§ 37. Святитель Димитрий, архиепископ Ростовский (16511709) Прозвище – Туптало. Родился в 1651 г. близь Киева. Отец его был казаком и служил сначала в Польше, потом в Москве. В 11 лет Димитрий поступил в Киево-Могилянскую коллегию. Состояние коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое. В 1665 г. коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенко; Даниил поселился в Кирилловском монастыре и в 1668 г. принял монашество от игумена Мелетия Дзика, одного из наиболее образованных людей того времени. Димитрий был близок к тем представителям украинского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православная, и защитниками независимости украинской церкви от московского патриархата. В 1675 г. Димитрий перешел в Чернигов. Первое дошедшее до нас его сочинение «Руно орошения» издано в 1680 г. В 1677 г. Димитрий уехал в Литву, где близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Васильевичем, тяготевшим к Польше, хотя он и был ревностным православным епископом. Ко времени пребывания Димитрия в Литве относят ознакомление его с латинопольской пропагандой и возникновение в нем симпатии к Московскому государству. В 1683 г. Димитрий переехал в Киев и поселился в Лавре. В 1684 г. он приступил к составлению Четьих-Миней и настойчиво вел эту работу около 20 лет. В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство первыми книгами Четьих-Миней. В 1701 г. Димитрий был назначен митрополитом Сибирским; но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и по просьбе царь Петр I позволил ему остаться в Москве. В 1702 г. Димитрий назначен был митрополитом Ростовским. В Ростове он ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством; учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки; заботился о развитии проповедничества, собирал книги по истории церкви и о расколе.  Умер 28 октября 1709 г. в Ростове. Открытие мощей его состоялось в 1752 г., а в 1757 Димитрий был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Рубрики Коллекции Кирилловский монастырь Акварель Федора Солнцева, 1843 г. Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» 2 мин., 22.12.2014 Поделиться Чудесный случай, ставший прообразом для написания икон Божией Матери «Нечаянная радость», был впервые описан святителем Димитрием (1651–1709), епископом и чудотворцем Ростовским. Святитель Димитрий был замечательным церковным проповедником и духовным писателем своего времени. Святитель (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева, в семье рядового казака Макаровской сотни Киевского полка Саввы Туптало-Саввича. Изначально отрок Даниил обучался на дому, а в одиннадцать лет поступил в Киевское братское училище. В этом училище Даниил проучился всего четыре года вместо положенных одиннадцати лет. Однако за недолгие годы обучения будущий святитель в совершенстве изучил церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Под руководством ректора училища Иоанникия (Голятовского) Даниил также овладел искусством риторики и ораторского мастерства. В 1668 году Даниил принимает монашеский постриг в киевском Кирилловском монастыре с именем Димитрий. В 1675 году, в Густынском монастыре, Димитрия возводят в сан иеромонаха (священника в монашестве). В это время ему было всего 24 года, однако он уже был известен как проповедник. С 1677 года Димитрий начинает путешествовать по монастырям Малороссии, останавливаясь в них на недолгий срок, произнося проповеди и духовно возрастая сам. Святитель Димитрий Ростовский. Икона-портрет. Россия, последняя треть XVIII в. В 1681 году он становится игуменом Максаковского Преображенского монастыря, расположенного недалеко от реки Десны. Однако уже в 1684 году он перебирается в Киево-Печерскую Лавру, где впоследствии создает свой самый главный труд – «Четьи минеи» или «Жития святых». Эта работа велась святителем не только в Лавре, но и в других местах, где ему приходилось оказываться по послушанию и воле Божией (например, в Батуринском Николаевском монастыре). В 1689 году будущий святитель посещает Москву, а в 1699-м становится настоятелем Спасского Новгород-Северского монастыря. Этот монастырь стал последним для святителя Димитрия, где он был настоятелем. В 1702 году, уже будучи епископом, он назначается на Ростовскую кафедру, где и совершает свой подвиг святительства, то есть учительства и просвещения простого народа. Именно в Ростовской земле святитель Димитрий в полноте раскрыл данный ему Богом дар проповедничества. 28 октября 1709 года святитель Димитрий отошел ко Господу, во время молитвы, стоя на коленях. К лику святых в чине святителя, за свои огромные проповеднические и просветительские труд, Димитрий Ростовский был причислен в 1757 году.

http://foma.ru/svyatitel-dimitriy-rostov...

D. L., in spectaculum dati ab alma academia et universitate vilnensi S. I. Vilnae. 1680. или Augusta principum regum sannguinis majestas et amor connubialis ad thronum Gratiae, invictissimi Joannis III, Poloniarum regis, sacro tori faedere conciliata, inter nuptialem pompam illustriss, domino Joanni Wielopolski, procancellario regni, et celsiss. dominae Mariannae marchionissae D’Arquian, reginalis majestatis sorori, adplausum exhibita a perillustri et nobili juventute collegii leopoliensi Soc. Jesu. 1678. или Nieszporkowitz, Analecta mensae reginalis, s. historia imaginis divae virginis claromontanae Mariae. Czstochowiae. 1680. с малорусскими школьными диалогами вроде Mercurius диалог 1693 (рук. библ. кн. П. П. Вяземского Q 86), сочинениями вроде Руно орошенное, Лебедь с перьем, Обед духовный и т. п. 532 Руководство для сельских пастырей 1860 г., 12, стр. 185–303 и сл. – прекрасные, к сожалению, малоизвестные статьи г. Е. Крыжановского, Повреждение церковной обрядности и религиозных обычаев в южно-русской митрополии. 535 Чистович: Ист. Зап. Рус. церкви II, 353, со ссылкой на Полн. собр. постанов. Св. Синода V, 1944. 537 Сумцов. Лазарь Баранович, стр. 67. Страдомский, Лазарь Баранович (Ж. М. Н. П. 1852, 17, пр. 55). 538 Свидетельства эти собраны с известною целью о. иезуитом Гагариным в книжке «Любопытные свидетельства о непорочном зачатии Девы Марии» (см. ниже). Весьма вероятно, что это мнение возникло в отпор протестантам которые вовсе не почитали Богородицы, см., напр., сказание об Мирожской иконе Богоматери в Пскове, где ясно проведена мысль о нечестивости немцев, не чтущих св. Девы. 539 В книжке Галятовского «Души людей умерлых», 1687 года, в разделении ада на геенну и отхлань, как бы слышится намек на римское чистилище (Сумцов, Иоанн Галятовский, стр. 82). См. также катехизис Лаврентия Зизания (Прав. Собесед. 1855, III, 129–130). 540 Иезуиты были высланы из Москвы в 1689 г. Румянцева, Собр. Гос. Грам. и Договоров IV, 617. Профессор М. О. Козлович сообщал мне, что в приготовляемой им к печати иезуитской переписке за это время находятся указания на особенное внимание иезуитов к этому вопросу, как к вопросу о первенстве греческого или латинского образования вообще. Читать далее Источник: Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.) : Исслед. И.А. Шляпкина. - Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншель, 1891. - с. - (Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета; Ч. 24). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий Ростовский Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского . «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы) . Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского », – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался: «Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский , помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского , в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Святитель Димитрий Ростовский Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского . «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы) . Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского », – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался: «Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский , помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского , в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

О если бы не в таком плачевном состоянии находился Ростов, знал бы; а ныне... остался только прах...». 1286 Тогда же, 31 декабря 1707 г., Феологу святитель писал: «Аще бых имел Пегаса или Александрова Буцефала, послал бых к честности твоей, да на тех приехав, посетиши мя, но и сам чуть не пешком брожу: ни коня, ни всадника... оскудеша... овцы от пищи и лошадей нет». 1287 В ответ на подарок митрополитом Иовом полбочки рыбы святитель писал 4 декабря 1708 года: «не имам чим воздать, убог сый; молю богатаго в милости Христа, да Он воздает...». 1288 По переписной книге городовой сотни Ярославля 1709 г. за 61 значится двор преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского, а в нем живет иеромонах Иона 1289 ; а мирских (т. е. прислуги) людей нет. В начале деятельности святителя царь Петр посетил Ростовский архиерейский дом 1290 и, говорит предание, заметив страшную его скудость, сказал в собрании светских и духовных лиц, вероятно, в Белой палате, стольнику монастырского приказа Василию Романовичу Воейкову: «если тебе прикажет архиерей дом архиерейский перенести на остров (на Ростовском озере), то ты непременно сделай!», то есть, чтобы архиерей не потребовал то во всем удовольствуй. 1291 Насколько исполнялся этот приказ, видно из последующего. 24 июня 1702 г. вышел указ, в силу которого всю переписку по сбору доходов с архиерейских и монастырских земель приходилось вести не с воеводами, а с особо назначенными стольниками. 1292 Святитель, бывший в хороших отношениях с воеводой Семеном Воронцовым, 1293 теперь должен был вступить в непосредственные сношения с упомянутым стольником Воейковым, 1294 и сношения эти сразу приняли не дружелюбный оттенок. Святитель, как мы знаем, устроил при школе театр, и для костюмов действующих лиц, вероятно в Рождественской комедии, употребил старые ризы прежних архиереев. Воейков не преминул донести, куда следует. Ответом послужил следующий любопытный указ. «Писал ты к нам (1702 г. ноября 16) великому государю: после де бывших архиереев из материи велено тебе держать в расход преосвященному Димитрию митрополиту Ростовскому и Ярославскому, есть ли они ему угодны будут на церковные одежды; и что будет издержано и на какие дела о том тебе велено записывать у себя, так и в монастырский приказ, для ведома писать же; и преосвященный Димитрий митрополит из домовой казны материи и всякие локотные товары бывших архиереев на комедии и на всякие расходы держит без твоего ведома, а ключи и печати той полаты в доме ево архиерейском и (в) том ты х казначею ево архиерейскому с товарищи посылал указы, чтоб они тех материй и всяких локотных товаров не держали; и они де, казначей с товарищи не слушают...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010