по имени митрополит, переведенный с Патрской кафедры (в правление Василия II Болгаробойцы (976-1025), Гавриил Марморий (?), Никодим (1-я пол. XI в.), Георгий (упом. в 1027), Сергий (упом. в 1027 и 1028), Никита (упом. в 1030 и 1032), аноним (упом. в 1051/52), аноним (2-я пол. XI в.), Иоанн (2-я пол. XI в.), Георгий (2-я пол. XI в.), Сергий (упом. в 1092), Григорий Пард (после 1092-1156), Феодор (1157-1166 или 1173/74), Стефан Хрисоверг (ранее янв. 1170 или 1174/75 - не позднее 1186), аноним (упом. в 1186), Михаил (?) (XI-XII вв.), аноним (90-е гг. XII в.), Николай (?-1205), Мануил (упом. в 1230), Иакинф (1343-?; ранее митрополит Косский), Феолипт (XIV в.), неизвестный по имени бывш. архиепископ Ахелойский (упом. в 1370), Исидор (упом. в 1386), Феогност (1394-1401), аноним (1401-?), Малахия (упом. в 1446/47 или 1467), Марк (упом. в 1454-1466), Иоаким (упом. ок. 1447 или в 1477), аноним (?-1492), Кирилл (1492-1507), Макарий (1507-1517, затем митрополит Фессалоникийский), Феофан (после 1517 - до 1534), Константин Росин (1-я пол. XVI в.), Иоасаф (1541-1549), Софроний (1549-1569), Лаврентий (1574-1585), Неофит (упом. в 1585-1589), Лаврентий (повторно, упом. в 1590), Неофит (повторно, упом. в 1595), Анфим (1601-1616), Афанасий (упом. в 1620), Анфим (1620-1622, повторно), Неофит (1622-1624), Даниил (1624-1628; впосл. митрополит Серрский), Иезекииль (1628-1635), Кирилл (1635-1637; впосл. митр. Филиппопольский, Тырновский и патриарх К-польский Кирилл III ), Иезекииль (1637-1638, повторно), Иоасаф (1638-1641), Григорий (1641-1660), Парфений (1660-1668), Каллист (1668-1672), сщмч. Захария (до 1678-1684), Григорий Нотара (1684-1715), Иоасаф (1715-1719), Митрофан (упом. в 1719), Дионисий (упом. в 1730), Парфений (1734-1763), свт. Макарий Нотара (1764-1776), Гавриил (1776-1783; впосл. митрополит Никейский), Захария (1784-1819), Кирилл (Родопулос; 1819-1836), Кирилл (Вогасарис; 1841-1842), Герасим (Раллис Спанос; 1842-1843), Иона (Константинидис; 1852-1854), Амфилохий (Гарделис; 1854-1875), Сократ (Колиацос; 1884-1899), Варфоломей (Георгиадис; 1899-1918), Дамаскин (Папандреу; 1922-1938; впосл.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

Василий , в исх. XV века. Гермоген , строит., 1599. Давид , 1609. Иоанн , 1621. Елиссей , 1633. Аффоний , 1634, а 8 мар. 1635 хирот. в митрополита Новгородского. Авраамий , в апр. 1635. Илия , 1639–43. Варсонофий , в февр. 1644. Леонид , 1646–52. Антоний , 1658–62. Сильвестр , в сент. 1665. Ефрем , 1669 и 70. Нафан определён 20 сент. 1674; 1677 (sic). Паисий , в авг. (sic) 1688. Моисей , 1688 и 89, 90. Иосиф , 1702–6, в июле (sic) 1712. Варлаам , на Песках (sic) 1706–10. Вениамин (строит.) 1709–13. Иосиф определён 17 авг. 1713–15, 25 окт. уволен. Корнилий 25 окт. 1715 определён; 1718 уволен. Диомид определён 18 мар. 1719, а в июле 1720 бежал. Аарон 10 мар. 1721 перев. из Угрешского; до 1725. После в Карашском. В 1725 был уничтожен, и монахи выведены в Карашский; возобновлён 1727. Феофан (строит.) определён 18 авг. 1727; до 1729. Пахомий , с 26 апр. 1729–32, 19 дек. отказался. Иосиф определён 26 июля 1733. Иосиф , казначей, 1736–39. Никодим , строит., 1740. Боголеп , строит., 1741–49, 12 дек. уволен, за болезнью. Лука , строит., 1750–51. ? Гурий , 1752. Боголеп Городецкий , архим., перев. из Дмитровского Борисоглебского, 20 июня 1762–64. 49 Борисоглебский, на Песках, в Переяславле-Залесском, возобновлён (совсем опустевший) в 1642 г. Упразднён в 1764 г. [III, 423.] Строители Адриан , возобновитель, 1642–44. Серапион , 1653. Авраамий определён 10 июня 1653. Сергий (Боровского на Песку, sic) определён 22 авг. 1659. Иоасаф , в янв. 1659, 1660, 1662–1664. Варсонофий , в окт. 1671. Герман , 1673. Адриан , 1693–1704. Герман , около 1714. Иоаким определён 26 янв. 1721 и февр. Варлаам , в апр. 1726, (1728?) Филагрий , в мар. 1738. Филарет , 1742. Алимпий , 1762–64. 50 Антоновский, в городе Покрове, в 1679 приписан к дому патриаршему; существовал в начале XVIII века. [VI, 944.] Игум. Варлаам , 1643 (sic). Покровского Антонова, в Аргуновской волости: Игум. Елиссей , 1506–16. – Феогност , 1527. Строит. Сергий , 1634. Покровского, (в городе Покрове, какого?): Игум. Авксентий , 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С вступлением своим на престол Царь Михаил Феодорович особенное обратил внимание на укрепления города, частью разрушенные, частию поврежденные во время осадного сиденья Поляко-Литовцев. Городские стены, башни и ворота требовали починки, или перестройки. Из расходной книги 1626 г. видно, что Христофор Галовей делал башню над Фроловскими воротами Кремля. В том же и 1635 и 36 годах перестроены были разрушенные прясла стен и некоторые башни Кремля и Китая-города. Память, данная 1685 года Февраля 18, на имя Ближнего Боярина Князя В. В. Голицына свидетельствует о возобновлении городских стен, совершенном в 1686 году Ноября 8. Строение каменного моста через Москву реку, начатое в 1643 году Иоанном Кристлером, остановилось вместе, со смертью строителя, потом возобновлено, по содействию Князя В. В. Голицына, и окончено было в пять лет одним монахом в 1692 году 203 . В 1635 и 36 г. построены в Кремле новые каменные хоромы Государевы над Мастерскою палатою 204 , а в 1636 г. для Царевичей Ивана и Алексея Михайловичей верхний терем, названный в надписи хоромами и покрытый вызолоченною медью. Он возвышается над так называемым Теремным дворцом, который должен быть мастерскою палатою. Теремный же дворец Иоаннов вероятно занимал пространство между Спасоборским и бывшим Сретенским соборами, как означил и фундамент и подвалы, открытые в 1840 г. при строении нового дворца. К царствованию Алексея Михайловича относятся построения в Кремле: Крестовой палаты Патриаршего дома 1655 г. к коему приделаны были глухою стеной деревянные покои Царевны Марфы Алексеевны 205 ; Набережных хором иконного терема 206 ; Потешного дворца, где были первые опыты театрального искусства и где находился дом тестя Царя, Боярина Ильи Милославского с церковью Похвалы Богородицы; Царской Оружейной палаты у Благовещенских ворот; Аргамачьих конюшен у Боровицких ворот; Сытного близь Ольгиной палаты, и Хлебенного дворцов и других зданий, коих теперь нет и следов. Самая Грановитая палата в 1685 г. была возобновлена и перестроена Князем В. В. Голицыным. Над Красным крыльцом он сделал медную кровлю на железных связях и построил в Кремле палаты для Посольского приказа, который стоял на площади близь других приказов, тогда как приказы Тайных дел, Большого дворца, Мастерские палаты, Аптекарский, Оружейный, Монастырский помещались на Царском дворе 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

От древнего монастырского храма Никоновская церковь отличается более насыщенным декоративным убранством и особой пластикой форм. Стены храма украшены тонкими полуколонками с тремя рядами «бусинок» и стрельчатыми арками, верхняя часть четверика дополнен, декоративным поясом киотчатых ниш. При этом горизонтальные членения фасадов следуют уклону местности: рельеф холма повторен наклонной линией цоколя, отражен в положении «бусинок» на полуколонках апсид. Алтарь и неф бесстолпного храма не разделены пилонами или преградой, благодаря чему интерьер церкви представляет единое свободное пространство. Стены церкви были расписаны фресками в 1635 г., одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось, за исключением фрагментов фресок 1635 г. с изображениями столпников в простенках окон барабана и фрескового изображения Богоматери с Богомладенцем и святителями на наружной плоскости средней закомары над апсидой. Современный резной золоченый иконостас и рака над мощами преподобного Никона у северной стены храма, то есть южной стены Троицкого собора, относятся к 1950-м гг. (мощи находятся под спудом). Иконы с изображениями Преподобного Сергия и святителя Алексия, восемнадцать икон с фигурами учеников Троицкого первоигумена для сени над ракой, а также икона преподобного Никона на раке были написаны монахиней Иулианией (в миру Марией Николаевной Соколовой, † 16 февраля 1981). Ей же принадлежит одна из редких икон «Преподобный Никон изыде из келлии и узре являвшихся ему святителей Московских: Петра и Алексия и Преподобного Сергия отходящими ко храму», включающая двадцать житийных клейм. В Никоновском приделе Троицкого собора собраны великие святыни. Здесь находится почитаемый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», часть камня от Гроба Господня, привезенная А.Н. Муравьевым в 1850 г. из Иерусалима, образ святителя Московского Алексия, иконы учеников Преподобного Сергия. Реставрация Никоновской церкви проходила в 1940-х - 1950-х гг., первоначально под руководством И.В. Трофимова, затем В.И. Балдина. Было восстановлено позакомарное покрытие древней формы кровли алтарной апсиды. Одновременно с реставрацией фасадов и покрытия проводилась реконструкция интерьера, включая деревянное золоченное надгробие над могилой преподобного Никона, изготовленное в 1950-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=03960

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЕАРИЙ [лат. Olearius; Эльшлегель, нем. Oehlschlegel/Ölschläger] Адам (1599 или 1600 (по др. данным - 16.08.1603), Ашерслебен, Саксония - 22.02.1671, замок Готторп (Готторф) близ г. Шлезвиг, герцогство Шлезвиг-Гольштейн), нем. ученый и дипломат, секретарь и советник посольства герц-ва Шлезвиг-Гольштейн в Русском гос-ве и Персии (1633-1639), автор описания Русского гос-ва. Из семьи портного. Учился на теологическом фак-те Лейпцигского ун-та (с 1620), параллельно изучал философию и математику, в 1627 г. получил степень магистра философии. Во время обучения и работы в ун-те изменил свою нем. фамилию на ее лат. перевод - Olearius, под к-рым опубликовал все свои работы. Преподавал в гимназиях св. Николая (с нач. 30-х гг. XVII в. помощник ректора) и св. Фомы, с 1632 г. асессор философского фак-та Лейпцигского ун-та и член ученого об-ва «Klein Fürsten-Kollegium». В связи с событиями Тридцатилетней войны О. был вынужден покинуть Лейпциг и оказался при дворе герц. Шлезвиг-Гольштейнского Фридриха III. В 1633 г. герцог решил снарядить посольство в Русское гос-во и Персию для установления торговых отношений. О. был рекомендован на должность секретаря посольства как человек ученый и имевший способности к языкам. Есть предположения о том, что О. изучал рус. язык и сочинения о Русском гос-ве еще до прибытия в Москву. Однако свободно по-русски он не изъяснялся, о чем свидетельствуют фонетические черты его записей о языке и речи. Посольство возглавили дипломат и законовед Филипп Крузиус (с 1649 Крууз) и гамбургский купец Отто Брюгман. Путь посольства состоял из двух частей: приезд в Москву для получения разрешения на дальнейшую поездку в Персию по рус. землям (нояб. 1633 - апр. 1635) до столицы Персии г. Исфахан (окт. 1635 - авг. 1637). Обратный путь посольство проделало в дек. 1637 г.- авг. 1639 г. Монастырь. Гравюра из кн. «Описание путешествия в Московию...». Ок. 1647 г. Монастырь. Гравюра из кн.

http://pravenc.ru/text/2578281.html

Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Среди служебных монахов были конюший, подкеларщик, чашник, житейный, поваренный, хлебодар, будильник, нарядник, воротейный, хлебенной заводчик, 4 вытчика, мукосей и др. Монастырских служителей-бельцов насчитывалось 29 чел.: стряпчий, подьячий, 6 слуг, 5 конюхов, 4 повара, столяр, гвоздарь, кузнец, бочкарь, часовод, каменщик, огородный, трудник, келейник, келейник казенной кельи, 2 трапезных работника. Все монашествующие содержались на денежном окладе, а бельцы - еще и на хлебном, получаемом от оброка с монастырских дач, а также от крестьян. Архимандрит получал в год 10 р., казначей - 5 р., ризничий 5 р., уставщик 3 р., простые иеромонахи и иеродиаконы - по 3 р., псаломщики - по 1 р. 26 алтын, пономари - по 2 р. (сверх того за выпечку просфор им полагалось по 13 алтын и 3 деньги), конюшенный и хлебенный - по 3 р., проч. прислужники - по 2 р. или 1 р., больничне монахи - по 1 р. Уставщик получал 3 р. 16 алтын и 2 деньги. Из бельцов стряпчий получал 15 р., подьячие - по 5 р., др. служители - по 3, 4 или 5 р. Всего жалованья на 53 чел. полагалось 146 р. 20 алтын ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 411-412). В 1895 г. в Н. Б. м. проживали 32 чел., в т. ч. архимандрит, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, белый священник, диакон. Настоятель, как правило, имел сан архимандрита, о чем свидетельствуют первые монастырские акты 90-х гг. XIV в. В кон. XVI в. Н. Б. м. управлял строитель, затем в источниках вновь фигурируют архимандриты. Даже после 1764 г., когда по штатам обитель была отнесена к 3-му классу с игуменским настоятельством, возглавляли Н. Б. м. в основном архимандриты. Среди настоятелей XIV-XVII вв. известны: архимандриты Иона (1393), Малахия (1399-1446), Сергий (1478), Иосиф I (1542?), Исаия (1554), Иона (1565?), Иосиф II (1584), строитель Симон I (1584), архимандриты Левкий (1587?), Максим (1588), Иосиф III (1589 и 1593), строитель Симон II (Карпов; 1593-1606), архим. Трифон (1603-1604), строители Симеон (1607-1612), Дионисий I (1613), архимандриты Маркелл (1614), Геннадий I (1620-1624), Дионисий II (1625-1626), Ферапонт I (1626), Дионисий III (1630-1631), Иона II (1632-1635), Онуфрий (1635-1636?), Вениамин (1636-1638), Тимофей (1638 и 1640?), Ферапонт II (1640-1649), Антоний (1649-1651?), Сергий II (1651-1654), Пафнутий (1659-1680), Никифор (1680-1682?), Нил (1684), Иоасаф (1684-1686), Иринарх (1688-1694), Игнатий (1694-1698), Никифор (1698-1699), Аарон (1698-1709).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

В 30-й день. Слово на пренесение мощем преславного Климента, историческую имуще беседу, яко Христовою помощию в 4369 лет изыскавшем его любезне и верно, яко же из инех в Понте возсия, л. 1623–1630 об. Нач. «Изволи убо человеколюбец Иисус убуде (sic) етеры, живущая в Херсоне». Собор свв. триех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , сотворено Иоанном Епископом Евхаитским, л. 1631–1635 об. Нач. «В царство благоверного и христолюбивого Царя Алексея Комнина приимшего, но Царе Никифоре Вотаниоте державу царскую». Память Преп. Зинона, л. 1635–1636 об. Нач. «Сей блаженный среде Каппадокии и Понта живый». В 31-й день. Житие рекше бытие свв. мучен. Кира и Иоанна, л. 1637–1648. Нач. «Богоначальное нам слово сущия истина Христос Бог наш». В той же день и Апреля в 30-й день намять св. Никиты Архиепископа Новгородского, нового чудотворца, л. 1649–1651 об. Нач. «Сей убо блаженный Никита бысть черноризец обители Печерской, иже в Киев». Февраль В 1-й день. Житие св. мученика Трифона от двою лету ему в Никеи сотворися начало страсти его в Сатаскей веси бысть. идеже и венец ему соблюдеся, л. 6 – 19. Нач. «Сей святый бяше учим и греем от матери своей, учим от ангел». Мучение св. великомученика Трифона, л. 20–33 об. Нач. «Лета 295-го от царствия Августа, царствова в Риме Гордиан Кесарь.» Во 2-й день. Св. Кирилла Архиеп. Иерусалимского слово на Сретение Господне, л. 36–41 об. Нач. «Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимля». И. Златоуста слово на Сретение Господне, л. 42–49. Нач. «Послушайте, возлюблении, Евангелиста Луку». Исихия пресвитера иерусалимского на Сретение Спаса, л. 50–57. Нач. «Да пли не весте, яко дух Пророка Симеона, сотвори». В 3-й день. Мучение св. Феодулии, мученей бывши во граде Назавроне, л. 58–67 об. Нач. «Из царства Диоклетиана царя, двою лету и Максимиана». В 4-й день. Преп. Николая исповедника игумена Студейского монастыря, л. 68–95 об. Нач. «Сей Преподобный отец. наш Николае бяше от Критския земли». Плач и страдание Великого Князя Георгия Всеволодича и прочих с ним, л. 96–99 об. Нач. «Великий же Князь Георгий Всеволодич, егда стояше с полки своими».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Высшее и черное духовенство было гораздо более обеспечено, чем белое. Монастыри и высшие духовные лица владели обширными имениями. Священникам лишь оставалось брать возможно более за требы. Но прихожане не платили безропотно. Прихожане Пудожского погоста жаловались, что священники требовали до 15 руб. за погребение, а дать было нечего и мертвые лежали непогребенными; что за другие требы запрашивали вчетверо 88 . Общественное положение священника было, как видим, совсем не таково, чтобы поддерживать нравственный уровень в низшем духовенстве. Соборное положение, изданное при Федоре Алексеевиче, говорит, что «многие попы и дьяконы» священнодействовали и совершали тайны пьяные 89 ; таких велено было «извергать». Впоследствии брали 5 р. штрафа со священника, у которого находили винную посуду 90 . Определен был также штраф с духовных мужчин и черниц «за хождение в кабак и питье до великого пьянства». За первый раз полагалась полтина, за второй – рубль, за третий – 2 р. 8 алт. 2 деньги. Потом приказано было пьянствующих и бражничающих священников после третьей пени отсылать в монастырь под начало, сеять муку 91 . Но если нравственный уровень низшего духовенства был невысок, то и обращение с ним высшего вовсе не возвышало уважения в пастве к её духовному пастырю. Были случаи, что архиереи секли священников и жестоко мучили. Священник, дьякон, дьячок и пономарь – составляли уже установившийся штат причта в XVII ст. В каком отношении были эти лица друг к другу – видно из того, что при Михаиле Федоровиче, в 1627 г., в Москве давалось годового содержания священнику 10 р., дьякону 6, дьячку и пономарю по 4. Это конечно один данный случай, но в подобном отношении стояли конечно лица и других причтов. Только дьякон в тогдашнем причте играл не во всех местностях роль такую, как теперь. Дьяконов было немного. В яренском уезде в 1635 г. был всего один дьякон; в Нижнем Новгороде в то же время было 22 священника, служивших в церквах, и только 2 дьякона. Следствием было то, что дьяконы, которых было мало, запрашивали много, когда их звали на освящение церкви. Это, конечно, их делало зажиточными. В Нижнем Новгороде в 1635 г. дьякон был даже выбран священниками и дьяконами в местные поповские старосты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010