Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Василий Агееевич Кафтырев († 1614 г.). Беляница (Мирослав) Лаврентьевич Зюзин († 1628/29 г.), выборный дворянин по Костроме в 1609/10–1611/12 гг., казанец в 1613–1626/27 гг. Так в рукописи, окончания записи нет. Четверть – древнерусская мера сыпучих тел равная 8 четверикам или 64 гарнцам или 209, 91 л. Иван Семенович Куракин († 1632 г.), князь, воевода, боярин в 1605/06–1632 гг. Михаил Васильевич Белосельский, князь, московский дворянин в 1616–1638 гг., в 1634 г. один из воевод, обвиненных в поражении под Смоленском. Так в рукописи, окончания записи нет. Василий Алексеевич Аргамаков, московский дворянин в 1618–1631/32 гг. Макарий, игумен Ферапонтова монастыря в 1613–1614 гг. Арсений († 1619 г.), игумен Богоявленского монастыря в 1603–1618 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм больший») совершалось в монастыре 9 сентября, а по его родителям – 20 октября и 9 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 2, 7, 19). Никита Васильевич Годунов Асанов, в иночестве Нифонт († 1622 или в 1623 гг.), окольничий в 1598–1622 гг. Василий Леонтьевич Кафтырев, московский дворянин в 1618/19–1624/25 гг. Вероятно, принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Кормовое поминание («корм большой») совершалось по нему 23 октября и 28 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 8, 27–28). Петр Андреевич Волконский († 1643 г.), князь, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Семен (Сыдавной) Зиновьев Васильев, дьяк, думный дьяк в 1605–1619 гг. Кормовое поминовение по нему совершалось в монастыре 5 ноября и 3 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 10–11, 24). Кормовое поминовение Кирилла Григорьевича Овцына совершалось 16 февраля (Там же. С. 26). Поле – часть иконы. Савелий Петрович Вяземский, князь, жилец в 1645–1645 гг. Иван Рудаков поминался 24 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 27). Иван Петрович Шереметев († 1647 г.), стольник, боярин в 1634–1647 гг. Иосиф, архимандрит костромского Ипатьева монастыря в 1617–1622 гг. Иван Васильевич Голицын († 1626 г.), князь, боярин в 1605–1626 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Например, храм Святого Брендана в Брансепете, где в те годы служил будущий епископ Даремский Джон Козин, приобрел экземпляр Библии короля Иакова лишь в 1634 году . В Лестерском архидиаконском округе новые Библии были не во всех храмах даже в 1632-1633 годах. В Чичестерском архидиаконском округе в 1634 году новой Библии не имели 14% приходов, и церковные власти приказали им исправить это . Храм Святого Стефана в Норидже, несмотря на распоряжения церковных властей, долго отказывался приобретать новый перевод и обзавелся им лишь 1638-1639 годах . Все это наводит на мысль, что введение новой английской Библии (а также отдельные примеры сопротивления этому процессу) следует рассматривать как часть широкой программы преобразований в английской Церкви, предпринятой в 1630-х годах архиепископом Кентерберийским Уильямом Лодом. Однако замыслы Лода охватывали не только Англию, но все Британские острова. При Иакове I Церковь Шотландии (и, вероятно, Церковь Ирландии) продолжали пользоваться Женевской Библией. Однако более поздние сборники канонов Церкви Ирландии (1635) и Церкви Шотландии (1636) прямо требуют от каждого прихода иметь экземпляр Библии короля Иакова. В Эдинбурге новый перевод был впервые напечатан в 1633 году, в честь коронации Карла I, и затем переиздан в 1634 и 1637-1638 годах. По новому переводу приведены апостольские и евангельские чтения, а также Псалтирь в Шотландской Книге общественного богослужения 1637 года. Удивительно, но Библия короля Иакова распространилась в Шотландии лишь после того, как восстание сторонников шотландского Ковенанта уничтожило в стране все следы реформ Лода (включая каноны 1636 года и шотландскую Книгу общественного богослужения) . Медленный процесс закупки новой Библии приходами помогает по-новому взглянуть на историю ее издания до 1640 года. Между 1611 и 1617 годами вышло пять изданий Библии короля Иакова в формате ин-фолио. Затем следует двенадцатилетний перерыв, после которого в период между 1629 и 1640 годами в Лондоне и Кембридже было отпечатано еще восемь изданий .

http://bogoslov.ru/article/6027082

– 25 мая и 6 июня, быв у государя, подали грамоты от голландского в Царьграде посла Корнилиуса и от турецкого Режепа паши. – Так как послы впоследствии между собою поссорились и друг на друга доносили, то 6 июля Талеранд был взят под стражу со всеми бывшими при нем людьми и бумагами («ибо сказано будто Талеранд хотел ехать из России прямо в Гишпанию и поссорить тамошний Двор с султаном») и 31 августа сослан в Галич, а бывший при нем Моисей Мантелер с четырьмя другими в Кострому. Яков Руссель того ж числа, быв на отпуске у государя, поехал в Швецию. В марте 1634 г. Венгерский посол Руссель отпущен из Москвы через Царьград. – О Талеранде было тогда же в 1630 г. писано султану: прикажет ли его отпустить в Испанию? Но султан ничего на это не ответил. 8 октября 1632 г. Английский король и кн. Оранский ходатайствовали о Талеранде, как французском вельможе, ложно оклеветанном своим слугой-французом Русселем, но им было отвечено, что без согласия султана не будет он выпущен. 8 декабря 1633 года писал о нем и константинопольский патриарх с послом Прончищевым, но и ему было тоже отказано грамотой от 28 февраля 1634 г. 29 октября 1634 г. Талеранд вследствие царского указа выехал из Галича в Москву. 1656 г. августа 4 (приехал). – Посланник венгерского князя Ракоция Георгия Рач Георгий с грамотой, в которой князь просил содержать его в своей любви и приязни, обещая быть покорным государю. 1657 г. мая 6/18 – 23 февраля 1658 г. – Посланники Венгерского короля Леопольда Ян Хриштоп Фракштен (Фрагштейн) и Хриштоф Аэрзбиш (Аерзайш, Христофор Бевер фон дер Бини) с известием о смерти отца императора и с предложением дружбы и любви и посредничества в заключении мира с Польшею. – С послами прибыли дворяне Хриштоф Генрих Фронштен, Ян Ерывилкелого, Ян Ерылиппа. В Москву прибыли 22 января 1658 года. Из Москвы отпущены 23 февраля 1658 года. 1660 г. март. – Посланец князя Юрия Ракоция Петр Степанов с грамотой к государю и боярину Вас. Бор. Шереметеву, в которой князь обещает соединить свои войска с русскими против врагов имени христианского, если это надобно государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Не прошло года со времени выхода из типографии устава 1633 года, как было предпринято и окончено печатанием новое в 1634 году. Это было не что иное, как перепечатка предшествующего издания и буквально повторяет его послесловие, чем оно было вызвано, остается для нас неизвестным. Исправлена только неверная пагинация устава 1633 года, в котором, начиная с 100 листа, начинается счет по страницам вплоть до 120. В уставе 1634 года восстановлено правильное обозначение листов, а потому общий счет их расходится. В уставе 1634 счет идет непрерывно до 305 л., но затем с 25 декабря начинается новый с единицы и продолжается до 315, т. е. до конца устава. В конце помещена новая статья – пасхалия под особой пагинацей (1–34) и послесловие, тождественное с изданием 1633 года (лл. 316–319). В бумагах Типографского архива об этом уставе записано следующее: «в нынешнем в 142 г. сентября в 30 день вышли из дела из печати тысяча сто пятьдесят книг уставов 76 . Цена стала по рублю и по двадцати по три алтына по две деньги, книга устав в тетратех». (Тетр. 20 л. 71). В марте отправлено было известное число подносных экземпляров на государев двор, к патриарху, и затем устав поступил в продажу. В 1636 году цена была повышена до рубля двадцати копеек, осьми алтын и двух денег. Но замечательно, что покупщиками являются между прочим рабочие Печатного двора, из которых некоторые берут по три и даже по пяти книг в тетрадях. Может быть, им предлагали эту книгу в зачет жалованья, и казне было очень выгодно пополнять этим способом издержки по содержанию печатного двора, особенно когда издания залеживались. Так было продано в этом году разным лицам девяносто девять экземпляров устава. О дальнейшем движении последних двух изданий неизвестно, но видно, что в 1636 году от них оставалось немного, потому что они называются «остаточными» от продажи 143 года. Лица, ведшие это издание, не названы, но, судя по расходным книгам Печатного двора, это были тогдашние справщики: старец Арсений Глухой (упоминается с 1627 г.), старец Сергий (с 1632 г.), Григорий Анисимов и Богоявленский игумен Илья 77 , В 1644 году между справщиками упоминается Кожеозерского монастыря игумен Авраамий 17 л. 3 об.), в 1645 старцы Савватий и Варфоломей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Росписи, включающие поясное изображение благословляющего Христа (верхняя часть фигуры не сохр.) в мандорле, к-рую несут 6 летящих ангелов, и Богородицы среди 12 апостолов, представляют собой рисунок густыми черными линиями на белом фоне с элементами раскраски. Живопись в церквах Каира ближе к визант. традиции, знакомой мастерам, возможно, через привозные иконы и иллюминированные рукописи приезжих или местных мастеров, связанных с греч. средой Александрии. В конхе апсиды алтарного придела св. Такла Хайманот (XII или XIII в., см.: Ibid. P. 110) ц. Божией Матери «аль-Муаллака» представлена большая по размерам композиция с изображением Богородицы в рост (не сохр. верхняя часть фигуры) с предстоящими ангелами (сохр. фрагментарно), ниже - епископский чин. По качеству роспись соотносима с памятниками визант. искусства. Удлиненные силуэты, подчиненность композиции монотонному ритму стоящих фигур, молитвенная сосредоточенность ликов, прописанных активными белильными движками, экспрессивное сочетание белых одежд и красных нимбов воплощают духовную программу, близкую к представлениям визант. искусства ок. сер. XI в. (или позднее?). Роспись колонн, возможно, была выполнена одновременно с декорацией апсиды, но стилистически отличается от нее. Монументальные, с характерными белильными движками на личном образы Христа и Богородицы с Младенцем на круглых колоннах в ц. св. Меркурия одноименного мон-ря (Дейр-Абу-Сайфайн) в Каире обнаруживают некоторое родство с росписью колонн ц. Божией Матери «аль-Муаллака». В церкви мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда) близ Сохага сохранились росписи, датируемые между XI и XII вв. или кон. XII в. (юж. апсида - Деисус по сторонам Креста в медальоне, поддерживаемом 2 ангелами) и кон. XII в. (центральная апсида - Христос Пантократор на троне в медальоне в обрамлении тетраморфов, продублированных по сторонам трона изображениями пишущих евангелистов). Образ Христа, очевидно работы арм. мастера, что подтверждается надписями на арм. языке, исполнен монументального величия и силы.

http://pravenc.ru/text/187963.html

В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Известен архиерейский состав, который, нужно думать, избрал затем нового Патриарха на Москве. Это были Новгородский митрополит Киприан (1626–1634), Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652), Крутицкий митрополит Павел (1626–1636), Вологодский архиепископ Варлаам (1626–1645), Рязанский архиепископ Антоний (1621–1637), Суздальский архиепископ Иосиф (1626–1634), Тверской архиепископ Евфимий (1628–1642), Псковский архиепископ Иоасаф (1627–1634), Коломенский епископ Рафаил (1618–1652) 359 . Патриарх Никон , говоря об особенностях патриаршей интронизации, отмечает, что «Иоасаф Патриарх прежде бывый Псковский архиепископ, второе на Патриаршество от своих митрополит рукоположен» 360 . Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе 6 февраля 1634 года и завершилась традиционным Чином шествия на осляти. В описи архива Посольского приказа хранилась «докладная выписка» о государевом жалованье «на поставленье Иоасафу Патриарху и что он, Патриарх, поднес даров Великому государю и государыне царице и государем царевичем и царевнам» 361 , а также «Столпик, а в нем писан чин поставления Патриарха Иоасафа» 362 . Царь известил восточных Патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новоизбранного Патриарха «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели» 363 . Таким образом, вторым Предстоятелем Русской Церкви после Смутного времени в XVII веке был Святейший Патриарх Иоасаф I. Астраханский архиепископ Пахомий (1641–1656) отмечает, что новый Первосвятитель был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета Патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен» 364 . Новый Предстоятель Русской Церкви действительно не обладал таким авторитетом, как Патриарх Филарет, и был менее значим в государственных делах. Он уже более не назывался «Великим государем», а только «Великим господином», царь не ставил больше имени Патриарха наряду со своим даже в грамотах по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Будучи епископом, И. поддерживал связь с виленским Свято-Духовским братством. 21 янв. 1634 г. архиерей просил виленского стольника Гедеона Тризну о помощи в решении имущественных проблем братства. По просьбе виленских братчиков И. собирался поехать на сейм в Варшаву для защиты позиций православных. Очевидно, благодаря усилиям И. кор. Владислав IV 14 марта 1635 г. подтвердил привилеи, данные Белорусскому (Могилёвскому) еп-ству. В марте 1634 или в 1635 г. И. отправился в Вильно. В письме членам Могилёвского братства епископ сообщил, что едет в столицу Великого княжества Литовского по просьбе Виленского братства. В связи с состоянием здоровья архиерей предполагал задержаться в Вильно, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь (письмо было написано 14 марта 1634 (С. Т. Голубев , А. И. Малевич) или в 1635 (Ф. Жудро, Миронович)). Приехав в Вильно, И. тяжело заболел и скончался вскоре после Пасхи (в 1634 или в 1635). По преданию, узнав о его смерти, митр. Петр (Могила) сказал: «Ах, правая бе мне рука усечена» (АСЗР. 1867. Т. 2. Прил. С. X). Ходили слухи, что смерть И. была насильственной. Униаты (Я. Кречмер, И. Стебельский) утверждали, что И., будучи тяжело болен, якобы пригласил к себе священника-униата и за это был умерщвлен монахами мон-ря Св. Духа. Игум. правосл. Минского мон-ря Феофилакт (Заяц), дававший в 1635 г. показания в консисторском суде Киевской митрополии, утверждал, что И. был отравлен Елисеем (Илковским), монахом-униатом, перешедшим в Православие. Похороны И. состоялись 9 апр. 1635 г., когда в Вильно приехал свт. Петр (Могила). Надгробное слово произнес преемник И. на Белорусской кафедре Сильвестр (Косов), в 1635 г. проповедь была издана в переводе на польск. язык: «Cherubin, przy akcie pogrzebowym... Józepha Bobrykowicza, episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, archimandryty wileskiego, w cerkwi bratskiej wilenskiej Zeycia Ducha w. roku 1635 aprilis 9 przez sucsessora jego... Sylwestra Kossowa, electa episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, wykonterfetowany, a wieo z ruskiego na polski przeoony» (Херувим, при погребении...

http://pravenc.ru/text/578493.html

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010