18 . Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 19 . Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. – Харьков: Тип. губернского правления, 1893. 20 . Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый Тобольский епископ Киприан. – Харьков: Тип. губернского правления, 1891. 21 . Быстров П. Первые христиане в Сибирском крае (1586–1631)//Православное обозрение. – 1866. – С. 377–408. 22 . Варфоломей (Городцов), архиеп. Святители Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. – 1948. – 3. – С. 26–33. 23 . Гнеденко А. М. За други своя, или Все о казачестве. – М.: Междунар. фонд слав, письменности и культуры, 1993. 24 . Есипов Г. Сибирская летопись. – СПб., 1861. 25 . Жучемко Б. А. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984. 26 . Заварихин С. П. Ворота в Сибирь. – М.: Искусство, 1981. 27 . Знаменский М. С. Искер – столица Сибирского царства. – Тобольск: Тип. Тобольского губ. правления, 1891. 28 . Иустин, еп. Биографические сведения об архипастырях Тобольской епархии. – Томск, 1897. 29 . Квасницкий В., свящ. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии//Странник. – 1865. – 8. – Отд. 2. – С. 49–72. 30 . Костомаров Н. И. Казаки. – М.: Фирма «Чарли», 1995. 31 . Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 4 т. – М.: РИПОЛ-классик, 1998. 32 . Краткий очерк миссионерства в Тобольской епархии//Православный благовестник. – М., 1893. – 14. – С. 22–31. 33 .  Мелетий (Якимов) , архим. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии. – Казань: Университетская тип., 1873. 34 . Миллер Г. Сибирская история. – СПб., 1886. 35 . Народы Сибири/Под ред. М. Г. Левина и Л. П. Потапова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 36 . Наумов И. В. Административно-территориальное строение РПЦ в Сибири в XVI – первой половине XIX в.//Исторические судьбы Православия в Сибири. – Иркутск: [Б. и.], 1997. – С. 12–16. 37 . Недосеков А. Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского и его вторичное управление Сибирскою митрополиею с 1715 до 1721 года//Тобольские епархиальные ведомости. – 1889. – 7/8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таков Наш, Великого Государя, Указ состоялся по помете на вклейке думного Нашего Дьяка Гаврилы Феодоровича Деревнина. И как к тебе сия Наша, Великого Государя, грамота придёт, и ты бы о том вышеписанный Наш, Великого Государя, Указ ведал, а прочтя сию Нашу, Великого Государя, грамоту, и списав с неё список, оставил в Нижнем городе Ломове в приказной избе, а сию Нашу, Великого Государя, грамоту отдал в тот монастырь впредь для иных Наших Воевод и приказных людей, и по сему тому монастырю быть особо и в приписке к иным монастырям ныне и впредь не быть. Писан в Москве лета а (1700) Февраля в кв (22) день». Подлинную грамоту сзади, по склейкам, подписал: Думный Дьяк Гаврила Деревнин; справил Васька Карамышев. У той же грамоты Царская с гербом печать чёрного воска. Да на той же грамоте на обороте рукой думного Дьяка написано так: пошлин 3 руб. 51 алтын взято. В нижней город Ломов Стольнику Нашему и Воеводе Феодору Даниловичу Дурново. А получена в Ломове а (1700) Марта в з (7) день с надписанием таковым: Грамоту Великого Государя подал Нижнего города Ломова, монастыря Пресвятой Богородицы Казанской, монах Варсонофий Семёнов. Настоятельство в монастыре сем сперва было Строительское, а потом, с половины XVII столетия до 1719 года, – Игуменское; а с 1719 доныне – Архимандричье. Из Настоятелей первому Архимандриту Варлааму, на основании Именного высочайшего Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ Указа, дан был наперсный крест, а притом за многие труды его Архиерейский жезл с патерицей, палица и служение, до великого выхода с отверстыми царскими вратами; а Архимандриту Иоанникию дана мантия с зелёными бархатными скрижалями, Архиерейской жезл и палица. В 1780 году заведена при монастыре сем Семинария, а с 1 по 9 Июля ежегодно бывает при нем знатная ярмарка. По Генеральному свидетельству 1722 года за монастырём было крестьян 397 душ, а по второй ревизии 573 души; земли на 1662 четвертей, сенных покосов на 200 копен и 2 мельницы. По Штатам же положен во 2 классе степенью 40. Из Настоятелей оного известны: А) Строители 1. КОРНИЛИЙ, упоминается в 1649 году. 2. ТРОФИМ Сильвестров. В) Игумены 3. ИСАИЙ, упоминается в 1653 году. 4. НИКОН, упоминается в 1675 и 1677 годах. 5. ИАКОВ, упоминается в 1678 и 1680 годах. 6. АВРААМИЙ. 7. ПАВЕЛ Сниторцев, произведён в 1691 году в Москве. В 1719 уволен на покой. В) Архимандриты 8. ИОАСАФ, переведён в 1719 году из Предтечева Донецкого монастыря. В 1725 году обратно переведён в Донецкий монастырь. 9. СЕРГИЙ, в 1726 году произведён в Игумена, а в 1728 году, по прошению граждан Нижеломовских, посвящён в Архимандрита. 10. ВАРЛААМ, произведён в 1739 году из Иеромонахов и Наместников монастыря сего. В 1748 году, по Указу Синодальной Конторы, определён Наместником Чудова монастыря с оставлением по-прежнему Настоятелем Нижнеломовского. В 1751 году, по отписке монастыря сего от Синодальной области в ведение Преосвященного Суздальского, прислан был на место его из Суздаля.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2. Казанской Епархии Свияжский Богородицкий Грамотой Святейшего Патриарха Никона 7161, от Р. Х. 1653 года Ноября дозволено Архимандриту Антонию служить на ковре, с рипидами и с осеняльными свечами; то же подтверждено указом Святейшего Синода 1739 года Июня Архимандриту Гавриилу и данной ему настольной грамотой того же 1731 года Августа. 3. Нижегородский Печерский По грамоте Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, данной в 7162, от Р. Х. Октября 1654 года, дозволено Архимандриту Герасиму служить на ковре, в шапке служебной, с рипидами, с полицею и с сулком, с осенением свечой; и осенять, якоже Епископу. 4. Новгородский Иверский Богородицкий От Святейшего Патриарха Никона и после бывших Епархиальных Архиереев настольными грамотами 7177 от Р. Х. 1659 года, Июля 1, и 7180, от Р. Х. 1672, Января 10, дозволено Архимандритам служишь на ковре, в шапке, с полицей, сулком и рипидами и с осенением. Всё сие подтверждено и указом Святейшего Синода 1731 года, Января 12, а вследствие того и настольной грамотой Преосвященного Архиепископа Новгородского Феофана того же 1731 года, Декабря 31, с позволением носить и набедренник. 5. Варлаамов Хутынский По грамоте Государя Царя и Великого Князя Василия Иоанновича 7116, от Р. Х. 1608 года, Января 7, и по благословению Святейшего Патриарха Гермогена, дозволено было Архимандриту служить в Епископской шапке, с рипидами и со свечами, на ковре, как достоит Епископу, и по входу каждение. А в 1726 году Преосвященный Христофор, Митрополит Грузинский, проезжавший из Санкт-Петербурга, пожаловал в Хутынь монастырь полицу: и всё сие подтверждено грамотой 1727 года Преосвященного Феофана, Архиепископа Новгородского. 6. Кириллов Белоезерский По грамоте Преосвященного Варлаама, Митрополита Ростовского, Марта 10 7159 года, а от Р. Х. – 1651, вследствие Именного Указа Государя Царя Алексия Михайловича, данного 7157 года, Июля 8, позволено Архимандриту служить в белой шапке, с сулком, с полицею, с рипидами и с осенением свечой, на ковре, в алтаре, с пением Святый Боже, а грамотой Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского, 1705 года, Декабря 6 данной, велено носить мантию просто монашескую, жезл иметь простой Игуменский, одежды же священнослужения иметь: стихарь, епитрахиль, пояс, нарукавницы, фелонь и шапку среброкованную. Указом Св. Синода 1771 года, Сентября 13, Кирилло-белоезерскому Архимандриту Симону дана мантия со скрижалями за понесённые им семинарские труды; а 1806 года, Октября 2 Преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским подтверждена вышеупомянутая грамота Преосвященного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

П. неоднократно тяжело болел. Так, в 1685 г. он «скорбел близ четырех недель», 26 июня 1691 г. «заскорбел скоропостижною болезнью… язык и правая рука и нога заболели и памяти не стало, и бысть от того языком гугнив августа до последних чисел» (ПСРЛ. Т. 36. С. 177, 215-219 и др.). Тем не менее зимой 1691/92 г. по царскому указу П. выехал в Москву, но в пути умер под Солью Камской (ныне Соликамск) на волоке Чикмане Усольского у. Похоронен в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. Соч.: АИ. Т. 5. 69. С. 101-102 [Наказ о обращении язычников в правосл. веру]; 134. С. 232-233; 211. С. 362-363; Древние церк. грамоты Вост. Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии, собранные миссионером архим. Мелетием. Каз., 1875. С. 8-42. Ист.: ААЭ. 1836. Т. 4. 213. С. 290; АИ. 1842. Т. 5. 46, 166 и др.; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича всея Руси самодержцев (1632-1682 гг.). М., 1844. С. 660-661; Дворцовые разряды. СПБ., 1852. Т. 3. Стб. 1254, 1257, 1303, 1496, 1497, 1519, 1533, 1559, 1562, 1589, 1601, 1602, 1605, 1608, 1622 и др.; ДАИ. 1853. Т. 5. С. 154; Т. 6. С. 160; Т. 7. С. 305; Т. 8. С. 216, 217-219, 222, 223, 225, 314-315; Т. 10. С. 39; ПСРЛ. Т. 36 (по указ.). Лит.: Сулоцкий А. И., прот. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске. М., 1852; он же. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881; Абрамов Н. Мат-лы для истории христ. просвещения в Сибири//ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 5. С. 15-38, 39-56; Абрамов Н. Павел 1-й, митр. Сибирский и Тобольский//Тобольские ГВ. 1859. 23, 24; Строев. Списки иерархов. Стб. 151, 164, 317, 665; Словцов П. А. Ист. обозрение Сибири. СПб., 1886. Кн. 1; Недосеков А. Павел 1-й, митр. Сибирский и Тобольский//Тобольские ЕВ. 1888. 13/14. С. 274-284; Срезневский Вс. И. Павел 1-й, митр. Тобольский//РБС. 1902. Т. 13. С. 75-77; Соловьев. История. 1962. Кн. 7. Т. 13. С. 318, 319, 321, 326, 329; Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири: Кон. XVII-XVIII вв. Новосиб., 1979; Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод: (2-я пол. XVII в.). Новосиб., 1984; Брюсова В. Г. Мат-лы к истории иконописного дела в Сибири в XVII-XVIII в.//ПКНО, 1993. М., 1994. С. 157-158; Зиборов В. К. Павел, митр. Сибирский и Тобольский//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 3-4; Харина Н. С. Тобольский архиерейский дом в XVII - 60-е гг. XVIII в.: АКД. Барнаул, 2012; Манькова И. Л. Храмовое строительство на территории Тобольского архиерейского двора в XVII в.//Церковь. Богословие. История: Мат-лы 3-й Междунар. науч.-богосл. конф. Екат., 2015. С. 419-426; Никулин И., свящ. К вопросу о системе адм.-террит. управления сибирской епархией в посл. трети XVII в.//ХЧ. 2015. 5. С. 82-96; Солодкин Я. Г. Митр. Тобольский Павел и сибирское летописание кон. XVII в.//УЗ Петрозаводского гос. ун-та. 2018. 5. С. 45-50.

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским. С 14 окт.1896 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 1897 года – почетный член Казанской духовной академии. Скончался 14 января 1900 года. Погребен в гор. Рязани. Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван «Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибирии и Азии». Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике. Труды: «Древние церковные грамоты Восточного Сибирского края 1653–1726 г. и сведения о Дауровской миссии”. Казань, 1875. «Православие и устройство церковных дел в Даурии». (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столет.” (Историческое исследование). Рязань, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к ”ЦВ” 1901, 42, стр.1558–1560. «Пустынник Зарлаам – основатель Иоанно-Предтеч. монастыря на границах Китайской Монголии и Чикойских горах за Байкалом”. Рязань, 1901. «О переводной церковно-канонической литературе в древней России». (Кандидатское сочинение). «Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования». «Якут. Еп. Вед.» 1890, 7–20. Кроме того, много трудов, проповедей, миссионерских записок и отчетов, которые перечислить не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ревностно взялся за новое для него дело. Уже в 1874 г. в Казани была напечатана небольшая книга на разговорном бурятском языке под ред. проф. В. В. Миротворцева - «Поучение к новокрещеным о святой христианской вере». Это был сборник проповедей еп. Вениамина, наставника М., сказанных им при крещении балаганских бурят. В 1875 г. М. посетил Казань. Вернувшись в Иркутск, он послал подготовленные к изданию 4 статьи, вошедшие в кн. «Учение о святой православной христианской вере в беседах с бурятами», дополненную изложением истории Ветхого и Нового Заветов и Житием свт. Николая Чудотворца (Правосл. благовестник. М., 1893. 12. С. 24-25). В 60-70-х гг. XIX в. в журналах «Иркутские епархиальные ведомости», «Странник», «Миссионер», «Церковный вестник», «Православный собеседник» и др. регулярно появлялись его статьи: «Торжество христианства в Тугнице и храм Христа Спасителя», «Церковный собор в Тобольске 1702 г. при митр. Филофее», «Священный памятник события 25 мая 1867 г.- церковь Вознесения на Часовенном о-ве за Байкалом», «Церковь Св. Троицы в Тарбагатае на Хилке», «Что такое бурятский «ОБО» и от чего нередко бывает зараза в степях», «Котокильский образ свт. Николая», «Чудотворный образ Богоматери «Споручницы грешных» в Кяхте», «О предполагаемых переводах Священного Писания на остяцкий язык», «Освящение церкви св. Иннокентия в Жимытинском стане и крещение бурят Тункинского ведомства», «Заметки об инородческих браках». В 15 номерах «Иркутских ЕВ» публиковалось «Описание архипастырских путешествий преосв. Вениамина»; в Казани вышло фундаментальное исследование М. «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии». Значительную часть собранных этнографических материалов музейного характера М. послал в дар Церковно-археологическому об-ву при КДА, действительным членом к-рого являлся (ГАРО. Фонд Т. М. П. Письмо из Гл. архивного управления и Центр. гос. ист. архива Украины при кабинете министров Украины). Вскоре М. стал членом-сотрудником Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

архим. Иоанникия о возвращении во владение м-ря дер. Медвежья Озера кн. Меньшикова), прилож., XCIII, XXVII (в 1702 г. из вотчины м-ря отдано Светлейш. князю дерев. Медвежье Москов. у. с 5 двор.), XCV (в 1703 г. отдано Григорью Строганову 5 пустошей дер. Гавриной Москов. у.), (в 1710 году отдано Светл. кн. пашни по р. Москве, Тюхольской луг с озер., да непахатн. земли 25 четей в поле и в двух потомуж), CLXXX, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа с 1720–23 г.; выдавалось за отшедшие вотчины по 378 руб.), CDXVII (в Череможской волости Яросл. у. в вотчиие м-ря 2 дерев. церкви); IV, 1724 г., 82 (вызов архим. Петра в СПб. для присутств. в Св. Синоде), 122 (доношение о приписке к м-рю упраздн. Великовражской пуст.), 507 (разрешено выдать архим. Иоанникию 15 руб., издержанных им на содержание содержав. в тюрьме келейника митроп. Воронеж. Пахомия), 556 (прош. архим. Петра об отпуске к марциальн. водам); VI, 1726 г., 56 (вызов архим. Иоанникия в СПб. на чреду священнослуж.); VII, 1727 г., 16 (ризничий м-ря иеромон. Симон назначен игуменом в Николаевский Каташинский м-рь Чернигов. губ.), 65 (архим. Петр состоял архимандритом Алекс. Невск. м-ря), 325 (архим. Иоанникий был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 641 (писцовая книга 1662 г. оброчных пустошей м-ря), 1384 (межев. кн. 1665 г. спорных вотчинн. землях м-ря в дерев. Устковой Горетова стана), 1446 (межев. кн. 1675 г. вотчин. земли в дер. Ширяевой Гоголева стана), 1447 (межев. кн. 1676 г. вотчин. земли в полов. дер. Ширяевой и в пустошах и Заецкой), 1476 (межев. кн. 1680 года вотчин м-ря в Копотенском стане), 2917 (межев. кн. 1652 г. вотчин. земли в сельце Кузьминском Больш. Юрьев. у.), 2918 (межев. кн. 1653 г. вотчинн. земли в том же сельце); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 81, 83 (опись 1680 г. церков. земель в вотчнн. м-ря сел Соснина и Былова); IV, акты XIV и XV ст., 121, 4 (купчая 1463 г. Андрея Китаина Лопотова на дер. Андреевскую в Берендееве; архим. Антоний); 130, 31 (купчая 1415 – 20 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Инок Косма был прославлен как местночтимый святой по благословению Суздальских архиереев, в частности, возможно, неслучайно в синодике К. Я. м. упомянуты князья суздальские, архиереи Суздальской епархии, а также настоятели Евфимиева суздальского мон-ря (Владимирские ГВ. 1884. 5. С. 1). Летом 1445 г. в окрестностях Владимира воины казанского царевича Мамутяка (Махмуда) «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша люди изсекоша, а иных в плен поведоша» (ПСРЛ. Т. 26. С. 197-198). В июне 1445 г. в сражении под стенами Евфимиева суздальского монастыря было разгромлено войско вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, попавшего в плен к татарам. Очевидно, во время набега мон-рь был разорен и погибли его насельники, были уничтожены хранившиеся в нем книги и документы. Архив К. Я. м. и др. имущество было разграблено в Смутное время (нач. XVII в.). Из царской грамоты владимирскому воеводе следует, что с 80-х гг. XVII в. мон-рь становится домовым патриаршим, в XVIII в.- синодальным. В 1725-1726 гг. К. Я. м., разоренный в период секуляризационных реформ Петра I, был приписан к Волосову во имя святителя Николая Чудотворца монастырю . По штатам 1763-1764 гг., мон-рь был отнесен к 3-му классу. В янв. 1653 г., во время богомольного «похода» во Владимир, К. Я. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Никон , «слушал обедню, а после обедни... пожаловал милостыни» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 112-113). Впечатления о посещении К. Я. м. в 1836 г. оставил в автобиографических записках архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) . Братия До 2-й пол. XVII в. сохранились лишь случайные сведения о насельниках. В описаниях мон-ря 1665-1675 гг. впервые дается полный список братии: игумен, 4 черных священника, в т. ч. духовник, ризничий, 10 старцев, в т. ч. казначей, конюший, сушильный, житный, пономарь, подкеларник, 2 «крылосных», а также 6 служек. С 1665 по 1675 г. игуменом К. Я. м. был буд. Воронежский епископ свт. Митрофан . В 1-й пол. XVIII в. состав монашествующих менялся. Наиболее полно сохранились сведения за 30-40-е гг. XVIII в. Кроме игумена в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 8 монахов, 4 белых священника, белый диакон, послушник и белец-псаломщик. В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVIII в. состав братии фиксируется «офицерской» описью 1763 г., а также перечислены миряне: 3 колодника, присланные из Канцелярии тайных розыскных дел, 3 сторожа, «канцелярий» (подьячий и келейник), иконописец, 7 конюхов, столяр, повар, 3 скотника, 10 служителей без жалованья, отставные военные - 2 поручика, подпоручик, капрал, 4 солдата, кирасир. В 1759-1766 гг. в К. Я. м. проживали игумен, заштатный игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 2 белых священника, 3 бельца (пономарь, просвирник, звонарь).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Никульское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Никульское или, как оно называлось в старинных актах, Микульское, приложено было князьями Шуйскими в начале XVII ст. в Троице-Сергиев монастырь. В 1764 г., с упразднением монастырских вотчин, Никульское перешло в ведомство гос. имуществ. Церковь в селе существует с начала XVII ст., в писцовых книгах отмечено, что в селе Микульском церковь во имя чудотв. Николы, деревянная, верх шатровый, в церкви деисусы и двери царские, образы местные, ризы и книги, клепало железное – строение монастырское… По писцовым книгам 1653 г. в приходе этой церкви записано 86 дворов, в переписных книгах 1703 г. в приходе 184 двора. В 1726 г. эта церковь в Никульском сгорела; в 1729 г. вместо нее построена была новая деревянная церковь, купленная в с. Лыченицах. В 1799 г. церковь сгорела вновь и в том же году была отстроена; деревянная колокольня уцелела от пожара. В 1822 г., вместо деревянной церкви, на средства прихожан устроен существующий ныне каменный храм. Престолов в нем два: в холодном - во имя св. Николая чудотв., в приделе теплом - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В числе святыни в церкви хранится шапочка преп. Моисея Угрина. . Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1796 г., исповедные росписи с 1824 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 200 руб. - 8 руб.; от земли пахотной и сенокосной до 90 руб.; от служб и треб до 500 руб.; от хлебного сбора 50 руб., а всего 650 руб. в год. Дом у священника церковный, у псаломщика собственный. Земли при церкви: усадебной 3 десятины 1564 кв. саж., пахотной 47 десятин 1090 кв. саж., сенокосной 7 десятин 2020 кв. саж., а всего с неудобной 58 десятин 2274 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Кроме того, в 1886 г. в пользу причта завещано земли разного качества 19 десятин 281 кв. саж. Земля священника обрабатывается крестьянами безмездно. Приход состоит из села Никульского, сельца Безмина, сельца Березовки, сельца Афанасова и дер. Погост, в которых по клировым ведомостям числится 406 душ муж. пола и 463 жен.; все православные. В селе имеется школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=12380

Список настоятелей московского Сретенского монастыря Среди бедствий от пожаров, неприятельских нашествий и междоусобных смут утратилось много древних письменных и археологических памятников, представлявших немалый интерес, и в числе других важных документов исчезли и многие памятники, содержавшие сведения о настоятелях Сретенского монастыря. Имена настоятелей, дошедшие до нас, по тщательном исследовании архивных и библиографических материалов , мы представляем далее в полном хронологическом порядке. Игумен Иона – 1580 г. Игумен Маркелл – 1598 г. Игумен Ефрем – 1613, 1614, 1619 и 1627 г. Игумен Моисей – 1634–1644 гг. Игумен Варлаам – 1645–1648 гг. Игумен Дионисий – 9 мая 1653 г., октябрь 1657 г., 1674–1682 гг. Игумен Пахомий – 1688–1681 гг. Игумен Корнилий – январь 1692 г. Игумен Моисей (Великосельский) – с 1693 г. († 26 февраля 1719 г.) Игумен Исаакий – 1721–1726 гг. Игумен Феодор (Левонов) – 23 февраля 1731 г. – 2 января 1732 г. (переведен из Колоцкого монастыря Смоленской епархии, где был с февраля 1729 г., а в 1732 г. переведен в Угрешский монастырь) Игумен Евсевий (Леонов) – определен 20 января 1732 г., упоминается до 1736 г. Иеромонах Иаков – в 1737 и 1738 г. Игумен Петр (Котляревский) – 1740–1742 гг. Игумен Софроний (Зиминский) – 1742–1744 гг. Игумен Лаврентий (Иванов) – с 1744 г. († 22 ноября 1757 г.) Игумен Максим – 1758 г. Архимандрит Иоасаф – в ноябре 1759 г. (затем переведен в вяземский Предтечев монастырь, где пробыл до 1778 г.) Архимандрит Маркелл (Тросницкий) – 1762–1764 гг. (из дворян Польской области Полоцкого воеводства) Игумен Гедеон – 1770 г. (переведен из Угрешского монастыря) Строитель Антоний (Протопопов) – 1765–1769 гг., игумен – с 1770 г. (11 мая 1771 г. переведен в Угрешский монастырь) Архимандрит Никон – 1772–1778 гг. (взят из Киева, затем переведен в Севскую семинарию прокуратором) Игумен Арсений – упомянут 5 января 1783 г. Строитель Филарет – январь 1806 г. Игумен Максим (Погудкин) – определен 19 сентября 1805 г. (но вскоре отказался от игуменства; в 1816 г. определен в Песношский Николаевский монастырь Московской епархии; в 1836 г. уволен по старости; † 29 марта 1850 г.)

http://pravoslavie.ru/31444.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010