ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

В эпоху междуцарствия московские люди вблизи увидели поляков и их быт, и это знакомство конечно не осталось без влияния на людей московского государства. Как мы увидим ниже, польское влияние проглядывает со времен царя Михаила Федоровича единичными фактами, а царствование Алексея Михайловича отличается уже широким его развитием 247 . Много способствовали тому и внешние, и внутренние обстоятельства царствования: войны с Польшей и её смутное положение в связи с образованием в ней русской партии и двукратных переговоров о выборе русского царя или царевича на польский престол, присоединение Малороссии и переселение из нее не только ученых людей, но и крестьян 248 . Вопрос о юго-западных переселенцах в XVII веке на Московскую Русь представляет, по нашему мнению, особую важность. К сожалению, у нас очень мало обнародованных материалов для решения этой задачи. Переселенцы художники и ремесленники и сами переселялись, и бывали вызываемы при Алексее Михайловиче из Смоленска, Витебска и других городов, завоеванных от Литвы. К ним в науку поступали русские и оказывали, по свидетельству Таннера, большие успехи в приготовлении сукон, пороху и т. д. 249 . Как видно из переписной книги Мещанской Московской слободы и Польского ряда 1676 и 1684 гг., в Москве встречаем около сотни ремесленников, выходцев из Смоленска, Шклова, Слуцка, Вильны, Полоцка (с 1621 г.) и т. д. Между ними мы встречаем кузнецов, серебряников, гончаров, шапочников, каретника и обойщика каретного, башмачника, масловара, мастера рукавиц персчатых (перчаток), селитровара, обжигателя изразцов и т. д. 250 . Понятно, что и вещи, которые они выделывали, носили отпечаток западный польский: варит мыло польское, шапки делает на польскую руку. По другой (?) описи тоже 1677 года в той же слободе четверо варили мыло польское, двое делали чулки польские, портной из Шклова делал немецкое платье, а один мещанин кормился рымарством (rymarstwo – шорное дело) 251 . Имеется и литературное свидетельство современника (1652–54 гг.) о проникновении польских вещей в Россию. «При проходе польских послов... купцы с товарами проходят под начал и оборон послов без всякаго мыта. А товары те суть, которые из Литвы с Руси с Польской и из иных украйн, купцы к Москве приносят: сукна, вещи шелковыя, атласы, камки... Временем и безлепицы кое-какия привозят, откуды им от того и большая прибыль бывает, понеже бо Московские люди временем худое скорее доброво купят; кому што попало по руке, тот за то больши и денег дает» 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Саккос патриарха Иоасафа II. Мастерская царицы Марии Ильиничны. Москва. 1667–1668 гг. (ГММК) Саккос патриарха Иоасафа II. Мастерская царицы Марии Ильиничны. Москва. 1667–1668 гг. (ГММК) Не исключено, что на выбор царя повлияло расположение И. к западнорус. правосл. духовенству. И. был дружен с учителем царевича Алексея Алексеевича Симеоном Полоцким . Вступление И. на Патриарший престол было ознаменовано «Приветствием новоизбранному патриарху» Симеона Полоцкого (позднее включено автором в сб. «Рифмологион»). Исследователи считают, что Симеон был автором мн. текстов, подписанных И., в т. ч. посланий против старообрядцев, в частности «Всенародного послания...». Именем патриарха подписано посвящение царю сочинения Симеона Полоцкого «Жезл правления» (посвящение несомненно принадлежит перу Симеона). В известном списке кон. XVII в. «Увещании... о книзе Иоанна Златоуста... о священстве и о книге «Жезл правления»», подписанном И., рекомендуется придерживаться положений, изложенных в «Жезле правления». И. благосклонно отнесся к созданному, по всей вероятности, Иннокентием (Гизелем) сочинению по нравственному богословию «Мир с Богом человеку, или Покаяние святое, примиряющее Богови человека, учением, от Писания Святого и от учителей церковных собранным» (К., 1669). Данное издание было отправлено в Москву с письмом Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) и представлено патриарху 15 февр. 1669 г. По просьбе И. Симеон Полоцкий написал обзор книги, И. повторил его хвалебный отзыв в грамоте. В 1673 г., после смерти И., руководивший работой Московского Печатного двора Сарский и Подонский митр. Павел запретил продавать книгу в Москве, найдя в ней «сомнительные дела». И. благословил издание в Москве сочинения архиеп. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на дни нарочитыя», о чем архиеп. Лазарь писал царю в 1670 г. Алексей Михайлович велел начать печатание книги, но работа остановилась скорее всего из-за недоверия митр. Павла к сочинениям киевлян. Позднее, во время полемики о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ), укр. богословы, придерживавшиеся католич. т. зр. по этому вопросу, ссылались на авторитет И. Отвечая им, патриарх Иоаким (Савёлов) утверждал, что И. лишь из-за своей дряхлости подписывал то, что ему предлагал Симеон Полоцкий, «учивыйся у иезуитов и державый мудрования тех» (цит. по: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 200). И. поддерживал переселившихся в Москву западнорус. священнослужителей. В апр. 1669 г. в рус. столицу приехал известный протопоп из Глухова Иоанн Шматковский, сторонник перехода западнорус. земель под власть царя. Прот. Иоанн был назначен настоятелем ц. Иоанна Богослова в Бронной слободе. На приеме у И. он поднес патриарху «лист о похвале рацейной в лицах» ( Буланин Д. М. Шматковский И. А.//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 292.)

http://pravenc.ru/text/578114.html

К Архиерейскому дому были приписаны небольшие Макарьевский Илбахтин мон-рь Уфимского уезда и Кашпирский Вознесенский мон-рь Симбирского уезда (в 1693 и 1695 гг. соответственно) с крестьянами и вотчинами. При М. архиерейская ризница пополнилась заказанной еще Адрианом архиерейской златокованной шапкой с жемчугом и запалами. Видимо, там же хранилась книга свт. Иоанна Златоуста «Беседы на Евангелиста Иоанна» (М., 1686) с владельческими надписями: «Сия книга Маркелла митрополита Псковского келейная» и «Сия книга Преосвященого Маркелла, митрополита Казанского и Свияжского келейная» (ОРиРК НБ Казанского ун-та. Ед. хр. В-174196). М. был погребен в приделе во имя святых Бориса и Глеба казанского Благовещенского собора Казанского кремля. В XIX в. его останки были перенесены под главный алтарь кафедрального храма. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 3. 1381. С. 71, 74; Дворцовые разряды. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 577; ДАИ. Т. 10. 15. С. 39; 66. С. 226-227; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. 303. С. 478-479; Список с епистолии инока Силивестра Медведева// Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный/Подгот. текста и коммент.: А. Хипписли, Л. И. Сазонова. Кёльн, 2000. Т. 3. С. 629-630; Гордон П. Дневник 1690-1695 гг./Пер. с англ., ст. и примеч.: Д. Г. Федосов. М., 2014. C. 20, 21, 23, 25. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского 1-кл. мон-ря. Дерпт, 1821. С. 18, 53; Чистович И. А. История правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 146-147; Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 80-81; Строев. Списки иерархов. Стб. 287, 384, 656, 907; Брикнер А. Г. Мат-лы для источниковедения истории Петра Великого: (1682-1698 гг.)//ЖМНП. 1879. Ч. 204. 8. Отд. 2. С. 301-302; Леонид (Кавелин), архим. Казанский митр. Маркелл (1698)//РА. 1889. Кн. 2. Вып. 6. С. 304; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.). СПб., 1891. С. 167-168, 170, 270; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906. С. 215-216, 257, 345; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 48, 86, 107, 108; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Ч. 1. С. 255-256, 433-434; Артаксерксово действо: Первая пьеса рус. театра XVII в./Подгот. текста, ст. и коммент.: И. М. Кудрявцев. М.; Л., 1957. С. 96-97; Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа: (К истории русской рукописной книги во 2-й пол. XVII в.)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1963. Сб. 8. С. 179-244; Белоброва О. А. Маркелл//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 335-336 [Библиогр.]; Богданов А. П. Рус. патриархи: (1589-1700). М., 1999. Т. 2. С. 321-324; он же. Московская публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 372, 375, 407; Маркелл//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 745-746 [Библиогр.]; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: (1555-2007 гг.). Каз., 2007. С. 98-102.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

В Вологде на ул. Изосимский Крюк И. К. м. имел двор, упоминавшийся с 1627 г.: «Двор монастырскои Никентьевы пустыни, и изстари их монастырское, живет их дворник, их же монастырский бобыль Ондрюшка Васильев» (Источники истории г. Вологды. 1904. С. 114). В 1678 г. на монастырском дворе в Вологде жил служебник Аксён Исаков (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14741. Л. 114-114 об.). В 1701-1702 гг. дворником при вологодском дворе был Иван Аксёнов. В 1711-1712 гг. двор выглядел следующим образом: «В длину 15 сажен полтора аршина, поперег по лицу 10 сажен с четью. Хором: изба, против сенник прирубной с перерубом, под ним анбар, за ним стая конская, под ней сеновня, у задних ворот баня. За двором огород в длину 68 сажен полтора аршина, поперег с двором равно». Библиотека включавшая к 1701 г. чуть менее 50 томов, содержала по большей части богослужебные книги. В ней хранились также Шестоднев (М., XVII в.), 2 толковых Евангелия (рукописное и печатное; Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского в XVII в. в Москве издавалось в 1649 и 1698), рукописный Измарагд. Из сочинений отцов Церкви и подвижников названы «Поучения» прп. Ефрема Сирина (рукописная и 2 печатные; книга выходила в 1647 и 1667), «О священстве» свт. Иоанна Златоуста (печатная, 2 экз.; 1664), «Симеон Новый Богослов» и «Петр Дамаскин» (обе рукописные). Житийная лит-ра представлена лишь «Николаевым житием». Имелись также «Меч духовный» (К., 1666, 1686) архиеп. Лазаря (Барановича) и «Обед душевный» (М., 1681) Симеона Полоцкого . Среди печатных книг упоминается и «Филистимновая, полууставье», т. е. Часослов, или Псалтирь с восследованием, принадлежавшая ранее «Филистиму» (очевидно, искаженное «Филикиссим»). Однако она могла быть и рукописной, поскольку переписчик тут же указывает: «Сенодик родителской», который в описи 1723 г. назван письменным. К 1723 г. в обители появились новые книги, не отмеченные в описи 1701 г.,- «Чиновник новой» (1721), «Тетрадь печатная прибавочная ектений о победе над сопостаты христоименитому воинству» (М., 1701, 1704, 1722), «Тетрадь, служба о победе, Богом дарованной, под Полтавой над шведским королем» (М., не ранее сер. 1709) архиеп. Феофилакта (Лопатинского) , «Поучения» прп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея (1652), «Зерцало мирозрительное» - «Диоптра, или Зерцало живота во мире сем человеческаго» (Кутеин, 1651) дубенского игум. Виталия, Киево-Печерский патерик (вероятно, К., 1702) и рукописное Житие прп. Иннокентия. Возможно, санкционировав строительство церкви над захоронением прп. Иннокентия и снабдив обитель его Житием, духовные власти надеялись, что пример начальника обители станет духовной опорой для насельников мон-ря, переживавших сложное время.

http://pravenc.ru/text/389615.html

Восстановлена и в 2004 г. освящена теплая ц. в честь Преображения Господня, колокольня (XIX в.), келейный корпус (бывш. настоятельский; 1834), построены дом игумении, ограда (2005-2006) со св. воротами. С северо-запада к территории К. м. примыкает хозяйственный двор. На месте скита установлен поклонный крест. Главная святыня К. м., чудотворная икона свт. Николая Чудотворца, при разорении обители в ХХ в. была спрятана жительницей соседнего с. Холимонова, в нач. 80-х гг. XX в. передана настоятелю Воскресенского храма в Батурине, а в 2001 г. возвращена в обитель. В К. м. почитаются Меленская икона Божией Матери, икона свт. Димитрия Ростовского (с частицей мощей), ковчег с частицами мощей Киево-Печерских преподобных и др. святых. Ист.: АИ. Т. 4. 41; ДАИ. Т. 7. 4; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. 16; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южно-рус. мон-рей//ЧОИДР. 1884. Т. 2. Отд. 1. С. 19-21. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 343-345; Ратшин. Монастыри. С. 538; Белоусович Л. Николаевский Крупицкий Батуринский мон-рь. Чернигов, 1859; Филарет (Гумилевский), архиеп. Крупицкий Батуринский 3-кл. муж. мон-рь св. Николая. Чернигов, 1862; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3; Домонтович М. А. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1865. [Т. 25:] Черниговская губ.; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.). СПб., 1891. С. 30-32, 46-51. (ЗИФФ; 24); Л[азаревский] А. Келья св. Димитрия Ростовского//Киев. старина. 1898. Т. 61. 6. Отд. 2. С. 85-86; Денисов. 1908. С. 907; Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины. М., 1967; Bipoцьkuй В. Д., Kaphaбiдa А. А., Киркевич В. Г. Moh-pi та храми зeмлi Cibepcьkoï. К., 1999. С. 84-92; Димитрий Ростовский, свт. Творения. М., 2005. Т. 1: Житие. Поучение. С. 7-10; Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского: Исслед. и тексты. М., 2005; Радишевський Р., Свербигуз В. Ibah Мазепа в сарматсько-роксоланському buмipi високого бароко. К., 2006; Дробязко Н. В. Свт. Димитрий Ростовский и Батуринский Николо-Крупицкий мон-рь//Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 259-264.

http://pravenc.ru/text/2462069.html

Ист.: Gordon P. Tagebuch. СПб., 1851. Bd. 2. Th. 3/4. S. 309-311; Устрялов Н. В. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. (Прил. 7. 61. С. 534-537; 66. С. 539); Подробное сказание о жизни и чудесах св. прав. Симеона, Верхотурского чудотворца, и о чествовании святых мощей его. Пермь, 1886 7; Попов Н. П. О поездке в Смоленск к митр. Симеону «для великих духовных дел» архим. Игнатия и справщика Кариона (Истомина)//ЧОИДР. 1907. Кн. 2. Отд. 5. С. 38-44; он же. Соборы патр. Иоакима на митр. Смоленского Симеона//Смоленская старина. 1909. Вып. 1. С. 326-343; ПСРЛ. Т. 36. С. 231, 286-293, 339-343, 353, 354, 376, 377; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 128-130; Кузнецов Е. В. Сибирский летописец/Ред.: С. Г. Пархимович; сост.: Ю. Л. Мандрика. Тюмень, 1999. С. 101. Лит.: Новиков Н. И. Опыт ист. словаря о рос. писателях. СПб., 1772. С. 69; ИРИ. Ч. 2. С. 491-500; Строев. Словарь. С. 112-113, 165, 392; Сулоцкий А. И., прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 4-5 (переизд.: То же//Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 505); Цветаев Д. Из истории иностр. исповеданий в России в XVI и XVII вв. М., 1886. С. 212-236; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. С. 26-28, 246-247; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время, 1651-1709 гг. СПб., 1891. С. 168-170; Оглоблин Н. Н. Библиотека Сибирского митр. Игнатия, 1700 г.//Библиограф. 1892. 8/9. Отд. 1. С. 286-291; он же. Из архивных мелочей нач. XVIII в.: Челобитная о двух книгах, 1702 г.//Там же. 10/11. Отд. 1. С. 335-336; Игнатий, митр. Сибирский и Тобольский//Монастырь. 1908. 11. С. 72-76; 12. С. 86-90; Луппов С. П. Книга в России в XVII в. Л., 1970. С. 138-139; Воронова Л. Б. Археографический обзор списков сочинений Игнатия (Римского-Корсакова)//Исследования по истории обществ. сознания эпохи феодализма в России. Новосиб., 1984. С. 185-201; Богданов А. П. «Генеалогия» и ее автор (Игнатий (Римский-Корсаков))// Чистякова Е.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Лит.: Попов Г. В. Тверская икона XIII - XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276. Кат. 182; Сорок сороков. Т. 4. С. 492; Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., 1996. С. 86; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 61, 362-363. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/76186.html

Н. В. Понырко Иконография К. нередко изображали на миниатюрах рус. летописей. Так, в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 178) показан совет кн. Владимира Мстиславича с К. и жителями Киева, на к-ром обсуждается измена черниговских князей. К. изображен в центре композиции вполоборота влево; облачен в монашескую мантию и черный клобук. Он обращается к сидящим с ним на одной скамье кн. Владимиру Мстиславичу и, вероятно, киевскому тысяцкому. За спиной митрополита - неск. горожан, один из к-рых размахивает предметом, похожим на посох или багор. К. посвящено неск. миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., где он изображен седым старцем с волнистыми волосами и клиновидной бородой до середины груди. В Голицынском томе (РНБ. F.IV.225) проиллюстрировано поставление К. митрополитом: изображен Собор рус. епископов (Л. 148 об.), и духовенство, недовольное решением Собора и кн. Изяслава Мстиславича об избрании К. (Л. 149 об.). Миниатюра на л. 149 показывает К. до и после его поставления: в правом верхнем углу он в монашеском облачении сидит в келье за столом с 2 чернильницами и пишет на листе пергамена; в правом нижнем углу на фоне архитектуры (видимо, перед входом в мон-рь) К. принимает послов, принесших весть об его избрании; в центре композиции митрополит в храме проповедует пастве, в зеленоватой фелони, омофоре, с раскрытой книгой в руках. В последнем случае он изображен с нимбом. Цикл из 3 миниатюр (Л. 156, 156 об., 157 об.) иллюстрирует попытку К. предотвратить княжескую усобицу. В Лаптевском томе (РНБ. F.IV.233) повторены сюжеты избрания К. митрополитом и недовольства духовенства (Л. 107-107 об.), однако акцент сделан на вражде К. с Новгородским архиеп. свт. Нифонтом, к-рый пытался опротестовать его избрание в К-поле (Л. 108). А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/1841369.html

«Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно», - сказано в «Житии святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского» святителя Димитрия Ростовского (1651-1709 гг.) «Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь». О скончании земных дней его классический источник говорит так: «Поживе же великий угодник Божий лета довольна посреди Мирского града Божественными добротами сияя. И в глубоце старости, исполнен дний многих, долг общаго естества человеческаго отдаде, мало первее телом поволев, добре временный сконча живот: и на нестареющуюся и блаженную жизнь с радостию и псалмопением прейде, провожающим его святым ангелом, и святым ликом сретающим святаго. Тело же его честное, собравшеся от всея тоя Ликийския страны епископи с клирики, и иночествущии, и народа от всех градов безчисленное множество, положиша честно в соборней Мирския митрополии церкви, Десембрия месяца в 6 день, и совершахуся многая чудеса от святых угодника Божия мощей». Успение святого Николая. Греческая икона Именно потому Миры Ликийские и стали, в правление императора Николая I Павловича, самым первым из мест, куда могли бы устремиться множество желавших совершить паломничество русских людей на поклонение святителю Николаю. С этой целью княгиня Анна Александровна Голицына (урождённая княжна Прозоровская, фрейлина двора и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (1782-1863)) совершила сделку: приобрела церковь и её окрестности. Купля была совершена с ведома русского консула на Родосе и в полном соответствии с законами Османской империи. Началось активное освоение местности русскими переселенцами и восстановление церкви, для чего был нанят археолог Август Зальцман. Время, однако, оказалось весьма неудачным для осуществления столь обширных замыслов: вскоре после заключения сделки купли-продажи, в том же 1853 году, началась пресловутая Крымская война, в которой Турция выступила в качестве союзницы врагов России - французов и англичан.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010