802 ...Феодору Никитичю Романова... – Патриарх Филарет, в миру Федор Никитич Романов (1550-е-1633), отец царя Михаила Федоровича. Возглавлял боярскую оппозицию при Борисе Годунове, насильственно пострижен в монахи (1601), сослан в Антониево-Сийский монастырь. Был востребован из ссылки Лжедмитрием I, поставлен ростовским митрополитом (1605). При Лжедмитрии II провозглашен патриархом (1608), направлен в составе посольства в Польшу за царевичем Владиславом (1610); до 1619 г. находился в Польше в качестве пленника. По возвращении в Москву стал патриархом и соправителем царя. 803 Богдан Блъской – боярин (с 1605 г.), приближенный Ивана Грозного, Федора Ивановича и Бориса Годунова. Убит в 1610 г. Город Борисов был построен у впадения р. Оскол в Северский Донец. 804 ...от страны зовомыя Сиверския... – Северская земля – пограничные районы Руси, территория современной Черниговской области Украины. 805 ...Юрию Сардаминскому. – Сандомирский воевода, Юрий Мнишек, был наместником польского короля в Самборе. 806 Марина – дочь Юрия Мнишека, в 1605 г. была обручена с Отрепьевым, в мае 1606 г. приехала в Москву, где была обвенчана и коронована. После убийства Лжедмитрия жила в Ярославле (1606–1608 гг.), была женой Лжедмитрия II, в котором признала будто бы спасшегося Отрепьева. Умерла в Туле в 1614 г. 807 ...царю Иулиану... – Юлиан Отступник – Юлиан, Флавий Клавдий – римский император (331–363), вставший на сторону язычества и выступивший с гонениями против христиан, за что в истории получил имя Отступника или Законопреступника . 808 ...седмью святыми вселенскими соборы... – Имеются в виду вселенские соборы, состоявшиеся до разделения христианской церкви на православную и католическую: для православной церкви только эти соборы оставались авторитетными. 809 ...и вси велможи... убиша его мечи... – Во главе заговора стояли Василий Шуйский и Василий Голицын. Лжедмитрий был убит в Кремлевском дворце на рассвете 17 мая 1606 г. 810 Василей Ивановичъ Шуйской – царь из старинного рода суздальских князей, избранный на трон после народного восстания в Москве 17 мая 1606 г. и после убийства Лжедмитрия. Был свергнут с престола москвичами в июле 1610 г. и пострижен в монахи. Затем был арестован поляками вместе с братьями Дмитрием и Иваном; умер в плену под Варшавой 5 сентября 1612 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яков Васильевич Милюков († до 1604 г.), выборный дворянин по Суздалю. Кормовое поминовение («корм большой») инока Иосифа, его отца Василия и сына Ивана совершалось 28 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 37–38). Иван Федорович Крюк Колычев, московский дворянин в 1584–1603/04 гг. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Иван Владимирович Кольцов Мосальский, князь, стольник в 1606–1607 гг. Второй Иванович Озеров, гость, упоминается в Костроме под 1602 г. По-видимому, архимандрит Костромского Ипатьева монастыря Яков в 1597–1606 гг., после удаления в Соловецкий монастырь принял схиму с именем Илья. Иона (Брутков; † 1621 г.). Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. – Суздальский. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.), князь, боярин в 1613–1642 гг. Вероятно, это Иван Давыдович Панин, в иночестве Иона († 1623 г.), выборный дворянин по Козельску в 1602/03–1606/07 гг. Аггей Леонтьевич Кафтырев, в 1580-х гг. сын боярский. Борис Тимофеевич Овцын, московский дворянин в 1618–1630/31 гг. Федор Меньшой Чеботов, приказной человек великой старицы Марфы Ивановны Романовой. Петр Исаакович Шахов († 1613 г.). Петр Иванович Пронский Рыбин, князь, стольник с 1606/1607 г., московский дворянин в 1618/19–1647 гг. Григорий Леонтьевич Никитников, гость с 1613/14 г., таможенный глава в Москве, Архангельске и Холмогорах в 1620–1640 гг. Никифор Емельянов († 1615/16 г.), дьяк в 1608/09–1615/16 гг. Индитья – тканевый покров на алтарь. Дмитрий Федорович Скуратов († 1627 г.), московский дворянин в 1611–1627 гг. Панагия – (от греческого panagia, «всесвятая»), небольшая украшенная иконка, носимая на груди архиереями . Григорий Семенович Овцын, возможно, выборный дворянин по Костроме в 1648/49 гг. Иван Иванович Внуков († 1623 г.), московский дворянин в 1604–1618 гг. Митрофан, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря в 1612–1619 гг. Дмитрий Яковлевич Плещеев († 1614 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Споры об этом шли до самой смерти Л. Отношения нового монарха с духовенством носили в основном традиц. характер. Единственным пострадавшим во время войны архиереем был Астраханский еп. Феодосий, к-рый был взят в плен жителями восставшей против Бориса Годунова Астрахани и отослан в Москву. Феодосий, однако, сохранил за собой кафедру, в апр. 1606 г. ему в обмен за 1700 р., внесенных в царскую казну, был передан учуг Коклуй, принадлежавший ранее астраханскому во имя Святой Троицы монастырю . 8 мая 1606 г. Феодосий участвовал в коронации Марины Мнишек. Все др. архиереи сохранили за собой кафедры, лишь Ростовский митр. Кирилл IV (Завидов) ушел на покой, но произошло это в апр. 1606 г. и никак не было связано с событиями времени борьбы за трон. Его место занял возвращенный из ссылки Филарет (Романов). При Л. предполагалось даже укрепление роли церковной иерархии в управлении страной. По образцу порядков, существовавших в Польско-Литовском гос-ве, верховным органом управления должен был стать сенат, в состав к-рого вошли бы члены Боярской думы и архиереи. Уже при царе Борисе созывались совместные заседания Боярской думы и освященного Собора для решения тех или иных вопросов. Теперь такая практика должна была стать постоянной. Как члены сената патриарх и епископы участвовали в приеме польск. послов в мае 1606 г., располагаясь по правую сторону от царского трона. Изучение отношений Л. с правосл. духовенством затрудняется тем, что у церковных властей в последующее время не было стимулов, для того чтобы сохранять жалованные грамоты самозванца и воспроизводить записи о сделанных им вкладах. Все же сохранились записи о вкладах Л. в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы , в Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца (драгоценные сосуды, Евангелие «литовской печати» в дорогом окладе), во владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ри. Архимандрит владимирского Рождественского мон-ря Исаия (Лукошко) стал духовником Л. В связи со сменой монарха духовные учреждения нуждались в получении новых жалованных грамот, к-рые подтверждали бы за ними их владения и различные права; при этом (насколько можно судить по сохранившимся материалам) удостоверялись прежние пожалования.

http://pravenc.ru/text/2463625.html

В 1606 году, после пяти лет заточения, по приказу нового царя Лжедмитрия I (правил 1605 – 1606 гг.) Романовы в качестве «родственников» были освобождены. Лжедмитрий вернул им конфискованные земли и поставил Филарета на высокую должность митрополита Ростовского. Инокиня Марфа воссоединилась, наконец, с детьми. 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит, и на престол вступил боярин Василий Шуйский, 2 при котором Филарет продолжал оставаться на посту митрополита Ростовского. В 1606 – 1608гг. инокиня Марфа с сыном, видимо, проживала в Ростове. Известно, что в царствование Василия Шуйского инокиня Марфа выдала дочь Татьяну замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. В 1609 году её зять был заподозрен в измене и сослан в Тобольск, 3 и Татьяна вернулась к матери. Летом 1608 года Лжедмитрий II 4 с большим войском осадил Москву, но взять столицу самозванцу не удалось, и он расположил войско близ нее, в деревне Тушино, которая стала резиденцией «царька». Ростов подвергся нападению и грабежу сторонниками Лжедмитрия II. Филарет попал к ним в плен, был отправлен к Тушинскому вору и пробыл в лагере самозванца 2 года. «Отполоненный» у тушинцев, митрополит Филарет вернулся в Москву. Сюда же переселилась из Ростова и монахиня Марфа с детьми. В феврале 1610 года митрополит Филарет возглавил «великое посольство», цель которого заключалась в том, чтобы заключить договор о вступлении на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. В условиях династического кризиса прекращение в стране хаоса с помощью приглашения на престол иностранца – обычная практика и на Руси, и в Европе. Переговоры под Смоленском русской делегации с поляками затянулись до марта 1611 года. Митрополит Филарет требовал, чтобы королевич Владислав принял православие, а Сигизмунд, желая самому стать царем, потребовал, чтобы Москва разом присягнула и ему, и сыну. Митрополит Филарет с этим требованием не согласился и 26 марта 1611 года был арестован вместе с другими русскими послами, заключен в замок Мальборк в Пруссии, где пробыл до 1619 года.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/09/...

1605 Июнь 20 Лжедимитрий I в Москве; через несколько дней Игнатий Грек — патриарх. 1606 Май 17 Заговор под руководством кн. Василия Шуйского, низложение и смерть Лжедимитрия I. 1606 Июнь 01 Венчался на царство кн. Василий Шуйский. 1606 Июнь 03 Перенесение мощей и канонизация св. благоверного царевича Димитрия Угличского. 1606 Июнь 03 Поставление свмч. Гермогена патриарха Московского (память 12 мая). 1607 Фераль 14 Прибытие в Москву по царскому повелению и по просьбе патриарха Гермогена «бываго» патриарха Иова. 1607 Фераль 16 «Разрешительная грамота» — соборное определение о невиновности Бориса Годунова в смерти царевича Димитрия Угличского, о законных правах династии Годунова и о виновности московских людей в убийстве царя Федора и царицы Марии Годуновых. 1607 Фераль 20 Чтение челобитной народа и «разрешительной грамоты» в Успенском соборе Кремля в присутствии свв. Патриархов Иова и Гермогена. 1607 Июнь 19 Кончина св. Иова патриарха Московского в Старицком Успенском монастыре. 1607 Июнь 19 Кончина св. Иова патриарха Московского в Старицком Успенском монастыре. 1607 Июнь 19 Кончина св. Иова патриарха Московского в Старицком Успенском монастыре. Основные идеи иезуитов, смастеривших и реализовавших проект узурпации Русского патриаршества и царского престола для устроения подвластного Римскому престолу государства на месте православного, отражены в документе, который был использован нашими знаменитыми историками С. М. Соловьевым (в его «Истории …», т. 8, гл. 4) и митрополитом Макарием («История Русской церкви», т. 10). Владел этим документом князь Михаил Андреевич Оболенский (1805 — 1873), директор архива МИДа с 1840 г. Документ датируется 1608 годом. Это своего рода «инструкция по эксплуатации» второго Самозванца. Вполне уместно усматривать в нем переработку более раннего документа. Суть же его такова. Для создания на месте Московского государства необходимой иезуитам и Риму империи важно, чтобы главнейшие позиции в государстве и в Церкви занимали «свои», подконтрольные кандидаты.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

Все это и послужило основной причиной свержения и самозванца, и Игнатия. 17 мая 1606 года боярская партия В. Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит, его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжен, и пепел его зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришел. Предательство Игнатия вере и отечеству, незаконность его поставления в патриархи при живом предстоятеле Русской церкви – Иове были настолько очевидны, что никто не стал утруждаться особым судом и следствием. 18 мая 1606 года Игнатия просто заточили в Чудовом монастыре, «яко да совершенно навыкнет благочестия веры». Он был навсегда исключен из числа русских патриархов. 25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем и сразу позвал на патриарший престол законного патриарха Иова, находившегося в Старице. Но Иов не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена. Патриаршество Иова ознаменовалось не только великими потрясениями, но и важными церковными деяниями. По инициативе патриарха были канонизированы: Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий (до этого он был лишь местночтимым), казанские святители Гурий и Варсонофий. Мощи святителя Германа Казанского были перенесены в Свияжск. В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование. Канонизированы также Антоний Римлянин, Корнилий Комельский, местные празднования установлены князю Даниилу Московскому, князю Роману Углицкому. В канонизации святых патриарх Иов видел дальнейшее умножение славы Русской церкви, ибо он вполне разделял идею «Москва – третий Рим», что и запечатлел в своем «Завещании» и в «Повести о царе Феодоре Иоанновиче», проявив себя тем самым и как церковный писатель. При патриархе Иове в ранг митрополий были возведены епархии Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая (Сарская и Подонская), архиепископиями стали Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская и Нижегородская кафедры. Вновь образованы епископии Астраханская, Псковская, Карельская. Смута и потеря телесного зрения прервали деятельность выдающегося русского святителя. А вскоре, 19 июня 1607 года он мирно отошел ко Господу в том же Старицком монастыре, где и начинал в юности свой духовный подвиг. Патриарх Ермоген (1606–1612)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55 Публикация представляет собой речь В.О. Ключевского , прочитанную в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье. Впервые опубликована в Богословском Вестнике в 1892 г. I (Сергиев Посад). Публикуется по последнему изданию: Ключевский В, Очерки и речи. Второй сборник статей. М., 1913. С. 140–162. 56 Годунов Борис Федорович (ок. 1552–1606) – впервые упомянут в 1567 г. как член Опричного двора; около 1570 г. женился на дочери Малюты Скуратова; около 1574 г. сестра Годунова Ирина Федоровна – жена царевича Федора (будущего царя Федора Иоанновича); с 1580 г. – боярин. При царе Федоре с 1587 г. – фактически единоличный правитель государства. После смерти Федора Земским собором в 1598 г. избран царем. В 1598 г. добился от константинопольского патриарха Иеремии согласия на учреждение патриаршества в России (первый патриарх – Иов). 58 Лжедмитрий II (ум. 1610) – самозванец, происхождение неизвестно. Появился в 1607 г. в Стародубе-Северском, выдавал себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время московского восстания 1606 г. (т. е. за Лжедмитрия I). Поддержанный поляками и частью русского боярства, в том числе Романовыми, в мае 1608 г. разбил под Волховом войска Василия Шуйского и встал лагерем в с. Тушино под Москвой. Тайно обвенчался с вдовой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, «признавшей» его своим спасшимся супругом. После начала открытой интервенции Польши в 1609 г. потерял поддержку поляков. Бежал в Калугу, где был убит. 59 Шуйский Василий Иванович (1552–1612) – князь, с 1584 г. боярин; в 1591 г. возглавлял следственную комиссию по делу о смерти царевича Дмитрия Ивановича. В июне 1605 г. перешел на сторону Лжедмитрия I, в мае 1606 г. возглавил заговор против него; после восстания в Москве н гибели Лжедмитрия I занял царский престол; дал «крестоцеловальную запись», ограничивавшую его власть; 17 июля 1610 г. свергнут, пострижен в монахи; вывезен поляками в Польшу, где умер. 60 Гермоген (ок. 1530–1612) – церковный деятель, патриарх. В 1578 г. постригся и стал архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1589 г. – митрополит Казанский. В 1605–1612 гг. патриарх. Требовал принятия православия Мариной Мнишек, польским королевичем Владиславом, претендовавшим на русский престол. В 1610 г. выступил против присяги бояр польскому королю Сигизмунду III и призывал к восстанию против польских оккупантов. Польские власти в Москве содержали его под домашним арестом, затем в темнице Чудова монастыря в Кремле, где он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Коляс Андрей Григорьевич Совин [см. Сова], посол в Англию, 1569 г. Ком Иван Юрьевич Меликов [см. Мелик], начало XVI в. Комака Василий Семенович Кайсаров [см. Кайсаров], 1499 г. Комар, Комаров : Комар, крестьянин, 1540 (1545? – С. В.) г., Новгород; Никита Темиров [см. Темир] Комаров, 1608 г., Нижний Новгород Комель Иван, слуга Троицкого монастыря, середина XVI в.; Комлев Кирилл, посадский человек, 1624 г., Соль Вычегодская Комов Андрей, посадский человек, 1624 г., Зарайск Комонев Якуня, крестьянин, 1625 г., Устюг Комсин Постник [см. Постник], царский сытник, 1573г.; Комсин Иван Алексеевич, 1599 г. Комукин Васюк, крестьянин, 1606 г., Белев Комука – лихорадка, трясучка Комуша , крестьянин, начало XVI в., Новгород Ср. комшить, комушить, комкать – бить, колотить (Даль) Комшак , крестьянин, 1540 г., Новгород Комша – драчун Комшило Иванов, крестьянин, 1606 г., Белев Комынин см. Камынин Комышин Никула Романов, посадский человек, 1600 г., Вязьма Комякины , посадские люди, 1624 г., Вязьма Конаковы , 1606 г., Рязань Конаха , крестьянин, XVI в., Новгород Кондак, Кондаков : Кондак, княжеский волостель в Нерехте, вторая половина XV в.; Никита Леонтьевич Кондаков, 1572 г., Новгород 49 Кондауровы см. Кандауровы Кондырь, Кондырев : Кондырь Иванович Суков [см. Суков], 1405 г.; Добрыня [см. Добрыня] Михайлович и Бровка [см. Бровка] Коптев [см. Копть] Кондыревы, 1550 г., Мещовск Кондырь – обшлаг на рукаве, стоячий воротник, козырек у картуза, повязка из платка на голове (Даль) Конищев Федор, слуга Троицкого монастыря, 1613 г. Конище – стойбище конского косяка [Ср. Канищевы] Конобеев Михаил Семенович, 1621 г., Тверь Коноб и конобь – жбан, кувшин, умывальник (Даль) Коновница Иван Семенович Лодыгин [см. Лодыга], середина XV в.; от него – Коновницыны [см. Греза, Слеза] Кононихин Никифор Емельянович, 1596 г., Орел Конопатого Федор, холоп, 1509 г., Муром Конопатый – рябой от оспы Коноплев Дмитрий, еретик, в 1505 г. сожжен в клетке Коноплин Иван Васильевич, середина XVI в., Рязань Коншин Леваш [см. Леваш] Иванович, митрополичий дьяк, 1482–1522 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

8 мая 200 1606 года состоялось венчание Марины с Лжедимитрием и коронование. Чин обручения и венчания совершал Благовещенский протоиерей Феодор, а коронование патриарх, присутствовавший при бракосочетании. На литургии, бывшей по обручении и короновании, во время причастияна патриарх помазал ее миром в знак присоединения к православной церкви и причастил Св. тайн. После литургии было совершено венчание 201 . Во все время были в соборе и два иезуита Савицкий и Черниковский. Последний сказал приветственную речь на латинском языке. Совесть иезуитов, говорит Пр. Макарий, нимало не смущалась, когда их духовная дочь, пред ими и пред всеми, притворялась православной и лицедействовала: они знали, что это недостойное средство ведет ее к браку с московским царем, а брак этот обещал для них и для излюбленного папства великие выгоды. Но не лучше была совесть и русского патриарха, когда он из угодливости перед царем в присутствии православных преподавал, по их убеждению, еретичке таинства православной церкви 202 . Историческую достоверность миропомазания и причащения Марины патриархом Игнатием подтверждает собор 1620 года. На нем председателем его, патриархом Филаретом, бывшим, без сомнения, очевидцем причащения Марины, было сказано о патриархе Игнатии, что он „введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианскаго закона не крестил ю, но токмо единым святым миром помаза и потом венчал ю с тем растригою. И якоже Июда предатель и сей поругася Христу, и обоим убо сим врагом Божиим растриге и Маринке подаде пречистое тело Христово ясти и святую и честную кровь Христову пити, его же Игнатия за такую вину священноначальницы великия святыя церкви Российския, яко презревшаго правила св. апостолов и св. отцов от престола изринуша в лето 7114“ (1606)– 203 . В нашей исторической литературе вопрос этот имеет такое освещение. Проф. Завитневич говорит, что эта выдержка из актов собора 1620 года есть ничто иное, как официальный доклад председателя собора, содержащий историческую справку и констатирующий факт, имевший место на предшествующем соборе 1606 года....

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя было придумать большего унижения и оскорбления для ревностного архипастыря, как сослать его обратно в Казань в образе простого инока и тем самым опозорить дорогие ему казанские святыни и всех казанцев, около которых в долгие годы выросла великая мощь и развилась христианская ревность м. Гермогена. Однако он готов был покорно нести униженье и изгнанье «правды ради». В какой монастырь ссылался св. Гермоген и действительно ли был лишен сана, мы не знаем. Несомненно, он лишен был власти управлять епархией. Но и такое наказание было слишком тяжелым для невинного страдальца, если вспомним, как он любил свою паству и дорожил плодами своей неутомимой архипастырской деятельности на пользу казанской паствы и дорогого отечества, попавшего в руки «польского свистуна». Св. Гермоген, находясь в Москве, сразу понял, что Русь становилась на край пропасти, особенно опасной для казанского полуинородческого края, не успевшего еще срастись с Московской Русью глубокими корнями. Но, говорит народная мудрость: «Страшен сон, зато милостив Бог». Божественная правда, которой служил м. Гермоген до готовности пострадать за нее, спасла его для спасенья не казанского только края, но и всей православной России. Вскоре последовала смерть Самозванца – Лжедимитрия (1606 г.); она прекратила невинные страданья Гермогена и открыла ему путь на новые подвиги в сане всероссийского первосвятителя – патриарха (3 июля 1606 года). Широкий путь оказался путем новых сплошных страданий. Бурные валы в бушевавшем русском море уже захлестывали борта русского корабля. Страшные волны бросали русский корабль, как утлый челн, из стороны в сторону. К довершению беды внутри корабля все разгорался и разгорался пожар: горело все – и борта, и трюм, и первые классы. Нужно было тушить пожар и причалить к берегу, но руль срывало, а рулевого нет. Положение отчаянное. Русь, в лице русских людей, дороживших отечеством, взывала о спасении. Нужно было спасать и веру, и отечество, и народность. Казанский архипастырь Гермоген, оставив свою паству достойнейшему, м. Ефрему, в преклонном возрасте семидесятипятилетнего старца отозвался на народный призыв. Он сел на корму погибавшего корабля, взялся за руль с силой мужа совершенна... и спас святую Русь, но ценою собственной жизни ... Поляки уморили голодом в тюрьме патриарха Гермогена, страдальца за Русь. (17 дек. 1612 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010