.   Таблица 4 Цены на сальные свечи в 1615 – 1678 гг.   Дата Цена за 1 штуку, в деньгах Цена за 100 штук, в деньгах 1615–1616 гг. 0,46–0,48 1620–1621 гг. 0,4–0,52 1627–1628 гг. 0,36–0,44 1632–1633 гг. 0,4–0,52 1636–1637 гг. 0,4–0,5 1640–1641 гг. 0,36–0,5 1647–1648 гг. 0,32–0,42 1648–1649 гг. 0,32–0,34 1650–1651 гг. 0,3–0,46 1661–1662 гг. 0,9–1,8 90–180 1666–1667 гг. 0,3–0,34 1672–1673 гг. 0,32–0,36 1677–1678 гг.     Таблица 5 Цены на сальные свечи за 1631 – 1632 гг. Дата Цена за 1 штуку, в деньгах Объем покупки, штук Сумма покупки, в деньгах Октябрь 1632 г. Октябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Ноябрь 1632 г. Декабрь 1632 г. Январь 1633 г. Январь 1633 г. Январь 1633 г. Февраль 1633 г. Февраль 1633 г. Февраль 1633 г. Февраль 1633 г.   Важное место среди товаров в XVI – XVII вв. занимала рыба. Вологодский архиерейский дом, как и монастыри на северо-западе – севере страны ежемесячно, а иногда и еженедельно, закупал на свой обиход и для подношений разные виды рыб. Наиболее часто в рационе монахов и слуг архиерейского дома появлялись сиг, щука, язь, окунь, плотва, ряпушка (репукса), ловоть, лещ, карась, пашенка и многие другие. Более дорогие виды, такие как лосось и семга, покупались крупными партиями и отдавались вологодской воеводской администрации или отвозились в Москву в качестве почести или посула представителям государева двора, приказным людям или церковным иерархам. Как верно отмечал А. Г. Маньков, в Московском царстве «рыба продавалась штуками, пудами, бочками, возами, пучками, беремянами, косяками, мотками, рогожами и т. д.» Подобный разнобой в единицах измерения лишает исследователя возможности выявить реальное количество закупленный рыбы и приравнять его к более распространенной единице веса – пудам. Более того, при покупке рыбы на собственный обиход архиерейские слуги редко фиксировали стоимость каждого вида и записывали только потраченную сумму. Так, 25 октября 1677 г. у вологодского посадского человека рыбника Ивана Федосеева к столу было куплено «свежей рыбы щук, и лещей, и язей, и ушной, карасей и окуней... на рубль тринатцать алтын две денги» Цена на отдельный вид рыбы часто зависела как от ее размера, так и от способа дальнейшего приготовления. В сентябре 1648 г. «Пантелей же купил в клюшню на пар шесть щук свежих, да три щуки на колодки, да две щуки ушных, дал шесть алтын четыре денги» При этом цена за свежую щуку для основного блюда и щуку для ухи могла отличаться более чем на 10 денег Таким образом, единственной пригодной для сравнения мерой измерения следует признать пуд.

http://sedmitza.ru/lib/text/8346898/

Далее карандашная пометка Н. Суворова: 1659. Великая княжна и царевна Екатерина Алексеевна (ноябрь 1658 – март 1718 г.) – дочь царя Алексея Михайловича и М. И. Милославской. В расходной книге 1660 г. имеется запись о преподнесении архиепископом Маркелом на Пасху юным царевнам Евдокии, Софье и Екатерине Алексеевнам по 6 золотых монет (ГА ВО, ф. 883, оп. 1, кн. 30, л. 49 об.). Игнатий Недовесков с апреля 1658 г. по 1659 г. был дьяком на Вологде при воеводе А. П. Еропкине ( Барсуков А. П. Списки городовых воевод… С. 48; Веселовский С. Б. Указ. соч. С. 358). Данная запись (декабрь 1658 г.) в указанную хронологию вполне вписывается. У А. П. Барсукова и Н. П. Воскобойниковой воеводство И. Н. Хвостова в Яренске показано в 1652 г. (Барсуков А. П. Список городовых воевод… С. 285; Воскобойникова Н. П. Указ. соч. С. 113 – 29). Повторно он воеводствовал в Яренске в 1659–1661 г. (Там же. С. 114 – 34). С. Румянцев в 1659–1664 гг. был дьяком в Тобольске, в 1665–1667 гг. – дьяком Новой чети; в 1660–1670-х гг. выполнял дипломатические поручения в Испании, Франции, Дании, Пруссии; в 1680–1685 гг. – дьяк Сибирского приказа ( Веселовский С. Б. Указ. соч. С. 453; Путешествия русских послов… С. 427–428). Головнин Герасим Сергеевич пожалован в дьяки не ранее 1655 г., отмечен дьяком в Тобольске в 1660–1664 г., а ранее, 3 февраля 1659 г., был «у государевой руки» при отпуске туда ( Веселовский С. Б. Указ. соч. С. 122; Белоусов М. Р. Боярские списки… Т. 2. С. 85). Данная запись укладывается в приведенную С. Б. Веселовским и М. Р. Белоусовым хронологию. Акинфий Ермолаев сын Горяинов в 1660–1661 гг. был усть-вымским приказчиком (ГА ВО, ф. 883, оп. 1, кн. 31, л. 28 об.), известен также как составитель нескольких хозяйственных документов архиерейского дома 1659–1662 гг.: ВГМЗ, ф. 1, оп. 1. кн. 15, 17. Богдан Григорьевич Бешенцов был воеводой в Сольвычегодске в 1659–1660 гг. ( Барсуков А. П. Список городовых воевод… С. 212, 448; ГА ВО, ф. 1260, оп. 1, 1787). Воеводство окольничего П. С. Прозоровского на Холмогорах Барсуковым не отмечено ( Барсуков А. П. Список городовых воевод… С. 547–548). В 1687 г. в переписке архиепископа Гавриила с его московским стряпчим И. Суровцевым обсуждался вопрос о найме крестьянина П. С. Прозоровского к работе по золочению крестов (Старая Вологда… С. 36–37). О П. С. Прозоровском как стольнике, боярине, вознице см.: Седов П. В. Закат Московского царства… С. 590.

http://sedmitza.ru/lib/text/8001015/

742 Михаил Брейк. С. 425–426; Павел Алеппский. Т. 5 С. 187; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 33–34. 743 В середине XVII века французский путешественник монс. Грело сообщал, как в округе Джебель Аджлун, на канонической территории Иерусалимского патриархата, двое святогробских сборщиков милостыни схватили монаха-самозванца, выдававшего себя за сборщика, посланного из Сайданайского монастыря (Grelott. р. 144–145). 750 Михаил Брейк. С. 425; Павел Алеппский. Т. 5. С. 187; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 31–37; см. также: Панченко К.А. Триполийское гнездо. 751 Михаил Брейк. С. 426–427; Павел Алеппский. Т. 5. С. 188; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 38–39. 753 Михаил Брейк. С. 427–428; Павел Алеппский. Т. 5. С. 187; См. также: Панченко К.А. Антиохийский патриархат и Россия. С. 207–208; его же: Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 49–53. Впрочем, колофон одной сирийской рукописи сообщает, что Михаил умер на Рождество 1592 г., даже пережив ненадолго своего врага Иоакима. (Karalevskij C. Col. 637 ; Nasrallah J. Chronologie. 1500–1634. P. 7, 42). Однако, в любом случае, после 1583 г. Михаил, которому к тому времени исполнилось едва ли не 90 лет, окончательно отошел от дел и перестал претендовать на патриаршество. 754 Михаил Брейк. С. 428; Рисаля. С. 357–361; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P. 46–48; см. также: Панченко К.А. Антиохийский патриархат и Россия. С. 208; его же: Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 56, 58. 755 Михаил Брейк. С. 429; Nasrallah J. Chronologie 1500–1634. P.44; Панченко К.А. Триполийское гнездо. Ч. 1. С. 59–62. О литературной деятельности Анастасия см. гл. IX и X. 761 Павел Алеппский, там же; Михаил Брейк. С. 432–436; Панченко К.А. Триполийское гнездо. Ч. 2. С. 25–34. 769 Михаил Брейк. С. 444; см. также: Сказание о Сирийской унии. С. 497–499; БЦЛ. С. 33; Соколов И.И. Церковные события. С. 314–330. 771 Сказание о Сирийской унии. С. 500; Михаил Брейк. С. 444; Соколов И.И. Церковные события. С. 337. 775 Михаил Брейк. С. 447–448; Сказание о Сирийской унии. С. 504; Соколов И.И. Церковные события. С. 345.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  (Л. 92 Заемных денег, которые даваны по указу великого господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всеа Русии из ево патриарховой домовой казны по кабалам и безкабально взяти Прошлого 1633/34 году. На Борисе Фаворове недоплатных десять рублев. Срок прошол, как он приехал из Варзуги во 1634/35 году. На князе Иване Мещерском пять рублев. Срок прошол Рожество Христово во 1634/35 году. И марта в 20 день в уплату два рубли… Платил княз Дмитрей Мещерской. (Л. 92 об.) Варзужские волости на крестьянех на Гришке Иванове с товарыщи от государевых грамот от печатей два рубли восмь алтын четыре деньги. И марта в 3 день те деньги взято. Платил крестьянин Гришка Иванов. На соборном дьяконе Трофиме недоплатных десять рублев. На патриарше сыне боярском на Дводе Панове два рубли. Срок прошол Семень день 1634/35 году. И марта в 22 день те деньги… Давыд Панов и кабала ему выдана. (Л. 93) На Кире Патрикееве недоплатных пятьдесят рублев.   1634/35 год. На сушильном подьячем на Семене Рогочеве пятьдесят рублев. Срок прошол Вербное воскресение во 1634/35 году. Патриарша дворцового села Спаского (Л. 93 об.) на крестьянех на Васке Савине с товарыщи два рубли. Срок прошол Троицын день во 1634/35 году. Коширского уезду патриарши Липецкие волости деревни Рыболовной на крестьянине на Ивашке Анисимове ссудных заемных денег два рубли. Срок прошол маия в 13 числе во 1636/37 году. И декабря в 17 день те деньги взято. Платил тое ж Липитцкие волости деревни Сельны крестьянин Осипко Артемьев. Липецкие же волости деревни Сельни на крестьянех на Оске Артемьеве, да на Фролке Савельеве, да на Васке Васильеве ссудных заемных денег (Л. 91) шесть рублев. Срок прошло маия в 23 число во 1635/36 году. И декабря в 17 день те деньги взято. Платил тое ж Липитцкие волости деревни Сельны крестьянин Осипко Артемьев. На патриарше сыне боярском на князе Андрее Шелешпальском десять рублев. Срок прошол Светлое Воскресение во 1635/36 году. На патриарше сыне боярском на Олексее Матове пять рублев. Срок прошол Филопово заговейно во 1635/36 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

В янв.-февр. 1631 г. М., участвуя в мирных переговорах, посетил Париж. 6 апр. в Кераско был подписан мирный договор, завершивший войну за «мантуанское наследство»: герцог Неверский получил Мантую и Монферрато; Франция объявила, что отказывается от дальнейших завоеваний в Италии; герц. Виктор Амадей I Савойский унаследовал после смерти отца герц-ство Савойя, а также получил монферратские города Трино и Альба. По секретному договору, подписанному Виктором Амадеем I, французы в обмен на часть маркизата Монферрато (г. Альба с прилегающими областями) получали г. Пинероло (Пиньероль; вместе с ведущей к нему военной дорогой он стал важным для Франции плацдармом на пути в Италию). В 1632 г. М. в качестве бенефиция получил место каноника рим. базилики Сан-Джованни-ин-Латерано с годовым доходом в 500 рим. дукатов, что вынудило его принять тонзуру и стать клириком (церемония состоялась 18 июня того же года в Сент-Мену в Шампани). 15 нояб. того же года папа Урбан VIII назначил М. апостольским протонотарием; этой должности соответствовало право на ношение лиловой сутаны и на обращение «монсеньор», что приравнивало М. к епископам. В февр. 1633 г. он получил должность аудитора при кард. А. Барберини, незадолго до этого назначенном папским легатом в Авиньоне (но он так и не выехал из Рима). После того как франц. кор. Людовик XIII назначил Барберини кардиналом-протектором Франции при Папском престоле (30 дек. 1633), недовольный этим папа Урбан VIII сделал М. вице-легатом в Авиньоне (1 июля 1634) и возложил на него функции чрезвычайного нунция при франц. дворе. Ему было поручено добиться от франц. монарха отказа от союзнических отношений с протестантами, прежде всего со Швецией, возвращения герц-ства Лотарингия, захваченного в 1632 г. французами, законному герц. Карлу IV Лотарингскому и признания брака Гастона Орлеанского, брата и наследника Людовика XIII, с Маргаритой Лотарингской, сестрой герцога. Миссия М. по целям не соответствовала политике Ришелье и не увенчалась успехом. 26 нояб. 1634 г. М. прибыл в Париж, но 16-месячные переговоры не принесли ожидаемых папой результатов. После гибели шведского кор. Густава II в битве при Лютцене (16 нояб. 1632) и разгрома швед. армии при Нёрдлингене (6 сент. 1634) Франция возглавила антигабсбургские силы и вступила в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), объявив войну Испании (19 мая 1635). В апр.-нояб. 1636 г. М. оставался в Авиньоне, а в янв. 1637 г. папа Урбан VIII, недовольный его миссией в Париже, отозвал М. в Рим; 3 следующих года М. находился на службе у кард. А. Барберини. В Париже М. сумел приобрести расположение франц. кор. Людовика XIII и его главного министра Ришелье. Король неоднократно обращался к папе с просьбой назначить М. папским нунцием при франц. дворе, однако Урбан VIII этого не делал. 13 дек. 1639 г., имея на руках приглашение кор. Людовика XIII и грамоту на получение франц. подданства, М. покинул Рим и 4 янв. 1640 г. приехал в Париж.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

– Соловьев в «Истории России» приводит следующее показание современного Ш. москвича о впечатлении, произведенном казнью Ш. и Измайлова: «когда на Москве Шеина и Измайлова казнили, и за это учинилась в людях рознь великая, да на Москве же были пожары большие, выгорела Москва мало не вся; в Можайске ратные люди так же погорели и разъехались». В настоящем кратком биографическом очерке М. Б. Шеина, одного из замечательнейших русских людей XVII в., не место, конечно, приводить разнообразные и прямо даже противоречивые отзывы историков XIX в. о его походе под Смоленск в 1632–1634 гг. и о его казни. С своей стороны заметим лишь, что большая разница: защищать или осаждать крепость. В 1609–1611 гг. Шеин и все смоленские «сидельцы» были у себя дома: они имели кров и надолго были обеспечены съестными и пушечными запасами; отбиваясь от поляков, они были уверены, что стоят за «православную веру и отечество». С лишком двадцать лет спустя, в 1631–1634 гг. Ш. должен был возвратить Московскому государству Смоленск, начальствуя над войском, состоявшим из великоруссов, южноруссов, казаков, татар и наемных иноземцев разных народностей. Если добавить к этому осеннее ненастье в начале похода, затем зимний холод, с трудом переносимый иноземцами, частый недостаток в съестных припасах, медлительность московского правительства и воевод, назначенных под Смоленск для выручки Ш. и всего войска, наконец, разницу в годах Ш. во время сиденья его в Смоленске в 1609–1611 гг., и во время осады 1632–1634 гг. – тогда будет если не извинительна, то, во всяком случае понятна не измена, а неудача, которая привела Шеина к смертной казни. Никоновская летопись (Русская летопись по Никонову списку). СПб. 1792 г., VIII, с. 62, 146, 162–163. – Новый летописец. М. 1853 г., с. 64, 124, 136, 185, 187. – Др. Рос. Вивл., 2-е изд., XIII, с. 150, 152, 157; XX, с. 82. – Собр. Госуд. Грам. и Договор. – тт. II и III. – А. А. Э., т. II и III. – Акты ист., тт. II и III. – Р. И. Б., изд. Археограф. Комиссии, тт. I, III, IX, XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лыков. Черкасскому удалось пробиться в Можайск; поляки и литовцы так стеснили, однако, московских воевод, что только присланный царем вспомогательный отряд избавил осажденных от окончательного поражения и плена; сам Черкасский был ранен и увезен в Москву. Туда же приказано было ему и князю Лыкову отвести свои войска. Вероятно, князь находился вместе с царем в Москве, когда в 1618 году ее осаждал Владислав. Переговоры, кончившиеся заключением перемирия в Деулине, надолго прервали боевую деятельность князя Черкасского. 6-го января 1619 года он был пожалован из стольников в бояре, что открыло ему возможность занять сообразное знатности своего рода и своим военным заслугам место в высшем управлении государством. В 1623, 1625, 1628, 1629, 1632, 1633, 1634 годах князь ведал приказ Казанского Дворца, в котором он заседал, еще будучи стольником, в 1611 году; вместе с Казанским Дворцом ему подчинен был, вероятно, и Сибирский приказ, так как, по словам Котошихина, оба эти приказа всегда находились в ведении одного и того же лица; в 1637–1638 году Казанский Дворец находился уже в ведении князя Б. М. Лыкова. Затруднения в войне с Польшей заставили Государя, 18-го октября 1633 года, назначить князя Черкасского главным воеводой войск, назначенных идти под Смоленск на выручку к боярину М. Б. Шеину. Еще 11-го июля 1630 года Государь указал было Черкасскому быть на своей государевой службе под Смоленск, но посылка эта не состоялась. В апреле 1632 года Царь опять указал Черкасскому и князю Лыкову быть на своей службе под Смоленском, но 22-го апреля на их место были назначены боярин М. Б. Шеин и кн. Д. М. Пожарский. Назначенный, наконец, воеводой, Черкасский к февралю 1634 года успел дойти только до Можайска, когда Шеин уже сдался; князь пробыл на воеводстве до самого заключения Поляновского мира и был отозван к Москве 13-го июня 1634 года. Один раз пришлось князю Черкасскому быть и первым воеводою на Украйне, для охранения русской границы от набегов крымцев и ногайцев: указ об этом последовал 1-го мая 1639 года, а 14-го сентября князь уже был отпущен к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г., а книга за август в 1630 г.. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633). Часослов – пять раз (1628, 1631 – дважды, 1632, 1633). По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633), Требник (1623, 1625, 1633 – дважды) и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632). По три раза – Евангелие (1627, 1628, 1633), Псалтирь (1620, 1624, 1632), Псалтарь следованная (1626, 1628, 1632), Устав церковный (1631, 1633 – дважды), Триодь постная (1621, 1628, 1630). По два раза – Триодь цветная (1621, 1630), Шестоднев (1625, 1626), Евангелие учительное (1629, 1633). По одному разу – Октоих (1631) и Каноник (1631). Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом. В тех же послесловиях нередко упоминается, что книги были исправлены и напечатаны по древним харатейным славянским спискам, но нигде не замечено, чтобы хоть одна книга сличалась и с греческим текстом, и с греческими списками. Значит, и при Филарете Никитиче исправление книг совершалось так же, как прежде. Лучше и образованнее были теперь справщики, но и они, ограничиваясь только славянскими списками, хотя и древними, не могли избежать многих погрешностей, в чем сознавались и сами в послесловиях к книгам, и просили себе снисхождения у православных. Дав приказание исправлять книги по харатейным спискам и печатать, царь и патриарх имели в виду «в единогласие привести вся потребы и чины церковнаго священноначалия» – эта цель действительно достигалась, но не вполне, так как в разных изданиях одной и той же книги допускались некоторые разности. Например, в Служебнике 1633 г. по вынутии Агнца из просфоры положено каждение в монастырях, а по вынутии частиц из прочих просфор положены молитвы, произносимые священником и диаконом, – в прежних филаретовских Служебниках ничего этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Путь Мануила пролегал через Валахию, Молдавию, Речь Посполиту.Обнаруженные у Мануила греческие грамоты стали поводом к его задержанию во Львове. Затем он был доставлен в Варшаву, где у него забрали рекомендательное письмо Патриарха Тимофея как доказательство его вины. Как и в 1623 г., в 1632 г. Мануил писал о 6-месячном тюремном заключении, но сейчас речь шла о «земляной тюрьме» в Варшаве, пребывание в Мальборке не упоминалось.Освобождение Мануилу принесла тяжелая болезнь. Уже умиравшего, Маунила выпустили из тюрьмы, и он смог добраться до Киева, где получил поддержку Киевского митрополита Иова (Борецкого). В украинской столице Мануил обрел духовного отца — не названного по имени киевского протопопа. Киевские священнослужители содержали и одаривали странника, втом числе одеждой, которую в Путивле восприняли как монашескую. В прошении 1632 г. Мануил обошел молчанием встречу в Речи Посполитой с Силистрийским митрополитом Иоакимом, а затем с ватопедским архимандритом Никодимом. Очевидно, Никодим, находившийся в 1632 г. в России и никогда не свидетельствовавший в пользу Мануила, мог опровергнуть слова последнего. Не упомянув о Никодиме, Мануил тем не менее остановился на своем пребывании в Путивле. Он писал, что в приграничном городе отсутствовал переводчик с греческого, при этом остается загадкой, каким образом Мануил объявил о желании принять русское подданство. По версии Мануила, самонаименование «кириц» в Путивле было услышано как «клирик», чем и объясняется его статус в первых документах. Интересно, что в 1632 г. Мануил не вспомнил о своих челобитных 1623 г. (на греческом и на русском языках). В Москве трудности продолжились. В 1632 г. оказалось, что в 1623 г. расспроса в Посольском приказе не было. По версии Мануила, он заболел в дороге и в тяжелом состоянии был привезен на подворье Посольского приказа. На подворье «клирика» навещал толмач Христофор, назначенный приставом. Речь идет о греческом толмаче Христофоре Иванове, вошедшим в штат Посольского приказа в 1622 г.

http://sedmitza.ru/text/3614027.html

Случай, показывающий, с какою строгостию относился Филарет к самым, по-видимому, незначительным отступлениям в церковной обрядности. Разрешенному Нектарию приказано было жить на Богоявленском подворье впредь до назначения ему кафедры, и он оставался в Москве до смерти Вологодского архиепископа Корнилия (17 марта 1625 г.), когда вновь занял свою прежнюю кафедру, на которой и скончался (3 июня 1626 г.). Митрополит Иона, осудивший некогда Нектария, был свидетелем его оправдания на Соборе и просил прощения у патриарха и у самого Нектария . Вот за такие-то и, может быть, другие подобные поступки митрополит Иона и должен был наконец расплатиться потерею своей кафедры. Божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша», и таким образом положили начало знаменитой впоследствии Типографской библиотеке . При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г. 327, 330, 333, 336, 338, 340], а книга за август в 1630 г. 344, 346, 348, 350]. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633) 504–506]. Часослов — пять раз (1628, 1631 — дважды, 1632, 1633) 622–625]. По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633) 118, 120, 121], Требник (1623, 1625, 1633 — дважды) 543, 545, 546] и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632) 311, 313, 314]. По три раза — Евангелие (1627, 1628, 1633) Псалтирь (1620, 1624, 1632) 427, 432], Псалтирь следованная (1626, 1628, 1632) Устав церковный (1631, 1633 — дважды) Триодь постная (1621, 1628, 1630) 571, 572]. По два раза — Триодь цветная (1621, 1630) 581], Шестоднев (1625, 1626) 639], Евангелие учительное (1629, 1633) 206]. По одному разу — Октоих (1631) и Каноник (1631) Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом .

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010