характер отношений… С. 358; Николаевский П. Ф. Из истории сношений России… С. 254. Каптерев Н. Ф. Указ. соч. С. 339–340. Каптерев Н. Ф. Приезд патриарха А. Пантеллария//Чтения в Общ. любит. духовного просвещения. 1889. С. 363. ААЭ. T. III. С. 107, 127, сл.; Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. Х. С. 22—23. Родес И. Указ. соч. T. II. Форстен. Указ. соч.//ЖМНП. 1898. T. IV. С. 329. См. выше, гл. 15—16 этой книги. Белокуров С. Арсений Суханов. T. I. С. 255—256; Николаевский П. Ф. Из истории сношений России… С. 265—267. Ивановский Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1897. С. 33. Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. 1881. T. IX-X. С. 88—89. Николаевский П. Ф. Московский печатный двор//Христианское чтение. 1891. T. II. С. 170—173; ЧОИДР. 1852. T. VI. C. I-44 (смесь); Временник имп. о–ва истории и древностей российских. 1852. С. 133—134. Медведев С. Известие истинное/Под ред. С. Белокурова//ЧОИДР. 1885. T. IV. С. 12, 13, 22; Белокуров С. Арсений Суханов. T. II. С. 329. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. СПб., 1861. T. I. С. 173; Николаевский П. Ф. Московский печатный двор//Христианское чтение. 1891. T. II. С. 160—163.       20. Разгром Боголюцев   Исключение из служебной Псалтыри, bышeдшeй II февраля 1653 года, текстов о перстосложении при крестном знамении и о поклонах при чтении молитв Ефрема Сирина должно было встревожить кружок боголюбцев, в особенности живших в Москве Неронова и Аввакума. Последний, после беспорядков в Юрьевце, переехал в Москву, стал помощником о. Неронова и приобрел значительное влияние в церковных и даже придворных кругах Москвы. Наоборот, Вонифатьев после избрания Никона совершенно отошел от участия в церковных делах, хотя и оставался духовником царя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Очевидно, что взятие Аввакума последовало спустя несколько времени по издании памяти, которая разослана «в пост великий», то есть в феврале или марте 1653 г., а никак не в 1655 г., когда Аввакум здесь говорит только: «взяли от всенощного», а не говорит, что всенощную он служил тогда в Казанском соборе. Собственное письмо его к Неронову и письмо казанского священника Ивана потому особенно и важны, что они объясняют, где Аввакум служил всенощную и где его взяли 94 . Итак, совершенно произвольные показания г. Мельникова и г. Есипова, что будто бы Аввакума взяли в 1655 г. 95 Зыков принимает за несомненные потому только, что они служат ему на пользу; а на точных данных основанные указания, что это случилось в 1653 году, отвергает как сомнительные, да уж, кстати, объявляет сомнительным и все, что явилось в исторической литературе по расколу после 1860 года после издания книги г. Есипова! А между тем, как он не понял, что, в сущности, и г. Есипов помогает ему очень мало: если протопоп Аввакум отделился от церкви и в 1655 г., а не в 1653-м, то ведь все же ранее тех «душеубийственных» клятв, в которых ему желательно указать причину разделения между старообрядцами и церковью. Всего примечательнее, что г. Зыков не хочет верить подлинному, собственноручному письму о себе протопопа Аввакума, – письму, с которого приложен в «Материалах» и точный снимок. Смотря на это, сохранившееся доселе собственноручное письмо знаменитого протопопа и на этот снимок с него, так и представляется, что как будто сам Аввакум явился с того света, чтобы сказать своим несчастным потомкам, погибающим в расколе, когда и как он в первый раз совершил преступное дело раздора с церковью. Но г. Зыкова не может убедить и сам с того света явившийся протопоп Аввакум, – на нем сбывается слово Евангелия: и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры… ( Лук. 16:31 ). 2 На самом деле он хорошо известен, – это именно один из «местных православных миссионеров» г. Саратова. 4 В той же самой 17-й кн. Брат. Сл., через три страницы от примечания, вызвавшего строгую заметку редакции Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

На открытии парламента 4 июля 1653 г. Кромвель произнес речь, в которой были озвучены основные ожидания, связанные с новой ассамблеей. Сказав о недостатках предыдущих парламентов, оказавшихся неспособными провести необходимые реформы, он призвал делегатов заняться устройством гос-ва в соответствии с Законом Божиим. Тем не менее новая ассамблея предпочла действовать в русле существовавшей в Англии традиции: уже в первые дни работы она официально объявила себя парламентом (Parliament of the Commonwealth), а ее председатель Фрэнсис Раус стал именоваться спикером. Сначала деятельность «П. с.» была весьма активной, особенно в сравнении с деятельностью т. н. Охвостья Долгого парламента. Предложенные реформы затрагивали широкий круг вопросов. Среди принятых документов были Акт о передаче регистрации рождений, браков и смертей в ведение светских чиновников в каждом приходе (ранее этим занимались представители Церкви), закон об изменении процедуры разбирательств, касавшихся долгов, ради установления большего равенства в этом вопросе, постановление, регулировавшее права, в т. ч. имущественные, и т. д. Наибольшее внимание «П. с.» привлекали вопросы религии и Церкви. Уже в июле 1653 г. парламент приступил к рассмотрению предложения об отмене церковных десятин, считавшихся католич. пережитком, однако оно было отклонено. Не удалось достичь согласия и по вопросу упразднения права светских патронов назначать священников (это право, называемое advowson или advocatio, уходило корнями в средневековье), а также по поводу кодификации англ. обычного права с тем, чтобы оно в большей степени соответствовало Моисееву закону, упразднения канцелярских судов и др. Все эти предложения исходили от депутатов из числа наиболее радикальных сепаратистов и часто вызывали несогласие более умеренной части парламента (впрочем, в случае с «П. с.» едва ли можно говорить об устойчивых фракциях), что приводило к оживленным спорам и не давало парламенту реализовать сколько-либо масштабные преобразования. Неспособность ассамблеи принять эти и другие значительные постановления привела к существенному уменьшению посещаемости заседаний осенью 1653 г., а также вызывала постоянное недовольство Кромвеля. В очередной раз начавшееся в дек. обсуждение вопроса о десятинах и о лишении должностей недостойных священников породило новый конфликт внутри парламента, в результате к-рого 12 дек. «умеренные» депутаты во главе со спикером, к-рого поддержал генерал-майор Ламберт, отказались от продолжения заседаний и объявили о роспуске парламента и о возвращении Кромвелю «власти, которую они получили от него»; в следующие неск. дней декларацию о самороспуске подписало большинство парламентариев. Ок. 30 депутатов-радикалов заявили протест и избрали нового спикера, однако их попытка продолжить заседания была пресечена солдатами, предположительно действовавшими по указанию Ламберта.

http://pravenc.ru/text/2579043.html

П. Большой Савёлов назван «Кормового дворца стряпчим» (РГАДА. Ф. 233. Оп. 1. Д. 64. Л. 257 об.-258)). Младший брат и полный тезка будущего патриарха И. П. Меньшой Савёлов, служивший в рейтарах в 50-60-х гг. XVII в., также фигурирует в приказной документации. Но хотя к нач. 50-х гг. оба брата Савёловы были рядовыми рейтарами, они имели разные поместные оклады: к лету 1651 г. старшему полагалось 200 четв. земли, младшему - 350 четв. И. П. Меньшой Савёлов, можайский дворянин «из выбору», во ввозной грамоте от 1 июня 1654 г. назван служилым человеком «рейтарского строю», тогда как И. П. Большой Савёлов осенью 1653 г. уже имел офицерский чин. После осени 1652 г. имя И. П. Большого Савёлова, стряпчего Кормового дворца, более не встречается в актах, запечатанных в Печатном приказе, в то время как его младший брат продолжал получать царские грамоты на землю и чины. Иван Меньшой Савёлов был произведен в ротмистры в дек. 1663 г., когда его старший брат уже принял постриг. Осенью 1653 г. И. П. Большой Савёлов в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика. С этого момента его служба в Кормовом дворце прекратилась и он оказался связан с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении к-рого находились офицерские кадры тех полков. В нояб. 1653 г. И. П. Большой Савёлов прибыл в пеший солдатский полк полковника Ю. Гутцова (Гутцина). Как следует из окладной ведомости «Имена начальным людем: капитаном, и порутчиком, и прапорщиком, которым дать государева жалованья кормовых денег на ноябрь, да на декабрь, да на генварь месяцы нынешнего 162-го году», на новой службе ему полагалось 3 р. 11 алтын «на месяц» (РГАДА. Ф. 210. Ст. Московского стола. Д. 867. Л. 293; ср.: Курбатов О. А. Организация и боевые качества русской пехоты «нового строя» накануне и в ходе Русско-шведской войны 1656-1658 годов//Архив РИ. 2007. Вып. 8. С. 174). В 1654 г. началась война между Россией и Речью Посполитой. 23 февр. полк Гутцова вступил в Киев и составил основу гарнизона города. Под 3 марта того же года в записную книгу Печатного приказа внесена царская грамота киевским воеводам князьям Ф.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Кроме того, К. рассчитывал на широкую религ. реформацию, но не хотел новой войны, а идеализм и радикализм парламента, острые разногласия между умеренными пуританскими реформаторами и радикальными милленариями и нежелание тех и других идти на компромисс грозили ее возобновлением. Под давлением офицеров и К. парламент был вынужден самораспуститься 12 дек. 1653 г. Ламберт и его помощники составили новую конституцию Англии (принята 16 дек. 1653). Учреждался выборный однопалатный парламент, к-рый должен был созываться каждые 3 года, а также вводились пожизненно назначаемые члены Госсовета и лорд-протектор как глава законодательной и исполнительной власти содружества (республики). Выработанная офицерами конституция, известная под названием «Орудие управления», была нацелена на сосредоточение исполнительной власти в руках одного человека. В соответствии с ней 16 дек. 1653 г. К. был провозглашен лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии, получив тем самым практически неограниченные полномочия в сфере управления гос-вом. Согласно новой конституции, высший пожизненный гос. пост получил К., парламент из 400 чел. избирался на 3 года, при этом избирательным правом обладали те, кто имели не менее 200 фунтов годового дохода. Протектор командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето. Членов Госсовета и парламента стал назначать лично К. Нарастание напряженности между радикальными милленаристскими пуританами и умеренными конституционалами требовало проявления сильной политической воли. Первый парламент должен был начать работу 3 сент. 1654 г., так что в течение 9 месяцев К. всецело управлял страной. За это время было издано 82 ордонанса, касавшихся отношений с Шотландией и Ирландией, реформ суда и законодательной системы, регламентирования церковного управления в Англии. Декларируя создание Гос. Церкви, К. настаивал на предоставлении равных прав 3 главным религ. группам нонконформистов (пресвитерианам, баптистам и индепендентам) в общенациональном масштабе. Для контроля за назначениями и деятельностью англикан. священников были созданы особые комиссии, состоявшие из пуритан, в результате деятельности которых значительная часть англикан. священников (2500 из 9000) лишилась приходов. К., будучи приверженцем идеи религ. свободы, был весьма лоялен по отношению к инакомыслящим: заступился за унитария Дж. Биддла (не разделяя его взглядов), осужденного за ересь и приговоренного к казни; приказал похоронить с почестями англикан. теолога и церковного историка Дж. Ашера ; не поощрял преследование католиков и иудеев.

http://pravenc.ru/text/2462029.html

Naudé et le card. Mazarin/Éd. K. Willis Wolfe, Ph. J. Wolfe. P.; Seattle; Tüb., 1991. Лит.: Hassall A. Mazarin. L., 1903; Coville H. Étude sur Mazarin et ses démêlés avec le pape Innocent X (1644-1648). P., 1914; Vilain J.-P.-L. Mazarin, homme d " argent. P., 1956; Grand-Mesnil M.-N. Mazarin, la Fronde et la presse, 1647-1649. P., 1967; Jansen P. Le cardinal Mazarin et le mouvement janséniste français, 1653-1659. P., 1967; Laurain-Portemer M. Le statut de Mazarin dans l " Église: Aperçus sur le haut-clergé de la Contre-Réforme//Bibl. de l " École des chartes. P., 1969. Vol. 127. P. 355-419; 1970. Vol. 128. P. 5-80; eadem. Études mazarines. P., 1981-1997. 2 vol.; eadem. Mazarin//Dictionnaire du Grand siècle. P., 2005. P. 998-1002; Dessert D. Pouvoir et finance au XVIIe siècle: La fortune du card. Mazarin//Revue d " histoire moderne et contemporaine. P., 1976. Vol. 23. P. 161-181; Dethan R. G. Mazarin, un homme de paix à l " âge baroque. P., 1981; Bergin J. Card. Mazarin and His Benefices//French History. 1987. Vol. 1. P. 3-26; Carrier H. La presse de la Fronde (1648-1653): Les mazarinades. Gen.; P., 1989-1991. 2 vol.; Goubert P. Mazarin. P., 1990 (рус. пер.: Губер П. Мазарини/Пер. с франц.: Л. Тарасенкова, О. Тарасенков. М., 2000); Treasure G. R. R. Mazarin: The Crisis of Absolutism in France. L.; N. Y., 1995; Dulong C. La fortune d " un ministre: Le card. Mazarin. P., 1996; eadem. Mazarin. P., 1999, 20102; Croxton D. Peacemaking in Early Modern Europe: Card. Mazarin and the Congress of Westfalia, 1643-1648. Selinsgrove; L., 1999; Michel P. Mazarin, prince des collectionneurs: Les collections et l " ameublement du card. Mazarin (1602-1661): Histoire et analyse. P., 1999; Berti è re S. Mazarin: Le maître du jeu. P., 2007; Poncet O. Mazzarino (Mazzarini, Mazarin) Giulio//DBI. 2009. T. 72. P. 520-528; Малов В. Н. Парламентская Фронда: Франция, 1643-1653. М., 2009; Montassier G. Mazarin. P., 2015. М. А. Сидоренко Рубрики: Ключевые слова: АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Аввакум несколько раз бывал в Москве и провел там пятнадцать месяцев в 1652–1653 гг. Позже, после своего возвращения из сибирской ссылки, он пробыл в Москве с февраля по август 1664 г. Память об Иване IV особенно оживилась в 1652–1653 гг., во время перезахоронения в Москве мощей митрополита Филиппа 1957 . Это событие, равно как чтение " Хронографа» и постановлений " Стоглава», куда входят речи Ивана IV, несомненно должно было привлечь внимание Аввакума к полемике Ивана IV. " Стоглав» – кодекс традиционного русского церковного права, составленный на соборе 1551 г. и попавший в число запрещенных книг после реформы Никона – стал для старообрядцев главным источником аргументов и был хорошо известен Аввакуму. Очевидна и осведомленность Аввакума в деталях царствования Ивана IV, так как при всем своем благоговении перед митрополитом Филиппом 1958 – жертвой гнева Ивана IV – протопоп с уважением относился к тому, как царь обходился со своими врагами. Он даже обещал патриарху Никону ту же участь, которую Иван обычно уготовлял предателям: «Как бы доброй царь, повесил бы ево [Никона] на высокое древо... Миленькой царь Иван Васильевич скоро бы указ зделал такой собаке! " 1959 Сочинения царя были хорошо известны образованным москвичам времен Аввакума, и само количество их хорошо сохранившихся списков, датируемых XVI и XVII веками, подтверждает то, что они имелись во многих библиотеках и частных собраниях середины XVII века 1960 . Вхожий на Московской Печатный Двор и вообще в церковную элиту того времени, Аввакум, безусловно, имел доступ к библиотекам патриарха, Печатного Двора и частных собирателей. Его глубокая эрудиция и широкие познания в русской церковной и светской литературе, возможно, восходят именно к 1652–1653 гг. (единственному счастливому периоду его жизни), когда Аввакум был уважаемым в Москве священником и проповедником. Эти годы, как отмечалось, совпали с прославлением святого Филиппа и с ростом интереса к временам Ивана IV – и именно тогда Аввакум легко мог познакомиться с полемическими сочинениями Ивана IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Единственный материал для решения этого вопроса доставляет нам Reisebeschreibung Олеария. Добавление к первому изданию описания путешествия Олеария относительно греко-латинской школы Арсения грека сделано Олеарием в 1655 году, потому что, как я говорил, Олеарием в 1654 году добавления к первому изданию его Reisebeschreibung только начаты были, а главным образом они сделаны были в 1655 году; к тому же соседние добавления чрез одну только страницу несомненно сделаны в 1655 году. Если же Олеарий пишет добавления о школе Арсения грека в 1655 году, то под «настоящим временем», как он выражается, должно разуметь, если не 1655-й год, то во всяком случае год близкий к 1655-му, тем более, что в других местах своего Reisebeschreibung 2-го издания Олеарий, употребляя подобные же выражения «теперь», «в настоящее время» и др., везде разумеет время, в которое он писал свои добавления, т. е. 1654–1655 года. В 1654 году Олеарий «ежедневно виделся и беседовал» с москвичами, посланными для поимки Тимошки Анкудинова. Мне думается, что во время этих бесед Олеарий и получил сведения об открытии в Москве школы Арсения грека, которая, следовательно, открыта ранее, т. е. в 1653 году. Далее. Олеарий говорит, что школа учреждена «близ патриаршего двора», т. е. где же? В зданиях ли патриаршего двора или вне их наприм. в Чудове монастыре. Если на патриаршем дворе, то вероятнее, что она открыта в 1653 году, потому что в этом году на нем были выстроены новые обширные хоромы, в которых могла найти себе помещение и школа Арсения грека 50 . Основываясь на всем этом, я и предполагаю, что она открыта именно в 1653 году. И так заключительные выводы, к которым я пришел, будут следующие: 1) мнение некоторых наших историков, повторенное в прошлом году И.Е. Забелиным, о существовании в Москве греко-латинской школы Арсения грека при патриархе Филарете – есть мнение неверное, ложное, ни на чем основанное; никакой греко-латинской школы ни Арсения грека, ни Арсения Глухого при патриархе Филарете в Москве не существовало, и та страница в истории нашего просвещения, на которой говорилось об этом, должна быть совсем вырвана, уничтожена.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Молим тя, и паки молим тя, государь, иностранных иноков, ересей вводителей, в совета не принимай: зрим бо в них, государь, ни едину от добродетелей: крестнаго знамения истинного на лице изобразити не хотят и сложению перстов блядословно противятся; на колени же поклонятся 89) Господеви, покоя ради, не хотят» 87 . Но царь Алексей слушал, разумеется, не раскольников и известно, что как для него самого, начинавшего уже поглядывать на Польшу, так и для патриарха Никона , трудившегося над книгоисправлением, князь Репнин-Оболенский, будучи послом в Польше, в 1653 г., купил там, по государеву указу, следующие книги: 1) Лексикон Словено-Русский – дано 4 ½ злотых польских 88 ; 2) Гранограф (хронограф) Плицкого – дано 10 злотых; 3) Дикционарь или лексикон Гданский (данцигский) на трех языках: немецком, и польском, дано 15 злотых; 4) Гвагвин (Гваньини) 89 , дано 40 злотых; 5) Библея на польском языке, дано 50 злотых; 6) Книга – описание Польше, дано 24 злотых, до от переплету 6 злотых; 7) Констытуция нынешнего 161 (7161=1653) года, дано левок 90 ; всего куплено книг на 25 золотых (червонцев) 91 . Война с Польшею казалась неизбежной потому, что, в 1653 г., шли уже переговоры с гетманом Хмельницким о подданстве московскому царю всей Малороссии, стонавшей под иноверным игом поляков. Готовясь к этой войне, московское правительство, в августе 1553 г., отправило, в Голландию и другие государства капитана фон-Керк-Говена для покупки карабинных замков и для призыва мастеров, которые могли бы их делать; а в октябре послан был в Голландию подъячий Головин, с просьбой: позволить ему купить, по обыкновенной цене, 20,000 мушкетов и 20 или 30,000 пудов пороху и свинцу – на что штаты голландские изъявили полное согласие. Закуплено было 20,000 мушкетов и в Швеции 92 . Военные действия открылись в 1654 году. 27 февраля отправлен из Москвы в Вязьму наряд (артиллерия); 26 апреля выступило в Брянск передовое войско; 15 мая повезли в Вязьму образ Иверской Богородицы, а три дня спустя, двинулся в поход с Девичьего поля 90) сам царь Алексей Михайлович, направляясь к Смоленску – 26 мая, он был в Можайске, откуда писал сестрам-царевнам: «Из Можайска пойдем 28 числа: спешу государыни мои для того, что сказывают, людей в Смоленске и около Смоленска нет никого, – чтоб поскорей захватить».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010