576 Арх. Леонид датирует рукопись началом XVII в. (см.: Леонид, арх. Систематическое описание... Ч. II. С. 287). Водяные знаки: тиара – по Лихачеву, типа 1630–1635 – 1532 г.; голова быка – по Лихачеву, типа 3732 – 1532 г.; сердце под короной – по Брике, 4320 – 1526 г. 577 Ср.: Викторов А.Е. Описи рукописных собраний... С. 293; Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874. С. 30 (XVII в.). А.И. Рогову местонахождение собрания неизвестно (см.: Рогов А.И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР. М., 1962. С. 153). 578 См.: Семенов А.И. Описание рукописных книг Новгородского музея по век включительно и наиболее интересных XVIII-XIX веков. Новгород, 1968. Кн. 1. С. 57–58 (машинопись). Датирует список 1462 г. по летописи редакции. 581 По предположению А.А. Шахматова, «этой редакцией пользовался Сильвестр Коссов, составитель польского извода патерика». Ученый датировал ркп. вв. В «Исследовании» Д.И. Абрамовича дается ссылка на слова С.Л. Пташицкого об аналогичном списке Патерика, который находился во Львовском университете, и уточняется датировка ркп.: 1619 г., а не 1419 г., как значилось в Отчете о деятельности II отделения АН за 1900 г. 584 Существует точка зрения, что печатных изданий Патерика редакции Иннокентия Гизеля в XVII в. было три: 1657, 1661 и 1678 гг. См.: Родосский А.С. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1891. Вып. I. С. 286. 586 Редакция 1635 г. была составлена ио повелению митрополита Петра Могилы , приложившего старание, чтобы «веками сокрытый и в сокровищницах монастырских патерик, то есть жития святых отцов печерских, отряхнувши пыль, явить свету». Цит. по: Голубев СТ. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (Опыт церковно-исторического исследования). Киев, 1898. Т. II. С. 268. Существует две точки зрения на авторство полемического приложения к Патерику 1635 г. В.Н. Татищев, например, считал, что философская и историографическая мантия Патерикона создана Петром Могилой . С.Т. Голубев защищал авторское право Сильвестра Коссова, занимавшего ряд лет кафедру философии в Киево-Могилянской коллегии. См. подробнее: Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила ... Т. II. С. 293.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1203) Иоаким (I) (?) Дорофей (Иерофей) (?) Симеон II ибн Абу Шаиб (1206 - ок. 1240) Давид (после 1240 - после 1247) Евфимий I (после 1247-1273/74) Феодосий V Виллардуэн (июнь 1275 - ок. 1283/84) Арсений I (ок. 1284/85-1285/86); Кирилл II (26.09.1287-1308) Дионисий I (ок. 1309 - после 1316) Кирилл III (? - ?) Дионисий II (? - 1322) Софроний (1322 - ?) Иоанн VI (?) Марк (?) Игнатий II (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск Пахомий I (не позднее 1359-1365) Михаил I (1368 - 17.08.1375) Пахомий I, вторично (авг. 1373 - 1375/6) Марк I (весна (?) 1376 - 10.04.1378) Пахомий I, в 3-й раз (апр. 1378 - 19.12.1386) Нил (?) Никон (нач. 1387 - 11.01.1395) Михаил II (7.02.1395 - 8.04.1404 (?)) Пахомий II (1.06.1412 - 9.10.1412) Иоаким I (1413-1425) Марк II (1426/27-1433/34) Дорофей I (1434/35 - 8.09.1451) Михаил III (Марк) (14.09.1451-1456?) Марк III (ок. 1456-1457/58) Иоаким II (до 20.06.1458 - после 1.06.1459) Григорий III (?- ?) Михаил IV (ок. 1470...74 - до 1484) Дорофей II ибн ас-Сабуни (до 1484 - после 1500) Михаил V ибн аль-Маварди (до 1523/24 - после июля 1529) Дорофей III (1529/30-1530/31) Иоаким III (1530/31 - до нояб. 1534) Михаил VI Саббаг (до 10.11.1534-1542/43) Иоаким IV ибн Джума (ок. 1543 - 20.01. 1576) II ибн Хилал (ок. 1543 - ок. 1550) Михаил VII (до 17.06.1576 - ок. 1583) Иоаким V Дау (25.05.1581 - 7.10.1592) Иоаким VI ибн Зияде (1593-1604) Дорофей IV ибн аль-Ахмар (1604-1611) Афанасий II Даббас (1612 - февр./март 1619) Игнатий III Атыйя (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634) IV Даббас (2.05.1619-1627) Евфимий II (Мелетий Карама) (1.05.1634 - 1.01.1635) Евфимий III (нач. 1635 - 11.11.1647) Макарий III аз-Заим (12.12.1647 - 12.06(?). 1672) Кирилл V аз-Заим (2.07.1672 - 6.01(?).1720) Хиосец (нояб. 1672-1681/82) III Даббас (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724) Сильвестр (17.09.1724 - 13.03.1766) VI Танос (с 1724 - см. Мелькитская Церковь) Филимон (28.04.1766 - 5.07.1767) Даниил (6.08.1767 - 15.12.1791) Анфим (кон. дек. 1791 - 20.07.1813) Серафим (авг. 1813 - 19.02.1823) Мефодий (13.05.1823 - 24.06.1850) Иерофей (окт. 1850 - 18.03.1885) Герасим (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский) Спиридон (2.10.1891-1898) Мелетий II (Думани; 15.04.1899 - 8.02. 1906) Григорий IV (Хаддад; 5.07.1906-1928) Александр III (Тахан; 31.01.1931 - 17.06. 1958) Феодосий VI (Абурджели; 14.11.1958 - 19.09.1970) Илия IV (Муаввад; 27.09.1970 - 21.06. 1979) Игнатий IV (Хазим; 02.07.1979-05.12.2012) Иоанн X (Юханна Язиджи; с 17 дек. 2012) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель

http://pravenc.ru/text/115764.html

Киево-печерские насельники продолжали свою просветительную деятельность. Одним из них был иеромонах Памва (Берында), составивший и напечатавший (1627 г.) большой словарь церковнославянского языка под названием «Лексикон славено-росский и имен толкование». Над составлением «Лексикона» иеромонах Памва (Берында) трудился более 30 лет. Еще в 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан почтил иеромонаха Памву (Берынду) за его труды и иноческие добродетели званием протосинкелла . Иеромонах Памва хорошо знал сирский, халдейский, еврейский и греческий языки. Другой киево-печерский монах, Афанасий (Кальнофойский), в 1638 г. издал в Киеве на польском языке «Тератургиму...», или описание чудес, совершившихся в Киево-Печерской Лавре. «Тератургима» перед печатанием была рассмотрена и исправлена в Киево-Могилянской коллегии. В 1635 г. на защиту киевских святынь выступил епископ Мстиславский Сильвестр (Коссов) , ставший впоследствии митрополитом Киевским (1647—1657). В первый же год по вступлении в управление православной Белорусской епархией епископ Сильвестр Мстиславский издал два сочинения на польском языке; одно в защиту киевских школ от нападок униатов, добивавшихся их закрытия («Сказание, или Справа о школах киевских и винницких» (Киев, 1635), и другое — о нетлении святых мощей печерских подвижников («Патерик, или Житие святых отцов печеских» (Киев, 1635). Это сочинение было снабжено примечаниями, взятыми из трудов польских и других историков, с прибавлением истории Крещения Руси и хронологии митрополитов Киевских. «Патерик», изданный сначала на польском языке, через 26 лет, в 1661 г., уже после смерти епископа Сильвестра, был издан и на русском языке. В Киеве подвизался Исайя (Трофимович-Козловский; 1651), иеромонах из Виленского братства, учитель Львовской школы, ставший затем первым ректором Киевской коллегии (1632—1638). Он был самым деятельным сотрудником митрополита Петра (Могилы) и исполнял все важные его поручения. Он принял участие в составлении «Православного исповедания веры» митрополита Петра (Могилы). В 1640 г. он читал это сочинение на Соборе в Киеве. Тогда же соборные отцы присвоили ему звание доктора богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

В XIX в. в ризнице хранились предметы, связанные с прп. Макарием Калязинским, а также напрестольный кипарисовый крест - дар 1812 г. потомка прп. Макария Я. Н. Кожина (по преданию, из кельи преподобного). Здесь же хранились кипарисовый крест (1632), обложенный серебром, серебряный чеканный крест (1684), серебряные сосуды, подаренные митр. Сарским свт. Серапионом (Сысоевым) , серебряные дарохранительница (1664) и кадило (1686), атласная палица (1664), вызолоченная серебряная панагия с 45 частицами мощей святых. В Макариевской ц. хранились части дубового гроба прп. Макария и деревянный крест, воздвигнутый, по одному преданию, на месте основания М. К. м., по другому - на его могиле. В мон-ре хранились вклады царей Василия Иоанновича Шуйского (в т. ч. облачения 1610 г. («В даче приведены на государево и царево великого князя Михаила Феодоровича всея Русии имя»)), Михаила Феодоровича Романова (в т. ч. 1623 г.: покров, 6 золотых, 10 р.; 1635 г.: по отцу колокол 170 пудов), его матери великой старицы Марфы Иоанновны (1612 г.: ткань (камка, атлас, бархат) - 55 аршин). Царь Борис Годунов передал мон-рю серебряную раку для мощей прп. Макария, в 1610 г. увезенную польско-литов. отрядом Лисовского. Царь Михаил Феодорович Романов повелел отлить для обители колокола (вклады 1619 и 1635 гг.). Царь Алексей Михайлович пожертвовал ризы, епитрахиль и стихарь из порфиры, напрестольное Евангелие 1634 г. (Калязинский музей). Царица Наталия Кирилловна, мать имп. Петра I, пожаловала церковный сосуд. Конюший и боярин Д. И. Годунов (дядя царя Бориса Годунова) в 1602 г. «за свое здравие и жены своей Матрены» пожаловал в обитель лицевую Псалтирь. Боярин кн. Б. М. Лыков-Оболенский (его жена являлась сестрой патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) и теткой царя Михаила Феодоровича) в 1643 г. пожаловал 200 р. Боярин кн. Ф. И. Мстиславский подарил монастырю серебряные и позолоченные сосуды и пожертвовал 50 р. Боярин И. Д. Милославский (тесть царя Алексея Михайловича, отец его 1-й жены Марии Ильиничны) в 1656, 1657 гг. пожаловал железные плиты на строительство, подарил архимандричью шапку «с камением». Боярыня Е. Ф. Милославская в 1650-1655 гг. вложила в М. К. м. облачение, плащаницу, покров, серебряное кружево на кресты, серебряные сосуды, потир, 3 блюдца, звезду, копие, лжицу, пожаловала 115 р. Кнг. А. В. Трубецкая, супруга Д. Т. Трубецкого, одного из руководителей Первого ополчения, пожертвовала ризы. Вкладчиками обители были также кн. И. Д. Пожарский (сын героя Смутного времени), Лыков-Оболенский, Г. С. Куракин, Косма Минин, келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын) .

http://pravenc.ru/text/2561264.html

14. Феогност 15. Гурий 16. Варлаам с 1614 по 1627 год. В 1623 году ему пожалована от Царя Михаил Феодоровича грамота на многие преимущества для монастыря. По тринадцатилетнем управлении сим монастырем, Варлаам в 1627 г. хиротонисан в Архиепископа Вологодского. 17. Лаврентий произведен в Архимандрита в 1627 и управлял монастырем по 1635 год. 18. Пафнутий с 1635 – один год. 19. Иов II с 1636 года. 20. Трифон без обозначения времени 21. Иосиф II без обозначения времени 22. Игнатий с 1647 года. При нем построены в монастыре каменные церкви – Архангельская и Введенская. В январе 1652 года он получил от Царя Алексея Михайловича грамоту на владение покупными и закладными деревнями в Устюжском уезде; тою же грамотой оставлены подати и всякие службы с чернослободцами тяглыми людьми в ряд. 23. Арсений I упоминается в 1659 и 1681 г. В 1663 году грамотой Царя Алексея Михайловича освобождены вотчины Архангельского монастыря от поставки даточных конных людей; 28 августа 1677 г. царской грамотой повелено, для платежа всяких податей, описать монастырские вотчины в особый перечень от черносошных крестьян и никому не переоброчивать монастырских земель, покосов, песков и других угодий; а в 1681 году царской же грамотой повелено не записывать монастырских крестьян и половников, с которых платят подати, в солдатский строй, кроме бобылей и гулящих людей. – В мае 1652 года Арсений ездил в Устьнедумскую Богородицкую пустынь для освящения тамошней Введенской церкви, построенной преподобным иеромонахом Леонидом; а 18 сентября 1669 года он же освящал новую соборную церковь , построенную в городе Устюге, над гробом святого праведного Прокопия юродивого. 24. Иоасаф с 1682 года. При нем в 1683 году царской грамотой повелено не брать с Устюжских монастырских и церковных земель и с крестьянских половничьих и бобыльских дворов полуполтинных денег, и после Уложения быть вотчинам Архангельского монастыря во владении его по-прежнему, а оброчных монастырских статей из переоброчки мимо того монастыря не отдавать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Jahrhunderts fußt.  Auch zeigt diese Phase der russischen Theologiegeschichte, dass hier im Rahmen akademischer Forschung bereits Ansätze entwickelt wurden, die in hohem Maße anschlussfähig waren, hier also bereits in präökumenischer Zeit eine ökumenische Annäherung geschah, die sich dem Spielraum akademischer Freiheit verdankte. Die Voraussetzung dafür auf russischer Seite war freilich eine herausragende Kenntnis der deutschen Sprache und deutschen theologischen Literatur.   Ganz konkret ergeben sich für mich deshalb drei Schlussfolgerungen: Vgl. Georgij Florovskij, Wege der russischen Theologie, Paris 1937 (unveränderter Nachdruck Vilnius 1991), 332. Vgl. ders., Lehrbuch der Vergleichenden Confessionskunde, Bd. 1. Prolegomena und erster Theil. Die Orthodoxe Anatolische Kirche, Sammlung Theologischer Lehrbücher 1, Freiburg i.Br. 1892, 286f – Hervorhebungen im Original.  Möhler, Johann Adam, Symbolik oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften, Regenburg 8/9 1913, 3. Vgl. Loofs, Friedrich, Symbolik oder christliche Konfessionskunde, Bd. 1, Grundriss der Theologischen Wissenschaften 4, Tübingen/Leipzig 1902, 162. Schleiermachers Sendschreiben über seine Glaubenslehre an Lücke, hg. v. Hermann Mulert, SGNP 2, Gießen 1908, 37 (Aus dem 2. Sendschreiben). Vgl. Wasmuth, Jennifer, Der Protestantismus und die russische Theologie. Zur Rezeption und Kritik des Protestantismus in den Zeitschriften der Geistlichen Akademien an der Wende vom 19. zum 20. Jahrhundert, FSÖTH 113, Göttingen 2007, bes. 277-296.   Vgl. Beyrau, Dietrich/Cicurov, Igor’/Stolleis, Michel (Hg.), Reformen im Rußland des 19. und 20. Jahrhunderts. Westliche Modelle und russische Erfahrungen, Ius Commune Sonderheft 86, Frankfurt a.M. 1996. Vgl. dazu M.E. Posnov , der in seinem Artikel »Neue Typen der Konzeption der Geschichte der Alten Kirche« (in: Christianskoe tenie , 1908/12, 1620-1635) seine genaue Darlegung der Konzeption der Tübinger Schule vor allem damit begründet, dass, wenn auch die Thesen dieser Schule wissenschaftlich bereits überholt seien, die Bücher derjenigen Theologen, die für diese Schule stehen, »bei uns in den letzten Jahren die Büchermärkte überschwemmt haben«, dieser »im Westen längst vergessenen Autoren« (1635).  Dimitrij I.

http://bogoslov.ru/article/1246959

е. выплывай. Идол, несомый водой, пристал к берегу на том самом месте, где ныне монастырь построен. По сему случаю, когда суеверный народ начал делать из сего места себе святилище по прежнему суеверию, построен там монастырь, названный Выдубицким, а основан ещё в XI столетии Великим Князем Всеволодом Ярославичем: но вместе с прочими Малороссийскими монастырями в конце XII столетия от набегов неприятельских был опустошён и разорён. Почему Великий Князь Киевский Рюрик Ростиславич, усердствуя к обители, предками его основанной, в 1181 году возобновил оную, и главную в ней церковь украсил стенным писанием. Со времени открывшегося и усилившегося в окрестностях Киевских гонения на православие от Католиков и Униатов, этот монастырь находился до 1635 года во власти сих последних, пока (в 1635 году) Польский Король Владислав IV, по ходатайству Преосв. Митрополита Киевского Петра Могилы, не вывел из оного Униатских монахов в Перемышльский Ноиозинский монастырь. По возвращению монастыря Киевовыдубицкого в ведение православных Митрополитов Киевских приписан он был к кафедральному Софийскому монастырю (что ныне Собор) и учреждён местопребыванием Коадъютора Киевской Митрополии, а потом находился под управлением Настоятелей. Строения в монастыре сем ныне каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ в воспоминание Чуда Архистратига Михаила, бывшего в Колоссах, с приделом на хорах во имя Благовещения Божьей Матери, построенная Великим Князем Всеволодом и в 1088 году освящённая Митрополитом Иоанном II, с Епископами, Лукой Белгородским, Исаией, а по другим – Иоанном Черниговским при Игумене Лазаре: церковь сия покрыта листовым железом; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. великомученика Георгия о пяти главах, которые покрыты жестью, а шатёр – листовым железом; 3) ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня с трапезой и другими службами, а внизу с погребами, построена иждивением Стародубского Полковника Михаила Миклашевского в 1701 году, в котором Октября 9 дня и освящена; 4) КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами и под оною 5) ЦЕРКОВЬ во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иван Юрьевич Зворыкин Неверь, костромской дворянин в 1620-х гг. Санник – лошадь для перевозки саней по зимнему пути. Сажень – древнерусская мера длины, равная 2,134 метра. Известны также: прямая сажень (простая) – 152,76 см, мерная (маховая) сажень – 176,4 см, косая казенная сажень – 216 см. Автоном Зажарский († 1619 г.). Кондратий Филимонов Озеров, жилец в 1635/36 г. или выборный дворянин по Зубцову в 1635/36 г. Макарий (Кучин), игумен Богоявленского монастыря в 1618–1624 гг., 16 декабря 1624 г. хиротонисан в архиепископа Сибирского. Макариев Унженский монастырь пользовался особенным почитанием в семье царя Михаила Романова ( Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря… С. 61–62). После возвращения из плена патриарха Филарета в начале октября 1619 г. Михаил Федорович посетил монастырь и сделал богатый вклад (ПСРЛ. Т. 14. М., 2000. С. 150). Кормовое поминовение по царе Михаиле Федоровиче совершалось 13 июля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 45). Марфа, инокиня, в миру Ксения Ивановна Романова (Шестова) († 1631 г.), великая старица, мать царя Михаила Федоровича. В Богоявленском монастыре поминалась 21 апреля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 32). Ферязь – старинная русская и польская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Павел Андреевич Светешников, брат известного в 1620–1640-х гг. гостя Надеи Андреевича Светешникова. Бузун – неочищенная соль, содержащая примесь ила или песка. Надея Андреевич Светешников, гость, солепромышленник в 1620–1640-х гг. Имя не указано. Имя не указано. Исайя Тимофеевич Линев, отец Т. И. Линева, выборного дворянина по Костроме в 1626–1634/35 гг., в 1634/35—1645 московского дворянина. Кормовое поминовение отца и сына Линевых совершалось 9 мая и 10 июня, а Исайи еще и 13 июля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 36, 39, 45). Здесь и далее в подобных фразах так в рукописи, окончания нет. Афанасий Андрианов Ярцев, выборный дворянин по Костроме в 1629/30–1630/31 гг. Поминание пана Федора Селецкого совершалось 15 октября, при этом указывалось его имя Евсегней (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

К. Л. надеялся составить и издать собственный катехизис на простонародном языке для научения необразованных (см. его письмо к де Вилхему 1618/19 г.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 314. N 98). Но составить ему удалось лишь исповедание веры, к-рое, однако, сыграло большую роль в появлении жанра катехизиса в правосл. Церкви. Весной 1629 г. в Женеве вышло «Исповедание веры» К. Л., что привело к волнениям среди православных, поскольку оно использовалось как протестантами, так и католиками с целью прозелитизма (особенно это касалось Молдо-Валахии и Украины). После того как «Исповедание веры» стало известно в К-поле, в ходе бурной политической борьбы К. Л. был низложен в 1633 и 1635 гг., стараниями Кирилла II Контариса (при поддержке австрийского посла), который в 1633 г., став патриархом К-польским, продержался на Патриаршем престоле всего месяц. Уже со 2-й попытки патриарху Кириллу Контарису удалось оставаться на престоле более года (15 марта 1635 - 26 июня 1636). Третью попытку Кирилл Контарис предпринял по согласованию с папской курией. Контарис добился обвинения К. Л. перед тур. султаном Мурадом IV в гос. измене в пользу России: казаки якобы захватили Азов по внушению К. Л., с тем чтобы впосл. осадить К-поль и поднять греков против турок. По повелению султана К. Л. был задушен, тело его брошено в море, впосл. найдено православными и захоронено на о-ве св. Андрея; в 1639 г. перемещено в монастырь Пресв. Богородицы Камариотиссы на о-ве Халки ( Todt. 2002. P. 630-631; Флоря. 1990. С. 35-36). Обвинения К. Л. в гос. измене в пользу России и влиянии на казаков, боровшихся с Речью Посполитой, были использованы Контарисом неслучайно и имели под собой основания. Политические отношения К. Л. с рус. правительством на фоне политических интересов Речи Посполитой, Османской империи и протестант. держав представляют большой интерес (см. подробно: Флоря. 1990). Как показывает Б. Н. Флоря на основе анализа архивных документов (хранящихся в РГАДА), в кон. 20-х и нач. 30-х гг. XVII в. К. Л. оказывал значительное воздействие на внешнюю рус. политику. К. Л., к-рого прежде всего интересовал вопрос признания правосл. Киевской митрополии со стороны правительства Польши, в своих связях с Россией транслировал интересы как османского правительства, так и протестант. держав в отношении Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

Преосвященый Киприан имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви, и заповедал каждогодно в неделю Православия в соборе, Протодиакону велегласно воспоминать имена их и возглашать им вечную память 20 . Он прожил в Сибири около трех лет и попечением о вверенной пастве и добродетельной жизнию оставил здесь по себе благую память. По Указу Государя и Патриарха, 15 февраля 1624 года отбыл в Москву и пожалован Митрополитом на Крутицы. 2 . Архиепископ Макарий, из дворян Кучиных. В 1625 году 19 декабря из Игумена Костромского Богоявленского монастыря хиротонисан в Архиепископа Сибирского. Прибыл в Тобольск в том же году 2 апреля, в субботу пятой недели Великого поста. В ознаменование сего дня построил в Архиерейском доме сенную церковь Похвалы Божией Матери и украсил иконами и утварью 21 . В 1625 году в Томский Успенский монастырь поставил другого Игумена Феодосия, вместо удаленного Евстрата, с приказанием принимать больше братии и вкладчиков, и притом с большим рассмотрением; от чего братия и монастырские служители разошлись, и монастырь вскоре запустел. В 1626 году Архиепископ Макарий, в числе первых духовных лиц России, подписал утвердительную грамоту Всероссийскому Патриарху Филарету, вновь данную по той причине, что прежняя настольная грамота Иерусалимского Патриарха Феофана, в бывший в Москве пожар в Патриаршем доме, сгорела 22 . В управление Сибирскою Епархиею Макария достопамятен 1629 год тем, что в благодарение Всевышнему, даровавшему Наследника Престола, Царевича Алексия Михайловича, и в ознаменование народной радости, Сибирь целый год во все воскресные дни отправляла во всех церквах молебны с колокольным звоном. В 1629 году свет Христианства засветился в кочевой Сибирской стране от Уральских гор до Енисея. Русский дух и Русская жизнь возникли во всех местах около Тобольска, от Верхотурья до Тюмени, от Тары до Томска, от Мангазеи до Кузнецка, и от Красноярска до Енисейска. Города, остроги и зимовья явились по большим и вливающимся в них рекам к северу. Архиереи Сибирские пользовались особенным уважением. К Воеводам по разным случаям они писали грамоты, оканчивая следующими словами: «Милость Софии Премудрости Слова Божия и благословение смирения нашего есть и будет с тобою» 23 . Архиепископ Макарий скончался 24 июля 1635 года. Предместник его, Митрополит Киприан, в 1626 году из Крутицкой Епархии переведенный в Новогородскую, скончался в том же 1635 году 17 декабря и погребен в Κоρсунской паперти Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010