Еп. Вед. за 1880 г., 13 и 14, ст. Св. А. Сендульского – «м. Клевань Ровен. у.», стр. 643–4). 44 Село Корнин – под именем села Кекормина (ошибочно) Луцкого повета, как имение маршалка земского Николая Радзивилла – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня «пана Николая Радзивилла, маршалка земскаго, с имения его милости Кекормина» (Памятники т. 4, отд. 2, стр. 105). Ещё оно упоминается в акте от 1606 года 10 декабря в донесении возного о том, что он собирал сведения относительно участи беглых слуг пана Войтека Кгешковского; оказалось, что один из них, Павел Ложковский, был пойман в селе Сатыеве и выдан Кгешковскому, который для суда над ним собрал соседних панов и они приговорили Ложковского к смертной казни, вследствие чего он и был повешен; причём здесь сказано, что некий подданный Корненский, по прозванию Струк, будучи обвинён паном Кгешковским в убийстве другого подданного Кгешковского, дал Кгешковскому 30 коп грошей Литовских и тем стал свободен от обвинения (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 340). 45 Село Колоденка – как имение пана Коппяевско – упоминается в акте от 1606 года 10 декабря в донесении возного о том, что он собирал сведения относительно участи беглых слуг пана Войтеха Кгешковского; оказалось, что один из них, Павел Ложковский, был пойман в селе Сатыеве и выдан Кгешковскому, который собрал соседних панов для суда над ним и они приговорили Ложковского к смертной казни, вследствие чего он и был повешен, причём вовремя допроса Ложковский показал, что его сотоварищ: Валка Норовский, производивший с ним кражу, убежал, причём вещи, украденные им, найдены были в хворосте на Колоденском грунте покойного пана Ковалевского старостою Ровенским паном Бондзинским во время охоты (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 340). Еже оно – под именем села Колодное, Луцкого повета, как имение пана Холмского Ванка Скердеевича, сына Джусина из Квасилова – упоминается в акте от 1470 года 4 июля, – где этот Ванко Скердеевич продаёт «за 1,000 коп широких грошей ческое монеты» князю Семёну Васильевичу Збаражскому свои вотчинные наследственные имения – Квасилов, Корнино, Колодное, Бережаны, Басое, Став, Славное, Растон, Ляхов, Почаны и Новгородчичи ksit Lubartowiczów – Sanguszków – w Slawucie wydane nakladem wiaseiciela pod kierownictwem Z.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Тогда суд начал расследование в его отсутствие, заслушав свидетелей, и в результате низложил архиепископа. Однако Афанасий I убедил представителей местных властей арестовать экзархов и заключить их в тюрьму. После этого созванный в 1600 г. в К-поле Собор объявил Афанасия I низложенным, но тот не пожелал подчиниться его решению, продолжая богослужение и управление Церковью. Избранный на его место архиеп. Вениамин (являлся Кипрским архиепископом по крайней мере в июне 1600, хотя документ, подтверждающий его избрание был получен от К-польского патриарха только в янв. 1601) столкнулся с противодействием сторонников Афанасия I. Нестроениями в КПЦ воспользовался Антиохийский патриарх Иоаким VI, который в кон. 90-х гг. XVI в. заявил о своем праве поставлять кипрских архиереев. Однако Мелетий Пигас не поддержал его претензии. После расследования дела Афанасия I К-польским патриархом Матфеем II тот был в 1601 г. повторно низложен. Архиеп. Вениамин в 1600-1601 гг. вел переговоры с представителями Савойского герцога Карла Эммануила I о подготовке антитур. восстания на Кипре. Из-за слухов, распущенных сторонниками Афанасия I, что письмо Матфея II о поставлении Вениамина архиепископом является поддельным, тот в 1602 г. снова поехал в К-поль к новому патриарху Неофиту II, к-рый выдал ему документ, подтверждавший его хиротонию и отлучение Афанасия (авг. 1602). Тем не менее в 1604 или в 1605 г. Вениамин отрекся от архиепископского престола и киприоты обратились за помощью к Александрийскому патриарху Кириллу III Лукарису (см. Кирилл I Лукарис , патриарх К-польский). В янв. 1606 г. он прибыл на остров. Свое участие в разрешении церковных проблем на Кипре он объяснил в письме К-польскому патриарху не как вмешательство в дела автокефальной Церкви, а как «дело любви» ( Θιλππου. 1975. Σ. 52). Собор кипрского духовенства просил для прекращения нестроений совершить хиротонию нового архиепископа. Кирилл Лукарис рукоположил Христодула I (1606/07-1639, 1640-1641), к-рый не отличался ученостью, но обладал мн.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Макарий Булгаков 1879–1882 Иоанникий Руднев 1882–1891 Леонтий Лебединский 1891–1893 Сергий Ляпидевский 1893 Нарвское викариатство Учреждено в 1887 году. Епископы (в С.-Петербурге): Владимир Шимкович 1887–1890 Никандр Молчанов 1891 (первый викарий с 1893) Гдовское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в С.-Петербурге): Николай Налимов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Московский Патриархат Патриархи Московские и Всея Руси. Иов 1589–1605 Игнатий, лжепатриарх 1605–1606 Гермоген 1606–1612 Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Романов 1619–1634 Иоасаф I 1634–1641 Иосиф 1642–1652 Никон Минин 1652–1658 Питирим, митрополит Крутицкий, правитель 1658–1667 Иоасаф II 1667–1672 Питирим 1672–1673 Иоаким Савелов 1674–1690 Адриан 1690–1700 Стефан Яворский , местоблюститель 1700–1721 Синодальный период 1721–1917 Тихон 1917–1925 Сергий (Страгородский) 1943–1944 Алексий I (Симанский) 1945–1970 Пимен (Извеков) 1971–1989 Алексий II (Ридигер) с 1990 Епископат Московской Патриархии (состояние на 19 июня 2002 года) Россия Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан (Цветков) Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин) Епископ Балтийский      Серафим (Мелконян), викарий Смоленской епархии Епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Епископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко) Епископ Брянский и Севский Фефилакт (Моисеев) Архиепископ Верейский Евгений (Решетников), викарий Московской епархии, председатель Учебного комитета, ректор Московских Духовных академии и семинарии Епископ Ветлужский Феодосий (Васнев), викарий Нижегородской Епископ Видновский Тихон (Недосекин), викарий Московской епархии Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Крайне неодобрительный отзыв проф. Титова о моей трактации относительно Евангелия 1703–1704 г., как отзыв голословный, ни единым доказательством не подкрепляемый, есть его личное мнение, свидетельствующее о той или иной степени его понимания и исторического чутья. Но того видимого и осязательного факта, что Евангелие с датой 1690 года имеет на обороте заглавного листа гравюру 1697 года и заздравную молитву о короле Иоанне, скончавшемся в 1696 году, проф. Титов отрицать не может, а отсюда не может отрицать, что означенное Евангелие заключает и неверную дату и анахронизм в молитве за короля. Пофтому голословное его нападение на меня за этот именно вывод есть верх ученой недобросовестности. 7) Обвинение меня проф. Титовым в пошлой выходке против Лавры, как основанное единственно на том факте, что я отметил и исправил ошибку, допущенную устроителями выставочного отдела старопечатных книг в Лаврской библиотеке при определении ими даты Львовского Евангелия 1670 года, – есть такое обвинение, которое нисколько (ни на иоту) не затрагивая чести и достоинства обвиняемого, накладывает клеймо на личность самого обвинителя, – клеймо – вследствие очевидности – в названии не нуждающееся. 8) Утверждение проф. Титова, что Львовское Евангелие 1670 года не могло (вопреки мнению проф. Голубева) своей неясной датой от Рождества Христова вводить в заблуждение составителей описей, потому что при этой неясной дате на означенном Евангелии дата от сотворения мира напечатана явственно, следовательно, составители не могли допустить ошибки в прочтении даты от Рождества Христова, – есть утверждение, блистательно опровергаемое: а) каталогом Лаврской библиотеки, где Евангелие 1670 года занесено под 1606-м годом; б) выставочным отделом старопечатных книг в помянутой библиотеке, где означенное Евангелие значится тоже вышедшим в свет в 1606 году, и в) наконец библиографической работой самого проф. Титова, который, имея перед глазами ясно изображенные в описи даты старопечатной книги и от Рождества Христова, и от сотворения мира, – даты, между собой не сходные и ясно показывающие ошибочность одной из них, не обращает на это никакого внимания и основывает свои суждения («библиографическое открытие») на дате от Рождества Христова, дате ошибочной!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Шуйский сразу по воцарении посылал к святителю Иову в Старицу с предложением вновь возглавить Русскую Церковь, но престарелый Патриарх отказался вернуться на кафедру, ссылаясь на немощь и слепоту. Венчание Василия Шуйского на царство проходило 25 мая. Венчал государя первый по чести после Патриарха архиерей – митрополит Новгородский Исидор. Вскоре, в конце июня 1606 г., произошло избрание нового Патриарха. Им стал Казанский митрополит Ермоген, будущий священномученик. Патриарх Иов благословил его быть своим преемником, и 3 июля 1606 г. состоялась интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. В начале 1607 г. для того, чтобы остановить не прекратившееся с гибелью первого самозванца брожение в народе, Патриарх Ермоген и Освященный Собор постановили призвать из Старицы святителя Иова и учинить в Успенском соборе Московского Кремля всенародное покаяние. Оно состоялось 20 февраля 1607 г. в присутствии двух святых Патриархов – Иова и Ермогена. Множество народа собралось в соборе, куда из Старицкого Успенского монастыря прибыл уже совершенно слепой и немощный Иов, облаченный в простую монашескую рясу. Представители народа подали в руки Иову челобитную, в которой исчислялись их многочисленные вины: клятвопреступление по отношению к Борису и Феодору Годуновым, признание самозванца и низложение Иова с Патриаршества и т.д. Москвичи просили у Иова прощения за себя и за всех русских людей. После прочтения челобитной Иов и Ермоген велели зачитать с амвона разрешительную грамоту народу, в которой прощались и разрешались вины всех уклонившихся в смуту. Народ призывался к тому, чтобы впредь не нарушать крестного целования, но служить законному царю Василию. Грамота была встречена со слезами умиления. Но, увы, вскоре все снова забылось. Тем более, что чин покаяния, равно как и само избрание Шуйского на царство, были акциями, в которых приняли участие почти исключительно москвичи. Все это мало повлияло на настроение жителей других городов России, где продолжалось брожение. Успокоения так и не наступило, и смута на Руси продолжалась.

http://sedmitza.ru/lib/text/436302/

351 Журн. Мин. Нар. Просв. 1842 г., XXIV, II, стр. 1, 7. Амвросий в Истор. Российской иерархии отделение Астраханской епархии от Казанской относит к 1607 г. Строев учреждение Астраханской епархии полагает в 1606 г., но когда рассматривает вопрос исторически – говорит о назначении туда Феодосия, называет 1602 г. (Списки иерархов, стр. 309). За Строевым противоречивое мнение повторяет о. Н. А. Соловьев в Сарайской и Крутицкой епархии, стр. 8 (Чт. моск. общ. ист. и древ. рос. 1894 г. кн. III). Другие справедливее годом открытия Астраханской епархии считают 1602 г. (Журн. Мин. Нар. Пр. 1842 г., XXXIV, II, стр. 1. Саратовский край, вып. I. Летопись, стр. 23. Леопольдов. Истор. очерк Саратовского края, 1848 г. стр. 55). Сохранился очень важный документ, свидетельствующий о том, что Астраханская епархия отделилась от Казанской ранее половины 1605 г. – это поименная роспись духовным и светским чинам, составлявшим государственный совет в правление Лжедимитрия Отрепьева, писанная в июне 1605 г. Тут, в числе членов, на четвертом месте назван митрополит казанский и свияжский, на тринадцатом – архиепископ астраханский и терский. Роспись писана на польском языке секретарем самозванца Яковом Бучинским. Она издана в подлиннике и переводе в II т. Собр. Госуд. Гр. и Догов. 93, стр. 307–310. Из титулов казанских и астраханских архиереев видно, что их епархии уже разделены и имели определенную территорию. Правда, начальная история астраханской иерархии непостоянна... После Феодосия († 1606 г.), по случаю смут и волнений, убийств от казаков и мятежников, до 1615 г. не назначали особого епископа (Макарий. Ист. рус. церк., X, 204); однако епархия оставалась самостоятельной. Вдовство – самое обычное явление в истории русских епархий начала XVII в. 353 П. Семенов – Географ.–стат. Словарь Российской империи, V, 685, Красный Яр основан во второй половине XVII в. (Там же II, 775). По Неволину (Пол. Собр. Соч. VI, 62) – в 1667 году. 354 Соловьев. История России. II, VII, 638. Повест. о России Арцыбашева, т. III, кн. VI, стр. 81, 122. Объяснение к атласу Замысловского, 74. Спр. карт. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

дух. акад., св. Ипполита папы Римского, изд. Казан. дух. акад., свв. Игнатия Богоносца , Климента Римского и др. мужей апостольских, а также св. Иринея еп. Лионского, в перев. прот. Преображенского, и др. 39 в) Старопечатные книги – богослужебного, законодательного и учительного содержания; исторические книги α) Из числа богослужебных книг старообрядцами уважаются книги только старопечатные, изданные при первых 5 патриархах и ранее. По этим книгам, говорят они, совершали богослужение св. отцы и угодили Богу; значит, и теперь, кто хочет спастись, должен служить по ним же. Книги эти уважаются и нашею православною Церковью , но не употребляются ею при богослужении, потому что в них есть много слов, вышедших из употребления и потому непонятных для народа, множество слов и выражений, ошибочно напечатанных или неточно и неясно переведенных с греческого языка и, наконец, много разностей, прибавлений и отъятий. 40 Из таких книг более нужны для борьбы с расколом старообрядчества следующие: 1) Евангелие напрестольное, печатанное не раз с 1606 до 1651 г. (особенно полезно Евангелие, печатавшееся по благословению патр. Гермогена и оконченное в 1606 г.); 2) Апостол, печат. много раз с 1564 г. в Москве, а также Апостол 1639 г., печат. во Львове; 3) Псалтирь с возследованием и учебная, напеч. в Москве при патр. Иосифе; 4) Устав или Око церковное, напеч. в Москве при патр. Филарете в 1633 г.; 5) Служебники, печат. при первых пяти патриархах; 6) Потребник или Требник, печат. при п. Иоасафе I в 1636 г. в Москве, а также в Киеве в 1646 г., по благословению митр. Петра Могилы ; 7) Иноческий Потребник с Номоканоном, напеч. при п. Иоасафе I в 1639 г. в Москве; 8) Триодь постная, печат. не раз в Москве с 1589 г. и Триодь цветная, печат. не раз там же с 1591 г.; 9) Минеи служебные месячные за апрель, июль и ноябрь (последняя 1623 г. – Филаретовская) и некоторые другие. β) Из книг законодательного и учительного содержания наиболее полезны: Кормчая, Большой и Малый Катехизисы, Кириллова книга и Книга о вере, особенно уважаемые старообрядцами, а затем Стоглав, Книга Никона Черногорца, Номоканон, Пролог и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Киев. Дух. Акад. в материалах для ист. зап. русск. прав. цер. С. Голубева, март 1879 г. 59 Дьяку этой школы и обучающимся в ней детям (как сказано в благословенной грамоте епископа) «вольно будет до церквей всяких ку спасению и читаню слова Божия приходить» А священники могут брать двух или трех детей и обучать «ку потребе церкви Божой и парахвыси своей». 60 А. З. Р., т. IV, 28, А. Ю. и З. Р., т. I. 206, благослов. грам. еп. Мелетия от 6 июля 1590 г. в Вилен. Арх. Сб., т. XI, стр. 8 см. того же тома стр. XVI. 64 Этот привет («Просфонима», привет кир Михаилу, митроп. Киевскому и Галицкому) был в 1591 г. напечатан на славянском и греческом языке в братской типографии. 65 В память древнейшей деревянной православной церкви в гор. Львове, существовавшей в XIII веке, при основании г. Львова галицко-русскими князьями. 66 А. З. Р., т. IV, 27, Памят. Киев. Ком., т. III, VIII, I т. юбилейн. изд. Львов . брат. LXXXVIII, Летоп. Львов. брат. июль, 1592 г: Макарий, Ист. рус. церк. IX, 504. 72 А. З. Р. т. IV, 34. I т. юбилейн. изд. Львов. брат. XCI – XCIV – письма митроп. Дионисия, XCV – челобитная царю, XCVI – инструкция для послов. 73 Дополнит. к Акт. Ист., т. I, 139, т. I юбил. изд. Львов. брат. XCIX и C – приказ царя о пропуске братских послов чрез границу, Летоп. Львов. брат. под 1592 годом. – Молдавские православные господари по-прежнему оказывались щедрыми жертвователями и заступниками Львовского братства пред польскими королями. Так в Летоп. Львов. братства упоминается о щедрых пожертвованиях Молдавских господарей Петра (под годом 1590), Иеремии (1599, 1601, 1603–1606), Симеона (1607–1609), Константина (1610, 1611), Радуля Михня (1617, 1623), Мирона Бернавского (1627, 1629) В Труд. Киев. Акад. (июнь, 1878 г.), в Материалах, собранных Голубевым для ист. запад. церк., помещен ряд писем к Львовскому братству Луки Строича (логофета) и некоторых лиц из фамилии Могил: из этих писем мы видим, какие большие денежные пособия высылались братству с 1598 по 1606 г. Молдавскими господарями и с каким рвением эти православные государи, а также исполнители их поручений, относились к христианской обязанности сооружать храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Арсений определён 11 февр. 1678–82. Козма (вторично) в апр. 1683–85. Иоасаф , 1685–90. Василиск , 1691–1700. Архимандриты Варсонофий , с 1701 игум., с 1709 архим.; по 1717. Порфирий , 1717–27, 7 дек. перев. в Сийский. Павел , 1735–41. Геннадий , 1745–56. Игумены Пётр 1761 перев. из Ново-Прилуцкого, а 1 апр. 1762 – в Пертоминский. Антоний Волотовский , 1762–68, 9 янв. перев. в Архангельский (Ист. Иер., IV, 638). Герман перев. из Красногорского, 1768–70. Алексий , 1770–72. Герман , с 1772; † 30 окт. 1788. Иосиф определён 27 нояб. 1789; † 30 янв. 1791. Кирилл Киприанов произведён 1 июня 1791, а 1 янв. 1801 перев. в Архангельский. Феофил Татарский , с 24 июля 1801, а 12 мар. 1804 перев. в Архангельский. Варлаам Плешаков определён 28 мая 1804, † 4 окт. 254 Амвросий Черноруцкий определён 25 мар. 1806, а 6 сент. перев. в Архангельский. Павел Павлов (Морев) произведён в мар. 1807, а 5 июня 1810 перев. в Архангельский. Иоасаф определён 7 сент. 1810–1812; † … Вениамин Смирнов , 1813–17, 14 окт. перев. в Архангельский. Анастасий Ключарев 15 нояб. 1817 перев. из Красногорского; 4 апр. 1820 перев. в Архангельский. Игнатий Семенов произведён 3 февр. 1821; с 8 нояб. 1822 архим. Новгородского Антониева монастыря. Виталий , 1836–47. Иларион , 1848 и 49; архим. 1850–53. С 1854 г. под управлением местных архиереев. 6 Красногорский (прежде Черногорский), от Пинеги в 10 верстах, основан в 1606 г. Заштатный. [IV, 793.] Строители Макарий , основатель, строитель и игум., с 1606 по 1635. Емелиан , 1636–42. Сергий , 1642–54. Герасим , 1659. Игумены Петроний из Московского Андреевского? в янв. 1661–63. Епифаний , 1664–66. Авраамий , 1667–74. Никон , 1677–88. Иоасаф , 1690–94. Максим , 1695 и 96, сослан в Корельский. Авраамий Митусов , строит., 1696–1705. Геннадий , строит., в янв. 1705. Ипполит , 1714. Митрофан , 1716. Иаков , 1725. Феодосий , 1731, 35–40. Симеон , 1746. Герман , 1757. Алексий Карамзин , 1762. Потом были строители. Строители Герман 1768 перев. в Корельский. Амвросий 1775 перев. в Архангельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Видение некоему мужу духовному» Благовещенского протопопа Терентия – одно из ярких литературных произведений эпохи Смуты, написанное в 1606 г. в жанре широко распространившихся «видений» и повестей о чудесных явлениях. В литературе о Смуте это сочинение иначе называется «Повесть о видении мужу духовну» или «Повесть протопопа Терентия о чудесном видении 1606 г.». Впервые Повесть была напечатана в «Летописи занятий Археографической Комиссии за 1861 г.» (Вып. 1, отд. II. СПб., 1862. С. 52–54), но не привлекла специального исследовательского внимания. В 1888 г. С. Ф. Платонов посвятил ей особый раздел в монографии «Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII в. как исторический источник» (СПб., 1888) и указал на наиболее ценный и полный, с его точки зрения, список в рукописи РНБ, XVII в. Только в этом списке есть предисловие, из которого мы узнаем имя автора и время создания Повести (Видения): протопоп Терентий написал ее в 1606 г. В этой же рукописи находится еще ряд текстов, связанных с событиями Смуты, среди которых рассказ еще об одном видении, случившемся уже в следующем, 1607 г. в Архангельском соборе Московского Кремля. С. Ф. Платонов, исследовавший и издавший произведения о Смутном времени, установил, что «Видение некоему мужу духовному» является одной из частей более обширного сочинения о Смуте, так называемого «Иного Сказания», время создания которого ученый отнес к середине второй половины XVII в. С. Ф. Платонов выделил в нем шесть составных частей, созданных в разные отрезки времени, среди которых и «Повесть о видении, бывшем в Успенском соборе в Москве в 1606 г.». Выводы С. Ф. Платонова относительно происхождения и состава «Иного Сказания» можно свести к следующему. В основу «Иного Сказания» легла повесть, составленная монахом Троице-Сергиева монастыря. Затем эта повесть подверглась сокращению и в таком виде дошла до нас в некоторых списках. Часть этой повести 1606 г. вошла в «Житие царевича Дмитрия», помещенное в Четьих Минеях Германа Тулупова. На эту повесть «наслоилось», по выражению С. Ф. Платонова, несколько других сочинений. Во-первых, это грамоты царя Василия Ивановича Шуйского; во-вторых, это записи о первых событиях Смуты при Василии Шуйском; в-третьих, это повесть протопопа Терентия о чудесном видении 1606 г. (Видение некоему мужу духовному). Далее, считал С. Ф. Платонов, к «Иному Сказанию» были добавлены статьи из Хронографа 2-й редакции (после 1617 г.) и некоторые «летописные заметки», доводящие события до середины XVII в. «Таким образом, – писал С. Ф. Платонов, – разбираемый памятник есть не что иное, как сборник самого разнохарактерного состава». (Древнерусские сказания и повести... С. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010