Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

Образы русских святых в современной ростовской финифти Прп. Сергий и Серафим. Борис Михайленко Для ростовцев особенно значимы имена троих русских святых: Сергия Радонежского (1314-1392, канониз. 1452), Димитрия Ростовского (1651-1709, канониз. 1757)  и Серафима Саровского (1759-1833, канониз. 1903). Ростов  Великий – родина Сергия Радонежского и последняя обитель митрополита Димитрия Ростовского. Потому-то и изображения святых встречаются не только в финифти XVIII – нач.ХХ вв., но и в современной. Анализ изображений этих святых уже предпринимали некоторые исследователи , но ограничивались они главным образом началом ХХ в., а между тем, XX век представляет в этом смысле большой материал для изучения. Ростовская финифть, пройдя, как и весь русский народ, свой путь духовного отречения, в конце 1980-х и начале 1990-х гг. возвратилась на круги своя, к истокам – религиозной миниатюре. Появление финифти в Ростове в XVIII в. было наитеснейшим образом связано с потребностями архиерейского двора в украшении живописной миниатюрой на эмали богослужебных книг, утвари, одежды священнослужителей, а также икон, распятий и панагий. Весь этот перечень применения финифти в XVIII – XIX вв. возобновляется в полном объеме и в настоящее время. Поначалу художники пишут несмело, повинуясь смутному внутреннему чувству; а теперь многие из них, особенно молодые, пишут только религиозные миниатюры. В поле нашего зрения вошли произведения художников различных поколений . Главным образом пишут образ преподобного Сергия Радонежского, и большей частью эти изображения появились в год празднования 600-летия со дня кончины Преподобного в 1992 году. Сергей Минько пишет образ преподобного Сергия в полный рост, имея в качестве ориентира покров 1420-х гг. В 1992 г. молодой художник еще только начал вникать в каноны русского иконописания, он точно скопировал образец, лишь дополнил его подобием ангельских крыльев за спиной святого. В 1998 г. ему вновь представился случай обратиться к образу святого.   Образцом служил этот же покров, но на этот раз художник дает погрудное изображение. В лике ощущается легкая характерная асимметрия. Волосы и борода прописаны пластичными тонкими почти симметричными линиями. Раскрытая правая рука преподобного прижата к груди. В левой – свернутый свиток. Композиционное и колористически-тональное решение миниатюры гармонично и классически закончено. По краю пластины художник дает зеленовато-оливковую кайму, которая подчеркивает и выявляет фигуру святого. Авторской находкой можно считать обозначение складок на мантии и кукуле подобием заиндевелых веточек, проведенных темной краской и на концах белой (как бы припорошенных инеем), – очень выразительный и оригинальный художественный прием.

http://pravoslavie.ru/jurnal/321.htm

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Радуйся, нечаянную радость верным дарующая " (комментарий в русле истории) Рака с мощами святителя Димитрия Ростовского А. А. Турилов Святитель Димитрий Ростовский (Фрагмент статьи из XV тома «Православной энциклопедии» Москва 2007 г.) Димитрий (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров близ Киева — 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня — в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография. Отец Димитрия, казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя — Туптало — было перенесено на Димитрия в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря (ставшего семейной усыпальнице Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Димитрия звали Марией Михайловной (ум. 1689), младшие сестры Димитрия — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662–1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский). Затем Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св. Троицы монастыре, где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, который обратил внимание на нравственные достоинства Димитрия, его ученость, замечательный дар слова.

http://sedmitza.ru/text/412664.html

Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского 4 октября Русская Православная Церковь воспоминает обретение мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий Ростовский Фрагмент статьи из т. 15 «Православной энциклопедии». Димитрий (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский). Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. Летом 1677 г. Д. побывал в Новодворском Успенском мон-ре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Д. посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня мон-ре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Д. и высоко ценившего его, Д. в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Д. был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского мон-ря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая жен. мон-ря в Батурине.

http://sedmitza.ru/text/814512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Сибирских святых (10 июня) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История агиографии ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК Иосифо-Волоколамский патерик, сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в. в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» «Итальянская легенда», название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Кирилле и Мефодии, об обретении ими останков римского еп. (папы) сщмч. Климента I

http://pravenc.ru/rubrics/122304_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 1613), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ († 1609), сщмч. (пам. 1 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Грехозаруцкий, Угличский, игум. угличского Грехозаруцкого (Грехозаручного) мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» ДАНКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_6.html

святитель Димитрий Ростовский (Туптало) (1651–1709) Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский, святитель Епископ, богослов, духовный писатель, агиограф, проповедник, миссионер, просветитель. Автор и систематизатор житий святых. Ранний период жизни Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия. Монашеская жизнь На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона. Священническое служение В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником. В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. Игуменское служение

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рубрики Легендарные христианские книги: Жития святых святителя Димитрия Ростовского 3 мин., 05.06.2016 Поделиться Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — Легендарные христианские книги . Автор:  Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов. Время написания:  1684–1705 гг. Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Он разделил все жития на 4 тома — по временам года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году. Содержание:   Собрание житий святых. Жития систематизированы по дням празднования памяти святых. Название «Четьи Минеи» переводится как «ежемесячные чтения». Четьи Минеи предназначались для небогослужебного назидательного чтения. 2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков. Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского. За три века, прошедших с момента составления житий, святцы Русской Церкви пополнились примерно тысячей новых святых. Большинство из них — мученики начала XX века. Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского. «В то время Домициан, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк 16 :18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: «велик Бог христианский!» Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос». 

http://foma.ru/zhitiya-svyatyih-svyatite...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич; 2.05.1647 - 1.08.1654 (1659?)), св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших). Известные списки жития и чудес Б. Ч. датируются XIX в.: Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ). Собр. Церковно-археологического музея. ДА/722л. Раздел LXXXVII (из материалов для «Житий русских святых», собранных А. Н. Муравьёвым); ДА/706л (1876 г.) и ДА/707л (1824 г.); РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709 (перевод жития на рус. язык) и 1710 (перевод на франц. язык). Все списки не содержат разночтений в описании биографии Б. Ч., но число чудес в них разнится. Я. В. Лебединский приводит сведения о том, что в одном из известных ему списков жития имелось указание на автора - Савву Татаринова, к-рый в 1731-1732 гг. написал житие по обету, данному Б. Ч. после своего освобождения из калм. плена. Св. прав. Боголеп Черноярский. Икона. XIX в. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани Св. прав. Боголеп Черноярский. Икона. XIX в. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани Б. Ч. был сыном московского «боярина» Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой, в 1651 г. Ушаков был послан на воеводство в г. Чёрный Яр. Борис с раннего детства отличался набожностью: еще младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, во время благовеста «плачем и слезами давал знать, чтоб его несли в церковь». Мальчик много болел: в возрасте 7 лет у него открылась на ноге язва, а вскоре после выздоровления на лице появилась болезнь, называемая «чечуй». Увидев однажды странствующего инока, отрок стал просить о постриге, после чего, как сообщает житие, с родительского согласия он был пострижен и облечен в схиму с именем Боголеп. Через день новопостриженный инок излечился от «чечуя», но на следующий день заболел «огневицею» и скончался. Дата смерти Б. Ч. в разных списках жития варьируется: 1 авг. 1654 (НБУВ. ДА/707л) или 1659 г. (НБУВ. 722л). Лебединский называл днем кончины святого 10 авг. В нек-рых списках «Описания о российских святых» указаны также 1632 (ошибочно) и 1667 гг. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709). В иконописных подлинниках описание образа Б. Ч. помещено под 29 июля. Св. отрок был погребен с левой стороны деревянной ц. в честь Воскресения Господня, над его могилой впосл. была устроена часовня.

http://pravenc.ru/text/149487.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010