21) Порфирий II. 1623–1627 г. (Лучанин). Упоминается в выписи с писцовых книг московского уезда 1623 и 1624 гг.; записан в синодике без лет. 22) Мефодий I. 1628 г. По списку Строева; о них сведений не имеется. 23) Никодим. 1629 г. Авг. По списку Строева; о них сведений не имеется. 24) Герасим I. 1631–1634 г. (Перфильев) записан в синодик без лет. 25) Сергий II. 1634–1643 г. (Бешенцев) Декабря 26-го 1634 г. поступил в Угрешский монастырь; Апреля 19-го 1643 г., переведен Архимандритом в Юрьевский Архангельский монастырь (в городе Юрьеве-Польском, Владим. губ.) на место Дионисия. 26) Дионисий II. 1643–1646 г. Архимандрит. Апреля 19, 1643 г. переведен из Юрьевского Архангельского монастыря на место Сергия II; Сентября 28-го, 1645 г., упоминается при венчании на царство Ц. Алексия Михайловича. 27) Нифонт. 1647–1651 г. Из ключарей Владимирского Богородицкого собора; назывался прежде Наумом; записан в синодике; упоминается в выписях 1650 и 1651 гг. на монастырские вотчины. 28) Кирилл II. 1651–1653 г. Упоминается в жалованной грамоте 1652 г.; при нем дана вкладою книга Одеатрис в 1653 году. (Книга эта из собрания Царского, ныне принадлежит гр. Уварову 696). 29) Uoha III . Между 1653 и 1657 г., в точности когда был игуменом не известно, в 1660 г. Июля 22 определен (как бывший Угрешский игумен) строителем в Курмышский Рождественский монастырь. 30) Аарон I. 1657 г. Июнь. По списку Строева. 31) Тихон IV. 1658–1663 г., упоминается в одном деле в столбцах поместного Приказа; в 1663 г. переведен в Пафнутьев Боровский монастырь, где находился недолго; имя его там записано по вкладной книге без означения года. 32) Никон. 1664–1665 г. Упоминается в переписных книгах Поместного Приказа. 33) Викентий. 1666–1672 г. Упоминается часто в Дворцовых разрядах; при нем в 1668 г. посетили Угрешский монастырь Вселенские патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский и Московский Иоасаф; Февраля 17-го 1672 г. упоминается при кончине патриарха Иоасафа; имя его на местной иконе Спаса Всемилостивого в Николаевском Угрешском соборе (писанной Симоном Ушаковым в 1672 г.); в Сентябре переведен архимандритом в Ставропигиальный Рождественский Владимирский монастырь; Сентября 1-го, 1674 г., переведен архимандритом в Троицкую Лавру, где начальствовал 20 лет; Апреля 24-го 1690 года, по просьбе уволенный на покой возвратился в Рождественский Владимирский монастырь, там скончался и погребен; записан в синодике без лет. – Викентий пользовался особым благорасположением царя Алексия Михаиловича; будучи архимандритом Троицким, был в числе предложенных к избранию в патриарха, но жребий его не вынулся; а был избран Адриан митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Деряба, Дерябин : кн. Андрей Иванович Деряба Шуйский, середина XVI в.; Гаврило Васильев Дерябин, крестьянин, 1523 г., Переяславль; Давид Корнильевич Дерябин, подьячий, затем дьяк, 1638–1675 гг. Деряба – 1) дрозд-рябинник, 2) крикун, рева,, 3) драчун Десянка Никон, крестьянин, 1627 г., Белев Десятильнич Владимир Александрович, начало XV в., Бежецкий Верх Десятого Иван Добрынин [см. Добрыня], 1596 г., Мещевск [см. Железников] Деулин Аким, посадский человек, 1656 г., Казань Деулить – есть со вкусом (Даль) Деша Никита, крестьянин, 1462 г. 33 ; Иван Григорьевич Вельяминов, вторая половина XVI в.; Иван Ширяев [см. Ширяй] и Назар Малгин [см. Малаг] Детины, 1626 г., Можайск Дешеня , крестьянин, 1502 г., Кострома Дешковскии Петр Иванович, 1696 г., Медынь; Кузьма Петрович 1627 г., Белев Дешовка , крестьянин, 1495 г., Новгород Дешовый , холоп Ивана Белеутова, 1555 г., Белоозеро; Харитон Дешевый, холоп, 1603 г,, Новгород Деява Кузьма Константинов, писчик, 1531 г., Тверь Деян , крестьянин, 1545 г., Новгород Дивей Мурза [см. Мурза], родственник крымского хана, взят в плен в 1572 г. под Москвой; в конце XVI – начале XVII в. в Рязанском уезде в двух помещичьих фамилиях прозвище Дивей; Дивей Порошин [см. Пороша] Лазарев, помещик, 1623 г., Арзамас; Дивей Васильевич Бахтиаров [см. Бахтиар], 1646 г., Коломна Дивов Бурец [см. Бурец], послух, 1465 г., Переяславль; Ананий Васильевич, 1543 г. [см. Варшук] Дидриков Иван, немчин, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Дикой ( Диков ): Молчан [см. Молчан] Максимович Диков, 1540 г., Звенигород Дикуша Семен, крестьянин, 1592 г., Арзамас Дира Иван, крестьянин, 1623 (1627 ? – С. В.) г., Белев Дирин Богдан Давидович, 1596 г., Новгород; Иван Васильевич, 1603 г.; Дирины, XVI в., Новгород Дира – дыра Дитя, Дитятев : Иван Иванович Дитя Бороздин [см. Борозда], конец XV в., Тверь; от него – Дитятевы; Меркул Иванов Дитятев, 1578 г., Двина Дичко, Дичков : Дичко Львович Оладьин-Монастырев [см. Оладья, Монастырь], 1495 г.; Дичко Алешин Баймаков [см. Баймак], помещик, 1498 г., Новгород; Федор Антонович Дичков, 1538 г., Кострома [см. Немятый]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К янв. 2012 г. в М. Б. м. проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г.- ок. 10 насельников. Арх.: Арх. Благовещенского монастыря [ВСЭНРПМ. 1976 г. Ист. справка и мат-лы технического исследования настенной живописи Благовещенской ц. города Мурома]; Там же [Выписка БТИ г. Мурома от 9.06.1992 г.]; Там же [ Епанчин А. А. Благовещенский муж. мон-рь, 1992 г.]; Арх. ВСЭНРПМ. М-10/2. 13711 [Муром. Благовещенская ц. Материалы предварительного обследования. 1963 г.]; Арх. Муромского межрайонного БТИ. Дело 1823; ВСЭНРПМ. 17024. Кн. 1: Опись культурных ценностей. Благовещенский собор г. Муром (1984 г.); ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1-50 [Летопись муромского Благовещенского муж., ныне 2-го класса мон-ря, Владимирской епархии и губернии]; РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1996 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1765 г.]; Д. 369 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1762-1763 гг.]; Оп. 8. Д. 446 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1772 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 61 [Книга прихода и расхода штатных сумм (1841-1849 гг.)]; Д. 39 [Краткий список лиц, монашествующих в муромском Благовещенском мон-ре, за 1879 г.]; Д. 40 [Опись (1880 г.)]; Д. 57 [Клировые ведомости муромского Благовещенского мон-ря 1907 г.]; МИХМ. М-2233 [Синодик Благовещенского мон-ря 1713 г.]; 207 [Охрана памятников]; ММ-28260 [Сказание о граде Муроме, ркп. XIX в.]. Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 7; Повесть о водворении христианства в Муроме// Кушелёв-Безбородко. Памятники. 1860. Вып. 1. С. 229-238; Грамота царя Михаила Федоровича в муромский Благовещенский муж. мон-рь 1623 г. о рыбных ловлях, лугах и о жалованье//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1878. Т. 2. С. 196-201; О бытии муромскому Благовещенскому мон-рю в присоединении к муромскому же Борисоглебскому мон-рю, с переводом всей братьи в этот последний, и об оставлении при церкви Благовещенского мон-ря священника и причетников (23 июня 1725 г.)//Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 47-48; Царская жалованная грамота Муромскому Благовещенскому мон-рю на вотчинное безоброчное владение озерками в Муромском у. в Клинском лугу (10 апр. 1619 г.)//Там же. 1904. Вып. 3. С. 194-197; ОДДС. Т. 21. Прил. 4. Стб. 1185; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Владимир, 2010; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Список со строельной книги г. Мурома 1649 г. Владимир, 2010; Док-ты по истории Муромского посада 2-й пол. XVII в. Владимир, 2011.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

монастырские слуги в исковых делах освобождались от крестного целования (таким правом тогда обладали только слуги в Троице-Сергиевом и ярославском Преображенском мон-рях). Грамота от 26 июня 1623 г. подтверждала право И. м. на владение вотчинами и угодьями и освобождала монастырских крестьян от податей, денежных поборов и хлебных сборов. Интерьер четверика Троицкого собора Интерьер четверика Троицкого собора В 1621-1623 гг. под рук. присланного из Москвы подмастерья Ивана Неверова «каменщиками московскими, ипатскими и богоявленскими» (т. е. из костромского Богоявленского мон-ря) была надстроена («в вышину наделывана») стена вокруг И. м., при этом высота увеличилась с 6 до 11 м. Лишь на участке зап. стены (между корпусом над погребами и Квасной башней) сохранилась первоначальная ограда кон. XVI в. В последние годы правления царя Михаила площадь И. м. увеличилась почти вдвое. В 1642-1645 гг. с запада к обители был присоединен прямоугольный в плане участок, к-рый окружила стена (общая длина 307 м) с 3 башнями. Строительством руководил каменщик из Ипатьевской слободы Андрей Кузнец. Юго-зап. и юго-вост. угловые башни были круглыми, а 3-я башня, проездная, стоявшая в центре зап. участка стены, была квадратная, ее венчал 8-гранный шатер, покрытый зеленой поливной черепицей (отсюда название башни - Зеленая). С нач. XVII в. старую часть мон-ря стали называть Старым городом, новую - Новым городом. С построением Нового города общая длина стен И. м. достигла 825 м. После возведения Нового города проездную башню, стоявшую в середине зап. стены Старого города, разобрали и устроили арку проездных ворот. В 1645-1646 (1645-1649?) гг. к сев. торцу звонницы был пристроен столпообразный 4-ярусный объем колокольни, увенчанный шатром и главкой. Колокольня возведена на средства стольника Алексея Никитича Годунова, к-рый ок. 1645 г. завещал «устроить на Костроме в Ипатском монастыре в вечный поминок по своей душе и по родителем своим колокол в 3000 рублей, да колокольницу каменную» ( Холмогоров В.

http://pravenc.ru/text/673737.html

После падения Константинополя Вселенский патриарх с согласия султана постепенно подчинил себе другие автокефальные церкви Балканского полуострова. Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви сохранились, но попали в полную зависимость от Константинополя. К управлению этими территориями привлекались фанариоты. Особенно большую роль они играли в управлении Дунайскими княжествами. Подчас игемоны-фанариоты приносили народам Балканского полуострова большую пользу: основывали школы, библиотеки, типографии, издавали законы и следили за их исполнением и особое внимание уделяли сохранению православной веры – строили монастыри и храмы, распространяли святоотеческую литературу. Печально, но коррупция и взяточничество, процветавшие при турецком дворе, проникли и в церковь . Дело дошло до того, что в правление патриарха Иеремии II борьба с симонией стала главной задачей лучших представителей церкви. По словам Н. Мак-Лиз, «высокого положения могли добиться лишь те, у кого за спиной стояли богатые покровители, поскольку султаны требовали от каждого нового епископа и патриарха солидную плату за власть в церкви. Среди тех, кому удавалось взойти на патриарший престол, были, конечно, и искренние и благочестивые люди, но в целом атмосфера тех времен способствовала проявлению менее благородных качеств. Патриархи оставались на престоле от силы несколько лет, пока более богатый претендент не предложит свои условия султану (чья казна вечно нуждалась в пополнении), после чего прежнего патриарха смещали с престола и заменяли новым». Частая смена патриархов была в интересах султана: это не только приносило доход, но и вынуждало нового ставленника радеть о сохранении хороших отношений с Портой. За 100 лет (1595–1695 гг.) патриархи менялись на престоле 61 раз, но многие были восстановлены после низложения, так что число патриархов составило 31, а некоторые из них были на престоле всего несколько дней. Риск, связанный с патриаршеством, был очень высок: 4 патриарха в XVII в. – Кирилл I (1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635 и 1637–1638), Парфений II (1644–1646 и 1648–1651), Парфений III (1656–1657) и Гавриил II (1657) – были казнены по подозрению в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Л. 185) 205-го марта в день пожаловал в дом Богоявления Господня с Москвы церкви Распятия Христова, что у великого государя вверху , священник Иоанн Иванов, вклад служащиецерковные сосуды серебряные, позлащены местами, весом серебра полтора фунта четыре золотника.     ОР РНБ. ОЛДП. О. 125. Макарий, игумен Костромского Богоявленского монастыря в 1618—1624 гг. Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 и 1633—1646 гг., в 1624—1633 гг. в опале. Кормовое поминовение («корм большой») совершалось по нему 1 октября и 24 июля, по его жене Евфимии — 18 декабря, а по жене Домнике — 8 января(Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 5, 16—17, 19). Михаил Михайлович Салтыков († 2 октября 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в опале в 1624—1633 гг., боярин в 1641—1671 гг. Имел второе крестильное имя Исаакий. Кормовое поминовение по нему совершалось 3 октября и 30 мая (Там же. С. 5, 38). Михаил Михайлович Салтыков Кривой, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось в монастыре 1 сентября и 25 апреля (Там же. С. 1, 33). Кадило – металлический сосуд на цепочках, используемый для воскурения благовонного состава – ладана. Алтын – денежная единица, с 1654 по 1704 г. монета в три копейки. Описание кадила см.: Баженов И. Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. С. 37. Екатерина Андреевна Салтыкова, в иночестве Евникея († 1631 г.), дочь А. Т. Михалкова, жена окольничего М. М. Салтыкова. Кормовое поминовение («корм большой») по ней совершалось 24 ноября и 28 декабря (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 13, 18). Потир –священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой. Деисус – [греч. δησις– моление], образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой– стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). Подписи – надписи на шитой иконе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

По месту издания все книги патриарха Никона традиционно делятся на две группы; по сравнению с книгами келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре здесь соотношение московских и немосковских изданий существенно меняется в сторону резкого уменьшения печатной продукции киевской митрополии: их всего пять (11.6%) против 38 томов московских изданий (88.4%). «Киевские» печатные книги – это первая группа: 1) « Дв книги Бесды апостолския, печать киевская въ десть » – Иоанн Златоуст . Беседы на 14 посланий апостола Павла. Киев, типография Лавры, 2 апреля 1623 г. 1266 ; 2) « Книга Беседы на Дяние, печать киевская въ десть » – Иоанн Златоуст . Беседы на Деяния апостолов. Киев, типография лавры, 24 августа 1624 г. 1267 ; 3) «Книга Трефологъ, печать киевская въ десть» – Требник (Евхологион албо Молитвослов). Киев, типография лавры, 16 декабря 1646 1268 ; 4) « Книга Библия, печать литовская ». Острог, 1581. Из этого перечня обращает на себя внимание одна книга, появление которой в келейной библиотеке патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре не является случайным. – это Требник Петра Могилы 1646 г. Именно это издание послужило источником справы изданной на московском Печатном дворе в 1658 г. одноимённой книги 1269 . По наблюдениям Е.А. Агеевой, изучавшей записи справщиков на экземплярах киевских Требников, в работе над исправлениями принимал активное участие сам патриарх Никон 1270 . Таким образом, в Ферапонтовом монастыре при совершении богослужений патриарх Никон не делал различий между киевским и московским изданиями Требника. Что касается печатной Библии, то патриарх Никон , по-видимому, отдавал предпочтение острожскому изданию книги, а не московскому 1663 г.: причём причина непринятия патриархом этой книги касалась не текста, ведь источником для московского издания послужила острожская Библия 1271 , а оформление книги, о котором патриарх Никон отзывался с нескрываемым негодованием: царь Алексей «не Бога прослави», – писал в «Возражении» патриарх Никон , комментируя одну из живописных «таблиц» на библейские сюжеты, помещённых в самом начале издания, – но «сам себе паче меры превознесе» 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

По месту издания все книги патриарха Никона традиционно делятся на две группы; по сравнению с книгами келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре здесь соотношение московских и немосковских изданий существенно меняется в сторону резкого уменьшения печатной продукции киевской митрополии: их всего пять (11,6%) против 38 томов московских изданий (88,4%). «Киевские» печатные книги – это первая группа: 1)« Две книги Беседы апостолския, печать киевская в десть » – Иоанн Златоуст . Беседы на 14 посланий апостола Павла. Киев, типография лавры, 2 апреля 1623 г. 1265 ; 2)« Книга Беседы на Деяние, печать киевская в десть » – Иоанн Златоуст . Беседы на Деяния апостолов. Киев, типография лавры, 24 августа 1624 г. 1266 ; 3)«Книга Трефолог, печать киевская в десть» – Требник (Евхологион албо Молитвослов). Киев, типография лавры, 16 декабря 1646 1267 ; 4)« Книга Библия, печать литовская ». Острог, 1581. Из этого перечня обращает на себя внимание одна книга, появление которой в келейной библиотеке патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре не является случайным, – это Требник Петра Могилы 1646 г. Именно это издание послужило источником справы изданной на московском Печатном дворе в 1658 г. одноименной книги 1268 . По наблюдениям Е.А. Агеевой, изучавшей записи справщиков на экземплярах киевских Требников, в работе над исправлениями принимал активное участие сам патриарх Никон 1269 . Таким образом, в Ферапонтовом монастыре при совершении богослужений патриарх Никон не делал различий между киевским и московским изданиями Требника. Что касается печатной Библии, то патриарх Никон , по-видимому, отдавал предпочтение острожскому изданию книги, а не московскому 1663 г.; причем причина непринятия патриархом этой книги касалась не текста, ведь источником для московского издания послужила острожская Библия 1270 , а оформление книги, о котором патриарх Никон отзывался с нескрываемым негодованием: царь Алексей «не Бога прослави», – писал в «Возражении» патриарх Никон , комментируя одну из живописных «таблиц» на библейские сюжеты, помещенных в самом начале издания, – но «сам себе паче меры превознесе» 1271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1623 «Poniewa i na Bractwach wiernoci waszych niemaa cz religii waszej zawisa»; окруж. грам. Владислава IV о приглаш. правосл. жит. Руси и Литвы вступ. в союз с униат. и избр. по примеру Москвитян особ. патриар. от 5 сент. 1636 г.; см. Supplem. ad hist. Rus. Monum. 72. 1624 Памят. Киев. Ком., т II, XI, стр. 144, Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 483. Лет. Львов брат. под 1636 г. 1625 Hist. Rus. Monum. (Тургенева), т. II, CXIII, стр. 209–221: см. замеч. в Свод. галиц. рус. лет., ч. I, стр. 447 и 504. 1628 О церковно-административном устройстве православной карловицкой митрополии – в Богосл. Вестнике, 1896, апр., стр. 89–92. 1630 Карловицкий митрополит и патриарх – постоянный председатель конгресса; товарищ же председателя избирается всегда из светских . 1637 О г. Карловцах, мон. Хопово и других Фрушкогорских сербских монастырях см. интересные путевые впечатления В. Кораблева в Рус. Труде, 1897, 35, 37–38 и 43. 1640 Юбилей этот описан в Гласнике Далмат. 1897, ноябрь, стр. 165–169 и Церк. Вестн. 1898, 7, стр. 219–220. Биографические сведения о митроп. Аркадии – в Богосл. Вестнике, 1896, дек. 415. 1646 Дольняя Тузла – небольшой городок типа наших южных уездных городов. Население сербское, администрация и полиция австрийские. Местные сербы образуют автономную (до известных, конечно, «законных границ») церковно-школьную общину, имеют свою церковь и школу. Школьный фонд составляет сумму в 35 тыс. гульденов, т. е. около 25 тыс. рублей (Рус. Труд, 1897, 51–52, стр. 28). 1655 Газеты сообщают о первом подвиге этого нового начальника сараевской общины. На третий день после своего утверждения в должности, Петрович потребовал у ктиторов православной сербской церкви выдачи церковных денег. Когда те отказались исполнить это требование, Петрович обратился к содействию полиции, и вооруженная сила, явившаяся на церковный двор, отобрала ключи, взломала кассу и найденные сбережения передала новому начальнику. Конечно, не обошлось без арестов. 1657 Такое положение продолжается и доселе. В конце 1897 года в Мостаре умер местный священник, и население, по местному обычаю и праву, существовавшим еще во время турок, хотело само выбрать себе нового священника. Но Каллай, желая отнять у народа и это единственное его право, назначил сам священника, требуя от митрополита Серафима его утверждения. Однако, народ стоил за своего избранника и наотрез отказался принять каллаевского клеврета, оставаясь в тоже время без священника. И вот уже несколько месяцев, как в Мостаре никого не крестят и не хоронят по православному обряду. Православное население Мостара, составляющее в городе большинство, совершенно лишено всякого религиозного утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010