http://www.bronblag.ru/hrami/49 Существовавшая ранее церковь Никиты мученика в селе Софьине. Церковь Никиты мученика в XVI – XVII ст. в дворцовом селе Софьине была деревянная, по окладу 1628 г. церковной дани в патриаршую казну 9 алтын 3 деньги, заезда 8 денег; в 1638 г. – рубль 8 денег, заезда гривна. В 1646 г. при церкви находились: «во дворе поп Елизарий Юрьев, во дворе вдовый поп Ипат Гаврилов, во дворе проскурница Федора Клементьева, да 2 двора церковных бобылей, питаются от церкви Божией; в селе двор конюшенный, 14 дворов деловых государевых людей, 10 дворов крестьянских и 9 дворов рыбных ловцов. 26 июля 1680 г., по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского да подьячего Михаила Арцыбушева оказалось: «в селе Софьине церковь деревянная, строение старое, ветха, а по сказке той церкви попа Дмитрия Тимофеева: та де церковь исстари строение мирское, пашни церковные земли 22 четверти в поле, сена 10 десятин». В записной книге исходящих бумаг Патриаршего казенного приказа за 1713 г. значится: «17 мая запечатан указ о строении церкви, по челобитью Сибирской губернии губернатора князя Матвея Петровича Гагарина, велено ему в Московском уезде, в вотчине его, в селе Софьине, подле деревянной церкви, на том же кладбище, построить вновь церковь каменную верхнюю во имя св. Апостола Иоанна Богослова, а в исподи – св. вмч. Никиты, пошлин 2 гривны; принял Роман Дементьев». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Нынешнее каменное здание Никитской церкви воздвигнуто на высоком москворецком берегу тщанием прихожан в 1770 году. В советское время, и именно в 1939 году, церковь была закрыта и разграблена. Лишь часть икон была спасена прихожанами. В помещениях храма разместилась школа и детский сад. В разное время церковное здание использовалось как спортзал и школьные мастерские. Роспись храма была замазана побелкой. В колокольне, на небольшой площади, местные власти устроили колхозный склад удобрений. С 1977 года бывшая церковь была брошена на произвол судьбы, стала пустовать, что привело к усугублению разрушения старинного памятника архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=08930

В М. м. на средства Огинского и Мирского были построены ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и кельи. Потребность в появлении обители для местного правосл. населения была огромной, т. к. после Витебского восстания 1623 г. и убийства униата архиеп. Иосафата Кунцевича по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы в городе были закрыты все православные храмы. Правда, 7 окт. 1633 г. витеблянам были возвращены все льготы после удачной Смоленской военной кампании по грамотам польск. кор. Владислава IV Вазы, который, однако, подтвердил в них права униатов на Полоцкую епархию, подчеркивая, что «в Витебске же, в Полотске и в Новогородке неуниаты никогда не должны будут иметь никакой церкви». Это решение короля было подтверждено 14 марта 1635 г. (Там же. 1883. Т. 1. 57/58. С. 114-115; 66. II. С. 127-129). В 1638 г. М. м. получил от ктиторов 2 имения - Марковщину и хутор Шидловщина. Митр. Петр (Могила) по просьбе ктиторов прислал в М. м. игумена и монахов. Согласно письменному распоряжению кн. Огинского, М. м. должен был всегда оставаться православным. Если его настоятель станет униатом и поддержит Брестскую унию 1596 г., то тогда он должен быть низвергнут из М. м. Это распоряжение было весьма актуально, т. к. еще 1 мая 1636 г. кор. Владислав IV Ваза послал свой указ Полоцкому, Витебскому и Мстиславскому архиеп. Сильвестру (Косову) , бывш. земянину Витебского повета. Правитель Речи Посполитой запрещал ему приезд в Полоцк и Витебск, где архиерей должен был совершать правосл. богослужения и др. святительские обязанности (Там же. 61. С. 118-119). Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Однако архиеп. Сильвестр нарушил королевский наказ: он посетил Витебск, где 13-23 мая 1636 г. жил «в квартире на плаце Браславскаго судьи Ивана Мирскаго», родственника С. Мирского. В городе он совершал богослужения и, несомненно, посетил М.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

Варлаам Миславский в 1777 перев. из Харьковского Покровского, и в том же году в Ростовский Борисоглебский мнтрь. Тарасий Вербицкий 14 мая 1778 перев. из Иверского монастыря; в 1787 уволен на покой; † 24 февр. 1790, в Печерской Лавре. Варлаам Миславский (вторично) 8 мар. 1787 перев из Киево-Братского монастыря; † 30 июля 1791. Иероним Блонский 9 сент. 1791 перев. из Выдубицкого, а 27 июля 1795 перев, в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Феофилакт Слонецкий , с 17 авг. 1795, из наместн. Лавры, а 10 дек. 1798 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Иероним Яновский , наместн. Киево-Печерской Лавры, определён 1 янв. 1799; в конце года перев. в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Указом 16 окт. 1799 велено пребывать в митре и управлять им викариям Киевской митрополии. 3 Братский Богоявленский, училищный, в Киеве на Подоле, предположен в начале XVII века; основан в 1620–22 гг.; училище с 1615, академия с 1658 г. Ныне первоклассный. Киевская духовная академия в нём помещается 499]. I. Ректоры училища Исаия Копинский , 1615, в 1616 игум. Межигорский. Кассиан Сакович , иеромонах, 1622. Тарасий Земка , игум., 1627–1631; † 13 сент. 1632. II. Игумены и ректоры Исаия Трофимович-Козловский , игум. Киево-Николаевского Пустынного монастыря, вместе и Братского, в 1633–38. Софроний Початский , в 1638–40; перев. в Ясский Молдавский мнтрь и там вскоре †. Леонтий Бронкевич , в 1640 приезжал и жил в Москве (с февр. по май). Игнатий Оксенович-Старушич , в 1641 и 1642, перев. в Киево-Выдубицкий мнтрь. Иосиф Кононович-Горбацкий , в 1643–1646; перев. в Михайловский-Златоверхий. Иннокентий Гизель в 1646 перев. из Минского Дятловицкого монастыря, а в 1650 – в Киево-Кирилловский. Лазарь Баранович , игум. Братского и Киево-Кирилловского мнтрей, с 1650; 8 мар. 1657 хирот. в еписк. Черниговского. [ Феодосий , строитель, 1653]. [ Амвросий , – 1655]. Иоанникий Галятовский , с 1658; 6 авг. 1669 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Варлаам Ясинский, в 1669–73; перев. в Киево-Михайловский Златоверхий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка - старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь - «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу - содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя. Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых - цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе 1/14 марта 1638г. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

К наст. времени имеются крайне отрывочные сведения о настоятелях обители вплоть до нач. XX в. Первым известным настоятелем обители являлся архим. Иов († 1551), среди его преемников - архимандриты Геронтий († 1563), Геннадий (упом. в 1567), Феодосий (упом. в 1603 и 1604), Иосиф (упом. в 1610-1615), Варлаам (упом. в 1638). В кон. XVI в. О. В. м. славился своими иконописцами. Так, иноки Иов и Нифонт в 1595 г. создали 3 образа прп. Нила Столобенского. Возможно, что насельниками О. В. м. написаны 2 иконы прп. Савватия Тверского (ныне в Центральном музее древнерус. культуры и искусства им. Андрея Рублёва). В 1816 г. братия О. В. м. составляла 3 чел., в 1859 г.- 6 чел., в 70-х гг. XIX в. и нач. XX в.- 5 чел. Сразу после преобразования О. В. м. в жен. мон-рь туда были переведены 9 чел. (2 монахини и 7 послушниц) из новоторжского в честь Воскресения Господня жен. мон-ря; к 1913 г. численность насельниц возросла до 137 чел. Настоятельницами обители были игумении Евдоксия (1903-1908), Сергия (Виноградова; 1908-1917), Ангелина (1917-1918) и Виталия (Григорьева; окт. 1918 - окт. 1919). После закрытия обители часть сестер перешла в тверской в честь Рождества Христова женский монастырь , часть - влилась в приходскую общину ц. Успения Пресв. Богородицы на Волынском кладбище Твери; нек-рые остались в Орше при трудовой школе-коммуне в качестве обслуживающего персонала. В 30-х гг. XX в. многие из бывш. насельниц пострадали в ходе репрессий. Материальное обеспечение Основные владения О. В. м. сложились не позднее 1-й пол. XVI в. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1551-1554 гг., владения мон-ря составляли 3 территориальных комплекса: 1 в вол. Захожье (буд. Захожский стан Тверского у.) и 2 в волости Шейский у. (буд. Шейский и Кушальский стан Тверского у.). В вол. Захожье это были села Семёновское (с 10 деревнями и 1 починком) и Перхуровское (с 34 деревнями и 1 сельцом) (Писцовые мат-лы. 2005. С. 369-370). Второй комплекс располагался на левом берегу р. Волги, к востоку от обители, перемежаясь с землями Савватьевского мон-ря, и включал 3 села: Юрьевское (с 40 деревнями и 10 починками), Лисицы (Лисицыно; с 23 деревнями и 15 починками) и Замошье (с 33 деревнями, 28 починками и 1 займищем) (Там же. С. 291-292). Третий комплекс находился на правом берегу р. Волги и включал с. Ховлановское (с 27 деревнями и 14 починками) (Там же. С. 292). Согласно Писцовой книге Тверского у. 1580 г., мон-рь также владел двором в слободке на острове на оз. Глубоком (ныне Рамешковский р-н Тверской обл.) (Там же. С. 373).

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь св. вмч. Георгия в селе Новоселках. Церковь св. вмч. Георгия в селе Новоселках в 1574 г. была деревянная, клетцки, в 1585 г. значится «развалившеюся». Церковная земля, принадлежавшая Георгиевской церкви, отдавалась в оброк. В приходных оброчных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. написано: «с церковной земли св. муч. Георгия, на речке Песочне, на Василии Коробьине оброку 4 алтына». В 1648 г. эта земля отдана на оброк И. И. Бирдюкину – Зайцову с платою оброка по 4 алтына на год. В 1664 г. Ивану Бирдюкину-Зайцову и брату его Киприану дана благословенная грамота церковь строить и велено оброчные деньги взять с 1649 г. и землею владеть». Под 1678 г. в селе Новоселках значится церковь св. муч. Георгия, деревянная. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. писано: «по досмотру Романа Ивановича Владыкина село Новоселки ныне в вотчине Киприана Бирдюкина-Зайцова… а в том селе на старом церковном месте построена церковь во имя св. муч. Георгия, а по сказке того села Новоселок старосты Фролка Лукьянова и всех крестьян: та де церковь построена тому лет с шесть, а не освящена, стоит без пения, а у попа той церкви церковной земли и покосов сенных нет, а прежние попы у той церкви жили на руге, а у той церкви церковного кладбища по смете четверть десятины и на том кладбище поставлена крестьянская сенница». Построенная церковь в селе Новоселках была освящена и обложена данью. По приходной книге Патриаршего казенного приказа под 1684 годом новопостроенная церковь в вотчине боярина Ф. П. Шереметева на пустовой Георгиевской земле вновь обложена данью, по указной статье, 11 алтын, 3 деньги, заезда гривна, данные деньги платил той церкви поп Архип Меркульев, принял Ивашко Вишняков». В 1697 г. 12 марта церковь св. вмч. Георгия, по указу патриарха Адриана, описана старостою поповским села Пушкина Никольским попом Семеном Фроловым: «в начале образ Пресвятой Богородицы, царские двери, завес киндячной, красный; образ Всемилостивого Спаса местный, образ Пресвятой Богородицы Казанской, образ муч. Георгия, образ Живоначальной Троицы, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи шти листовой, в окладе. Сосуды оловянные белые, паникадило медное большое, две лампады медных, кадило медное резное, водосвятная чаша большая медная… два колокола на березе, третий лежит в церкви без языка, небольшой».

http://sobory.ru/article/?object=03504

Нетленные мощи священномученика издавна почитались. Святым называет М. киево-печерский архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621; «В церкви Св. Софии тело с отсеченою от татар головою лежит св. Макария, митрополита Руского» (РИБ. Т. 4. Стб. 847)). По сообщению мон. Афанасия Кальнофойского (Тератургима. К., 1638), у раки М. были зафиксированы 2 чуда, происшедшие в 1625 и 1634 гг. К 1836 г. мощи находились «под сению, в правой стороне Софийского собора в раке, серебром обложенной» (СИСПРЦ. С. 173). В доме Киевских митрополитов в XIX в. имелась домовая крестовая ц. во имя М. Придел во имя М. был освящен в восстановленном по инициативе генерал-губ. М. Н. Муравьёва в 1865-1868 гг. виленском Пречистенском соборе. По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1899), «в прежнее время память святителя Макария совершалась 19 января, в день пр. Макария Египетского, ради тезоименитства, но с 1827 г. память святителя Макария перенесена на 1-е мая (день его кончины); в этот праздник мощи святителя обносятся вкруг Киево-Соф. Собора» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 12). В кон. XIX - нач. XX в. о присуждении особой премии митр. Макария (Булгакова) за лучшие сочинения студентам Киевской ДА объявлялось в день памяти М. 1 мая. В настоящее время мощи сщмч. М. покоятся во Владимирском соборе Киева (неканонической УПЦ КП), частица мощей - в посвященной М. киевской ц. на Татарке УПЦ. Ежегодно 14 мая в дер. Скрыгалов после литургии совершается крестный ход от церкви к месту мученической кончины М., где у стелы служат молебен святому. Ист.: АСЗР. Т. 6. 4. С. 5-12; РИБ. Т. 4. Стб. 236-237, 1038-1039; АЗР. Т. 1. 152. С. 174-175; СбРИО. 1882. Т. 35. С. 185-187; ПСРЛ. Т. 35. С. 123-124. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 172-173; Строев. Списки иерархов. Стб. 3, 540; Описание о российских святых. С. 11; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Корольков И. Н., прот. Киевский митр. сщмч. Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви//ТКДА. 1897. 6. С. 152-178; Титов Ф. И., свящ. Св. сщмч. Макарий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1897. 5. С. 3-18; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 10-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 217; Дублянський А. Ykpaïhcьki cbяmi. Мюнхен, 1962; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5 (по указ.); Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 242-243.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Существовавшая на этом месте Троицкая церковь упоминается в летописях в конце XVI в. В конце XVII века она уже числится каменной. Новая была заложена в 1765 г. и освящена в 1768 г. (архитектор К.И. Бланк). На торжестве освящения присутствовала императрица Екатерина II, и в храме сохранялось специально устроенное по этому случаю «Царское место», разобранное в 1840 г. В 1873 г. храм передали под подворье Сербской Церкви и отреставрировали. И хоть главный престол переосвятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в народе храм продолжали называть Киро-Иоанновским. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Сербское подворье, как и подворья других Православных Церквей, было закрыто, и храм стал опять приходским. В начале 1930-х годов его передали тресту «Радиострой». К концу 1932 г. начался снос церковных глав и колокольни, а затем церковное здание было уничтожено. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Существовавшая ранее церковь Кира и Иоанна, что на Кулишках. Здесь было три церкви. В 1620 г. показана церковь Параскевы Пятницы, упоминание о которой есть в летописи под 1547 г. В 1657 г. Пятницкая церковь показана каменной, существовала и в 1722 г. Церковь Кира и Иоанна обозначена в 1625 г. как придел Пятницкой. В переписной книге 1638 г. для церковного владения нет названия Кировского, оно почему-то названо «церковь Марии Египетской». В 1657 г. Кировская церковь была каменной. В 1652-58 гг. построена церковь Живоначальной Троицы, показанная в 1796 г. как старая церковь при новой Кировской. Троицкая церковь была разобрана после 1812 г., Пятницкая одновременно со старой Кировской – в 1765 г. Нынешняя Кировская, приделов не имеющая, строилась с 1765 г. по проекту К. Бланка, освящена 19 апреля 1768 г. После 1812 г., когда решено было из 237 приходов г. Москвы сделать 137, Кировский приход соединен со Всехсвятским. В 1874 г. церковь отдана для подворья Сербского митрополита. Впоследствии пристроена часовня. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=34395

08.1960 02(15)09.1960 22.08(04.09)1975 29.10(11.11)1975 30.11(13.12)1975 в/у Серафим Гачковский 30.11(13.12)1975 01(14)04.1982 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 18(31)03.1984 19.03(01.04)1984 07(20)07.1990 Евсевий Саввин 07(20)07.1990 24.09(07.10)2002 24.09(07.10)2002 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Астраханская Основана в 1602 г. Выделена из Казанской епархии с «подчинением ей церквей по Волге от Саратова» (Астраханская летопись. Исторические известия, события, постановления правительственных и друг. учреждений и факты из общественной жизни г. Астрахани с 1554 г. по 1896 г. включительно. Сост. А. Штылько. Астрахань, 1896 (далее – Астраханская летопись...). С. 5–6). Архиепископия с 1605 г. (1606) г. В «Записке ο царском дворе» (датируется 1610–1613 гг.), помещена в список епископий, а не архиепископий, вероятно, ошибочно (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1841. С. 422). Митрополия 08.06.1667 – 03.04.1714. Именовалась: Астраханская и Терская; с 08.09.1723 (по др., 1728 г.) – Астраханская и Ставропольская; с 16.10.1799 – Астраханская и Моздокская; с 04.12.1803 – Астраханская и Кавказская; с 05.04.1829 (по др., 17.07.1842) – Астраханская и Енотаевская; с 05.09.1917 – Астраханская и Царевская; Астраханская и Саратовская; Астраханская и Сталинградская; с 02(15)07.1959 – Астраханская и Енотаевская, паки; Астраханская и Волгоградская (?); с 14(27)12.1979 – Астраханская и Енотаевская, в третий раз. Викарные кафедры: Моздокская, Царевская, Енотаевская. 1602 18.12.1606 15.02.1615 23.01.1628 13.01.1629 28.01.1638 Макарий 17.05.1638 20.12.1640 Рафаил 17.06.1641 31.05.1655 04.05.1656 11.05.1671 25.02.1672 05.10.1680 Парфений 27.06.1681 28.10.1682 Никифор 04.03.1683 01.07.1696 02.02.1697 03.04.1714 22.01.1716 23.06.1723 08.09.1723 07.09.1727 07.09.1727 08.06.1730 08.06.1730 03.12.1730 15.08.1731 09.06.1755 10.05.1758 29.05.1776 13.09.1776 09.11.1786 28.11.1786 16.04.1792 18.05.1792 14.11.1793 06.02.1794 11.03.1794 11.03.1794

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не очень искусные, нередко с ошибками надписи на средниках некоторых произведений, отличающиеся от четких букв на каймах, заставляют предполагать, что их выполняли сами мастерицы после окончания шитья изображения. Возможно, иногда вышивальщицы и специализировались на этом. Так, в царицыной светлице под 1638 г. значится «светлишная писица» Ненила Волонская 10 . Однако это, по-видимому, было исключением, так как и надписи, и архивные документы, и стилистические аналогии свидетельствуют, что знаменщиками шитых произведений обычно были мужчины – профессиональные иконописцы, орнаменталисты и каллиграфы. О мужчинах же, вышивавших церковные пелены и покровы, вопреки предположению некоторых исследователей, достаточно убедительных известий не сохранилось 11 , тогда как посещавшие Россию иностранцы неизменно отмечали, что «лучшее, что умеют здесь делать женщины, это хорошо шить и вышивать шелком и золотом» 12 . «Золотные мастерицы» упоминаются и в материалах Царицыной мастерской палаты XVII в., и во вкладных книгах и синодиках монастырей, и в других исторических документах 13 . Имена мастериц гораздо чаще, чем имена знаменщиков, встречаются в надписях на самих произведениях. Нам известно их более двух десятков. Среди них – и царицы, и княгини, и боярыни, и инокини, и купеческие жены, и женщины простого звания. Ибо каждая женщина Древней Руси должна была уметь прясть, ткать и вышивать, а шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. Не случайно в Повести о местночтимой муромской святой Ульянии Осорьиной подчеркивается, что она «по вся нощи без сна пребываше, в молбах и в рукоделиях, в прядиве и в пяличном деле» 14 . В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, – светлицы. В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Их специально обучали. Так, в знаменитом сборнике советов на все случаи жизни XVI в. «Домострое» говорится: «...которая женщина или девка рукодельна и той дела указати: рубашки делати или убрус брати, или ткати, или золотное или шелковое пяличное дело, и которая чему учена – того всего досмотрити и дозрети; и всякой мастеры самой прядево, и тафта, и камка, и золото, и серебро отвесити и отмерити, и сметити, и указати, сколько чего надобно и сколько чего даст, и прикроити, и примерити, самой все свое рукоделие знати, а малых девок учити, которая чего пригоже» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010