Большинство, распродав «пожитки свои, лошадей и скотину» бежало «на низ на черемшану». Схваченные, закованные в железо и допрошенные в застенке с пристрастием, они показали, что «приходил де крестьянин Филат Савельев и говорил, вышел «указ де Великаго Государя, что итти им жить, куды не похотят, и итти им в Синбирское на житье, и указ показал, а распечатать де того указа нельзя», что этот де указ Меретинского царя Арчила Вахтангеевича, и что они «сказавшись вольными» бежали в вотчины того царя. Крестьян этих велено селить в вотчинах Саввина монастыря. 1126 В августе 1704 года велено было прислать на Воронеж для смены прежних плотников новых... и воеводы, стольники и дворяне писали, что без грамот В. Г. из Монастырского приказу плотников им выбирать не дают (кто?) и чинятся ослушны. 1127 В вотчину Симонова монастыря в Угличе приехали новгородские дворяне Неплюев с товарищем и прикащик Наумов для покупки драгунских лошадей (раньше 21 марта 1708 г.), и с той вотчины крестьяне, собрався многолюдством человек 1000 и больше, тех посланных били и купленных лошадей отбили. 1128 С другой стороны и сами администраторы мешали друг другу. Лета 1705 по указу В. Г. и памяти из Ростовского съезжего двора за приписью стольника В. Р. Воейкова ростовской епархии домовых московских дел стряпчему Тимофею Терпигореву... была послана отписка... Сего ж марта в 6 день присланы к Москве к тебе углецких монастырей слушки и конюхи для посылки в указные места заработными людьми против прежнева числа осмьнадесять человек, и дано им денежное жалованье в нынешнем [ ψε] (1705) году против прежнево [ ψд] (1704) впол, да на подъем по полтине человеку да хлебных запасов по полосмине муки ржаной, толокна, круп, сухарей потому ж, да двум человекам подвода; а высылки им слушком и конюхом умедление чинилось на срочное число затем... (что) углицкой воевода похватал их служек и кони в гдревых всяких платежах в хлебных и денежных (повинностях?)... и держал их два дни за караулом. 1129 И в других отношениях светские власти стояли невысоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аминь. (Рук. Погодина, 1108 л. 3–5). Кажется, что некоторые вещи отзываются Мильтоном, хотя все загромождено схоластическим хламом. Представлена дума демонов, и их рассуждения, причем демон Фалер, предлагавший покаяться, вытолкан до облаков «идеже бысть двойствен, держится и с демоны и с человекы». Грамота, которую пишет сатана, начинается словами: «Мы, Луцыпер князь геенски, родом с превысокаго неба, со всеми началники собратия адскаго и проч. Тебе Господу небесному на превысочайшем небе и на земли Господствующему Творцу всеа твари и прочая объявляем сим писанием ныне и в предбудущая времена и всем обывателем небесным»... В грамоте встречаются: дьяк небесных дел и ассесорове небеснии, иж дела слушали и пр. (лл. 33, 35, 49 об., 56). Лихорадки, в том числе сестры: терсе (трусея?), ламия или кикимора, обруха, и прочие демоны отправляются в немцы: и да идет онамо целая тьма, ибо тамо тысящми нас призывают, глаголюще тыффер таузент, да идет же тамо Тефин с своим полком, да учит противление чинить князей противу кесаря (л. 137). Далее находим целое рассуждение о пользе и вреде наук: от беса Тефта учение приявши тефтоны зело убо прокляты своим учением, мудры мнятся быти и зовутся евангилисты, точию Бахус препоны многи чинит им (л. 138). Луцыпер посла и в нашу страну Полшу целои полк демонов или паче тму ловити и приводити во многая любострастия, а паче в гордость и в пиянство, и в прохлады и танцы. Подосла же и сестер своих баб проклятых: ведунью, ведму, ворожейку, гадалку и прочих, чрез Полшу посла в Литву, в Белую Русь и в самую Москву, тамо и паче Бахус возможе и гордость (л. 40). Человецы глаголати улюбиша: дьявол тя наставил, дьявол тя научил, дьявол тя послал, дьявол возьми тя, дьявол тя порви, и дьявол тя не уймет, и дьявол тя не возьмет, и прочими сими словесы злыми самих себе и друг друга не вем, аще не отдаем оному Диаволу (л. 145). Видев аз (вертоглавов) своима очима премного, яко инии из ничего шалят, точию да зрящих на них возмутят, и сие творится от сего понеже их ненаказуют...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Певчий Лаврентий Кузьмин Бурмистров был отдан отцом своим около 1685 г. учиться латыни у Сильвестра Медведева 328 . Дети полковника Ивана Перекрестова были отданы в ученье Ивану (Иосифу) Богдановскому, надо думать шляхтичу 329 , и говорили рацеи государям в 1688 г. Известный справщик Евфимий жалуясь на распространение не православных мнений недаром говорит, что этому способствовала русская знать, которая в видах образования детей, стала держать у себя домашних иностранных учителей и читать латинские книги. О значении славяно греко-латинской академии в Москве мы распространяться не будем. Об изучении русскими в Москве латинского языка говорит и автор Русской грамматики (1696) Генрих Лудольф 330 . В XVII же столетии не говоря уже о лечебных средствах с латинскими названиями, даже в самых заговорах и отреченных молитвах можно найти следы знакомства с латинским языком 331 . При царе Алексее и патриархе Никоне являются в народе Московском польские и южнорусские вирши 332 . И в народных песнях встречается польское влияние 333 . О распространении польских и латинских книг в XVII веке в Москве можно судить по следующим данным, которые конечно далеко не исчерпывают предмета. В 1653 году по Государеву указу князь Репнин-Оболенский купил лексикон славяно-русский, гранограф Пясецкого, Дикционер Гданский немецко-латино-польский, Гвагнина, польскую библию, описание Польши, книгу Конституцию 334 . В 1669 году Ордыну-Нащокину были присланы из заграницы восемьдесят две латинские книги 335 . У патриарха Никона по описи 1675 года были латинские книги: Алвар, Каноник, Лечебник, Описание разных государств, Пастырь верный, Травники 4 книги, Служебник, Странствия Радзивила, Стобеуш (Florilegium), Библия Вуйка и Молитвослов польские, не считая греко-латинских изданий Аристотеля, Демосфена, Плутарха, Прокопия и др. 336 . В 1672 году был дан в Перемышль наказ из Разряду: «чтобы польские и латинские печати книг и всяких писем, которые взяты в польских городех во время войны.... отнюдь втаи и явно не держали 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

740 Пятидесятник стрелецкий Никита Гладкой говорил: «Новые де у нас учители завелись, уж де в слова (Христовы) как поется аминь, кланяться не велят. Есть де у меня чем уличать: нам де дал тетрадки (вероятно одно из своих сочинений) Сильвестр строитель (то есть Медведев) и челобитная де у нас будет изготовлена». 741 Медведев в разговорах говаривал на справщика Евфимия и на ризничего Акинфа: «они де святою душею святейшаго патриарха возмущают и наговаривают о поклонах на слова Христовы 742 ... И сие не малое диво», замечает Домецкий, – «како Евфимий, такой простяк призвал к себе учителей Софрония и Иоанникия... Не рады и они были, что в такое дело вступили и искали непрестанно дыры, куда бы вылезти». 743 Авторитет Лихудов, да и вообще греков уже не пользовался особою силою в народе. Раскол много тому содействовал своим взглядом на греков, как на людей, уклонившихся от истинного православия, которое де только и сохранилось в России. 744 Счеты у Иоакима с Голицыным и личные, и партийные, были уже давно. Патриарх-консерватор, ненавидевший иностранцев, недолюбливал Голицына, человека весьма к ним расположенного, и вообще склонного к новшествам. Первое столкновение между ними было во время крымских походов. Патриарх «молил и доносил начальствующим, еже бы еретикам, иноверцам над христианы в полках начальниками не быти», но его «благородная государыня царевна София Алексеевна в том послушати не изволила, такожде и князь Василий Голицын... не сотвори сего», и из-за того, что апостольского учения не послушано и произошла неудача, бесчестие, нужды и убытки. 758 Голицын писал из похода Шакловитому: «о патриаршей дурости подивляю, что порок на тех ризах и каким подобием, также и про мой порок? и не посылал ли ко мне? то делает все воля: как меньше имел вход (на верх, к государям), тогдаб лучше было». Сначала Голицын еще доверял патриарху, выхлопотал грамоту от государей к венецианскому дожу Джустиньяни для Иоанникия Лихуда (в 1688 году) 759 , и даже думал «отбивать патриархом князя М.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наиболее точными терминами будут наименования партий старомосковской и малорусской. Первую называют также великорусской или греческой, консервативной, вторую латинствующей, прогрессивной. Мы употребляем эти термины безразлично. 545 Свидетельства Главинича, Майерберга, Вармунда, Таннера, Перри. Рущинский, Религиозный быт русских, по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М. 1871, стр. 67 и 48. 547 В одном новейшем, рукописном старообрядческом сочинении: История российской церкви. Рассмотрение её быта и деятельности второй половины 17 и начала 18 столетий, сочинение старообрядца (Феодосия Калужского), 1884 года, на л. 42, Никон обвиняется в латинском мнении о пресуществлении даров. Действительно, некоторые латинствующие ссылались на книгу Скрижаль, изданную Никоном. Учение раскольников об евхаристии вообще очень смутно. Никита Пустосвят жаловался, что православные не поклоняются Дарам во время великого входа (см. «Жезл» л. 35 обор.) и не исповедуют в Агнце, приготовляемом во время проскомидии – Сына Божия младенчествовавша совершена Бога (см. Жезл л. 31 обор.). (Дополнения к Акт. Ист., т. V, стр. 449) Дьякон Федор обвиняя Аввакума и попа Лазаря в неправильном учении о пресуществлении даров на проскомидии, пишет: «Верую же» и исповедую со всеми церковными учители, яко прелагаются те предложенные дары, хлеб и вино, в Тело и Кровь Христову Христовыми оными словесы, еже – на тайной вечери рече: приимете и ядите, се есть тело мое. (NB форма южнорусская приимете). Сочинение это написано не раньше 1678–79 гг. (Материалы для истории раскола VI, 328). Федор Диакон был знаком с южнорусскими монахами (стр. 156). Ср. также свидетельства Скрижали, сочинений Аввакума и пр. (Материалы для истории раскола, т. VI, и т. V, стр. 279 и 288). 548 О возможности письменной пропаганды раскола и вообще еретических мнений, укажем свидетельство соборного постановления 1681–2 гг.: «На Москве всяких чинов люди пишут в тетрадех и на листах и в столбцах выписки, имянуя из книг Божественного писания, и продают у Спасских ворот и в иных местах, и в тех письмах на преданныя святей церкви книги является многая ложь, а простолюдины не ведая истинного писания приемлют себе за истину (Акты Истор. т. V. 75, стр. 117). С другой стороны, об общем распространении грамотности и в низшем слое населения Москвы можно судить по описи московской мещанской слободы 1677 года. (Чтения О. И. и. Д. Р. 1860, II): на 634 обывателя приходится пять переплетчиков 94, 97, 162, 230, 456), печатник листов 404), переписчик обеденных переводов 434) и торговец книгами на Крестце 452). К тому же и народ попривык к религиозным спорам на торжищах: мы знаем, как он волновался во время религиозных прений 1682 года, как Никита Пустосвят проповедовал на Красной площади, как велись прения на Кремлевской площади и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

П.В. Долгоруков Бароны Флемминги Древняя и знаменитая фамилия Флемминг (Flemming), происхождением из Померании, откуда ветви её расселились по всей Германии, а в четырнадцатом веке одна ветвь переселилась в Швецию. Германн фон-Флемминг (рождение 17 сентября 1619 † 22 июля 1673), шведский рейхсрат, адмирал и губернатор стокгольмский, в последствии бывший генерал-губернатором финляндским, возведён был Королевою Христиною в Баронское Шведского Королевства достоинство, 26 марта 1651 года. Одна ветвь потомков его, владеющая поместьями в Финляндии, с присоединением Великого Княжества Финляндского к России, в 1809 году, поступила в российское подданство. Из находящихся в Германии различных ветвей древней и знаменитой фамилии Флемминг, особенно известны были следующие лица: 1) Яков фон-Флемминг, ландмаршал нижней Померании; 2) сын его Гейно-Генрих (рождение 8 мая 1632 † 28 января 1707), прусский фельдмаршал и губернатор берлинский, возведён был Императором Леопольдом I, 16 ноября 1700 года, в Графское Римской Империи достоинство; потомство его угасло 22 июня 1777 года; 3) сын его граф Георг-Иоахим († 1746) был саксонским генерал-фельдцейхмейстером; 4) граф Иоахим-Фридрих был саксонским генералом от кавалерии и губернатором лейпцигским; 5) брат его граф Яков-Генрих († 13 апреля 1728), отличный полководец, был саксонским фельдмаршалом, польским фельдмаршалом, саксонским военным министром и статс-министром, и получил от Петра Вкликого, в 1709 году, андреевский орден; 6) граф Богуслав († 14 октября 1732), брат двух предъидущих, был саксонским генерал-лейтенантом; 7) граф Георг-Детлов († 1771), литовский подскарбий и саксонский статс-министр, имел андреевский орден, пожалованный ему Императрицею Елисаветою Петровною, в 1757 году; 8) граф Карл-Георг-Фридрих († 1767), брат предыдущего, был также саксонским статс-министром. В Пруссии существует ныне ветвь графов Флемминг, получившая Графское достоинство в 1712 году, от второго Короля Прусского, Фридриха- Вильгельма I. Шведские бароны Флемминги имеют следующий герб: щит разделён на 4 части. В 1-й части, в голубом поле, море, в коем плывёт влево корабль. Во 2-й части, в золотом поле, две стреляющие пушки, вправо обращённые. В 3-й части, в золотом же поле, на зелёной траве, красная крепость. В 4-й части, в голубом поле, три зелёные стебля с красными розами. Среди герба, щиток с древним родовым гербом фамилии Флемминг: красное поле, натрое разделённое двумя широкими горизонтальными золотыми полосами, и в нём восемь золотых шаров, по три шара в верхнем и среднем отделах поля, и два шара в нижнем отделе. На гербе баронская корона, и по бокам её два шлема с баронскими же коронами; на правом шлеме две трубы, полукрасные, полузолотые, и между ними древний родовый герб фамилии Флемминг (см. выше); на левом шлеме три зелёные стебля с красными розами. Намет золотой и серебряный, подложенный голубым и красным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Православия наставниче... (общий исповеднику). Ин тропарь, глас 5 Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/и приложися к Богу, чудотворец показася,/в вечней славе со ангелы ликуя,/с ними же моли помиловати души наша. Кондак, глас 4 Насадил еси добродетелей рай,/и напоил еси токами слез твоих,/яко жизни, всеславне, древо получив,/спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/тя бо предстателя величайша, мудре,/вси верою и любовию стяжахом. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Стефане,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Арсению I, архиепископу Сербскому, глас 8 Милости наставниче, и благоутробия сокровище,/еже всем отверзл еси,/правоверия учителю, и архиереев Божественное удобрение,/отче наш иерарше Арсение,/нищих был еси заступник./Тем моли Христа Бога,/просветити души наша, да не когда уснем в смерть. Кондак, глас 2 В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/разумно чада твоя питая,/языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/Христе, Ты еси Свет неизреченный. Величание Величаем тя,/святителю отче Арсение,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иову, игумену Почаевскому, глас 4 Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/Крестителеву воздержанию уподобляяся,/Божественныя же ревности обою приобщался,/тех имена достойно прияти сподобился еси,/и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/темже монахов множества ко Христу привел еси,/и вся люди в Православии утвердил еси,/Иове преподобне отче наш,/моли спастися душам нашим. Ин тропарь на обретение мощей, глас тойже Возложив на ся иго Христово от юности,/преподобне отче Иове,/многолетне свято подвизался еси/на поприще благочестия во обители Угорницкой/и на острове Дубенстем,/и притекл к горе Почаевской,/знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/в тесной пещере каменней/богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/и, благодатию Божиею укреплялся,/мужественно потрудился еси/на пользу обители твоея,/купно же и противу врагов Православия/и благочестия христианскаго,/и наставив сицевому ополчению иночествующих,/победители тех представил еси своему Владыце и Богу./Того моли спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Димитрия, вспомним и литературные данные. Не говоря уже об известных народных сказках, саркастически рассказывающих о проделках батраков с жадными представителями сельского духовенства, о том же свидетельствуют известная Калязинская челобитная, повествующая о лености и пьянстве монахов, или «Кабацкий праздник», оба памятника конца XVII века. 1081 Вирши той же эпохи так обрисовывают духовных пастырей: Се слово к таковым изобразися, Кто невежеством закона отразися, К нынешним властодержства любителем, И к лихоимцем мирским томителем, К хотящим честь и славу прияти, А ненавыкшим дверь в рай отворяти. Ныне бо мнози от чина духовна Не требуют подобия сановна В книги яко в море себе не вводят, И яко облацы вод к нам не возводят, Себе и жаждущих не окропляют, Словом Божественным не напаяют. Аще слово, яко росу и дают, Но плоды древнии от них гниют Прочим человеком закон сказуют И епитемиями тех связуют, Самим же таковая содевати, Аки сапоги з гвоздьми обувати. ………………………………….. Пред честными говейство соблюдают, В злых сонмех ту начальницы бывают. 1082 В одном «Домострое» XVII века, видимо переводном с польского, мы встречаем такие наставления: He припускай бумаги к воде, пера к огню, чернца к жене. Может чернец выпросить у мудрой жены – честь, у ласковой денег, у глупой – что хощет. 1083 Сам святитель в своих сочинениях, как мы видели и подробнее увидим ниже, не раз указывает недостатки духовенства. Это главным образом – опять-таки невежество, небрежение своих обязанностей при исполнении священнослужения и пьянство. 1084 Состояние темной массы, погрязшей в бедности, суеверии, в расколах, в полной внутренней необузданности, тоже представляло неутешительную картину. Вот несколько примеров нравов жителей Ростовской области за это время. Мая 15-го 1702 г. крестьяне стольника Никиты Ивановича Бутурлина, Пошехонского уезда Боярской волости чистили свои покосы. Вдруг являются крестьяне помещика Меншова-Дашкова «великим собранием с дубьем и с бердышами и тех, Бутурлина, крестьян с товарыщи убили замертво, покинули и ограбили кафтаны, и шапки, и рукавицы, и топоры, и с воротов кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они крестьяны похваляются на крестьян таким же убивством».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Такие переводы бывали домашние и классные (compositiones domesticae et scholasticae). Последние делились на простые и о местах (de locis) т. е. лучше написавших садили выше. 1199 Сочинения эти соответствовали проходимым правилам. 1200 Предлагались такие правила для перевода: «Да делает в начале чин грамматически единою и трижды (faciat in principio ordinem grammaticam semel, bis ceu ter), потом да рассмотрит все регулы Альвара; аще ему прилучится имя, да помыслит коего рода и коего склонения; аще обрящет глагол, да разсмотрит, кий то глагол, действительны или страдателны и коего спряжения, такожде и предлог да весть с коим падежем полагати». 1201 Затем учитель исправлял переводы, указывал в них ошибки (errata), ученики отмечали поправки в своих тетрадях и затем в свободное время (vacationibus) переписывали их на бело. Иногда эту переписку брал на себя сам учитель. В этом виде учебники и дошли до нас. 1202 В начале, в младшем возрасте, и примеры, и упражнения отличаются простотой мысли и выражения. Большею частью они заключают в себе или нравственные наставления, или шутливые замечания насчет учеников, или фразы из обыденной жизни. Так упоминается о путешествующих за границу, о ростовских раскольниках и т. п. 1203 Рядом с этим находим и примеры из классического мира. Приводится рассказ Овидия об Актеоне и Плиния об Арахне, и выводится нравоучение на тему: «смиряяй себя вознесется, возносяй себе смирится». 1204 Тут же встречаем и басни о сверще и мравии и о волке и журавле. 1205 Затем начинаются примеры, наполненные фигуральными выражениями. Ученик, лучше всех написавший сочинение, подобен кедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, «аще же кто от вас на высшее место не пресадится, будет простою ракитою или горькою осиною». 1206 Прославляя Леонтия Ростовского, учитель говорит, что половина его есть лев (leo), посему и вы (ученики) «льва мысленнаго держите, да укротить зверей сущих в вас, яко серну боязни – ходити в школу, медведя грубости, волка лютости, лисицу лести, зайца прыткаго бегания».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бесчисленные факты свидетельствуют, что управители и вообще чиновники приказа не отличались ни административными, ни нравственными качествами. 1098 Особенно тяжело от этой реформы приходилось крестьянам, бежавшим, как мы увидим, от громадного количества новых податей и налогов, необходимых для государства по случаю шведской войны. От их бегства беднели монастыри, белое духовенство и архиереи. 1099 По мере возможности, мы приведем официальные распоряжения, касавшиеся Ростовской епархии. 29 марта 1704 г. дан указ о переоброчке и надзоре за архиерейскими мельницами, подтверждённый указами в мае и сентябре того же года. 1104 В следующем 1704 году апреля 28 велено было представить каменщиков и кирпичников для постройки в городах, а с тех вотчин, где не было таких мастеровых, собрать по гривне. 1105 В мае было указано собрать оброк с домовых бань. 1106 В ноябре 1704 г. преосвященному Димитрию домовые столяры подали письмо отпускное, в коем сказано что они работали «на олонецком верфу у карабелного строения», а теперь отпущены в дом «и до указу по дому их никуда ни х каким делам посылать не велено». 1107 1704 г. ноября 24 велено в дом преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и Ярославского про ево архиереискии обиход, что надлежит каких запасов, отпускать без оскудения по присланным указом.... а на домовые расходы до указа ничего отпущать не велено. 1108 1704 г. ноября 22 велено на Москве и в епархиях властелинских венечные памяти писать на бумаге под средним клеймом, в котором значит по копейке столбец... а ныне де ведомо нам В. Г. учинилось, что в архиерейских волостях старосты поповские венечные памяти пишут на одном свадебном столбце свадеб по пяти, и по десяти, и по двадцати... и ты б богомолец наш... велел взыскивать... а ослушники за их нерадение и преступление для правежу: пенных денег отосланы будут в оружейную палату. 1109 Велено (от 4 декабря 1704 г.) ему (Воейкову) с церквей данные денги и венечные пошлины и всякие доходы преосвещенного Димитрия митрополита ростовскаго и ярославскаго с тобою казначеем Иларием збирать вопче и учинить приходные книги и в те книги тое денежную казну и всякие доходы записывать...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010