Он не пастырь, ибо не овцы пасет, но себе самого питает, да утыет и отолстеет. Знамение доброго пастыря есть еже пред овцами, а не позади овец ходити..: в подвизех и Богоугождениях: будет кто от овец бодр, а пастырь ленив; овца постничает, а пастырь разрешениями на вся учреждается; овца угождает Богу, а пастырь суетным угождает человекам, или своему чреву... Аще пастыреви повелевается души своей не щадити овец ради, кольми паче подобает ему имения своего не жалети, но в милостыню истощати овцам нищим и убогим, сирым и вдовицам, больным и странным. 1399 Вот как обрисовывает святитель идеального пастыря. Пастыри должны быть разумные и учительные, да силен будет и утешати во здравом учении и противляющаяся обличати... не достоин сана пастырскаго, иже не искусен в Божественном писании. И аще о неученых пастырях сия, что убо о тех, иже не токмо суть сами неведущии разума духовнаго, но и вразумленных не имеют в любви, и учение порицают и хулят? Подобает быть пастырю и житием святу и добродетельну: управит ли кого в царствие небесное, сам идый во ад?.. Не довлеет же пастырю словом учительну, и житием святу быти, но еще подобает и попечение велие о стаде имети, труды многия подъемлющу и бодру быти; он должен и во внешних нуждах руку помощи подавати обидимым, заступати неповинныя, пещися о убогих и нищих, и иная духовная церковная управления добре строити. 1400 Такова картина недостатков современного святителю общества в отдельных его сословиях. Но, главным образом святитель, обличает недостаток любви к ближнему. «Учтивый человек, хотя плюнуть, усматривает место, или угол какой, чтоб не произвесть гнусности в очах людских и себе не учинить мерзости», а мы на лице Христово плюем, когда ближнего нашего славу поносим, над ним насмехаемся, и по ненависти и диавольской злости и по злому нашему обычаю пред другими его безчестим. 1401 Этот недостаток любви он отмечает с особенною силою в имущественных отношениях, отношениях между богатыми и бедными, отношениях, кои остаются одинаковыми и до сих пор, и разрешение которых святитель вполне бесстрастно дает в исполнении высшей христианской заповеди: люби ближнего, как самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Жаль что и апокалипсис брынские богословы не путем толкуют». 1461 Вышеприведенная переписка объясняет нам происхождение различных редакций летописца. Они, главным образом, разнятся не столько полнотой, сколько поправками стилистического свойства, перестановкой отдельных глав, (особенно главы о богах эллинских) и цензурными урезками по вопросу о церковных имениях. Из той же переписки достаточно выясняется характер и содержание самого «Летописа», в котором изложена библейская история до борьбы Иакова с ангелом включительно. 1462 Дополнением к нему является трактат о богах эллинских (по Овидию), хронология и небольшие сведения о монархиях вавилонской и египетской. Главное содержание летописи – изложение книги Бытия с комментариями и добавлениями из различных церковных писателей-компиляторов Корнелия а Лапиде, Кедрина, Навклира, Буцелина, Кариона, Клювера, Г. Меркатора, Опмеера, 1463 ними цитируемых классических писателей и отцов церкви. Кроме того, святитель пользовался своими Минеями, Минеями Макария, Лимонарем, Прологом, Диоптрой, Овидием, Кедриным, Дорофеем Монемвасийским, Стрыйковским, Синопсисом киевским и Руном Орошенным. Приводя выписки из них, часто противоречащие друг другу или чисто фантастические, 1464 святитель редко подвергает их критике, оставляя на волю читателя: «ему же хощет, да имет веру». 1465 Да и главная цель Летописа не была историческая, а преимущественно нравственная. Вот почему мы находим рассуждение о покаянии – после рассказа о грехопадении Адама, о смерти – после упоминания о кончине Каинана, о земледелии по поводу «изобретения» Ноем орания земли, о склонности к греху при рассказе о Немвроде, о прелюбодеянии после рассказа о Авимелехе, о возгордении разбогатевшего мужика по поводу гордости Агари и т. п. 1466 С этой точки зрения Летописец близко подходит к проповедям святителя, часто повторяя даже их выражения. 1467 Встречаются и символические толкования, 1468 еще более сближающие летописец с проповедями. Летописец святителя местами напоминает и древнерусские пчелы, и лирические места старой русской летописи, как по совершенно внешней связи отдельных его мест, так и по духу. 1469 Местами находим лиризм, например, в размышлении о краткости человеческой жизни в сравнении с мировою, или уподобление человека путешественнику, возвращающемуся на родину т. е. в землю. 1470 Указываются и современные недостатки общества: насилие, гордость, жестокость, содомство. «Сильный немощнаго насильствует, отъемлет, похищает, мзду наемничу удерживает... мздоимный владетель неправедно судит, повинныя оправдает, неповинныя же мучит... Неправды же делающияся ныне кто исчести может? грабления, хищения, озлобления неповинных, кривосудства, немилосердства, коварства, лести, напаствования, обиды и утеснения, людем творимыя, кий язык изречет?..». 1471

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Любопытен взгляд святителя на иноверных. Мнози во иноверных соблюдают правду, но понеже несть в них благочестия, убо правда их не оправдает я пред Богом. Но и здесь есть примирительное направление: «Таинство евхаристии приносится за всех живых не токмо правоверных, но и неверных, да обратятся». 1385 Далее в проповедях святителя рисуются высшие классы общества с их недостатками. «Кто от великородных князей и боляр не имать славитися древностию благородия своего, егда и Христос Господь восхотел не от простаго, но от толь великаго племени рождение свое имети; однако кто бяху Авраам, Исаак, Иаков – скотопитатели, и пресельники, Иуда – раб египетский, Фарес – сын блудницы.» Все да увидят суету благородия. Ни о благородстве убо, ни о святыне праотец своих кто да хвалится, но всяк своему житию да внемлет. В гробнице зрим кости многих и различных людей, богатых и убогих, сановных и простых... всех же едина земля покры и соравни. 1386 Кроме гордости, обличается и недружелюбие боярства. Посмотрим ли на пирования, бывающая в домех преименитых господей: ктобы от мелких чинов не желал причастным быти тех ликования... тамо любовь, тамо дружба, про здравие друг друга многие чаши тамо истощевают до основания. Но смотрим и под тем добром прикровеннаго зла... ибо или един другого словесы коварными, лицемерною дружбою, яко сетию уловляет, или одни других на соблазн многим осуждают, снедают славу ближняго. 1387 Такожде (как в Ноевом ковчеге различные звери слушали Ноя) и в человецех случается между князьми и болярами: враждует друг на друга, друг другу досаждает, друг другу не терпит: а егда предстоят лицу цареву, предстоят смиренно, аки единомышленные друзи, на единаго царя смотрят, и того словесам внемлют с молчанием и кротостью. 1388 Но хуже всего этого – не милосердие к низшим. Узрят (в день страшного суда) господе – рабов своих, боляре – крестьян своих, ихже немилосердно озлобляху. В день он (страшного суда) кийждо властелин, судия, хищник, грабитель, озлобитель, обидитель, узревши, его же озлобил есть, наследствующа небесное царствие, устрашится зело. 1389 На пиру Иродовом ядят людей, а пьют кровь их да слезы... Смотри, как пир совершается немилосердных владетелей: но и ныне во многих господах чуть не также поядают и пиют кровавые труды человеческие, а бедных крестьян своих немилосердно мучат. Господам и до пресыщения всего довольно есть, а крестьянам бедным и укруха худаго хлеба нестает. Сии объядаются, a тии алчут; сии упиваются, a тии разве водою жажду свою утоляют; сии веселятся, a тии плачут на правежах. 1390

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

My na to patrzemy non sine invidia hac in re utique licita, у day Boze nasladowac licet ex parte, quia нельзя за бременем, et hoc est, pater, quod me urgebat et urget exire ex hac Babylone: hoc motivum etiam erat appetere Kioviensera cathedram non qua cathedram, hanc enim praelaturam archieraticam jam habeo et quidem ultiorem Kioviensi, sed quietem et tranquilliratem... О beata solitudo, te omnibus viribus appetit anima mea. Помолися, святителю Божий, об избавлении плененных, от них первый есмь аз Стиопка грешник». 1458 Димитрий отвечал Яворскому 8 января 1708 года: «О моем летописи от преосвященства вашего перепохваленной, рад бы слышати, что в ней таково обретается, еже требует исправления; только как прежде просил, так и теперь прошу: не трудися сам, преосвященный владыко, ему же предлежат нужнейшии и важнейшии дела. Преподобный отец Симоновский (т. е. архимандрит Рафаил Краснопольский) и господин (Федор) Поликарпович, могли бы они читати и разсуждати. Благодарствую святительству вашему о замеченных двух вещах, о невоздержании Хамовом и о Ханаане сыне его; и мне приходило тоже, что супружество законное несть блуд. Однако вспомнил Товия молодого женитьбу, где Ангел супружество невоздержное expresse называет блудом. Обаче лучше будет, когда о Хаме вместо блуд переменится невоздержание. А о Ханаане et in Cornelio приискалося: Господина не имам. Написал Ханаана с нравоучением, посылаю преосвященству вашему, еще что исправити желал бы, если только Бог поможет. По девятом столетии второй тысящи, где пишется о зле греха, требуют разсуждения две вещи а) же грех и прощенный памятен будет содеявшему, b) же Бог laborat in peccatis nostris per concursum. Изъяснил я сие, но не знаю, горазд ли. Не лучше ли обое то оставити, да не кто от простейших вознегодует». 1459 О том же говорит и письмо от 24 февраля: «Чолом и благодарствие преосвященству вашему за прочитание летописца моего и за поправование некоих вещей исправления требующих... Потщуся помощию Божиею подчинити, иная переменити, иная же и совсем оставити.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Театральные представления, пение и музыка влияли без сомнения очень плодотворно на эстетическое чувство учеников. Им приходилось и рисовать декорации, и приготовлять костюмы. Представления же, по выражению Духовного Регламента, развивали в учениках «резолюцию, си есть благоразумную смелость». Таковы были развлечения. Содержание учеников было довольно порядочное: кормили их достаточно; летом они получали фрукты: вишни, яблоки, груши. 1252 Для одежды покупали сукно. Обращение учителей было сравнительно мягкое и наказания назначались не столько за неуспешность, сколько за дурное поведение и очевидную леность. 1253 Малоуспешного и малоспособного ученика учитель подбодрял словами и советовал помолиться святым. К новопоступающим «звероподобным» ученикам учитель относился очень мягко: «Новоучащийся Луко и Андрее, не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобный учениче!» 1254 К ним обращено было предисловие учебника: «Горек есть тебе корень учения; растущи же от горькаго онаго учения корене сладкия достоинств, чести и славы знамения; распространяются от корене учения великодержавные царские скипетры, прозябают преосвященных епископов жезлы, возрастают непреодоленных князей и воевод булавы... Исканием премудрости подается долгота дней, всякое богатство и над врагами торжество... аще желавши премудрости с ея плодами тако временными якоже и вечными, сия ко Богу с Соломоном глаголи словеса»... 1255 Употреблялись, впрочем и телесные наказания: сам святитель, грозит «конверсующих со свиньями» и неповинующихся сениору учеников пожаловать плетью. 1256 Учитель латинского языка ради шутки дает такие фразы для перевода: «Боюсь, что меня высекут. Есть в школе вещь, которую лозой величают. Паля и розги, которыя мне нравятся, лежат на столе». 1257 «Подобает ученику, говорит одно сочинение, быти терпеливу, терпя, аки св. Симеон, терпел зиму и зной – бурный ветер, иногда из уст жестокаго учителя исходящий и зной, оружием наказания хребет или руку палящий. 1258 Мню, яко всякий ученик, взявши по удару, лучше по правилу будет смотрети и по вся часы их толк в голову вбивати, и вбивши – яко змеев частых жала частых падений на лавку беречися или приближения печей и биения наказательных лопатки (пали) и плетей, щадя целости костей, и жестоты устен учителя». 1259 Впрочем, не приготовившим урока и покаявшимся объявлялось прощение. «Един рече: всю нощь просидех, стихов (pensa) не умею; а мне мнится, яко всю нощь пролежал есть... Аще кто и написан в эрратах: non bene, non tota, non recitavit, nescit, а вину принесет и речет: согреших, проспах, прогулях, не учихся, прощение улучит». 1260 Впрочем, телесные наказания применялись не слишком часто, были и другие меры. «В месяце апреле понуждах вас бодцем совета (calcari consilii), яка зверей ко учению; обаче не послушасте меня, ныне же... не надейтеся часто на остров поеждати, аще ко учению не приближитеся». 1261

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О заботах об учениках и говорить нечего. Архипастырь часто посещал училище, сам слушал и опробовал учеников в успехах. 1266 Отобрав способнейших, обучал их зимою – толковал некоторые книги из Ветхого Завета, а летом, в селе Демьянах объяснял Новый Завет . 1267 При богослужении ученики исправляли должность певчих не только в Ростове, но и в других местах, как это видно из неизданного слова святителя на день Бориса и Глеба; сам их исповедовал и приобщал; обещал молиться за них, если достигнет милости по смерти; 1268 увещевал их учиться и более прилежным раздавал деньги по грошу на каждого, или на двоих по алтыну и брал в свои села на вакации. 1269 Во время болезни посылал за учениками и приказывал им по пяти крат на воспоминание пяти язв Христовых прочитывать молитву «Отче Наш». 1270 И впоследствии он не оставлял своих учеников, свидетельством чего может служить письмо учеников Залении и Благовещенского от 10 октября 1708 г. из Москвы. Величая святителя «Меценатом» и «отцем всем» они благодарят его, что он пожаловал, явил им бедным премногую милость: прислал милостыню во время скудости: Auxilium Christi Venit ad nos tempore tristi. 1271 Последний, пишучи просительное письмо к Досифею, преемнику св. Димитрия, поминает «батюшка нашего преосвященнаго блаженной памяти Димитрия митрополита». 1272 И так, соберем в одно те выводы, к которым мы пришли, обозревая Ростовскую школу. Школа эта явилась соответствующей древнерусской элементарной приходской школе грамотности, заключая в себе при общем церковно-православном направлении обучение чтению, письму и пению. Ростовская школа представляла движение вперед сравнительно с древнею школою, внеся в круг преподавания греческий и латинский язык. Последний был особенно важен тем, что на нем была обширная литература по всем отраслям знания, и он был тогда языком международным. Взяв некоторые формальности из западных школ, св. Димитрий не взял их духа. Семейственность, простота отношений при известной вполне обычной в то время строгости, полное отсутствие служебной формальности и иезуитизма 1273 составляют главную сторону внутренней жизни школы. Само преподавание не было проникнуто сухими отвлеченностями и чопорностью схоластики, а заключало в себе, конечно относительно, начало жизни. Главная же заслуга св. Димитрия состоят в том, что ему принадлежит почин в учреждении новой, хотя и на старом основании, элементарной народной школы, в то время когда о них никто и не думал. Ростовская школа была доступна для всех, а не для одних духовных, была общею, а не специальною; это её отличие от школ Петровских, строго специальных и предназначенных для известного класса. 1274 При всем том Ростовская школа была проникнута православным началом, краеугольным камнем русской народности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

803 Но пишучи об этом, патриарх остерегался народного волнения и поэтому замечает в обеих грамотах, чтоб их прочли «мирского уха освененно, да не внезапным в слухи мирских о сицевых внушением Церкви святой от ненаказанных неких неполезное нечто приключится». 804 Но несмотря на эти справедливые с догматической стороны обличения, положение Иоакима было крайне неловко. Малороссия была страна, еще не вполне примкнувшая к Московскому государству, от нее беспрестанно можно было ожидать измены, и вот он, патриарх, обвиняет теперь этих недавно присоединившихся подданных великого государя, считавших слово католик самою крупною бранью, в латинстве. Обвинение это падает на духовенство, на то духовенство, которое играло такую важную роль на родине. Легко может случиться, что и всегда верное Москве низшее духовенство из-за этого обвинения перейдет на сторону высшей иерархии, тянувшей к Царьграду. В виду этого Иоаким прибегает к такому средству. Он пишет бывшему патриарху Константинопольскому Дионисию и просит его отписать соборне против мнения малоруссов. «Блаженство твое и прочие патриарси... обличите и запретите, и тяжко судите» еретическое мнение малоруссов о пресуществлении и данную им свободу печатать книги. Посланий от ех-патриарха должно быть три: первое – пишуще обще в Киев архиереем, игуменом, монахом, начальником и всем людям... второе отпишите соборне и к Москве, третие и ко мне... Писати же подобательно яко от части вашея писали есте, услышавше таковыя новосечения... а не яко аз писах вам и возвестих сия, убо да не приидет нам и престолу патриаршескому какое досаждение от сущих в Киеве и от иных неких духовных, стыда их ради, и послахом в знак братства 50 золотых с архимандритом Исаиею». 805 Не получая из Киева ответа на свои послания Иоаким, прождав шесть месяцев и вяшще, 5-го марта 1689 года послал малоруссам третью грамоту, 806 в которой упрекал их за медленность в ответе. Первым отвечал Иоакиму опять-таки Лазарь Баранович. Письмо от 4-го февраля 1689 года, разошедшееся с третьей патриаршею грамотой, было отправлено с архимандритом Феодосием Углецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Павел Алеппский свидетельствует, что каменные постройки Киева, его паляцы принадлежали (а значит и отстраивались, и украшались) полякам. 514 В Лавре Печерской уцелела доселе могила с каменным изображением князя Константина Острожского и надгробные затейливые надписи с украшениями – непосредственное влияние польских костелов с их устройством шляхетских гробниц. 515 Иконы чисто итальянской живописи обыкновенны в малорусских церквах: среди них католические иконы младенца Спасителя на кресте или коронации Богоматери. 516 Резные раскрашенные изображения распятия, Христа в темнице (см. выше), святых в изысканных позах, во весь рост, указывают на польские образцы. 517 Заставки, гравюрки, исполненные аллегории, гербы на книгах и портретах – все это вещи польского происхождения. Высокоголосное церковное пение вообще, напевы псалм и кантичек, почти тождественных по содержанию, сходны и по мелодии с польскими произведениями того же рода. 518 Одежды православных монахов с капюшонами напоминали одежды иезуитов и капуцинов. 519 Торжественные поезды киевских митрополитов с вооруженной свитой устроялись по примеру поездов польских прелатов. 520 О казацких кунтушах и награбленных одеждах и вооружении и говорить нечего. Деньги ходили польские и по присоединении к России; выражение злот уцелело и доселе. Польский чех весом по 5 денег ходил вместо 2 русских денег. 521 Русские города под польским владычеством управлялись по Магдебургскому праву; странно звучали для московского человека бурмистры, райцы, каштеляны, цехи и пр. «Заимствование форм польского общественного быта повлекло за собой перенесение целой атмосферы понятий, выработанных в польско-шляхетском обществе и усвоение привычек шляхетского общежития». 522 Польское влияние на язык малорусский еще не приведено к окончательному результату 523 , но московскому человеку резко слышалась в говоре масса полонизмов. О распространении польского языка среди церковных пастырей и полемистов, писавших одинаково свободно по-русски и по-польски и говорить нечего. 524 Православные малорусские пастыри (например Баранович) получали образование в западных и польско-иезуитских академиях и писали польские вирши. Уже в XVI веке в сочинениях Курбского и посланиях Вишенского мы находим любопытные указания на преобладание латинского и польского языков. 525

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Олеарий (1633–36 г.), вообще замечающий, что в России незнакомы с латинским языком, тем не менее, рассказывая о пристрастии русского посла в Персии, А. С. Романчукова к математике, упоминает, что Романчуков хорошо знал латинский язык 313 . Около этого же времени входит в обычай писать русские слова латинскими или польскими буквами 314 . Котошихин рассказывает о толмачах при посольском приказе, знавших между прочим латинский и польский язык 315 . Некто Степан Олябьев в 1650 г. заявлял, что он хотел было учиться по латыни у Арсения Грека, но когда того сослали на Соловки, то он перестал учиться и азбуку изодрал 316 . Симеон Полоцкий по прибытии своем в Москву в 1664 г. по указу самого царя давал уроки латинского языка по Альвару 317 . Дядя известного Ф. М. Ртищева старец Спиридон (Симеон) Потемкин († 1665) «умел греческий и латинский язык до конца и польский, ученый бе человек и вся дни живота своего над книгами просидел» 318 . Русские послы в Испании и Франции, Лихачев и Потемкин, хотя и плохо, объяснялись по латыни 319 . А. Ф. Ордын-Нащокин желая образовать сына окружил пленными поляками. Сам он был обучен латыни еще отцом своим 320 . Наш резидент Тяпкин, живучи в Польше, лично произносил речи на латино-польском языке и сына своего отдал в польскую школу 321 . Известный Спафарий учил сына Артемона Сергеевича Матвеева латинскому и греческому языку литерам малой части 322 . Царевич Алексей Алексеевич объяснялся с польскими послами по-латыни и по-польски 323 . Борис Голицын владел латинским языком и держал у себя польских музыкантов и домашних учителей 324 . Лазарь Баранович писал в 1671 году царю Алексею Михайловичу, что «сигклит царскаго пресветлаго величества польскаго языка не гнушается, но чтут книги ляцкия в сладости» 325 . Андрей Артемонович Матвеев в 1681 году, будучи в ссылке, писал жития святых на польском, латинском и русском языках 326 . Для обучения сына по латыни он держал при себе поляка из меньшего польского шляхетства Ивана Лаврентьева сына Поборского 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но мы не в сих книжечках себе обучаем, аще и дивны промыслы Божии объясняют, но в законе Господне: буди воля наша в законе Его поучитися день и нощь (Погодин 1770). В предисловии Дезидерия (пер. 1688 г.) читаем: «Сих убо книг сие есть предприятие, в нем же вси упражняются, да укажут подадут и опишут, елико кратчайший путь восприятия истинныя любве... (Книги эти) читателя, аще и унылаго, изрядне воздержати и полезно утешити могут, ибо под изрядными подобии (по примеру Господа Нашего, которыми убо подобия во учении Своем небесном часто употребляти изволи) подают великия преславныя полезныя и потребныя вещи. Даждь Боже христианам всем паче таковых книг чтение любити, а не суесловия, зверинцы и басни, паче же вредная и пагубная писания человеков плотских мирских или еретиков развращенных и хитрословесных, их же неции не хотят из рук испустити и от того сице, что есть благочестно благоговейно и спасено, тем они гнушаются». Любопытно и новое наставление: не весь имаши вдаватися в житие богомысленное; не подобает бо оставляти и трудолюбнаго жития (глава XXIV). Переводное сочинение 1687 г.: «Противу человека Божия всечестнаго творениа завистное суждение и злое поведение проклятаго демона», из коего в виду его интереса и малоизвестности мы приведем некоторые выписки, начинается предисловием:.. аз преписати сие понудихся, ничегосого же ради, точию победихся таковым зде писанным прилогом... не точию писание се в делех злых обличает, но и во именех появлением оным гордых духом нас смущает и завещает сих ошаятися и бегати; запрещает гадательства, и ворожбы, и богоотметнаго чарования, иже первыи принос и дар сатане; завещает паки иже имен мерзских, еже есть демон, диавол, бес, чорт, отнюдь не подобает именовати. (Любопытно сравнить притчу о Стефане, с коего чорт снял сапоги, напечатанную нами в «Историческом Вестнике» 1881, 7 стр. 679, и у Барсова Описание выголексинских рукописей, Спб. 1874 стр. 66). «Окончах же яко от ветхости конца не имущую повестьми от злых дел отстрашающими и посмешающею во всех злых наших и от злаго борителя избавляющею Господьскою молитвою со ея расположеньми в славу Творцу моему и Богу, и всем ближним сиречь единоплеменных и вкупо верных пользу о Спасителе нашем Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010