Писана в Соловецком монастыре с переводу старца Максима грека , что принес от Троицы и Сергиева монастыря казначей старец Иосаф Сороцкой» 344 . Эти отметки свидетельствуют, что настоящая рукопись поступила в Соловецкий монастырь после Иосифа Сороцкого, которым была привезена из Троице-Сергиева монастыря. Но относительно Иосифа Сороцкого известно, что он был казначеем в Троице-Сергиевом монастыре в 1630–1634 годах, будучи сюда переведен неизвестно когда из Соловецкого монастыря. В 1634 г. он из казначеев Троице-Сергиева монастыря был послан в Соловецкий монастырь 345 , где и умер в конце 1637 (7146) года 346 . В Соловецкий монастырь, следовательно, эта рукопись его, псалтирь перевода Максима грека , поступила в сем 1637 г., а привезена сюда Сороцким в 1634 г. Списана же была в бытность Сороцкого в Троице-Сергиевом монастыре или казначеем, следовательно, в период времени 1630–1634 г., или до занятия им этой должности в 1620-х приблизительно годах. Время написания рукописи библиотеки Ярославского Спасского монастыря 81/68 (по прежнему каталогу 738) Π. М. Строев отнес к 1597 г. по простому недоразумению. Рукопись эта – сборник, состоящий из нескольких статей, писанных двумя почерками: одним писана первая половина ркп. – лл. 1–402, другим – вторая половина, лл. 403–615. На л. 268 по окончании слов Василия великого находится запись: «сия книга Василий великий написана бысть в лето от созданиа миру 7105». Запись эта, указывающая время написания одной только статьи, Π. М. Строевым была принята за указание на время написания всей рукописи. Судя по тому, что почерк, коим писаны лл. 269–402, близок к почерку, коим писаны первые 1–268 листы, можно думать, что и эта часть ркп. (лл. 269–402) писана в 7105 г.; но вторая часть рукописи (с л. 403), несомненно, написана позднее и не ранее половины XVII в., а сказание о Максиме греке и находится именно в этой, второй части. Неимение сказаний ни в одной из довольно многочисленных рукописей XVI в. слов и переводов Максима грека (80-ти) дает основание думать, что они (сказания) написаны не в этом веке, а позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Может быть, мы и не знали бы, кто такие князья Пожарские, если бы не освободитель Москвы Дмитрий Михайлович. Князья Пожарские называются по селу Пожар в Стародубском княжестве (территория сегодняшней Брянской области) и являются потомками князей Стародубских. Предки Дмитрия Михайловича давно перебрались в Москву, и Медведково впервые упоминается в 1623 году уже как «старинная отца его вотчина». Москва знает два «пожарских» адреса — его палаты на Большой Лубянке и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, ктитором которого он был. В 1634 году на средства Дмитрия Михайловича строится храм в его имении — селе Медведкове. 1634 Что это за дата — 1634 год? Дата скорбная для Московии: в этот год подписан унизительный (но, впрочем, долгожданный) для Москвы Поляновский мирный договор с Речью Посполитой, по которому русский Смоленск остался за литовцами, а Черниговщина — за поляками. Военная кампания Москвы за овладение Смоленском была проиграна, договор определял старые «послесмутные» границы государств. Как нелогично появление в этот момент каменного храма в вотчине Пожарского, тем более такого! Берег Яузы в 1634 году явно украсился Покровской церковью. Это шатровый храм, да еще пятиглавый, а если считать главы симметричных приделов и главу над алтарем, то восьмиглавый. Храм радостный, возносящий к небу — его фасады и стройный шатер украшены муравлеными изразцами, эти изразцы как будто кто-то случайно рассыпал по граням шатра. А еще храм «горит» многочисленными рядами кокошников, они в основании восьмерика, шатра и барабана. Покровскую церковь окружает галерея, ее концы подводят к боковым приделам, галерея, как и сам храм, двухэтажная, в первом этаже зимний отапливаемый придел. С западной стороны галереи звонница, в XIX веке замененная на скромненькую ампирную колокольню. Медведковская церковь — предвкушение «русского узорочья», архитектурного кредо XVII века. Ближайшие аналоги медведковского чуда — больничная церковь Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры и «дивный» храм Алексея митрополита в Угличе, а еще митрополичья церковь в Троице-Голенищеве (о ней пойдет речь в следующем очерке).

http://pravmir.ru/k-srednemu-techeniyu-y...

Троица-Колясники. Троице-Колясниковский монастырь. Троицкая мужская пустынь, что в Колясниках /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1634. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Даниловский район, д. Троица-Колясники Координаты: 58.151336, 40.195333 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Троице-Колясниковская пустынь (1634-1764) – монашеское поселение, располагавшееся недалеко от села Даниловское Костромского уезда (сейчас город Данилов Ярославской области). Пустынь была основана монахом-отшельником Капитоном, современником протопопа Аввакума. Капитон родился в крестьянской семье в селе Даниловском, постриг принял в ближайшем монастыре. При царе Михаиле Федоровиче он основал Княгинину мужскую пустынь на территории современной Вологодской области. Около 1630 года Капитон оставил пустынь и вернулся в родные места. В 1634 году старец получил по жалованной грамоте царя Михаила Романова пустошь Колесниково и Маремьянин починок. Царский указ от 1634 года санкционировал существование скита и позволял ему пользоваться соседними угодьями. Фактически скиты уже существовали к этому году. Капитон основал сначала небольшой мужской монастырь – Троице-Колясниковскую пустынь, а затем и пустынь женскую – Морозовскую во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Троицкая мужская пустынь, что в Колясниках, находилась в 4-х верстах от села Даниловское. Морозовская женская пустынь, которая насчитывала 10-15 монахинь, находилась в 1 версте от мужского скита в селе Морозово. Основание этих скитов показывает, что Капитон занимался не только личным " спасением " , но и стремился приобрести учеников и последователей. В Колясниках отшельник построил деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Вознесения Господня и мученика Белоградского Иоанна. Позже была построена деревянная церковь во имя Иоанна Богослова. Старец проповедовал среди своих иноков двоеперстие и создал особый вид раскола - беспоповщину, именуемую также «капитоновщиной», ставшую самым ранним явлением русского раскола. От его имени раскольники первоначально назывались капитонами. Именно отсюда разошлось учение Капитона по всей стране и стало предшественником реформ патриарха Никона.

http://sobory.ru/article/?object=37490

В соответствии с «Пунктами успокоения» Мстиславской епархии в 1633 г. были возвращены по 2 храма в Орше и Мстиславле и 4 церкви в Могилёве (Успенская, Троицкая, Воскресенская и Вознесенская). Универсалами короля от 3 и 19 марта 1633 г. могилёвскому Богоявленскому братству было подтверждено разрешение на строительство братской церкви (начато в 1620 по благословению Иерусалимского патриарха Феофана IV) и на существование при ней могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря со школой для изучения слав., греч. и лат. языков. Король также разрешил открыть в мон-ре типографию. За униатами была сохранена крупнейшая церковь Могилёва - Крестовоздвиженская. В ответ горожане опечатали храм и не допускали в него униатов. В 1634 г. кор. Владислав IV вынужден был официально передать Крестовоздвиженскую ц. православным «для служения и жительства при ней епископа Могилёвского», что было подтверждено сеймовой конституцией в 1635 г. В 1633 г. правосл. могилёвские мещане безуспешно пытались отнять у униатов Преображенский монастырь и расположенную рядом с ним Васильевскую ц. При И. в Могилёве открылись правосл. храмы: ок. 1633 г. была освящена Петропавловская ц. в Колковском предместье, в нач. следующего года восстановлена кладбищенская Космо-Дамиановская ц. В 1633-1634 гг. И. предпринял попытки вернуть занятые униатами храмы в Полоцке. По приглашению правосл. епископа в Полоцк с этой целью прибыл виленский мон. Стефан (Афанасович) с группой сторонников. В окт. 1633 г. правосл. горожане совершили покушение на Полоцкого униат. архиеп. Антония (Селяву) , результатом чего стало обострение межконфессионального противостояния. У И. был конфликт с членами могилёвского Богоявленского братства, считавшегося ставропигиальным. В 1634 г. члены братства без ведома И. избрали настоятелем Богоявленского монастыря виленского иером. Варлаама (Половку) и обратились к митр. Петру (Могиле) с просьбой подтвердить избрание и возвести обитель на степень архимандритии. Митрополит в послании от 4 нояб. 1634 г. дал благословение на избрание Варлаама (Половки), но потребовал, чтобы в будущем братство согласовывало свои решения с правящим архиереем. Митр. Петр запретил Варлааму учреждать при братском мон-ре архимандритию.

http://pravenc.ru/text/578493.html

(празд. 2 мая). В 1635 г. в Нерехте был основан Богородицко-Сретенский девичий мон-рь, где находились 2 чудотворные В. и. ( Назаретский И. , свящ. Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями св. иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими. М., 1860). О первой из них жителем Ярославля, переехавшим в Нерехту, Иоанном Аверкиевым в 1635 г. было составлено сказание (ркп. не сохр.). В 1767 г. сказание было воспроизведено в рукописном сборнике нерехтского купца Андрея Несторовича Третьякова «Рай мысленный». Согласно сказанию ( Каган М. Д. Сказание о иконе Богоматери Владимирской в г. Нерехте//СККДР. СПб., 1998. Ч. 3. Вып. 3. С. 392-394), в 1634 г. Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богоматерь и повелела ему купить В. и. у иконописца Димитрия, а затем перенести ее в Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Богоматерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону, к-рую оставил в своем доме до весны. Затем по рекам Волге и Солонице на лодке перевез ее в Нерехту. От иконы начались чудеса; среди исцеленных был и сам Иоанн. По прошению жителей Нерехты Патриарх Иоасаф I благословил построить для иконы церковь и основать мон-рь в честь ее сретения. Драгоценный венец для иконы был заказан жительницей Ярославля Матреной в благодарность за исцеление от слепоты. Владимирская икона Божией Матери. Иконописец Димитрий. 1634 г. (собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Нерехте) Владимирская икона Божией Матери. Иконописец Димитрий. 1634 г. (собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Нерехте) Сказание (повесть) о 2-й иконе содержится в том же рукописном сборнике Третьякова. Через год после прославления 1-й иконы «некая вдова Екатерина Вавилова, дщерь по прозвищу Владимирка» из Ярославля, услышав о чудесах нерехтской святыни и основании девичьего мон-ря, пожелала пожертвовать в новую обитель запрестольный образ. В 1635 г. она заказала ярославскому иконописцу В. и.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В храмах с восьмериками на четверике мастера продолжали следовать традициям нарышкинского стиля (ц. Казанской иконы Божией Матери в Юрьевце, 1754, не сохр.) или использовать отдельные элементы раннепетровского зодчества (Успенский собор в Лухе, 1775). На их фоне выделялась ц. свт. Николая Чудотворца в костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре (1752-1760, не сохр.). Пропорциональность объемной композиции, тонкая проработка пышного убранства в формах елизаветинского барокко позволяют предполагать, что заказчица храма генеральша Е. М. Салтыкова привлекла к проектированию московского зодчего. С именем Воротилова связано строительство 2-этажных храмов: апостолов Петра и Павла в Костроме (1787, не сохр.), Воскресения (1787) и Преображения (1791) в Нерехте. При различиях композиций (костромская церковь была 5-главой, нерехтские - увенчаны восьмериком) в их объемно-пространственной структуре были развиты приемы, впервые примененные при сооружении кремлевского Богоявленского собора: углы алтаря и зап. притвора скруглены, что придало плану форму эллипса, колокольни над притвором имеют колоколообразное завершение, аналогичное завершению колокольни Костромского кремля. Характерно, что барочные тенденции проявились также в убранстве храмов, основанных на продолжении старых традиций. Двусветный четверик ц. Богоявления в Галиче (1758; не сохр.), разделенный карнизом на 2 яруса, венчал малый восьмерик с главкой, профилированные прямоугольные рамки нижних окон, дополненные тонко прорисованными фигурными бровками, близки к тотемской школе зодчества; верхние, арочные, украшены наличниками с перспективными обрамлениями, перебитыми жгутами, полуколонками со стилизованными пинаклями и с нарышкинскими разорванными фронтонами; лопатки набраны из ширинок и оригинальных стреловидных элементов. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь в честь Богоявления в Галиче. 1758 г. Фотография. Нач. XX в. Среди сельских храмов подавляющее большинство составляли традиц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Древние фрески сохранились в барабане в 12 простенках, где изображены монументальные фигуры 12 апостолов. В парусах - 4 евангелиста (лучше всего сохр. изображение ап. Марка в юго-зап. парусе). На подпружных арках поочередно в медальонах и прямоугольных рамках помещены изображения 40 Севастийских мучеников. В конхе центральной апсиды, как и в соборе Св. Софии Киевской, находился образ Божией Матери «Оранта» (сохр. фрагмент изображения голубого хитона Богородицы и подиум). Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, представлена композиция «Евхаристия» («Причащение апостолов»). В ее центре изображен престол с киворием, на к-ром находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам представлен Иисус Христос (дважды; облачен в синий хитон), а в центре - 2 ангела с рипидами. Справа Спаситель изображен почти в профиль, подающим ап. Павлу чашу с вином. Апостолы (надписи не сохр.), следующие за ап. Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиц. расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображен прямолично, подающим ап. Петру просфору. За ап. Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому. Уникальными для древнерусского искусства являются фресковые циклы в боковых апсидах собора. В сев. апсиде (жертвеннике) сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей (31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохр. полностью, 12 частично переписаны в XIX в.; в надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана). На сев. стене в верхнем регистре изображен в рост первомч. архидиак. Стефан. В верхнем ряду на сев. стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах средовек с пышными волосами, прикрывающими уши, темной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноап.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Есть они и в близкой ему по формам Успенской ц. в Екатеринбурге, несмотря на ее позднюю датировку (1831-1838, с 1912 собор, сохр. частично; архит. М. П. Малахов): ее боковые главы сходны с барочными главами церкви в с. Быньги. Своеобразна постановка колокольни - над небольшим притвором, снабженным портиком; этот притвор столь неглубок, что в целом храм воспринимается как центрический. Прием подобной постановки колокольни известен в типовых проектах А. А. Михайлова и И. И. Шарлеманя 1824 г. Композиция Успенской ц. была в точности повторена в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Невьянске (1835-1844, не сохр.), построенной на средства Яковлевых. Прием постановки колокольни вплотную к храму применен и в 3-м храме рассматриваемого типа, возведенном в Екатеринбурге - позднеклассицистическом соборе Александра Невского Новотихвинского монастыря (1838-1852; архит. Малахов). Преображенская ц. в Невьянске (1824- 1830, с 1912 собор, перестроена), ктиторами которой выступили Яковлевы, близка к с.-петербургскому ампиру, особенно к проектам А. И. Мельникова. Монументальность распластанного по земле объема подчеркнута низкими, квадратными в плане барабанами боковых глав. Композиция Михаило-Архангельской ц. на заводе Демидовых в Ревде (1826-1835, не сохр.), напротив, достаточно уравновешенная; вертикальный акцент придан поставленной вплотную к храму колокольней. Самым оригинальным классицистическим храмом в епархии является заводская Троицкая ц. в Билимбае близ Первоуральска (1820-1839, сохр. частично). Она была построена на средства Строгановых по проекту архит. И. И. Свиязева, бывшего крепостного Строгановых. Это оригинальное, изысканное здание, созданное в традициях архитектуры кон. XVIII в. Его крестообразный основной объем увенчан куполом на высоком барабане с большими, сложно оформленными окнами. Ветви подкупольного креста выделены только в верхней зоне, где они оформлены большими итал. окнами. В нижней зоне их фасады украшены портиками, а пространство между ветвями заполнено скругленными объемами.

http://pravenc.ru/text/189617.html

После установления союза с Византией (ок. 1015-1018) и до кон. XII в. наравне с итал. сохранилось визант. влияние на зодчество: был сооружен ряд центрических храмов (сохр. фундаменты, иногда части стен), большинство из к-рых служили местом погребения королей Арпадской династии: крестово-купольные тетраконхи в Фельдебрё (до XIII в.- Дебрев, в 17 км к юго-западу от Эгера; в 40-х гг. XI в.- уменьшенный вариант ц. апостолов Петра и Павла в Секешфехерваре, по реконструкции Й. Чемеди, И. Мери, Ю. Ковалик; сохр. крипта XI в. с фресками сер. XII в.), Сексарде (место погребения Белы I), Кесдисентлелеке (Перко, Румыния). Интересны центрические планы часовен в с. Тарнасентмария и св. Имре в Секешфехерваре (тетраконх, XII в.). О византийско-слав. связях Арпадов свидетельствует основание Эндре I (1046-1060) 2 мон-рей во имя свт. Василия Великого: около Вишеграда на Дунае и на п-ове Тихань, на сев. берегу оз. Балатон (сохр. крипта бенедиктинского аббатства 1055). Романским храмам, построенным в кон. XI - кон. XII в. (т. н. период печской мастерской) свойствен тип плана, разработанный бенедиктинскими монахами: 3-нефная базилика без трансепта, с 3 полукруглыми апсидами и 2 башнями на зап. фасаде (собор в г. Печ, перестроенный в 1882-1891, в к-ром сохр. нижняя церковь XI в. и резной алтарь 30-х гг. XII в.; руины храмов в Эгере и Шомодьваре). проникновение готики в В. связано с правлением Белы III (1173-1196), воспитывавшегося в Византии, женатого вторым браком на франц. принцессе Маргарите де Вексин (сестре кор. Филиппа Августа II). при нем было начато строительство в Эстергоме королевского дворца и капеллы с интерьером в стиле ранней готики (кон. XII в., фрески кон. XII в. и ок. 1340). Влияние «эстергомской мастерской» обнаруживается в украшениях собора г. Калоча и в бенедиктинском аббатстве в Вертешсенткересте. Во 2-й пол. XII в. появился тип базилики, характерный для цистерцианского ордена (с трансептом, без башен на фасаде, иногда с венцом капелл): церковь в с. Белапатфальва (1232, в 16 км к северу от Эгера) или церкви бенедиктинского мон-ря Паннонхальма (во время перестройки в 1-й четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/150197.html

Ранней постройкой Н., осуществленной в 50-х гг. XIX в., является шатровая колокольня ц. Св. Троицы в Захарове. По проекту и под наблюдением Н. в 1874 г. была перестроена колокольня (не сохр.) ц. Богоявления в Дорогомилове по причине ее ветхости, а также из-за жалоб прихожан на тихий звон из-за малого числа колоколов. При этом зодчий сохранил стиль прежней постройки, а высота была увеличена на один ярус. В 1874 г. по прошению владельцев дач в пос. Пушкино, в т. ч. Н., по его проекту была построена деревянная ц. Боголюбской иконы Божией Матери при ст. Пушкино Московско-Ярославской железной дороги (не сохр.). В 1876 г. там же Н. была возведена теплая деревянная клетская ц. Св. Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню, ныне микрорайон г. Пушкино Московской обл., освящена как Сретенская). В 1876-1878 гг. на месте разобранного храма XVII в. Н. построил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, рассчитанную на 2000 прихожан (не сохр.). По проекту Н. выполнен интерьер, в т. ч. мраморный иконостас; в 1898-1900 гг. художниками акад. живописи В. В. Шокоревым и В. М. Морозовым осуществлена роспись. Казанская ц. является первым опытом обращения к традициям визант. архитектуры в Москве. Н. мастерски синтезировал формы визант. архитектуры с пластикой рус. зодчества, добиваясь их гармоничного сочетания. К наследию визант. архитектуры Н. обратился и при проектировании собора Св. Троицы в Николо-Берлюковской пуст. (построен в 1879 на месте церкви кон. XVIII в.). Отличающийся большей эклектичностью декоративный язык архитектуры собора Св. Троицы построен на контрастной игре дробных форм рус. узорочья XVII в. и лапидарных архитектурных объемов. В 1877-1880 гг. по прошению 63 почетных жителей Москвы в Варварской башне Китайгородской стены по проекту Н. была устроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.), приписанная к Покровскому мон-рю. В 1875-1876 гг. Варварская башня была предварительно исследована Н. и отреставрирована. Нижний этаж башни был приспособлен для размещения духовой печи, верхний - разделен перекрытием на 2 уровня: на 1-м разместилась часовня, а на 2-м, в обходной галерее, сделаны кельи монахов, под шатром устроена трапезная.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010