7 июля 1605 г. И. в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха). 18 марта 1606 г. по благословению патриарха И. А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола ( Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. 21). В мае 1606 г. (или ранее) И. возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады И. в монастыри. 8 мая 1606 г. И. возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в к-рой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с т. зр. русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко - и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к правосл. Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. И. был готов преподать Св. Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших... это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» ( Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия// Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228). После убийства самозванца (17 мая 1606) по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. И. был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре ( Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении И. было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в кон. июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес И. на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации.

http://pravenc.ru/text/293447.html

В 1604 году послу Франции в Царьграде de Breves удалось добиться от османского правительства пересмотра старого и заключения нового мирного договора между Османской Империей и Французским королевством. Согласно 4ой статьи нового договора, подданным Франции разрешалось свободное посещение Святых Мест, а 5ой утверждалось, что на территории Вифлеема и Иерусалима латинским монахам впредь даровалась полная свобода передвижения и совершения религиозных обрядов. Таким образом, мирный договор 1604 года между Францией и Турцией является первым официальным документом, дающим католикам права на святыни Палестины. Обладая свободой действий и располагая неограниченными материальными средствами, латинские монахи сразу стали скупать палестинские земли и всячески добиваться святынь, находившихся во владении православных. Более шести тысяч золотых монет истратили францисканцы, чтобы захватить Голгофу. Однако, неимоверными стараниями патриарха Софрония, нераспологающего какими либо материальными средствами, в 1605 году удалось добиться от султана Ахмета I (1603-1617) фирмана, подтверждающего права православных греческих монахов на владение Голгофой. Этот фирман был обновлен спустя год, однако на этот раз патриарху удалось отстоять лишь часть святой горы, которая принадлежит православным грекам и поныне. Следуя уже ставшему традиционным примеру, Софроний в 1608 году сложил с себя полномочия патриарха и новым предстоятелем Святоградской Церкви был избран молодой Феофан III (1608-1644). Патриарх Феофан много путешествовал, собирая средства на нужды Святого Гроба. Посещал он и Россию. Найдя в лице посла Французского королевства de Cesy могущественного покровителя, католики практически вытеснили православных из Вифлеема. В 1630 году стараниями того же de Cesy католики добились принятия указа, согласно которому «…крипта храма Святого Гроба, два свода, место снятия Спасителя со креста, Вифлеемский храм и Рождественская пещера изначально принадлежат латинским клирикам. Ложны свидетельства греческих монахов, как и фирманы, утверждающие обратное…».

http://pravoslavie.ru/40226.html

За правым столпом при южной стене храма почивают под спудом честные мощи основательницы Московского Вознесенского монастыря Великой Княгини Евдокии, во инокинях преподобной матери Евфросинии. В 1872 г. устроена была благолепная рака с балдахином над гробницей преподобной Евфросинии. Тогда же украшен и венец у гробовой иконы преподобной Евфросинии многими драгоценными камнями и жемчугом. Замечательные дни в жизни преподобной Княгини Московской Евфросинии: 4 августа – день ангела ее от рождения. 25 сентября – день ангела ее во иночестве. 17 мая – день вхождения ее в обитель Вознесения Господня, что в Московском Кремле. 7 июля – день преставления преподобной Княгини Евфросинии. Преподобной Евфросинии читается в каждое воскресение после поздней Литургии акафист с умилительным пением сестер обители. Кроме святой иконы Одигитрии в Вознесенском храме почитается чудотворною икона Богоматери Всех скорбящих Радости, находящаяся в скорбященском иконостасе в левой стороне от царских врат. Многие молящиеся прибегают в молитвах к Царице Небесной пред сей святой иконою, и священнослужители совершают молебствия во всякое время по желанию молящихся. II. В юго-восточном углу площади Вознесенского монастыря, почти рядом со Спасскими воротами Кремля, находится каменный о двух этажах теплый храм во имя преподобного Михаила Малеина с придельным храмом во имя святого мученика Феодора, иже в Пергии. Многие уцелевшие в архивах памятники родной старины дают основание считать строительницей сего св. храма матерь первого Царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича – Великую старицу-инокиню Марфу Ивановну, жившую в Московском Вознесенском монастыре 18 лет после приезда ее из Костромы в Москву. О времени построения сего храма не имеется точных известий. Можно утверждать, что он был построен между 1605 и 1617 годами. В сем святом храме имеются следующие чудотворные иконы: 1) Икона Господа Вседержителя, иконного писания XVIII века, значительной величины. В настоящее время она украшена массивною серебряною, вызолоченною ризою и помещается в трапезе храма, в киоте между дверями в храме преподобного Михаила Малеина и придельной церкви святого Феодора. К сей св. иконе многие христиане прибегают с молитвою. Основанием для такого особенного почитания сей иконы служат нередкие опыты благодатной помощи, в разное [время] явленные над лицами, с верою искавшими пред сей св. иконою духовного утешения и помощи в скорбях и печалях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия. 10 июня 1609 года, при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605–1617), состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522–1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». При архиепископе Моисее (1638–1651), в 1638 году, над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен образ Муромской Пресвятой Богородицы «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. Особенно усердным почитателем Рязанского первосвятителя был сподвижник патриарха Никона архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (1651–1655). В 1722–1723 гг., при императоре Петре I, состоялось свидетельство святости святителя Василия. После этого святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) в бытность епископом Рязанским и Муромским (1752–1757) составил службу святителю Василию, «взяв во внимание прежде написанный тропарь, кондак и канон». При нем же над мощами святителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778–1804). В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове; † 19 июля 1821 г.) последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в неделю Всех святых. В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын; 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику. В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — день блаженной кончины и 10/23 июня — день перенесения его святых мощей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Света пожертвований на выкуп пленных, большая часть денег сначала должна была поступать в Палату соглашений (Casa de Contratación) в Севилье; также была налажена система поступления средств от европейских конвентов. В том же году орден отказался от ряда богослужебных особенностей. В соответствии с решениями Тридентского Собора жен. обители были преобразованы в закрытые мон-ри. К уже существовавшим коллегиям М. в ун-тах в Париже, Саламанке и Алькала-де-Энарес добавились новые: в 1589 г. пров. Андалусия основала коллегию Сан-Лауреано в Севилье, у Арагонской пров. появились коллегии в Барселоне, Таррагоне, Валенсии и Сарагосе, в 1565 г. было одобрено создание коллегии Сан-Педро-Ноласко в Лиме, примерно в то время начала работу коллегия в Куско. В этих учебных заведениях изучали свободные искусства и богословие. В 1654 г. в Мехико М. основали коллегию Сан-Рамон, специализировавшуюся на юриспруденции. В 1740 г. были опубликованы статуты, регулировавшие деятельность орденских коллегий и семинарий. Открылись новые конвенты М.: в Лиссабоне (1605), на р. Меарин в Бразилии (1669). Под влиянием монашеской реформы кармелитов и оформления конгрегации босых кармелитов в ордене М. была создана конгрегация босых М., более строгий устав к-рой получил одобрение магистра в 1602 г. Инициатором образования конгрегации босых М. был капеллан Хуан Баутиста Гонсалес Алькасар (принял имя Хуан Баутиста Святейшей Троицы, † 1616). В 1617 г. был основан 1-й жен. мон-рь босых М. (Лора-дель-Рио, Севилья). Босые М. активно создавали мон-ри в Испании и Италии; к кон. XVIII в. число их обителей приблизилось к 50. В XVII в. заметно увеличилось число братьев-мирян, как правило входивших в сообщества т. н. рабов милосердия; кроме того, миряне могли входить в 3-й орден М. (терциарии): в 1624 г. они получили свой устав, а в 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII предоставил им те же привилегии, что и терциариям ордена францисканцев. Благодаря М. большое распространение получил орденский культ Пресв. Девы Марии Милосердной: с 1680 г.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

и ассамблей нотаблей 1617 и 1626 гг. в том, что касалось гос. управления, был активным деятелем франц. Контрреформации , входил в окружение католич. блж. Барбары Акари (монашеское имя Мария Воплощения), монахини ордена босых кармелитов, основавшей 1-й мон-рь босых кармелиток во Франции (1605), и кард. Пьера де Берюля, организовавшего французской общины католич. конгрегации ораториан (1611). Рьяные католики, сторонники папы Римского, к-рых называли «партия святош» (dévots), считали, что король Франции и его армия должны всеми силами бороться с протестантами как внутри страны, так и за ее пределами, а не вступать в противоборство с католич. державами, прежде всего с гос-вами, где правили Габсбурги. В 1631 г. за границу бежал наследник престола, младший брат короля Гастон Орлеанский. Летом 1632 г. набранная им армия вторглась во Францию; на сторону мятежников открыто встал губернатор Лангедока маршал Анри II, герц. де Монморанси. 1 сент. 1632 г. армия мятежников была разбита королевскими войсками при Кастельнодари; взятый в плен маршал был казнен (30 окт. 1632). Гастон Орлеанский покаялся, потом снова бежал за границу, через 2 года вернулся, но продолжал плести интриги и заключать тайные договоры с Испанией (1634 и 1642), отрекаясь от своих сообщников, когда из-за его нерешительности эти заговоры проваливались. Так, 12 сент. 1642 г. на эшафот взошли участники последнего заговора против Ришелье - фаворит короля маркиз де Сен-Мар и советник Парижского парламента Франсуа Огюст де Ту. Золотой экю с изображением кор. Людовика XIII. 1642 г. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Золотой экю с изображением кор. Людовика XIII. 1642 г. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) В конце правления Л. католич. Церковь во Франции столкнулась с янсенизмом , сторонники к-рого выступали против «обмирщения» церковной жизни, за возрождение чистоты раннехрист. учения. 15 мая 1638 г. по приказу Ришелье был арестован глава франц. янсенистов Жан дю Вержье де Оранн, аббат-коммендатор мон-ря Сен-Сиран (известен как аббат Сен-Сиран), исповедник общины аббатства Пор-Руайаль (Пор-Руайаль-де-Шан), ставшего центром франц.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

В юности изучал право в Риме, где познакомился с известным деятелем католической реформы св. Филиппо Нери. Под его влиянием Бароний избрал церковную карьеру. В 1561 стал диаконом и получил диплом юриста. До 1581 был проповедником и преподавателем истории Церкви в созданной Нери конгрегации ораторианцев — объединении клириков, соблюдавших монашеские обеты. В 1593 Бароний стал ее настоятелем. С 1597 являлся главой Ватиканской библиотеки и вскоре стал значительной фигурой Римской курии: был духовником папы Климента VIII, в 1595 избран кардиналом, а его избранию папой в 1605 помешало лишь вето Испании, чья политика в Италии была предметом его резкой критики. Барония по праву называют “отцом церковной истории.” В 16 в. католическая церковь была подвернута уничтожающей критике в протестантской историографии (“Магдебургские центурии”). По настоянию папы Сикста V Бароний начал работать над ответным трудом, и плодом его многолетних изысканий стали “Церковные анналы” (Annales Ecclesiastici, 1588—1617). В 12-томном сочинении освещается история Церкви до 1198. Оно принесло историку не только славу: бурная полемика с французскими и испанскими коллегами грозила закончиться судом инквизиции. В “Церковных анналах” автор демонстрирует широкую эрудицию, строгое документальное обоснование, скрупулезный анализ источников.    РУНИЧ Дмитрий Павлович (1778—1860), российский государственный деятель. С 1821 попечитель Санкт-Петербургского учебного округа. Сторонник усиления влияния религии в вузах. Добился увольнения А. И. Галича, К. И. Арсеньева, А. П. Куницына, М. А. Балугьянского и др. из Петербургского университета. Вместе с М. Л. Магницким автор проекта цензурного устава (1826). В 1826 отдан под суд за злоупотребления. Автор мемуаров.    ПРОСОДИЯ (греч. prosodia — ударение, припев), 1) то же, что стихосложение или стиховедение. 2) Подраздел стиховедения — учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.).    БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (1765—1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дионисию хиротонисать новых. Еп. Романским стал Филофей, Рэдэуцким - Анастасий (Кримка) . На Хушской кафедре остался еп. Иоанн. В сент. Иеремия Мовилэ вернул себе господарский престол, сопровождавшие его архиереи вновь заняли свои кафедры ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 481). Церковь вмч. Георгия мон-ря Бырнова. 1626–1629 гг. В 1605 г. митр. Георгий III скончался, на его место был перемещен еп. Рэдэуцкий Феодосий (Барбовский), известный своей лит. деятельностью. После него в 1608 г. митрополитом Молдавским стал Анастасий (Кримка), к-рого господарь Иеремия в конце своей жизни простил и в 1606 г. поставил епископом Романским. Возможно, решающую роль сыграла протекция одного из наиболее влиятельных и просвещенных бояр того времени - Луки Строича, вместе с к-рым митр. Анастасий был ктитором мон-ря Драгомирна. Главным достижением митр. Анастасия считается организованный им при мон-ре Драгомирна скрипторий. Известны ок. 30 рукописей, созданных на его средства и по его указанию, среди к-рых есть иллюминированные обширными циклами миниатюр (очевидно, приглашались иконописцы из Сучавы). В рукописях сохранилось ок. 15 портретов митрополита. В историографии за митр. Анастасием закрепилась слававыдающегося миниатюриста и каллиграфа. В 1974 г. историк П. Нэстурел, чье мнение позже поддержали К. Костя и Э. Драгнев, в рецензии на монографию о митр. Анастасии, написанную Г. Попеску-Вылчей, отметил, что вкладные записи в рукописях, связанных с его именем, позволяют утверждать только его ктиторство, но не свидетельствуют о нем как об авторе миниатюр и каллиграфе ( N sturel. 1974. P. 464-467). Высокий уровень образования и авторитет митрополита позволили ему выполнять ответственные дипломатические миссии: в 1612 и 1616 гг. он возглавил молдав. посольство, направленное в Польшу для переговоров о заключении мира. Митр. Анастасий основал первые в Молдавском княжестве госпитали: в 1612 г.- при мон-ре Драгомирна, в 1619 г.- в Сучаве. В 1617-1619 гг. он покидал престол из-за конфликта с господарем Раду Михней, в эти годы М. м. управлял митр. Феофан III. Митр. Анастасий считается последним значимым покровителем славяноязычной культуры в Молдавском княжестве. Он скончался 19 янв. 1629 г. в Яссах во время беседы с господарем Мироном Барновским ( Pascal. 2015. P. 146-147, 152). М. м. при святителях Варлааме (Моцоке) и Досифее (Барилэ)

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Вознесение Девы Марии. 1607–1610 гг. Скульптор Пьетро Бернини (баптистерий ц. Санта-Мария-Маджоре, Рим) Работы П. Бернини большей частью принадлежат к маньеристической традиции. К раннему периоду его творчества относятся детализированные, тщательно исполненные, статичные статуи святых Лукии и Екатерины Александрийской (1592, ц. Санти-Пьетро-э-Паоло, Морано-Калабро). Другой, более поздний образ св. Лукии (1591-1598, ц. Иммаколата, Полистена) отличается проработанными драпировками, свободным размещением фигуры в пространстве, выраженным наклоном головы. Среди ранних работ - «Мадонна Непорочного зачатия» (ц. Сан-Леоне, Сарачена) и статуя св. Иоанна Крестителя (ок. 1600, ц. Сан-Джорджо Мартире, Пиццо) со свободным размещением форм в пространстве, с контрастом гладких инкарнатов и дробно представленных завитков волос, бороды, шкуры на набедренной повязке. В 1605 г. П. Бернини переехал в Рим, где организовал крупную мастерскую, исполнявшую заказы Римских пап. Программным произведением стал рельеф «Вознесение Девы Марии» (1607-1610, баптистерий ц. Санта-Мария-Маджоре, Рим), в к-ром применены принципы современной вотивной живописи. В числе других видных рим. художников П. Бернини был приглашен для оформления капеллы Паолина в ц. Санта-Мария-Маджоре (1608-1615). В монументальном надгробии папы Климента VIII резцу П. Бернини принадлежат грациозные, теряющиеся в складках драпировок кариатиды (1611) и рельеф «Интронизация Климента VIII» (1612-1613) с выступающими за раму «зрителями», вынесенными на 1-й план благодаря увеличению масштаба фигур. Особенностью зрелых работ П. Бернини являлись высокое техническое мастерство, исключительное внимание к достоверной передаче фактуры волос, бород, тканей, естественности движения. Среди его излюбленных приемов - акцентирование живописных глубоких складок, выдвижение персонажей на 1-й план за счет увеличения рельефности фигур. Эти качества заметны в скульптурах капеллы Барберини рим. ц. Сант-Андреа-делла-Валле (св. Иоанн Креститель, ок. 1612-1615; путти, ок. 1617).

http://pravenc.ru/text/2033721.html

После падения Византийской (1453) и Трапезундской (1461) империй Г. осталась единственным христ. гос-вом на Ближ. Востоке в окружении мусульм. империй. С закрытием проливов Босфор и Дарданеллы и превращением Чёрного м. в «Османское озеро» Г. постепенно утратила роль «сухопутного моста» в системе гос. и торговых отношений Европы и Востока. Положение усугублялось и церковным сепаратизмом, особенно в Самцхе и Кахети. Ослабление Мцхетского Патриаршего престола, являвшегося одним из главных гарантов сохранения единого гос-ва, привело к расколу страны. В 1466 г. вернувшийся из плена самцхийского атабага царь Г. Георгий VIII не смог войти в Тбилиси и обосновался в Кахети, став 1-м царем независимого Кахетинского царства. К кон. XV в. Г. распалась на Картлийское, Кахетинское, Имеретинское царства и Самцхийское атабагство (Самцхе-Саатабаго). На юго-востоке господствовал Иран, на юго-западе - Турция. В 1555 г. по Амасийскому договору, заключенному между Турцией и Персией, территория Г. была поделена между этими странами на сферы влияния, с чем Г. не смирилась. С XVI в. усилилось противостояние Сев. Кавказа, где утвердился ислам, груз. царствам и княжествам. Д. Нинидзе Вост. Грузия в период иранского владычества В XVII-XVIII вв. Г. была объектом постоянной борьбы между Ираном и Турцией, подвергалась частым набегам северокавк. горцев, к-рых грузины называли общим именем лезгины (леки). С XVII в. началось переселение северокавк. племен на территорию Г., в 20-х гг. XVIII в. из состава Г. вышло Саингило (Вост. Кахети, территория совр. Азербайджана). В 1605 г. выросший при дворе иран. шаха и принявший ислам царевич Константин с отрядом иранцев убил в с. Дзегами своего отца, кахетинского царя Александра II, брата Георгия и др. князей и объявил себя царем Кахети. Кахетинцы подняли восстание, к-рое возглавила сноха Александра II (супруга скончавшегося в 1601 его старшего сына Давида), царица вмц. Кетеван . Константин был убит (1606), шах Аббас I был вынужден утвердить царем Кахети 16-летнего сына вмц. Кетеван, христианина Теймураза I. При помощи картлийского кн. Шадимана Бараташвили Аббас I захватил в плен и убил в Иране царя Картли вмч. Луарсаба II . В 1614-1617 гг. Аббас четырежды вторгался в Кахети, к-рая была почти полностью разорена и сожжена. Погибло 100 тыс. чел., было уведено в плен 200 тыс. В 1624 г. шах замучил отказавшуюся принять ислам царицу Кетеван. Управляющими Картли он назначил потомков хана Дауда - ханов Баграта (1616-1619) и Симона (1619-1631).

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010