1226 Жалование светским учителям в Москве было больше: например, Магницкому в то же самое время платили 90 рублей. (Соловьев, XV, 92–95, 359). 1228 Этот Андрей Бодаковский упоминается в 1708 в грамоте о пошлинах с именем «писаря» см. выше. Относящееся сюда свидетельство гласит: Вестно буди милости твоей, что велено учить риторику отцу Bogomodlewskomu... учитель изрядной, проезжает principia, где не прогуляет Я. Е. В. 1863 29 стр. 289. 1230 Аз юнейщий овча и детище просвещаюся аки солнечным светом, благословением вашим святительским, согреваюсю аки теплотою солнечною милостию вашею архипастырскою... Извествую истину, яко и аз грешный аки от руки вашей святой, ангельской, понеже благословением вашим архипастырским приях книгу учения любомудрого и сведох ю трудами школьными, совершив философию. Благодарение же воздаю вашему архипастырству, яко вашим благословением отеческим и молитвами течение учения скончах, дело в словесех любомудрия соверших. Соч. V, стр. 137–139. Подобная же речь, почему то приписанная святителю, произнесена на Воскресенье Христово, видимо, тоже учеником Я. Е. В. 1865 14–15. 1231 В предисловии к учебнику прямо говорится; вот три класса – низший, средний и высший: всходи по ним и рви плоды грамматики; грамматика ведет к философии; всякий, прежде нежели увенчается лавром под философским Порфириевым деревом, должен смотреть на дерево Альвара (Я. Е. В. 1863. 27, стр. 264). 1233 Тщися, Паллядиане юноша (Palladiane tyro), пришедше на ея поле, тщися не мечем острым, но пером добре очиненным и чернилы блещащимся на вышшом месте имя свое написати (Я. Е. В. 1883. 44, стр. 350). 1234 Подле печки или по инным близ дверей куткам (angulis) сидящи, потщися в полудни встати императорскаго места (Я. Е. В. 1863. 38, стр. 373). 1236 Яко полки без вождов своих смущаются, сице и школа наша без императора не совершенно весть, все ли уроки умеют (pensa sciunt), не имать бо errata (=notata, журнал). Я. Е. В. 1885, 45, стр. 357. 1237 Feria sexta (в пяток) bonum principium habes tuum honorem quaerere, praeterite imperator: cum congressus fueris cum tuis condiscipulis, quem vis saluta, da illi manum, accepta vero manu deducas illum ex loco; hoc vero quali modo facturus es, ipse scis. (Я. E. B. 1883. 45, стр. 366).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

888 В библиотеке Киевософийского собора рук. 219. Tractatus theologicae controversiae de sacramentis anno Domini 1701. Januario 21 feliciter inceptus. Там читаем Controversia prima. Quibus verbis fit conversio eucharistica seu qua est forma sacramenti eucharistiae? Praenotandum: irrepsit noviter erronea quorumdam opinio dicentium conversionem eucharisticam fieri non per verba Christi: «Accipite et manducate, hoc est corpus Meum», sed per orationem sacerdotis consecrantis et per verba S. Basilii: fac, Domine, panem hunc corpus Filii Tui quod ut resolvatur per quem necessarium homini catholico sit. Приводятся свидетельства: Iustinus Martyr, Gregorius Nissenus, Irinaeus, Ambrosius, Ioannes Chrysostomus, Theophylactus, Damascenus, S. Basilius, Gregorius Nazianzenus. Rationes solidae (X) probant couclusionem. Тоже мнение находим в рук. Киевской Лавры Tractatus de Evcharistia 1697 г. 17) и 1702 18). 889 Рук. Син. 187 л. 21. Рукопись переписана в 1708 году, а следующая в 1704 след. Димитрий не отказывался от своего мнения и впоследствии. Отголоски его слышны отчасти и в Розыске о брынской вере М. 1745 стр. 198, хотя в Вопросах и ответах о вере (соч. I, 104) мнение греческое. 890 Рук. синод. 811 и другой список библиотеки А. А. Титова в Ростове, любезно им сообщенный нам в копии. Г. Миркович указывает и третий в рукописи московск. типографск. библиотеки 1234 (4000). Он приложен к печатной книге с несколькими статьями, из коих первая озаглавлена Kwiaty koron krolewskich Zygmunta III, Krakow 1633. На переплетном листе написано «О пресуществлении Ростовскаго архиереа Димитриа». Рукопись на семи ненумерованных листках in 4° (Миркович стр. 243). В другом приписываемом Димитрию сочинении «Двенадцать статей иже уверяют сомнящихся или неверство имущих человеков о пресуществлении», находим следующие слова: «понеже бо Словом Господним небеса утвердишася, тем же словом Божиим пременяеми хлеб и вино в Тело и Кровь Свою» и далее: «веруй – яко существо сих наитием Св. Духа и действом его и властию всемогущаго слова Божия пременяется в Тело и Кровь Христову». Об этом сочинении см. выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1115 17 июля того же года велено собирать для содержания царевны Маргариты Алексеевны по пяти денег с двора. 1116 В Москву (в 1707 г.) отправляли с углицких монастырей лошадей на смотр, не годятся ли для военного дела; оттуда же требовали столяров, кузнецов и плотников на олонецкую верфь. 1117 В том же году предполагается провиантский сбор натурою. 1118 Сохранилась отпись 1707 г. в получении денег с вотчин Углицкого Воскресенского монастыря на корабельную постройку. 1119 23 марта 1707 г. Петр, нуждаясь в деньгах для войны, дал приказ из архиерейских домов и монастырей серебряную казенную посуду, оправленную серебром сбрую и ломаное серебро, все, что есть на лицо по переписным книгам 1701, 1702 и 1703 гг., кроме освященных сосудов и церковных вещей, прислать в Москву. 1120 25 июля того же года последовал указ о сборе с попов и дьяконов с 200 дворов по одной драгунской лошади на свои деньги, а не с прихожан. 21 октября последовал указ, что вместо натуры можно внести деньгами 15 рублей. 1121 В том же году явился еще сбор с церковников или козловский оклад. 1122 9 января 1708 г. указано было лить пушки по новым образцам на счет Монастырского приказа. 1123 Мы не упоминаем о бортевом налоге 1704 г. 1124 и десятинной пашне и других более мелких сборах, но уже и перечисленного достаточно, чтоб понять, какую массу налогов приходилось платить и духовенству, и монастырским, и церковным крестьянам, и как эти доходы вместо обеспечения духовенства шли преимущественно на военные потребности государства. Если мы примем в расчет плохое административное устройство приказа и неопределенность его отношений к другим (по взиманию податей), мы поймем, что налоги являлись тяжелыми не только по величине, но и по способу взимания. И вот мы видим многочисленные уклонения от взноса налогов. 16 февраля 1703 г. был издан указ о высылке беглых крестьян из патриарших и пр. церковных и царя Арчила вотчин под страхом конфискации половины имений. 1125 Крестьяне архиерейских вотчин ростовского уезда в 1703 году «покиня домы свои, многие бегут в город» и «неведомо куда».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Все эти бурные обстоятельства сплелись как будто нарочно, чтоб дать частному, чисто случайному догматическому спору о времени пресуществления св. даров обратить на себя внимание русских людей в конце XVII века и способствовать разрешению другого решающего русскую жизнь вопроса о направлении реформы. Обозрению этого догматического спора, в коем не безучастен был и святитель Димитрий, и посвящена следующая глава. 245 Правда, мы имеем исследования, например, по влиянию западной литературы на нашу, в трудах наших почтенных ученых Буслаева, Пыпина, Петрова, Веселовских, Владимирова, Жданова, Колмачевского, Дашкевича, Кирпичникова и др., но сами эти труды ясно показывают, какое неизмеримое поле для изучения западного влияния представляется исследователям в области истории литературы, а про другие более широкие и более сложные области истории искусства, права (работы Бутовского, Буслаева, Коле ле-Дюка, Стасова, Султанова, Бобровского, Владимирского-Буданова, Кистяковского, Левицкого, Леонтовича, Розенгейма и мн. др.), и говорить нечего. Понятно, что и сделанные в этом отношении попытки в большинстве случаев являются или недостаточными, или тенденциозными. Такова например объемистая (598 стр.) книга проф. Брикнера Die Europäisierung Russlands, Gotha, 1888 (особенно стр. 174–220), основанная на фактах, взятых почти исключительно из Соловьева. Вот почему мы оставляем в стороне решение вопроса о пользе или вреде западного влияния в России, которое должно быть результатом всестороннего изучения русской и западной жизни в прошедшие времена. Только в конце этой главы мы позволим себе изложить те мысли, которые мы вынесли из изучения некоторых частных данных, далеко еще не решающие дела о значении западного влияния вообще. 246 Этому вопросу, специально посвящены две работы: Лебедева Историко-критическое рассуждение о степени влияния Польши на язык и на устройство училищ в России. Спб. 1848 и Еленева Польская цивилизация и её влияние на западную Русь. Спб. 1863. Об обратном влиянии России на Польшу, трактует соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

698 . В то же время вышел в свет и «Акос» Лихудов. 699 Лихуды объясняют появление своей книги так: «Книги различныя на православную и непорочную веру восточныя церкве списашася и неции сих претолковашася с латинска на российский и польский язык от некиих мнениями оных единомудрствующих униатом глаголемым, и напечаташася в различных местах в Польше же в Киеве, негли и не тамо, но прелестно под именем Киева и инде, яже убо пелыни суть горчайши, аще и медвенницею чрез надписание имен лицемерствуют». 700 Лихуды говорят, что они «ради прещений, на всяк день от некиих не мудрых убо, но неученых и льстецов, в упорстве едином сатанинском пребывающих, молчали», но теперь отвечают по повелению великих государей царей и великие государыни царевны и по благословению патриарха. 701 Из книги Медведева мы узнаем, что споры о пресуществлении уже были известны и патриарху. «Марта в 9 день един некто от знаменитых духовных пречестных людей (вероятно – Евфимий) беседуя о пресуществлении и утверждая оно не Христовыми словесы быти... в утверждение того неправого мудрования, а себе в похваление, на св. патриарха ложная глаголя: аз ныне от св. патриарха сию премудрость, юже вы мене слышасте вещающа, почерпл есмь... Аз (Медведев) того нового себе нарицающа богослова (Евфимия?) знаю добре, яко такового он есть учения еже надеюся и буквари совершенно не разумеет, не точию что от свободных наук он знает»... «Акос» и Манна были искрами, попавшими в пороховой погреб. Сразу проявились две партии, доселе скрытые: одна греческая с Лихудами и Евфимием, 702 учеником Славинецкого, во главе, другая с Сильвестром Медведевым и Саввою Долгим. Греки сумели попасть в больное место противной партии, называя противников – латинщиками: они де изучилися от еуитов, аще сие и в скоре сердец их держат, обаче от начертаний и глаголаний уже добре познаватися, яко латинстии ученицы, и латинская учительства и обычаи держат, и проповедают, и списания их таковых показуют. 703 В самом деле Сильвестр и его сторонники, люди схоластического образования, возросли на латинской почве, читали латинские и польские книги, были знакомы с поляками и представителями западного духовенства, знали лучше латинских, чем греческих писателей, в письме употребляли и латинский шрифт, и латинские слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6 июля 1707 освящен антиминс в церковь села Краснаго Ярославскаго уезда. 1159 1 августа 1708 – антиминс Воздвиженской Ярославской церкви. 1160 В июне 1709 – антиминс в церковь Авраамиево-Богоявленского монастыря. 1 сентября 1709 г. антиминс в ц. св. Николая в с. Угодичах. 1161 18 сентября 1709 г. выдана настольная грамота игуменье Ярославского Казанского монастыря Александре. Приводим её целиком: Божиею милостию великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, в Ярославль на посад, в пречестную и великую обитель честнаго и славнаго образа Пречистыя Богородицы Казанские девича монастыря о Святем Дусе нашего смирения священником и диаконом и старицам и слугам тоя обители. В нынешнем 1709 году сентября в день били есте нам челом и челобитную и излюбленную за руками подали Спасского монастыря черных священников Феодосья да Маркела, да Офонасьевского монастыря черного священника Симона, чтоб нам к вам в монастырь благословить выгуменьи того же монастыря старицу Александру Волкову и настольную ей грамоту дати. И аз, великий господин преосвященный Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, по вашему челобитью Александру Волкову к вам в монастырь выгуменьи благословил и настольную грамоту ей дал, и вы, священники и диаконы, и старцы, и слуги, и все приходящии правовернии люди, тоя обители игуменью Александру почитайте, и слушаите, и повинуитеся добре о Господе Бозе со всяким духовным опасением, и порадованием, и покорением, яко присной своей госпоже; понеже обретохом ее благоговейну и чистоте боголюбиву; и должна убо сицевая игуменья Александра монастырская строения строити по преданию, по правилом святых апостол и святых отец, и по нашему благословению и наказанию, также и к вам имеет свою духовную любовь и попечение и дерзновение о всяком деле блазе. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих ростовских чюдотворцов Леонтия, Исаия, Игнатия, Иякова и всех святых молитва , и нашего смирения благословение на тебе и на сестрах под твоею паствою во веки. Аминь. Сего ради дана бысть сия наша настольная грамота на утверждение в Богоспасаемом и в преименитом граде Ростове, писан лета 1709 году сентября в 18 день. 1162

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам, скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа Димитрию, причащался. При этом он замочил усы св. тайнами, и не отерши их, так и пошел к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда сослужение с собою. Этот рассказ святитель приводит в защиту великого требника Петра Могилы , приказывающего подстригать излишне большие усы. «В мимошедшем 1708 году, по Светлом Воскресении Христовом, церкви Воздвижения Честного Креста, яже на посаде Ростовском поп Антоний донес нам о прихожанине своем посадском человеке Трофиме, обвиняя его в иконоборстве, что подтвердилось и деле. Ходил также по епархии какой-то пропагандист раскольник с проповедью о пришествии антихриста и искушал «некое лицо духовное честно», от коего и было о нем донесено святителю, «но уже волк оный сотворился безвестен». 1545 В 1709 году, в первых числах февраля, святителю рассказывал «словесно и на письме» Игнатий, иеромонах Углицкого Воскресенского монастыря: раскольник крестьянин Иван Десятина Пошехонского уезда, вотчины боярина И. М. Языкова, приготовлял из некой муки ягоды, съевши которые, люди и скот кидались в огонь. Ростовский воевода Семен Еремеевич Пашков рассказывал Димитрию о так называемой Христовой любви в Балахне. Посадские в Романове сообщали о посылании дочерей в скиты. Монахиня девичьего Ростовского монастыря из раскольниц Анфиса рассказывала о старце Авраамии и его любовнице Матроне, пропагандировавших впоследствии раскол и в Ярославле. В настоящем же 1709 году, в месяце марте, о первой в великий пост сборной недели были в Ростове таковые люди, иже в брынских лесах бывали и живали тамо: Петр Ермилов ярославец, да из Переяславля-Залесскаго Борисоглебскаго монастыря старец Андроник, да старец Пахомий, иже в детстве из Пошехонскаго уезду в леса оныя завезен быв, возрасте тамо, а после инок был. Упоминается еще Пахомий (1685–1709) вероятно настоятель Пошехонской Исаковой пустыни. 1546 Тон Розыска вообще очень резок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Антиминс в Ярославском кафедральном соборе освящен 4 окт. 1709 года. 1163 В 1709 году дана грамота на освящение придела во имя св. Льва Катанского в Ярославской церкви св. Николая, что на Пенье. 1164 Дед и прадед Иннокентия, архимандрита ростовского Спасояковлевского монастыря, были рукоположены св. Димитрием, когда именно неизвестно. 1165 Неизвестна дата и ответ святителя на нижеследующую грамоту: Государю преосвященному Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, бьют челом помещики Ростовскаго уезда сельца Карагачева Илья Иванов сын Мещеринов, да сельца Ликина (Лыкина?) князь Семен Матвеевич сын Шаховской. Излюбили мы помещики того же села Карагачева церкви Рождества Пресвятыя Богородицы попова сына Василья Леонтьева, чтоб ему, по твоему архипастырскому благословению, а по нашему излюбу быть у той же церкви Рождества Пресвятыя Богородицы вторым священником в поможенье отцу своему, потому что тот священник при старости, и (чтобы) церкви Божией без пения не быть и душам христианским без причастия не помереть. Милостивый государь преосвященный Димитрий. митрополит Ростовский и Ярославский, пожалуй нас, вели его Василья по своему архиерейскому благословению поставить в попы. Смилуйся, пожалуй. 1166 Таков общий очерк законодательства, касающегося ростовской епархии за период 1702–1709 г. и административной деятельности святителя Димитрия по вверенной ему епархии. Но эти данные, рисующие только чисто внешнюю официальную сторону деятельности св. Димитрия, далеко не так важны, как его внутренняя деятельность, направленная к поднятию духовной стороны вверенной ему паствы. Мы уже видели, в каком печальном положении находилось духовенство в епархии святителя. Административными мерами, конечно, мудрено было поднять его нравственный уровень, и вот святитель обратился к другому оружию: посланиям, проповеди и школам для священнослужителей. Послания и проповеди Димитрия вместе с тем дают и прекрасный бытовой материал и дополняют вышеприведенные сухие официальные сведения. Вот пока данные из двух посланий святителя, о проповедях скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

271 п. 22. Это Зерцало есть известное сочинение И. Т. Посошкова, напечатанное в сочинениях его М. 1863. изд. Погодина т. II. Подробный разбор Зерцала параллельно с Розыском в прекрасной книге А. Царевского, Посошков и его сочинения М. 1883 стр. 106 и сл. Посошков впоследствии был близок и с митрополитом Иовом, коему его рекомендовал Я. Н. Корсаков в 1712 году (Странник 1861, стр. 105). В библиотеке Флорищевского монастыря я видел список с Зерцала с надписью «1709 г. с подлинного в Ростове». Там же есть и прекрасный экземпляр Розыска 1709 г. Царевский приводит стихи перед зерцалом, усвояя их святителю Димитрию. Стихи напечатаны и в сочинениях Посошкова М. 1863, II, 7 и 8. 1540 Я. Е. В. 1874, 35, стр. 275 п. 23. Третья часть самая любопытная – бытовые данные о расколе. Интересно указание на возникновение особого рационалистического учения, видевшего во всем Евангелии, особенно в рассказах о чудесах одно сплошное иносказание. Розыск 1745 г. л. 134 об. Нечто подобное теперь исповедует гр. Л. Н. Толстой. 1541 Я. Е. В. 1874, 35 стр. 275 п. 24. Вероятно письмо относится к сентябрю 1709 года, Пармен умер 11 августа. Заметим, что до нас дошел экзегетический труд святителя по Священному писанию в переводе с латинского. Это рукопись из собрания Пискарева 82 общ. 517 (278 л.л.), Предисловие: кая польза бывает людем от злата в земных глубокостях заточеннаго; кое того бывает употребление, во истинну ничесоже, велможнейший господин. Сице какая кому полза бывает от божественнаго писания, на иностранным диалекте положеннаго; в правду аще и бывает некоторым точию, а не всем. Сего ради аз, вашего благородия велиим побужден благодеянием, потщахся помощию Божиею, елико могох Толкование книги бытыя, труды в блаженном оуспении преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, латинским языком положенныя, претворити на славенскии, еже вашеи велможности, да будет во управление и ползу душевную. И да излиется на вас роса благодати и милости Божия, чесого всем сердцем желаю непрестанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Милости твоей всего добра жалающь смиренный архиерей Димитрий 8 bris 20 anno 1709». 1559 В том же 1709 году святитель послал в Углицкую церковь царевича Дмитрия на крови житие св. Дмитрия царевича. 1560 26 октября, в день своего ангела, святитель начал изнемогать от сильных припадков кашля. Хотя он и служил литургию в соборе, но поучение поручил сказать по тетрадке одному певчему, а сам сидел у царских врат; был и за трапезой в Крестовой палате, но ничего вкушал. В тот же день он принимал приехавшего архимандрита Переяславского Варлаама. 1561 27 октября, по усиленной просьбе присылавшей дважды своего дворецкого, монахини Варсонофии Козинской, его постриженицы, бывшей кормилицы царевича Алексея Петровича 1562 , Димитрий в сопровождении архимандрита Варлаама посетил её, но возвратился, уже поддерживаемый служителями. В тот же день он написал последнее письмо своей жизни старому другу Феологу. «Честному господину Феологу любезному ми. Спасет Бог любовь твою, яко вся моя желания и прошения исполняеши. Катихизис еретический приняв, посмотрех и паки послах к вам. Видел я его давно, когда еще в Литве бех, токмо творцов его позабыл. Недосужно мне о нем упражняться, дал бы Бог коего иного охотника. Аз же изнемогаю. Вопрошаеши мя, возлюбленне, о моем здравии; поистине возвещаю ти, яко немоществую: прежде бывало мое здравие пополам: полуздрав и полунедужен. А ныне недугование превозмогает, и едва третия доля здравия остается, обаче будто мужаюся и движуся о Господе моем, в егоже руку живот мой; дела ныне никакого не делаю: до чего не примусь, все из рук падет; дни мне стали темны, очи мало видят, в нощи свет свещный мало способствует паче же вредит, егда долго в письмо смотрюся, а недугование заставляет лежать, да стонать. В таковом моем нездравом здравии не вем, что чаяти, живот или смерть – в том воля Господня да будет. На смерть не готов, обаче по воле и по велению Господню должен готов быти. Силен же есть Владыка мой еще укрепити мою немощь. Есень сия на меня тяжела; воздух ростовский зело худ, а воды весьма не здоровы. Прости возлюбленне, не могу много писать, тем челом бью. Грешный Димитрий». 1563

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010