По избрании Иосифа Бобриковича епископом Мстиславским, игуменом братского Виленского монастыря был избран о. Митрофан Дементьев, или Дементьянович, а за ним о. Самуил Шитик-Залесский, принадлежавший к дворянскому роду и известный своей ученостью (в —149— 1637 г.). 1536 С этого времени в св. Духовском монастыре установилось правило, по которому игумен избирался только на три года, а по прошествии этого времени происходили новые выборы старшего. В ноябре 1637 года два старца Виленского монастыря, наместник Леонтий Шитик-Залесский и дидаскал училища Вениамин Севастьянович ходили в Москву за милостыней и получили от царя Михаила Федоровича 200 рублей на строение каменного своего храма, который еще не совсем был окончен. 1537 Выше было упомянуто, что корпорация студентов братского училища была образцово организована, на правах «младшего братства», имевшего в монастыре свой особый придел в честь св. Константина и Елены, а из приведенной выше грамоты короля Виленскому братству (от 18 марта 1633 г.) узнаем, что при училище было учреждено убежище для бедных студентов («при том школы мешканя для убогих студентов»). При братстве была устроена библиотека из книг на разных языках. 1538 Памятником литературных трудов студентов братского училища того времени является небольшая книжка, изданная ими в 1635 году, по всем вероятиям, в память скончавшегося в том же году епископа Иосифа Бобриковича, бывшего их ректора. Книжка эта носит заглавие «Эхо жалости». 1539 Кстати сказать, что умерший 9 апреля 1635 г., в г. Вильне епископ Иосиф, до самой своей кончины, —150— оставался в тесной духовной связи с Виленским крестоносным братством, о чем он сам свидетельствует в письме, написанном к Могилевскому братству, незадолго до смерти, а именно 14 марта 1635 г. В этом письме он, прося у братчиков денежной помощи по случаю своей болезни, также сообщал им, что слабое его здоровье, требовавшее врачебной помощи, побудило его оставить г. Могилев. 1540 Материальные средства братства продолжали увеличиваться. Кроме отказов значительных денежных сумм и драгоценной утвари [пожертвования братчика Семена Ивановича Азарича в 1636 году, и купца Павла Коссобуцкого в 1639 году] в собственность братства за это время поступили крупные недвижимые имения; так член братств: Виленского, Львовского и Луцкого, Лаврентий Древинский, бывший неоднократно старостой Виленского братства, пожертвовал братству своей фольварк под Вильной, с кирпичным заводом, и дом в г. Вильне, на Антоколе, а после смерти Лидского помещика Александра Тризны, братство получило от него, по завещанию, дом в г. Новогрудке и небольшой участок земли для устройства монастыря в его имении. 1541 , 1542

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

(празд. 2 мая). В 1635 г. в Нерехте был основан Богородицко-Сретенский девичий мон-рь, где находились 2 чудотворные В. и. ( Назаретский И. , свящ. Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями св. иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими. М., 1860). О первой из них жителем Ярославля, переехавшим в Нерехту, Иоанном Аверкиевым в 1635 г. было составлено сказание (ркп. не сохр.). В 1767 г. сказание было воспроизведено в рукописном сборнике нерехтского купца Андрея Несторовича Третьякова «Рай мысленный». Согласно сказанию ( Каган М. Д. Сказание о иконе Богоматери Владимирской в г. Нерехте//СККДР. СПб., 1998. Ч. 3. Вып. 3. С. 392-394), в 1634 г. Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богоматерь и повелела ему купить В. и. у иконописца Димитрия, а затем перенести ее в Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Богоматерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону, к-рую оставил в своем доме до весны. Затем по рекам Волге и Солонице на лодке перевез ее в Нерехту. От иконы начались чудеса; среди исцеленных был и сам Иоанн. По прошению жителей Нерехты Патриарх Иоасаф I благословил построить для иконы церковь и основать мон-рь в честь ее сретения. Драгоценный венец для иконы был заказан жительницей Ярославля Матреной в благодарность за исцеление от слепоты. Владимирская икона Божией Матери. Иконописец Димитрий. 1634 г. (собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Нерехте) Владимирская икона Божией Матери. Иконописец Димитрий. 1634 г. (собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Нерехте) Сказание (повесть) о 2-й иконе содержится в том же рукописном сборнике Третьякова. Через год после прославления 1-й иконы «некая вдова Екатерина Вавилова, дщерь по прозвищу Владимирка» из Ярославля, услышав о чудесах нерехтской святыни и основании девичьего мон-ря, пожелала пожертвовать в новую обитель запрестольный образ. В 1635 г. она заказала ярославскому иконописцу В. и.

http://pravenc.ru/text/154962.html

2221 . Черницкий, Чернечицкий, Чорненский или Спас на Чернчичах, мужской, ныне церковь Преображения, Волынской губ., Луцкого у., в ½ вер. от Луцка, за р. Стырем. Уже существовал в XVI стол. и в описи грамот, привилегий и проч. 1596 г. значится: «Лист княжати его милости Острозского, воеводы Киевского, данный на монастырь светого Спаса под Луц­ком на Чернчичах». Около 1624 г., по просьбе ревнителя православия Адама Урсул-Рудецкого, сюда переведена типо­графия Крестовоздвиженского Луцкого братства, учрежденная иноками Сильверстом и Павлом Миткович-Гянцея. Из них Сильверст был потом игуменом монастыря. В 1625 г. из мужского преобразован в женский. “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 5 (типографии); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 218 (Опись 1596 г.); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная старина); “Памят­ники для разбора древн. актов”, I, Отд. 1, 2 (в 1617 г. игум. Исаакий Борисович), 21 (топограф. положение м-ря), 139 (духовная 1635 г. иеродиа­кона м-ря Сильвестра, которою отказывает заве­денную им типографию Крестовоздвиж. братству); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 194 (опис. гор. Степани); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 200, LXXXI (объявление урядника Ужовского, 1597 г., об исчезновении священника Чернчицкого Спасск. м-ря Стефана Добринского), 231, (судебное прение 1598 г. Николая Добринского с епископом Терлецким по делу об убийстве свя­щенника м-ря Стефана Добринского), 235, XLV (о том же), 279, СХ (о том же), 555, (жалоба 1625 г. монахинь Преображен. на Черн­чичах м-ря на двор. Яна Цетиса о нападении на дом их священника), 614, CCXLVIII (дарств. запись 1630 г. иеромон. Павла Телицы православ. Спасскому м-рю в селе Черной на остающиеся после его смерти книги и типографию), 637, (фундуш 1631 г. Адама Урсула Рудецкого м-рю св. Спаса в Черной), 642, CCLIX (грам. 1631 г. Киево-Печер. архим. Петра Могилы игумену м-ря Павлу Людкевичу о включении его в число братии Киевопечер. лавры и принятии под свое ведение его м-ря), 697, CCLXXXI (жалоба 1635 г. игумена Крестовоздв. Братского в Луцке м-ря на Дмитрия Урсула Рудецкого о нарушении им отцов. фундушевой записи в пользу правосл. м-ря Чорненского), 703, CCLXXXIII (жалоба 1635 г. Дм. Рудецкого на братию Луцкого Братского м-ря о похищении ими типографии из м-ря в селе Черном).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

митрополит Киевский, скончавшийся в 1657 г. Иезуиты и униаты от злости на успехи Киевской коллегии рассевали в народе клеветы, будто науки ее – науки еретические, и учители – кальвийсты или социниане. Обманутые ими простаки попы и казаки шумели: к чему заводят латинское и польское училище? и раз «хотели было самого Петра Могилу и учителей до смерти побити: едва их уговорили» (Домецкий). При этих то обстоятельствах Сильвестр Коссов, «елект епископ Могилевский», написал Апологию школам (Elegesis abo danie sprawy o szkolach Kiowskich i Winnickich, w Lawrse, 1635). В ней он, объяснив различие исповеданий арианского (социнианского), кальвинова и лютерова, от исповедания православного, пишет, что учители коллегии твердо следуют учению православной церкви; латинский язык преподается в коллегии от того, что необходим он для русских в судах польских, где делопроизводство совершается на латинском языке или с латинскими терминами и выражениями; греческим языком не пренебрегают в коллегии; к тому же латинский язык давно изучают русские в училищах Львовском и Виленском, а иные и за границею. В том же 1635 г. Сильвестр издал на польском языке в сокращенном виде Печерский Патерик, но с своими замечаниями и с списком митрополитов (напеч. в Киев. 1635 г.). В предисловии Сильвестр пишет: «Посещая пещеры Киевские и гробы св. отцов и чудясь нетлению святых тел их, не раз я горько плакал, что несчастливое и завистливое время до сей поры не явило свету избранных Божиих, которых прославил сам Бог . Когда же нынешний наш архипастырь ( Петр Могила) изъявил свое попечение и волю, чтобы жития святых были очищены от праха и изданы в свет; тогда я охотно углубился в хроники и летописи греческие, славянские, Латинские, русские и польские, чтобы узнать: кто были сии избранные Божии и когда они жили». Отселе видно, в чем состоял труд переводчика для Патерика. Сочинение архипаст. Сильвестра о седми таинствах, которое читано им в 1637 г. пред собранием священников, в том же году напечатано было в Кутеинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К 1718 г., при игум. Мелетии (Чайковском), в мон-ре проживали всего 18 иноков (Там же. С. 222). Надзор за ними Киевские митрополиты Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский) перепоручили ведомству Белорусского епископа. В 1759 г. обитель была передана в подчинение еп. Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому) , в 1762 г. переведена в 3-й класс, в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, окончательно вошла в состав Могилёвской епархии. В авг. 1805 г., при настоятеле Феофане (Романовском), мон-рю был дарован статус архимандрии. Во время Отечественной войны 1812 г., при архим. Иустине (Сементовском), мон-рь сильно пострадал. Его наиболее ценное имущество, включая часть серебряной утвари и окладов икон, было расхищено воинами отступающей франц. армии. Нек-рые предметы и реликвии были обнаружены освободившими Оршу казаками атамана М. И. Платова и возвращены в обитель. В 1815-1821 гг. мон-рь возглавлял архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1821-1823 гг.- архим. св. Мелетий (Леонтович ; впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский), в 1823-1824 гг.- архим. Аркадий (Фёдоров ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский). В 1842 г., при архим. Фавстиане, обитель стала заштатной, приписной к оршанскому Покровскому мон-рю. В нее переселились настоятель и братия, а здание самого Покровского мон-ря было передано ДУ. В 60-х гг. XIX в. архим. Агапит (Сахаров) на свои средства открыл школу, позже - одноклассное ДУ. В 1883 г. воссоздана школа иконописи. Архитектурный комплекс Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Архитектурный комплекс О. К. Б. м. состоял из Богоявленского собора, Свято-Духовской ц., колокольни, госпиталя, жилых и хозяйственных построек. С 3 сторон территория обители была огорожена кирпичной стеной (высота - 2,5 м). Планировка мон-ря была регулярной, а его двор имел прямоугольную форму. Пятиглавый деревянный на каменном фундаменте Богоявленский собор (1623-1635), возведенный в стиле виленского барокко, стоял на высоком месте и являлся доминантой архитектурного комплекса.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

При И. в целом соблюдались постановления Собора 1620 г. о перекрещивании римо-католиков и униатов при присоединении их к Православию, а также о повторном крещении православных, крещенных обливательно. Материалы Собора вошли в мирской и иноческий Требники, выпущенные в 1639 г. При этом в сравнении с более ранним временем в Патриаршество И. отношение к иноверцам стало более мягким. По благословению патриарха в 1635-1636 гг. велось следствие по делу об «иноземке» А. Барнсли, принявшей Православие при патриархе Филарете, но впосл. захотевшей вернуться в протестантизм, из-за чего ее поместили сначала в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь , затем в Горицкий в честь Воскресения Господня монастырь . Дело получило огласку, в поддержку Барнсли выступили представители различных конфессий. В грамотах в Горицкий мон-рь И. определял режим содержания Барнсли, вскоре она была возвращена в Москву. В Патриаршество И. смягчилось отношение к книгам литов. печати ( Булычев А. А. История одной полит. кампании XVII в.: Законодат. акты 2-й пол. 1620-х гг. о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96). И. на протяжении всей жизни сохранял связь с местом своего пострижения - Соловецкой обителью. Будучи Псковским архиереем, И. дал вкладом в мон-рь Толковую Палею, Толковую Псалтирь прп. Максима Грека («по своих родителех за отца и за матерь, написати в литии инока Боголепа да иноку Улию»), 70 р., а затем еще 50 р. 12 окт. 1634 г., уже будучи патриархом, И. пожаловал Соловецкому мон-рю «ризы отлас золоченой, оплечье участковое - 70 рублев, да денег 100 рублев... Да он же пожаловал дал на Москве старцу Саве денег 50 рублев» (Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.- ГММК. 1238. Л. 23-23 об.; см. также: Покровский И. М. Рукописи и приписки к ним по существующим описаниям: К истории рукописной книги на Руси//ПС. 1897. Окт. С. 478; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 41-42). В 1635 г. по ходатайству И. царь Михаил Феодорович подчинил Соловецкому мон-рю Яренгский мон-рь с землями и угодьями с. Яренга. В 1638 г. мощи праведных Иоанна и Лонгина Яренгских были перенесены из часовни в новопостроенный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Духовником И., после того как он взошел на Патриарший престол, был «соловетцкой черной поп Серапион» ( Белокуров. 1891. Ч. 1. С. 156). Патриаршим казначеем в 1634/35 г. значился «старец Даниил Соловецкий», в 1640 г.- «старец Перфилий Соловецкий» (в 1635-1639 казначеем был «старец Иларион Псковитянин» - Устинова. 2008. С. 28-35). В домовой патриаршей казне имелся образ Соловецких чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/578112.html

Молитва находится в потребниках 1625, 1639 и 1651 годов, а также в требнике, напечатанном в Остроге 1606 г. и нет ее в служебниках 1602, 1616, 1625, 1635 годов. VII. Молитва от скверны: Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един свят и на святых почиваяй. Молитва содержат моление только о младенце. Пред чтением ее положено благословение священником чела, уст и персей его. Пред нею говорится: Мир всем. Главы ваша преклоните. Молитва содержит согласно заглавию, моления об очищении от скверны. Под скверною же разумеются злые действия духа злобы, осквернения души. В молитве взывается: «Ты сам Владыко пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Ти имене, и образом честнаго и животворящаго креста, благослови и очисти раба твоего, имя рек, оскверньшагося от всякаго неприязненнаго духа» и т. д. Чтобы подвигнуть Господа на умоление, воспоминаются апостолы Петр и Павел, изрекшие слово об очищении, и то, что Господь верховному Своему апостолу Петру «явльшимся ему видением, ничто же скверно или нечисто мнети от Него сотворенных, на пищу и в наслаждение человеком и сосудом Своим Павлом вся чиста чистым заповедав». Новорожденный младенец, таким образом, сравнивается с язычниками, которых Господь признал чистыми, приказал призывать поэтому их в христианство . Если же младенцы подобны тем, коих Господь не велел признавать нечистыми, а назвал чистыми, то к чему над младенцами читается молитва от скверны. Пример ап. Петра в молитве неудачен. Молитва находится в служебниках 1602, 1616, 1625, 1635, в потребниках 1625, 1639, 1651 годов. Эту молитву положено было, в потребнике 1635, 1651 г., читать пред церковию при входе в нее жениха и невесты, вступивших в 2 и 3 брак. VIII. Наконец, к молитвам по рождении младенца принадлежала молитва, дитя в колыбель класти: Содержителю Слове Отчее, Сам совершен Сый Иисусе Христе. Эта молитва та же, что и на сон грядущим (свят. Антиоха), только несколько измененная и добавленная. В ней возносятся прошения к Богу не в 1-м, а в 3-м лице. В ней, например, вместо: «спяща мя сохрани» говорится «спяща его сохрани».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

65). 24 августа 1635 г. один экземпляр грамоты этой, именно тот, который ныне числится в описи Оружейной Палаты, равно как и другие «государственные начальные великие дела со окрестными государи – докончальные, и перемирные грамоты, и договорные посолские записи и всякие большие крепости» положены были в особый сундук, который за печатью думного дьяка Ф. Лихачева тогда же отнесен был из Посольского приказа на Казенный двор, где был поставлен «в Болшой полате и приказан беречь Казенному дьяку Гаврилу Облезову». Грамота 1613 г. при этом случае была так описана: «ящик бархатной, петля серебреная испорчена, а в нем грамота утверженная, как били челом и обрали на Московское государство государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, за руками митрополитов, и архиепископов и всяких чинов людей; у неё печати все ростопились и конец поплел». – Грамоты этой не было в Посольском приказе и в 1673 г., так как опись дел приказа, составленная в сём году при А. С. Матвееве, не указывает её в Посольском приказе, а говорит о сундуке, отданном в 1635 г. на Казённый двор и теми же словами описывает в сундуке грамоту 1613 г. В феврале 1708 г. этот сундук был взят из Казённой палаты обратно в Посольский приказ, причём дела были вновь пересмотрены и грамота была описана точно так же, как и ранее. Таким образом тот экземпляр грамоты, который принадлежит ныне к составу Оружейной Палаты, с 1635 г. по 1708 г. хранился на Казённом Дворе в особом сундуке вместе с другими государственными актами. С 1708 г. он опять взят был в Посольский приказ, и здесь, а затем в Московском Архиве Государственной Коллегии Иностранных Дел, хранился в течение всего XVIII в. и в первой половине XIX в. Второй экземпляр грамоты «подлинный чёрный», взят был тогда же, после пожара 1626 г. из Посольского приказа для большей сохранности в Московский Успенский Собор: опись сего собора, составленная в 1627 г., в числе других предметов указывает «у Похвалы пречистые Богородицы в казне»: «грамота государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, его царского обиранья, за руками, в ящике, а ящик позолочен бархатом червчетым, наугольники и застежки серебряные, за печатью».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Дети князя Христофора, воеводы виленского: князь Николай (ум. в молодых летах). Княжна Варвара (умерла в молодых летах). Князь Януш, герцог Олыкский, подчаший литовский (умер в 1620 г.), был женат 1) на княжне Софье Слуцкой, 2) на княжне Изабелле-Софии Бранденбургской (от 2-го брака – сын). Князь Христофор, воевода виленский, был женат на Анне Цехавовецкой; он заключил в 1635 г. мир Польши с Россией. Княжна Изабелла, за канцлером литовским Львом Сапегою. Дети князя Николая Христофора Сиротки: Князь Ян-Юрий, каштелян Троцкий (ум. в 1626 г.), был женат на Елеоноре Язловецкой, урожд. княжне Острожской. Князь Христофор, Николай (род. 1592 г., умер 1607 г). Князь Войцех-Владислав, кастелян троцкий и виленский (ум. 1636 г.), был женат 1) на Анне Сапега (умершей 1627 г.) и 2) на Анне Зенович. Князь Сигизмунд-Карл, воевода новогрудский (ум. 1642 г.) Князь Александр-Лудовик, воевода брестский, витебский и полоцкий, был женат 1) на Текле Воллович, 2) на княжне Екатерине-Евгении Вишневецкой, урожд. Тышкевич и 3) на Люкреции Стрженской. Княжна Изабелла, 1) за Тенчинским, 2) за воеводою 405 витебским Христофором Кишкою. Дети князя Войцеха: Князь Ян-Войцех, женат на княжне Лавиние Корецкой. Княжна Варвара, за кастеляном троцким Николаем Кишкою. Дети князя Станислава: Князь Николай-Христофор (род. 1589 г., ум. 1614 г.). Князь Альбрехт-Станислав, канцлер коронный, был женат 1) на Регине Дзалынской, урожд. фон-Эйзенрейх, 2) на княжне Христине Любомирской. Он основал в м. Олыке р.-катол. костёл и монастырь коллегиатский 1635 г. 1640 г. с семинарией для духовенства 1638–1641 гг. («Волынь»,·изд. Батюшкова, стр. 124). В сентябре 1635 г. была совершена закладка этого костёла, а в 1640 г. были уже окончены все работы по этой постройке, на фронтоне, великолепно украшенном мрамором, бронзой, резьбой, живописью и статуями, он положил след. Латинскую надпись: «De Tuis donis tibi offerimus»; костёл был освящён 26 авг. 1640 г. при громадном стечении польской аристократии и наделён значительными фундушами, а в 1641 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010