В 1935 г. церковь была взята на государственную охрану как памятник архитектуры общесоюзного значения. В 1940 г. службы в ней были прекращены, и до 1958 г. церковь использовалась для разнообразных хозяйственных нужд производственных артелей. Именно тогда погиб первоначальный иконостас, а памятник был доведен до критического состояния. Тогда же постройка начала XX в. была уничтожена, а остался первоначальный храм 1705 г. В 2000 г. на Пасху храм был освящен. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Перово построена в 1705 г. каменная в деревне Тетеревниках. Тетеревники в XVI ст. – село, в котором была церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В начале XVII ст. оно разорено и было пустошью. В писцовых книгах 1623 – 24 гг. Московского уезда, в Васильцове стану, написано: «за князьями Федором и Иваном Борисовичами Татевыми в поместье, по государевой грамоте 1622 г., пустошь, что было село Тетеревники, а в нем была церковь во имя Пречистой Богородицы Успения, пашни церковной земли перелогом 5 чети, лесом поросло 7 чети в поле, сена меж полей 12 копен, лесу пашенного 3 десятины». Близ пустоши Тетеревниковой находилась пустошь Перова, Пирогово тож, поместье князей Татевых. Потом этим имением владел боярин князь Федор Семенович Куракин. При нем пустошь Тетеревники была деревнею, в которой числилось в 1646 г. 4 двора крестьянских и бобыльских с 6 чел. От князя Куракина деревня с пустошью Перовою перешла во владение князя Ивана Алексеевича Воротынского, при нем Перово в 1678 г. было сельцом. В котором находился двор боярский и 7 семей дворовых людей, а в деревне Тетеревниках числилось 3 двора бобыльских. По дозорным книгам Патриаршего приказа 1680 г. значится: «в Васильцове стану церковная Успенская земля, от Москвы в 5 верстах, подле большой дороги Носовихи; по осмотру церкви нет, а подле кладбища згоны, построены 3 двора крестьянских, а поселенные крестьяне оказались князя А. А. Голицына, поселены де они на церковной земле до морового поветрия и тою де церковною землею владеют они, крестьяне, пашню пашут по 3 дес. в поле, сено косят они же, а та деревня слывет Тетеревники. А в приходных книгах жилых церквей и пустовых церковных земель прошлых лет в селе Тетеревниках церкви в дани и церковной земли на оброке ни на ком не написано».

http://sobory.ru/article/?object=03365

В 1993 г. создана община храма и назначен на приход священник. 12 сентября 1993 г. архиепископ Можайский Григорий на месте строительства освятил закладной камень и поставил памятный крест. Было построено здание небольшой рубленой часовни. Первая Божественная литургия совершена в престольный праздник Преображения Господня 19 августа 1994 г. В 1996 г. к основному зданию часовни пристроена колокольня с притвором, в 1997 г. — алтарная часть. Храм был освящен 5 июля 1998 г. во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского. Установлен четырехрядный тябловый иконостас. Строится каменный храм в честь Преображения Господня. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=397 Существовавшая ранее церковь Преображение Спасово в Либерицах, Люберцах тож. Церковь Преображения Господня деревянная построена была около 1632 г. в деревне Либерице, Назарово тож, которая стала потом селом. По книгам Патриаршего приказа за 1631 – 32 гг. известно: «новоприбылая церковь в Московском уезде, в вотчине дьяка Ивана Грязева, во имя Преображения Господня, да в приделе Иоанна Предтечи, дани положено 5 алтын 2 деньги и нынешнего 1632 г. 24 февраля, по челобитью дьяка Ивана Грязева, дана ему государева патриархова несудимая грамота, а велено ему с той церкви дань платить на Москве вдвое. 28 февраля деньги на 1632 год платил Иван Грязев». Деревня Либерицы, Назарово тож, по писцовым книгам 1623 – 24 гг. находилась Московского уезду, в Островецком стану, в вотчине, одна половина – за дьяком Иваном Кирилловичем Грязевым, по закладной Семена Давыдова 1621 г., приданная его Семенова жены Прасковьи дочери Горсткина вотчина, а другая половина – за подьячим Федором Порошиным, по закладной вдовы Татьяны жены Горсткина и сына ее Василия 1621 г.; в деревне двор вотчинников и 9 дворов крестьянских». Под 1646 г. значится: половина села во владении Мины Грязева, что было за его родным братом Иваном Грязевым, и другая половина – вдовы Прасковьи жены Михайлова сына Милославского с детьми Федором и Григорием; в селе числилось 18 дворов крестьянских с 45 чел.

http://sobory.ru/article/?object=24237

В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1733 г. значится: «января 25 числа запечатана грамота о строении церкви, по челобитью тайного советника и кавалера графа Михаила Гавриловича Головкина, велено против его челобитья в вотчине его, в Московском уезде, в Ратуеве стану, в селе Михайловском, вместо ветхой деревянной церкви, на том же церковном месте, построить вновь тот же храм во имя Архистратига Михаила; пошлин 3 алтына 2 деньги взято». Село Михайловское по писцовым книгам 1623 – 24 гг. находилось Московского уезда, в Ратуеве стану, «за Богданом Михайловым сыном Нагим, старое отца его поместье, в селе был двор помещиков, в котором жили его деловые люди, двор людской и 6 дворов крестьянских и бобыльских». В 1646 г. это село с 15 дворами крестьян принадлежало боярину князю А. М. Львову, потом оно причислено к дворцовому ведомству и было приселком дворцового села Ермолина. В 1701 г. оно пожаловано из Приказа Большого дворца Тихону Никитичу Стрешневу, при нем в селе числилось в 1704 г. 16 дворов с 64 чел. крестьян. По смерти Т. Н. Стрешнева и его жены Анны Юрьевны, урожденной княгини Барятинской, село Михайловское отписано на великого государя и в 1722 г. пожаловано Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову, а от него перешло в 1730 г. к его дочери вдове Настасье Ивановне, жене барона Василия Петровича Поспелова, которая заложила село Михайловское в 1731 графу М. Г. Головкину, а в 1741 г., по именному указу, оно у него было отписано и пожаловано в 1742 г. Ефиму Зотову. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Село Михайловское упоминается в книгах Патриаршего приказа за 1627-1628 г.г. Деревянная церковь во имя Архангела Михаила просуществовала в селе до начала XIX в. В Писцовых книгах 1675-1677 г.г. содержится ее описание: «древяная клетцки, на паперти два всхода, церковь и паперть крыты тесом, на паперти колокольня на столбе, на ней два колокола, по смете в них пуда с три, в церкви образ Архангела Михаила обложен серебром, оклад золочен, венцы белые серебряные…».

http://sobory.ru/article/?object=02604

В настоящее время белокаменная церковь радует глаз изяществом архитектуры, закончена роспись храма, выполненная в стиле творений известного русского художника Виктора Васнецова, построен дом причта. Храм был спроектирован Мастерской Ижикова. Великолепный Иконостас, который является настоящим произведением искусства, создан по проекту мастерской «Палехский Иконостас». Роспись храма и написание икон для иконостаса выполнялись художниками живописно-альфрейной мастерской «СФЕРА». Богослужение совершается по воскресным и праздничным дням и сопровождается пением профессионального хора. Настоятель храма – священник Димитрий Бирюк. Источник: http://www.hramyara.ru/ Вешки – старинное село, и здесь издавна существовал деревянный храм в честь святого пророка Илии. «Сельцо Вешки» впервые упоминается в письменных источниках в 1623 году: «да в сельце двор помещиков, живут деловые люди, двор прикащиков и двор бобыльской с одним человеком». В начале XVII века половина села находилась в поместье князя И.И. Лобанова-Ростовского, а второй половиной владел С.В. Колтовский, родственник Анны Колтовской, четвертой жены царя Ивана Грозного. Во время польской интервенции в XVII веке село, а вместе с ним и церковь были разорены. Позднее по причине ветхости она была разобрана, а принадлежавшая ей церковная земля с 1651 года отдавалась из Патриаршего Казенного приказа в оброк (аренду) разным людям. Как правило, арендаторами были владельцы села. В 1646 году князь Лобанов-Ростовский купил свою половину села и тут же продал ее Петру Годунову, а тот через десять лет перепродал ее думному дьяку Ерофею Иванову по прозвищу Алмаз. Личность это была видная. Он был дипломатом и участвовал в переговорах с Польшей, Австрией, Швецией. Именно он вел переговоры с представителями Богдана Хмельницкого, когда решался вопрос о воссоединении Украины и России. В 1680 году владельцами сельца Вешки стали дворяне Савеловы, которые передавали его по наследству вплоть до 1769 года. 18 июля 1697 года Святейший Патриарх Адриан своим указом дал благословение на постройку новой деревянной церкви в честь Илии Пророка. После окончания строительства 20 февраля 1700 года по поручению Патриарха Адриана протопоп Большого Успенского собора Моисей освятил храм, о чем свидетельствует освященная грамота. А в 1767 году в Вешках построили новую, тоже деревянную церковь в честь того же святого.

http://sobory.ru/article/?object=09502

Да церковь другая, древяна, клетцки, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия, а в церкве образов местных: образ страстотерпца Христовая Георгия на празелени, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрея на празелени, а у него прикладу гривна серебряна; деисус и двери царские и северские на празелени. А книги и сосуды у обеих церквец одни. Да на колокольнице четыре колокола медных. Строение церковное все мирское " . Церковный причт у обеих церквей также был один, и церковная земля была общая. На церковной земле были две кельи, " а в них " , сказано, " живут черноризица старица Варсунофья да старица Онисья,- питаются от церкви Божий " . Через двадцать лет при Никольском храме был уже придел во имя архангела Михаила, что и отмечено в переписных книгах 1646 г.: " Церковь Николы чудотворца да вверху в приделе церковь архангела Михаила, да церковь другая, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия " . Кроме замечания, что на церковной земле находились кельи, в коих жили старицы-нищие, никаких дополнений к вышеприведенному описанию не сделано. В последующих писцовых книгах 1676-1679 годов обе церкви описаны подробно. " Церковь Николы чуд. - древяна, по верху две главы. У той же церкви вверху церковь в приделе Собор архистратига Михаила... другая церковь теплая, древяная, клетцки, с трапезою, во имя великомученика Христова Георгия... Колокольня рубленая, круглая, о осьми углах, верх шатровой з главой; на колокольне семь колоколов... " . Описаны так же, как и в книгах 1623-1625 годов, церковные образа, ризы и утварь, и указано вокруг церквей количество земли, которая принадлежала им и на которой отмечены восемь келий стариц-нищих. В переписных же книгах того же времени (1677-1678 гг.) и тех же писцов о приделе при Никольской церкви почему-то не упомянуто. Через десять лет в писцовых книгах 1687-1688 годов Никольская и Георгиевская церкви описаны почти тождественно с книгами 1676-1679 годов и только при описании церковной земли прибавлено: " ...что в Богдановых книгах Засецского написано на той на церковной земле подле кладбища в восьми кельях нищие старицы,- и в прошлом во 190 году (1682) те нищие старицы по указу Великих Государей переведены за реку Сухону в Новодевичь монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=50419

До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее. В 1991 г. храм был передан Церкви, настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение, достояние Истринского края. В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Оовящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени. Особое место в современной истории храма занимает история местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Ее могила с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма. Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX - нач. XX в. и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее. http://www.blagoistr.ru/hram_darna.html Существовавшая ранее церковь Воздвижения честного Креста Господня в селе Дарне (Дорне). Село Дорна, на речке Доренке, в XVI ст. Московского уезда Сурожского стана принадлежало Ивану Ивановичу Полеву: в 1584 г. пустошь, находившаяся «в порожих землях на оброке у Левонтия Курчаного», потом во владении жены Истомы Корташова Степаниды Юрьевны дочери Тутолмина; в 1613 г. деревня Дорна была продана в вотчину Федору Чебетову; в 1623 г. в деревне «2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, а в них 4 человека. В 1646 г. деревня Дорна принадлежала князю Степану Никитичу Шеховскому и Афанасию Боборыкину, а в ней 11 человек крестьян, живших в 8 дворах.

http://sobory.ru/article/?object=01850

Знаменская церковь за последующие 1694-1740 гг. писалась в приходных книгах Казенного Приказа под Загородскою десятиною «в селе Денисове, в вотчине Льва Кирилловича Нарышкина», с обозначением вышеозначенной дани, а с 1712-17 гг. – 17 алтын. Село Денисово в 1623 г., сельцо на реке Москве, Московского уезда принадлежало Томиле Луговскому; в 1646 г. – деревня в вотчине Алексея Ивановича Луговского, а в ней двор вотчинников и 24 двора крестьянских, в них 43 чел. В 1678 г. Денисово принадлежало боярину Кириллу Нарышкину, в селе двор вотчинников и двор скотный, людей в них 5 чел., и 10 дворов крестьянских, в них 40 чел. Село Денисово по смерти К. П. Нарышкина досталось в 1682 г. жене его вдове Анне Леонтьевне с сыном Львом Кирилловичем. По переписным книгам 1794 г. значится: «за князем Борисом Ивановичем Прозоровским село Денисово, Знаменское тож, а в селе церковь деревянная во имя Знамения Пресвятой Богородицы, двор боярский и двор скотный, 12 дворов крестьянских, в них всего 79 человек». Под 1709 г. показано: при Знаменской церкви придел св. муч. Екатерины. Князь Б. И. Прозоровский свои имения, находившиеся в Московском уезде, отдал по завещанию, в 1719 г. государыне императрице Екатерине Алексеевне. Денисово, причисленное к дворцовому ведомству, по именному указу в 1728 г. пожаловано ее высочеству цесаревне Елизавете Петровне. В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Денисове, вместо сгоревшей церкви, новой деревянной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Дело началось по доношению, поданному в Казенный Приказ 1733 г. 17 сентября от гоф-интенданта Никиты Андреяновича Возжинского; в доношении написано: «в Московском уезде, в вотчине ее высочества, благоверной государыни цесаревны Елизаветы Петровны, в селе Знаменском имелась церковь деревянная во имя Знамения Пресвятой Богородицы, и в прошлых годах оная церковь сгорела, а ныне ее величество, благоверная государыня Елизавета Петровна именным указом повелела в оном селе построить церковь вновь деревянную ж во имя Знамения Пресвятой Богородицы; а к тому строению лес и всякие материалы в готовности, дабы повелено было о строении оной церкви из Синодального Казенного Приказа дать мне позволительный указ». В писцовых книгах 1653 г. вышеописанной церкви не написано; а прибыла она в 1678 г., по книгам крестового иеромонаха Никифора, при ней пашни и сенных покосов не написано. В переписной книге 1703 г. у той церкви поп Семен Варфоломеев, в приходе 10 дворов, а пашни церковной нет, сенных покосов на 20 копен. Но была ли построена церковь – из дела не видно.

http://sobory.ru/article/?object=07297

Использованы материалы книги: протоиерей Олег Пенэжко. " Город Щелково. Храмы Щелковского района " . Владимир, 2000 г. Церковь Николая Чудотворца по адресу: Щелковский район, с.Здехово, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Современный адрес: с/п Трубинское, д.Здехово. Кирилл Аминов, 22 мая 2015 г. В писцовой книге Кошелева стана за 1623 г. значится: «за Яковом Дашковым в вотчине, что купил у вдовы Авдотьи Назарьевны жены Ивана Федоровича Третьякова и у их детей Ивана, Семена и Дмитрия Третьяковых, в 1617 г., село Здехово, на речке Здеховке, а в селе церковь Николы Чудотворца, древянна, клетцки, стоит пуста, без пения, а в селе двор вотчинников, живут деловые люди». По книгам казенного приказа за 1628 г.: «церковь Николы Чудотворца в селе Здехове в вотчине Якова Дашкова», а под 1633 и 1698 гг. оная церковь писалась «в селе Здехове, у речки Здеховки…». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа под 1680 г. написано: «по сказке Николаевского попа Василия, та церковь в вотчине стольника Андрея Яковлевича Дашкова в селе Здехове, а к той церкви земли нет, а дал им, попу с причетники, вотчинник Андрей Дашков в поле по десятине, да он же дал попу с причетники годовую хлебную и денежную ругу, да сенных покосов дано по реке Воре на 44 копны». В 1699 г., при построении в селе Здехове новой каменной церкви во имя Николая Чудотворца, отведено земли пашни 10 четвертей в поле, сена на 10 копен, и по распоряжению Патриаршего казенного приказа «с той земли на тое церковь прибавлено дани 8 алтын 2 деньги, а всего старой и новой дани 14 алтын 5 денег, заезда гривна». В 1646 г. Здеховым владели дети Якова Дашкова – Андрей, Василий и Григорий; по смерти думного дворянина Андрея Яковлевича Дашкова оно дано его сыну Ивану Андреевичу и за ним в 1700 г. отказано, а в отказной книге упоминается «в селе Здехове церковь каменная во имя Николая Чудотворца». В 1722 г. это село принадлежало Якову Ивановичу Дашкову, а от него перешло к его сыну Андрею Яковлевичу, после которого владела в 1783 г. его жена Анна Сергеевна с детьми: Яковом и Василием.

http://sobory.ru/article/?object=18155

Использованы материалы справочника " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Всех Скорбящих Радости, по адресу: г.Лосино-Петровский, Первомайская ул, 2 (б.с.Тимонино), является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Кирилл Аминов, 22 мая 2015 г. C 1623 г. деревня Тимонино, Савостьяново и Колова тож, Московского уезда Кошелева стана принадлежит князьям Волконским. В 1646 г. в ней был двор помещиков, два двора крестьян. В 1678 г., когда Тимонино, деревня Новинки и Новая тож, принадлежат стольнику Михаилу Андреевичу Волконскому, значится двор вотчинников с деловыми людьми и три двора крестьянских с 18 человеками. 10 апреля 1689 г. князем Михаилом Андреевичем Волконским получена грамота о разрешении на строительство церкви Николая Чудотворца. В этом же году была построена церковь. В 1704 г. с.Тимонино по церкви называют Никольским, и «в нем были двор вотчинников и деревня Новинки с восемью дворами крестьян, в них 48 человек». В 1816 г. часть имения Никольское-Тимонино переходит Дарье Александровне Валуевой. В 1819 г. она получает разрешение на строительство каменной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Церковь строится как летняя. С этого времени рядом существуют две церкви - Никольская (зимняя) и Скорбященская (летняя). Церкви стояли в ограде, вокруг них располагалось кладбище. Рядом с церквами было 6-7 домов, в них проживали священники и дьячки. Зимняя церковь имела двухъярусную колокольню. Около летней церкви тоже была колокольня, построенная тогда же, когда и церковь.  8 мая 1922 г. комиссия по изъятию ценностей конфисковала у церквей 1 пуд 24 фунта серебряных предметов. В 1925 г. граждане деревни Новинки заключили договор с Моссоветом и была зарегистрирована религиозная община. Заявление подписали 30 человек. Священником в церквах в это время служил Рейнский Иоанн Львович, диаконом - Беляев Василий Дмитриевич. Община имела устав. Анкетный список ее членов включал 51 человека. К этому времени относится подробная опись имущества церквей. На колокольне Никольской церкви было шесть колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=03811

Кирилл Аминов, 27 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Федоровской Пресвятой Богородицы в селе Ворсине. Село Ворсино в XV ст. принадлежало боярам Колычевым. В нем находилась деревянная церковь во имя Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села Андрея Федоровича Колычева, прадеда св. Филиппа митрополита. О ней стало известно по писцовым книгам Московского уезда, Перемышльской волости, 1627 – 28 гг., в которых записано: «за вдовою Анною Ивановною женою Колычева, что бывало преж того вотчина Меньшого и Бориса Колычевых, а после за мужем ее Иваном Колычевым, село Ворсино, на речке Моче, а в селе храм Андрея Стратилата древян вверх, стоит без пения, да в селе двор вотчинников, в нем 2 чел. деловых людей, двор приказчика и двор крестьянский; а владеет вдова Анна тою вотчинною по государевой жалованной грамоте 1623 г., за приписью дьяка Венедикта Махова». Потом это село находилось во владении Ивана и Михаила Дмитриевичей Колычевых, «что они выкупили в 1637 г. из Вознесенского монастыря родовую вотчину деда своего боярина Ивана Федоровича Колычева». В 1646 г. в селе было 2 двора вотчинниковых, в которых жили приказчик и 2 чел. деловых людей, 4 двора крестьянских с 19 чел. и двор деловой с 8 чел. В селе Ворсине вместо старой церкви была построена новая деревянная церковь во имя Федоровской Пресвятой Богородицы с приделами Андрея Стратилата и св. Филиппа митрополита, «а строение церковное и книги, и ризы, и колокола вотчинниково»; в 1663 г. при оной церкви попа и причетников не было. Владельцами села были: И. И. Колычев (1654 – 61 гг.) и И. М. Колычев, женатый на Мавре Григорьевне, урожденной княгине Долгоруковой (1654 – 97 гг.). В 1678 г. в селе числилось 7 дворов крестьянских, двор бобыльский и двор вотчинников, всего 32 чел. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «2 сентября, по наезду князя Ивана Андреевича Шелешпальского и по досмотру в вотчине стольника Ивана Михайловича Колычева, в селе Ворсине церковь деревянная, клетцки, старая, а во имя та церковь Пресвятой Богородицы Федоровской да в приделах Андрея Стратилата и Филиппа митрополита, около церкви кладбища с четверть десятины, а по сказке приказчика села Ворсина Ивашки Шкоты да старосты Федки Мокина: та де церковь построена исстари, от Москвы 40 верст, едучи большою Калужскою дорогою та церковь по левой стороне с версту, а с другой стороны Теменская дорога от церкви 2 версты; а данью та церковь не обложена и в данных книгах не написана, церковной земли ничего нет, а попу и дьячку идет руга… у той церкви двор попов, да в приходе двор вотчинников, 4 двора крестьянских; а попа и дьячка в то время дома не было, были на Москве».

http://sobory.ru/article/?object=09187

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010