Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венсан Де Поль. Гравюра. 1663 г. Худож. П. ван Шуппен [франц. Vincent de Paul, Depaul; Викентий де Поль] (24.04.1581, Пуи (совр. Сен-Венсан-де-Поль, деп. Ланды, Франция) - 27.09.1660, Париж), св. католич. Церкви (27 сент.), основатель конгрегации лазаристов и общины «дочерей милосердия». Род. в крестьянской семье, в детстве был пастухом. Учился в школе в Даксе, с 1597 по 1604 г. изучал богословие в Тулузском ун-те. В 1600 г. был рукоположен во пресвитера. По окончании обучения получил степень бакалавра богословия. В 1605-1607 гг. служил в Марселе, Тулузе и Бордо. В те же годы, по его собственным словам, В. был захвачен в плен пиратами и провел нек-рое время в рабстве в Тунисе, в 1607 г. вернулся в Авиньон вместе с бывш. хозяином, к-рого он обратил в христианство. Посетив Рим, В. с 1608 г. обосновался в Париже, где познакомился с проповедником и богословом П. де Берюлем (впосл. кардинал), ставшим его духовным отцом. Видя главную задачу христианства в деятельной любви к ближнему, В. посвятил себя делам благотворительности. В 1610 г. он получил должность капеллана, отвечавшего за раздачу милостыни при кор. Маргарите Валуа. В 1612 г. был назначен настоятелем прихода в Клиши (близ Парижа). С 1613 г. В. находился под покровительством гр. Гонди, генерала королевских галер, и занимался воспитанием его сыновей. В 1617 г. стал настоятелем прихода Шатийон-де-Домб (совр. Шатийон-сюр-Шаларон, деп. Эн), где в том же году основал «Общество дам-благотворительниц». В 1619 г. был назначен главным капелланом королевских галер. На этой должности он добивался улучшения условий содержания каторжников. В период своего служения в замке семьи Гонди В. познакомился с католич. св. Франциском Сальским , встреча с ним во многом повлияла на становление миссионерского призвания В. Совершая поездки по Франции, В. повсюду старался основывать благотворительные ассоциации (миссии). Священники-миссионеры проповедовали чаще в сельских приходах простым и доступным языком. В 1625 г., объединив отдельные ассоциации, В. основал конгрегацию миссионеров (орден лазаристов по названию св. Лазаря, где с 1632 г. располагался центр конгрегации), утвержденную папой Урбаном VIII буллой «Salvatoris nostri» от 12 янв. 1633 г.

http://pravenc.ru/text/150345.html

Творческое наследие Г. составляет свыше 90 произведений. Мировую известность автору принесли сочинения в области права: 1. «De jure praedae» (О праве добычи, 1604-1605), 12-я гл. к-рого была опубликована в 1609 г. как самостоятельное произведение под названием «Mare liberum, sive de jure quod Batavis competit Indicana commercia» (Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией). 2. «Inleidinghe tot de Hollandsche Rechtsgeleerdheid» (Введение в изучение права Голландии, изд. 1631), написано во время заключения в замке Лувестейн, впосл. вплоть до введения в Нидерландах в 1809 г. Кодекса Наполеона было основой голл. права. 3. Посвященное франц. кор. Людовику XIII соч. «De jure belli ac pacis» (О праве войны и мира, в 3 кн., 1625), в к-ром Г. исследовал вопросы международного, гражданского и уголовного права, войны и мира, власти и гос. устройства. Оно сразу же было переведено на мн. европ. языки и, несмотря на внесение его в 1627 г. в Индекс запрещенных книг (где находилось до 1900), к сер. XVIII в. выдержало 45 изданий. Г. принадлежит ряд богословских сочинений и библейские комментарии: 1. «Pietas Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae vindicata» (Религиозность Голландии и Зап. Фрисландии, 1613). 2. «Defensio fidei catholicae de satisfactione Christi adversus Faustum Socinum Senensem» (Защита кафолической веры по поводу теории удовлетворения Христа, против Фауста Социна Сиенского, 1617). 3. Написанное первоначально на нидерланд. языке стихами под названием «Bewijs van den waren Godsdienst», а в 1627 г. вышедшее в лат. переводе прозой соч. «De veritate religionis Christianae» (Об истинности христианской религии) представляет собой популярную апологию христианства, адресованную голл. морякам, имевшим общение с людьми др. религий. Оно было переведено на мн. языки, в т. ч. на араб., персид., кит., для использования в миссионерской работе, на рус. язык переведено в 1768 г. преподавателем Московского ун-та свящ. Петром Алексеевым . 4. «Annotationes in Vetus et Novum Testamentum» (Примечания к Ветхому и Новому Заветам, изд. 1642-1650). 5. «Via ad pacem ecclesiasticam» (Путь к церковному миру, 1642) и др. Собрание библейско-богословских сочинений Г. было издано в Лондоне в 1679 г. его сыном.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

Продолжая политику распространения в Речи Посполитой условий Брестской унии (1596), П. издал бреве «Solet circumspecta» (10 дек. 1615), гарантировавшее сохранение униатами вост. обряда. По просьбе Иосифа Вельямина Рутского , униат. митр. Киевского (1614-1637), П. закрепил 4 места за юношами из Речи Посполитой в Греческой коллегии (бреве «Decet Romanum Pontifiem» от 2 дек. 1615). В 1617 г. в Новогрудке состоялся капитул униат. монашества, на котором фактически был учрежден орден василиан . Решения капитула были утверждены Римской курией позднее, при папе Урбане VIII. П. одобрил создание католическими князьями Свящ. Римской империи во главе с герц. Максимилианом Баварским Католической лиги (1609), но оказывал ей крайне незначительную финансовую поддержку. В мае 1618 г. конфликт в Чехии между католиками и протестантами привел к избранию на чеш. престол вместо Фердинанда II Габсбурга протестанта-кальвиниста курфюрста Фридриха Пфальцского (см. Тридцатилетняя война ). В этом конфликте П. поддержал Фердинанда Габсбурга; для сбора средств папа объявил экстраординарный «юбилей» «для преодоления текущих нужд Церкви» (булла «Dominus ac Deus» от 13 янв. 1619). Совместно с силами Католической лиги Фердинанд нанес чехам решающее поражение в битве у Белой горы (8 нояб. 1620). В период понтификата П. была продолжена политика Контрреформации в духе решений Тридентского Собора, направленных на укрепление церковной дисциплины. Вскоре после избрания П. подтвердил постановление об обязанности епископов постоянно пребывать в своих диоцезах. На консистории 7 нояб. 1605 г. П. дал распоряжение всем епископам (включая кардиналов), находившимся в Риме, вернуться на свои кафедры либо отказаться от управления ими. При П., как и ранее, велась работа над новым Ритуалом (собрание чинопоследований таинств и паралитургических обрядов) рим. обряда, для чего в 1612 г. была создана особая комиссия. Ритуал был обнародован конституцией «Apostolicae Sedis» (20 июня 1614), он стал последней из серии посттридентских богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Н(икита) П(етрович) был человек, безусловно, вполне русский, с головы до пят; все русское, как бы оно ни было мерзко во вкусах вообще общества, нравилось Н(иките) П(етровичу) 1604 а) Н(иките) П(етровичу) нравился ярко 1605 красный цвет (мужицкие рубахи); б) портки пестрые у мужиков; в) войлочные шапки форм(ы) усеченного конуса; портянкам 1606 отдавал предпочт(ение) перед носками; г) видел какую-то красоту в топорной работе крестьянских лиц и проч. и 1607 ужасным пением баб восхищался. Одним словом – славянофил, был в хороших отношениях с противниками вообще русских: евреями, поляками, цыганами, немцами. Для Н(икиты) П(етровича) была дорога Россия в общем понятии о ней как государстве, а ее элементы были для него безразличны. – Почему Аксаков в «Развлечении» был изображен с кружкой кваса, а ваш отец 1608 Слова ваш отец вписаны сверху над зачеркнутыми инициалами: Н. П. в опорках и халате. 1609 А потому, что какой же он славянофил, когда он любит всякую иноплеменную 1610 сволочь. 1611 – Это 1612 говорил один очень видный 1613 коммерсант с университетским образованием. – Жаль мне вашего папашу, очень жаль, дал бы ему денег, да все пойдет, извините за выражение, псу под хвост. Что ему за охота тянуть, чинить гнилые веревки. Если бы он плюнул на свою газету, я бы ему 10 т(ысяч) в год платил; пиши он статьи хоть в «Новое время». Вы, пожалуй, этого ему не говорите, я сказал вам по-приятельски, да, впрочем, вас заплевали разные проходимцы. Другой из весьма крупных (подобных же) 1614 финансистов говорил вот что: – Гиляров-Плат(онов) для нас был бы клад: в голове 1615 у нас много, а проводника нет. – Катков? – Катков – богач, это раз, да еще жидовский выкормыш. 1616 – Пустяки. – Нет-с… у него много жидов в газете: Шульман, 1617 Грингмут, 1618 да с вами и говорить не стоит. Случилась на Руси «Кукуевская катастрофа». 1619 Для «настоящих» газетчиков была радость велия, и в особенности для корр(еспондентов). – Тут, друг мой, дело не в построчной плате, а… понимаешь, на Курской дороге много тузов. От «Моск(овских) вед(омостей)» полетел некий Кочетов, 1620 не поделившийся гамзой 1621 с гусаром или уланом и за то был выгнан из «М(осковских) в(едомостей)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Достойныя же чести люди почитает, а вся лучшия 1605 себе быти разсуждает. Сия вся 1606 , человече верный, да храниши, благодать от Господа всяко получиши. Смирение и гордость Муж смиренный Господу Богу подобится и в его персех, яко в храме. Он 1607 селится. Гордый паки человек демону есть точен, Богу же ненавистен, яко зле порочен. Смиренный аще зрится 1608 лицем худеишь быти, но славен добротами тщится выну жити. Гордый же аще светел быти ся являет, но непотребна делы себе сотворяет. Из ступания гордость его удобь знати, и из глагол суетных – легкость разсуждати. Желает от человек выну хвалим быти и добротами, их же празден, благо слыти. Не терпит под началом инех 1609 пребывати, но на вышших 1610 степенех хощет первствовати. И аще заслугами стяжати не может, тако любочестием хоти си поможет. Ходит присно кичиво 1611 , яко мех надменный, всякия сущ честныя вещы испраздненный. И яко без кормчия корабль зле мятется в волнах, тако он в своих делех зле несется. Смиренный же. противне, вся пренебрегает, яже честна мир в себе лстивый появляет, И менша всех человек судит себе быти, кротко и благочинно тщится всегда жити. Худ 1612 же 1613 и 1614 неугоден 1615 лицем ся являет, но Господь й велика мужа созерцает. Елма вся заповеди 1616 ему сохранити, глаголет непотребна раба себе быти. Добродетели своя всяко утаяет, точию в сокровище душевном прятает. Да, егда храм телесе тленна разорится, тогда утаенное Богом проявится. Бог же делеса 1617 его и зде изъявляет, и во будущей жизни честно увенчает. Смирению вси убо выну ся учите, кротость в слове и деле прилежно храните. Богопротивныя же гордости гонзайте, демонско сие свойство, с ним е отметайте. Господь гордым противен и вечно я губит, смиренным же – милосерд и зело я любит. Любве убо Божия и щедрот ищите, от погубления же весма ся храните. Смирения степени 6 Любезни Богу, иже суть смирении, тии бывают Онем возвыжшенни. На тех благодать Его почивает, тым небо дает. Смирение же то есть совершенно, еже в степенех шести заключенно,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Сердца уверовавших Он разжег любовию к Богу 1605 ; томимых неудержимой похотливостью насытил благодатию и соделал бесстрастными 1606 . Отмечая в боговоплощении факт соединения человеческой природы Сына Божия с Его Божеством, или обожения человеческой природы, литургическое богословие далее развивает эту истину в речи о действии на людей невещественного богосияния. Свет Трисолнечного Божества через Христа Спасителя по Отчей воле и действием Святого Духа просвещает все верующее во Христа человечество. Поэтому церковные песнопевцы говорят, что воплотившийся Сын Божий насаждает в Своих церквах сладкую светлость, дает ее в личное достояние верующим 1607 , просвещает омраченные души лучами Божества 1608 или таинственно осеняющим сиянием Духа 1609 . Христос светит плотию и крестом Своим пребывающим во тьме, всюду разливает свет жизни, разрушающий дряхлую тьму 1610 . Вочеловечившись, Он как бы сошел с высокого престола и светолитием возвышает людей к неуклонному богоразумию и радости 1611 , испускает неиссякаемо животворные воды Церкви 1612 и показывает верующих сынами дня 1613 . От Лица пресладкого Христа – небесного Человека и земного Бога 1614 – Адам воспринял ризу Божественного нетления, и все потомки его украшаются тою же первою одеждою 1615 . Господь Спаситель поставил людям в закон жизни благодать очищения и просвещения 1616 , Сам возжигает в их помышлениях и сердцах огонь любви к Богу и умиление и рассеивает тьму их греховности светом жизни 1617 . Христово Божество боголепно источает силу мысленного осияния 1618 немощным и падшим из среды верующих, животворит их и избавляет от мучения 1619 . В связи с этим человеческие добродетели и благодатные состояния являются не только результатом напряжений личной воли, но и приходящего свыше от Христа Божественного просвещения. Литургической терминологии присуще именовать человеческие добродетели светом. Например, церковные песнопевцы нередко говорят о «свете умиления», «свете праведности», «свете покаяния», «свете божественной жизни» и «спасении Христовым осиянием» 1620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Мисо – густая масса из перебродивших соевых бобов, служащая приправой. 6 Провозглашенный в 1603 г. сёгуном Токугава Иэясу и его наследники завершили объединение Японии в централизованное государство, и в феодальной Японии прекратились междоусобные войны и установился длительный мир. 7 Найфу – титул, который принял фактический правитель страны до 1616 г. Токугава Иэясу, после того как в 1605 г. передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде. 8 Мэсидаси – самурай, который в случае войны обязан явиться с дружиной к своему военачальнику. 9 В 1517–1518 гг. состоялись экспедиции испанских конкистадоров к берегам полуострова Юкатан. Завоеванную территорию назвали «Новая Испания» за сходство, которое имели дома этой страны, сложенные из грубого камня, с испанскими домами. Впоследствии это название закрепилось за Мексикой. 10 Решающее сражение 20 сентября 1600 г. принесло победу Токугаве Иэясу. 11 Моти – рисовые лепёшки. 12 1 кэн – 1,82 м; 1 сяку – 30,3 см; 1 сун – 3,03 см. 13 Хиро – то же, что кэн; мера длины, принятая у моряков. 14 Фусума – раздвижные перегородки в японском доме. 15 Рикудзэн – современная префектура Мияги. 16 Считается, что сушеные каштаны приносят удачу. 18 Пожалуйста, подешевле (исп.). 19 Я не хочу покупать это (исп.). 21 Редукции – территории, отводившиеся испанскими светскими и церковными властями для насильственного переселения индейских племен Латинской Америки. 22 Да (исп.). 25 Серапе – мексиканские плащи с прорезью для головы, наподобие пончо. 26 Поехали (исп.). 27 Остановись здесь (исп.). 28 Кордова – город на юго-востоке Мексики, основан в 1617 г. (Вилья-де-Кордова). 29 Да обретешь вечный покой (лат.). 30 Да почиет в мире (лат.). 32 Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей (лат.). 33 Хиральда – башня в Севилье, символ этого города. Первоначально была построена как минарет арабской мечети. 34 Японцы! Я уже раньше встречался с японцами! (исп.) 35 Будда Амида (санскр. Amitãbhã) – один из главных будд махаяны. 36 Хвала Будде Амиде. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Рубрики Коллекции Хроника смутного времени. Инфографика 5 мин., 02.11.2015 Поделиться Период с 1605 по 1612 год вошел в историю под названием Смутного времени, одного из наиболее тяжких кризисов в истории России. Одни историки, впрочем, склонны вести отсчет с 1598 года, другие продлевают Смутное время до 1617-1618 годов. Мы постарались проследить его краткую хронологию. 1584 Умирает царь Иван Грозный. На престол восходит его сын Федор, но по состоянию здоровья не может в реальности управлять государством. Младший сын, царевич Димитрий, пока еще в младенческом возрасте. По существу в это время страной управляет боярин Борис Годунов. Царь Федор Иоаннович. Миниатюра из царского титулярника 1591 Трагически погибает царевич Димитрий. По официальной версии, он играл со сверстниками в ножички, во время игры у него начался приступ эпилепсии, и он случайно ударил себя ножом в горло. По другой версии, мальчика зарезали по приказу из Москвы. Димитрий-царевич убиенный. Нестеров М.В. 1924 1598 Умирает царь Феодор Иоаннович. Прерывается московская ветвь династии Рюриковичей. Царем становится Борис Годунов. Одновременно появляются слухи о том, что царевич Димитрий якобы чудом спасся. Царь Борис Федорович Годунов. Рисунок Зеленского с портрета в кунсткамере в Академии Наук 1601 Первый из нескольких неурожайных лет. Начинается голод, толкавший людей на грабеж и разбой. По стране растекаются многочисленные банды, нарастает хаос, люди гибнут от рук своих же соседей. Ослабление государства используют и внешние враги. Голод при царе Борисе Годунове. Литография XIX в. 1604 В Польше появляется самозванец, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Его настоящее имя — Григорий Отрепьев. Он называл себя «истинным» наследником престола, чудесно спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем, объявив правление Бориса Годунова незаконным. Началось Смутное время. Лжедмитрий I. Портрет начала XVII в. 1605 Скоропостижно умирает Борис Годунов. Московские бояре признают Лжедмитрия I законным наследником престола, свергают и убивают сына Бориса Годунова — Федора. Лжедмитрий I занимает Москву. Его поддерживает польский король Сигизмунд III, снарядивший самозванцу войско.

http://foma.ru/xronika-smutnogo-vremeni-...

Гл. VIII, 61. Точно также в объяснение пословицы: «бесполезнее рассказов Хурафы», замечается, что Хурафа несколько времени жил у джиннов. Гл. XXIV, 431. 1598 В Китаб-эль-агани по поводу прозвания известного поэта «Тааббата Шарран», что значит, «он нес под мышкой зло», рассказывается, что однажды ночью в пустыни на поэта напал джинн и долго сражался с ним, но, наконец, поэт одержал верх над джинном, убил его и на утро унес его под мышкой, от чего, будто бы, и получил своё прозвание. См. Hammer Purgstall, Literaturgeschichte der Araber. Bd. I, p. 245–246. 1605 Это кажется можно заключить из того, что слова мухаммеданского предания: в Камусе объясняются словами: «у которых есть связь с джиннами». См. Камус. 1617 В древней арабской поэзии встречается много стихотворений, в которых пустыни представляются наполненными джиннами, так, например, в Диване Гюзейлитов читаем (стих): «По утру в раздолье безводных пустынь носятся с криком совы, ночные птицы и джинны». В другом стихотворении мы встречаем выражение: «Я прошёл несколько пустынь – мест забавы джиннов». См. Ahlwardt, Chalef alahmar’s Qasside. P. 62–63. 1624 Дамма – огласовка над согласной буквой. Соответствует звуку – у. Видимо речь идёт про слово – прим. электронной редакции. 1625 Камус, под словом . Вот подлинные его слова: … : : 1627 Здесь между прочим замечается, что гуль есть один из тех джиннов, которые принимают различные цвета, но в данным стихотворении разумеются более волшебницы или джинны, которые по верованию арабов блуждают в лесах, превращаются в разные цвета, внушают страх и предвещают несчастье. Поэтому слово гуль означает также несчастье, нечаянно постигшее человека. Иногда слово гуль употребляется о предметах несуществующих в действительности. См. Caab ben Zoheir, carmen panegyricum in laudem Muhammedis. Edid. Ger. Lette, p. 113–114. 1628 В комментарии на Харири говорится: «Сиглят суть женские гули, а мужеского рода гуля называются гакянкяг; а гуль есть джинн, жилищем которого служит пустыни. Он является человеку в виде человека; (последний) все следует за ним, пока не собьется с пути и не погибнет». Макаматы Харири, 2 изд. Саси, стр. 52. Тебризи в комментарии на Хамасу кратко замечает, что «сагали (мн. ч. От сигля) суть гули, некоторый же говорят, что это дочери гулей». Хайлса, стр. 68. Относительно же сагсалик Камус замечает, что это «мать сагали» (т.е. гулей). См. Камус, под словом

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

1593 Что касается Юма, то сказанное справедливо только относительно его взгляда на математическое познание. Во всех же других видах познания он не мог открыть аналитического характера и потому относился к ним скептически. 1594 Мы не говорим в данном случае о том, насколько в действительности удавалось проведение такого взгляда, а только о стремлении. 1595 А. Riehl, Der philosophische Kriticismus und seine Bedeutung für die positive Wissenschaft, В. II. Th. 1. 1879, s. 269. 1602 Мы имеем в виду мыслителей, одинаково с Кантом смотрящих на логический характер познавательных суждений, а не философов Кантовой школы. 1605 А. Comte, Cours de philosophie positive, 1830–1840. T. I, leg. 1, p. 5. (цитат у Eisler’a, s. 583). 1610 Считаем необходимым напомнить, что мы касаемся истории терминов, а не тех воззрений, которые мы желаем соединить с ними. Противоположность же между учениями, полагавшими критерий достоверности в независимых от опыта идеях и в опыте, существовала гораздо раньше, едва ли не с самых первых времен греческой философии. 1614 Кёниг и здесь выделяет в особую группу некоторых философов (Лааса, Риля, и Вундта), как занимающих посредствующее положение между двумя указанными направлениями. В особый разряд выделяет он и Спенсера, старающегося преодолеть эту противоположность с точки зрения своей эволюционной теории (s. VIII). Но нам думается, что при более тщательном анализе и учения этих мыслителей могли бы быть распределены по указанным двум направлениям. Образование же для них особых групп бросает тень на состоятельность самого основания, принятого для деления. 1615 «Нае omnes creaturae in totum ego sum, et praeter me ens aliud non est, et omnia ego creata feci» (Schopenhauer, Parerg. II, 1, § 13. Цитат у Eisler’a, s. 713). Рассказывают, что один из приверженцев Мальбранша додумался, что, может быть, ничего не существует, кроме его собственного я (ibid.). 1617 Масловского. Внешнее состояние православной церкви в Турции, стр. 230–231. (Духовн. Вестник, 1864 г.): Проф. Дмитриевского Современное богослужение на правос. Востоке, стр. 86. Киев, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010