Лихудам, конечно, выгодно было приписать (а может быть и составить) плохое сочинение своему противнику и обвинять его в воззваниях к бунту. Наконец, последнее и наиболее важное доказательство мнения о непринадлежности этого сочинения Медведеву заключается в том, что от Сильвестра дошло другое полемическое сочинение против «Акоса», писанное в том же 1688 году: трудно было бы допустить, что он писал два различные по духу сочинения подряд против одного «Акоса». Это сочинение носит название: «Известие истинное православным и показание светлое о новом правлении в Московском царствии книг древних... и краткое изъявление о нововыезжих иноземцех и о их неправом о пресуществлении и лестном на смущение правоверным писании. Написася в царствующем граде Москве. Спасского монастыря иже за Иконным рядом строителем и печатного двора справщиком монахом Сильвестром Медведевым лета 7137 (=1688) сентевриа». 717 При рассказе об исправлении книг при п. Никоне Медведев указывает на то, что служебник 1665 года был исправлен по «греческой у немец печатной» книге, а вовсе не по древним греческим и славянским книгам. Так дело шло до собора 1667 года, когда служебник был исправлен соборне с страшною клятвою против изменений. Тем не менее ненавистник рода человеческого, иже воистинне не стоит, соблазнил справщика Евфимия наделать собственных поправок. Затем, он же Евфимий в 1675 году «сочинил книгу Чиновник архиерейского служения», тоже с разночтениями против бывших, но книгу запретил святейший Иоаким с прочими архиереи и положили клятву на изменяющих её текст. Теперь те же самые духовные «тоя своея клятвы не страшащеся и преступающе, Христовых словес не почитают и поклонения не творят. А того, кто им правду о сем их непостоянстве, яко они тем народ возмущают, глаголет», проклинают, ссылаясь на слова Христовы «елика свяжете и пр. ( Мф. 16:67 ?16:19 , Мк. 18:76 [? так в тексте см. стр. 158]. Лк. 8:51 [?]). 718 Эти духовные лица не о чтении упражняются, но о приобретении временных честей и богатств; и желание их не о том, еже бы много им умети, но о оном тщатся зело крепко, еже бы много имети».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сам Иоаким «свое соборное постановление пренебрег и иное якоже восхоте, тако и постанови и устав исправи... а како исправлен, о том известие не имамы... ибо держат у себе, справщиком (каким был и сам Медведев) не являюще». Говоря о неправомудрствовании некоторых по вопросу о пресуществлении, Медведев замечает: «Еда же их кто вопрошает, откуду они сие ведят? отвещают от новых греческих ученых иеромонахов Иоанникия и Софрония: они тако поведают. А онии греки почесому сие разумеют (сами бо словенски, вемы, яко не разумеют)? И защитители тоя их неправды еще отвещают, яко о том ученики их, которые у них училися, поведают». Как же научилися ученики, не зная греческих слов? «Кто чесого сам не имеет, како то иному может дати?...» Лихуды выдают свою проезжую от патриарха грамоту за указ патриарха, будто бы приславшаго их в Москву 719 , и даже дерзнули написать об этом в «предисловии книги своея, юже они написавше подаша великим государем и великой княжне Софии Алексеевне». Должно быть, Лихуды «не суть православнии, но от еретиков лютеров или кальвинов или от римлян на возмущение нашея православныя веры» 720 , подосланы или «еже не были бы они от турка ради созерцания и к нему вести препосылания подосланы. Опасно дабы они... веру смутя потом во ину какову веру не превратили, о чесом мое непщевание утверждается тех новоезжих греков или латиногреков писанием (Акосом), еже они к В. Г. нашим и к В. Б. Г. Ц. и В. К. Софии Алексеевне и святейшему патриарху нынешняго 196 лета в святую великую четыредесятницу поднесоша на второй неделе, в нем же многая ово ложная, себе власти своей и вероятельства ко утвержению, ово неправедная и самому слову Божию и древним святым отцем и в мале прежде того их писания (то есть, Акоса), их же советом в мир ради правоверных смущения изданных о том же пресуществлении тетратей (подразумеваются тетради, доставленныя Сильвестру Иоанном Черниговским) противная и сами с собой несогласная писаша, ему же возобличительная, аще повелят В. Г. Цари и В. Г. Царевна Божиею мне благодатною помощию писати еще же потщуся, якоже за их государским указом и на первыя их лжею исполненныя тетрати возобличительную книгу (праведный ответ на тетрати, переработанный в Манну) написах и В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прямого указания времени открытия школы нет. Самое раннее известие о ней я нашел в одной из рукописей Спасо-Ярославского архиерейского дома. 1172 В ней помещен указ следующего содержания. «В нынешнем 1702 г. мая в 28 день указали мы, Великий Государь, по росписи преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, какову ты (стольник Воейков) прислал под отпискою своею, выдать наше В. Г. жалованье домовым ево преосвященнаго митрополита двум чернцом и переводчиком по тридцати рублев на год; двум писцам по десяти рублев; двум диаконом Ефрему да Евсевию по пяти рублев на год, келейному ево Пармену четыре рубли; кухарю ево четыре рубли; слуге против его архиерейских домовых средней статьи слуг; выдать с росписями учителям греческаго да латинскаго языка по тридцати рублев человеку; русскому пять рублев, да хлеб нищим, которые учитися будут русской грамоте, по деньге на день, а которые греческаго да латинскаго языков тем, по две деньги на день, а соболи и рясы бывшаго преосвященнаго Варлаама... оценив продать и пр.» Из прибавки к слову «ученики» слов «которые учиться будут» видно, что школа не была еще открыта. Из сохранившихся ученических упражнений 1173 можно заключить, что занятия начались 1 сентября 1702 года. 1174 Училище, носившее постоянное название «школы», 1175 помещалось в Ростовском кремле, близ архиерейского дома, где именно, точно не знаем. 1176 Число учеников доходило до 200, 1177 из них поименно известны около 23. 1178 Большинство из них были дети священников, 1179 но были лица и других званий. По крайней мере в одном из сочинений упоминаются лица благородные и неблагородные, 1180 выше указаны нищие, известные приезжие малороссы и даже грек. 1181 Священники всей епархии должны были отправлять своих детей в школу. Учение и содержание учеников было бесплатно: свидетельством может служить указ от 23 февраля 1703 года поповскому старосте в Романове Воскресенскому попу Алексею, гласящий между прочим: Божиею помощию, повелением Великаго Государя, а ево (пр. Димитрия) архиерейским тщанием в Ростове в ево архиерейском доме устроена грамотеческая учения, да в онех вси священники детей своих в учение учили безденежно. А который священник сему указу будет ослушен, той явитца В. Г. указу противен и ему архиерею и приимет мзду по делом своим». Видимо, что не ожидали особого послушания, ибо далее объявлялось: «детей их (священников и диаконов) высылать на Романов на домовой двор тотчас при тебе (поповском старосте), не мешкав не за что, не дожидаяся снова указа и нарочных посыльщиков». 1182 Учителей в школе было трое 1183 : учитель русского – Евфимий Морогин, латинского – Иван Мальцевич и предполагаемый учитель реторики Богомодлевский. Мальцевич и Богомодлевский видимо были малороссы. 1184

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В эпоху междуцарствия московские люди вблизи увидели поляков и их быт, и это знакомство конечно не осталось без влияния на людей московского государства. Как мы увидим ниже, польское влияние проглядывает со времен царя Михаила Федоровича единичными фактами, а царствование Алексея Михайловича отличается уже широким его развитием 247 . Много способствовали тому и внешние, и внутренние обстоятельства царствования: войны с Польшей и её смутное положение в связи с образованием в ней русской партии и двукратных переговоров о выборе русского царя или царевича на польский престол, присоединение Малороссии и переселение из нее не только ученых людей, но и крестьян 248 . Вопрос о юго-западных переселенцах в XVII веке на Московскую Русь представляет, по нашему мнению, особую важность. К сожалению, у нас очень мало обнародованных материалов для решения этой задачи. Переселенцы художники и ремесленники и сами переселялись, и бывали вызываемы при Алексее Михайловиче из Смоленска, Витебска и других городов, завоеванных от Литвы. К ним в науку поступали русские и оказывали, по свидетельству Таннера, большие успехи в приготовлении сукон, пороху и т. д. 249 . Как видно из переписной книги Мещанской Московской слободы и Польского ряда 1676 и 1684 гг., в Москве встречаем около сотни ремесленников, выходцев из Смоленска, Шклова, Слуцка, Вильны, Полоцка (с 1621 г.) и т. д. Между ними мы встречаем кузнецов, серебряников, гончаров, шапочников, каретника и обойщика каретного, башмачника, масловара, мастера рукавиц персчатых (перчаток), селитровара, обжигателя изразцов и т. д. 250 . Понятно, что и вещи, которые они выделывали, носили отпечаток западный польский: варит мыло польское, шапки делает на польскую руку. По другой (?) описи тоже 1677 года в той же слободе четверо варили мыло польское, двое делали чулки польские, портной из Шклова делал немецкое платье, а один мещанин кормился рымарством (rymarstwo – шорное дело) 251 . Имеется и литературное свидетельство современника (1652–54 гг.) о проникновении польских вещей в Россию. «При проходе польских послов... купцы с товарами проходят под начал и оборон послов без всякаго мыта. А товары те суть, которые из Литвы с Руси с Польской и из иных украйн, купцы к Москве приносят: сукна, вещи шелковыя, атласы, камки... Временем и безлепицы кое-какия привозят, откуды им от того и большая прибыль бывает, понеже бо Московские люди временем худое скорее доброво купят; кому што попало по руке, тот за то больши и денег дает» 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Затем внизу в углах помещены сами положения. Conclusiones physicae de principiis extrinsecis corporis naturalis. I. Causa est principium per se influens esse in aliud. II.Omnis causa debet esse prior origine et natura sive effectio non omnis autem debet esse prior tempole. III. Causa quando causat debet existere act non tamen ibi ubi causat; potest enim docte divinitas in distans ultra sphaeram noxiam activitatis suae. IV. Causalitas est superaddita causae indifferenti ad hunc effectum et effectui indefferenti ad hanc causam proinde etiam creatio ejus modi effectus non est formaliter ipsum decretum Dei vel dispositiones requisitae. V. Nihil potest se ipsum producere quo ad 1-mum vel 2-dum esse. Nec idem a duplici causa fatali produci, nec mutua causalitas ocio ad 1-mo esse dari potest. VI. Causa 1-ma concurit ad omnes effectus non per prae determinationem, sed per eandem actionem, per quam agunt creaturae. Unae causae incertae se ipsas determinant tam ad spectem quam ad individuationem actus. VII. Accidens non potest elevari ad probucendam substantiam etiamsi instrumentaliter, nec creatura ad educandum nec quodlibet ad quodlibet. В другом углу: Conclusiones physicae, de proprietatibus corporis naturalis. I. Implicainfinitum Categorematicum creatum. Implicat pariter creatura perfectissima vel imperfectissima infinitum syncategorematicum datur. II. Quantitas est radix impenetrationis, destinguitur realiter a materia et forma substantiali. III. Quantum continnum componitur ex nmris indivisibilibus mathematice. IV. Locus intrinsecus seu ubicatio, per quam res affigitur determinato loco, est curitas modalis distincta a loco et locato. V. Plura corpora possunt divinitu penetrari. VI. Replicatio corporum tam definitiva quam circumscriptiva quam mixtio est supernaturaliter possibils imo et ipsa ubicatio est replicabilis. VII. Vacuum supernlr dari potest. Motus localis gravium at levium nlr posset dari in vacuo et esset succesivus. VIII. Tempus intrinsecum seu duratio per quam res affigitur certo tempore extrinseco est modus distinctu a re et tempore extrinseco.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ряса объяринная зеленая, подложена кумачем зеленым. Ряса камчатая темно-кропивная, подложена тафтою осиновою. Ряса камчатая черная, куфтер, подложена дорогами двоелишными. Три пуховика, в том числе у одного наволочка кожевая полосатая, а два покрыты китайкою кропивною домовою. Одеяло теплое лисье хребтовое, покрыто парчею дарагиною полосатою (на время взято ради студени в дорогу). Одеяло холодное выбойчатое, – подложено кумачем красным, стегано на бумаге. Две подушки пуховыя, – наволочки китаешныя кропивныя. Четыре ковра персидских. Серебряной посуды: Кружка с личины, золочена на оба лица, – фунт 90 золотн. Кубок с кровлею, золочен на оба лица, – фунт 15 золотн. Крест с чепью золотые, с мощьми, – в средине и по оторонам каменье яхонты, изумруды и лалы, – жалованье великаго государя благовернаго царевича и великаго князя Алексея Петровича всея России. Крест и чепь золотые с каменьем. Панагия с чепью серебряная золочена, с мощьми; круг панагии обнизано жемчугом крупным и каменьем разным. Крест золотой гладкий; на нем наведено чернью крестное изображение, у него чепь серебряная. Крест серебряный небольшой, с финифтью золочен. Вещей медных, оловянных и других (казенныя): Два косяка оловянных. Ковчег медный позолочен; в нем мощи святых. Крест благословящий, – оклад серебряный, басменый. Крест столовый резной; под ним вырезана гора. Зерцало в ковчеге. Два глепоса (globus), небесный да земной, во станках столярных.» Далее помещена опись имущества казенного, которое в официальное донесение Монастырскому Приказу не вошло. «Мантия тафтяная лимонная, – скрижали атласныя зеленыя, – подложена дарагами. Треух соболий. Трои рукавицы атласныя зеленыя, – в том числе одни теплыя, – испод белий. Шуба атласная зеленая, испод соболий пластинчатый. Шуба камчатая вишневая, испод песцовый хребтовый белый. Ряса баберековая гвоздишневая, испод белий. Шуба атласная сахарная, испод белий черевий, – ветха. Ряса камчатая луданная обласчатая. Шуба баберековая гвоздишневаго цвета, – испод лисий черевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Правая сторона. I судия. Симон Прокаженный (рече): Коему закони есть должен мятежник сей, зде пребываяи с нами во Израили? II. Ровоам. Въскую убо закони наши уставишася, точию да хранятся от нас ныне! III. Ахаия. И виннаго не подобает непознавшим дела смерти предати, також и сего! IV. Субат. Ни единаго закон невиннаго смертию казнит; что убо сей человек согрешил есть пред нами? V. Розмофин. Въскую законы уставишася, аще не хранятся от народа израильскаго! VI. Путифар (рече): Льстец отечества и народ смущает, то убо изгнати его достоит от сего града Иерусалима вон! VII. Рифал. Закон ни на кого, разве на невинных положишася; егда исповесть вину свою, потом да судится. VIII. Симон от Аримофеи (рече): Мерзска воистинну будет злоба, аще никто не защитит во всем граде невиннаго сего человека! Левая сторона. I. Каияфа архиереи (рече): Вы ничесо же весте, ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь закон погибнет. II. Самех. Тако да совершим, да не сопротивится нам; аще повиноватися не будет, казнен да будет по нашему словеси! III. Меса. Аще праведен есть, да обратимся к нему; аще не праведен, изженем его от нас. VI. Иорам. Въскую не оставим мужа сего, праведна суща, смертию казнити напрасно? VII. Рафинф (рече): Аще праведен есть или не праведен, обаче яко законом больших не повинуяся есть, терпети ему подобает! VIII. Сарей. Истребим мятежника на погибель отечества рожденнаго сего человека. IX. Никодим (рече): Егда закон наш, не слышав и не познав вины, осуждает кого на смерть? X. Диарабий (рече): Понеже убо люди льстит, смерти есть достоин человек сей! XI. Иехир (рече): Будет он и праведен, обаче да умрет, яко своим проповеданием люди на новь побуждает Это мнимое сочинение св. Димитрия Ростовского (Соч. V, 80) напечатано здесь по списку Новгор. Соф. Библиотеки 1420 л. 512 об., как наиболее полной. У Горского Описание синод. рук. II, 3, стр. 225 (рук. 257 и 291) это произведение приписывается Симеону Полоцкому . Вероятно, это перевод надписей какой-либо иностранной гравюры, вместе с ней перешедший и в русскую иконографию. Уже Макарий Алеппский видел на стенах Киевской лавры живописный суд над Иисусом Христом, причем у судей на свитках помещены какие-то надписи. Подобные, схожие по тексту с нашим изображением, я лично видел на стене в Калязинском соборе, в собрании кн. Вяземского (картина масляными красками) и у С. Т. Большакова (тоже). У Ровинского, Рус. нар. карт., т. II, стр. 342, приведены схожие лубки и надписи к ним 882 – 839) – свидетельство о сильном распространении этого памятника в XVII-XVIII веке. IX. Дополнительные данные к биографии Кариона Истомина 1568

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скрипторес екклесиастици. Синопсис историе универсалис Фридерици. Гисториа Георгии Горнии. Флоскули гисториарум. Ветис гисторика. Юстинус Гисторикус. Елогиа ин сакрам гисториам. Епитоме гисториарум Горации Турселини. Слейданус де 4 суммис империис. Гисториа пассионис Христи (in albo libello). Гисторие еклесиастице (Печерская). Хроникон сакрум а мундо кондито. Гисториа вите ет мортис (parvulus libellus albus). Евхологион Греческий. Ницефорус Печерский. Иозефус Юдеус. Августинус Винценциус. Норма евангелика ин санкторум гестис. Рочне дзиее косциелне. Опус хронографикум. Плятина Боксгорнии гисториа. Санкти Цирилли арутва (?). Томас Аквинас. Петри Раванелли библиотека савра. R. Р. Де-Беза книга 1-я, том 1-й и 2-й. Тогож творца книга 2-я, том 3-й и 4-й. Мендозе книга 1-я, том 1–2. Мендозе книга 2-я, том 3-й. Мануале. Дезидерозус. Гаранза. Томас Аквинас ин Апокалипсим. Суплементум хроникарум. Иоганис Навклери хронограф. Меллифициум теологикум. Теологиа а. Д. Исаак Вандербург. Горологиум принципум. Клерикус сиве монахус ветус. Слейданус кум цетерис. Стриковский. Гвагнин. Биелский. Базилиус магнус. Диви Гулярии епископи опера. Беканус. Полиантеа. Хронологиа Иоганис Бозии. Ономастикон. Номенклятор библикус per alphabetum. Вите санкторум патрум (Печерская). Адрихомиус. Звиерцадло прикладов. Ботер. Бибер де Евхаристиа. Гиеронимус Наталис. Катехизис де фиде Канизии социетатис Иезу. Беканус парвус. Гигиастикон сев вера рацио. Инструкцио сацердотум Antonii. Феологиа пасторалис. Компендиум Феологие Християне. Граве югум супер пеккатум. Феатрум политикум. Монцианценус де Евхаристиа. Тезис фундаменталис фидеи. Либер де фиде. Юстинус. Иоаннес Бонавентура, libellus parvulus. Тезаврус индефициенс, parvulus libellus. Антилогие сев контрадиктионес, parvulus. Алфабетум. Мартирологиум. Либеллюс арс конкорданди. Новум театрум. Феологиа Христиана. Коллектанее вариорум оперум. Апокалипсис лятине ет греце. Санктус Онофриус. Конфессио фидеи Лютерана. Епитафиум ин обитум Герарди Меркаторис. Феодорус Балсамон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сын Божий, идя на страдание, сказал: ныне прославися Сын человеческий, так и мы должны прославлять Бога-Сына страданиями, как прославляли его мученики. Но ведь теперь нет ни идолов, ни мучителей? «Колис то тут стояли болваны оныи Перуны, Волосы, Лады, Купалы, а теперь на тех местах церкви святыя... Но Златоуст святый твердит: различныя суть идолослужения образы. Объясни ж нам, учителю святый, и скажи хочь единаго идола, абыхмо его, як колис в Киеве Перуна, сокрушили? Слушаймо ж ено, що нам святыи той учитель кажет; да не речеши ми сего, яко не покланяешися идолу златому, но оно ми покажи, яко сих не твориши, яже повелевает злато! отож маеш идола – золото, не на яковом холме гор Киевских, але в шкатуле, в скрине, в комаре. А идолопоклонение где? в сердце – страсть до злата, и ради злата твориши, яже повелевает злато. Щожь злото повелевает? Ищи мене, украдь, отъими, разбии, кривду учини ближнему; не респектуй и на Бога, бо и церковное вырви, былес мене набыл до твоей шкатулы албо рачей до ненасыщеннаго твоего сердца; то злато повелевает, а ты послушавши, отыж сей хрещеный идолопоклонник. Хто из убогих речет дяковать Златоустому святому, же вытоснул балъхвалство в богатых, а у нас убогих того нет: злата не маемо, в шкатулку не збираемо, едво маем, чим напитати душу. Але не триумфаймо и мы убогие», есть и у нас идолослужение – похотям тела. Смирением плоти нашей, её страданием должны мы прославлять Бога – Сына. Святого Духа мы тоже можем прославить телом: наши тела, по апостолу, суть храм Духа Святого. В чистом улье бывает много меду, так много и дарований Духа Святого в чистом сердце. «Отколь выдут пчолы, там на их место гнездитца летят осы, шершне ядовиты; отколь прогнан будет Дух Святый скверными делы, там наберется скрупулов бодучих, яко ось, жал греховных, яко шершнев... Кривда бы то была, гды бы хто господаря з власнаго его дому гвалтством выпихал в шию», а мы изгоняем Святого Духа скверными делами, «а вместо него впровожаем часом албо обжиртаго Вила, албо сквернаго Дагона, албо лакомаго Молиора.» Приведя пример мученицы Серафимы, Димитрий вкратце указывает, что и душою мы можем славить Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не иначе обстояло дело со многими наставниками русской духовности: у многоученого святителя и подвижника св. Димитрия Ростовского (1651–1709) мы встречаем переработку католической молитвы «Anima Christi», обретающей у него православный неспешный ритм и темп, но сохраняющей все смысловые моменты; величайший христолог послепетровской России св. Тихон Задонский (1724–1783), оказавший, между прочим, сильное воздействие на православную мысль Достоевского, нисколько не скрывал своего живого интереса к сочинениям лютеранского теолога Иоганна Арндта… Прошу не усматривать в вышесказанном декоративный завиток «экуменического» красноречия; задача этого вступления – сразу же умерить у читателя ожидания чего-нибудь экзотически колоритного. Православие в церковном, то есть в вероучительном, смысле слова, в отличие от чисто фольклорных феноменов, менее всего «экзотично». Разумеется, греческая святоотеческая традиция продолжает быть для православных важнейшим ориентиром; разумеется, и сегодня сохраняется, особенно в области богослужения и аскетики, окрашенная византийским влиянием цивилизационная общность православного «Востока». Этот «Восток» сохраняет определенные обыкновения и мыслительные навыки, которые на Западе либо изначально не пользовались известностью, либо оказались со временем забыты и вытеснены. Но дело не в бросающихся в глаза контрастах. Скорее, нужно приложить усилие к тому, чтобы при внешнем сходстве не игнорировать нюансов различия, а в различии продолжать видеть сходство. Таинство имени Имя Иисусово, как оно употребляется в исихастской практике так называемой Иисусовой молитвы, имеет для Православия особую ценность. Правда, медитации, имеющие своим предметом «nomen Jesu, nomen dulce, nomen admirabile, nomen comfortans» (имя Иисуса, имя сладостное, имя дивное, имя утешающее), не чужды и западной традиции, как очевидно хотя бы из цитируемого нами текста, который приписывается традицией Бернарду Клервоскому (и, между прочим, положен на музыку в прекрасном концерте немецкого композитора XVII века Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010