08.1960 02(15)09.1960 22.08(04.09)1975 29.10(11.11)1975 30.11(13.12)1975 в/у Серафим Гачковский 30.11(13.12)1975 01(14)04.1982 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 18(31)03.1984 19.03(01.04)1984 07(20)07.1990 Евсевий Саввин 07(20)07.1990 24.09(07.10)2002 24.09(07.10)2002 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Астраханская Основана в 1602 г. Выделена из Казанской епархии с «подчинением ей церквей по Волге от Саратова» (Астраханская летопись. Исторические известия, события, постановления правительственных и друг. учреждений и факты из общественной жизни г. Астрахани с 1554 г. по 1896 г. включительно. Сост. А. Штылько. Астрахань, 1896 (далее – Астраханская летопись...). С. 5–6). Архиепископия с 1605 г. (1606) г. В «Записке ο царском дворе» (датируется 1610–1613 гг.), помещена в список епископий, а не архиепископий, вероятно, ошибочно (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1841. С. 422). Митрополия 08.06.1667 – 03.04.1714. Именовалась: Астраханская и Терская; с 08.09.1723 (по др., 1728 г.) – Астраханская и Ставропольская; с 16.10.1799 – Астраханская и Моздокская; с 04.12.1803 – Астраханская и Кавказская; с 05.04.1829 (по др., 17.07.1842) – Астраханская и Енотаевская; с 05.09.1917 – Астраханская и Царевская; Астраханская и Саратовская; Астраханская и Сталинградская; с 02(15)07.1959 – Астраханская и Енотаевская, паки; Астраханская и Волгоградская (?); с 14(27)12.1979 – Астраханская и Енотаевская, в третий раз. Викарные кафедры: Моздокская, Царевская, Енотаевская. 1602 18.12.1606 15.02.1615 23.01.1628 13.01.1629 28.01.1638 Макарий 17.05.1638 20.12.1640 Рафаил 17.06.1641 31.05.1655 04.05.1656 11.05.1671 25.02.1672 05.10.1680 Парфений 27.06.1681 28.10.1682 Никифор 04.03.1683 01.07.1696 02.02.1697 03.04.1714 22.01.1716 23.06.1723 08.09.1723 07.09.1727 07.09.1727 08.06.1730 08.06.1730 03.12.1730 15.08.1731 09.06.1755 10.05.1758 29.05.1776 13.09.1776 09.11.1786 28.11.1786 16.04.1792 18.05.1792 14.11.1793 06.02.1794 11.03.1794 11.03.1794 |
Среди церковной утвари имелись: «...крест, обложен серебром, оклад басмленой, золочен, с каменьем и з жемчюги... крест, низан жемчюгом; двои сосуды церковные оловяные; кадило медное». Из церковных облачений упоминаются «ризы дорогилные; оплечье, отлас червчат; ризы миткалинные; оплечье, отлас золотой по голубой земле; трои ризы полотняные, оплечье, бархателное; стихарь дьяконской миткалинной; оплечье, отлас червчатой; два стихаря поризных». В б-ке обители хранились: Евангелие «печатное, обложено бархатом, евангелисты серебряные, золочены»; Евангелие «писменое, евангелисты медные»; 12 рукописных Миней; 2 рукописных Октоиха; «Устав писменой»; Постная и Цветная Триоди; Учительное Евангелие; 4 рукописных Трефолоя; 2 Пролога «во весь год»; Апостол; Служебник; рукописный «Потребник» и др. На колокольнице висели 5 колоколов. Все это «церковное строение» досталось обители из государевой казны и от состоятельных прихожан (Там же. Стб. 40-42). На протяжении XVII в. основным источником существования монашеской общины была царская руга. По грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского от 19 авг. 1606 г. зачатьевским священникам и диаконам выделялось «по пятинадцати алтын с денгою человеку на год; да на те ж панахиды зачатейской игуменье милостины по двадцати по одному алтыну по четыре денги на год, да старицам… и пономарем и проскурницам по четыре алтына по две денги человеку на год» (АИ. Т. 2. 69. С. 88). В нач. 20-х гг. XVII в. «к церкве Зачатию и в приделы на церковный обиход из государевых Нижегородцких четвертных доходов» отпускалось средств «за два ведра вина церковного, да за десять фунт ладану, да на свечи три пуда воску». «Кроме того государева жалования и руги» двум священникам, диакону, игумении, 59 старицам, просвирнице, пономарю и церковному сторожу выплачивалось общего годового жалованья 83 р. 23 алтына 4 деньги, 412 четвертей хлеба, осьмина ржи и столько же овса (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 42-43). В 1682 г. государева руга почти не изменилась: на 2 попов, диакона, игумению, 60 стариц, просвирницу, пономаря и сторожа расходовалось в год 84 р. |
Храм Покрова на Нерли В новоприсоединенной Казани в 1579-м году была обретена икона Божией Матери, названная Казанской . Тамошний священник Ермолай по благословению местного архиепископа перенес ее с места обретения в храм, где служил. Отцом Ермолаем была составлены повесть о чудесах иконы и посвященная ей служба, где говорилось о Покрове Богородицы: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих». Через 10 лет, после пострижения в монахи, это священник стал митрополитом Казанским Гермогеном, а в 1606-м году – Патриархом всея Руси. В 1610-м году именно Патриарх Гермоген призвал народ к освобождению Москвы от поляков, за что и принял мученическую кончину. В акафисте Казанской иконе поется: «Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщащься блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа». Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву С Казанской иконой Божией Матери ополчение Минина и Пожарского освободило столицу С Казанской иконой Божией Матери в 1612-м году ополчение Минина и Пожарского освободило столицу. 22 октября (4 ноября) штурмом был взят Китай-город, после чего сдался Кремль. В честь этого было установлено новое празднование Казанской иконы. Напротив Покровского собора на Красной площади был построен и в октябре 1625 года освящен московский Казанский собор. Его (первоначально деревянный) возвели на средства князя Пожарского, сюда перенесли список иконы, с которым воевало ополчение. С 2005 года день Казанской иконы празднуется и как День народного единства . В 1618-м году польский королевич Владислав вновь попытался взять Москву, но на праздник Покрова Пресвятой Богородицы был разбит у Арбатских ворот и затем вынужден подписать Деулинское перемирие. Так окончательно завершилось Смутное время. В честь этих событий через год недалеко, в подмосковной деревне Фили, был построен деревянный Покровский храм. Вскоре эти земли стали одной из царских вотчин, а в 1682-м году были пожалованы брату Царицы Натальи Льву Кирилловичу Нарышкину. При нем был построен каменный храм Покрова в Филях – самый известный памятник нарышкинского барокко, воплощение единства России допетровской и России Нового времени. Связано его строительство было с чудесным избавлением Льва Кирилловича и его племянника – 10-летнего Царя Петра Алексеевича – от смерти во время стрелецкого бунта. |
– Иона , 1687. Игум. Тарасий , 1763 и 64, перев. в Мурманский. 20 Петропавловская, на Носах, Хабарова пустынь, от Вытегры в 20 верстах, упразднённая. [V, 540.] Строители Павел Хабаров , 1620. Силуан , 1665. Павел , 1674 и 75. Варлаам , в дек. 1697. Корнилий , 1710. Сергий , 1714. Авраамий , 1715–23. Филарет , 1763 и 64. 21 Машеозерская Илиинская пустынь, от Петрозаводска в 22 верстах, основана бывшим Александро-Свирским игум. Иоасафом в 1563 г. Упразднена в 1764 г. [V, 59.] Игум. Христофор , 5 февр. 1607. – Макарий , 27 июля 1620. Строит. Серапион , 1668. – Макарий , 1686–89. – Рафаил , 1710–14. 22 Брусицкий (Брусненский) Николаевский, от Петрозаводска в 60 верстах, упразднённый. [III, 457.] Строит. Вениамин , основатель, 1676–1682. – Матфей , с 1682. Брусенской пустыни строит. Дорофей , в дек. 1624. В 1869 г. мнтрь присоединён к Вознесенскому девичьему, в Оштинском погосте. Строит-ца София , 1737. 23 Свирский Илиинский, от Олонца в 15 верстах, был приписан к Александро-Свирскому. Упразднён в 1764 г. [IV, 296.] Строители Макарий (игум.) 1556. Иоанн , 1572. Иринарх , 17 янв. 1577. Иона , 1582. Иосиф , 1591 и 92. Евфимий , 1606. Серапион , 1618. Савватий , 1623. Вавила , 1646. Иосиф , 1665. Иоиль , 1668. Феофан , с 2 янв. 1669. Феодорит , 12 янв. 1677. Исаия , 1683. Леонтий , 1688 и 89. Евфросин , с 26 мар. 1689. Варлаам , в июле 1689. Исаия , 5 окт. 1690. Афанасий , 1695. Исаия , 15 июля 1695. Савватий , 1696. Макарий , 1737. 24 Вашеостровская, упразднённая, пустынь. [III, 504.] Строит. Иосиф , основатель, 1596, 1606. – Давид , 1642, 43, 44. – Макарий , в февр., мар. 1663, 1668, 1670, 71, 75, 79, 80–90. 25 Лужандозерской, упразднённой пустыни (упом. в 1687 г.) [V, 26] Строит. Гавриил , 1722. 26 Вознесенский, на уст Свири, упом. с 1594; в 1689 г. обращён в женский, а монахи переведены в Мурманский; упразднён. 324 [III, 597, 577.] Строители Тихон , 1608. Давид (игум.) 1621. Симеон , 1646. Евфимий , 1655. Варлаам (игум.) 1675. Феодорит , 1679–89. 27 Мурманский Успенский, на озере Онежском, основан св. Лазарем в XIV веке; упразднён. [V, 114.] |
Антоний перев. из Усть-Монзенского. Сергий определён 18 мар. 1652. Иосиф Косаткин , 1658, 69–75. Киприан , 1675–1702, сент. Иоасаф , до 1704 (упом. в нояб.), упом. в янв. (sic) 1705. Иона , с 1705. Макарий , 1721–36, нояб. 12 Александрова Спасская пустынь, [VI, 201] на реке Воче, от Соль-Галича в 15 верстах; в 1725 г. приписана к Железноборовскому. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь села Коровнова. Игумены Св. Александр Вочский, основатель, † … Алексий , 1534. Александр , 1568. Варлаам , 1613–29, в сент. (sic) 1632. Иосиф , 1633–36, окт. Антоний , 1649. Корнилий , чёрный поп, в янв. 1653. Иов , чёрный поп, в мар. 1659, 1660. Геннадий , в авг. 1663. Иов , в июле 1668, в июне 1674, 1676, 1677. Иоасаф , 1692, 97, 1702. Иоаким (строит.) в янв. 1705. Макарий (строит.) 1709–11. Авраамий , 1720–32. Товия , 1756 и 57. 13 Авраамиев Городецкий Покровский от города Чухломы в 10 верстах, основан св. Авраамием в XIV веке. Ныне заштатный. [III, 748.] Игумены Св. Авраамий Городецкий † 20 июля 1375 274 ; в лике святых с 1621. Иннокентий , ученик его, преемник. Александр , 1450. Алексий , 1484. Ефрем , 1513. Елиазар , 1518. Герасим , 1523. Феодосий , 1534. Протасий , 1551–64. Питирим , 1576. Тихон , 1582 и 83. Никандр , 14 июня 1584. Мисаил , 1599–1606. Иов Коршун (строит.) 21 дек. 1613. в февр. 1614. Антоний , 1620–22. Адриан , 1623 и 24. Варлаам , 1624–29. Тихон , 1630–32. Евфимий , 1633 и 34, уволен, а 3 авг. определён в Луховский Тихонов. Феоктист определён 26 июня 1634. Рафаил , в мар. 1641, в янв., мар. 1646. Родион , 1649. Маркелл , в авг. 1656. Макарий , в авг. 1657, в июне 1659; паки определён 6 февр. 1661; упом. 1662, 63, 64, 65. ?? Авраамий , в нояб. 1666, 1667. Моисей , 1669–1674. Варлаам , 1677. Павел Озеров , строит., 11 мар. (sic) 1679. Леонтий 26 мар. 1682 хирот. в епископа Тамбовского. Макарий , 1683–89, 22 дек. Авраамий , 1695. Тимофей , 1701, 17 мар. 1703 перев. в Новозаозерский. Сергий Невельский , строит., определён 22 апр. 1703; упом. в янв. 1704. |
Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730. |
После падения династии Гогенштауфенов в Германии, согласно «Золотой буллы» 1356 г. Карла IV (1355-1378), власть более не передавалась по наследству, а император избирался семью князьями-выборщиками. Как известно, начиная с Бориса Годунова и до Петра Великого включительно все русские самодержцы, пусть и формально, избирались на царство Земскими соборами. Так, Собор 1584 г. принял решение об избрании царем св. Феодора Иоанновича, Собор 1598 г. – Бориса Годунова, Собор 1606 г. – Василия Шуйского (1606-1610), Собор 1611 г. избрал царем Владислава (1610-1612), Собор 1613 г. - Михаила Феодоровича Романова (1613-1645), Собор 1645 г. – Алексея Михайловича (1645-1676), Собор 1674 г. утвердил царем Феодора Алексеевича (1676-1682), два Собора 1682 г. избрали на царство Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича . В том-то все и дело, что в те века два способа - избрание короля и принятие власти в силу права наследования естественно дополняли друг друга. И знаменитый Ив Шартрский (1090-1115), нисколько не сомневаясь в своей правоте, утверждал: «Истинным и священным королем может считаться тот, кому королевство достается по праву наследования, и кто был единодушно избран епископами и большими людьми королевства». Разумеется, выборы не понимались как арифметическое сложение голосов и делегирование прав, как это толкуется сегодня, а как своего рода духовное прозрение, позволяющее увидеть истинного владыку государства . VII . В эпоху торжества христианства считалось, что верховная власть принимает легитимные черты исключительно после обряда коронации и помазания елеем, весьма сходного с епископской хиротонией. Действительно, Германский (как правило) король мог быть избран императором Священной Римской империи германской нации или получить эту власть по наследству. Но до его помазания Римским понтификом императором он не считался. Обязательное елеосвящение совершалось Константинопольским патриархом и над Византийским самодержцем. Помазались на царство и остальные монархи, хотя уже и не патриархами. |
Имел важное оборонительное значение на северных подступах к Москве. В 1606 году был осаждён в ходе Болотникова восстания 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гетманом князем Романом Ружинским (1575-1610 годы), освобождён русско-шведскими войсками во главе с воеводами Г.Л. Валуевым и Э. Горном. С середины XVII века восстановлен. До 1652 года управлялся игуменами, затем - архимандритами. С 1764 года необщежительный второклассный монастырь. До середины XVIII века был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Земельные владения в XVI-XVII веках располагались более чем в 10 уездах. После секуляризации церковных владений 1764 года в собственности Иосифо-Волоцкого монастыря числилось 210 десятин, 1301 сажень земли в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля с подворьями в Москве, на Ильинской улице и Большой Дмитровке. В 1913 году Иосифо-Волоцкий монастырь приобрёл дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. Первая деревянная церковь Успения Божией Матери построена в 1479 году волоцкими мастерами. В 1484-1486 годах возведён одноимённый каменный храм, иконы и росписи для которого выполнил Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием и др. В 1490-х годах (по другим данным, в 1510-х годах) сооружена 8-гранная 3-ярусная колокольня с церковью Смоленской иконы Божией Матери «иже под колоколы» (перестроена в 1671-1672 годах, в 1692-1694 годах достроена до 10 ярусов, общая высота 76 м, зодчий Никита Тимофеев Дюженок «со товарищи»; после взрыва в 1941 году сохранился подклет). В 1504-1506 годы на средства князя С.И. Бельского и Б.В. Кутузова возведена трапезная палата (расширена в 1530 году, западная паперть - 1827 год) с одностолпным залом по образцу московской Грановитой палаты (пол из чугунных плит - 1853 год, роспись - 1904 год) и одноглавой церкви Богоявления (1506–-1510 годы; верх с добавлением 5-главия перестроен в 1682 году; придел Святого Сергия Радонежского - 1806 год). В 1543-1566 годы деревянные стены XV века заменены кирпичными с 9 башнями (перестроены по образцу башен московского Симонова монастыря с дополнением островерхих кирпичных шатров у Германовой и Кузнечной башен и деревянных шатров у остальных; оформлены муравлеными изразцами и декоративной кладкой кирпича, 1645-1688 годы, зодчие Иван Неверов, Трофим Игнатьев). От стен XVI века сохранились лишь фрагменты; в концце XVIII века от основания перестроена Никольская башня и разобрана Круглая. |
Можно сказать , что в Доме Палеолог произошло ответвление по женской ветви и оно продолжилось по линии Василия III - Ивана Грозного - Фёдора I и пресеклась ... И с этого момента возникает принцип Перечень венчаний на царство Иван IV (1547) Симеон Бекбулатович (1575) Фёдор Иоаннович (1584) Борис Годунов (1598) Лжедмитрий I (1605) - единственная тройная коронация русского царя Марина Мнишек (1606) — первая отдельная коронация царицы-супруги Василий Шуйский (1606) Михаил Фёдорович (1613) Алексей Михайлович (1645) Фёдор Алексеевич (1676) Иван V и Пётр I (1682) — уникальная совместная коронация соправителей Екатерина Алексеевна (1724) — отдельная коронация императрицы-супруги (впоследствии Екатерина I) Пётр II (1728) — первая коронация императора Анна Иоанновна (1730) Елизавета Петровна (1742) Екатерина II (1762) Павел I и Мария Фёдоровна (1797) — первая из шести подряд совместная коронация супругов Александр I и Елизавета Алексеевна (1801) Николай I и Александра Фёдоровна (1826) Александр II и Мария Александровна (1856) Александр III и Мария Фёдоровна (1883) — максимальное запаздывание коронации по сравнению со вступлением на престол (2 года); из-за беременности императрицы весной 1882 и, возможно, соображений безопасности Николай II и Александра Фёдоровна (1896). Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году. итак подвожу к выводу, что вы пытаетесь ложно интерпритировать свой тезис о том, что после Петра II Россия подчинена закону престолонаследования, а не самому уложению. Но Род Романовых (как Род Палеолог) имел ответвления уже в других династиях (последняя прямая ветвь последней Царствующей Династии Палеолог было в Софии и потому Василий III - истинный наследник Византии По крови и по праву ... но Венчан уже был Иоанн IV ... (если бы не было Софии, то Царства на Руси не было бы).... |
Но эта вражда и отчуждение далеко не доходили до того ожесточения, какое питали к протестантам католики, никогда не достигали тех страшных размеров, в каких изображает их разжалобившийся певец (Бэр). Масса рассказывает, что при избиении поляков и умерщвлении Лжедмитрия 1-го немцы были пощажены (за исключением тех, которые носили польские костюмы и которых нельзя было различить от поляков). Когда разнесся слух, что мнимый царь спасся от смерти, и во всем государстве настали страшные смуты, немецкие, французские и шотландские офицеры, находившиеся на русской службе, все, кто из боязни смуты пожелал возвратиться из России, немедленно были возвращены на родину 44 . Для церквей протестантских смутное время не могло быть благоприятно. Буссов пишет, что «10 Мая 1606 года, с дозволения императора Димитрия, пастор Мартин Бэр произносил в Кремле (auf’m schlosse) первую лютеранскую проповедь для докторов, капитанов и других немцев, которые служили при особе императора и которым далеко было ходить в кирки» 45 . Позднейшие немецкие историки, (которые до страсти любят насчитывать как можно более своих церквей) – Грот 46 , за ним Юнгблунт 47 , Буш 48 , на основании приведенных слов Буссова, построили новую лютеранскую церковь в самом Кремле, продлили ее существование до 1614 года (а Леммерих даже до 1682 года 49 ), а в 1614 году и 1616 г. ни с того, ни с сего перенесли ее на Моховую, где теперь университет. Но прямой и простой смысл приведенного известия Буссова лишь тот, что в названный день в каком-то здании в Кремле упомянутые евангелики собрались для слушания проповеди , о церкви же освященной, или молитвенном доме, или о помещении, специально предназначенном для отправления богослужения, здесь не может быть и речи: Лжедмитрий ровно через неделю после этого события был убит (17-го мая 1606 г.), и никакой лютеранской проповеди не слышно более в Кремле, никакой церкви не видно там. В тяжелое смутное время было не до построения новых церквей; в это время не уцелела ни одна из прежних и лучших кирок. |
| |