Прежняя верхняя доска была не металлическая, а только обложенная металлом деревянная кипарисовая; она также употреблена была на иконы в архиве лавры дело 1835 г., 60, о написании икон – двух больших и нескольких малых – на снятой с раки преподобного Сергия деревянной крышке). Обычай носить на поясе ножик и ложку, каковая пара с влагалищем, или футляром, называлась связней, оставался у нас еще в XVII веке, и в описании, напр., казны патриарха Филарета упоминается несколько таких связней, состоявших из ножика булатного и ложечки каповой (см. Русск. Историч. Библиотеки, издаваемой Археографич. Комиссиею, т. III, со1. 928). Павел Алеппский говорит о деревянной посуде, даваемой в Троице-Сергиевом монастыре на благословение: нож, ложка и посох ( " Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. " , 1898, кн. IV, с. 34). Образ " Видение Сергиево " был посылаем Грозному под Казань в 1552 году или список с образа послан в дар (Полн. собр. русск. лет., т. VI, с. 312). [По возвращении из последней войны она была исправлена иконописцем В. П. Гурьяновым. См. его брошюру " Икона явления Божией Матери преподобному Сергию и пр. " , М., 1907]. А другая икона архангела Михаила, стоящая на северной стороне левого подкупольного столба, стоит тут с самого времени ее поставления в 1562–1566 годах (см. о. Арсения " Летопись наместников, келарей, казначеев и пр. " , с. 33, казначеев, 10). [Снимок ее, как уже сказано, помещен в " Житии и подвигах преп. Сергия " , составленном иеромонахом, ныне епископом Никоном, изд. 5-е, 1904, с. 215]. О возобновлении стенной живописи в соборе в 1635 г. говорит Симон Азарьин в " Новых чудесах преп. Сергия " (чудо 15-е, печатн. изд., с. 48–49), а " летопись " о сем возобновлении живописи, которая была написана " вокруг по стенам " собора, см. в Вивлиофике (XVI, 311 fin.). По словам И. М. Снегирева в " Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру " (с. 89), эта летопись вдоль стен заменена была символом веры при росписании 1854–1855 гг. Относительно этого (1635 г.) возобновления живописи мы не можем ответить на вопрос, так как по описи 1641 года на всех трех стенах Троицкого собора было много икон в киотах, то была ли живопись за иконами или же они закрывали пустые места стен? От 24 августа 1855 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

В 1635-м году игумен монастыря донёс патр. Иоасафу о житии и чудесах блаженного Симона и о большом стечении народа к его гробнице: и патриарх благословил игумена, ради терпеливого жития и чудес блаженного Симона, бывших при жизни его и после преставления, написать лик его иконным писанием на доске, с сиянием вокруг главы, вместе с тезоименитым ему апостолом Симоном Зилотом, и почитать с прочими святыми 1677 . Так с 1635-го года началось местное празднование блаженному Симону. Но в 1722-м году посетил Юрьевец епископ Нижегородский Питирим, к епархии которого незадолго перед тем причислен был город: неизвестно нам чем побуждаемый, он приказал разобрать гробницу, находившуюся в церкви над могилой Симона, а бывший сход из церкви к его могиле запечатал своей печатью, и, запретив отправлять службу ему, приказал петь по нём только панихиды, причём для рассмотрения дела о нём взял с собой его житие. Питирим оставлял нерешённым дело о Симоне до самой своей смерти 8-го мая 1738-го года. После смерти Питирима в 1741-м году последовал указ св. Синода, неизвестно нам – —351— чем непосредственно вызванный, произвести дознание об иконах, гробнице и почитании Симона. В 1742-м году дознание действительно и производилось. Чем оно кончилось, опять остаётся вам неизвестным, но во всяком случае конец дела был тот, что местное празднование Симону не было возобновлено 1678 . Е. Голубинский (Окончание следует). Розанов И. Критика нравственного учения Шопенгауэра//Богословский вестник 1894. Т. 3. 9. С. 352–375 (3-я пагин.). (Начало.) В одном месте своего во многих отношениях замечательного труда («Мир как воля и представление»), Шопенгауэр прямо и категорически заявляет, что в его этической книге читатель не найдёт, «ни предписаний, ни учений о долге», ни тем более указания на общий моральный принцип, который бы служил, по его выражению, «универсальным рецептом» к произведению всех добродетелей. Странно, поэтому, видеть, как этот писатель-философ, осудивший христианство в его существенных основах и моментах, трактует в заключении упомянутого труда об искуплении, вере и благодати: все мы, пишет он, «подвластны злу и так с ним связаны, что наши дела по закону и предписаниям, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

предисловие Никоновск. Кормчей л. 24 об.). 9) Анастасий Кримка или Кримкович. В июне 1589 г. писал грамоту к папе Сиксту V, прося у него ходатайства перед польским королем за Стефана, сына воеводы Александра, который (Стефан) искал престола под тогдашним воеводой, названным выше Петром (Teйhepa Monumenma Poloniae em Limhuaniae m. III, р. 104 и 165. В грамоте папа между прочим В 1602 г., при воеводе Стефане Томзе, основав им, до настоящего времени существующий, в Буковине монастырь Драгомирна (cм. Archiv für Kamhol. Kirchenrecht, издаваемый бapohoм von Moy de Sons u Vering’oм, 1865, 4 Heft, S. 159 прим., где известие заимствовано uз Schemamismus’a буковинской епархии на 1863 г.). Последнее известное нам упоминание о нем под 1625 г. (см. Строева Описание рукописей Царского 328, стр. 324). 10) Афанасий. Упоминается под 1630 г. (Сношений с Востоком ч. 2, стр. 107). 11) Варлаам. Упоминается под 1635–1652 годами (см. грамоты воеводы Василия Лупула 1635 и 1651 годов, – первую в Записках Одесск. Общ. Ист. и Древн. т. 3, стр. 262, вторую в Херсонск. Епарх. Ведом. 1867 г. 2, стр. 86, Сношений с Востоком ч. 2, стр. 200, 349 и 356 и ч. 3, рукоп. л. 573, 663 об. и 672 sqq; подписи под соборным деянием 1642 г. против кальвинских глав, усвоявшихся Кириллу Лукарису, у Алляция b De perpemua consensioneEccles. lib. III, cap. XI, § V, p. 1085 u b Chronicon’e Philippi Cyprii, ed. Hilarii, р. 478; посвящение дельского издания 1647 г. славянского перевода Фомы Кемписа в Описании старопеч. книг Толстова 107, стр. 239). 12) Гедеон. В 1655 г. находился у нас в Москве, и здесь вместе с патриархами антиохийским Макарием и сербским Гавриилом давал патр. Никону ответ на его письменный спрос о сложении перстов для крестного знамения (см. в Никоновск. Скрижали «Слово отвещателно к читателем»). 13) Досифей. Упоминается под 1679–1690 годами (см. Икону дел патриарших, по списку Ундольского в Румянц. Музеуме лл. 3 oб. sqq, 30 об., 658, Сношения России с Востоком ч. 4, рукоп. лл. 1121, 1127 об., 1202, Полное Собрание Законов 1324, Карамзина Истории, по изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

за икосы против прежнего протопопа Максима». Вероятно, задним числом, протопопу Максиму («духовнику, Благовещенскому протопопу») 31 октября 1634 г. произведена выдача за причастное от царицы (такая же книга 31 января 1635 г. прот. Максим именуется «бывшим государевым духовником старцем Моисеем», там же). Прот. Иван был в Благовещенском соборе недолго: 31 декабря 1634 г. он называется «Благовещенским бывшим протопопом» (кн. а с следующего 1635 г. упоминается уже новый протопоп Никита (19 марта – кн. 14 сентября – столбец 7144 г. 29 сентября – кн. последние известия о нем от 2 Февраля, 28 марта и 24 апреля 1645 г., кн. 12 мая – кн. Между протопопом Стефаном (1645–1656 гг.) и Лукианом (1657–1666 гг.) был еще протопоп Михаил Кириллов, который упоминается 30 Февраля 1656 г. (кн. около этого времени прекращаются известия о Стефане – как царском духовнике (последние мне известные от 4 Февраля и 3 марта 1656 г., кн. Протопоп Михаил был недолго, несколько месяцев; с мая 1656 г. упоминается новый царский духовник – протопоп Лукиан: 12 мая по государеву именному указу приказал окольничий Ф.М. Ртищев, велел давать государеву духовнику Благовещенскому протопопу Лукьяну с Казенного двора по што ни пришлет (кн. 1 июля и 6 сентября 1656 г. кн. Эти два протопопа (Иван и Михаил), бывшие в Благовещенском соборе только по нескольку месяцев, совершенно неизвестны о. Извекову и потому мы не найдем у него никакого объяснения их появлению; вероятно это были лица, служившие в соборе временно, в тот период, когда один духовник оставил уже свою должность, а новый на его место еще не был избран, и что они были только протопопами Благовещенского собора и не были вместе с тем царскими духовниками 5 . Ключари, Парфений (не отмеченный у Извекова) упоминается в сентябре 1613 г. (столбцы 7122 г., 2/11 и 3/12). Александр Андреев (отчество не указано у Извекова) упоминается еще 29 марта 1651 г. (столбцы 7159 г. а не с 1652 г., как говорит о. Извеков. Василий Климентов (и Клементьев, кн. Ключарь уже 9 ноября 1655 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Москва. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1635. Ссылки:     Адрес: Россия, город Москва, Таганская улица, дом 58. Координаты: 55.738518, 37.671405 Проезд:метро " Марксистская " , далее проезд на автобусах м7, 51, 74, т63, с755, 766 до остановки " Б. Андроньевская ул. - Покровский монастырь " , или от станции метро " Пролетарская " трамваями А, 38, 43 до остановки " Абельмановская застава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь «Покрова на убогих домах» был основан в 1635 г. русским царем Михаилом Феодоровичем на месте с давних пор находившегося здесь кладбища для погребения бездомных, бродяг, утонувших, казненных и т. п. Здесь был и убогий дом, почему и монастырь назывался сначала Убожедомским. В 1806 г. была заложена, а в 1814 г. освящена на средства благотворителей двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный в честь святых Апостолов Петра и Павла и северный придел в честь Святителя Николая. В нижнем ярусе были установлены три престола: главный - во имя Святителя Ионы, Митрополита Московского, преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Храм Воскресения Словущего с приделами: центральный - Воскресения Словущего, правый - святой праведной Матроны Московской, левый - Тихвинской иконы Божией Матери, был построен в 1798 г., перестроен в 1854-1855 гг. архитектором М.Д. Быковским. Здание этого храма стройное и величественное, выполнено в романском стиле. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Трехъярусная колокольня монастыря была построена в 1799 г., разрушена в 1926 г. Покровский миссионерский монастырь, заштатный, в Москве, у Покровской заставы, на Семеновской улице. Основан в 1655 году при царе Алексее Михайловиче. Соборный храм монастыря до 1812 года, когда монастырь подвергся разорению от французов, был во имя Всех Святых; в 1815 году был возобновлен и освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова. При монастыре школа с приютом и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Евгений Бажанов,еп. 1832–1834 Никанор Клементьевский 1834–1840до 1835 года епископ Антоний Зубко 1840–1848до 1841 года епископ Михаил Голубович 1848–1868до 1853 года епископ Александр Добрынин 1868–1877до 1877 года епископ Епископы Минские и Туровские: (с 1878 года) Евгений Шерешило, еп. 1877–1880 Варлаам Чернявский 1880–1889 Симеон Линьков 1889 Могилевская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилеве. Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635 Сильверст Коссов 1635–1647 Игнатий Оксинович-Старушич 1650 Иосиф Конотович-Горбатский 1650–1653 Мефодий Филимонович 1661–1669 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1661–1664 Фодосий Василевич 1672 –1678 Серапион Польховский 1697–1704 Сильверст Святополк, князь Четвертинский 1704–1728 Арсений Берло 1728–1733 Иосиф Волчанский 1734–1742 Иероним Волчанский 1744–1754 Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795 с 1783 года архиепископ Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797 Белорусские и Могилевские: Иларион Кондратковский 1797 Архиепископы и епископы Могилевские и Витебские (с 1803 года): Анастасий Братановский 1797–1805 с 1801 года архиепископ Варлаам Шишацкий 1805–1813 с 1808 года архиепископ Даниил Наток-Михайловский 1813–1821 с 1816 года архиепископ Иоасаф Сретенский, архиеп. 1821–1827 Павел Морев-Павлов, еп. 1827–1831 Могилевские и Мстиславские (с 1883 года): Гавриил Городков 1833–1837 с 1833 года архиепископ Смарагд Крыжановский, архиеп. 1837–1840 Исидор Никольский 1840–1844 с 1841 года архиепископ Анатолий Мартыновский 1844–1860 с 1853 года архиепископ Евсевий Орлинский , архиеп. 1860–1882 Виталий Гречулевич , еп. 1882–1885 Сергий Спасский , еп. 1885 Павел Вильчанский, еп. 1892 Ириной Орда, еп. 1892–1893 Евгений Шерешило, еп. 1893 Нижегородская Учреждена в 1672 году. Кафедра в Нижнем-Новгороде. Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686 Павел 1686–1696 Трифилий Инихов 1697–1699 Исайя 1699–1708 Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719 Епископы Нижегородские и Алатырские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

разослал листы к главным духовным лицам, как православным, так и униатам, а также и к некоторым светским, в которых убеждал их отказаться от подчинения Константинопольскому Патриарху и по примеру Москвы и других государств учредить в Западно-Русской Церкви самостоятельное патриаршество. Этой мерой он надеялся сплотить враждующие стороны под управлением одной главы и таким образом примирить их. Православные прекрасно понимали, что проект этот неосуществим, так как униаты, руководимые иезуитами, никогда не согласятся выйти из подчинения папе, и поэтому его отвергли. Такие колебания короля опять открывали поле для вероисповедной борьбы, и борьба эта разразилась новыми неслыханными насилиями. Согласно постановлению Варшавского сейма 1635 г., униаты обязаны были возвратить православным некоторые из отнятых у них монастырей и церквей, но это постановление вызвало сильную оппозицию со стороны латино-униатов, и осуществить его в жизни было чрезвычайно трудно. Униаты не только не хотели добровольно возвращать православным церкви и монастыри, но даже стали оказывать сопротивление королевским комиссарам при передаче имущества православному населению. Даже и в тех случаях, когда церковь передавалась комиссарами в руки православных, униаты опять силой отнимали ее у них. Если же православные, выведенные из терпения, восставали, чтобы возвратить себе отнятое, униатский епископ начинал преследовать их судом как возмутителей, а суды подвергали их самым тяжелым приговорам: одних приговаривали к обезглавлению, других — к сечению розгами у позорного столба, третьих — к отсечению рук, к лишению имущества и т.п. Несчастные православные ввиду таких приговоров невольно смирялись, просили прощения у епископа, а он требовал от них отречения от православия и клятвенного обещания быть униатами и прощал. Ободренные такой постановкой дела униаты и латиняне производили набеги на православные монастыри, возбуждали школяров и чернь против православных и всегда оставались безнаказанными, так как местные суды по большей части держали сторону униатов. Вражда между православными и униатами разгоралась и причиняла великий вред государству. Чтобы внести в среду враждующих некоторое успокоение, Владислав провел в 1641 г. на сейме одну меру величайшей важности: он изъял уголовные дела между униатами и православными из ведения смешанного трибунального суда, тогда уже совершенно подпавшего под влияние иезуитов, и перенес их в непосредственное ведение сейма, а дела гражданские, решавшиеся доселе местными судами, перенес в свой, так называемый реляционный суд. Злоба униатских епископов против православных усиливалась еще и от того, что многие униаты, пользуясь постановлением сейма 1635 г., стали возвращаться в православие, как это было, например, в епархиях Полоцкой и Мстиславской. С этим ревнители унии никак не могли примириться и усиливали притеснения православных всякими мерами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Василий Семёнович 23) находился осадным воеводою в Новосиле в 1563 году; брат его Матвей Семёнович был воеводою в Торопце в 1580 году, и в Себеже в 1581 году. Ефим Васильевич баим 60), более известный под именем Баима Васильевича, находился при Иоанне Грозном и при Феодоре I думным дворянином и был послом в Польше. Из братьев его, Иван Васильевич старший, по прозвищу губа, находился воеводою в Великих Луках в 1580 году; при осаде этого города польским Королём Стефаном Баторием, взятый в плен на вылазке, изрублен в неприятельском стане; Григорий Васильевич был воеводою в Тетюшах в 1600 году, а Иван Васильевич младший строил в Сибири, в 1598 году, город Верхотурье, и был там первым воеводою; в последствии, в мае 1606 года, он и Григорий Леонтьевич Валуев убили Лже-Дмитрия; Андрей 65) находился воеводою в Таре в 1597 году; в Новгороде- Северском в 1602 году; ясельничим в 1605 году; через несколько месяцев назначен думным дворянином; в 1607 году, в сражении под Путивлем он взят был в плен и умерщвлён по приказанию самозванца Петрушки. Тут же взят в плен и умерщвлён Иван Петрович 80). Сергий Матвеевич 67) принял иноческий образ в Троицко-Сергиевской лавре под именем Серапиона, и прославился мужеством во время знаменитой, шестнадцати-месячной осады лавры поляками (16081610). Прохор-Богдан Борисович 68) дважды ездил послом в Польшу, в 1583 и 1587 годах; был воеводою: в Ельце в 1602 году; на Двине в 1617 году и в Ярославле в 1642 году. Трое Воейковых: Дмитрий, Семён и Александр участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича. Дмитрий Ефимович 142) был воеводою во Пскове с 1633 по 1635 год, а Семён Иванович 150) был воеводою в Томске с 1633 по 1635 год, и в Вязьме с 1644 по 1646 год. Илья Иванович 161) убит при осаде Смоленска в 1634 году. Владимир Иванович 167) был воеводою в Новосиле в 1649 и 1650 годах; Семён Иванович 176) был воеводою в Вязьме в 1664 году; Никита Григорьевич 183) воеводою в Можайске в 1664 году. Семьдесят шесть Воейковых владели населёнными имениями в 1699 году; двое из них убиты под Нарвою: Дмитрий Юрьевич 371) и Дмитрий Васильевич 381), а двенадцать из них были стольниками Петра Великого 239, 261, 279, 282, 283, 311, 313, 349, 351, 374, 379 и 381).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

I. Православные после коронации Владислава (1633 г.) ждали ближайшего сейма, на котором должен был окончательно решиться вопрос о положении их церкви. Сейм открылся в феврале 1635 года. На нем права униатов и неуниатов уравнивались 987 . Но когда дело дошло до выдачи грамот, король заговорил несколько иначе, чем говорил на сеймах. Он откровенно признался, что уступки, сделанные неуниатам, вызваны стеснительными обстоятельствами. Поэтому в новых грамотах права униатов расширялись, права неуниатов, напротив, сокращались. Грамотой от 14 марта 1635 года за униатами оставлены архиепископство Полоцкое, епископства: Владимирское, Пинское, Холмское и Смоленское с монастырями, церквами и имениями, принадлежащими им; за ними же оставались виленский Св.-Троицкий монастырь с братством и церковью св. Пятницы и с принадлежащими ей фундациями, монастыри: гродненский (прежде он назначался православному митрополиту), жидичинский, могилевский, минский, новогрудский, онуфриевский, мстиславский, плытинский, полоцкий, брацлавский и др., находившиеся во владении униатов. В Витебске, Полоцке и Новогородке неуниатам запрещалось иметь церкви (совсем не то, что говорилось раньше о пропорциональном распределении церквей 988 . 18 марта дана грамота православным. По королевской привилегии Луцкое епископство не тотчас отдавалось епископу Афанасию Пузине, но по смерти униатство епископа, и, следовательно, дело оттягивалось. Сделана очень невыгодная для православных прибавка и по отношению к Перемышльской епископии. По прежним статьям она передавалась исключительно православному епископу, теперь же, по смерти униатского епископа Крупецкого, в Перемышльской епархии должны оставаться униатские епископы. Им передавались спасская и николаевская церкви, находившиеся в предместье Перемышля. Могилевский Спасский монастырь, где предполагалась православная кафедра, оставался за униатами; вместо него православному епископу отдавались крестовоздвиженская церковь и в Минске, так называемая, блаженная (Beata). Вместо гродненского монастыря митрополиту передавалась Выдубецкая архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К. принадлежит ок. 120 комедий в принятом тогда в Испании широком понимании слова «комедия», т. е. 3-актных пьес разного жанрового и тематического плана, 80 «аутос сакраменталес» и множество одноактных пьес, написанных в др. жанрах. Театральный канон, в рамках к-рого творил К., был разработан его старшим современником испан. драматургом Лопе де Вегой (1562-1635), но К. существенно пересмотрел его жанровый состав. Пьесы К. традиционно систематизируют по генетическому (в зависимости от того, из какого источника взят сюжет пьесы) и жанрово-тематическому признакам. Согласно 1-му признаку, выделяют агиографические по происхождению «драмы о святых», драмы на библейские («Волосы Авессалома» (Los cabellos de Absalón, 1633)), мифологические («Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra, 1652), «Эхо и Нарцисс» (Eco y Narciso, 1661), «Статуя Прометея» (La estatua de Prometeo, ок. 1668)), историко-мифологические («Великая Зенобия» (La gran Cenobia, 1625), «Дочь воздуха» (La hija del aire, 1-я ч.- до 1650, 2-я ч.- 1653)) и исторические сюжеты («Английская ересь» (La Cisma de Inglaterra, 1627)), а также на темы из рыцарской эпики и романсов («Мантибльский мост» (La puente de Mantible, 1630)), античных и ренессансных романов (К.- автор несохранившейся комедии «Безумства Дон Кихота» (Los disparates de Don Quijote)). По жанрово-тематическому принципу пьесы К. делятся на комедии, в т. ч. «придворные комедии» («Любовь, честь и власть», «Лента и цветок» (La banda y la flor, 1632)) и «комедии интриги» («Дама-невидимка», «Дом с двумя выходами трудно охранять» (La casa con dos puertas, mala es de guardar, 1629), «Мнимый астролог» (El astrólogo fingido, 1631), «Сам у себя под стражей» (El alcaide de sí mismo, 1637)), и драмы. Особое место в наследии К. занимают семейные «драмы чести» («Врач своей чести» (El médico de su honra, 1635), «За тайное оскорбление - тайная месть» (A secreto agravio, secreta venganza, 1635), «Живописец своего бесчестия» (El pintor de su deshonra, 1648-1650)), крестьянские, или народные, «драмы чести» («Саламейский алькальд» (El alcalde de Zalamea, ок. 1636)), «драмы о святых» («Маг-чудодей» (El mágico prodigioso, 1637)), философские драмы («Жизнь есть сон» (La vida es sueño, 1635)). Мн. пьесы К. представляют собой синтез неск. жанров (философской драмы, «драмы чести», «комедии интриги») и имеют неск. источников (историческую хронику, античную мифологию, агиографические предания).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010