Среди служебных монахов были конюший, подкеларщик, чашник, житейный, поваренный, хлебодар, будильник, нарядник, воротейный, хлебенной заводчик, 4 вытчика, мукосей и др. Монастырских служителей-бельцов насчитывалось 29 чел.: стряпчий, подьячий, 6 слуг, 5 конюхов, 4 повара, столяр, гвоздарь, кузнец, бочкарь, часовод, каменщик, огородный, трудник, келейник, келейник казенной кельи, 2 трапезных работника. Все монашествующие содержались на денежном окладе, а бельцы - еще и на хлебном, получаемом от оброка с монастырских дач, а также от крестьян. Архимандрит получал в год 10 р., казначей - 5 р., ризничий 5 р., уставщик 3 р., простые иеромонахи и иеродиаконы - по 3 р., псаломщики - по 1 р. 26 алтын, пономари - по 2 р. (сверх того за выпечку просфор им полагалось по 13 алтын и 3 деньги), конюшенный и хлебенный - по 3 р., проч. прислужники - по 2 р. или 1 р., больничне монахи - по 1 р. Уставщик получал 3 р. 16 алтын и 2 деньги. Из бельцов стряпчий получал 15 р., подьячие - по 5 р., др. служители - по 3, 4 или 5 р. Всего жалованья на 53 чел. полагалось 146 р. 20 алтын ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 411-412). В 1895 г. в Н. Б. м. проживали 32 чел., в т. ч. архимандрит, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, белый священник, диакон. Настоятель, как правило, имел сан архимандрита, о чем свидетельствуют первые монастырские акты 90-х гг. XIV в. В кон. XVI в. Н. Б. м. управлял строитель, затем в источниках вновь фигурируют архимандриты. Даже после 1764 г., когда по штатам обитель была отнесена к 3-му классу с игуменским настоятельством, возглавляли Н. Б. м. в основном архимандриты. Среди настоятелей XIV-XVII вв. известны: архимандриты Иона (1393), Малахия (1399-1446), Сергий (1478), Иосиф I (1542?), Исаия (1554), Иона (1565?), Иосиф II (1584), строитель Симон I (1584), архимандриты Левкий (1587?), Максим (1588), Иосиф III (1589 и 1593), строитель Симон II (Карпов; 1593-1606), архим. Трифон (1603-1604), строители Симеон (1607-1612), Дионисий I (1613), архимандриты Маркелл (1614), Геннадий I (1620-1624), Дионисий II (1625-1626), Ферапонт I (1626), Дионисий III (1630-1631), Иона II (1632-1635), Онуфрий (1635-1636?), Вениамин (1636-1638), Тимофей (1638 и 1640?), Ферапонт II (1640-1649), Антоний (1649-1651?), Сергий II (1651-1654), Пафнутий (1659-1680), Никифор (1680-1682?), Нил (1684), Иоасаф (1684-1686), Иринарх (1688-1694), Игнатий (1694-1698), Никифор (1698-1699), Аарон (1698-1709).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых)

http://pravenc.ru/text/2581799.html

С 1808–1810 гг. военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 г. председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815–1825 гг. наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений. Шишков Александр Васильевич (1754–1841) – русский писатель, государственный деятель, адмирал. Президент Российской академии (с 1813 г.). В 1824–1828 гг. министр народного просвещения, инициатор издания так называемого «чугунного» цензурного устава 1826 г. 340 Могила Петр Симеонович (1596/97–1647) – деятель украинской культуры, церковный писатель; с 1632 г. митрополит Киевский и Галицкий. Добился у польского короля легализации Православной Церкви и передачи ей ряда униатских монастырей. В 1632 г. основал Киево-Могилянскую коллегию (позже ставшую академией). Покровительствовал писателям, художникам, книгопечатанию. «Православное исповедание» – главное сочинение Могилы, в котором заметно влияние западного богословия. 341 Молокане – одна из сект духовных христиан. Возникла в России во второй половине XVIII в.; отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах; общинами руководят старцы и выборные пресвитеры; до 1905 г. подвергались преследованиям правительства. Жидовство – ересь «жидовствующих» захватила в конце XV в. в Новгороде верхи клира, а затем перекинулась на Москву; еретики отдавали предпочтение Ветхому Завету и на основании его изучения отрицали догмат о троичности Бога. 342 Экзархат (от греч. ξαρχος – глава, начальник) – в православных церквах церковный округ, иногда объединяющий несколько епархий, пользующийся определенной самостоятельностью; современная Русская Православная Церковь имеет экзархат в Западной Европе, Средней Европе, Центральной и Южной Америке, на Украине. 344 Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) – митрополит Ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию «Четий-Миней», автор пьес («Рождественская драма», 1702) и антираскольнических сочинений. Канонизирован Русской Православной Церковью. 345 Толстой Александр Петрович (1801–1874) – граф, генерал-лейтенант, губернатор Тверской, обер-прокурор Св. Синода (1856–1862). 347 Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792–1847) – русский православный монах, миссионер. В 1830–1843 гг. в миссии на Алтае перевел на алтайские языки библейские и богослужебные тексты. Перевел также на русский язык с древнееврейского Ветхий Завет (опубликован в 1860–1867 гг.). Читать далее Источник: Христианство и цивилизация : Избранные труды по богословию и философии/Флоровский Г.В. Сост., вступит. ст., примеч. И.И. Евлампиева, В.Л. Селиверстова. - СПб. : РХГА, 2005. - 862 с. ISBN 5-88812-154-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Экхарта. Проповеди Сузо отличались поэтической образностью. 666 Здесь и далее приводим цитаты так, как они даны в первом издании статьи (видимо, не совсем точно). 667 Миннезингеры (нем. Minnesinger – певец любви) – немецкие рыцарские поэты-певцы; искусство миннезингеров возникло в XII в. под влиянием провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светское рыцарское и религиозное миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде). 668 Бруно Вюрцбургский, или Реймский (ок. 1030–1101) – основатель Картезианского ордена, автор комментариев на Псалтырь и Послания ап. Павла. Вильгельм Дурандий (Wilhelmus Durandus) (ок. 1237–1296) – канонист Западной Церкви; имеется в виду его сборник «Объяснение божественных установлений» (1286), где истолковываются римское каноническое право и месса. 669 Базельский собор – Вселенский собор Католической Церкви в 1431–1449 гг., сначала в Базеле, с 1448 г. в Лозанне. Пошел на уступки чашникам в области культа. Провозгласил вслед за Констанцским собором 1414–1418 гг. верховенство соборов над папой; однако папство отстояло верховную власть над соборами. 670 Мариана (Mariana) Хуан (1536–1624) – испанский историк, иезуит, профессор в Толедо (с 1574 г.). 671 Тридентский собор (Триентский собор) – Вселенский собор Католической Церкви, заседал в 1545–1547, 1551–1552, 1562–1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547–1549 гг. в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. 676 Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) – митрополит ростовский, писатель. Поддерживал реформы Петра I с условием невмешательства государства в церковные дела. Составил новую редакцию «Четий-Миней», автор пьес («Рождественская драма», 1702) и антираскольнических сочинений. Канонизирован Русской Православной Церковью. 677 Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов. Читать далее Источник: Христианство и цивилизация : Избранные труды по богословию и философии/Флоровский Г.В. Сост., вступит. ст., примеч. И.И. Евлампиева, В.Л. Селиверстова. - СПб. : РХГА, 2005. - 862 с. ISBN 5-88812-154-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

312 В печатном издании Дневника дается уточнение; «В минувшую русско-турецкую войну (1877–1878 гг. – Примеч. ред.) греки опубликовали в константинопольских газетах, что русские иноки – заговорщики, что в их монастырях целые арсеналы и все они собираются для совещаний в Пантелеимоновском монастыре под председательством о. Иеронима, монастырского духовника. На Афон на военном корабле прибыл паша, осмотрел, перетрусил, но положительно ничего не нашел и настолько был очарован о. Макарием и престарелым духовником, что, поехавши в Константинополь, исхлопотал о. Макарию пред султаном высокий орден Меджидие» (Дневник студента. С. 90–91). 315 «Современные известия – политические, общественные, церковные, ученые, литературные и художественные» – ежедневная газета, издававшаяся в Москве с 1868 г. Издатель-редактор Н.П. Гиляров-Платонов . Издание прекратилось вследствие смерти издателя-редактора 13 октября 1887 г. 316 Формальным основанием для такого необычного разделения монахов по месту пострига являлся синодальный указ от 19 марта 1836 г., согласно которому «русские подданные, получившие монашеское пострижение на Афоне, в России не признаются, доколе не выполнят трехлетнего послушнического искуса в одном из российских монастырей» (РГИА, Ф. 797. Оп. 83. Д. 59, Л. 24). 318 Четьи-Минеи – сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Известны четыре сочинения этого рода. Первые русские Четьи-Минеи были составлены под редакцией святителя Макария, митрополита Московского (1428–1563), в бытность его архиепископом Новгородским. В них почти за каждым житием были приведены поучения или слова для чтения в день памяти святого. Существуют Четьи-Минеи Германа Тулупова из Старицы, составленные в 1627–1632 гг., и свящ. Иоанна Милютина, написанные в 1646–1654 гг. Четвертый, наиболее известный, сборник такого рода принадлежит перу святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651–1709). Его Четьи-Минеи, содержащие 13 томов, выдержали самое большое число изданий, см.: Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием: В 24 т. СПб., 1868–1917; Жития святых: В 12 кн. 1991–1994. Афонский патерик – сборник кратких житий и изречений святых подвижников Афона. Впервые издан на русском языке в 1860 г. афонским Пантелеимоновым монастырем, см.: Азария, мон. Афонский патерик или Жизнеописание святых во Святой Афонской горе просиявших: В 2 ч. СПб., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

§22. Патриарх Никон Московский и всея Руси (1605–1681 гг.) написал повествование о перенесении мощей свят. Филиппа, а также важное для русской церковной истории сочинение «История исправления книг с соборными деяниями». Ему же приписывается «Летопись», оканчивающаяся событиями 1630 г. Остальные сочинения патр. Никона – послания, письма, грамоты, полемические возражения и ответы – связаны с его патриаршей деятельностью и последующей внутри-церковной борьбой. §23. Протопоп Аввакум (1620–1682 гг.) по последней церковной должности был исполняющим обязанности настоятеля Казанского собора на Красной площади в Москве. Этот активный участник внутри-церковной борьбы XVII века, своеобразно понимавший верность церковной традиции, был одаренным и плодовитым писателем. Исследователи отмечают, что благодаря своему живому, образному, поэтическому, зажигательному и реалистическому стилю протопоп Аввакум не знал себе равных среди современников. Сочинения протопопа Аввакума, количество коих достигает 60-ти, делятся на экзегетические, челобитные, полемически- назидательные и автобиографические. Самым известным его сочинением является собственное «Житие», совмещающее агиографические и биографические черты. С литературной точки зрения «Житие» признано жемчужиной русской словесности. §24. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) – составитель прославленных Четьи Миней, являющихся по сей день главным житийным собранием по русской агиографии. Работа над Четьи-Минеями велась в течение двадцати лет. Кроме агиографических сочинений свят. Димитрий является автором нравоучительных, полемических, исторических, литургических и гомилетических сочинений. Самое известное из них – это «Алфавит духовный». Особенно стоит отметить, что свят. Димитрий, вероятно, был одним из первых церковных писателей, выступивших в Великороссии с драматическими произведениями. Ему принадлежат драмы «Успенская», «Димитриевская», «Воскресение Христово», «Есфирь и Агасфер», «Грешник кающийся» и самая знаменитая – «Рождественская».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

1172 Подробнее об открытии Сибирской епархии, её состоянии, устройстве, епархиальной деятельности архиепископа Киприана см. статью П. Буцинского «Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан», составленную по архивным документам Сибир. Приказа, хранящимся в Моск. Арх. Мин. Юстиции, главным образом, по рукописи Денежного стола кн. 11801 с всевозможными отписками (Вера и Разум 1890 г. 21 и 23). 1174 Преосв. Макарий полагает, что грамота, любопытная по содержавшимся в ней сведениям о тогдашних нравах в Сибири, едва ли была справедлива по отношению к сибирскому архиепископу (Ист. Рус. Цер. XI, стр. 39). П. Буцинский выбор Киприана на Сибирскую епархию называет удачным (Вер. и Раз. 1890 г. 21 стр. 563). Но, как можно видеть из несколько поздних документов, относящихся ко времени управления Киприана Новгородской епархией, он был не совсем спокойный и безупречный человек в качестве епархиального начальника. Впрочем, Киприан в бытность свою сибирским архиереем (1621–1624 гг.), мог расстроить свои нервы, если только они имелись у старинных людей. Если же Киприан и на сибирской кафедре был таким, каким является на новгородской, то документ «О неправдах и непригожих речах новгородского митрополита Киприана» (1627–1634 гг.), найденный в столбцах Моск. Арх. Мин. Юст. и напечатанный почтенным архивистом А. Н. Зерцаловым, говорит не в пользу первого сибирского архиерея. 1175 До открытия Сибирской епархии, как можно заключать из сохранившихся сведений о первых сибирских монастырях, их было до 8–10, а церквей более 15. Автор статьи «Сибирская церковь до XVIII в.» (Вера и Разум 1896 г. II, церк. отд. стр. 448) говорит, что при Киприане число церквей увеличилось до 30, а монастырей было более 12. К сожалению, у автора цитата со ссылкой на Истор. Обозр. Сибири Словцова не верна (I, 148). 1177 П. Щеглов. Хронологич. перечень... стр. 84, 85, 87, 89, 93, 95, 97–98, 101, 105, 116 и др. Вера и Разум 1896 г. II, стр. 445–446. Церк. отд. Доп. Акт. Ист. III, 15, 28, 93, 146; V, 8; П. Семенов. Геогр.-стат. Словарь, 1, 433, 464; V, 753, 939. Объясн. к ист. Атл. Замысловского, изд. 1887. стр. 90, 91. По официальным документам постройка Бийска относится к 1651 г. (Доп. Акт. Ист. III, 85), но у П. Семенова в Словаре (I, 264) и у П. Щеглова в хронолог. перечне (стр. 157) годом основания Бийской крепости считается 1709. Прекрасным пособием для географического обзора Сибирской колонизации может служить карта Сибири (1581–1886 г.) 9 Ист. атл. Замысловского с хронологическими показаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

17). Сборник открывают предисловие и стихотворное посвящение царю Алексею Михайловичу, который «Закон царский совершил еси, егда Малу Россию под крепкую свою руку приял еси» (Л. 8). На фронтисписе изображено родословное древо царя, произрастающее из «кореня Владимирова». Поучения составлены преимущественно на основе Свящ. Писания, с очень редкими отсылками к святоотеческим сочинениям и творениям блж. Августина. В посвящении царю Л. упоминал об источниках своих сочинений, отметив, что «истину елико мощно писати тщахся, никоих же не точию басней, но ниже историй, вне Писаниа Святаго и учения церковного сущих, прилагая». Эта черта отличает проповеди Л. от поучений мн. др. представителей киево-могилянского круга. Сборник был составлен в нач. 60-х гг. XVII в. и издан в типографии Киево-Печерского мон-ря при финансовой поддержке рус. правительства. И. А. Шляпкин допускал, что «Меч духовный...» мог быть рассмотрен на Соборе 1666-1667 гг. ( Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 122) и именно после этого было получено разрешение продавать его в России. Правительство само разослало книгу по епархиям, предписав внести за каждый экземпляр 3 р. «Меч духовный...» удостоился неск. отзывов. Патриарху Никону сборник не понравился, и он написал на него «Свиток», который не сохранился. Его содержание излагается в «Послании к бывшему патриарху Никону» (ГИМ. Син. 130. Л. 213-214; не ранее марта 1669), к-рое или составил сам Л. (В. О. Эйнгорн), или это сделал по его просьбе Симеон Полоцкий. Последний в свою очередь написал 4-частную «Епиграмму» (ГИМ. Син. 287. Л. 407-408), расхваливая не только сочинение, но и его автора. Лестных слов сборник удостоился и от Крщоновича в посвящении Л. в Триоди Цветной (Чернигов, 1685). Патриарх Иоасаф в письме от нояб. 1668 г. также похвалил «Меч духовный...» и высоко оценил благочестивую жизнь его автора, к-рый создал «храмину доблественнаго жития на камени веры ко Богу и верности к Его помазаннику благочестивейшему самодержцу» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

ААЭ. 1. 172. С. 142; Макарий. 2-е изд. 6. С. 169, 170, 171, 172. Максим Грек. Соч. 1. С. 530. Голубинский. 2. 1. С. 703; 2. 2. С. 221. Сперанский М. История древнерусской литературы. Московский период (1921). С. 146; Гудзий. Ук. соч. (1938). С. 279; Макарий. 2-е изд. 7. С. 295; Жмакин. Ук. соч. С. 259 и др. О сочинениях Даниила см.: Жмакин. Ук. соч. С. 263–270. Там же. С. 263. Макарий. 2-е изд. 6. С. 203. Жмакин. Ук. соч. С. 263 и след. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 345–367. Памятники старинной русской литературы. 4. С. 194–199 («Смиренного Даниила, митрополита всея Руси, о смирении и о съединении»). Ср.: Макарий. 6. С. 206–207. См. об этом лучше всего: Филарет. Обзор. 1–2. Голубинский. 2. 2. С. 181–182, 184–187. Макарий. 10. С. 226–227. Ключевский. Жития. С. 297, 298; о собрании Миней И. Милютина см.: Там же. С. 298 и Макарий. 11. С. 222. ПДП. 188 (1916). О других, менее значительных агиографических сочинениях: Филарет. Обзор. 1. 303, 316, 319, 351, 354, 360, 367, 369; Макарий. 11. С. 220–222. О св. Димитрии Ростовском см. монографию: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. 1651–1709 (1891). Голубинский. 2. 2. С. 192; Софийский временник, в: ПСРЛ. 6. Макарий. 2-е изд. 6. С. 207–209; Никольский. Кирилло-Белозерский мон. 1. 1. С. LXVIII; Голубинский. 2. 1. С. 740. Розанов С. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей, в: ИОРЯС. 1930. 13. С. 277; Стоглав. Гл. 100; Шахматов А. Иоасафовская летопись, в: ЖМНП. 1904. 5. Голубинский. 2. 1. С. 740. Там же. С. 620. Розанов. Там же. С. 268–270. Лавров Н. Заметки о Никоновской летописи, в: ЛЗАК. 34 (1927). 1. С. 55. Эта летопись носит название Никоновской, потому что рукопись ее принадлежала патриарху Никону. Серебрянский. Ук. соч. С. 21, 39–46, 339–341, 345, 370. Многими сведениями об игумене Корнилии я обязан искусствоведу Н. Е. Андрееву (Прага), который сообщил мне о своих исследовательских работах, проведенных им в Псково-Печерском монастыре в 1937–1938 гг., и о своей монографии по материалам этих исследований, которая, к сожалению, во время войны 1939–1945 гг. была без всяких оснований конфискована немецкими властями и пропала.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Детально проработанный в могилянской традиции авторизованный перевод-адаптация католических сочинений был основным методом работы Симеона Полоцкого (1629–1680). Так, «Венец веры кафолической» был им составлен, преимущественно, на основе труда бельгийского иезуита Ж. Маршана 158 , а «Псалтырь Рифмотворная» – написана под влиянием аналогичного сочинения польского поэта Яна Кохановского 159 . В Великороссии с конца 1640-х гг. западнорусская церковная традиция уже официально начинает восприниматься как образец для подражания. В последующие годы Киевская митрополия оказывает значительное культурное влияние на Москву, чему способствует широкое распространение многочисленных изданий малороссийских типографий, а также деятельность ученых монахов, переселившихся в царскую столицу. Постепенно начинает формироваться прослойка из учеников-великороссов, воспринявших киевскую латинизированную культуру. С середины 1680-х гг. события, происходившие в духовной жизни Великороссии и Малороссии, уже невозможно рассматривать раздельно, поскольку церковные традиции Киева и Москвы слишком тесно переплелись между собой. Русское богословие подверглось значительному влиянию киевско-могилянской учености, одним из наиболее известных представителей которой является святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). В своих проповедях святитель часто прибегает к беседам со святыми и даже к спорам с ними, возражая им или удивляясь. Это, безусловно, оживляет его достаточно продолжительные поучения, основная мысль в которых повторяется неоднократно для лучшего ее усвоения слушателями. Еще одна особенность проповедей святителя Димитрия – переложение событий и образов священной истории на современную почву. Благодаря таким приемам, а также особому стилю его языка, «и в настоящее время его проповеди производят неотразимое впечатление своей жизненностью, ясным изъяснением Божиих заповедей, убедительностью и ярко выраженной заботой о том, чтобы его слушатели стали на путь, ведущий к вечному спасению» 160 . Отметим, что эти приемы заимствованы святителем у популярнейшего в те времена польского проповедника иезуита Фомы Млодзяновского 161 , четыре тома проповедей которого находились в библиотеке святителя Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010