В 1646 г. село Стербеево с деревянною в нем церковью находилось во владении Луки Григорьевича Мартемьянова, у церкви были: «во дворе поп Иван, во дворе дьячок Мишка Григорьев, в селе двор вотчинников, 9 дворов крестьянских и бобыльских, в них 20 человек». По смерти Л. Г. Мартемьянова селом владела в 1668 г. его вдова Анна с детьми Федором и Михаилом, за последними оно было утверждено отказною книгою в 1674 г., в которой значится: «в селе церковь деревянная во имя св. мученика Георгия, а в ней церковное всякое строенье вотчинниково». В 1678 г. в селе находились: двор вотчинников, в нем жили 7 семей деловых людей, и 11 дворов крестьянских, в них 52 человека. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «церковь св. мученика Георгия в вотчине Михаила и Федора Мартемьяновых, в селе Стербееве, у пруда, дани 19 алтын, заезда гривна, а по досмотру и по сказке той церкви попа Трофима, та церковь построена исстари, а к той церкви дана пустошь Крюкова, а в ней сенных покосов копен с 10 и та пустошь в писцовых книгах Лаврентия Кологривова (1623 г.) написана. А пашни к той церкви нет, а дают им вотчинники годовую хлебную и денежную ругу». В 1704 г. в селе значится: двор вотчинников, в нем живет приказчик, двор скотный, в нем живут конюхи, и 10 дворов крестьянских. В 1723 г. это село приписано «к госпиталю»; в 1729 г. по указу Верховного Тайного Совета оно продано из Вотчинной коллегии с торгов дочери князя Григория Федоровича Долгорукова – княжне Александре. В 1730 г. Стербеево, оно же называлось и Тарбеево, отписано у княжны Долгоруковой и причислено к дворцовому ведомству, того же года пожаловано Андрею Ивановичу Ушакову. В 1742 г., вследствие прошения жены В.Ф. Салтыкова, вдовы Александры Григорьевны, урожденной княгини Долгоруковой, отписное село Тарбеево, по именному указу, возвращено ей «по прежнему» и за нею того же года оно было утверждено отказною книгою, в которой упоминается: «в селе церковь деревянная, ветхая, во имя вмч. Георгия, со всякою церковною утварью, да в селе у пруда двор вотчинников…».

http://sobory.ru/article/?object=45360

В 1685 г. 8 апреля, по указу патриарха, по памяти из Поместного приказа, за приписью дьяка Ивана Векентьева, в котором написано: по указу великих государей, а по челобитью стольников Василия и Якова Федоровичей Полтевых в вотчине их в деревне Агафоновой, к новопостроенной церкви Николая чудотворца, из вотчинной земли, из их дач, отведено пашни 10 чети, сенных покосов 10 копен и та земля к той церкви справлена… В 1704 г. в селе Никольском находилась одна деревянная церковь, а в 1709 г. – две церкви: деревянная и каменная во имя Николая чудотворца; при них священники: Перфилий Данилов 1704 – 10 гг. и Максим Максимов 1715 – 29 гг.; дьячки: Василий Яковлев 1704 – 36 гг. и Иван Перфильев 1704 – 29 гг. Село Никольское до построения в нем церкви было деревнею Сущево, Агафоново тож, на речке Татарке, находившейся в 1623 г. Московского уезда в Каменном стану, в поместье за князем Дмитрием Петровичем Пожарским, по государеве грамоте 1618 г., что преж село было за Субботою Рогатина, в деревне двор помещиков, двор приказчиков, да крестьян 4 двора. После князя Пожарского эта деревня досталась его племяннику князю Семену Пожарскому, в 1644 г. она продана Лариону Антоновичу Слотину; в деревне числилось в 1646 г. 4 двора крестьянских и бобыльских, в них 8 чел. По смерти Лариона Слотина имение его, согласно завещания, продано из Патриаршего разряда в 1659 г. думному дворянину Федору Алексеевичу Полтеву. При этом владельце в деревне Агафоновой построена вновь церковь Николая чудотворца, отчего деревня и названа по церкви селом Никольским, а в последствии оно в отличие от других сел Никольских стало называться по фамилии владельца Полтевым. В 1678 г. в селе Никольском находились: двор вотчинников с 6 семьями деловых людей, в них 13 чел., 5 дворов крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 37 чел. В 1679 г. селом владела жена Ф. А. Полтева вдова Фекла Панкратьевна, в 1781 г. – их дети стольники Василий и Яков Федоровичи. Последний заложил село Никольское в 1703 г. Ф. М. Апраксину, умершему в 1728 г., который духовным завещанием просил своих душеприказчиков «имение село Никольское и деревню Харитонову после его смерти продать и деньги, вырученные за оное имение, употребить на раздачу милостынь и на искупление пленных».

http://sobory.ru/article/?object=06279

В 1991 году храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращён верующим. Назначенный в Ховрино священником Георгий Полозов со своими помощниками поднял храм из руин. В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах. В церковь вернулись три иконы из аксиньинского храма. По материалам сайта Храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине . Существовавшая ранее церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ховрине. Ховрино было некогда селом, на речке Лихоборке; в 1585 г. значится деревнею, принадлежавшею Семену Фомичу Третьякову, а от него перешло к его сыну Василию. По писцовым книгам 1623 г. «за стольником Василием Третьяковым старинная отца его вотчина пустошь, что была деревня Ховрина, на речке Лихоборке». В селе Ховрине исстари существовала церковь св. вмч. Георгия, когда и по какому случаю уничтожена – неизвестно. По смерти Василия Семеновича Третьякова Ховриным владела его жена вдова Ульяна и за ней числилась на оброке с 1634-73 гг. церковная земля, принадлежавшая церкви св. Георгия. Потом Ховрино стало деревнею и в ней построена новая церковь деревянная во имя св. Николая чудотворца, отчего деревня стала по-прежнему селом. По переписной книге 1646 г.: «за стольником Василием Борисовичем Шереметевым, что было за Василием Третьяковым, село Ховрино, а в нем церковь Николая чудотворца древянна, у церкви поп Василий, во дворе дьячок Иосифко Титов, да крестьян 9 дворов, в них 33 чел.». При этом же владельце в селе Ховрине была построена другая деревянная церковь во имя св. муч. Георгия. За 1683-1740 гг. в окладных книгах того же казенного приказа под Селецкою десятиною в селе Ховрине значилась церковь св. муч. Георгия. В 1678 гг. в селе Ховрине находились дворы: вотчинников, конюшенный и скотный, 11 дворов крестьянских, в них 43 чел., и 4 двора бобыльских, в них 13 чел. В 1680 г., при досмотре церквей и церковных земель в Московском уезде Романом Владыкиным, по указу патриарха Иоакима, священник села Ховрина Павел показал: «ныне в селе Ховрине церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделы, построена на старом церковном месте; а дано ему, попу, земли с полдесятины в поле, сена копен с 20, и ему дают хлебную и денежную ругу».

http://sobory.ru/article/?object=02932

В переписных книгах 1646 года Воскресенская и Дмитриевская церкви описаны кратко, и, по-видимому, в устройстве их за истекшие 20 лет не произошло никаких перемен, так " ...церковь Воскресения Христово да придел вверху церковь святых праведных Прокопия и Ивана Устюжских чудотворцев; церковь другая, с трапезою преподобного чюдотворца Дмитрия Прилуцкого; да на церковной земле келья просворницы, 13 келий стариц черноризниц - питаются от церкви Божий... " . В 1659-1663 годах, по церковной летописи, вместо обветшавшей Воскресенской построена была новая деревянная церковь того же наименования с двумя приделами, по правую и левую стороны, Успенским и Иоанно-Прокопиевским. В писцовых книгах 1676-1679 годов, как и в книгах 1623-1625 гг., обе церкви описаны подробно и отмечена произошедшая перемена в архитектуре Воскресенской церкви: " Церковь Воскресения Христова, древянная, клетцки, о трех верхах на стропилах, да в приделе Успения Пречистыя Богородицы, а другой придел Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев... Колокольня рубленая, круглая, верх шатровой на стропилах, на колокольне 8 колоколов. Другая Церковь древянная, клетцки, теплая, с трапезою, во имя преп. о. Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца " . В обеих церквах описаны образа, сосуды, ризы и книги, а также описаны и церковные земли с постройками на них. Кроме 15 келий стариц-нищих, на церковной земле показано: " ...да в келье ж живет соборный поп Иван Яковлев с сыном Ивашком " . Церковной же причт, сказано: " ...поп Матфей да поп Михаиле живут на тяглой земле в Воскресенской улице " . В переписных книгах, почти того времени, 1677- 1678 гг., о Воскресенской и Дмитриевской церквах сказано кратко и даже о приделах не упомянуто: " ...церковь Воскресения Христова древяная, клетцки; другая церков преп. о. Димитрея Прилуцкого Волог. чуд., древяная ж, клетцки, с трапезою. Да на церковной земле 15 келий, а в них живут старицы-нищие питаютца Христовым именем, да в келье живет соборный поп Иван Яковлев с сыном Ивашком, да на церковной же земле в келье живет бобылец Сенка Мясников... " .

http://sobory.ru/article/?object=06392

Гурия, Варсанофия 505 и Германа 506 казанских (обрет. 1595 г.), Романа Владимировича угличского (1595 г.) 507 , Антония Римлянина (1597 г.) 508 , митр. Филиппа (перенес. в Соловецкий мон. 1591 г. и в Москву в 1652) 509 , царевича Димитрия (1606 г.) 510 , преп. Макария Унженскаго (1620 г.) 511 , Германа Соловецкого (1623) 512 , св. Владимира (1636) 513 , Александра Свирского (1641) 514 , вел. кн. Георгия Всеволодовича (1645) 515 , преп. Кирилла Новоезерского († 1532, обрет. 1649) 516 , кн. Даниила Александровича московского (1652) 517 , Даниила игум. переяславского († 1540, обрет. 1652) 518 , Саввы Сторожевского († 1407, обрет. 1652) 519 , Нила Столбенского († 1555, обрет. 1667) 520 , Симеона Верхотурского (1692) 521 и др. Обретаемые мощи полагались иногда под спудом или закладывались в стене, как например Геннадия Костромского (обрет. 1646 г.), Никандра Псковского (свидет. 1687 г.) и др. Вместе с мощами с Востока приносились в Россию и другие святыни. Из них замечательны: риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу и патр. Филарету персидским шахом Аббасом (1625 г.) 522 , гвоздь из креста Господня, присланный из Грузии (1686 г.) 523 , части животворящего креста 524 и т. п. 525 § 25. Священные времена В круге священных времен появились новые праздники и поминовенные дни. Кроме того на самой границе патриаршего периода с следующим (1700 г.) произошла перемена в летосчислении: гражданский год, прежде вместе с церковным начинавшийся с 1 – го сентября, указом Петра I (1699 г. 20 – го декабря) 526 был отделен от церковного и стал считаться с 1 – го января; на это число перенесено и празднование новолетия. Из праздников в честь русских святых появились следующие: Василия Блаженного – 2 – го августа (установл. в 1588 или 1589 г.), преп. Иосифа Волоколамского – 9 – го сентября (с 1579 местный, а с 1591 общий), московских святителей Петра, Алексия, Ионы  – 5 – го октября (совместное празднество с 1595 г.), казанских просветителей Гурия и Варсанофия – 4 – го октября (совместная память с 1595 г.), кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Существовавшая ранее церковь Петра и Павла в селе Петровском. Каменная Петропавловская церковь построена в селе Петровском в 1692 г. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа: «в нынешнем 1693 г., ноября в 1 день, по указу св. патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина, велено: новопостроенной церкви св. апостолов Петра и Павла в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском, на попа с причетники дани положить: с дворов попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с вотчинникова, с 15 крестьянских, с церковной земли с пашни с 10 четвертей в поле, с сенных покосов с 10 копен, по указной статье, 18 алтын, заезда гривна, и по тому окладу данные деньги в нынешнем 1693 г. взять и о взятье тех денег послать указ старосте поповскому. Марта в 19 день те деньги на нынешний 1693 год платил той церкви поп Федор Корнилиев». За последующие 1694-1740 гг. в приходных книгах казенного приказа Петропавловская церковь писалась под Селецкою десятиною «в вотчине боярина Льва Кирилловича Нарышкина, в селе Петровском». Церковной дани платилось с 1712 г. 31 алтын 2 деньги. Село Петровское в 1585 г. было пустошью Семчино, принадлежавшею князю Александру Ивановичу Шуйскому. В писцовых книгах 1623 – 24 гг. Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана, написано: «за князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине, что преж сего было за братом его родным за князем Александром Ивановичем Шуйским, деревня Семчина, а в ней двор вотчинников, живут деловые люди, двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 3 чел.». После князя И. И. Шуйского вотчина его отдана в 1639 г. его племяннику князю Семену Васильевичу Прозоровскому. Он близ деревни Сечиной построил для себя двор боярский и это место потом называлось сельцо Семчино. В переписных книгах 1646 г. значится: «за князем С. В. Прозоровским сельца Семчина деревня старое Семчино, а в ней крестьян и бобылей 10 дворов; полдеревни Слободки, а в ней крестьян и бобылей 8 дворов, да на боярском дворе живут по бедности 3 бобыля в деловых людях, и всего 13 дворов крестьянских, людей в них 24 чел., и 5 дворов бобыльских, в них 5 чел.».

http://sobory.ru/article/?object=34828

Параскевы Пятницы, во имя вмч. Димитрия Солунского (теплая, одна из самых старых в Воронеже). По предположению В. Н. Глазьева, к старейшим храмам Воронежа относилась построенная свящ. Иоанном Никитиным ц. во имя прор. Илии с приделом святых Фрола и Лавра «на посаде на Старом городище», т. е. там, где располагалась воронежская крепость в 1586-1590 гг. до ее сожжения черкасами. В слободе беломестных казаков в 1615 г. находилась ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В Воронежском у. в 1615 г. действовали 17 церквей и 2 часовни, в 1646 г.- до 28 церквей и 2 часовни. В 1676 г. в Воронеже, по окладным книгам Рязанской митрополии, действовали 12 храмов и 3 мон-ря, во главе причта соборного храма стоял протопоп. В Воронежском у.- 36 церквей, 3 мон-ря, 3 часовни. В XVII в. в крае было учреждено 17 мон-рей, из них наиболее значительные: Акатов во имя свт. Алексия (1620), воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1623), Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы (между 1640-1653). Воронежские храмы были деревянными и небогатыми, не имели полного комплекта богослужебных книг, лишь при 3 храмах были построены колокольни, даже в соборной церкви использовали деревянные евхаристические сосуды. Первые священнослужители приезжали в Воронеж из внутренних областей России. Причт воронежских церквей был невелик, состоял обычно из 1-2 священников и 1-2 пономарей, диаконы в 1615 г. служили только при соборной Благовещенской и Никольской церквах. Тем не менее в 1615 г. в воронежских Покровской и Рождественской церквах существовали кельи для нищих, с 1629 г. нищие питались в Ильинском храме и в «большой богадельне» Благовещенского собора. В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. при Успенском мон-ре упоминаются 32 двора нищих и 10 вдовьих. Население Дона в церковно-каноническом отношении подчинялось Рязанским и Муромским (с 1667) архиереям, к-рые из-за обширности своих епархий редко посещали Воронеж. Кроме того, донские казаки имели определенную автономию не только во взаимоотношениях с Российским гос-вом, но и в вопросах церковной жизни, выражавшуюся, в частности, в том, что войсковой круг решал большинство вопросов церковной жизни - от разрешения на строительство храмов до утверждения избранных кандидатов в священники.

http://pravenc.ru/text/155256.html

По благословениею митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 11 октября 2009 года в Никулино состоялся чин закладки Никольского храма. Молебен совершил благочинный церквей Истринского округа протоиерей Дмитрий Подорванов вместе с настоятелем возрождающегося храма протоиереем Вячеславом Коноваловым. Менее чем через год, 22 августа 2010 года, состоялась первая Божественная литургия под сводами строящегося храма, в ноябре 2012 года - воздвижение креста на купол церкви, а спустя ещё полгода установили крест на звоннице и повесили колокола. На данный момент строительство продолжается, в храме регулярно проводятся богослужения, действуют воскресная школа и школа духовного и творческого развития " Фавор " . Из книги-буклета " Храм святителя Николая в Никулино " . издательство " Давыдов и сыновья " , 2015 г. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Микулине. Село Микулино в 1585 г. – сельцо Московского уезда, Сурожского стана, «вотчина дьяка Ивана Андреева, что было преж сего за Никитою Матвеевичем Пушкиным». По смерти дьяка Андреева сельцо Микулино перешло к его сыну Алексею Ивановичу Андрееву, при этом владельце Микулино стало деревнею; в 1622 г. продано Григорию Ларионову. В 1623 г. в деревне находилось: двор вотчинников, в котором жили деловые люди, и 2 двора бобыльских, в них 3 человека. В 1628 г. Микулино – село, а в нем церковь деревянная во имя Казанской Пресвятой Богородицы, когда и кем построена – неизвестно. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. под Сурожскою десятиною написано: «церковь Похвалы Пресвятой Богородицы Казанской с приделами в вотчине подьячего Григория Ларионова, дани 4 алтына 2 деньги, в корм и в московской проезд гривна. В переписных книгах 1646 г. записано: «за дьяком Григорием Ларионовым вотчина село Микулино, а в селе церковь Пресвятой Богородицы Казанской, древянная; у церкви во дворе поп Матвей, да крестьян 11 дворов и 2 двора задворных людей». В 1657 г. владелец села Микулина Лукьян Тимофеевич Голосов продал свою вотчину патриарху Никону. В купчей написано: «Лукьян Тимофеевич Голосов продал свою вотчину великому государю своему светлейшему Никону патриарху Московскому и всея Руси в Московском уезде, в Сурожском стану, село Микулино, да в том селе церковь во имя Пресвятой Богородицы с приделами: Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, да великого чудотворца Николая и вмч. Георгия деревянная, со всяким церковным строением и колоколами, в селе Микулине крестьян 12 дворов, в них 42 человека». В 1657 г. 21 мая святейший патриарх Никон пошел в Воскресенское; в селе Микульском государь патриарх слушал вечерню и после вечерни бобылям пожаловал по шти денег.

http://sobory.ru/article/?object=13558

С учетом большого влияния религиозных миссий в Константинополе, главным образом через французского посла, понятен был их успех в деле " завоевания симпатий к себе " со стороны патриархов. Об этом успехе свидетельствуют хотя бы следующие данные, приводимые епископом Каллистом . Еще до прихода иезуитов на Восток, в 1608 г. патриарх Неофит II тайно послал папе Павлу V формальное " исповедание веры " (Professio fidei), подписанное собственной рукой . Тимофей II (1612-1620) также был очень дружествен по отношению к Риму: " bene de fide catholica setit, nos amat, " - как охарактеризовал его один иезуит. В марте 1615 года Тимофей написал Павлу V письмо, в котором заявил, что признает его как свою " главу " и повинуется ему во всем. Тем не менее, " исповедания веры " он ему не посылал . Также Григорий IV Амасийский (12 апр. - 18 июня 1623 г.) находился в дружественных отношениях с католиками . Афанасий III Пателлариос, который был патриархом 40 дней (1634 г.), после своего смещения издал акт о своем подчинении Риму (21 октября 1635 года). Он занимал Константинопольский престол еще раз - в 1652 году, хотя и опять всего несколько дней . Кирилл II, будучи фактически патриархом, послал 15 декабря 1638 года в Рим " исповедание веры " . Также очень лояльным по отношению к Риму был Иоанникий II, занимавший Константинопольскую кафедру четыре раза на протяжении менее десяти лет (1646-1656 гг.). Будущий Константинопольский патриарх Парфений II, будучи митрополитом Хиоса, писал в 1640 году папе Урбану VIII: " ...Вашему Блаженству я воздаю все свое послушание и покорность, признавая Вас истинным преемником главы Апостолов и главным пастырем Католической церкви по всему миру. Со всяким благоговением и послушанием припадаю к Вашим святым ногам и лобызаю их, испрашивая Вашего благословения, так как Вы с полной силой ведете все избранное стадо Христово. Таково мое исповедание и моя вера, и я с ревностью стараюсь о том, чтобы мои подчиненные были такими же, как и я. Находя их прилежными в этом, я веду их путями благочестия; так как немало существует таких, кто думает так, как я поступаю... " С 1670 по 1677 года Парфений был Константинопольским патриархом.

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

Так было в московское правление! Прибавим к сведениям Галятовского, что в синодике елецком, прежде архимандрита Серапиона, поминаются архимандриты елецкие: Нифонт, Адриан, Иона, Герасим, Никифор и после уже Серапион. Нет сомнения, что это были архимандриты московского периода 1500–1608 годов. В 1600 году чудовский инок Варлаам говорил Отрепьеву, желавшему удалиться из Чудова в Елецкий монастырь: «В Чернигове тобе не привыкнути, потому что слышал я: монастырь черниговский – местечко не великое» 15 . Поляки начали своё заведывание Черниговом тем, что Горностай, обманом взяв замок черниговский, сжёг его. Тогда сгорел и Елецкий монастырь. Это было в 1611 году. Московские иноки удалились вместе с войском в Москву. В 1618 году Чернигов отдан Польше. «Купола Елецкой церкви над хорами и по бокам упали, наконец и большой купол упал и произвёл такой грохот, что слышали то во всём Чернигове. Спустя 12 лет после Горностая (следующих с 1623 года) люди стали собираться в Чернигов и начали селиться; но Елецкий монастырь оставался опустошённым». При короле Сигизмунде явились в Чернигове «архимандриты унитские, с привилегиями королевскими». Горностай хотел увезти большие колокола из Елецкой обители в Любеч, но не мог. При униатах пропали и колокола. Так было в польское правление, по известию Галятовского! В начале польского правления был архимандритом Елецкого монастыря Кирилл Ставровецкий, называвшийся Безбородым 16 . Не считаем нужным говорить здесь о прежнем служении его 17 ; заметим только, что он страдал за Православие от униатов и иезуитов. В звании настоятеля Елецкой обители в первый раз является он в бумаге капитана Куновского 7 марта 1628 года. Капитан пишет: «Сто уволок взяты господином ревизором в границах городских на духовенство римского и русского богослужения. Из числа 100 уволок, по силе привилегии королевича, 15 уволок на речке Киянке я отдал во владение отцу Ставровецкому». Затем известно, что Кирилл имел свою типографию в Чернигове, без сомнения, походную, каковы тогда бывали, и напечатал в ней своё сочинение в 1646 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010