О детстве святителя мы ничего не знаем: конечно наибольшее влияние оказывала религиозная мать, так как отец, «честь и слава Запорожского войска» редко бывал дома. Что касается впечатлений внешней обстановки, то о природной красоте Киева и окружавшей его местности говорить нечего. Приведем современные показания иностранцев и русских путешествовавших по Украине, о самом городе и его жителях. Улицы Киева представляли неправильные кривые переулки, дома выстроены были по московскому образцу, рядом, низко в один ярус, освещались вместо свеч лучиной, и окружены были садами вишневых и миндальных деревьев; в Днепре было изобилие рыбы, жители вели торговлю хлебом, мехами, воском, медом, салом и соленою рыбой, страшно пьянствовали, строго соблюдали посты – вот что характерного занес в свои записки Боплан 14 . Павел Алеппский, архидьякон Макария, патриарха Антиохийского, видевший Киев в 1654 году, рассказывает о высоких чисто выстроганных домах, каменных палацах поляков и евреев, о куполах церквей, горящих золотом и прекрасно расписанных внутри, о изобилии садов и рыбы 15 . Старец Леонтий (1701 г.), также хвалит Киев: всюду сады, есть где погулять... на Подоле большая грязь, но строение узорочное... туда утром стрельцы ходят торговать... (малороссы) тщательны лихоманы, и много у них чудотворных икон, а письмо иное кажется живопись. Сердечная вера у них велия к Богу и к нищим податливы вельми, да шинки их в конец разорили 16 . Дом Тупталы был расположен на Подоле, «на плацу некдысь Салтановском», между Флоровским женским монастырем и Притискониколаевскою церковью 17 . Первоначальное образование Димитрий получил дома 18 и в 1662 году, 11 лет от роду, научился писать по-славянски 19 . А между тем «военное небезпеченство» не прекращалось. Во время измены Выговского, Ю. Н. Барятинский повесил по дорогам к Киеву до 3,000 человек и после плена Шереметева в 1660 году предлагал высечь и выжечь на запад от Киева верст на 150 20 . В том же 1658 г. казаки Выговского сожгли киевский посад на Лыбеди, и мещане прятались в город и на суда на Днепре 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Посещение листовное от велможности вашои, з’ так далекой отлеглости, любезно принявши, покорне дякую, и яко всегда в’ молитвах моих зычу велможности вашой многолетнаго доброго здравия и щасливого повоженя; так и теперь о тоеж Господа Бога молю. Рачил велможность ваша в’ листе своем до мене цедулку писати quasi sub secreto, вопрошаючи о писан’ю з’ столици в’ делах церковных: было то без секрету, писал святейший Патриарх уже подавно до иасне преосвященного Ксионженца его милости отця Митрополиты, не чрез умыслного посланца, але чрез руки людей розных и шло писмо, в’ котором пытан’е таковое: Ежели мы Малая Рус’, собор Флиоренский приимуем за собор? Таковоеж, яко слышим, было писмо и до преосвященнаго его милости отца Архиепископа Чернеговскаго. Теды ясне преосвященный Ксионже его … отец Митрополит, созвавши всех нас духовных Ст…тое вопрошенье явне велел читати, що слы…всесмося удивили и единодушно corлacuлucя...negamive, иж того зборыща восточная церко . . . (право)славная, цале не приняла и за собор не почита...ответную грамоту превелебный отец Игуме (и Феодосии) до сих доводне, показуючи...не мает быти...той собор pro legitima Synodo, мы православ...рых Русеи прелщенных на Унею з’ Римским Костелом, многими ересми за поводом самовластия папежскаго зараженным и з ным единомудрствующых, неповиннысмо наследовати. На таковый ответ всесмо руки свои приложили. Старалемся тыи писма переслати велможности вашой, але не моглисмо на скором часе достати. De forma vero Consecrationis sacrosanctae Evcharistiae не было в’ там-том листе жадной в’зменки и по сей час немаш; заслышалисмо почасти, же коло того мудрствуют оныи Греческии чили Греколатинскии учителе на Москве, але до нас sevio (?) haec questio non pervenit, а мы якоже научихомся от отец наших, тако исповедуем. Подруковано тое по многих екземплярах, за щасливым даст Бог поворотом велможности вашой, мощно будет видети по книгах подрукованые около той материи людей мудрых и святобливых зданя, а теперь так вократце ответ даючи велможности вашой, милостивой Панской ласце молитвы мои и поволные услуги покорне залецаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Изучение грамматики продолжалось три года, 1217 и сама тетрадь сочинений закончена в 1705, в неделю Мытаря и Фарисея. 1218 В числе книг св. Димитрия, переданных по его смерти в типографскую библиотеку, находилось не мало латинских учебников: четыре экземпляра Альвара, два латинских лексикона (неизвестно чьи) и два экземпляра Юстина. 1219 Вероятно, для учеников хлопотал он и о славяно-греко-латинском лексиконе Поликарпова, о коем он два раза пишет Феологу и который вышел в декабре 1704 года. 1220 Кроме латинского и греческого преподавался еще, по мнению г. Никольского, и польский. Это же мнение повторяет и г. Знаменский. 1221 Г. Никольский ссылается на тетрадь латинских сочинений ученика Василия Залении, заключающих в себе похвалу наукам и добродетели, но это мог быть единичный случай приватного преподавания; других указаний не имеем. 1222 В конце года бывал экзамен и учитель стращал им ленивых учеников: «Советую, ибо прияю (faveo), занимайся, да на конец года не умножится тебе студ и пред повелевающими тебе глаголати толкований правила, не жостеешь ниже боишься». 1223 К 1706 году должен был окончиться курс «грамматических учений», он и кончился, и как кажется, и школа прекратила свое существование. Монастырский приказ, заведовавший содержанием (а отчасти организацией и судом) школ, вообще мало заботился о их поддержании. 1224 Стольник Василий Воейков получил 11 апреля 1704 грамоту В. Г. о собирании данных денег, венечных пошлин и всяких доходов архиерейского дома вопче с казначеем 1225 и обязанный без указу В. Г. денежной казны ни на какие расходы не держать, не находился в особенно хороших отношениях с св. Димитрием. Вот что писал святитель к Иову Новгородскому: «Слышащи наченшееся у преосвященства вашего еллиногреческое учение... зело о том радуюсь; что бо человека вразумляет, аще не учение? и аз грешный волею Господнею начал было прилагати тщание о учениях и завел было училище греческое и латинское, и поучилися были ученики лета два и вяще и уже начали были грамматику разумети не зле... но попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость и отставишася учения, понеже вознегодоваша питающии нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка 1226 и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися от нас отнята суть, не токмо отчины, но и церковныи дани, и венечныи памяти, и прочая, и прочая, оскудевше убо во всем оскудехом и во учениях». 1227

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Известно также всем знакомым с толстовщиной и то обстоятельство, что даже настоящие последователи нового учения, составлявшие земледельческие общины, никак не могут похвалиться тою внутреннею удовлетворённостью или восприятием «новой жизни», с которою они изображены у Лескова; напротив того, искреннейшие между ними с горьким воплем отчаяния признаются в неспособности исполнять требования нравственного долга и тем ясно свидетельствуют о невозможности спастись без благодати, как объяснил отвергаемый ими Апостол ( Рим.7:14–25 ). Таким признанием служить известное «Письмо» самого гр. Толстого к Гильтебранту, а также корреспонденции из «общин», помещавшиеся нынешней осенью в «Смоленском Вестнике» одной из последовательниц секты. В теоретических построениях можно отстаивать заблуждения, но практика нравственной жизни общественной и личной всегда будет подтверждать слова Гамалиила ( Деян.5:34–40 ), и мы знаем, что вопреки тенденциозной повести Лескова, толстовские общины распадаются через два, много – три года. Православный пастырь конечно ничего не потеряет от клевет Лескова: было бы слишком странно, чтобы такой видный деятель не был бы никем очернён, когда даже о Спасителе «овии глаголаху, яко благ есть: инии же глаголаху: ни, но льстит народы» ( Ин.7:12 ). Мы обращаем внимание читателей на выходку Лескова с тою целью, чтобы показать, чего боятся наши секты, с чем они могут бороться только посредством клеветы 305 и чему злорадно смеются: под последним разумеем нападения автора не на главную личность повести, а на другие типы. Ясно отсюда и то, в какую сторону должны быть направлены наши миссионерские силы. В этом смысле повесть Лескова есть знамение времени, а ненавистное ему явление нашей церковной жизни – образ для посильного подражания нам и меч истребления для сект. Архимандрит Антоний Воскресенский Г.А. [Рец. на:] Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 гг.). СПб., 1891//Богословский вестник 1892. Т. 1. 2. С. 420–436 (2-я пагин.). —420— Русская духовная литература не богата специальными исследованиями о св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

208 Соч. Максим. III, 709. В проповеди Димитрия на память Гизеля (Соч. III, 597), тоже есть сравнение Гизеля с Атлантом. 210 Иннокентий скончался 18 ноября 1683 года. Если принять его погребение в феврале 1684 года, тогда понятно будет выражение Димитрия «в год по погребении его», т. е. 24 февр. 1685. Cfr. Филарета, Обзор дух. лит. Спб. 1884, стр. 203. Значительное расстояние между смертью и погребением встретилось нам и при смерти Феодосия Василевича. Дело, кажется, идет не о предании тела земле, а только о торжественном отпевании уже похороненного, что иногда случается и теперь при отсутствии священника. Вместо бальзамирования в то время заливали трупы воском. 211 Синод. биб. рук. 146, л. 143. Проповедь эта на украинском находится и в рукописи Титова 100, л. 365, а в искаженном русском переводе помещена в сочинениях св. Димитрия, III, стр. 574 212 Den 24 begab sich der Bojarin mit allen Officieren nach den petcherischen Kloster, wo das Andenken des verstorbenen archimandriten Innocentius Gisel gefeiert wurde (Gordon. II, 65). 213 Интересно сравнить это произведение с тождественными польскими панегириками вроде книги Naruszewicza. Meta felicitatis, quam illustriss. Paulus Joannes Sapieha, comes in Bychow, palatinus vilnensis, genere, gestis, honoribus, morte attigit, proposita et illustrissimis dominis comitibus Casimiro Joanni Sapieha, Benedicto Paulo Sapieha, Francisco Paulo Sapieha, Leoni Sapieha, moestis tanti parentis filiis, almæ universitatis vilnensis S. J. nomine dicata. Vilnæ, 1666., или Palatium immortalitatis ab architectante æterna sapientia ilustriss. Andreæ Trzebicki, antistiti cracoviensi, Severiæ duci, in regali collegio cracoviensi SS. Petri et Pauli apostolorum, S. J. longe munificentissimo religiosarum ædium erectori, positum. Crac. 1672. Знакомство со схоластикой кроме школы Димитрий мог приобрести, слушая других проповедников. Тогда же (в декабре 1684 г.) Димитрий получил по завещанию о. Иакова Олонецкого книжку Hortus pastorum, схоласт. руководство гомилетики. (Соч. I, 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

108 «Арх. Вил. сборн.» VII, 136. Odwaam si sama pod Kiów do samej na ten czas Moskiewskiej granicy dobieec i tam J. M. oyca archimandryt Pieczarskiego przy którym te sprawy zostai do siebie z Kjiowa evocare. По смерти Ф. В. эти имения отданы еп. Шумлянскому. Петрушевич, 191 111 Bieg znowu wczoraj (в 1667 г.) zakonnik nasz od króla J. M. z listami do Kiiowa у do kazakòw... Zadnieprzy te kozaky z Moskw si wadz a zDoroszekiem znosz.Wtych dniach spodziewam si pewnei particularium wiadomosci z Ukrainy które do W. X. M. (B. Radziwila) odeszl, a sam tu na resolucyi oyca archimandryty Pieczarskiego z gotowosci w drog ku niemu poczekam (Ibid. VII, 137–138). 112 Чистович, II, 188. Его достоинства, с этой стороны, послужили темой для целого панегирика, дошедшего до нас в подлиннике. Среди рукописей Ими. Публ. Библ. (Польские, F. XIV, 37) я нашел: «Panegiryk albo przywitanie у wiersze z emblematami w czes " c wysoce w Bogu przewielebnemu iego mosci oycu Theodosemu Wasilewiczowi archymandrycie Suckiemu namiesnikowi metropoliey kiiowskej w Wielk. Xistw. Litews. Michaiowickiemu, Dziecieowickiemu,Hrozowskiemu ihumenowi. Zastawiasz sie za Switnice Pak tui officii diligentissimus praeses у nie tylko w sczypliwe mocno znosisz persecutiones ale у cum nefandis hostibus proavis m " znum dimicas sercem (л. 2 об). Pamitne bdzie у collegium Kiiowohyleanskie prac у starania Przewielebnosci waszey... bdzie wykrzykac» saw odwazn twoi у na seymowych expeditiech lubotoslowne gesta (л. 3)... My – tuo pastorali regimur caduceo, infima sodalitas nostra... zeby ne tulko Minervam ale by у cae Vilnensis coeli culmen imo totius orbis z swoiemi ozdobami pod twoie sie podkadao nogi. О личностях, подавших панегирик, можно судить потому, что они только что потеряли: protektora jas " niewielmoz " nego J .M. pana Alexandra Ogiskiego kasztellanaTrockiego, – т.е.учителя виленского братского училища. Рукопись украшена золотом, узорами и рисунками митры, жезла, книги, сердца и креста – (частей герба Василевича), которые и воспеваются в польских стихах, особенно за то, что Василевич – obronie cierkow, staic za iej wolnos " ci (л. 11). Василевичу есть подобные похвалы и в посвящении «Мессии Правдиваго» Галятовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

28 декабря 1707 послано было святителем письмо старшому Виленского братства: «Приятен для меня письменной вашего высокопреподобия wizita, ale zly kasus, о коем вы меня уведомляете, неприятен. Чтож делать? Debemus portare, quod non possumus vitare, авось либо даст Бог лучше! Сожалею о том великом разорении места святого. Eheu quam levibus pereunt ingentia causis (Virgilius Mantuanus), паче же всего вашему терпению святому состражду; великим сие вашему преподобию послужит zbawienem. Dulcior est fructus per multa pericula ductus (Corn. Gallus) Его же Бог любит наказует ( Евр. 12:6 ). Хорошо и потерпеть, когда инако быть не может (Manilius). Wiele у и nas angustiae: одни умирают, а другие и смерти не знают. (Neotericus). Подлинно великую вы претерпеваете ruinam, но не меньше и у нас оных. Quis non causas mille doloris habet, et muscis inest sua bilis (V. Mantuanus). В том разве одном различествуем мы между собою, что нам беда от своих, а вашему преподобию от чуждых. Но вред, от кого бы оной не происходил, неприятен есть nec quemque juvat. Y swoie nas ne owszeki dobrze excipiunt. He удивляйтесь, время военное. Nervus belli pecunia, bella delectat cruor: тоже самое и прежде нас бывало. Всякому свой displicet aetas: veteres laudamus, sed nostris utimur annis (Ausonius). Разорения сии cum meliori nostro forte fienti bono. Дабы впредь не страшны нам были zdierstwa, рок от всего сего нас теперь свободил. Никто уже у нас ничего не отымет, когда и сами ничего не имеем. Nemo dat quod non habet (Invenalis). Cantabit vacuus coram latrone viator. Рад бы я вашему преподобию от всея души пособить. Блаженни милостивии ( Мф. 5:7 ). Знаю, что не extra fortunam есть дар нашим друзьям даемый и что другому даешь, тоже всегда будеши у себя имети (Martialis), но часто и хорошая надежда нас обманывает: безводны иногда бывают сии камни. Niemam sgola, чем в толикой скудости помочь святому монастырю. О если бы не в таковом плачевном состоянии находился Ростов, знал бы, а ныне разве со стихотворцем скажу: Fuimus Troes, fuit Ilium et ingens gloria Teucrorum (Virgilius), теперь остался только прах et statio malefida carinis. Нечестие наше всему тому причиною: мы ни себе пользы, ни другим помощи дать ныне не можем за множество грехов наших. Dignis digna eveniunt. Убо о всем буди Богу благодарение о нас тако изволившу». 1502

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«О начатом, с Божиею помощию, нами летописании, хотящым ведати буди известно, яко намерение наше не толико в Историях углублятися, елико в нравоучениях и толкованиях Святаго Писания поучатися. И аще бых писал чином историографским, то уже бы совершил начатое. Но кая ми нужда упражнятися в писании Историй, ихже преисполнены многия хронографстии книги? ниже надлежит мне та, яже суть всем известная, проповедати. Моему сану (егоже несмь достоин) надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность! Пишу убо, Господу поспешествующу, нравоучения, местами же толкование Писания Святаго, елико могу немощный: а истории, яже в Библиях токмо вкратце вместо фемы полагаю, и от тех, аки от источников струи, нравоучения произвожду. И уже написася по леточислению [гф – 3500] лет, а шестое сто тоя тысящи пишется. Но не можется скоро писать, не токмо за трудностию дела, но и за моею немощию; часто изнемогаю, и Бог весть, могу ли начатое совершити: понеже частыи мои недугования перо от руки пишущей отъемлют, а писца на одр повергают, гроб же очесам представляют, и о смерти думать заставляют, а к тому очи видя мало видят, и очки не много помогают, и рука пишущая дрожит, и вся храмина тела моего близ разорения: еще же и нощь сего времени (в ноябре) долгая не помоществует ми в деле: а дни кратки и примрачны, и оуправления чину моему надлежащая не без перемежки. Ныне оубо та только, яже написашася, прочитую и исправляю, а впредь писать, разве даст Бог , как день мало поболшает. И не с такою натугою намерих писать, чтоб скоро книгу совершить, но токмо, чтобы не в праздности быти, и не туне бы хлеб ясти: а совершение, как Бог оустроит, на Его милосердную помощь взираю: как Он схощет, будет: о Нем есмы, живем и движемся. А намерих писать токмо до Рождества Христова, по кое место влечется ветхозаконная Писания Святаго история, яже в нашем славенском языке ни от когоже толкованием истолкованная. Деяния же царств римских, греческих и прочих, яже бяху по Христовом рождестве, не архиерейское дело писать: может то кто нибудь и мирский человек делать. Довлеет нашему брату жития святых написанныя зрети, ихже совершения сподобил нас Бог благостию своею. Аз же грешный, аще бы Бог изволил, и подал мне немощному помощь, силу и разум с прибавлением жизни моея, хотел бых после сей книги ятися Псалтири, еже вкратце изъяснити ю толкованием, не яко сам на то худой, но от готовых толкований с Божиею помощию собирая. Аще бо и суть у нас на языке славенском рукописныи толкованныи псалтири, но не ясны аки в лесу и пустине, и зело желается мне того дела, аще бы Бог дал, аще бы коса смертная не пресекла.... Что нибудь в славу Божию делать долженствуем, да час смертный не в праздности нас застанет. Наскучил милости твоей долгою четьею, простите. Хронологию вашу послав к вам: молю же егда та у вас упразднится от дела паки к нам прислать ю не вовсе, но на время, донележе даст ми Бог управитися с начатым делом». 1518

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

выше), Шаховского и Носова, сочинившего сведения еще о двух драмах Димитрия: Столпотворение и Беседа 12 апостолов (Хроника Рус. Театра М. 1883 стр. 32 и 36), у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них и не упоминается. Основываясь же на том, что напр. Димитровская драма приписана ему только благодаря тому, что была разыграна в его школе, мы думаем, что и мнение об авторстве св. Димитрия относительно других пьес возникло именно таким же образом. У Свиньина (Рус. музеум Спб. 1829 стр. 124) упоминается, например, «Навуходоносор», трагедия, сочинение Димитрия Ростовского (вместо Полоцкого). Пьеса Эсфирь и Агасфер была и в репертуаре Грегори Rhinhuber Relation de voyage en Russie. 1684. Berlin. 1883. стр. 29. Ничего не знаем и об «Успенской драме» упоминаемой митрополитом Евгением, указывающим и на списки в библиотеке Синодальной, где их теперь нет (словарь, I, 133). 1252 Небеса поле дождем покропили и плоды от земли произвели: жито, пшеницу, ячмень, овес, гречу и пшено нам детям на кашу. (Я. Е. В. 1883. 45, стр. 356). Радовахомся мы, егда красныя вишни, сладкие яблоки, вкусныя груши, зеленые огурцы росли в лете, а ныне не веселы есмы для того, что горькою редькою и жестоким хреном челом бьем (Я. Е. В. 1863. 35, стр. 347). О покупке сукна там же, 25, стр. 244. 1253 Mando vobis diligentiam ne prodatis vos plagis quoniam vos mihi praesul commisit. Я. Е. B. 1863. 33, стр. 328. 1262 Я. Е. В. 1863 27 стр. 265. Вознесенский ходил бы почаще в школу, если бы ему нравилось учиться. 1263 Подлинное письмо св. Димитрия в ризнице Яросл. арх. дома, наклеенное на доске, поднесено высокопреосвященному Ионафану при объезде им епархии одним из приходских священников. Не знаем, откуда напечатано оно в Ч. О. И. и Д. 1883 6 стр. 17, вышедших впрочем после обнародования письма нами в «Искусстве» 1883 29. 1265 Рукоп. Рост. Спасо-Яковл. мон., 354 л. 226 об. Это же письмо было напечатано в Архиве князя Воронцова М. 1870 кн. I., причем приведено семейное предание о дружбе святителя и жены воеводы Анны Григорьевны Воронцовой, урожденной Масловой, и о письмах святителя, быть может и сохранившихся в архиве Бутурлиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Учение о пресуществлении, дополнено выписками из сочинений Лихудов. 869 В 1696 году в Москве напечатано Православное исповедание веры, переведенное еще в 1685 году, с православным суждением о времени пресуществления. 870 Тогда же включено православное исповедание веры и в архиерейскую присягу, и в присягу царских духовников. По крайней мере 13 апреля 1698 г. протопоп Феофан, при избрании его духовником царским, произнес следующее обещание: «Сице обещаваюся не приимати странных обычаев в церковных преданиях и чинех, паче же от латин новопривмещающихся... еще верую и мудрствую совершатися Божественной литоргии пресуществлению Тела и Крове Христовы, яко восточнии и наши российстии учителе древнии учат, наитием и действом св. Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесех к Богу Отцу молительных: сотвори убо хлеб сей и прочая. 871 В 1703–1705 годах сделан перевод книги Севаста Киминита: О времени пресуществления св. Даров. 872 При Адриане же и вероятно Евфимием составлено «Изъявление показательное собранное от писаний св. Апостол и св. отец на прошение иереев некиих и диаконов и иных благоговейных клириков, хотящих ведети истину, в кое время и киими словесы пресуществляется хлеб и вино в Тело и Кровь Христову». 873 Тем не менее, несмотря на обилие выпущенных сочинений и поражение своих противников участники греческой партии уже не играли прежней роли при новом патриархе. Лихуды были скомпрометированы грамотой патриарха Иерусалимского Досифея к п. Адриану. «Учителей (Лихудов) обличи и запрети», писал Досифей в 1693 году, «да уцеломудрятся сиречь не торговали бы, князьями не называлися бы ни они сами, ни дети их. 874 Понеже случаем убогие люди (и ремесленники) и не породные и они сами, и родители их, и прадеды их. О школе подобает прилежати, латинского же учения весьма не показывати, яко ходатая великих злых, и наконец себе самих знати учители токмо школы, а не иных дел. И аще случится, церковное дело – глаголати им вашим повелением, а не приимати им лица судии...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010