Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в центре Москвы. Основан в XV веке. История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители. Содержание История [ править править код ] В начале XV века на местности к северу от современной Солянки возникла великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба запустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учреждён женский Ивановский монастырь. В Ивановском монастыре были похоронены пользующиеся влиянием среди монашествующих основатели секты «хлыстов» — Иван Суслов и Прокопий Лупкин. Однако, по сенатскому указу 1739 года трупы их были вырыты и выброшены за город в поле (по другим данным — сожжены). XIX век В 1812 году монастырь оказался в центре пожара и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка. Был заново отстроен в 1860—1879 годах, с использованием подклетов старых зданий[источник не указан 1696 дней], в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885), став вершиной творчества архитектора. Иоанно-Предтеченский женский монастырь, фото 1984 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь Описание: История История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г. В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители . В настоящее время часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ. Храмы Главный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г. Домовый храм прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г., восст. 28 апреля 1995 г.). Часовня св. Ионна Предтечи (1879 г., открыта в 1991 г.). Святыни Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ прп. Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. XIX в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме). Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

http://patriarchia.ru/db/text/262264.htm...

В Архангельском соборе Кремля молитвенно почтили память благоверного царевича Димитрия 16 июня 2007 г. 16:55 16 июня, в день празднования перенесения мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву,  епископ Дмитровский Александр  совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Владыке Александру сослужили благочинный Покровского округа, настоятель храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Владимир Романов, настоятель храма Вознесения Господня («Малое Вознесение») протоиерей Василий Строганов и другие клирики Москвы. Диаконский чин возглавил протодиакон Максим Синюк. По окончании Литургии был совершен молебен у раки с мощами благоверного царевича Димитрия. Над ракой св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.). На серебряной раке находится чеканное изображение царевича. В архипастырском слове, с которым епископ Александр обратился к собравшимся верующим, владыка отметил: «Святейший Патриарх, отправляясь в вологодскую землю, просил передать вам свое Первосвятительское благословение и праздничные благопожелания. Когда мы молимся за богослужениями в соборах Московского Кремля, мы испытываем священный трепет, потому что находимся в сердце нашей Родины. Нас окружают гробницы Первосвятителей Московских, князей и княгинь, всех тех, кто положил много сил для того, чтобы наше Отечество укреплялось и приумножалось. И каждый из нас должен быть на своем месте продолжателем дел наших Первосвятителей, многие из которых отдали свою жизнь за святую Церковь». После окончания богослужения на Соборной площади Московского Кремля можно было наблюдать Церемониальный развод пеших и конных караулов, который происходит каждую субботу. Справка Перенесение из Углича в Москву святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, совершилось в 1606 году. Сделано это было для того, чтобы, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», и ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием. Святые мощи были торжественно перенесены и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год — рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)». Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/258542.htm...

В Бресте отметили день памяти святого преподобномученика Афанасия Брестского 20 сентября 2007 г. 16:20 18 сентября 2007 года, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении епископа Гродненского и Волковысского Артемия , а также православных иерархов из Польши и Украины совершил праздничную Божественную литургию и молебен в соборном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря в Бресте. Как сообщает пресс-служба Гродненской епархии , по окончании богослужения владыка Филарет и участники торжеств во главе с мэром Бреста А.С. Палышенковым возложили цветы к памятнику преподобномученику Афанасию у Свято-Симеоновского кафедрального собора. Церемония открытия и освящения памятника небесному покровителю Брестчины преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, состоялась 2 октября 2005 года. Идею создания памятника Афанасию Брестскому тогда поддержали светские власти, а средства были предоставлены благотворителями и простыми верующими. 1632 года инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Святой Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русских земель, захваченных Речью Посполитой. С 1638 по 1648 год святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев, чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями. Попытки сломить духовную целеустремленность святого были напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого, за проклятие унии, преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/297239.htm...

4. Святоотеческие свидетельства о таинстве елеосвящения I. Св. Златоуст, сравнивая священников, как духовных отцов, с плотскими родителями, говорит: «Эти не могут защитить детей своих и от телесной смерти, даже не всегда могут изгнать из тела их вторгнувшуюся болезнь; те, напротив, часто спасали болезненные души, долженствовавшие погибнуть, то подвергая, их кроткому наказанию, то удерживая при самом начале от падения, не только учением и наставлением, но и помощию молитв. Ибо они имеют власть отпущать грехи не только тогда, когда возрождают нас, но и после, как сказано: «Болит ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» ( Иак. 5:14, 15 ). Св. Кирилл Александрийский , вооружаясь против волшебства, дает такое наставление: «Когда у тебя подвергнется болезни какая-либо часть тела, и если ты веришь в сии слова: Господь, Саваоф и другие, усвоямые Божественным Писанием Богу, как свойственные Его природе: тогда ты произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (т. е. обращающиеся к волхвованию): ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания; болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне... и проч.» (De adorat. in Spir. ет verim. lib. VI, Орр. t. I, р. 211. Paris. 1638). Замечательно, что св. отец только напоминает об елеопомазании, как средстве, к которому должны обращаться христиане в случае болезней, и следовательно предполагает это средство известным и действительно употреблявшимся в церкви. III. Св. Григорий Двоеслов в книге таинств излагает самый чин елеосвящения со всеми молитвами и священными песнями. Здесь, при помазании больного св. елеем, священник между прочим говорит: «Помазую тебя св. елеем во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый... но да обитает сила Христа Бога и Св. Духа, чтобы ты через совершение сего таинства, чрез помазание св. елеем и нашу молитву, силою Св. Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие» (Lib. Sacrament., In Орр. t. III, р. 235 – 237, ed. Mavr.; сн. «Православно-догмат. Богословие», Макария, 1852 г., т. IV, стр. 297, 298, 299, 300].   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Москва. Кремль. Часовня Великого Совета Ангел у Спасских ворот. Часовня Спаса Всемилостивого у Спасских ворот /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На протяжении всего существования Фроловских, а затем Спасских ворот, по обе их стороны стояли часовни. Слева располагалась Смоленская часовня (Великого Совета Откровение), а справа – Спасская (Великого Совета Ангел). В 1802 году обе деревянные часовни заменили каменными. Во время войны 1812 года часовни были разрушены, а затем восстановлены по новому проекту. Когда в 1868 году под руководством архитектора П.А. Герасимова проводились работы по реставрации Спасской башни, то часовни разобрали и перестроили по его новому проекту. Обе часовни освятили 22 октября 1868 года. Принадлежали они Покровскому собору. Настоятели часовен обязаны были также следить за негасимой лампадой, освещавшей надвратную икону Спаса Смоленского. Простояли эти часовни до 1925 года, а затем были снесены. Часовня Великого Совета Ангела Покровского собора находилась ранее у Спасских ворот с северной стороны. Главная икона – Христа Спасителя, она представляет собою список с той, которая изображена на самой стене над воротами. Ворота и башня построены в 1491 г. архитектором Петром Антонием Солярием, в отличие от которого строитель Китай-городской стены назывался Петроком Малым. Высокий нарядный верх над башней в полуготическом полурусском вкусе возведен в 1626 г. архитектором Христофором Галовеем. В 1658 г. 16 апреля состоялся указ о снимании шапок в Спасских воротах. Образ Спасителя впервые написан над воротами в 1514 г. по повелению великого князя Василия III по поводу возвращения Смоленска в Московское государство. Спаситель изображен с припадшими к его ногам преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Сначала причт Покровского собора совершал молебствия перед этой иконой на открытом воздухе, потом была построена деревянная часовня. В 1802 г. часовня стала каменной, в 1821 г. перестроена, в 1866 г. вновь перестроена и получила нынешний вид. Замечателен подсвечник в часовне; его верхняя чаша сделана из серебряной лампады, которую в 1638 г. пожертвовал царь Михаил Федорович в Покровский собор. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34895

Новый храм построили в Верхоянске 9 июня. ПРАВМИР. Архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил освящение храма Матроны Московской в городе Верхоянске. Верхоянск – самый северный город Якутии, считается полюсом холода. «На сегодня это один из самых маленьких городов России. Здесь проживают менее тысячи человек», – сообщает Интерфакс . Город был основан в 1638 году как казачье зимовье. В 1793 году в Верхоянске был построен Благовещенский храм. В советское время здание использовалось в качестве отделения почты, а в 1937 году сгорело. Новый храм был построен по инициативе местных жителей и стал самым северным храмом во имя святой Матроны Московской. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 апреля, 2017 10 мая, 2017 29 мая, 2017 4 июля, 2023 2 февраля, 2023 23 декабря, 2022 29 июля, 2022 14 июля, 2022 13 июля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/hram-matronyi-moskovsk...

2. – К рапорту Ждановского от 18 декабря 1812 г Реестр делам внизу в архиве, по выходе из Москвы французов оказавшимся В III палате шкаф 9. Прусские военные дела с 1756–1767-й. 19 связок. Шведские дела. Шкаф 13. Св. 1 С 1513–1590 21 номер. С 1590–1600 15 номеров. С 1600–1614 16 номеров. 1, 2, 3, 4, 5, 6. 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, 10. 11, 12, 13 и 14. 1, 2, 3 и 4. 5, 6, 7 и 8. 9, 10, 11 и 12. 1, 2, 3, 4, 5 и 6. 7, 8, 9 и 10. 11, 12 и 13. 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 19/а и 20. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. 1, 2 и 3. 1621–1626 8 разных номеров. 1, 2 и 3. 1627 и 1628 3 номера. Шкаф 14. Св. 4 номера 11 номеров 11 номеров 10 номеров 13 номеров 12 номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3 и 4 1637 и 1638 7 номеров. 1639, 1640 и 1641 7 номеров. 1642, 1643 и 1644 8 номеров. 1, 2, 3, 4, и 5 1, 2, 3, 4, и 5 1, 2, 3, 4, и 5 6, 7, 8, 9 и 10. 1, 2, 3 и 4. 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4 и 5 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4 и 5 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 1, 2, 3 и 4 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 Выписка из Кардисского вечного договора 4, 5, 6, 7, 8 и 9 1, 2, 3 и 4 5, 6, 7, 8, 9 и 10 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, к 3, 4 и 6 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5 и 6 2 и 3 1678–1679 6 разных номеров 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4, 5 и 6 Безгодные и отрывки старых лет, т. е. до 1700. Польские дела. В IV-й палате шкаф 1462 1601–1610 1610–1616 1616–1620 1620–1623 1625–1628 1630–1634 1–1640 Без 1 св. 1–1640 1,2 и 3 св. 1, 2, 3 и 4 св. 1, 2, 3 и 4 св. 1, 2 и 3 св. 1 и 2 св. 1 и 2 св. Св. 1 и 2 Св. 1, 2 и 3 Св. 1 и 2 Св. 1 и 2 Св. 1 и 2 Секретарь Иван Ждановский. Читать далее Источник: Московский архив Министерства иностранных дел в 1812 г./С. А. Белокуров. - Москва : издание Императорского о-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, 1912 (обл. 1913). - 95, с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

6 июля 1634 г. инок Сампсон (Кутовой) завещал обители Пирятинскую мельницу, купленную у мельника Ильяша Васильковского, «да в Галице завещает два мельничные колеса», а также «лесок невеличкий» на острове между реками Девица и Галица. В 1636 г. кн. Иеремия, сын кн. Михаила Вишневецкого, изгнал митр. Исаию (Копинского) из М. м. Вероятно, тогда же был изгнан и его ставленник игум. Иоанн. При этом кн. Иеремия не притеснял ту (большую) часть иноков, к-рые не оказали поддержки митр. Исаии, и даже грамотой от 8 февр. 1636 г. подтвердил владения мон-ря в с. Мгарь, дав гарантии неприкосновенности его имений. В том же году митр. Киевский свт. Петр (Могила) , получивший от кн. Иеремии Вишневецкого полномочия по управлению заднепровскими мон-рями, назначил настоятелем М. м. своего ставленника игум. Каллистрата. В 1637 г. кн. Иеремия женился на полячке и принял лат. обряд, что могло повлиять на дальнейший накал борьбы в его владениях. В кон. 1637 - нач. 1638 г. митр. Исаия рассылал адресованные братии заднепровских мон-рей письма, в к-рых обвинял митр. Петра в тайной приверженности католичеству, в признании власти папы Римского и в попытках латинизировать правосл. богослужение. Он призывал монахов покидать территорию Речи Посполитой и переезжать в Россию. Обеспокоенный такими действиями митр. Исаии, униат. митр. Иосиф Рутский посетил кн. И. Вишневецкого, в заднепровских владениях которого проживал митр. Исаия, с просьбой изгнать «проклятого», но тот отвечал, что сделать этого не может из-за сопротивления со стороны казаков (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 3. Vol. 1. P. 206. 103). Кроме того, в апр.-мае 1638 г. в районе Лубен и Миргорода произошло массовое крестьянско-казачье восстание под предводительством Я. Остряницы и Д. Гуни, объявивших себя защитниками Православия. Согласно «Летописи Самоила Величко», в период восстания по распоряжению генерального полковника польского коронного войска Станислава Потоцкого были арестованы игум. Каллистрат и еще 10 монахов М. м., к-рых судили в польск. военном суде по обвинениям в поддержке казачьего бунта, но вскоре оправдали и освободили. Из-за польск. репрессий тысячи местных жителей стали переселяться в Россию. В частности, в июне 1638 г. в Путивль переехала большая группа иноков Мгарского, Ладинского и Густынского мон-рей. 8 июня 1638 г. на группу иноков М. м., направлявшуюся из Лубен в Путивль, в районе г. Гадяч напали шайки татар, были убиты старец иером. Самуил и послушник. Указом царя Михаила Феодоровича для переселившихся монахов М. м. в июне 1638 г. был определен белёвский в честь Преображения Господня монастырь , а затем, в авг. 1638 г.,- Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудтворца монастырь . Там поселилось 14 мгарских иноков, к-рые образовали отдельную общину под рук. игум. Василия, бывш. настоятеля М. м. в 1625-1628 гг.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010