конф. 2001-2002 гг. Вел. Новгород, 2002. Ч. 2. С. 13-17; Рябов А. Н. Иов, митр. Новгородский, уроженец с. Катунки Нижегородской обл. Н. Новг., 2008. А. К. Галкин Иконография Гравюра с изображением И. была опубликована в 1861 г. в ж. «Странник». И. показан старцем в белом куколе и мантии с истоками, на груди - панагия, правой рукой благословляет, в левой держит четки и посох. У него раздвоенная борода до груди. Внизу листа подпись: «Смиренный митрополитъ Ib». Там же приводятся сведения о том, что гравюра сделана с портрета, полученного от ректора Новгородской ДС архим. Макария (Миролюбова; впосл. архиепископ Донской и Новочеркасский). На его оборотной стороне была надпись: «Подлинный портрет писал постриженик Софийский монах Геннадий Смоленский. Писана персона рачением Хутыня монастыря архимандрита Вениамина, апреля в 1 день 1720 года. Оный преосвященный митрополит Иов росту был двух аршин шести вершков с половиною». Д. А. Ровинский приводил сведения о картине, где представлено бракосочетание царя Петра I и Екатерины I в 1712 г., на к-рой И. изображен в рост, благословляющим супругов ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 562-563). В Румянцевском музее среди 302 портретов русских деятелей находился карандашный портрет И. (Там же. Т. 4. Стб. 228). В 2008 г. на основе гравюры, опубликованной в ж. «Странник», Т. А. Черепановой был выполнен ряд портретов И. в различных живописных техниках (акварель, масло; частное собрание). Лит.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами//Странник. 1861. Февр. С. 61-145; Рябов А. Н. Иов, митр. Новгородский, уроженец с. Катунки Нижегородской обл. Н. Новг., 2008. С. 2, 8-9, 117. А. Н. Рябов Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Лит.: Вахрина В. И. Икона «Преподобный Петр, царевич Ордынский, в житии»//ПКНО, 2002. М., 2003. С. 332-350; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/1840429.html

На одной из рукописей патриарха Адриана: «Проблеммата» читаем запись: отдать ее (рукопись) печатнаго двора справщику иеромонаху Кариону Истомину. 1581 В 1699 году марта 30-го Карион отправил св. Дмитрию житие Иосифа Волоцкого . 1582 В том же году как справщик печатного двора он переводил с «белорусскаго» прошение киевских жителей на студентов, что на них нет справы у митрополита. 1583 В 1700 г. Карион написал Домострой в лицах, нечто вроде Гражданства нравов благих, учебника хорошего тона. 1584 Отметим еще черновую письма (вероятно 1708–9 гг.) « Дмитрию Ростовскому : Преосвященный митрополит Димитрий, в Бозе благодати отец, епаршествует в градех и в Ростове, и в Ярославле учащь в слове, посещения и молитвы прошу. А в вечере нездравость, знатно идет старость...». 1585 В 1710 году Карион писал следующее письмо Иову, митрополиту Новгородскому: Богомудрыи пастырь, преосвященный господин и великий мой благодетель Иов, митрополит Великоновгородский и Великолуцкий, во Господе Бозе радуйся. Триипостасный Бог во Едином Существе и Божестве сый, присно всею тварию славимий, твое архиерейство во всяком благокрасотстве душевнаго и телеснаго добра да сохранит во многая лета и со всем врученным стадом небеснаго блаженства в вечность да сподобит. Усердствую по премногу за твою архиерейскую милость благодарю, яко и нынешняго времене благословением твоим меня посетити благоволил еси. Еще же паки и паки тя иерарха Господня благодарю, что твоего ради господскаго прошения господин Иаков Никитич Римско-Корсаков заступление показал у сиятельнаго князя о служивом человеке, моего града Курска жителе добрых и честных людей о Сергее Максимове сыну Каменеве, 1586 что в служивом деле кая ли прилучилась вина и велено было его беднаго на смерть рассетрелять и потому его Якова Никитича прошению велено освободить оттого; но и впред о сем пожалуи прошу. И о таком твоем милосердии он Сергий ко отцу своему Максиму Петровичю писал, и сего же времени твоему преосвященству отец его Сергиев Максим Петрович со радостными слезами бьет челом и невесть, как за такую милость твою благодарить и со всем своим домом просит и впред милости твоея на какои случаи; здравствуи государь и при сем писме он у мене был... благословения молитв милости и помоще твоея архиереиския просит купно с ним иероонах худыи Карион Истомин челом бия. С Москвы а ψ ι марта г. 1587

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Назовем еще Антония Радивилловского, составлявшего свои «предики» или «казания» по таким же латинским образцам. Книга его «Огородок Марии Богородицы» (1676) вполне укладывается в ряд тогдашних многочисленных латинских риторических и аллегорических упражнений на Марианские темы... Особо стоят в ряду тогдашних южно-русских деятелей два прусских выходца, оба из Кролевца, или Кенигсберга, прошедшие протестантскую школу. Это были Иннокентий Гизель, Печерский Архимандрит, преподававший одно время философию в Киевской коллегии (его Opus tolius philosophiae, 1645–1647, остался в рукописи), и Адам Зерникав, автор знаменитого трактата De processione Spiritus Sancti (издан уже много позже Самуилом Миславским, в Кенигсберге, 1774–1776). Образ Зерникава очень интересен. Зерникав приходит в Православие через ученое исследование преданий веры и богословия. В Чернигове он оказывается после долгих ученых или учебных странствий по западным краям (работал в Оксфорде и в Лондоне). Его книга и до сих пор остается полезным пособием, как ценный свод умело и внимательно собранного материала... Из ряда Киевских книжников XVII-ro века нужно выделить по исторической значительности двоих. Это, во-первых, святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Его главный труд – Житие святых (первое издании выходило в 1689–1705 гг.). Составлены они, главным образом, по западным источникам. За основу для работы был принят латинский сборник Л. Сурия, Vitae sanctorum Orientis et Occidentis, 7 томов, 1573–1586, – это латинская обработка Метафрастовых житий. Пользовался святитель Димитрий и вышедшими томами Acta Sanctorum в издании болландистов, еще «Анналами» кард. Барония (в обработке Скарги), но особенно польским сборником житий П. Скарги, Zywoty swietych, – влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле (и до святителя Димитрия «Жития» Скарги были очень популярны среди православных, как показывает многочисленность русских переводов, рукописных). Гораздо меньше был привлечен и использован славянский и греческий материал... Западнический характер имеют и проповеди (особенно ранних лет), еще более школьные драмы святителя Димитрия (уже Ростовского периода). Очень любопытен состав его библиотеки (сохранилась «роспись книг келейных»), – это типический подбор книг латинского эрудита того времени. Кое-что из Аквината, Корнелиус а Ляпиде, Канизий, М. Бекан, Acta Sanctorum, проповеди Млодзяновского, много книг по истирии, немного из отцов (в западных изданиях, конечно), Киевские и другие южные издания...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Назовем еще Антония Радивилловского, составлявшего свои «предики» или «казания» по таким же латинским образцам. Книга его «Огородок Марии Богородицы» (1676) вполне укладывается в ряд тогдашних многочисленных латинских риторических и аллегорических упражнений на Марианские темы… Особо стоят в ряду тогдашних южно-русских деятелей два прусских выходца, оба из Кролевца, или Кенигсберга, прошедшие протестантскую школу. Это были Иннокентий Гизель, Печерский Архимандрит, преподававший одно время философию в Киевской коллегии (его Opus tolius philosophiae, 1645–1647, остался в рукописи), и Адам Зерникав, автор знаменитого трактата De processione Spiritus Sancti (издан уже много позже Самуилом Миславским, в Кенигсберге, 1774–1776). Образ Зерникава очень интересен. Зерникав приходит в Православие через ученое исследование преданий веры и богословия. В Чернигове он оказывается после долгих ученых или учебных странствий по западным краям (работал в Оксфорде и в Лондоне). Его книга и до сих пор остается полезным пособием, как ценный свод умело и внимательно собранного материала… Из ряда Киевских книжников XVII-ro века нужно выделить по исторической значительности двоих. Это, во-первых, святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Его главный труд — Житие святых (первое издании выходило в 1689–1705 гг.). Составлены они, главным образом, по западным источникам. За основу для работы был принят латинский сборник Л. Сурия, Vitae sanctorum Orientis et Occidentis, 7 томов, 1573–1586, — это латинская обработка Метафрастовых житий. Пользовался святитель Димитрий и вышедшими томами Acta Sanctorum в издании болландистов, еще «Анналами» кард. Барония (в обработке Скарги), но особенно польским сборником житий П. Скарги, Zywoty swietych, — влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле (и до святителя Димитрия «Жития» Скарги были очень популярны среди православных, как показывает многочисленность русских переводов, рукописных). Гораздо меньше был привлечен и использован славянский и греческий материал… Западнический характер имеют и проповеди (особенно ранних лет), еще более школьные драмы святителя Димитрия (уже Ростовского периода). Очень любопытен состав его библиотеки (сохранилась «роспись книг келейных»), — это типический подбор книг латинского эрудита того времени. Кое-что из Аквината, Корнелиус а Ляпиде, Канизий, Μ. Бекан, Acta Sanctorum, проповеди Млодзяновского, много книг по истирии, немного из отцов (в западных изданиях, конечно), Киевские и другие южные издания…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Письма, какие будет писать или получать, отбирать у него и присылать в правительствующий Сенат» (Чистович, с. 285–292). Но этим Прокопович не ограничился; дальнейшими его стараниями посхимленного Георгия Дашкова (теперь Гедеона) было приказано «отправить в Нерчинский монастырь и содержать его там до смерти неисходно и не слушать никаких объявлений, хотя бы о государевом слове и деле» (там же, с. 365). Рассказывая о делах Льва, Гедеона и многих других, Чистович, отступая от обычного строгого стиля, восклицает: «Феофан целую жизнь не считал безопасным своего положения Сколько людей погубил он совершенно напрасно, измучил, сжег медленным огнем пытки и заточения — без всякого сострадания и сожаления» (там же, с. 348). … стали прославляться мощи ростовского митрополита святителя Димитрия… — Митрополитом ростовским Димитрий Туптало (1651–1709) стал с 1702 г. по соизволению Петра I. Открытие его мощей состоялось в 1752 г., а в 1757 г. он был причислен к лику святых. Популярность его во многом объяснялась тем, что он считался защитником всех слабых и угнетенных. Известен он в основном как составитель Четьих-Миней, выдержавших около 10 изданий. … послали в Белгород… заметками святителя. — Этот эпизод был впоследствии подробно развернут Д. Д. Благово в его очерке, посвященном деду А. Д. Янькову (об очерке см. во вступ. статье — с. 374). В родословной Долгоруких, Татищевы… пропущены… следует поместить в родословной (изд «Русской старины»)… — В первой части «Российской родословной книги» П. В. Долгорукова (о ней см. примеч. 17 к Главе седьмой) во второй главе Татищевы названы (“1801 — Татищевы” — с. 12), а на с. 223–230 помещен раздел «Графы и дворяне Татищевы». Журнал «Русская старина» регулярно помещал на страницах своих томов «Родословия» (перечень их см.: Систематическая роспись содержания «Русской старины». Изд. 1870–1884 гг. СПб., 1885, с. 135). Специальное «Родословие» Татищевых появилось уже по смерти Д. Д. Благово. Речь идет о книге С. С. Татищева «Род Татищевых. 1400–1900.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

С. 207-209; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 89. Ил. 250. (Древнерус. живопись в музеях России); Иконы Владимира и Суздаля. М., 20082. Кат. 2. С. 50-57. (Древнерус. живопись в музеях России); Святые Земли Русской: Альбом. СПб., 2010. Кат. 219. Ил. 96; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010, 2012. С. 265-277, 290-293. А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/389617.html

Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/578036.html

Наиболее точными терминами будут наименования партий старомосковской и малорусской. Первую называют также великорусской или греческой, консервативной, вторую латинствующей, прогрессивной. Мы употребляем эти термины безразлично. 545 Свидетельства Главинича, Майерберга, Вармунда, Таннера, Перри. Рущинский, Религиозный быт русских, по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М. 1871, стр. 67 и 48. 547 В одном новейшем, рукописном старообрядческом сочинении: История российской церкви. Рассмотрение её быта и деятельности второй половины 17 и начала 18 столетий, сочинение старообрядца (Феодосия Калужского), 1884 года, на л. 42, Никон обвиняется в латинском мнении о пресуществлении даров. Действительно, некоторые латинствующие ссылались на книгу Скрижаль, изданную Никоном. Учение раскольников об евхаристии вообще очень смутно. Никита Пустосвят жаловался, что православные не поклоняются Дарам во время великого входа (см. «Жезл» л. 35 обор.) и не исповедуют в Агнце, приготовляемом во время проскомидии – Сына Божия младенчествовавша совершена Бога (см. Жезл л. 31 обор.). (Дополнения к Акт. Ист., т. V, стр. 449) Дьякон Федор обвиняя Аввакума и попа Лазаря в неправильном учении о пресуществлении даров на проскомидии, пишет: «Верую же» и исповедую со всеми церковными учители, яко прелагаются те предложенные дары, хлеб и вино, в Тело и Кровь Христову Христовыми оными словесы, еже – на тайной вечери рече: приимете и ядите, се есть тело мое. (NB форма южнорусская приимете). Сочинение это написано не раньше 1678–79 гг. (Материалы для истории раскола VI, 328). Федор Диакон был знаком с южнорусскими монахами (стр. 156). Ср. также свидетельства Скрижали, сочинений Аввакума и пр. (Материалы для истории раскола, т. VI, и т. V, стр. 279 и 288). 548 О возможности письменной пропаганды раскола и вообще еретических мнений, укажем свидетельство соборного постановления 1681–2 гг.: «На Москве всяких чинов люди пишут в тетрадех и на листах и в столбцах выписки, имянуя из книг Божественного писания, и продают у Спасских ворот и в иных местах, и в тех письмах на преданныя святей церкви книги является многая ложь, а простолюдины не ведая истинного писания приемлют себе за истину (Акты Истор. т. V. 75, стр. 117). С другой стороны, об общем распространении грамотности и в низшем слое населения Москвы можно судить по описи московской мещанской слободы 1677 года. (Чтения О. И. и. Д. Р. 1860, II): на 634 обывателя приходится пять переплетчиков 94, 97, 162, 230, 456), печатник листов 404), переписчик обеденных переводов 434) и торговец книгами на Крестце 452). К тому же и народ попривык к религиозным спорам на торжищах: мы знаем, как он волновался во время религиозных прений 1682 года, как Никита Пустосвят проповедовал на Красной площади, как велись прения на Кремлевской площади и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010