распева//Там же. 1973. 9. С. 100–103; Древнейший памятник укр. нотолинейного письма — Супрасльский Ирмологион 1598–1601 гг.//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 285–294; Структура Супрасльского Ирмологиона 1598–1601 гг.— древнейшего памятника укр. нотолинейного письма//MAAS. 1975. T. 4. S. 521–533; Об одном муз.-палеографическом признаке «царского» Ирмология 1680 г.//Ibid. 1978. T. 5. S. 531–541; О нек-рых принципах прочтения рус. нотолинейных рукописей XVI–XVII вв.//Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. ст./Сост.: Ю. К. Евдокимова и др. М., 1978. С. 200–226; Супрасльский Ирмологий 1638–1639 гг.//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 233–240; О «странных голосах» двоезнаменного муз.-теорет. руководства кон. XVII в.//Проблемы истории и теории древнерус. музыки: Сб. ст./Ред.: А. Н. Кручинина, А. С. Белоненко. Л., 1979. С. 160–172; Особенности атрибутации болг. и др. местных распевов в практике укр. певч. искусства XVI–XVII вв.//Бълг. музикознание. София, 1981. Год 6. Кн. 1. С. 92–105. (Докл./Първи междунар. конгр. по българистика); К проблеме происхождения и исполнительского воспроизведения строчного пения//MAAS. 1982. T. 6. S. 777–790; Реформа рус. церковнопевч. искусства и феномен «строчных» партитур (на мат-ле певч. рукописей XV — нач. XVIII в.)//Старинная музыка и современность: Межресп. конф., Шяуляй: Тез. докл. Вильнюс, 1983. С. 6–9; Строчное пение в контексте Чиновников Русской Церкви XVII в.//MAAS. 1985. T. 7. S. 667–678; Новый памятник рус. муз.-теоретической мысли XVIII в.//Musica antiqua. Folia musica. 1986. T. 4. N 2; Болгарский распев в невменных партитурах XVII в.//Втори междунар. конгрес по българистика, София, 1986: Докл. София, 1987. Т. 17: Театър и кино. Музика. С. 185–208; Вологодские певч. строки//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 165–170; Особенности инверсирования гетерофонии народнопесенного склада в рус. церковном пении XVII в.//Старинная музыка и современность: III Межресп. конф., Шяуляй, 13–14 марта 1987: Тез. докл. Вильнюс. 1987. С. 4–6; «Мусикия» Коренева о звуковысотной орг-ции и стилевой ориентации строчного многоголосия XVII в.//Musica aniqua.

http://pravenc.ru/text/2596427.html

Гонения на христиан халифа аль-Хакима в нач. XI в. затронули и епархии Антиохийского Патриархата, находившиеся во владениях Фатимидов. В марте 1009 г. по приказу халифа был разрушен православный кафедральный собор в Дамаске. В 1013/14 г. аль-Хаким разрешил христианам покидать Египет, и массы беженцев переселились в Антиохию и Латакию, на визант. территории с компактным арабо-христ. населением. В Патриаршество И. П. Антиохия оставалась одним из культурных центров христ. Востока. В окрестностях Антиохии процветало монашеское сообщество Чёрной Горы. Наместник города на рубеже X и XI вв. магистр Никифор Уран писал на греч. языке агиографические сочинения и поэмы. В кон. X - нач. XI в. переводами святоотеческого наследия и агиографическим творчеством занимался уроженец Антиохии протоспафарий Ибрахим ибн Юханна . В 1014/15 г. в Сирию из Египта переселился Яхья Антиохийский , крупнейший арабо-христ. историк XI в., в сочинении которого содержится основная информация об И. П. Важнейшим событием Патриаршества И. П. он считал восстановление в Антиохии кафедрального собора ап. Петра, к-рый, видимо, оставался в аварийном состоянии со времени убийства патриарха Христофора и разграбления мусульманами в 967 г. Согласно воле императора, храм был отстроен по образцу Св. Софии К-польской. И. П.- автор «Ответов о крещении», составленных, вероятно, в бытность его хартофилаксом и адресованных Феодору, митр. Эфесскому (Paris. gr. 1304. Fol. 37; изд. фрагмента: Allatius L. De aetate et interstitiis in collatione ordinum. R., 1638. P. 215). И. П. предположительно считается адресатом ряда писем синкелла Льва , митр. Синадского (N 14-16, 47-50; The Correspondence of Leo, Metropolitan of Synada and Syncellus/Ed., transl., comment.: M. P. Vinson. Wash., 1985. P. 24-29, 74-77, 103-107, 130-132), и Филета Синадина, судьи из Тарса (N 5-7; Darrouz è s. 1960. P. 253-254). Сохранились 3 печати, возможно принадлежавшие И. П. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1965. Vol. 5/2. N 1517; Cheynet J.-C., Morrisson C., Seibt W. Les sceaux byzantins de la collection H. Seyrig. P., 1991. N 233a-233b).

http://pravenc.ru/text/469622.html

27. Митрофан хирот. 1586; в мае 1589 возведён в архиепископа; † 1598. 106 28. Варлаам хирот. в июле 1598; † 17 февр. 1601. 29. Игнатий , Грек, приехал в Москву 1595, архиепископ Кипрский, с 1602, а 30 июня 1605 возведён в патриарха Всероссийского. 30. Феодорит в авг. 1605 хирот. из архим. Рязанского Спасского монастыря; † 10 сент. 1617. 31. Иосиф хирот. 10 янв. 1619, из иеромонахов Свияжского Богородицкого монастыря; конечно сменён патриархом Филаретом. (Упом. в Москве в окт. 1622). 32. Антоний [на соборе в сент. и дек. 1620 не был Рязанским владыкой] 5 мая 107 1621 хирот. из игум. Псково-Печерских; † 15 февр. 1637. 33. Моисей хирот. 10 янв. 1638, из иноков Троицкой Сергиевой Лавры (был протопоп Московского Благовещенского собора); † 15 февр. 1651. 34. Мисаил хирот. 13 апр. 1651 (из иеромонахов Деревяницкого монастыря, ризничих митрополита Новгородского); 19 апр. 1655 (в четверг святой недели) убит в Шацком уезде мордвой. IV. Митрополиты Рязанские и Муромские 35. Иларион в 1657 (упом. в июле) хирот. из архим. Нижегородского Печерского монастыря; с 13 июня 1669 митрополит; † 6 июня 1673. 36. Иосиф хирот. 9 авг. 1674 из архим. Новоспасских; † 21 сент. 1681. 37. Павол Моравский в нояб. 1681 перев. из Суздаля; † 4 сент. 1686. 38. Авраамий хирот. 9 янв. 1687 из архим. Спасо-Андрониевских; в мар. 1700, за старостью, уволен; † 27 февр. 1708, в Москве. 39. Стефан Яворский хирот. 7 апр. 1700, из игум. Киево-Николаевского монастыря; с 16 дек. 1701 блюститель патриаршего «престола», а с 1721 Св. Синода президент; † 27 нояб. 1722. V. Епископы Рязанские и Муромские 40. Сильверст Холмский , митрополит Тверской, 3 февр. 1723 перев. епископом, а в авг. 1725 – в Казань архиепископом. 41. Гавриил Бужинский 14 июля определён, хирот. 30 окт. 1726 из архим. Троицкой Сергиевой Лавры; † 27 апр. 1731. Погребён в Заиконоспасском мнтре. 42. Лаврентий Горка в июле 1731 перев. из Устюга, а 26 сент. 1733 – в Вятку. 43. Алексий Титов , архиепископ, 26 сент. 1733 перев. из Вятки; † 17 сент. 1750. 44. Димитрий Сеченов (епископ Нижегородский, живший с 1748 на покое) определён 21 июня 1752, а 22 окт. 1757 перев. в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. управлял Александрийской Церковью 42 года и 219 дней, вслед за Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. VI 26) мн. авторы округляют эти цифры до 43 лет. Александрийский синаксарь распределяет годы его жизни следующим образом: 15 лет до женитьбы, 47 лет в браке и 43 года на Патриаршестве, что в сумме составляет 105 лет. Если эти сведения достоверны, следует считать, что Д. род. в 126 г. В «Истории Александрийских патриархов» говорится о том, что в Патриаршество Д. случилось волнение в Александрии и он был удален «царем Севером» в место, известное как Мусейн (Мавсин) (араб.  , т. е. Мусейон?), где и умер, однако др. источники об этом не сообщают. Почитание После Евсевия Кесарийского грекоязычные авторы уделяли Д. мало внимания. Хотя в послании имп. Юстиниана к свт. Мине, патриарху К-польскому (536-552), Д. упоминается как «блаженный», а правосл. Александрийский патриарх Евтихий называет его «святой», эти слова могут быть только почетными эпитетами. В синаксари Византийской Церкви имя Д. не вошло. Также оно не было включено ни в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (XVI в.), ни в его офиц. ревизию Римско-католической Церкви 1638 г., равно как и в последующие ревизии. Тем не менее болландисты поместили его в Acta Sanctorum под 9 окт. Почитание Д. утвердилось в монофизитской среде, у коптов и эфиопов. Александрийский синаксарь и его версия геэз, а также Псалтирь XIV в. помещают память Д. под 12-м днем месяца бабах (9 (10 - в случае високоса) окт.), т. е. в день его кончины. Ряд копт. минологиев при Евангелиях XIII-XIV вв. сдвигает эту память на 14-е число (11 окт.). Стишной эфиоп. синаксарь XIII в., заимствованный болландистами у Х. Лудольфа, дает др. дату - 2-й день месяца хатур (29 окт.), а 12-го дня месяца бармахат (8 марта) указывает воспоминание чуда, доказавшего целомудрие Д. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 22; VI 2, 3, 8, 19, 26; Hieron. De vir. illustr. 36, 54; idem. In Rufinum. IV 18; idem. Ep. ad Paul. 30; idem. Ep. ad Magn. 70; idem. Ep. ad Pammach. et Marcell. 97; Phot. Bibl. Cod. 118; Eutychius Alexandrinus. Annales//PG. 111. Col. 982, 989; Petrus ibn Rahib. Chronicon Orientale. Beryti, 1903. Vol. 2: Latin transl. P. 113-116. (CSCO; 46. Ser. 3. Arab.; 2); Le Synaxaire arabe jacobite/Éd. R. Basset//PO. 1907. T. 1. Fasc. 3. N 3. P. 332-335 History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//Ibid. Fasc. 2. N 2. Vol. 1: St. Mark to Theonas. P. 154-173 Les ménologes des évangéliaires coptes-arabes/Éd. et trad. F. Nau//Ibid. 1913. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 26 not., 27 not.

http://pravenc.ru/text/178127.html

Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г. Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г. Опись 1764 г. дает сведения о находившихся в Борисоглебской ц. святынях. Справа от царских врат - икона св. князей Бориса и Глеба, «в возглавии Господь Вседержитель», к-рую украшали 3 серебряных венца, цата и привесы - 3 серебряных креста. Слева - образ Божией Матери «Одигитрия» с серебряными венцами и цатой с 32 «камнями разных цветов»; «убрус низан жемчугом, жемчужное же ожерелье». На этой иконе имелись привесы: 9 лапчатых серебряных серег, в т. ч. 4 серьги с жемчугом, и 3 серебряных креста. Чтимую икону св. князей Владимира, Бориса и Глеба «в житии» украшали 3 серебряных венца и позолоченные цаты «басебные». В ц. св. Стефана справа от царских врат находились иконы Господа Вседержителя и архидиак. Стефана, с серебряными венцами, цатами и привесами-крестами. К нач. XX в. в Борисоглебской ц. хранились памятники церковных древностей из упраздненного мон-ря, в т. ч. напрестольное Евангелие с вкладной надписью 1648 г. строителю чернецу свящ. Евфимию (Волховскому). На колокольне среди проч. находился древний колокол в 30 пудов с надписью о вкладе его в 1557-1558 гг. царем Иоанном IV Грозным в нижегородский Печерский монастырь. Материальное положение Материальное положение К. м. основывалось на доходах, получаемых с Кидекши - села с деревнями и пустошами. Наиболее ранний документ, свидетельствующий о принадлежности вотчины монастырю,- несохранившаяся, но упомянутая в описях монастырского архива 1638, 1687 и 1848 гг. жалованная тарханно-несудимая грамота 1513/14 г. вел. кн. Василия III Иоанновича нижегородскому Печерскому мон-рю на села Кидекша Суздальского у. и Плесец Владимирского у. Очевидно, земельное владение поступило в К. м. ранее, по-видимому в самом кон. XIV-XV в. Полная структура монастырских доходов и расходов известна только для XVIII в. По данным 2-й ревизии (40-е гг. XVIII в.), в вотчине числилось 362 чел. мужского пола, было 406 четв. пахотной земли (на каждом из 3 полей), 570 копен сенных покосов, 62 дес. леса. Монастырская «запашка» составляла по 19 дес. на 3 полях. Окладных денег собиралось по 50 к. с каждого крестьянина, всего 180 р. в год. Доход приносили также мельница и рыбные ловли в реках Нерль и Каменка. Монашествующие и трудники получали годовое жалованье: строитель - 5 р. и 19 четв. ржи, пшеницы, гороха и гречи, монахи - по 1 р. 50 к. и по 13 четв. тех же продуктов, конюх - 1 р. и 4 четв. ржи, скотник - 6 четв. ржи. Кроме того, дополнительно ежегодно архимандриту нижегородского Печерского мон-ря выплачивалось «в почет» 10 р., строителю - на приобретение рыбы и проч. расходы 13 р., земскому «из крестьян» - 9 р., конюху - 2 р., на монастырские расходы выделялось 210 р. 93 к., 150 яиц или 22,5 к. XX-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/1684321.html

Иоаким 10 февр. 1763 перев. из Ошевенского; по 1779. Макарий 14 сент. 1779 перев. из Новгородского Духова; по 1798. Никон 26 мая 1798 перев. из Ошевенского; † в 1803 ... Лаврентий Далматов в 1803 перев. из Курского Знаменского, а в 1806 уволен на покой. Кирилл Киприанов в июне 1806 перев. из Сийского; † 15 июня 1817. Амвросий Черноруцкий 11 окт. 1817 перев. из Сийского; † 21 июля 1819. Павел Павлов (Морев) 5 апр. 1820 перев. из Сийского, а в мае 1821 – в Ростовский Борисоглебский. Антоний Домкинский , в 1821–27. Неофит Соснин произведён 7 нояб. 1827, а 12 июня 1830 перев. в Переяславский Даниилов. Августин , 1832–38. Вениамин Смирнов 1839 перев. из Сийского, а в 1847 – в Глуховский Петропавловский. (В 1848 и 1849 вакансия). Василий перев. из Архангельского, 1850–52. Нил , 1853–56. Нил 250 перев. из Архангельского, 1857 и 58; † 4 дек. 1864, в Боровском Пафнутиевом. Анастасий , 1859–62. Павел , 1863–69. 3 Сийский Антониев, от Холмогор в 90 верстах, основан св. Антонием около 1520 г. Второклассный. [VI, 114.] Игумены Св. Антоний Сийский † 7 дек. 1556. Феогност , при жизни его, два года. Геласий , ученик св. Антония, с 1556. Тихон … Феодосий , 1575. Питирим 1577 перев. из Озерского Николаевского; в 1586 отказался. Гермоген , 1587 и 88. Никандр , 1589–91. Питирим (вторично) 1592–97. Иона определён 6 мар. 1597–1634. Тит , 1634–36. –? (1642–44). Киприан , 15 февр. (sic) 1638, в февр. 1640, 1642, 43, мая (sic). Игнатий , в нояб. 1642, в июле 1643 (в актах sic), в сент. (sic) 1643. Феодосий , с 12 янв. 1644 52, отрешён. Корнилий , 1652–56. Каллиник , 1658–62, перев. в Архангельский. Феодосий (вторично) определён 27 февр. 1662–87, † 29 окт. Варфоломей , 1688–92, отказался. Архимандриты Никодим произведён 31 июля 1692; † 18 июля 1721. Герман произведён 16 янв. 1722; † 29 нояб. 1723. 251 Порфирий 7 дек. 1727 перев. из Корельского; † в янв. 1730 ... Леонтий Яковлев произведён 27 янв. 1742–1748, перев. в Архангельский. Серафим , с 25 мар. 1749; † 18 нояб. 1752. Леонтий (вторично) с 1753; † 19 окт. 1761.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одна почитаемая святыня – гробница блаженной Марфы Московской, ее имя внесено в список московских святых 14 марта, подвизалась здесь в 17-м веке, известна дата ее смерти - 1638 год. Царица Евдокия Лукьяновна ее очень почитала, жаловала ей подарки. Царица была многочадна и перед каждыми родами приходила просить Марфу молиться о благополучном разрешении от родов. Была Христа ради юродивой, известно, что по ночам ходила молиться на Воробьевы горы. Т.к. особо почитаема царской семьей, блаженную Марфу похоронили в соборе. Мощи пребывали в нем с 1638 по 1927 год, даже когда это был приходской храм. Богоборческие власти устраивали кампании против мощей. Мощи были объектом ненависти. В Троице-Сергиевой Лавре выставлялись мощи, открывали их. Хотели показать людям, что это, мол, простые кости. Когда Предтеченский собор закрывали, верующие обратилась с ходатайством о том, чтобы перезахоронить мощи блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище. Разрешение СЭС было получено. Но на этом этапе, к сожалению, мощи теряются. Они были вывезены на Ваганьковское кладбище, архивы сгорели. След мощей до сих пор не найден. В соборе сохранилась дореволюционная гробница блаженной Марфы, которая в течение столетий освящалась ее мощами. Монахини верят, что когда-нибудь мощи найдутся, вернутся в монастырь. Марфа молитвенница за царствующий Дом Романовых, она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. Экскурсовод рассказала такой чудесный случай, когда молодой женщине врачи советовали делать аборт, т.к. у ребенка вместо легких были костная ткань, он не сможет дышать. Она приходила, молилась и ребенок родился здоровым. Есть также запись некоей женщины, благодарившей блаженную Марфу за то, что та исцелила ее от алкоголизма. Далее нас пригласили в музей, который находится в подклети собора. Туда можно пройти со внутреннего двора монастыря, куда, как уже говорилось, можно попасть только с экскурсией. Во дворе большой стенд со схемой территории 19 века. В центре собор, вокруг строения, которые между собой были соединены галереями и в храм можно было попасть из любого корпуса. В некоторых источниках пишут, что с 1918 года на территории монастыря находился концлагерь. По другим данным это был трудовой лагерь, где содержались бывшие дворяне, белые офицеры. Они выполняли работы по благоустройству города, и какое-то время им даже платили зарплату. Затем здесь находилась школа (по некоторым данным, тюрьма) НКВД, а позже МВД, тир. Часть территории монастыря и по сей день принадлежит МВД - в зданиях монастыря расположен заочный университет. Многие годы обещают вернуть, но пока еще там учатся студенты.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/24/v_...

сопровождал Карла I во время визита в 1633 г. Видимо, по его совету король, продолжая политику Якова I по сближению Шотландской и Английской Церквей, предписал местному духовенству носить облачения и использовать схожие с принятыми в Англии каноны и новый молитвенник. Последний был составлен в 1637 г. и впервые применен во время службы в июле того же года в ц. св. Эгидия в Эдинбурге, что привело к беспорядкам. Хотя недовольство шотландцев политикой Карла I не ограничивалось церковной сферой (а распространялось также, напр., на Акт о ревокации 1625 г.), именно это событие стало толчком к масштабным выступлениям. 28 авг. 1638 г. в Эдинбурге был подписан Национальный ковенант - манифест, осуждавший попытки ввести изменения в Церковь Шотландии и обязывавший тех, кто его приняли, бороться за истинную религию до последней капли крови. Король направил для переговоров маркиза Дж. Гамильтона, однако его усилия, равно как и обещание отменить Пертские статьи, все новации в богослужении и восстановить кальвинистское «Негативное исповедание» 1581 г., не принесли результатов. Собравшаяся в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии отменила все нововведения и упразднила епископат, а отказ короля признать эти решения привел к началу Епископских войн 1639-1640 гг. Долгий парламент, созванный королем 3 ноября 1640 г. для получения средств на продолжение войн в Шотландии, уже в первые недели работы представил Карлу I петиции «О корне и ветвях» и «Великая ремонстрация», в которых говорилось о неподобающем состоянии дел в королевстве и значительная часть текста которых была уделена критике положения Церкви. Уже 18 дек. 1640 г. палата общин предъявила Л. обвинение в гос. измене, после чего его заключили под домашний арест. 24 февр. 1641 г. парламентарии приняли 14 статей, направленных против Л., вменяя ему в вину не только искажение учения, нарушения в Церкви и стремление реставрировать католицизм, но и узурпацию власти, взяточничество, создание препятствий для созыва парламента, влияние на суды и т.

http://pravenc.ru/text/2110653.html

Аданаш Семенович Ходырев [см. Ходырь], убит в 1578 г. под Кесью Адаш, Адашевы : кн. Афанасий Семенович Адаш Шехонский, середина XV в.; Григорий Иванович Адаш Ольгов, 1510 г., Кострома; от него – Адашевы; ср. также в роде костромских вотчинников Зубатого-Федчищевых [см. Зубатый] – Федор Баташ [см. Батат], у него сын Степан Адат и внук Иван Степанович Кудат (1566 г.) [см. Барат, Бастановы, Кунаков, Недаш, Хрущ] Адат – тезка, однофамилец (узбек.) [Ср. Одат] Адучевы (Ядучевы) Гридя [см. Гридя] и Дементий Суровец [см. Суровец], холопы кн. Ромодановских, 1522 г. Азанчей, Азанчеевы Азан – у магометан призыв на молитву с минарета Азей Семенович Заболоцкий [см. Заболоцкий], середина XVI в. [см. Опухта] Аиповы 14 Аип – собственное имя Аисины , XVI–XVII вв., Переяславль и Великий Новгород; Василий Андреевич, 1525 г. [см. Инюта] Айгустовы : Русин [см. Русин] Иванович, 1504 г., Алексей, старец Кириллова монастыря, 1531 г.; позже Айгустовы в Переяславском и Московском уездах [см. Злыдарь, Карандей, Недобрый, Самосадский, Смышляй, Улан, Урмень, Чужой] Айда Григорьевич Судаков-Сатин [см. Судак, Сатины], 1604 г. Айда – окрик: Живей! Скорей! Пошел! (тюрк.) Айдар, Айдаровы : Айдар, золотоордынский князь, 1430 г.; Иван Ильич Айдаров, 1578 г., Москва; Ураз Айдаров, служилый татарин, 1578 г., Коломна; Мина Салтанов [см. Салтан], 1579 г., Ряжск [см. Ганюков] Айдар – казачья стрижка волос вкруг, под чуб, под верховку, а не в скобку (Даль); Айдар – собственное имя (татар.) Ср. Айдар – приток Донца, селение на р. Воронеж в Воронежском уезде Айса – Иисус Айсе, или Айша – имя жены Магомета Айтамирев Иван, московский подьячий, 1660 г. Айтаров Савва, конюх, 1638 г., Москва Акат см. Окат Акишев Грязной [см. Грязной], подьячий, 1637 г.; дьяк, 1648 г. Акиш –может быть, от имени Акинф (? – С. В.) Аксак, Аксаковы : Иван Федорович Аксак Вельяминов, родоначальник фамилии Аксаковых, жил в середине XV в., ему принадлежало село Аксаково на р. Клязьме Московского уезда; кн. Дмитрий Григорьевич Аксак Морткин [см. Мортка], 1600 г. Летописи так объясняют прозвище хана Темир Аксака – Железного хромца: «Темир бо зовется железо, аксак зовется хромой, половецким языком» 15 [см. Бауш, Любим, Низенький, Темир]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в) В некоторых Служебниках Входное излагается более или менее согласно с старопечатным Служебником, хотя ни один из них не представляет однако же совершенной точности с сим последним, – Именно же: в Служебниках XV в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 530, 533, 539, 540, и в Служебнике XVI в. той же библиотеки, 844, читаются во Входном тропари: Радуйся двере и другие, но с тою разницею против старопечатного, что в них тропари расположены в различном порядке и самое количество их не во всех одинаково; a в служебниках XV в. той же библиотеки, 529, 546, 836, 842, и в Служебнике XIV в. той же библиотеки, 586 излагающих Входное согласно с предыдущими, не положено десяти стихов к целованию икон. г) В древлепечатных Служебниках: Гедеона Балабана, киевских 1620, 1629, 1639 гг., виленском 1638 г. и напечатанном в Дельском монастыре 1646 г. Входное изложено почти во всем согласно с Служебником новоисправленным, – Именно же в помянутых Служебниках повелевается: войдя в церковь сделать три поклона и читать: Царю небесный до Отче наш, a по возгласе – тропари: Помилуй нас Господи, Слава: Господи помилуй нас, И ныне: Милосердия двери, затем здесь положена прежде молитва: Господи низпосли руку твою, a потом тропари: Пречистому ти образу, и: Милосердия сущи источник, во время целования икон Христовой и Богородицы; при отходе к жертвеннику читать: Вниду в дом твои, показано только в киевских Служебниках 1629 и 1639 гг. д) Наконец в некоторых списках Служебника Входное излагается не согласно ни с старопечатным, ни с новоисправленным, – Так в Служебнике XIV в. Румянц. муз., 398, положено читать прежде: Пречистому ти образу, Непроходимая двере, псалмы: 14, 22 и 50, потом: Трисвятое и, по Отче наш, тропари: Помилуй нас Господи и другие два, наконец молитву: Господи низпосли руку твою. В Служебнике, печат. в Вильне 1583 г ., положено: идя в церковь читать: Глас радости, и: Пролияшася стопы моя, пред церковными дверьми: Боже очисти мя грешника, Без числа согреших, Создавый мя Господи, и: Господи отими от мене, a отворяя церковные двери: Непроходимая двере; войдя в церковь ; Господу помолимся, Господи помилуй, Святый Божии имярек, пострадавый за Христа (читая это поклоняться храмовой иконе), потом: Царю небесный до Приидите поклонимся и тропари: Пречистому ти образу Помилуй нас Господи, и другие два, за сим краткая молитва: Приими Господи молитву. После сего следует под заставкой обыкновенное заглавие: Хотяи иерей божественное совершати тайнодействие и пр., после чего показано, войдя в церковь , сделать три поклона и читать молитву: Господи низпосли руку твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010