21, 1). Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил. Грозен глагол Божий, предостерегающий дерзких и неразумных: Не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс. 104, 15). Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке — на исходе уже восьмое десятилетие смуты… Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России — возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны…»(221). После гибели первого Самозванца 17 Мая 1606 года через три дня москвичи избрали на Престол Царя Василия Иоанновича Шуйского. Царь Василий созвал Церковный Собор. Ставленник Самозванца Лжепатриарх Игнатий был низложен. Предлагали вернуть из Старицы на Патриарший Престол Святителя Иова, но тот категорически отказался. Тогда Собор 3 Июня 1606 года избрал Казанского Митрополита Гермогена Всероссийским Патриархом. Между тем, Смута не прекращалась. Собрание, избравшее Царя Василия, ни духовно, ни процедурно, ни политически не было столь авторитетным, как Московский Собор 1598 года. Непогода привела к тому, что в Июне 1606 года в Москве пошел снег, и Москва -река стала покрываться льдом.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

192 В так называемом хронографе Кубасова говорится о Гермогене, что он подавал запрещение самозванцу на соборе – Избор. Поп., стр. 295. Левитский, Лжедимитрии, как пропагандист католичества – Христ. чтение, 1885 год, т. II, стр. 582. 194 Относительно Иосифа существуют противоречивые свидетельства в одном и том же сказании „еже содеяся“. В редакции его, напечатанной в Чтениях О-ва ист. и древ. за 1847 г., сказано, что Иосифа самозванец хотел „последи сослати в заточение“. В редакции же Русской Исторической Библиотеки (т. XIII, стр. 740) говорится: „а епископа Коломенска Иосифа сосла (прим. 83 – сослати) в заточение“. Пр. Макарий (X, 115) и Карамзин (Ист. XI, 264) признают ссылку Иосифа. Соловьев, (История, VIII, стр. 123) говорит,что Иосифа оставили неизвестно по каким причинам. 198 Иначе смотрит на отношение остальных архипастырей просьбе Лжедимитрия Левитский в своем исследовании – Игнатий, патриарх Московский – (Хр. чт. 1886 г.). Он признает их согласие с самозванцем и мотивирует его тем, что канонически такой чиноприем Марины был вполне правилен. „Говоря о законности согласия пастырей, говорит Левитский, мы не исключаем их намерения сделать угодное самозванцу. Угодливость эта не есть совершенное лукавство и безумие, как называет ее летопись, она не нарушала церковных постановлений, собор был на легальной почве“ (цит. соч., стр. 587). Мы знаем, что в 1606 г. собором иерархов был низложен Игнатий именно за присоединение Марины без перекрещивания. Собор 1620 года выставляет единственным участником самозванца в исполнении им плана присоединения Марины только Игнатия и констатирует именно эту вину, упоминая о низвержении Игнатия отцами собора 1606 года. На соборе 1620 года могли быть живы иерархи, рассуждавшие с самозванцем по указанному вопросу о чиноприеме Марины в православие. Они соглашались с мнением председателя собора – патриарха Филарета о низвержении Игнатия, что собор 1606 года поступил правильно. Если бы они были согласны с Игнатием, то собор 1020 года осуждал бы и их. – иначе говоря, они осудили бы сами себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о прекращении гражданской войны и даровании войскам царя Василия Шуйского победы над приступающей к Москве повстанческой армией Болотникова. Конец ноября 1606 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 58. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 248-256 Сохранилось две богомольных грамоты патриарха Гермогена, написанных в критический момент народного восстания под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Армия повстанцев, включавшая крестьян, холопов, «черных посадских людей», стрельцов и казаков, отряды рязанского дворянства Григория Сумбулова и Прокофия Ляпунова, тульской, каширской, веневской и иных уездов «служилой мелкоты» во главе с Истомой Пашковым, двигаясь разными путями, без боя занимая города и громя верные Шуйскому войска, в октябре 1606 г. подступила к самой Москве. Неспокойно было и в столице: еще до подхода Болотникова «рознь великая» между властями и простонародьем заставляла боярского царя вместе с приближенными запираться в Кремле, угрожая «черни» пушками. Гермоген решительно выступил в защиту Василия Шуйского, оставшегося почти без войск и лишенного подкреплений. Когда «на всех бысть людех страх велик и трепет», в Успенском соборе «вслух во весь народ» раздался призыв к покаянию. Говорилось, что в случае продолжения гражданских распрей «раздраженный» Христос предаст всех «кровоядцем и немилостивым С 14 по 16 октября патриарх установил «во царьстве» всеобщий пост, во время которого «молебны пели по всем храмом и Бога молили за царя и за все православное крестьянство, чтобы Господь Бог отвратил от нас праведный свой гнев и укротил бы межусобную брань». Спокойствие в государстве Церковь связывала с властью законного царя Шуйского, «воистину свята и праведна истиннаго крестьянскаго царя».

http://sedmitza.ru/lib/text/443559/

Кроме типографий указанных, известны еще типография епископа Арсения Желиборского в Львове при Юрьевском монастыре, типография Войтеха Мелчевского, существовавшая во Львове с 1684–1692 г., типография епископа Иосифа Шумлянского в Львове 1688–1690 [г.], типография, учрежденная тем же епископом Шумлянским в Львове при Юрьевском базилианском монастыре и существовавшая с 1700 до 1707 года, типография Ивана Филипповича в Львове, основанная и закрытая в 1657 году и, наконец, типография Иосифа Пиллера в Львове с 1817–1818 [г.], но все эти типографии, отчасти потому, что они служили униатским целям, а более потому, что они существовали кратковременно и едва успели издать по одной или по две книги, и притом гражданские, а не богослужебные, не могут останавливать на себе наше внимание. Переходим к обзору исторической судьбы типографий, имевших громадное значение для богослужения в нашей Церкви, так как некоторые из богослужебных книг, напечатанных в этих типографиях, легли в основание богослужебных книг нашей Церкви. Важнейшей из этих типографий можно считать Стрятинскую типографию. Стрятин – это местечко бывшего Бережанского округа, впоследствии перешедшее в собственность графа Красинского. В этом местечке была основана типография тогдашним его владельцем Феодором Юрьевичем Балабаном вместе с дядей его епископом Гедеоном. Из этой типографии вышли две знаменитые книги: Служебник в 1604 [году], который потом лег в основание Служебника, исправленного патр. Никоном, и Требник 1606 года, который носит такое заглавие: «Молитвенник или Требник из греческаго языка на словенский переведенный, в друкарне пана Феодора Юрьевича Балабана Стратынское, выданной року 1606 в Стратыне». На обороте заглавного листа изображен герб рода Балабанов. Еще до выхода в свет Требника скончался Феодор Балабан (24 мая 1606 г.), и его превосходная типография, после девятилетнего бездействия, перешла в Киево-Печерскую лавру, где и образовала знаменитую впоследствии братскую типографию, о которой будем говорить ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После убийства Лжедмитрия I и удаления Игнатия (май 1606) И. 1 июня 1606 г. возглавил венчание на царство Василия Иоанновича Шуйского. Во время церемонии И. обратился к царю с речью, возможно им написанной (ААЭ. Т. 2. С. 104-105, 47). И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного по воле царя сщмч. Ермогена. По благословению патриарха Новгородский митрополит в 1606 г. рассылал грамоты с повелением молиться о победе правительственных войск над повстанцами под рук. И. Болотникова. От патриарха, сторонника перекрещивания католиков и протестантов при присоединении их к правосл. Церкви, И. мог получить список Сводной редакции чиноприемов, содержащей, в частности, требование присоединения неправосл. христиан к Православию через крещение. Известен Требник из келейной библиотеки И. с его владельческой записью (РНБ. Соф. 1071), включающий Сводную редакцию. Какое-то время И. мог следовать этим нормам. И. поддержал переговоры новгородского воеводы кн. М. В. Скопина-Шуйского со швед. полковником Я. Делагарди в 1608 г. о приглашении наемников для борьбы с Лжедмитрием II . В ходе повстанческого движения, охватившего Новгородскую и Псковскую земли, митрополит приложил значительные усилия для удержания населения Новгорода под властью царя Василия Шуйского. В критический момент отъезда из Новгорода кн. Скопина-Шуйского И. способствовал прекращению мятежа и сумел убедить горожан не присягать Лжедмитрию II. Правительство Василия Шуйского подписало в февр. 1609 г. в Выборге договор о союзе со Швецией, по к-рому в обмен на военную помощь Россия уступила Швеции г. Корела (ныне Приозёрск). Население Корелы отказалось признать швед. власть и присягнуло Лжедмитрию II. Оборону города от швед. войск возглавил Корельский еп. Сильвестр. Рус. правительство настаивало на передаче Корелы Делагарди и организовало перенесение из города и окрестностей святынь и вывод мон-рей. В 1-й пол. мая 1610 г. в Новгород к воеводе И. Н. Одоевскому Большому и И. были направлены царские грамоты о переводе Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в новгородский Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь , что и было исполнено.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Старшие его четыре сына умерли ещё в младенческих летах, а дочь умерла в замужестве, отца пережил только царь, Михаил Фёдорович. Служебная деятельность Феодора Никитича известна с 1586 года, когда он был уже «боярином и наместником нижегородским и членом царской думы». Феодор Никитич был особенно любим царем Феодором. Борис Годунов, в начале своего царствования отнесся к Романовым наружно почтительно и любовно, но издавна имел «огонь ненависти, прикрытый светлодушием». Это понятно, происходило от подозрительности Бориса, который видел в Романовых, как родственников Рюрикова царского дома, опасных своих соперников. Впрочем, причин этой ненависти летописцы не объясняют, но только в 1601 г. в июне, фамилия Романовых подверглась опале. Фёдор Никитич был сослан в Антониев Сийский монастырь Архангельской области и там пострижен в монахи под именем Филарета его жену сослали в Егорьевский погост, в Обонежскую пятину и так же постригли с именем Марфы. Михаил Фёдорович с князем Черкасским, родственником Романовых, сослан на Белоозеро. Имения их были конфискованы. Тяжела была жизнь Филарета в Сийском монастыре, к нему был приставлен пристав Воейков, который не допускал к нему никого, что бы Филарет не завел каких либо сношений с миром. Однако, подозрительность Бориса Годунова не успокоилась и он приказал посвятить Филарета в иеромонахи, а потом возвести в сан архимандрита. Но вскоре обстоятельства изменились. В 1605 г. воцарившийся Лжедимитрий возвратил Романовых из ссылки, как мнимых своих родственников. По воле самозванца, Филарет Никитич вызван был из Сийского монастыря и посвящен в митрополиты города Ростова. 17 мая 1606 года Москва уже ругалась над трупом самозванца, Филарет Никитич, оставшийся в Москве, был свидетелем всех бурных событий того времени. Со смертью Лжедмитрия, говорит летописец, «вси епискуны яко от ска возбудишася и в разум истины приидоша». Первою заботою их было избрание Патриарха, вместо низложенного Игнатия. Патриархом избран митрополит казанский Гермоген. 19 мая 1606 г. собрались на Лобное место духовные и светские чины и люди Московского государства и избрали царем князя Василия Ивановича Шуйского. Филарет Никитич также участвовал в избрании царя. Как митрополиту ростовскому, ему назначено было по церемониалу при венчании Шуйского на царство, вместе с митрополитом Крутицким, принимать царский чин: крест, скипетр и яблоко для поднесения первоприсутствующему. После венчаная на царство Шуйского, Филарет Никитич должен был немедленно и спешно отправиться в Углич для открытия и перенесения мощей Дмитрия царевича, которые и прибыли в Москву 3 июня 1606 года. Но ни смерть первого самозванца, ни открытие мощей царевича Димитрия не спасли земли русской от второго самозванца, с которым так же, как и с первым пришлось стать лицом к лицу митрополиту Филарету Никитичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В. м. уменьшилось. Голод 1601-1603 гг. нанес значительный урон хозяйству мон-ря. Как следует из приходо-расходных книг, по причине оскудения крестьян и запустения селений резко сократилось поступление оброчных платежей в монастырскую казну (Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII в. Сб. документов. М., 2003. 4). В окт. 1605 г. настоятель И. В. м. предоставил ок. 3 тыс. р. правительству Лжедмитрия I. Однако в период правления самозванца по искам соседних землевладельцев - дворян и детей боярских против мон-ря было возбуждено неск. земельных тяжб. И. В. м. во главе с игум. Арсением поддержал правительство царя Василия Иоанновича Шуйского. В окт. 1606 г. в окрестностях монастыря хозяйничали отряды сторонников И. И. Болотникова под командованием атамана В. Шестакова. В нояб. 1606 г. И. В. м. был освобожден от осады отрядом правительственных войск под командованием окольничего И. Ф. Колычева. Монастырские слуги участвовали в осаде правительственными войсками Калуги (зимой 1606/07) и Тулы (в мае-окт. 1607). В то же время И. В. м. содержал семьи тульских дворян и детей боярских, имения к-рых разорили повстанцы. Осенью 1608 г. гарнизон обители, составленный из насельников, монастырских слуг и окрестных жителей, выдерживал осаду войсками Лжедмитрия II под командованием полковника П. Руцкого. Почти на год героическая оборона монастыря сковала значительные силы Лжедмитрия II. В окт. 1609 г. гарнизон мон-ря, осажденный крупными силами тушинцев, открыл ворота гетману самозванца Р. Ружинскому. Тушинцы превратили И. В. м. в главный опорный пункт к северо-западу от Москвы. Обитель была разграблена. 11 мая 1610 г. И. В. м. был осажден русско-швед. правительственными войсками под командованием Г. Валуева и Э. Горна. Тушинцы были вынуждены оставить мон-рь. В авг.-сент. 1610 г. в И. В. м. содержался плененный гетманом С. Жолкевским царь Василий Шуйский, в 1612 г. в И. В. м. были привезены пленные поляки. В 1612-1614 гг. И. В. м. выдержал осаду польск. войск кор. Сигизмунда III Вазы .

http://pravenc.ru/text/673721.html

б) разорение страны во время опричнины в) голод 1601-03 гг. и недоверие к Годунову 2) Правление Бориса Годунова. Появление Лжедмитрия. 3) Правление Лжедмитрия I (1605-06) а) Приход к власти б) Поведение в Москве в) Свержения Лжедмитрия 4) Правление Василия Шуйского (1606-10) а) восстание Ивана Болотникова б) «Тушинский вор» в) Польская интервенция и свержение Шуйского 5) Семибоярщина. Освобождение Москвы от поляков II Ополчением. 6) Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова. ДАТЫ: Правление Бориса Годунова – 1598-1605 Правление Лжедмитрия I – 1605-1606 Правление Василия Шуйского – 1606-1610 Освобождение Москвы вторым ополчением Минина и Пожарского – 1612 Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова –1613 ОТВЕТ:   10. Правление Алексея Михайловича. Бунташный век. Соборное уложение. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Алексей Михайлович (1645-76): характер, воспитание. 2) Бунты в правление АМ: а) Общие причины (разорение после Смуты, войны) б) Соляной бунт в) Медный бунт г) Восстание Степана Разина 3) Соборное Уложение (1649) а) Причины принятия (соляной бунт) б) Основные положения (укрепление самодержавия, закрепощение крестьян, отмена белых слобод) 4) Русско-польская война. Присоединение Украины. 5) Раскол. ДАТЫ: Правление царя Алексея Михайловича Романова –1645-1676 Соляной бунт –1648 Соборное Уложение – 1649 Медный бунт –1662 Восстание Степана Разина – 1670 ОТВЕТ:   11. Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины церковных реформ XVII в: а) Необходимость исправления ошибок, накопившихся в рукописных книгах. б) Отличие русских обрядов от греческих, что обнаружилось во время визитов восточных патриархов. 2) Патриарх Никон: характер, цели. 3) Церковные реформы 1650-х гг. (перечислить), новый перевод церковных книг. 4) Борцы против реформ Никона. Протопоп Аввакум (причины борьбы с новыми книгами, биография) 5) Ссора Никона с царем. 6) Собор 1666-1667 гг., его решения. 7) Итоги церковных реформ Никона. Раскол. Краткие сведения о жизни раскольников. ДАТЫ:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Новые трудности для обители были связаны с тем, что гос-во в 90-х гг. XVI в. предприняло писцовое описание огромной (13,5 тыс. дворов) троицкой вотчины. Хотя в нарушение уложения 1580 г. обитель продолжала получать земельные вклады, эти приобретения мон-рь при переписи смог сохранить. Ряд владений, переданных мон-рем на разных условиях светским лицам, были отобраны. Проблема возникала, когда такие земли записывались как часть троицкой вотчины и мон-рь должен был платить с них налоги. 27 нояб. 1594 г. К. и «все старцы соборные» обратились к царю с просьбой прекратить подобную практику, царь удовлетворил их просьбу. Интересы Троицкого мон-ря затрагивали и проводившиеся в 1595-1597 гг. обмены, когда у мон-ря отбирались и раздавались в поместья заселенные и освоенные земли, а мон-рю передавали пустоши (свыше 3 тыс. четв.) с расчетом на то, что он их освоит. Важных преимуществ монастырю удалось добиться в кон. 1598 г., когда, став царем, Борис Годунов «обелил» (освободил от уплаты налогов) монастырскую пашню, а на территории Московского у. подати с нее следовало взимать по более низкой ставке, установленной для поместных земель. От нового царя Троице-Сергиев мон-рь получил ряд жалованных грамот. Владения мон-ря во мн. уездах были освобождены от губной повинности, соляные варницы в Соли Галицкой (ныне Солигалич) - от пошлин, «обелены» монастырские дворы в Свияжске и Костроме. В нач. XVII в. К. удалось вернуть мон-рю часть земель, утраченных по обмену в 1595-1597 гг. Подпись К. стоит под утвержденной грамотой 1 авг. 1598 г. об избрании Бориса Годунова на российский престол (ААЭ. Т. 2. С. 41, 46. 7). В настоятельство К. царь Борис неоднократно посещал Троице-Сергиев мон-рь в дни памяти прп. Сергия, делал в обитель богатые вклады деньгами и церковной утварью (не земельными владениями); в 1603 г. из Москвы в сопровождении царя был торжественно доставлен 625-пудовый колокол для монастырской звонницы. 18 марта 1605 г. патриарх Иов возглавил хиротонию К. в митрополита Ростовского и Ярославского. Возведение К. на Ростовскую кафедру в разгар 1-го этапа Смутного времени говорит о его близких отношениях с царем и патриархом. В 1606 г. Лжедмитрий I удалил К. с кафедры, архиерей вернулся в Троице-Сергиев мон-рь; по всей видимости, К. пережил осаду Троице-Сергиева мон-ря в 1608-1610 гг. польско-литов. войсками и рус. «воровскими» отрядами. На Ростовскую митрополию в мае 1606 г. был поставлен Филарет (Романов ; впосл. патриарх Московский). В церемонии бракосочетания Лжедмитрия I и Марины Мнишек 8 мая 1606 г. участвовал не названный в источниках по имени Ростовский митрополит, по-видимому митр. Филарет. В 1609 г. Ростов был разорен польско-литовским войском, митр. Филарет был взят в плен, сгорел архив Ростовского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010