Близок Ты, Господи, и все пути 1601 Твои – истина. Издавна я узнал из откровений Твоих, что Ты утвердил их на век. Воззри на уничижение мое и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. Рассуди дело 1602 мое и избавь меня, ради слова Твоего даруй мне жизнь. Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили. Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему даруй мне жизнь. Много у меня гонителей и притеснителей, но от откровений Твоих я не уклонился. Видел я неразумных и сокрушался 1603 , что слов Твоих они не хранили. Зри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей даруй мне жизнь. Начало слов Твоих – истина, и вечны все суды правды Твоей. Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое. Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. Седмикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. Хранила душа моя откровения Твои и сильно возлюбила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. Да войдет прошение 1604 мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. Издадут 1605 уста мои песнь, когда научишь меня уставам Твоим. Возвестит язык мой слова 1606 Твои, ибо все заповеди Твои правда. Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. Возжелал я спасения Твоего, Господи, и закон Твой – поучение мое. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне 1607 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. 1526 Стоящему в тексте слав. пер. в путь нет соответствия в греч. и лат. тт., там ν δ – соответствует в слав. Библии подстрочному чт. в пути. 1529 Так переведено у преосв. Порфирия и в синод. пер., слав. дабы – греч. φελον; «речение дабы употреблено вместо о если бы» (Афан. Вел.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Обращение Савла. 1604–1605 гг. (ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме) Обращение Савла. 1604–1605 гг. (ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме) История написанных в 2 вариантах «Обращения Савла» и «Распятия ап. Петра» (1604-1605, капелла семьи Черази, ц. Санта-Мария-дель-Пополо) запутанна. 10 нояб. 1601 г. К. были оплачены 2 картины на кипарисовых досках. Однако в апр.-мае 1605 г. в капелле были размещены картины на холстах. Видимо, картины на досках, написанные первыми и, по сообщению Дж. Бальоне, «не понравившиеся хозяину», были отправлены в Испанию. «Обращение Савла» (1600-1601) попало в собрание Одескальки в Риме (следы др. картины затерялись). При стилистическом анализе 2 вариантов «Обращения Савла» очевидно, что их разделяют годы (Il Caravaggio Odescalchi: Le due versioni della Conversione di san Paolo a confronto/A cura di R. Vodret. Mil., 2006). Композиционная схема и трактовка форм на картине из собрания Одескальки тесно связаны с традициями маньеризма, для которого характерны сложность прочтения композиции, веризм, родственный североитальянской традиции XVI в. Однако сценическая световая среда и энергичная динамика уже принадлежат к XVII в. Вероятно, когда строительство капеллы завершилось, стало очевидно, что картины не согласуются с ее тесным пространством, и ок. 1604-1605 гг. К. создал новые. Композиция стала лаконичнее, количество персонажей уменьшилось, был убран пейзаж, а фигуры Христа и ангела заменены лучом света. Укрупнение фигур, ориентация на то, что сцены будут смотреть вблизи, почти физическое приближение события к зрителю способствуют отождествлению зрителя с повергнутым апостолом, живому вовлечению и приобщению к чуду нисхождения Божественной благодати (Caravaggio/Con un saggio di M. Gregori. Mil., 1994). Поцелуй Иуды. 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин) Поцелуй Иуды. 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин) В композиции «Ап. Матфей и ангел» (1602, утрачена), написанной для алтаря капеллы Контарелли и отвергнутой заказчиками, видно, что для своих картин К. использовал типажи уличной толпы. Простонародный облик апостола контрастировал с гибкой, манерной фигурой идеализированного ангела, который водит грубую руку старика по странице. Во 2-м варианте композиции (1602, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим) внешность святого была облагорожена, композиция формализована, а прежде реалистическая связь между апостолом и ангелом стала сверхъестественной.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Игнатия о воцарении Дмитрия Ивановича и поставлении Игнатия в патриархи. 30 июня 1605 года Грамота опубликована: СГГиД. М., 1819. Т. 2. 92. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): в 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 189-191. Патриарх Игнатий поспешил оповестить страну о скоропостижной смене власти в столице. Еще 1 мая 1605 г. патриарх Иов в своей богомольной грамоте объявлял о кончине Бориса Годунова и призывал народ " служити и прямити " его вдове и детям (царю Федору Борисовичу и царевне Ксении), " и иного государя... не искать и не хотеть " А в грамоте Игнатия говорится уже о царствовании чудесно спасенного сына Ивана Грозного (Лжедмитрия I) и как бы между прочим упоминается об " учинении этим государем нового патриарха. С уверенностью, характерной для нового правительства, Игнатий и не думает скрывать, что поставлен самодержцем, без выбора собором русских архиереев. К грамоте приложена " роспись " с указаниями, как поминать в молитвах царя Дмитрия Ивановича, его мать (Марию Федоровну Нагую, в иночестве Марфу, признавшую Самозванца своим сыном) и патриарха Игнатия.   Текст «Благословение великого господина Игнатия патриарха Московского и всея Русии в Сибирь на Верхотурье Неудаче Остафьевичу Плещееву да голове Матвею Степановичу Хлопову. Известно вам буди: премудрый Бог неизреченными и недоведомыми судьбами еще не до конца прогневася на останок Израительского рода, на создание пречистых его рук — омраченнии неведением умы наша и слухи, паче же и сердечныя очеса разверзе и яви нам своим достойным человеколюбием великого государя нашего прироженного, царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Русии самодержца, от злохищнаго смертного убивства соблюденна и доднесь во здравии пребывающа.

http://sedmitza.ru/lib/text/443580/

– Был женат единственным браком на Ирине Годуновой.   3 Борис I Фeдopobuч Годунов 1598-1605 – Государь, Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Первый царь не из династии Рюриковичей. – Сближение России с Западом. Широкое привлечение иностранных специалистов. Проникновение европейской культуры в русский обиход. – Осуществление крупных строительных проектов, в том числе Смоленская крепостная стена, водопровод в Кремле. – Великий голод 1601-1603 годов, охвативший большую часть европейской территории Русского государства. Церковное управление – Обширное строительство храмов. – Был избран на царство Земским Собором (1598 год). – Талантливый и последовательный дипломат, сторонник возобновления культурных контактов с государствами Европы. – Любознателен, отсылал русских людей в учение за границу, мечтал об открытии университета в Москве.– Поборник законности и порядка в государстве. – Милостив и нищелюбив. – Чрезмерно доверял доносам, слухам и клевете. – Женат единственным браком на Марии Скуратовой-Бельской (дочери Малюты Скуратова).   4 Фёдор II Бopucobuч Годунов Апрель-июнь 1605 года – некоронованный Государь, Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Одно из кратчайших пребываний на русском престоле; не успел венчаться на царство; предан и убит вместе с матерью Марией Скуратовой-Бельской собственными подданными, переметнувшимися к Лжедмитрию I. – С детства участвовал в управленческой и государственной деятельности. – Первый русский картограф. – Учредил Каменный приказ. – По отзывам современников «отроча зело чудно». – Ревностен к православной вере. – Образован, начитан, хороший ритор. – Н. М. Карамзин назвал его «первым плодом европейского воспитания в России». – Во время покушения вел себя мужественно, оказал сопротивление нападавшим, защищая мать.   5 Лжедмитрий I («Дмumpuй Иванович») 1605-1606 – Великий Государь, Царь и Великий князь всея Руссии, Цесарь и Великий князь всея России Государственное управление – Узурпатор власти. – Снятие наказаний с пребывавших в опальные при Борисе Годунове, в том числе с Романовых.

http://azbyka.ru/shemy/russkie-tsari-i-i...

В то время, когда Нобили выступил в Мадуре, иезуиты уже начали проповедь Евангелия на севере Индии, в царстве и при дворе Великого Могола. В 1575 году трое из них дружелюбно приняты Акбаром Великим [Акбар Великий, Джелал-ад-Дин Мухаммад (1542–1605) – падишах империи Великих Моголов (1556–1605), прямой потомок Тамерлана]. Но враждебное отношение мусульманских мулл заставило их немедленно покинуть страну. Другие, приглашенные вскоре после этого Акбаром, также скоро удалились, увидев, что Великий Могол, проникнутый философскими идеями, думает не о переходе в христианство, а об основании новой религии. Только в 1595 году иезуиты смогли получить прочную резиденцию в Лахоре и устроить здесь христианскую общину. Акбар милостиво предоставил им полную свободу действия. Сам он старательно изучал «Жизнь Иисуса» и биографию апостола Петра, составленные для него с помощью одного мусульманина на персидском языке Иеронимом Ксавье, племянником великого Франциска Ксавье, и благосклонно принял в подарок изображение Мадонны. Но дальше этого он не пошел. Только при его преемнике и сыне Джахангире [Джахангир (1569–1627) – падишах империи Великих Моголов (1605–1627), сын Акбара Великого] у иезуитов явилась надежда завоевать для христианства и это царство. Трое из принцев царской фамилии приняли крещение в 1610 году, а сам Джахангир открыто заявлял о своем намерении перейти в христианство. Правда, мотивом его обращения были слабая привязанность к мусульманской вере и мысль, что став христианином, он сможет свободнее предаваться вину. Пока же отцы-иезуиты смогли благодаря щедрости одного богатого армянина устроить в 1621 году коллегию при своей резиденции в Агре и открыть в том же году новую резиденцию в Патне. Преемник любившего выпить султана Шах-Джа-хан [Шах-Джахан (1592–1666) – падишах империи Великих Моголов (1627–1658), был свергнут с престола своим сыном Аурангзебом. При нем был построен Тадж-Махал] (1627–1658) также был очень благосклонен к иезуитам, а при его сыне Аурангзебе [Аурангзеб (1618–1707) – падишах империи Великих Моголов (1658–1707), которая при нем достигла наибольшей протяженности и могущества] они смогли утвердиться в Мультане и Кабуле. Но вместе с Аурангзебом к власти вернулось самое узкое мусульманское правоверие, немедленно же уничтожившее все поселения и общины иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Османская империя после долгой неудачной войны с Габсбургами находилась в тяжелом положении, ядро гос-ва - М. Азию - потрясали восстания джалалиев. В таких условиях война могла оказаться удачной, а достигнутые успехи укрепили бы положение Л. на рус. троне. Судя по предпринятым шагам, план военных действий предусматривал поход войск по Дону к лежавшей в его устье османской крепости Азов. Решения о походе были приняты, по-видимому, в окт. 1605 г., когда в России были задержаны крымские гонцы, а у крупных мон-рей стали изымать большие суммы денег «на плату воинским людям» (у Иосифова Волоколамского мон-ря было взято 3 тыс. р., у Кириллова Белозерского - 5 тыс. р.). Зимой 1605/06 г. в Елец, к-рый должен был стать базой для похода, свозились запасы снаряжения и продовольствия, здесь строились суда для плавания по Дону, сюда же отправляли пушки, отлитые на Пушечном дворе. В марте 1606 г. началась рассылка указов о сборе на войну поместного войска. В апр.-мае 1606 г. с мон-рей собирали деньги «в полской поход на ратные люди» и «посошных людей... в Елец и на государеву службу». Мнишеку Л. сообщил о своем намерении отправиться к войску после Пасхи (20 апр.) 1606 г. Сопровождавшие Л. иезуиты прибыли вместе с ним в Москву и поздравили нового царя после коронации. Они получили разрешение совершать богослужения и выступать с проповедями перед приехавшими в Москву поляками. Самозванец выражал желание построить в Москве костел для служивших ему поляков. В ответ на возражения членов думы он сказал, что католики ничем не хуже живущих в Москве протестантов, к-рые имеют свои храм и школу. Вместе с тем прозелитической деятельностью иезуиты в Москве не занимались. Более того, принимались меры, чтобы по внешнему виду они не отличались от правосл. духовенства: носили такие же рясы, как правосл. священники, имели бороды и длинные волосы. На переговорах с А. Госевским осенью 1605 г., когда речь зашла об обязательствах, данных Отрепьевым в Кракове, Л. не дал согласия ни на постоянное поселение в Москве иезуитов, ни на строительство в Москве католич.

http://pravenc.ru/text/2463625.html

С длительным понтификатом П. (свыше 15 лет) связано возвышение семьи Боргезе, ставшей одной из богатейших и влиятельнейших в Риме. Вскоре после избрания папой он назначил на должность кардинала-непота (см. в ст. Непотизм ) своего племянника Шипионе Каффарелли-Боргезе (1576-1633). Он занимал ряд важных постов: префекта Конгрегации гос. консультации (Sacra Consulta; 1605-1621), библиотекаря Римской Церкви (1609-1618), великого пенитенциария (1610-1633), архипресвитера Латеранской базилики (1608-1623) и Ватиканской базилики (1620-1633) и др.; в 1610-1612 гг. возглавлял архиепископскую кафедру Болоньи. Др. племянник П., Маркантонио Боргезе (1601-1658), в 1610 г. получил от испан. кор. Филиппа III (1598-1621) княжество Сульмона (в Неаполитанском королевстве), княжеский титул сохраняется за семьей Боргезе в XXI в. В общей сложности родственники П. получили за время его понтификата более 150 церковных должностей, а также крупные денежные и земельные пожалования, налоговые льготы. Начало понтификата П. ознаменовалось серьезным конфликтом с Венецианской республикой, правительство к-рой приняло ряд законов о запрете на строительство церквей и др. религ. зданий без разрешения светских властей (10 янв. 1604) и о запрете отчуждать недвижимое имущество мирян в пользу Церкви (26 марта 1605). Венецианские власти также привлекли к уголовной ответственности 2 клириков, что противоречило постановлениям Тридентского Собора (1545-1563) о подсудности священнослужителей только церковному суду. В дек. 1605 г. П. осудил принятые законы и потребовал освободить клириков. После отказа Венеции пойти на уступки П. на консистории 17 апр. 1606 г. объявил об отлучении от Церкви членов венецианского сената и об интердикте , наложенном на республику. Принятые меры не оказали заметного действия. За исключением членов неск. религ. орденов (иезуитов, к-рые были официально изгнаны из Венеции 14 июня 1606, а также капуцинов и театинцев), венецианское духовенство не признало интердикт и совершало богослужения. Венецианские власти привлекли на свою сторону католич. богослова и юриста-канониста, члена ордена сервитов Паоло Сарпи (1552-1623), к-рый в серии трактатов отстаивал незаконность действий папы Римского и обосновывал легитимность действий светской власти. Опасаясь окончательного разрыва Венеции с католич. Церковью и победы там протестантизма, П. пошел на переговоры при посредничестве франц. кор. Генриха IV (1589-1610). По достигнутому соглашению (апр. 1607) в обмен на снятие интердикта арестованные клирики были переданы представителю папы Римского. Вместе с тем спорные законы не были отменены, а иезуитам по-прежнему запрещалось въезжать в республику (запрет отменен в 1656/57). Конфликт стал последним случаем применения интердикта по отношению к государству и продемонстрировал неэффективность этой меры в условиях Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Еще из Путивля, находясь в тяжелом положении, Л. направил в Речь Посполиту посольство во главе с кн. И. А. Татевым. Посол вез с собой коллективное обращение жителей Северской земли с просьбой к Сигизмунду III взять их под свою защиту. Посольство было в Речи Посполитой задержано, и Татев смог приехать с Мнишеком в Краков лишь в сер. июля 1605 г., когда исход борьбы за рус. трон вполне определился. В грамоте, отправленной Л., Сигизмунд III уверял его в своей дружбе и выражал желание заключить с ним союз. В кон. авг. 1605 г. в Москву было отправлено посольство во главе с Госевским. Посол должен был добиваться выполнения обязательств, которые взял на себя Л. в Кракове. К этому добавлялась просьба Сигизмунда III арестовать и выдать ему швед. послов, если они прибудут в Москву. Результаты переговоров не оправдали ожиданий польск. стороны. Л. отказался пойти на территориальные уступки Речи Посполитой, обещая лишь выплатить денежную компенсацию. Не оправдались и надежды на участие Л. в войне Сигизмунда III со Швецией. Самозванец, правда, обещал «сурово упрекнуть» Карла IX в его несправедливом поведении по отношению к племяннику - польск. королю. Карлу было даже отправлено письмо с угрозами, но этим все и ограничилось, вступить в войну со Швецией Л. не обещал. Единственным позитивным итогом переговоров было обещание вести переговоры о заключении унии с Речью Посполитой, но оставалось неясным, какие условия этой унии были бы желательны для Л. Следующий важный этап контактов был связан с поездкой в Краков главы Посольского приказа думного дьяка А. Власьева, к-рый прибыл в польск. столицу в нояб. 1605 г. На приеме у короля 4(14) нояб. он говорил, что все христ. монархи должны объединить силы для борьбы с османами, и предлагал от имени Л. обсудить условия такого союза. Сигизмунду III были поднесены богатые подарки, но о выполнении обязательств, взятых на себя Л. в Речи Посполитой, речи не было, и это вызвало недовольство собравшихся в Кракове политиков. Добиться выполнения обязательств должны были послы Речи Посполитой М. олесницкий и Госевский, приехавшие в Москву в мае 1606 г. Они заявили, что, прежде чем заключать союз против османов, следует урегулировать ряд др. вопросов. Предлагалось уступить Речи Посполитой не только Смоленщину и Северскую землю, но и часть Новгородской и Псковской земель. Л. должен был также оказать помощь Сигизмунду III в борьбе со швед. кор. Карлом IX и согласиться на соединение России и Речи Посполитой «вечной унией». Одно из условий унии предусматривало, что в случае смерти Л. его преемником должен стать польск. король. Переговоры прервала смерть Л.

http://pravenc.ru/text/2463625.html

храмов. По-видимому, он понимал, что это может вызвать недовольство подданных. Существовали 3 причины, по которым Л. удерживал иезуитов в Москве. Одна из них заключалась в том, что в иезуитах он видел возможных воспитателей молодежи. О своих намерениях основать в Москве учебное заведение - коллегию - самозванец говорил с иезуитами и во время похода, и в Москве. Как отметили иезуиты, Л. говорил о необходимости изучения риторики и логики, избегая упоминания о теологии. Др. причина состояла в том, что с помощью иезуитов Л. рассчитывал обеспечить поддержку папским престолом своих планов войны с Османской империей. С этой целью в кон. дек. 1605 г. Л. отправил в Рим иезуита Лавицкого. Самозванец просил папу, чтобы тот побудил имп. Рудольфа II продолжать войну с османами, а польск. короля - вступить в войну. В инструкции Лавицкому говорилось о намерении Л. направить послов на польско-литов. сейм, чтобы они вместе с послами папы добивались там решения о войне. 19 марта 1606 г. Лавицкий был принят папой, предложения рус. правителя встретили благоприятный отклик. Вместе с тем папский престол прилагал усилия, чтобы добиться от Л. выполнения взятых обязательств. Начиная с июля 1605 г. папа Павел V направил самозванцу ряд посланий с такими призывами. Одновременно он просил Мнишека и Мацеёвского воздействовать на Л. В окт. 1605 г. Москву посетил А. Пратиссоли - капеллан К. Рангони, передавший Л. поздравления с воцарением и подарки (в т. ч. лат. Библию). Офиц. посланец папы - племянник нунция Алессандро Рангони прибыл в Москву в февр. 1606 г., 9 февр. Л. торжественно принял его в Кремле. После приема А. Рангони сообщили, что правитель не может принять его неофициально, чтобы не вызвать недовольство подданных. Л. просил папу прислать к нему людей, к-рые могли быть его советниками и вести переговоры от его имени, а также артиллеристов и мастеров, умеющих изготовлять осадные машины. Самозванец хотел, чтобы папа содействовал установлению его отношений с правителями Франции и Испании, и убедил испан.

http://pravenc.ru/text/2463625.html

     The exhibition Boris Godunov. From a Courtier to the Sovereign of All Russia opened on October 16th, in the Assumption Belfry and the One-Pillar Chamber of the Patriarch’s Palace of the Moscow Kremlin. It is the first exhibition dedicated to one of the greatest figures in the Russian history – Boris Godunov (1551-1605), who ruled the Tsardom of Russia as de facto regent from c. 1585 to 1598 and then as the first non-Rurikid tsar from 1598 to 1605. The end of his reign saw Russia descend into the Time of Troubles. He was a man of marked individuality whose amazing and tragic life has been attracting historians and specialists in literature for a long time. This sovereign’s image is depicted in various works of art, music, and drama. The exhibition represents around 150 items, dating back to the turn of the 17th century, provided by the leading Russian museums – the State Tretyakov Gallery, The Pushkin State Museum of Fine Arts, The State Hermitage, The State Historical Museum and other museums, as well as the largest libraries and the Russian State Archive of Ancient Documents. The exhibition highlights the milestones of Boris Godunov’s life, stages of his state activity and the most important aspects of his foreign policy, and it familiarizes the visitors with the rich cultural heritage of the Godunov’s epoch. The display includes masterpieces of icon painting, book miniature, pictorial and decorative embroidery, jewelry and arms from the golden fund of the Russian art. Many of these remarkable exhibits, distinguished by the skillful execution and splendor of décor, are made by the order of Boris Godunov and his relatives. This certainly attests to fastidious taste in art of the representatives of this family, which added its own page to the history of the Medieval Russian culture. The exhibition also presents items of significant importance, such as written manuscripts, rare books and memoirs of witnesses of the events of that time. The core of the exhibition is formed by artifacts from the collection of the Moscow Kremlin Museums. They are key objects from the permanent display, such as the Monomakh’s Cap and the throne of Boris Godunov, as well as items from the storage, such as the Godunov " s Book of Psalms with unique miniatures. Extant monuments of the Godunov’s epoch form the single layer of the artistic heritage of the Muscovy, and characterize this historical period as the time of the flowering of the traditional artistic tendencies, brought to perfection by a vertuoso performance. The exhibition Boris Godunov. From a Courtier to the Sovereign of All Russia runs from October 16, 2015 – January 31, 2016, in the Exhibition hall of the Assumption Belfry, the One-Pillar Chamber of the Patriarch’s Palace in the Moscow Kremlin. Paul Gilbert 22 октября 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/87011.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010