61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский. Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 сент. в день обретения мощей, 28 окт. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святителей: Димитрия, митрополита Ростовского, Митрофана и Тихона, епископов Воронежских Святитель Димитрий, в миру Даниил Туптало, родился в декабре 1651 г. в местечке Макарьево, в 40 верстах от Киева. Отец его, казачий сотник Савва Григорьевич, скончался ктитором Кириллова монастыря; но в молодости он мало бывал дома, занимаясь военной службой, а воспитанием и первоначальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней всегда святитель вспоминал с нежностью. В доме их царил добрый христианский порядок. Скончалась Мария Михайловна в глубокой старости в Великий Пяток, в 3 часа пополудни, то есть, по древнему счислению, в 9-м часу, когда Господь предал душу Свою в руки Отца Небесного. Одиннадцати лет Даниил поступил в Киевское Братское училище при Богоявленском монастыре, основанном в 1615 г. (впоследствии — Духовная академия). Ректором его тогда был выдающийся проповедник, богослов Иоанникий Голятовский, много писавший в защиту Православия. Под его руководством выработался у будущего святителя замечательный дар слова. Сразу же обнаружились его умственные способности, а также и склонность к подвижнической и созерцательной жизни: в нем сказывался будущий инок. Это были годы войны, Киев не раз переходил то в русские, то в польские руки, и в 1665 г. поляки разрушили училище. Учение Даниила было прервано, и на семнадцатом году жизни он с разрешения родителей поступил в Кириллов монастырь, где 9 июля 1668 г. был пострижен с наречением ему имени Димитрий и через год возведен в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, он в то же время занимался духовно-литературными трудами и продолжал свое образование.

http://sedmitza.ru/lib/text/437666/

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И. А. Шляпкин Приложения I. Диарий св. Димитрия Среди рукописей Киево-Печерской лавры сохраняется за 162 in f. сборник, писанный рукою св. Димитрия до 1709 года, с собственноручными же поправками и вымарками. Надо думать, что он занесен сюда кем-либо из малороссов, бывших при св. Димитрии в Ростове, и впоследствии, по смерти святителя, возвратившимся в Киев: так я понимаю заметки, занесенные на конец этого сборника. Содержание его следующее: Л. 1–5 – белые. Л. 6–11. – Сие написано в лето от Рождества Христова [ахчг] июня 28. О рождестве хвом разсмотрение лет. (Работа по пасхалиям, как свести года от сотворения мира и рождества Христова). На л. 14 начинается род летописи. С одной стороны страницы разграфлены и в графы вписаны круг солнца, круг луны, года от сотворения мира и от рождества Христова. Текст снабжен ссылками на писателей: Buccelinus, Aurelius Victor, Herodianus, Eusebius, Gelasius papa, Cyprianus. На л. 18: «Феофил в предисловии на Матфеа сказует, яко по осми летех Гдня вознесения евангелие Матфеи писася, sic et nos scripsimus in vita S. Matthei ноевриа 16». Все это материал, вошедший впоследствии в Летописец келейный. Приводим наиболее любопытные места сначала в выдержках, а с 1650 года непрерывно. 1565 842 – Михаил цар с материею Феодорою наста и святый Мефодии патриарх наста. 849 – В сих летах Мефодии и Константин учители словенскии в Козарех у Кагана. 855 – С. Кирилл и Мефодии азбуку рускую скомпоновали и книги на русски язык перевели з греческаго, sed non est certum (сбоку приписано: от велик. мин. чети апрел. 27 л. 780 из житиа Стефана Пермскаго). 862 – Княз Рурик от варяг в Рус прииде. 863 – Болгарская земля крестися. 865 – В сих летах Мефодии и Константин учители славенстии в Моравии. 903 – Олга сопряжеся Игору. 907 – Олег князь рускии воюет на Цариград и берет дань, зри о том в хронографе московском и в летописи с. Нестора Печерскаго. 945 – Князь Игор Рурикович киевски убиен от древлян. 950 – Strykowski fol. 122, а из него Синопсис лист 29 зде полагают Игорево от древлян убиение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий Ростовский Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского . «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы) . Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского », – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался: «Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский , помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского , в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И. А. Шляпкин III. Вопрос о пресуществлении св. Даров в Москве на почве литературной Общие замечания – История до начала спора – Распространение малорусских книг, обвиняемых в ереси, в подлинниках по Московской Руси – Списки и переводы малорусских книг в Московской Руси – Книга Выклад и распространение латинского мнения о пресуществлении – Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким – Начало спора о пресуществлении и «Хлеб Животный», Медведева – «Подверг» Евфимия и «Манна» Медведева – «Акос» Лихудов – «Тетрадь» Афанасия дьякона – «Известие истинное» Медведева – Иннокентий Монастырский – «Церковносоставние» Кассандра и «Истины показание» – Гавриил Домецкий – Мнения архиереев м. Адриана, м. Маркелла, Павла Рязанского, Игнатия Корсакова – Пропаганда латинствующих, князь В. В. Голицын и царевна София. Вопрос о времени пресуществления 541 св. даров на литургии, как мы уже сказали, вызвал в XVII веке обширную полемику и резко выдвинул две до тех пор несколько скрытые партии православного духовенства – старомосковскую и малорусскую. 542 Полемикой заинтересовались все русские люди того времени, и образованные, и простые. Патриарх Иоаким, представитель старомосковской или греческой партии, с горечью замечает: «Ныне освоеволишася неции человеков везде друг с другом в схождениях, собеседованиях, торжищах, временно и безвременно у мужей и жен то и слово о таинствах, и о действе и совершении их, и свары, и распри, вражды, и ересь хлебопоклонная». 543 Эти слова, Иоакима – не одно риторическое украшение речи. Вопрос о том, кланяться ли на литургии во время произнесения слов Спасителя: «Приимите, ядите...» и «Пейте от нея вси...», действительно, мог заинтересовать и простых людей, в виду распространенности вопросов того же формального характера, поднятых в конце XVII века уже значительно выродившимся к тому времени расколом. Припомним кстати и указ царя Алексея Михайловича 1651 года, чтоб св. Тайнам воздавалось и на улицах должное почтение: пред ними должна быть несена свеча и идти прихожане по десяти или и меньше, а мимохожие и мимоезжие должны были уступать путь, и выходя из саней и телег покланяться и почитать святые Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. А. Шляпкин I. Жизнь св. Димитрия до 1688 г Рождение, воспитание, окружающая обстановка – Обучение – Пострижение Димитрия и положение тогдашнего духовенства – Посвящение во иеродьякона и иеромонаха – Отъезд в Чернигов и «Руно орошенное» – Поездка в Литву и епископ Феодосий Василевич – Пребывание в Слуцке и положение православия в Литве – Возвращение на родину и жизнь в Батурине – Переселение в Киев и начало Четь-Миней – Присоединение киевской митрополии к московской патриархии – Проповедь в годовщину смерти Гизеля – Вторичное игуменство в Батурине и новый гетман Мазепа. В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева 3 , по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни киевского полка 4 Саввы Григорьевича Туптала 5 и жены его Марьи Михайловны родился сын Даниил – будущий Святитель Ростовский 6 . Савва Туптало происходил из шляхетской фамилии Савичей 7 и стоял в Макарове, после Белоцерковского мира, по распоряжению Богдана Хмельницкого и полковника своего Антона Ждановича 8 . Малороссия находилась еще под польскою державой, но гетман уже тянул к Москве: так в 1650 г. каневский полковник Савич ездил в Москву от Богдана 9 . И отец, и мать Даниила, люди еще не старые 10 , отличались большою набожностью, по свидетельству самого Дмитрия, да и сама жизнь тому способствовала: по всей Украине свирепствовали беспрерывные войны, год спустя после рождения Даниила было сильное моровое поветрие 11 , а известно, как усиливается религиозное чувство в годину общественных бедствий. В сам год рождения будущего святителя была война Радивилова 12 : гетман Ян Радзивил, после битвы под Берестечком, с литовским войском подступил к Киеву и сжег Подол. Надо думать, что и в Макарове житье было не спокойное. В 1654 г. сотник Туптало был на Переяславской раде, а в 1660 г. переселился в Киев под высокую руку Великого Государя Московского, в том же звании сотника. В Киеве у него родились три дочери: Памфилия, Феврония, Параскева, принявшие впоследствии пострижение и бывшие преемственно игуменьями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

I. Св. Димитрий, митрополит ростовский, день блаженного преставления коего ныне празднуется, родился в 1651 г., в местечке Макарове, близ Киева, и был назван Даниилом. Отец его Савва, по прозванию Туптало, был полковым сотником. Даниил с юных лет проявил в себе и способности, и усердие к науке. Окончив учение в киевском училище, он, 17-ти лет, поступил в монахи в Кирилловский киевский монастырь и назван Димитрием. Отличаясь даром слова и ревностию к пастырскому служению, Димитрий проходил должность проповедника в разных городах и был игуменом в разных монастырях. Ему выпал жребий совершить великое дело на просвещение русского народа – составить жития святых. Собирать жития святых, известные под именем Четиих-Миней, начал еще Макарий, митрополит московский, живший в шестнадцатом веке. Потом киевский митрополит Петр Могила захотел издать жития святых на более понятном языке, но умер, не исполнив своего намерения. По смерти его это дело поручено было св. Димитрию, бывшему тогда игуменом Батуринского монастыря. Этим делом он занимался 20 лет, в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде северском и митрополита Ростовского. Собранные им жития святых, в 12-ти больших томах, представляют в великой степени назидательное чтение для православного русского народа. Петр Великий назначил Димитрия митрополитом ростовским и ярославским. В сане митрополита Димитрий явил великую ревность архипастыря. Он завел в Ростове училище, содержал его на собственные доходы, ревностно проповедывал слово Божие, подавал пример святой жизни и помогал нуждающимся. Так как в его епархии было много раскольников, то в обличение их св. Димитрий написал «Розыск о раскольнической брынской вере». Святитель скончался 58 дет от роду. Пред смертию он призвал к себе певчих и выслушал пение составленных им песнопений. Потом, отпустив певчих, он оставил у себя одного, бывшего переписчиком его сочинений, долго беседовал с ним, и, отпуская, смиренно поклонился ему до земли. Певчий, тронутый смирением святителя, сказал: «мне ли, последнему служителю, ты так низко кланяешься, владыко святый?» Митрополит опять поклонился и потом, став на колени, начал молиться. На другой день нашли его, уже умершаго, в молитвенном положении. Это было в Ростове, в 1709 году. Чрез 43 года после смерти Димитрия, честные мощи его обретены нетленными и в 1763 г. императрицею Екатериною II переложеныв новую раку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Будища. Глуховско-Петропавловский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1230. Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Будища, улица Петропаловская Б-00, Будищанский интернат Координаты: 51.468528, 33.971969 Проезд:ехать по автодороге Р-44 до села Баничи, потом повернуть в сторону села Будища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырский комплекс расположен на высокой горе, поросшей дубовым лесом, на правом берегу р. Клевень поблизости с. Будища за 20 км от Глухова, близ старинного пути с Глухова на Путивль. Архитектурный ансамбль господствовал над равнинной заболоченной заводью и благодаря своим архитектурным доминантам был виден издалека. Время основания монастыря неизвестно. По преданию – в 1230 г. В конце XVII ст. (с 1694 г.) его настоятелем был Св. Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651-1709) – выдающийся церковный деятель, писатель и просветитель, который написал здесь немало своих выдающихся трудов, в частности и «Четьи Минеи». В 1769-1772 гг. архимандритом монастыря был Давид Нащинский, профессор Киевской академии, который ознакомил Европу с произведениями Феофана Прокоповича. В этом монастыре, возле южного входа в собор был похоронен Мельхиседек (Матвей Карп.) Значкояворский (1716-1809), прежний игумен Мотронинского монастыря и один из вдохновителей Колиивщины, который в 1786-1809 гг. был здесь архимандритом. В 1695 г. на заказ Димитрия Ростовского «записной государей мастер каменного дела» Матвей Ефимов, который тогда работал в Глухове, а перед тем – в Стародубе, начал строительство каменного Петропавловского собора, завершенное в 1697 г. Сохранился и опубликован контракт на строительство, в котором указано, что собор должен был иметь высоту 7,5 сажен к бане (около 13 м) и баню, высотой 2 сажени. В начале XVIII ст. (до 1706 г.) средством полковника стародубского Михаила Миклашевского, который погиб в бое со шведами в 1706 г., здесь построена каменная трапезная с теплой церковью Успения Богородицы. В 1712 г. построили каменную надбрамную Михайловскую церковь, а в 1895 г. – два каменных корпуса братских келий и новое каменное ограждение.

http://sobory.ru/article/?object=41269

И. А. Шляпкин II. Западное влияние в Московской и Юго-западной Руси Общие замечания – Роль Юго-западной Руси и польское влияние вообще – Польское влияние в памятниках внешнего быта Москвы – Изучение латинского и польского языков в Московском государстве – Распространение польских и латинских книг – Переводы с латинского и польского – Общие замечания о переводной латинопольской литературе – Выходцы из Юго-западной Руси и отношение к ним московских людей – Польское влияние в Юго-западной Руси и уклонения от православия. В истории духовной жизни русского народа, в образовании самобытных начал русской народности играют важную роль два духовных течения, действовавших и действующих во все время существования русского государства. С одной стороны влияние Византии с IX по XV столетие, с другой влияние Запада в последующее время, с особенною силою сказавшееся в реформах Петра Великого. Вопросу о культурном влиянии на нас Византии в допетровскую пору посвящено несколько обширных сочинений и много отдельных исследований. Византийское влияние видят в литературе переводной и особенно странствующих сказаний, церемониале двора, архитектуре, поземельном устройстве, даже крепостном праве, но нельзя заключить из этого, что вопрос этот окончательно разработан и решен. Собран пока только материал для будущих построений, и важно, конечно, не внешнее заимствование того или другого памятника, той или другой художественной или общественной формы, а важны те идеи, которые заимствуются, которые ложатся в основание заимствования, входят во внутреннее миросозерцание не отдельных личностей, а всей народной массы и затем продолжают действовать в новых условиях. Существующие поспешные, большею частью субъективные обобщающие выводы о значении византийского влияния, сделанные раньше сбора всех должных материалов, раньше их критической оценки и разборки, оказываются вредными для науки, т. е. для истины. В свое время, в виде частных, непосредственно прилагаемых к делу обобщений, эти выводы сослужили свою службу прогрессу образованной частицы общества, расширяя умственный горизонт хотя бы и ложным обобщением, но теперь они должны уступить место широкому бесстрастному изучению возможно большего числа фактов и спокойной объективной их оценке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010