Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 – дважды, 1652), и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652). По четыре раза: Евангелие (1644 – дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651). По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649), Минея общая (1643, 1644, 1650) и Триодь постная (1642, 1648, 1650). По два раза: Апостол (1644, 1648), Октоих (1644, 1649), Святцы (1646, 1648), Каноник (1646, 1651) и Шестоднев (1646, 1650). По одному разу: «Евангелие учительное» (1642), Пролог – за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643), Житие святителя Николая со службою ему (1643), Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646), Молитвослов (1647), Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651). Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцев Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом – с филаретовскими, в третьем – с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии – во всех прежних Служебниках ничего этого нет. Другой отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги, прежде не издававшиеся в Москве и теперь напечатанные в первый раз. Сюда принадлежат: 1 . Книга учебная – Грамматика славянская (1648), изданная как «первая от седмих наук свободных в научение православным, паче же детем сущим, еюже и к прочим, аще кто восхощет, яко дверию, благолепотне и безтрудне, возшествие сотворит» (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

е. к Пасхе, он уже будет переписан на бело; Пасха же в 1709 году была 24 апреля 19 . Значит, Зерцало было получено святителем ростовским около половины великого поста 1709 года, т, е. в конце марта, или в самом начале апреля. К этому же времени относится и письмо его к Феологу, так как в нем св. Димитрий высказывает надежду, что его книжица – Розыск, несмотря на леность и неопытность переписчиков, к Пасхе будет переписан на бело; следовательно, от дня написания письма до Пасхи времени еще оставалось не мало. После таких несомненных данных в пользу той мысли, что Зерцало Посошкова было получено святителем Димитрием не раньше марта и не позже апреля 1709 года 20 мы считаем почти уже излишним указывать, в подтверждение той же мысли, на то, что и во всех доселе известных списках обширной редакции показан 1709 год, как такой, в котором сочинение это было свидетельствовано и одобрено ростовским архипастырем, как, об атом и замечено в статье «о перстосложении» 21 . Когда же после этого написано было Посошковым Зерцало очевидное? Имея в виду – с одной стороны – то обстоятельство, что сочинить такую большую (более 500 листов) книгу в два первые месяца 1709 года (в марте Зерцало уже было послано Феологом св. Димитрию) было более, чем трудно, с другой – зная, что Посошков трудился над сочинением Зерцала с особенным усердием и любовию, «иногда и нужду домовую презирая» 22 , мы думаем, что Зерцало писано Иваном Тихоновичем Посошковым в 1708 году и, быть может, кончено в самом начале 1709 года. Если все, сказанное нами доселе, выразить кратко, то выйдет следующее: 1) святитель Димитрий Ростовский читала, и одобрил в письме к Феологу не другое какое-либо Зерцало, но именно Посошковское; 2) он назвал его книжицею безыменного творца потому, что в присланном ему Феологом списке Зерцала не было показано имени автора, а было только загадочно сказано, что «писавши имя 63, прозванием же 512»; 3) подпись автора, находящаяся на списках Зерцала обширной редакции, сделана Посошковым, вероятно, уже после того, как сочинение его получило одобрение ростовского святителя, а цифирное означение имени оказалось непонятным; 4) печатное Зерцало, изданное г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам, скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа Димитрию, причащался. При этом он замочил усы св. тайнами, и не отерши их, так и пошел к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда сослужение с собою. Этот рассказ святитель приводит в защиту великого требника Петра Могилы , приказывающего подстригать излишне большие усы. «В мимошедшем 1708 году, по Светлом Воскресении Христовом, церкви Воздвижения Честного Креста, яже на посаде Ростовском поп Антоний донес нам о прихожанине своем посадском человеке Трофиме, обвиняя его в иконоборстве, что подтвердилось и деле. Ходил также по епархии какой-то пропагандист раскольник с проповедью о пришествии антихриста и искушал «некое лицо духовное честно», от коего и было о нем донесено святителю, «но уже волк оный сотворился безвестен». 1545 В 1709 году, в первых числах февраля, святителю рассказывал «словесно и на письме» Игнатий, иеромонах Углицкого Воскресенского монастыря: раскольник крестьянин Иван Десятина Пошехонского уезда, вотчины боярина И. М. Языкова, приготовлял из некой муки ягоды, съевши которые, люди и скот кидались в огонь. Ростовский воевода Семен Еремеевич Пашков рассказывал Димитрию о так называемой Христовой любви в Балахне. Посадские в Романове сообщали о посылании дочерей в скиты. Монахиня девичьего Ростовского монастыря из раскольниц Анфиса рассказывала о старце Авраамии и его любовнице Матроне, пропагандировавших впоследствии раскол и в Ярославле. В настоящем же 1709 году, в месяце марте, о первой в великий пост сборной недели были в Ростове таковые люди, иже в брынских лесах бывали и живали тамо: Петр Ермилов ярославец, да из Переяславля-Залесскаго Борисоглебскаго монастыря старец Андроник, да старец Пахомий, иже в детстве из Пошехонскаго уезду в леса оныя завезен быв, возрасте тамо, а после инок был. Упоминается еще Пахомий (1685–1709) вероятно настоятель Пошехонской Исаковой пустыни. 1546 Тон Розыска вообще очень резок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Антиминс в Ярославском кафедральном соборе освящен 4 окт. 1709 года. 1163 В 1709 году дана грамота на освящение придела во имя св. Льва Катанского в Ярославской церкви св. Николая, что на Пенье. 1164 Дед и прадед Иннокентия, архимандрита ростовского Спасояковлевского монастыря, были рукоположены св. Димитрием, когда именно неизвестно. 1165 Неизвестна дата и ответ святителя на нижеследующую грамоту: Государю преосвященному Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, бьют челом помещики Ростовскаго уезда сельца Карагачева Илья Иванов сын Мещеринов, да сельца Ликина (Лыкина?) князь Семен Матвеевич сын Шаховской. Излюбили мы помещики того же села Карагачева церкви Рождества Пресвятыя Богородицы попова сына Василья Леонтьева, чтоб ему, по твоему архипастырскому благословению, а по нашему излюбу быть у той же церкви Рождества Пресвятыя Богородицы вторым священником в поможенье отцу своему, потому что тот священник при старости, и (чтобы) церкви Божией без пения не быть и душам христианским без причастия не помереть. Милостивый государь преосвященный Димитрий. митрополит Ростовский и Ярославский, пожалуй нас, вели его Василья по своему архиерейскому благословению поставить в попы. Смилуйся, пожалуй. 1166 Таков общий очерк законодательства, касающегося ростовской епархии за период 1702–1709 г. и административной деятельности святителя Димитрия по вверенной ему епархии. Но эти данные, рисующие только чисто внешнюю официальную сторону деятельности св. Димитрия, далеко не так важны, как его внутренняя деятельность, направленная к поднятию духовной стороны вверенной ему паствы. Мы уже видели, в каком печальном положении находилось духовенство в епархии святителя. Административными мерами, конечно, мудрено было поднять его нравственный уровень, и вот святитель обратился к другому оружию: посланиям, проповеди и школам для священнослужителей. Послания и проповеди Димитрия вместе с тем дают и прекрасный бытовой материал и дополняют вышеприведенные сухие официальные сведения. Вот пока данные из двух посланий святителя, о проповедях скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

271 п. 22. Это Зерцало есть известное сочинение И. Т. Посошкова, напечатанное в сочинениях его М. 1863. изд. Погодина т. II. Подробный разбор Зерцала параллельно с Розыском в прекрасной книге А. Царевского, Посошков и его сочинения М. 1883 стр. 106 и сл. Посошков впоследствии был близок и с митрополитом Иовом, коему его рекомендовал Я. Н. Корсаков в 1712 году (Странник 1861, стр. 105). В библиотеке Флорищевского монастыря я видел список с Зерцала с надписью «1709 г. с подлинного в Ростове». Там же есть и прекрасный экземпляр Розыска 1709 г. Царевский приводит стихи перед зерцалом, усвояя их святителю Димитрию. Стихи напечатаны и в сочинениях Посошкова М. 1863, II, 7 и 8. 1540 Я. Е. В. 1874, 35, стр. 275 п. 23. Третья часть самая любопытная – бытовые данные о расколе. Интересно указание на возникновение особого рационалистического учения, видевшего во всем Евангелии, особенно в рассказах о чудесах одно сплошное иносказание. Розыск 1745 г. л. 134 об. Нечто подобное теперь исповедует гр. Л. Н. Толстой. 1541 Я. Е. В. 1874, 35 стр. 275 п. 24. Вероятно письмо относится к сентябрю 1709 года, Пармен умер 11 августа. Заметим, что до нас дошел экзегетический труд святителя по Священному писанию в переводе с латинского. Это рукопись из собрания Пискарева 82 общ. 517 (278 л.л.), Предисловие: кая польза бывает людем от злата в земных глубокостях заточеннаго; кое того бывает употребление, во истинну ничесоже, велможнейший господин. Сице какая кому полза бывает от божественнаго писания, на иностранным диалекте положеннаго; в правду аще и бывает некоторым точию, а не всем. Сего ради аз, вашего благородия велиим побужден благодеянием, потщахся помощию Божиею, елико могох Толкование книги бытыя, труды в блаженном оуспении преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, латинским языком положенныя, претворити на славенскии, еже вашеи велможности, да будет во управление и ползу душевную. И да излиется на вас роса благодати и милости Божия, чесого всем сердцем желаю непрестанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

66 Головин Федор Алексеевич (1650–1706), граф (с 1702) – сподвижник Петра I, глава внешне-политического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генерал-фельдмаршал (1700). Первый кавалер высшей государственной награды – ордена Святого Андрея Первозванного (10 марта 1699 года). Сибирский наместник с 1691 г. 67 Мазепа Иван Степанович (1639–1709) – гетман Запорожского Войска обеих сторон Днепра в 1687–1708. Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного (после Головина; с 1700). Изменил Петру, перейдя в 1708 г. на сторону Карла XII. Среди старинных вкладов храма Гроба Господня русские паломники отмечали серебряную доску с изображением Снятия с Креста и чеканными ликами евангелистов по углам, которой покрывали камень Ангела при богослужении в Кувуклии, с надписью: «Иждивением ясновельможного Иоанна Мазепы, Российского гетмана». «Вот судьба Мазепы, подумал я, – записал в дневнике Порфирий (Успенский) , служивший на этой доске 14 мая 1844 г. – В России его проклинают, а здесь молятся о упокоении души его и прощении, и оставлении грехов его. Не знаю, что действительнее пред Богом: наше ли всенародное проклятие или здешние молитвы. Верно, ни то, ни другое» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. 2. СПб., 1896. С. 86). 68 Имеются в виду Георгий XI (1651–1709) – царь Грузии (Картли) (1676–1688, 1692–1695, 1703–1709), сын царя Картли Вахтанга V, из династии Багратионов, и его брат царь Леван (ок. 1660–1709). 69 Вахтанг VI (1675–1737) – царь Картли (1703–1711), сын царя Левана. Писатель и законодатель, инициатор летописного свода «Картлис Цховреба». С 1724 г. переселился в Россию. 70 Мелетий (1785–1867) – митрополит Петры Аравийской, выдающийся деятель Иерусалимской Церкви второй трети XIX в. Наместник Патриарха Иерусалимского с 1841 г. Владея русским языком, был долгие годы духовником русских поклонников в Святой Земле, у которых пользовался большим уважением и именовался не иначе как «Святой Петр», что является упрощенной и искаженной формой его греческого титула: «святой (у греков вместо преосвященнейший – Н.Л.) Петры . Упоминается в бумагах митрополита Московского Филарета как «святой Петры».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Алфавит духовный. – Киев, 1710, 1713; СПб., 1719, Киев 1747, 1755, 1766; и пр. М., 1898. Летопись Келейная. – М., 1784; СПб., 1796; М., 1800. Каталог Киевских Митрополитов, с кратким летописанием//Московский Любопытный месяцеслов на 1776 г. Издан Рубаном В. Г. – М., 1775. – С. 57 и далее. Собрание разных Поучительных Слов и других сочинений, на 6 частей разделенное. – М., 1786; М., 1805–1807; Киев, 1825. Зерцало Православного Исповедания. – СПб., 1805; 1807. Исповедание грехов Генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. – М., 1785. Пять стихословий или Богомысленных размышлений, присовокупленных к Алфавиту Духовному. Розыск о раскольнической Брынской вере: в 3 ч. – М., 1745; Киев 1748; М, 1755, 1762. Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении. – Чернигов, 1700; Могилев, 1715; М., 1771. Руно Орошенное. – Чернигов, 1680. Литература: Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. Попов М. С., священник. Прославление памяти мощей святителя Димитрия Ростовского . – СПб., 1910. Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651–1709)//Записки Историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, т. 24. Скворцов Д. И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (очерк жизни и деятельности святителя). – Тула, 1909. Титов Ф. И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, бывший ученик Киевской духовной академии (1651–1709). – Киев, 1909. Преображенский А. Святой Димитрий Ростовский как проповедник. – Казань, 1909. Скворцов Г. И. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913. – С. 337–339. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860.-С. 25, 41, 46, 50–56, прим. С. 25. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 606–613, 614, прим. 45. Титов А. А. Кремль Ростова Великого. – М., 1905. – С. 36–42. Поселянин Е. Святитель Димитрий Ростовский и его творения//Русский паломник. – 1909, 15. – С. 238–239; 16. – С. 255–257; 17. – С. 268–270.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Парфений . Когда Христодулу удалось вернуть управление Церковью, Парфений отправился в Россию с просьбой о материальной помощи, имея рекомендательное письмо молдав. господаря Василия Лупу. В сент. 1641 г. он прибыл в Россию в сопровождении архим. Дорофея и архидиак. Парфения ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 224-225; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива коллегии иностранных дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001. С. 78). По пути в Москву архиеп. Парфений встречался с митр. Петром (Могилой) и вел с ним беседу по богословским вопросам. Во 2-й четв. XVII в. поездки киприотов в Россию стали частым явлением: в 1623-1624 гг. свящ. Никифор Ксенакиос и служка Георгий, в 1628 г.- архим. Софроний из Благовещенского монастыря, в 1628-1629 гг.- архим. Симеон из мон-ря арх. Михаила и Гавриила близ Фамагусты, в 1629 г.- архим. Иоасаф из мон-ря свт. Николая Чудотворца, в 1630 г.- Иван Мануйлов, в 1632 г.- архим. Никифор из мон-ря мч. Маманта, в 1651-1652 гг.- Иван Антонов, в 1651-1652 гг.- «нищий старец» Мануил Юрьев ( Он же. С. 45, 54-56, 61, 63, 109; Фонкич Б. Л. Кипрский священник в Ярославле и Москве: К истории кипрско-русских отношений в 1-й четв. XVII в.//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 238-247; РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 57. Июль 1628 г.; 402. Авг. 1651 г.; 404. Авг. 1651 г.). Киприот Иоанникий , патриарх Александрийский (1645-1657), также поддерживал тесные связи с Россией. Архиеп. Никифор (июнь 1641-1674) являлся до своего избрания игуменом Киккского мон-ря (с 1636). В его правление епископы попытались урезать властные полномочия архиепископа, сделав его первенство среди кипрских архиереев номинальным. Тот был вынужден обратиться к К-польскому патриарху Иоанникию II, к-рый созвал в июле 1651 г. в К-поле Собор, подтвердивший статус Кипрского архиепископа. В то время архиепископская резиденция находилась в Архангелу монастыре , отреставрированном и расширенном Никифором. В 1662 г. он основал кафедральный собор ап. Иоанна Богослова в Никосии.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Сочинитель в своем Проекте предлагает издавать в печати крюковые книги нотного пения и укоряет новейших переписчиков в искажении крюков. В изложении много помещено замечательных известий. Б. Печатные источники Печатные источники состоят из актов и ученых изследований наших писателей ο состоянии церковного пения. К сожалению, из актов известно очень мало и все они относятся ко второй половине XVII столетия. Ученыя изследования принадлежат писателям XIX века. Ι. Αкты 1)Грамота Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича в Кострому Игумену Богоявленского монастыря Герасиму и Никольскому попу Георгию Алексееву: ο надзоре за правильным чтением и пением во время отправления церковной службы 1651 гола, ноября 6 дня 8 . 2)Грамота Новогородского Митрополита Никона в Соловецкий мопистырь Архимандриту Илье: с извещением ο соборном установлении чинного и единогласного церковного чтения и пения во время отправления церковной службы. 1651 года. 9 3)Грамота Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича в Сийский монастырь Игумену Феодосию ο надзоре за правильным чтением и пением во время отправления церковно службы. 1651 года, Марта 25. 10 В трех грамотах находим, что Московским Соборным 1651 года уложением было 9 Февраля: ввссти во всех церквах единообразное пение, избрать для надзора искусных священников, виновных подвергать наказанию и доправления пения, во ввех церквах для ведома читать свиток соборного уложения. 4)Грамоты, наказы, отписки, челобитные и расспросы ο вызове из Киева певчих в Москву, в числе 15 актов, с 1651 до 1656 года. 11 Вызовы Киевских певчих были в 1652 и 1656 годах. В первый раз были вызваны из Киевского Братского монастыря Архидиакон Михаил и с ним 11 человек. Этими певчими управлял Феодор Тернопольский. Сначала их поместили в доме С. Л. Стрешнева, а потом перевели в Андреевский монастырь, где прежде помещалось ученое братство. В июле месяце того же года. Государь приказал отпустить их обратно в Киев. Певчие прожили в Москве не более пяти месяцев. В это короткое время они не могли преобразовать наше старое пение. Тернопольский считался творцом строчного пения. В 1656 году отыскивали в Киеве старца Иосифа Загвойского для управления партесным пением в Москве. Эти указания наводят уже на особенное появление в Москве партесного пения. Видим, что псреворот совершился: но когда и кем, за неимением актов обозначить невозможно. II. Ученые исследования

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не имея фактических данных, нельзя с точностью показать, когда у него явилась мысль о составлении книги и когда он начал приводить свою мысль в исполнение. При этом, ему приходилось, вероятно, лишь пополнить готовый уже имевшийся у него материал, привести его в порядок и изложить в форме, какая указывалась его католическими источниками и образцами. Сделать это не представляло больших затрудений, потому что материал, которым он воспользовался для «Камня веры», большей частью, был переводный, и мы уже говорили, в чем, главным образом, обнаружился самостоятельный труд м. Стефана в его обработке. Что касается ссылок на книги московской печати и выписок из них, то они, вероятно, делались и добавлялись к основному тексту книги и по окончании ее – постепенно и в разное время. Возможно, что в 1709 г. «Камень веры» был уже написан и м. Стефан начинал печатание его. Основанием для такого предположения может служить выходной лист, приложенный к первому московскому изданию «Камня веры» в 1728 году. На этом листе, в рамках, в которых заключено заглавие книги, изображены – вверху сошествие св. Духа на апостолов, по бокам апостолы Петр и Павел и московские святители, митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп, а внизу вид Москвы и подпись гравера: «гридоровал Иван Зубов. 1709». Во втором московском издании «Камня веры» – такой же выходной лист, но подписи гравера нет, его подпись, и также – «Иван Зубов», находится под портретом м. Стефана Я-го, приложенным к этому изданию. Если для издания «Камня веры» в 1728 г. был взят выходной лист, сделанный специально для него еще в 1709 году, то очевидно тогда (в 1709–10 г.) было уже решено и начато его печатание. Гравер Иван Зубов с 1708 г. работал на печатном дворе московской типографии, а в 1727 году уволен от казенной службы и мог работать только по найму (Некарский, Наука и Литература при Петре В. II, 652; Новинский, Русские граверы, 29–35). В 1703 г. была издана м. Стефаном против раскольников книга – «Знамения пришествия антихристова», для которой он воспользовался, как мы уже говорили, ближайшим образом, трудом испанского иезуита Мальвенды, современника Беллярмина: «Libri novem de Antichristo» ( Rom. 1604 г.), хотя и в «Disputationes» Беллярмина есть также особый и замечательный трактат об антихристе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010