Монастырь для них был не только духовным центром, где молились о спасении души. Монастырь был ещё и приютом в одинокой старости или в несчастье, где человек мог жить в качестве бельца или в монашеском одеянии. Первая церковь16 января 1621 года верхкокшенгскими вкладчиками была выдана старцам Филарету и Антонию память - разрешение на жительство в пустыни Всех Святых. В памяти перечислялись и обязанности новых насельников: вместе с вкладчиками трудиться на монастырском строительстве, принимать в монастырёк на жительство вкладчиков, при надобности отпускать их в мир. В документе приводятся имена вкладчиков: пономарь Воскресенской Верхкокшенгской церкви Фефил Левкиев сын, церковный староста Павел Епифанов, прихожане Алексей Исаев, Иван Андреев, Василий Иванов сын Попов, Терентий Иванов сын Мордвинов, Иван Игнатьев сын Воронин. Память писал вкладчик из Верх-Кокшеньги Максим Тимофеев Пименов, а подписал церковный дьяк Бахтеяр Иванов (церковный дьяк – пономарь, низший служитель церкви, обычно грамотный человек, одновременно являлся и общественным письмоводителем). В 1623 году вкладчиками и монахами построена первая церковь, освящена в честь Всех Святых. Земли монастырькаВ 1627 году монахи Спасо-Печенгской пустыни Важского уезда (Важский уезд существовал до 1708 года) получили от царя Михаила Федоровича грамоту на владение землями вокруг монастырька. Западная граница земельных угодий проходила по болотам, где брали начало речки Тикова и Яхреньга, впадающие в Печеньгу и ограничивающие правобережные земли с севера и юга. За рекой Печеньга граница земельных угодий шла по рекам Тамушка, Илеза, Маюшка, Сивеж, Ширбай и далее по дремучему лесу до устья Тиковы на противоположной стороне Печеньги. В 1646 году казначей Спасской пустыни старец Герасим пишет челобитную царю Алексею Михайловичу, монахи просят подтвердить их права на владение вотчиной. Управление монастырём, монахи и вкладчики Настоятелями Печенгской пустыни были строители, они избирались вкладчиками и братией на год и в конце срока обязательно отчитывались о своей деятельности.

http://sobory.ru/article/?object=53874

На подобных звонницах колокола обычно развешивались на перекладинах между столпами в верхнем ярусе под шатром, иногда в несколько «ярусов». Именно так располагались колокола на деревянной звоннице Александро-Свирского монастыря, где к 1628 году находился уже довольно большой подбор: «…Да в мнтреж на колокольнице колокол благовестной болшой весом двесте одинадцать пуд; данье цря и великого князя Бориса Феодоровича всея Руссии. Да под тем другой колокол весом девяносто шесть пуд; данье блженные памяти цря и великаго кнзя Федора Ивановича всеа Руссии. Да два колокола по смете пудов по сто; данье Олонецкого погоста крестьянина Карпа Костина. Да четыре колокола менших зазвонных по смете пудов всорок…» Таким образом, в начале XVII столетия на звоннице находилось восемь колоколов. Об этом свидетельствует и Опись 1623 года, выполненная Савелием Степановым сыном Молевановым и подьячим Богданом: «…да на монастыре колокольня древяна, а на ней шесть колоколов средних и малых, да в земли схоронены для немецких и литовских людей два колокола болшие, один весом двести тринадцать пуд, а другой – девяносто шесть пуд…» Колокол весом в двести одиннадцать (тринадцать) пудов был отлит в 1588 году и вложен боярином Борисом Федоровичем Годуновым (в Писцовой книге 1628 года была допущена небольшая неточность, в это время он еще не вступил на царский престол, хотя и являлся фактическим правителем России). Второй благовестник (96 пудов) изготовили в 1585 году В Описи 1562 года сохранился текст надписи на нем: «Лета 7093 месяца апреля в Вθ (29) день повелением Государя царя великаго князя Феодора Ивановича всеа Руссии слит сей колокол в дом Живоначалныя Троицы Александра Чюдотворца Свирска монастыря в граде Москве под тщет [по всей вероятности, тщанием] государя царя великаго князя Ивана Васильевича всеа Руссии, во иноцех Ионы» К 1646 году количество колоколов оставалось прежним: «…А на колокольне колокол благовестник большой 213 пудов. Друг колокол благовестник же весом 96 пудов да шесть колоколов меньших зазвонных…» Девятый колокол пополнил подбор в 1677 году, но его изготовил уже для каменной звонницы в Амстердаме мастер Assuerus Koster

http://sobory.ru/article/?object=32615

Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца в селе Кудинове была построена еще в первой половине XVII века. В писцовых книгах 1623-1624 года значилась церковь «на погосте Покровском, на речке Шероходке». Устроителем первого храма был думный дьяк Федор Терентьевич Лихачев (в иночестве – Филарет), вотчина которого «деревня Новая, Анкундинова тож» находилась рядом. Здесь же была вотчина и его брата Богдана Лихачева. В 1646 году Кудиново отошло по наследству печатнику Федору Федоровичу Лихачеву, а затем – к его зятю Ивану Семеновичу Прозоровскому. От его сына Петра Ивановича Прозоровского село перешло вновь к зятю – Ивану Алексеевичу Голицыну. В этот период в описаниях Покровской церкви появляется упоминание второго придела – пророка Илии. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 год есть следующие строки: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в пределе Николая чудотворца деревянная; у церкви во дворе поп Иеремия Афанасьев со причетники». Упоминаемый в этом отрывке кудиновский священник был прототипом легендарного «попа Емели», героя народных песен и исторических романов. «Какие разбойники! Правда их держит в руках какой-то приходской священник села Кудинова, отец Еремей: без его благословенья они никого не тронут; а он, дай Бог ему здоровье, стоит на том: режь как хочешь поляков и русских изменников, а православных не тронь». Это отрывок из исторического романа 1829 года Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Известный писатель и драматург использовал в своем сочинении образ попа Емели (Еремея) из русских песен, посвященных событиям Смутного времени. Сюжет песни о попе Емеле, встречающийся в разных вариантах, приблизительно такой: после праздника Покрова торжественным свадебным обозом выехали семь саней. В них сидели атаманы, есаулы, разбойники, воры «Гришка с Маринкой» (Лжедмитрий и Марина Мнишек) и в отдельных санях – поп Емеля. Священник благословил свадьбу и дал наставление разбойникам: «Добро-то берите, а душ не губите».

http://sobory.ru/article/?object=07105

По книгам Патриаршего казенного приказа 1628 г. Селецкой, Радонежской и Загородской десятин: «церковь Николая чудотворца в вотчине князя Семена Васильевича Прозоровского, в селе Шипилове, дани 9 денег, по наказу гривна; апреля в 8 день на нынешний 1628 г. те деньги взято», а под 1635-79 гг. упоминается: «в вотчине князей Семена и Матвея Прозоровских в селе Шипилове, у пруда, дани 6 алтын, заезда гривна». В 1646 г. в селе Шипилове-Никольском числилось 4 двора крестьянских, в них 9 человек, при церкви священник Алексей. В 1678 г. это село принадлежало князьям Петру Семеновичу и Петру Ивановичу Прозоровским, в селе находились: двор их вотчинников, двор конюшенный, в нем жил приказчик, 3 двора кабальных и деловых людей, в них 8 человек, 2 двора крестьянских, в них 8 человек, и 2 двора бобыльских, в них 3 человека. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. записано: «церковь Николая чудотворца в селе Шипилове, Никольское тож, в вотчине князя Петра Ивановича Прозоровского, дани 6 алтын, заезда гривна; а по досмотру и по сказке той церкви дьячка Панкрашки Иванова, та церковь построена до писцов (т.е. до 1623 г.) и к той церкви князь Петр Иванович Прозоровский дал из своей земли попу в пустошах Селеткине и Ографенине сенных покосов копен на 40, да ему же, попу, дает хлебную и денежную ругу, а ему, дьячку, дано в поле пашни по десятине, да сенных покосов на 15 копен». В 1688 г. князь Петр Иванович Прозоровский свою половину села Шипилова продал князю Петру Семеновичу Прозоровскому, а от него перешло в 1693 г. к его детям Андрею, Никите и Александру. Последний свою часть уступил брату Андрею, который из своей вотчины, вместо денежной и хлебной руги, отдал священнику с причетниками Николаевской церкви пашенной земли 15 четвертей и сенных покосов 15 копен, о чем есть запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа от 6 июля 1694 г., и с этого года впредь церковь писалась в вотчине князя Андрея Петровича Прозоровского. Князь Никита Петрович Прозоровский свою половину села в 1700 г. продал князю Борису Алексеевичу Голицыну, а в ней двор боярский и 3 двора крестьянских. По смерти князя Б.А. Голицына его сын Сергей свое имение в селе Шипилове продал в 1720 г. Прокофию Федоровичу Соковнину, а от него перешло в 1739 г. к его детям: Федору, Михаилу, Василию и Александру, а в 1747 г. у них куплено князем Иваном Андреевичем Прозоровским, во владении которого находилась другая половина села Шипилова, доставшаяся ему после отца князя Андрея Петровича Прозоровского в 1722 г., по разделу с его родными братьями Петром и Василием.

http://sobory.ru/article/?object=02738

С самого своего основания Иоанно-Предтеченский монастырь имел от князей Псковских, а позднее от великих князей и царей разные привилегии. Так, великим князем Василием Ивановичем в 1510 г. была дана игуменье с сестрами тарханная, или несудимая грамота, подтвержденная затем царем Иваном Васильевичем Грозным в 1536 г. и царем Федором Ивановичем в 1585 г. Эти тарханные грамоты освобождали от принадлежности суду обыкновенных присутственных мест и представляли личному суду князя. Кроме того, тарханные грамоты освобождали от всяких податей. Во время осады г. Пскова польским королем Стефаном Баторием Иоанно-Предтеченский монастырь вместе с Псковом испытал невзгоды этого нападения. Частые пожары, опустошавшие иногда весь г. Псков, касались и Ивановского монастыря. При осаде Пскова в 1615 г. шведским королем Густавом Адольфом Ивановский монастырь был подвергнут разорению. Иоанно-Предтеченский монастырь, как наиболее пострадавший от поляков, литовцев и шведов, был по государеву указу возобновлен. Заботы царя Михаила Федоровича о монастыре сказались в даровании монастырю особой грамоты. Эта грамота была пожалована 28 марта 1623 г. от имени царя и патриарха Филарета. Ею подтверждалось данное князем Тимофеем и его супругой Марфой право владения на земли вблизи г. Гдова и другие, кроме того игуменье монастыря и сестрам давалось право самим судить своих монастырских людей и крестьян во всех делах, кроме разбоя и убийства. Из грамоты видно, что владения монастыря подразделялись на нивы белые и оброчные. В царствование царя Алексея Михайловича монастырь получил от этого государя 13 января 1646 г. подтверждение всех своих прав на владение землями и право несудимости. При царях Иоанне и Петре Алексеевичах 1 января 1685 г. эти права были вновь подтверждены. 12 октября 1716 г. супруга Петра I Параскева Федоровна при проезде через г. Псков посетила Иоанно-Предтеченский монастырь и пожертвовала 50 руб. на устройство иконостаса и два покрова. С конца царствования императора Петра I начался постепенный упадок Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1764 г. при императрице Екатерине II последовала секуляризация церковных имуществ или положение о духовных штатах, после чего Ивановский монастырь лишился почти всех своих поместий. После учреждения для монастырей штатов в 1764 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был поставлен в число второклассных монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=46874

Село Троицкое до построения в нем церкви – деревня Федотова, находившаяся в 1623 г. Московского уезда, Доблинского стана, в вотчине «за князем Григорием Петровичем Борятинским, по государевой грамоте 1618 г. и по любовному разделу с князем Никитою Борятинским, что было в поместье за Андреем Клешниным и Борисом Хохловым», в деревне был 1 двор вотчинников, а в 1646 г. – двор крестьянский и 2 двора бобыльских, в них 4 чел. После князя Григория Борятинского деревня Федотова досталась в 1652 г. его родному племяннику князю Ф. С. Борятинскому, при котором была построена в этой деревне церковь Св. Троицы, отчего деревня и стала называться селом по церкви Троицким. В селе были в 1678 г. дворы: вотчинников, приказчиков и скотный, в них жили задворные люди 39 чел. и 3 двора бобыльских с 13 чел. Князь Федор Семенович Борятинский отдал свое имение в 1694 г. детям Михаилу, Федору и Семену. Последний продал село Троицкое в 1705 г. дьяку Андрею Григорьевичу Ратманову, по фамилии которого это село в отличие от других сел Троицких носит и доныне название Ратманово. В 1723 г. у Ратманова имения были отписаны на великого государя и в 1724 г. село Троицкое пожаловано Егору Лукичу Милюкову, а в 1743 г. от него продано Алексею Родионовичу Федорову и в 1750 г. куплено московским купцом Гавриилом Потаповичем Клюевым «к паровому его заводу». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. История храма Святой Троицы исчисляется с 1677 года, когда князь Фёдор Борятинский в селении Федотово, так тогда называлось нынешнее Ивашево, поставил деревянную церковь Святой Троицы, давшую новое название селению - Троицкое. В 1705 году село было продано дьяку Андрею Ратманову, по фамилии которого село стало называться Троицкое-Ратманово. Один из потомков Ратманова - Михаил, лейтенант русского военно-морского флота, участник экспедиции адмирала И. Ф. Крузенштерна, его именем назван открытый в 1804 году мыс на острове Сахалин (мыс Ратманова).

http://sobory.ru/article/?object=01961

Село Холмы в 1584 г. – сельцо Московского уезда, в вотчине за Дмитрием Борисовичем Салтыковым и Григорием Александровичем Скворцовым. В 1606 г. Лаврентий Салтыков половину сельца Холмы отдал в приданое за сестрою своею князю Андрею Тюменскому; в 1624 г. Тюменский свою половину продал князю Ивану Федоровичу Шеховскому, а другая половина того сельца в начале XVII ст. принадлежала Григорию Юдину, в 1623 г. состояла «в порозших землях», без крестьянских дворов. В конце первой половины XVII ст. в сельце Холмах, вновь поселенном крестьянами, была построена деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделами. В записной книге Патриаршего Казенного Приказа печатных пошлин с благословенных грамот о строении церквей за 1643 г. написано: «ноября в день запечатана благословенная грамота в Московском уезде в сельцо Холмы, по челобитью князя Ивана Федоровича Шеховского на три престола: Знамения Пресвятой Богородицы, Алексея митрополита да Дмитрия Солунского; пошлин 10 алтын взято». По переписным книгам Московского уезда за 1646 г. «в селе Холмах церковь Пресвятой Богородицы Знамения, у церкви во дворе поп Данило, крестьян 8 дворов, да в деревне Молчанове 4 двора, а всего 12 дворов, в них 37 человек». По книгам 1657 г. старосты поповского Радонежской, Селецкой и Загородской десятин Воздвиженского попа Федора вновь обложена данью церковь Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Шеховского села Холмы; дани 3 алтына, 2 деньги, заезда гривна; платил староста поповский поп Федор». В приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1658 – 1740 гг. Знаменская церковь писалась под Загородней десятиною. Вотчина князя И. Ф. Шеховского после его смерти досталась его сыну князю Юрию Ивановичу; в 1668 г. – перешла к его родной сестре Аксинье Ивановне, жене Никиты Ивановича Головина, в 1678 г. - к их детям Дмитрию и Якову. В 1678 г. в селе Холмах значится двор вотчинников, 3 двора задворных и 10 дворов крестьянских, в них всего 48 чел. В 1690 – 1709 гг. этим имением владел Д. Н. Головин по разделу с родным братом Яковом. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1692 г. под статьею Знаменской церкви отмечено: «в 1697 г. прибавлено дани с церковной земли с 15 четьи в поле, с сенных покосов с 15 копен 12 алтын 2 деньги, обоего с прежней данью 15 алтын 5 денег, заезда гривна».

http://sobory.ru/article/?object=07790

Храм в советские годы не закрывался, в церковной ограде сохранилось небольшое Алексеевское кладбище. В 1922 г. из церкви были изъяты более 6 пудов серебряной и золотой утвари. Среди святынь храма: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери византийского письма, икона Божией Матери «Прибавление ума», точная копия пещеры Гроба Господня. К этой церкви приписана храм-часовня святителя Василия Великого при Всероссийском выставочном центре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Село Алексеевское в начале XVII ст. – сельцо под названием Копытово, Московского уезда, Васильцова стана. По писцовым книгам 1623 г.: «поместье за боярином князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, по государевой грамоте, что преж сего бывало Путиловская вотчина Михайлова, сельцо Копытово, а в сельце двор боярина князя Дмитрия Тимофеевича, двор людской, в нем живут деловые люди». При князе Д. Т. Трубецком была построена в сельце каменная церковь во имя Алексия человека Божия, отчего Копытово стало называться селом по церкви Алексеевским, бывшем во владении по смерти князя Трубецкого у его жены. По переписным книгам 1646 г.: «вотчина жены боярина князя Д. Т. Трубецкого вдовы княгини Анны село Алексеевское, Копытово тож, а в селе церковь Алексея человека Божия каменная, без пения, да в селе двор боярский и 11 дворов крестьянских, в них 22 чел.». В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Михаила Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь в 1648 г. церковь Алексея человека Божия в вотчине княгини Анны Васильевны Трубецкой, в селе Копытове, дани 5 алтын 2 деньги, десятильничих гривна». Под 1677 г. в «доимках» отмечено: «с церкви Алексея человека Божия в селе Копытове, Алексеевском тож, в вотчине княгини А. В. Трубецкой, на 1656 – 57 гг. дани по 5 алтын 2 деньги, заезда гривна в год, да на 1668-77 гг. всего на 7 лет по 8 алтын 4 деньги в год, и в 1671 по 1677 гг. были уплочены той церкви попами Василием и Евтихием с причетники, а на 1656-58 гг. доимочные деньги, по просьбе патриарха и по челобитью попа Василия, велено очистить и не писать для того, что в тех годах та церковь после морового поветрия стояла пуста». По смерти княгини Анны Васильевны Трубецкой село Алексеевское было причислено к дворцовому ведомству.

http://sobory.ru/article/?object=03623

Церковь Успения Пресвятой Богородицы по адресу: Химкинский район, д.Трахонеево, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г.) Современный адрес: г/о Химки, квартал Трахонеево, д.21-А Кирилл Аминов, 14 мая 2015 г. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Траханееве, Козодавлеве-Успенском тож. Село Козодавлево с деревянною в нем церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1585 г. принадлежало Ивану и Никифору Траханиотовым, как старинная вотчина отца их; в селе стояли: «два двора вотчинниковых, двор челядинный и 4 двора людских, у села мельница на реке Клязьме, мелит в одно колесо». По писцовым книгам 1623-24 гг. это село значится за Иваном Никифоровичем Траханиотовым, вотчина отца его. А «в церкви образа и книги, и свечи, и на колокольнице колокола строение вотчинниково, на церковной земле; во дворе поп Иван, во дворе дьячок Петрушка Григорьев, во дворе просвирница Акулиница, пашни церковные земли 10 четьи в поле; да в селе двор вотчинников, живут в нем деловые люди». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа под Селецкой десятиной за 1628 г. написано: «церковь Успения Пречистой Богородицы, на реке Клязьме, в вотчине Ивана Тарханеева (Траханиотова) села Козодавлева, дани 2 алтына с деньгою, по наказу гривна, 8 апреля 1628 года те деньги взято». В 1646 г. в селе Козодавлеве находились: «двор вотчинников, двор скотный и 8 дворов крестьянских, в них 19 человек; при Успенской церкви во дворе поп Григорий, во дворе дьячок вдовый поп Петр». По смерти И.Н. Траханиотова его вотчинами владел его сын Данила Иванович (1647-76 гг.), а от него перешло к его детям Степану и Ивану Даниловичам; они между собою вотчины разделили, и последнему досталось село Козодавлево, Успенское тож, с деревнею Ивакиною. В 1678 г. в селе были: «двор вотчинников, двор скотный, в нем 3 семьи деловых людей, 2 двора крестьянских, в них 15 человек, 3 двора бобыльских, в них 12 человек; при Успенской церкви – во дворе поп Семен Яковлев, во дворе диакон Архип Меркульев, во дворе дьячок Карпушка Нестеров, во дворе просвирница Анница Титова».

http://sobory.ru/article/?object=06674

Predica înainte de împrtanie a inut-o preotul Serghii Baniukov, clericul bisericii în cinstea icoanei Maicii Domnului ”A Semnului” în Hovrino. Dup terminarea Liturghiei protoiereul Gheorghii Polozov l-a salutat pe Întâistttorul Bisericii Ruse i i-a adus în dar Sanctitii Sale un ou pascal i o candel. Preafericitul Stpân i-a mulumit clerului i lucrtorilor bisericii pentru trude în vederea restabilirii i reînnoirii vieii parohiale. Apoi Întâistttorul s-a adresat ctre credincioi cu o predic. Prima pomenire a bisericii în satul Hovrino se refer la anul 1623-1624. Conform unor  informaii, în Vremurile Tulburi în sat a fost distrus biserica în cinstea marelui mucenic Gheorghe Purttorul de Biruin. Ctre anul 1646 a fost construit o biseric de lemn în cinstea sfântului ierarh Nicolae cu un altar în cinstea sfântului Gheorghe, iar în anul 1682 – a doua biseric de var în cinstea icoanei Maicii Domnului „A Semnului”. În anul 1740 biserica veche „A Semnului” este demolat, iar pe locul ei este ridicat o nou biseric de piatr, a crei construcie se încheie în anul 1741. În anul 1860 moia este cumprat de consilierul de curte Evgraf Ivanovici Molceanov, care a hotrât s construiasc în Hovrino o nou biseric. Proiectul bisericii a fost comandat la arhitectul Mihail Bykovski, sub a crui conducere au fost construite ctre acea vreme deja câteva biserici la Moscova, inclusiv biserica „Sfânta Treime Dttoare de Via” la Greazi, lâng Pokrovskie vorota. Noua biseric a fost fondat în anul 1868. Sfinirea bisericii a avut loc în anul 1871. În anul 1937, dup executarea prin împucare a preotului Nicolai Kasatkin i a arhimandritului Amvrosie (Astahov), care au slujit în biserica veche ”A Semnului” cu începere din anul 1932, serviciile divine au încetat s fie oficiate în mod regulat i în anul 1938 biserica este închis definitiv. În anul 1941 în cldirea bisericii era dislocat un spital, dup rzboi biserica mult timp a fost pustie, apoi a fost  dat unei organizaii a orbilor, in interior fiind amenajate încperi de producere.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3638671...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010