В софите подпружной арки было 7 медальонов с погрудными изображениями святых на красном и зеленом фонах; из них хорошо сохранился один (мч. Викентий?). На северной стене росписи располагались в 3 регистра. В люнете было «Предательство Иуды» (справа - хорошо сохранившаяся фигура неизвестного пророка), в среднем регистре, вероятно, «Суд Пилата» и «Несение креста», в нижнем регистре справа от двери, напротив «Сошествия во ад» на юж. стене,- огромное «Распятие» (сохр. фрагменты фигур скорбящих ангелов и ап. Иоанна Богослова с надписью). В софите арки - 7 медальонов с погрудными изображениями неизвестных святых. В софите арки над сев. дверью - медальоны с погрудными изображениями 3 отроков (хорошо сохр. изображение св. Мисаила). Росписи зап. подкупольных столбов также располагаются в 3 регистра. В верхних регистрах - фигуры пророков со свитками, обращенные к востоку, в средних - фронтальные фигуры преподобных, в нижних - имитация мраморной облицовки. Особо следует отметить хорошо сохранившиеся изображения прор. Иезекииля с пророчеством о Воскресении (на вост. грани юго-зап. столба) и прор. Моисея с пророчеством о Распятии (на вост. грани сев.-зап. столба). В зап. компартименте также сохранились фрагменты сцен и отдельные изображения святых. В своде - остатки 8 композиций. На юж. склоне в верхнем регистре было «Рождество Христово», в нижнем - «Рождество Богородицы» и «Введение». На северном склоне в верхнем регистре помещался «Вход Господень в Иерусалим», в нижнем - «Успение» (сохр. группа скорбящих апостолов у ног Пресв. Богородицы). Росписи зап. стены размещались в 3 регистра: одна композиция в люнете, 2 - в средней части и отдельно стоящие фигуры - по сторонам двери в нижней зоне. От них почти ничего не сохранилось. Ниши на сев. и юж. стенах целиком заняты изображениями святых. В софитах арок - по 5 мучеников в медальонах (идентифицируются с юж. стороны великомученики Димитрий, Георгий, Прокопий и мч. Евсигний; с сев. стороны - вмч. Иаков Персянин, далее предположительно святые Феодор Тирон, Арсений или Никита, Феодор Стратилат), в люнетах ниш - погрудные изображения преподобных (с юж.

http://pravenc.ru/text/577890.html

ниже фрески Николо-Лиденские). Затем в алтаре и в средней части храма сохранились отдельные изображения святых: на южной стене муч. Агафон и неизвестный муж Ветхого Завета (Захария?) с колпачком (заповеди) на голове, в правой руке его восьмиконечный крест – символ мученичества; прор. Даниил и неизв. воин (Георгий или Димитрий?); возле ризницы св. Севастьян и неизв. мученик; за правым клиросом св. муч. Мария с крестом и простертою дланью, за левым св. Николай; возле правого клироса 4 ангела. На западной стене страшный суд, от которого сохранились ангелы дориносящие (7), апостолы на престолах (4) с книгами, Богоматерь и Предтеча 171 . По этим остаткам можно заключить, что главная мысль росписи здесь сходна с нередицкою. Не мудрено, что позднейшие исправители живописи, упустив из вида порядок древней росписи, заменяли одни изображения другими и таким образом нарушили целость древней росписи. К сожалению, в свое время не было проведено границы между остатками древней стенописи и позднейшей; может быть это не представлялось вполне удобным и в то время, – тем более невозможным теперь. Отметим лишь главнейшие изображения по вышеуказанному описанию: в куполе представлен быль Господь Вседержитель, в трибуне купола архангелы и пророки, в парусах сводов евангелисты, на лбах четырех арок Деисус; на дугах арок и столбах пророки и свв. воины. На северной стене распятие, снятие с креста, положение во гроб, беседа с Самарянкою и святители; на южной, по-видимому, праздники... Все это согласно с росписью Нередицкою; но роспись западной части, где представлены Спаситель, творящий чудо исцеления (?), знамение Богоматери, апостолы и святые, праздники и в числе их введение Богородицы в храм 175 , уже напоминает позднейшие греческие росписи. В алтаре за большою надпрестольною аркою сошествие Св. Духа на апостолов, уцелевшее также в росписи Успенской церкви с. Волотова и обычное в алтарном своде храмов афонских XVII века. Ниже преображение Господне и знамение Богородицы, неизвестные в древнейших алтарных росписях. Над дверями, ведущими из алтаря в жертвенник, введение во храм Пр. Богородицы, над другими, ведущими в диаконник, сретение и крещение; в своде жертвенника знамение Богородицы. В восточной части храма на арках и столбах возле иконостаса находятся изображения воскресения Христова и других праздников и чудес; воскрешение Лазаря и другие неясные изображения 176 . На западных фасах алтарных столбов благовещение Пр. Богородицы, расположенное так же, как в Киево-Софийском соборе. Воздерживаясь от выводов относительно цельной росписи в этом храме по вышеупомянутой причине, не можем не отметить ее сходства с Нередицкою по отношению к куполу и северной и западной стенам; благовещение на столбах также первоначальное. Росписи остальных частей храма представляют значительные уклонения, объяснить которые, по отсутствию самого памятника, трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Луции и грота св. Власия, которые, несомненно, моложе описанного изображения из грота св. Николая. Можно сказать, что в промежутке между этим последним и верхним, над ним (см. рис. 3) должны быть поставлены фрески левого нефа того же грота (рис. 4), вообще близкие по типу к росписи верхнего слоя грота св. Власия (группа св. Никол. и др. свв.) (ср. рис. 2). В таком случа ясно, что роспись левого нефа была сделана после росписи среднего нефа. Если исходить из датировки росписи (первоначальной?) среднего нефа XII в., т. е. близкой к дате 1197 г. росписи потолка грота св. Власия, то придется предположить, что боковой левый неф грота св. Николая, около Палажианелло, с изображением св. Николая, росписан в конце XIII в. На это, несомненно, указывает также слишком яркая, несерьезная орнаментировка росписи левого нефа. Характерен, между прочим, пунктирный ободок вокруг нимбов, чего мы не видим в росписи верхнего слоя грота св. Власия. Известно, что, напр., в римских апсидальных мозаиках такой пунктир имеется от в. (мозаика апсиды собора св. Павла за стенами Рима – папа Гонорий III). Хотя, конечно, нужно иметь в виду, что создания провинциального искусства, каковым, в сущности, является фреска пещерных храмов южной Италии, можно сравнивать очень осторожно с римскими мозаиками. Более внимательный осмотр росписи всего грота св. Николая показал следующее. Вся роспись левого нефа была отчасти подновлена, при написании св. Николая на верхнем слое правого столпа (см. рис. 3). На это указывает одинаковость пунктирного ободка вокруг нимбов, тожество красок одежды и общее сходство в «личном» обоих изображений св. Николая. Но интересно то, что омофор св. Василия в том же ряду левого нефа, не походит на омофор св. Николая этого ряда (как бы две вилки), а копирует омофор того позднейшего св. Николая на правом столпе среднего нефа (форма crux commissa). Отсюда можно сделать вывод, что ко времени позднейшей росписи грота, изображения левого нефа не в одинаковой степени пострадали. Лики, по-видимому, сохранились, и их не трогали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. 1764 г. 51 ср. Истор. Росс. Иерархии II, стр. 80. В конце 30-х гг. XVIII в. в Воронежской епархии официально показывалось, даже 333 цер., 15 муж. и 5 жен. монастырей (Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. т. XVI, Приложение XII). 669 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXVI, 84, стр. 164, ср. П Строев. Списки иерархов. Ю. Толстого. Списки архиереев иерархии всероссийской. Спб. 63 и 98. У Амвросия в Истории Рос. Иерархии (I, стр. 86) и у И. А. Чистовича в Истории Православной церкви в Финляндии и Эстляндии. Спб. 1856 г. стр. 82, Иоасаф Хонтунцевский именуется корельским и ладожским, это неверно; с него, а не с Парфения (Собковского), новгородские викарные епископы стали именоваться кексгольмскими и ладожскими, как видно из синодальной справки того времени. Примечание. Выше на стр. 320 ошибочно сказано, что Иоасаф (Хотунцевский) занял Ревельское викариатство, следует «Кексгольмское». 671 Сведения о числе церквей взяты из показаний 1764г., а сам состав епархий пополнен показаниями росписи городов по епархиям, помещенной в Ежемесячных сочинениях Миллера 1757 г. апрель, стр. 291–304. В случае разницы показаний официальной росписи 1764 г. (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XLIV, II, кн. штатов, стр. 43 или стр. 442 настоящего исследования) и росписи 1757 г. мы будем отмечать кратко «в Росписи 1757 г.». По Новгородской епархии в росписи 1757 г. названы новгородские пятины и Холмский посад, но не названы Бежецкий Верх, тогда как он был центром Бежецкой пятины, и Заволочье с Пусторжевским уездом тогда Псковской провинции, а раньше Шелонской пятины (См. Н. И. Павлищев. Исторический атлас России. Спб. 1873 г. карты VII и Х). 672 В Росписи 1757 г. нет Белополья, но оно, вероятно, значится вместе с Карачевом, где показано 89 цер., тогда как в 1753 г. там показано, без Белополья, 67 ц. 673 По росписи 1757 г. состав Казанской епархип не точен. Исконные казанские города Симбирск, Сызрань и Самара почему-то отнесены к Астраханской епархии, а Елабужск не показан нигде в росписи 1757 г.; вместо «Алаты», показан Алатырь (он Нижег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Храмы Русской Церкви – до и после реставрации (фото) Владимир Мединский остается министром культуры в новом правительстве. Вспомним, что под его руководством была проделана огромная работа по восстановлению храмов. Храмы, на которые еще совсем недавно было больно смотреть, восстановлены - это многолетний кропотливый труд по воссозданию шедевров архитектуры. Мы предлагаем вам оценить результаты этой работы – 9 наиболее значимых храмов Русской Православной Церкви, объектов культурного наследия. Сравните, как было и как стало. Храм Живоначальной Троицы Князе-Владимирского монастыря в Филимонках Финансирует работы по восстановлению церкви Министерство культуры с 2007 года. 29 марта 2015 года Святейший Патриарх совершил Великое освящение храма. За этот период выделено 169,1 млн руб. Выполнена реставрация кирпичной кладки, барабана, белокаменного декора, кровельные работы, реставрация фасадов, крылец, металлических элементов, реставрация полов и интерьеров храма. До реставрации: После реставрации: Вознесенский войсковой собор – усыпальница героев Отечественной войны 1812 года Здесь покоятся герои Отечественной войны Платов Матвей Иванович (1753-1818), Орлов-Денисов Василий Васильевич (1755-1843), Ефремов Иван Ефремович (1774-1843) Ростовская область, г. Новочеркасск, пл. Ермака, д. 2 Финансирует работы по восстановлению собора Министерство культуры с 2007 года. 14 октября 2015 года состоялось Великое освящение собора Патриархом Московским и всея Руси Кириллом после завершения основного объема реставрации верхнего храма, реставрации монументальной живописи и иконостаса. С 2007 по 2015 гг. выделено более 1 млрд руб. До реставрации: Фрагмент купола центральной главы Фрагмент настенной росписи. Правый придел Фрагмент настенной росписи. Северный придел Фрагмент настенной росписи центрального алтаря Фрагмент настенной росписи центрального алтаря Фрагмент росписи свода правого купола Фрагмент росписи центрального купола Фрагмент настенной росписи арки центрального алтаря Фрагмент настенной росписи центрального алтаря

http://pravmir.ru/creative/hramyi-russko...

22 мая 2017 г., во время Международного богословского конгресса (Бухарест), патриарх Румынский Даниил (Чоботя) объявил о намерении Церкви прославить П. в лике святых, что было осуществлено решением Синода РумПЦ 4-5 июля (офиц. объявление о канонизации было сделано 6 авг.). Житие и службу П. (последование малой и великой вечерни, утрени и литургии) составили братия монастыря Аниноаса; дополнения осуществили в Департаменте культа Румынской Патриархии (изд. в 2017). Лучше всего сохранились росписи в ц. Трех святителей в Филипештий-де-Пэдуре (построена в 1688 Бэлашей, женой великого аги Матея Кантакузино, и их дочерью Марией), к-рую Пырву расписал вместе с учениками Марином, Андреем, Станом, Нягое, Николаем и мон. Михалом (упом. в надписи в жертвеннике). Наиболее примечательными являются обширные композиции: ктиторский портрет, включающий 53 фигуры и расположенный в нижнем регистре нартекса, и иллюстрация строк из 148-го псалма: «Хвалите Господа с небес» в куполе притвора под колокольней. Также Пырву написал неск. икон для иконостаса церкви. В церкви мон-ря Аниноаса под росписью 1730 г. в нартексе раскрыты 4 фрагмента старой живописи; на восточной стене видна часть росписи, посвященной гимну «О Тебе радуется» и имеющей те же иконографические особенности, что и в церкви Колця в Бухаресте. От росписи в Котрочени сохранилось лишь неск. фрагментов: в 1949 г. кафоликон был превращен в дворец пионеров, сильно пострадал при землетрясении 1977 г. В 1984 г. здание снесли за одну ночь - специалисты успели спасти лишь неск. фрагментов росписи, к-рые встроены в стены нового кафоликона (2003-2004). В Троицкой ц. в Мэгурени (построена в 1671-1674 Пэуной, супругой спафария Драгича Кантакузино) росписи Пырву сохранились также фрагментарно (не расчищены), выделяется ктиторский портрет, в к-ром представлено 60 персонажей, реставрированный в 1925 г. худож. Д. Норочей. В церкви скита Леспези сохранились росписи алтарной апсиды (программа близка программе росписи в Мэгурени), барабана (помещена композиция «Небесная литургия» с изображением новозаветной Св. Троицы - аналогичная композициям в Филипештий-де-Пэдуре и в мон-ре Синая), нефа и нартекса. Сохранились фрагменты первоначальной росписи Успенской ц. мон-ря Синая (построена в 1690-1695 спафарием Михаем Кантакузино), выполненной Пырву, напр. нек-рые библейские сцены в открытом притворе, сцена «Страшный Суд», в к-рую введены бытовые элементы и детали совр. костюма, неск. сцен в нефе и нартексе, в т. ч. изображение Господа Пантократора в куполе. В музее при мон-ре хранятся иконы «Ветхозаветная Троица» и «Евангелист Лука», выполненные Пырву, а также неск. икон, написанных его учениками.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

арка нефа). Позже (ок. 1608-1609) мастера того же цеха расписали алтарь и неф ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в монастыре Драгомирна близ Сучавы. Эти росписи завершают период классического средневек. искусства М. к. Из фресок XVII в. сохранилось несопоставимо меньшее количество стенописных памятников, что свидетельствует об упадке стенописных традиций в целом. Для росписи церкви ясского мон-ря во имя Трех святителей его основатель, господарь Василе Лупу, пригласил русских царских изографов Сидора Поспеева, Якова Гаврилова, Демьяна Яковлева и Прокопия Никитина. Этот стенописный ансамбль был разрушен в кон. XIX в., при реставрации церкви франц. архит. А. Леконтом дю Нуи. Осталось лишь неск. фрагментов, в т. ч. ктиторские портреты, свидетельствующие о высоком мастерстве изографов (хранятся в Музее Ясской митрополии). Сохранились также фрески церкви мон-ря Хлинча, расписанной в 1660 г. Матвеем, сыном Иоанна, и фрески церкви мон-ря Четэцуя близ Ясс, расписанной мастерами из Янины. Самым значительным памятником стенописи XVII в. являются росписи 1659-1661 гг. церкви ясского мон-ря Голия. В XVIII в. церкви практически не расписывали: в основном поновляли фрески в старых церквах. Самым известным стенописным памятником этого периода являются росписи алтаря и нефа в ц. во имя св. Параскевы в Романе. Росписи Успенской ц. в Каушанах выполнены мастерами 3-го поколения хурезской школы, обеспечившей расцвет стенописи в поствизант. традиции в Валахии: Раду, Станчу и Войку. В XIX в. редкие росписи принадлежат светским художникам, работавшим в академическом стиле, как, напр., настенная живопись церкви мон-ря Агапия, выполненная худож. Н. Григореску в 1858-1861 гг. Лит.: Podlacha W. Malowidla scienne w cerkwach Bukowiny. Lwów, 1912; Iorga N., Bal G. L " art roumain du XIVe au XIXe siècle. P., 1922; Grecu V. Darstellung altheidnischer Denker und Schriftsteller in der Kirchenmalerei des Morgenlande//Bull. de la sect. historique/Academie Roumaine. Vol. 11=Mémoires/Congrès de Byzantinologie.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Эпидемия чумы 1654-1656 гг., затронувшая мн. рус. города, в т. ч. Кострому, помешала началу работ. На выбор темы росписи соборного храма помимо трагических событий морового поветрия повлияло участие настоятеля костромского Богоявленского мон-ря игум. Герасима и нового архим. И. м. Тихона в суде над расколоучителями, проходившем в Московском Кремле в 1656 г. Т. о., только в 1656 г. определилась главная тема стенописи - напоминание о Втором пришествии Господа для свершения суда над миром, погрязшим в грехе, призыв к покаянию и очищению каждого христианина. Архим. Тихон должен был осуществить роспись, несмотря на то что после эпидемии Москва обезлюдела, мн. иконописцы либо умерли, либо вернулись в родные места. Очевидно, мастера были найдены среди костромских иконников, работавших в храмах Московского Кремля и знакомых с иконографией росписи кремлевских соборов. Они и создали стенопись в зап. галерее вокруг входа в Троицкий собор. Композиции «Страшный Суд», «Лествица прп. Иоанна Лествичника», «Видение прп. Евлогия», «Душа чистая» и «Богоматерь «Неопалимая Купина»» стилистически близки, они не отличаются высоким мастерством, за исключением композиции «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)» и фигур ангелов по сторонам западного портала. Атрибуция авторства росписи была предложена А. В. Кильдышевым и не вызывает возражений. Создателями росписи Кильдышев называет костромичей Семена Павлова, Сергея Васильева Рожкова , молодого Гурия Никитина Кинешемцева (ему он приписывает изображения ангелов и «Св. Троицу») и др. костромских изографов, а наиболее вероятным временем их работы считает 1658-1659 гг. ( Кильдышев А. В. О датировке стенописи XVII в. зап. галереи Троицкого собора Костромского Ипатьевского мон-ря//Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. 2008. Т. 2. Прил. 2. С. 409-414). Св. Троица («Гостеприимство Авраама»). Роспись над зап. порталом в зап. галерее Троицкого собора. 1658–1659 гг. Мастер Гурий Никитин (?) Св. Троица («Гостеприимство Авраама»). Роспись над зап.

http://pravenc.ru/text/673737.html

была построена дубовая церковь. В XII в. вместо неё был построен собор из белого камня, который рухнул после пожара и был восстановлен в XIII в. В пожар 1408 г. его своды и глава обрушились, храм был снова восстановлен. Нынешний огромный собор возведен в XV или XVI в. Митрополит Иона, управлявший Ростовской митрополией 38 лет (1652−1690), проявлял неустанную заботу об укреплении Успенского собора. В 1659 г. Иона решил расписать собор стенным письмом. В отписке ярославского воеводы Татищева за 1659 г. говорится, что ярославские иконописцы Севастьян Дмитриев и Иосиф Владимиров «с товарищи 5 человек взяты к Ионе соборные церкви для стенного письма». Однако срочный вызов митрополита в Москву не позволил осуществить этот замысел летом 1659 г. Интерьер собора был расписан в 1669-1671 г.г. дружиной ярославских мастеров в составе Севастьяна Дмитриева, Василия и Константина Ананьиных, Григория Степанова, Дмитрия Григорьева Плеханова, Дмитрия Афанасьева, Якима Филатова, Ивана Гордеева, Адриана Иванова, Петра Лукина, Тимофея Федотова, Федора Савина, Прокопия Семенова, Карпа Михайлова и Ивана Карпова. Подчиняясь веянию моды и следуя общему духу времени, последователь Ионы митрополит Иосаф Лазаревич (1691-1701) предпринял существенные переделки в интерьере собора. В 1696-1698 г.г. по его указу была произведена растеска окон и реставрация отдельных фрагментов стенной росписи на оконных откосах и на восточной стороне каменной алтарной преграды. Реставрацию росписи производил лучший ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов с товарищами. Он же переписал вновь соборные паперти. При Иосафе Лазаревиче был разобран в 1690-е г.г. древний тябловый иконостас собора и сооружен новый в стиле украинского барокко. Иконостас Иосафа сгорел при пожаре 1730 г. Между 1733 и 1740 г.г. при архиепископе Иоакиме были сооружены новые иконостасы: большой 6-ярусный и четыре малых вокруг столбов. После посещения Ростова императрицей Екатериной II на пожалованные ею деньги началась реставрация стенного письма.

http://sobory.ru/article/?object=00224

Центром композиции зап. фасада является портик (1673), над к-рым расположены 2 окна; судя по фрагментам, первоначальный портик был меньше по размерам и более соответствовал храму, чем поздний. Юж. и сев. фасады решены сходным образом, с композициями из расположенных треугольником 3 окон по центру. Под правым окном юж. фасада сохранились солнечные часы в виде полукруга с высеченными на камне 12 отрезками, подписанными означающими числа буквами, а также с гномоном в центре. Юж. фасад имел богато оформленный портик (не сохр.). Росписи рубежа XII и XIII вв. сохранились фрагментарно. В своде купола помещено изображение креста в ореоле, ниже - Деисус и 9 архангелов. В оконных простенках барабана фронтально и в рост - 12 пророков, под окнами - незначительные фрагменты 12 фронтальных поколенных фигур святых. Росписи алтаря и стен церкви располагаются в 3 регистра. В конхе алтаря представлена Богоматерь с Младенцем на троне; справа от Нее сохранились фрагменты изображения арх. Михаила. Ниже, во 2-м регистре,- «Евхаристия», с дважды повторенной фигурой Иисуса Христа в центральной части композиции; изображения апостолов едва различимы. В 3-м регистре, переходящем в виму, святительский ряд из 10 фигур (частично сохр. 4), расположенных в 3/4-ном повороте и держащих развернутые списки в руках. В откосах сев. окна сохранилось изображение 2 диаконов. В 1-м регистре росписи сев. рукава едва различимы фрагменты композиции «Благовещение»; во 2-м, между окнами,- «Распятие» в сокращенной редакции (фигуры Спасителя, Пресв. Богородицы и ап. Иоанна Богослова); в 3-м - незначительные фрагменты композиций Страстного цикла «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад». В 3-м регистре росписи юж. рукава сохранились следы композиции «Сошествие Св. Духа». В зап. части роспись не сохранилась. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 361-362; Сехниа Чхеидзе. История Грузии/Пер. с груз. яз.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси. 1976. С. 42, 48; Памятник эриставов/Пер. с груз. яз.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 33; Brosset М. Rapports sur un voyage archéologique la Géorgie et dans l " Armenie en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 67-70; Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 259; 1897. Т. 2. С. 13, 488; Иоселиани П. Икортский мон-рь в Карталинии//ДВГЭ. 1897. 17. С. 67-93.

http://pravenc.ru/text/389071.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010