На почитание и степень распространения изображений О. в России в кон. XIX - нач. XX в. повлияло историческое событие. 17 окт. 1888 г., в день памяти пророка, произошло чудесное избавление от гибели семьи имп. Александра III Александровича при крушении поезда на ст. Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги. С этого момента появляется большое число икон, включающих фигуру О. и прп. Андрея Критского. Это могла быть икона Божией Матери с покровом-омофором в руках со святыми, чья память отмечена под 17 окт., и подписью, напоминающей о чудесном спасении царской семьи (поднесена духовенством Киево-Печерской лавры государю); икона со святыми - покровителями членов царской фамилии, напр. 2 иконы, написанные по заказу прихожан в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери для придела Покровской ц. в с. Хомутове Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Щёлково Московской обл.); икона из Георгиевской ц. Новочеркасска. В честь святых, чья память празднуется 17 окт., в т. ч. О., возводили храмы, напр. в Анапе Кубанской обл. (ныне Краснодарского края) 5-главый кирпичный храм (архит. В. П. Цейдлер (1893-1900), не сохр.), на месте которого в 2008 г. поставлена часовня с тем же посвящением, ее украшением служит мозаичное изображение О.- старца «еврейского типа», в белом хитоне и желтом гиматии, покрывающем голову. На гравюрах с видами храма в Борках изображен коленопреклоненный О., к-рый в паре с прп. Андреем Критским молится написанному на небесах образу Пресв. Богородицы, держащей покров-омофор. Сходное посвящение имели престолы: приделов в древнем Никольском соборе бывшего Николо-Медведского мон-ря в Нов. Ладоге Ленинградской обл.; в ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе С.-Петербурга (не сохр.); в Троицкой ц. в с. Польцо Вачского р-на Нижегородской обл. (1887); в ц. при Самогитском 7-м гренадерском полку в Покровских казармах Москвы (1890; не сохр.); часовни на Лукьяновке в Киеве (1891; не сохр.); церкви в г. Карачеве Брянской обл. (1893; не сохр.); в освященном в 1896 г. левом приделе ц. во имя иконы Божией Матери «Милующая» в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1888-1896; архит. В. А. Косяков); главный престол нижнего храма заложенной прав. Иоанном Кронштадтским за Невской заставой Успенской ц. на подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевой пуст. (1897-1903; архит. Н. Н. Никонов, перестроена).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Крупнейшее сооружение этого периода - Троицкая (Смоленская) ц. (с 1836 кафедральный собор, не сохр.) на Б. Московской ул. в новой, застраивавшейся по регулярному плану 1774 г. части Воронежа, окруженная площадями. Здание, выстроенное в 1779-1789 гг., обрушилось, новое, очевидно по др. проекту (1805-1822, колокольня 1818), представляло собой большой куб с полукруглой апсидой и трапезной, боковые фасады украшали 4-колонные коринфские портики с фронтонами. Оригинальным было завершение - крупный четверик с 4 большими окнами, низким куполом и фонарем, с декором, близким к стилю барокко (раскреповка антаблемента и фронтонов, группы колонн по углам, вазы), возможно под влиянием стиля Покровской ц. из с. Репец. 3-ярусная колокольня в стиле зрелого классицизма со шпилем, одна из важнейших вертикалей в центре города, послужила образцом для звонниц Покровского жен. мон-ря в Воронеже (не сохр.) и Успенского собора в Задонске. Качеством и тонкой прорисовкой деталей отличалась приходская ц. Вознесения (перестроена из храма 3-й четв. XVIII в., очевидно, в 1801-1815, не сохр.) с портиками, скругленными углами, изящным барабаном-ротондой с балюстрадой вокруг основания, а также одноименный храм на Чугуновском кладбище с 4-колонными портиками, полуциркульными проемами во фронтонах и ротонде барабана (1808-1813, сохр. зимняя ц. во имя прор. Самуила, 1808, сильно перестроенная в 2001). Церкви, построенные в имениях крупных землевладельцев, строго выдержаны в стиле классицизма. Это, напр., небольшая, возведенная на высоком холме над р. Битюг, крестообразная с завершением в виде ротонды Покровская ц. (1809) в с. Пады гр. Орловых. В композиции Покровской ц. в с. Липовка (1824, не сохр.), возведенной на средства графини А. А. Орловой-Чесменской, был выделен массивный куб храма с широким рустом на углах, проемами в виде больших люнет и вынесенными вперед колонными портиками, увенчанный куполом на низком барабане с рядом термальных окон в основании. К храму примыкала прямоугольная апсида и трапезная, переходящая в нижний ярус колокольни.

http://pravenc.ru/text/155254.html

в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В храмах Екатеринбурга XVIII в. региональные черты соединились с тенденциями столичной архитектуры. Первым крупным каменным храмом стал Троицкий собор в Верхотурье (1703-1709), строившийся соликамскими каменщиками под рук. московских мастеров в комплексе с др. зданиями кремля. Его архитектура соединила традиции нарышкинского стиля Москвы с характерными для приуральского варианта узорочья приемами детальной обработки кирпича. Грандиозный храм типа восьмерик на четверике увенчан крещатым пятиглавием, имеет трапезную и высокую многоярусную колокольню с двойным шатром в завершении. Его композиция возникла скорее всего под влиянием выдающихся построек нарышкинского стиля - ц. Успения на Покровке в Москве (1696-1699, не сохр.) и ц. Собора Богоматери (т. н. Строгановской) в Н. Новгороде (1697-1703). Верхотурский собор отличается великолепным кирпичным нарышкинским декором (3/4-ные колонны, фланкирующие четверики храма и колокольни) и обилием изразцовых элементов (храмозданная надпись, обрамления 8-угольных окон в виде солнц и др.). Это убранство не только не скрывает, но, напротив, подчеркивает сложную тектонику здания, облик к-рого отличается монументальной цельностью. В 10-40-х гг. XVIII в. строительство в Верхотурье и окрестностях было эпизодическим и в целом велось в русле развития архитектуры Приуралья. Спасо-Преображенская ц. в Н. Синячихе. 1794-1823 гг. Фотография. 2007 г. Первые храмы Туринска и его окрестностей - напр., 2-этажные «корабли» городского Крестовоздвиженского собора (1751-1767, не сохр.) и Богоявленской ц. в г. Ирбите (1765-1783, с 1808 собор, не сохр.) - принадлежали тобольской традиции 30-60-х гг. XVIII в., соединившей формы рус. нарышкинского стиля и укр. зодчества. Храмы в этой стилистике строились до конца столетия - ц. Вознесения Николаевского монастыря (1775-1785, не сохр.) и ц. Нерукотворного образа Спасителя (1786- 1798, полностью перестроена) в Туринске. Одновременно с ними появились храмы в стилистике ц. Воскресения (праведных Захарии и Елисаветы, 1759-1776, сохр.

http://pravenc.ru/text/189617.html

В XVIII в. сохранялась типичная упрощенная композиция 3-частных храмов, сформировавшаяся в предшествующем столетии. Высокий четверик основного объема, близкий к кубу, получал завершение в виде луковичной главы на барабане, как, напр., в вологодских церквах: во имя прп. Кирилла Белозерского в Рощенье (сер. XVII в., сохр. частично), вмч. Феодора Стратилата (не ранее 1628, не сохр.), свт. Николая на Глинках (1676, действующий), прор. Илии в Каменье (1698), вмц. Параскевы Пятницы (кон. XVII в., не сохр.), Вознесения Христова (1698-1700, не сохр.), свт. Иоанна Богослова (1744), Казанской (1760). Воспроизводился и декор XVII в., особенно «рогатые» оконные наличники. В петровское время под влиянием московского барокко сформировался новый характер завершений вологодских храмов в виде возвышающегося над четвериком (часто 2-светным) массивного восьмерика с луковичной главкой на барабане. Таковы церкви Покрова Пресв. Богородицы на Козлене, св. Иоанна Предтечи в Рощенье (1710-1717), свт. Власия Севастийского (1714). В трапезных с плоскими перекрытиями обычно находились теплые приделы. Ярусное завершение намечено в примыкающей к данному типу церкви Троице-Герасимова мон-ря на Кайсаровом ручье (1717, не сохр.). В вологодском Успенском мон-ре были построены св. врата (между 1709 и 1714) и надвратная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия (освящена в 1720), с 4 окнами на фасаде, богато украшенном полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами во 2-м ярусе. 5-главая Спасская ц. в Белозерске (1716-1723) представляет собой высокий куб с 3-апсидным алтарем и низкой трапезной, с шатровой колокольней (с запада). Вертикальную устремленность и живописность зданию придает сильно развитая венчающая часть с широким изразцовым фризом. 2 яруса кокошников над карнизом расположены необычно, один над другим. Поверх кокошников нетрадиционно поставлен еще 1 карниз фигурной кладки - «пила». Архаична и Сретенская ц. в Вологде (1731-1735): бесстолпный 3-частный в плане храм на подклете увенчан луковичным пятиглавием; 2-этажная трапезная напоминает гражданскую постройку.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Церковь Вознесения Господня над св. вратами Свияжского Успенского мон-ря. 1-я пол. XVIII в. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. архитектурная ситуация в К. и Т. е. объяснялась преобладанием купеческого (в городе) и помещичьего (в окрестностях) заказа. По образцу Петропавловской ц. в 20-30-х гг. возникли многочисленные (сравнимые по количеству с Москвой или В. Устюгом) церкви типа восьмерик на четверике, имевшие сильно вытянутые по вертикали пропорции. В Казани они, как правило, были украшены скромным петровским декором, напр. Ильинская ц. Никольского монастыря (1736, не сохр.) или ц. Московских чудотворцев на подворье Раифского мон-ря (1739). Эти храмы имели ярусные колокольни, напр. по-провинциальному громоздкая Успенская ц., возведенная среди руин древнего Болгара (1732-1734), имела шатровую колокольню. Многочисленные церкви Свияжска сохраняли очень качественный рельефный нарышкинский декор, замечательные образцы к-рого были представлены на Никольской ц. «в Жильцех» (1734, не сохр.). Немало было возведено храмов, в уменьшенном виде повторявщих формы Петропавловской ц. и совершенно скупых по внешнему убранству. Это особенно характерно для построек, возведенных на средства И. А. Михляева и его вдовы Е. И. Михляевой: ц. Параскевы Пятницы на месте деревянного храма сер. XVI в. (1728), предназначенная для рабочих суконной фабрики Михляева; ц. прмц. Евдокии (по приделу, главный престол - Нерукотворного образа Спасителя, 1734) с одноярусной колокольней, упрощенными наличниками окон и 8-гранным окном на сев. и юж. фасадах (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 27, 71; Фролов. 2005. С. 36-39). К тому же типу храмов относятся ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1731, в Ст. Татарской слободе, ныне - центр крещено-татарских приходов); ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Суконной слободе (освящена в 1738), возведенная на средства Е. И. Михляевой, в виде бесстолпного четверика с высокой полусферической кровлей, поставленного на подклет; ц. Смоленской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Варлаама Хутынского (ок. 1726, не сохр.) (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 59, 70; Фролов. 2005. С. 39-40, 61, 67-68). В новых формах перестраивались старинные и строились новые храмы в Свияжске: в 1-й пол. XVIII в. появился грушевидной формы купол на барабане свияжского Успенского монастырского собора, пощипцовое покрытие заменено, а на фасадах поставлены декоративные аттики сложной формы, призванные скрыть неровности новой кровли; выстроен из кирпича надвратный храм в честь Воскресения Господня на месте Борисоглебской ц. ок. 1600 г. ( Яблоков. 1906. С. 39). Из кирпича возвели церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1735, с 1740 - во имя Софии Премудрости Божией, не сохр.) и Благовещения (1755, не сохр.; Остроумов, Чумаков. 1971. С. 56).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Екатерины (1758-1768, не сохр.) был подготовлен с.-петербургским архит. И. В. Мюллером еще в 1743 г., но был полностью переработан «главным межевщиком» Афанасием Кичигиным; в результате получился традиц. нарышкинский храм с отдельными барочными деталями, близкий к некоторым тобольским образцам. Полностью барочное оформление получили традиц. 2-этажные «корабли» Богоявленского собора в Екатеринбурге (1771-1795, не сохр.), для которого имелся проект того же Мюллера, и екатеринбургской Вознесенской ц. (1792-1818). Собственно барочные церкви на территории епархии впервые появились на заводах, принадлежавших семье Демидовых,- Входа Господня в Иерусалим в Н. Тагиле (1764-1776, с 1912 собор, не сохр.) и Св. Троицы в Н. Сергах (1782, не сохр.), достаточно скромные сооружения типа восьмерик на четверике, близкие к московским образцам. Похожая по архитектуре ц. праведных Симеона и Анны (1773-1789, сохр. частично) была построена А. Ф. Турчаниновым на его заводе в Сысерти. Черты барокко и раннего классицизма совмещены в Никольской ц. в с. Быньги (1789-1796), построенной на средства владельца близлежащих невьянских заводов П. С. Яковлева. Храм, крестообразный в плане, увенчан большим куполом на цилиндрическом барабане, невысокая колокольня также имеет цилиндрическое завершение. Кубовидные барабаны боковых глав и средний ярус колокольни завершены лучковыми фронтонами. Крупнейшими центрами храмостроения в XIX - нач. XX в. были Екатеринбург и Н. Тагил. Роль богатых заводчиков в качестве заказчиков архитектуры стала еще более важной. Проект Выйско-Никольской ц. в Н. Тагиле. 1835 г. Архит. А. Х. Крих Формы классицизма распространялись на Урале медленно. Только в 20-30-х гг. XIX в. здесь появился ряд примечательных с архитектурной т. зр. церквей, в первую очередь 5-главых соборного типа. Троицкая единоверческая ц. в Екатеринбурге (1818-1854, с 2000 кафедральный собор, большой купол восстановлен) была построена на средства И. М. Рязанова. Этот храм, близкий к стилистике ампира, отличающийся необычно высоким куполом и длинной трапезной, еще сохранял нек-рые черты барокко (люкарны у основания купола).

http://pravenc.ru/text/189617.html

И. из В. перечислены в «Хронике города Генуи»: «Легенды о святых» (Legendae Sanctorum), более известные как «Золотая легенда» (Legenda Aurea), 3 сборника проповедей: о всех святых (Sermones de omnibus sanctis et festis; сохр. более 300 рукописей), о воскресных евангельских чтениях (Sermones de omnibus evangeliis domenicalibus; сохр. более 350 рукописей), о евангельских чтениях Великого поста (Sermones quadragesimales; сохр. ок. 300 рукописей), а также «Книга о Пресв. Богородице» (Liber Marialis; сохр. ок. 70 рукописей) и «Хроника города Генуи от основания города до 1297 г.» (Chronica civitatis Ianuensis ab origine urbis usque ad annum MCCXCVII; сохр. 44 рукописи). Исследователи дополняют этот список рядом агиографических сочинений, о которых И. из В. не упоминает. Речь идет о св. местах и покровителях Генуэзского архиеп-ства (Житие св. Сира Генуэзского, повествование о перенесении мощей Иоанна Крестителя в Геную, история мощей, хранящихся в мон-ре святых Филиппа и Иакова в Генуе, и др.). С 60-х гг. XIII в. И. из В. работал над «Золотой легендой», сборником житий святых и праздничных чтений, расположенных согласно литургическому календарю. По окончании 1-й редакции (1267) автор неоднократно перерабатывал текст. Изначально задуманное как справочник для проповедников, в ходе редактирования сочинение все более превращалось в книгу для благочестивого чтения образованными людьми. В работе с агиографическим материалом автор отдавал предпочтение древним святым, особенно ранним христ. мученикам, настороженно относясь к святым из мирян, государям и святым каролингской эпохи, к-рых порицал за близость к светской власти. В «Золотой легенде» И. из В. дал неск. архаизированную трактовку святости, на к-рую почти не оказали влияния духовные идеалы нищенствующих орденов. «Золотая легенда» И. из В.- самый известный пример «легендария нового типа» (legenda nova), жанра агиографических сборников, появившегося в 30-40-х гг. XIII в. и рассчитанного на нужды нищенствующих монашеских орденов. Такие легендарии являлись стандартизированными, внутренне целостными компендиумами сокращенных житий наиболее популярных святых, их можно назвать занимательными агиографическими справочниками. Совместив церковный календарь, литургический легендарий и произведения биографического жанра, подобные сборники стали своего рода энциклопедией Свящ. истории и богословия. Мн. подобные компиляции вышли из-под пера членов доминиканского ордена, к-рые стремились не только приспособить легендарии для нужд странствующих проповедников, но и содействовать процессам консолидации и романизации католич. Церкви в XIII в.

http://pravenc.ru/text/200325.html

Ныне существующее завершение иконостаса - результат переустройства 1896 г. Иконостас придела во имя Собора арх. Гавриила. 2-я пол. XVI в. Иконостас придела во имя Собора арх. Гавриила. 2-я пол. XVI в. На аналоях перед иконостасом также находились иконы «Богоматерь Барловская» (не сохр.) в золотом окладе (сохр.) и «Богоматерь Боголюбская» (не сохр.) в золотом окладе (сохр. нек-рые детали), «Благовещение» в серебряном золоченом окладе (в собрании музея не выявлена). В алтаре за престолом располагались двусторонние выносные иконы в киотах и драгоценных окладах «Богоматерь Пименовская с Благовещением на обороте» в серебряном золоченом окладе (посл. четв. XIV в.; перенесена в Б. с. в сер. XVI в.), «Богоматерь Одигитрия со Спасом Нерукотворным на обороте» (время создания неизвестно; не сохр.), «София Премудрость Божия» (XV в.), возможно, работы тверских мастеров, с «Распятием» (XIX в.) на обороте. Часть икон богатого собрания Б. с. хранилась на тябле за иконостасом, иконы в киотах располагались вокруг столпов, напр. «Распятие со Страстями Господними на полях» (XVI в.). В приделах Б. с. также существовало иконное убранство, созданное к моменту их возведения. Иконы самого древнего придела, свт. Василия Кесарийского, судя по документам, после упразднения придела были разрознены. Известно (по описи 1680-1681), что часть икон находилась в юго-вост. верхнем приделе вмч. Георгия. В 1613-1614 гг. из Приказа Большой казны в верхние приделы (Собор арх. Гавриила, Собор Богоматери и Вход Господень в Иерусалим) были выданы иконостасы вместе с церковной утварью. Эти иконостасы упомянуты в описях кон. XVII в. и сохранились до наст. времени. Все иконостасы трехъярусные и построены по единому принципу: в центре местного ряда - царские врата с сенью и столбиками, дверь с образом Благоразумного разбойника ведет в жертвенник. Справа от царских врат располагались храмовые местные образы. Особенностью придельных иконостасов является написание на одной доске образов деисусного и праздничного рядов.

http://pravenc.ru/text/149295.html

В 2004 г. для росписи храма была приглашена Монументальная мастерская ПСТГУ под руководством Самолыго И. Ю. За основу программы росписей художники взяли каноны Византийского искусства: в куполе — образ Христа Пантократора, в барабане — Архангелы, в парусах — Херувимы, в подкупольном пространстве, образующем в плане крест — евангелисты. Следующая ступень — арки — раскрывают нам тайну сотворения человека и его Искупления – «Пресвятая Троица», «Не рыдай Мене, Мати», «Спас Недреманное Око», Ангел Великого Совета на иконе «София — Премудрость Божия». От наивысших горних сфер взор спускается к событиям Евангельской истории, событиям, происходящим как бы на границе Небесного и земного. В лепестках сводов — композиции двунадесятых праздников. И уже ближе к земле — события из истории Церкви земной. Ряд медальонов с изображениями святых первых веков христианства отделяет композиции нижнего яруса, где изображены святые в рост. Как стены держат своды храма, так святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются Её «столпами», в духовной брани они стоят на страже Церкви. В алтаре — поясной образ Богородицы Оранты, композиция «Причащение апостолов» и святители. Росписи ориентированы на Византийское и Сербское искусство XIV века. Осенью 2006 г. росписи четверика были полностью завершены. И вскоре те же мастера приступили к росписи трапезной части. Если для четверика был выбран колорит небесно-голубой, прозрачный, хорошо сочетающийся с белым камнем иконостаса, то росписи трапезной части заметно более насыщенных цветов — синего, темно-красного, их задача — гармонировать с красным деревом приделов. Деисус, расположенный над аркой, ведущей в четверик, — как бы продолжение невысокого иконостаса. Присоединяются к молитве Богородицы, Предтечи и Ангелов святые, изображенные по периметру трапезной. Здесь в отличие от медальонов четверика представлены преимущественно русские святые более поздних веков, в том числе новомученики и исповедники Российские, святые Серпуховской земли и Серпуховские новомученики. Но главная тема росписи трапезной — «Архангел Михаил в деяниях». Икона из иконостаса Архангельского Собора Московского Кремля послужила основой для росписи Архангельского храма в небольшом подмосковном городке. Помимо бригады молодых иконописцев — выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.

http://sobory.ru/article/?object=00688

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010