Аналогичным образом Джованни Анджело Монторсоли обновил интерьер собора Санта-Мария-Ассунта в Мессине (1547-1557). В боковых нефах собора он расположил ряды алтарей, представляющих собой разделенные канеллированными коринфскими пилястрами ниши, в которых помещаются заключенные в одинаковые эдикулы статуи. Реконструкцией или украшением в той или иной степени были затронуты мн. почитаемые флорентийские храмы. Бернардо Буонталенти создает фасад ц. Санта-Тринита (закончена в 1594), начинает строительство крипты-усыпальницы герцогов Тосканы за хором ц. Сан-Лоренцо (завершена в XVIII в.), разрабатывает проект реконструкции хора ц. Санто-Спирито, возведенной Брунеллески. Конкурс на фасад Флорентийского собора, прошедший в самом конце столетия, продемонстрировал значительное расхождение в стиле построек в Риме и Флоренции: до самого конца столетия флорентийская архитектура предпочитала инновации в использовании деталей, вновь и вновь интерпретируя мотивы, изобретенные Микеланджело во 2-й четв. XVI в. и не прижившиеся в Риме. На закате эпохи Возрождения группа архитекторов-флорентийцев соединяет в архитектуре ц. Джироламини в Неаполе (1586-1609, 1617-1639, Джованни Антонио Дозио, Дионизио Ненчони ди Бартоломео, Якопо Лаццари) рим. образец в виде ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (1575-1599, Маттео ди Читта-ди-Кастелло, Мартино Лонги Старший; фасад возведен Фаусто Ругези в 1594-1605) с флорентийскими традициями. Разделяющая нефы аркада на колоннах коринфского ордера и вспарушенные своды, перекрывающие травеи в боковых нефах, заставляют вспомнить базилики Брунеллески ( Pane. 1977. Vol. 2. P. 241-243). Несмотря на существовавшие различия, архитектура храмов в разных итал. землях приходит к кон. XVI в. к единому знаменателю: главенство базиликального храма восстановлено, центрический храм превращается в частный иконографический случай. Эпоха барокко наследует эти типологические приоритеты, равно как и возникшие в конце столетия приемы пространственной драматургии. Созданный в нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Ап. Иоанн Богослов, с предстоящим митр. Анастасием (Кримкой). Миниатюра из Львовского Четвероевангелия. 1616–1617 гг. (Варшавская национальная б-ка. Акс. 10778) Ап. Иоанн Богослов, с предстоящим митр. Анастасием (Кримкой). Миниатюра из Львовского Четвероевангелия. 1616–1617 гг. (Варшавская национальная б-ка. Акс. 10778) В посл. четв. XVI в. в М. к. иллюминированные византийские и южнославянские кодексы копировались с большей или меньшей стилистической адаптацией, или использовались их отдельные иконографические темы, сюжеты и детали для составления актуальных для эпохи композиций. Примером 1-го подхода может служить копия с упомянутого Четвероевангелия болг. царя Иоанна Александра, сделанная для валашского господаря Александру II Мирчи и его сына Михни II Турка (Bucur. Art. Muz. Slav. 7; ранее хранилось в мон-ре Сучевица. N 23). Заказчики определяются по портретам, помещенным в конце каждого Евангелия. Вкладная запись и маргинальные надписи отсутствуют, характер каллиграфии и орнаментального оформления типичен для молдавских рукописей. Четвероевангелие было украшено окладом молдавским господарем Иеремией Мовилэ в 1605, сведения о его нахождении в Валахии отсутствуют (известно только о его нахождении в М. к.). На основании этих данных можно предположить, что рукопись была заказана валашским господарем Александру II Мирчей в М. к., где правил его брат, Петру VI Хромой. Возможно, смерть Александру II (1577) или др. обстоятельства помешали передаче рукописи заказчику. Миниатюры рукописи свидетельствуют о максимально точном, вплоть до мельчайших деталей, воспроизведении прототипа. Возможно, в последнее десятилетие XVI в. в М. к. была сделана еще одна копия - Елисаветградское Четвероевангелие (РГБ. Муз. 9500), содержащее 353 миниатюры. М. В. Щепкина считала, что оно было переписано в молдавском скриптории ( Щепкина. 1963. С. 98), и содержит миниатюры, скопированные не с Лондонского Четвероевангелия, а из неизвестной визант. рукописи (возможно, XIV в.), к-рая восходит к общему для всей группы прототипу - кодексу Paris.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Со времени этого нашествия обитель запустела и только в недавнее время возобновлена на частные средства одного благочестивого грека, который поселился среди развалин и собрал вокруг себя несколько иноков. Братия монастыря немногочислена и управляется игуменом. Давидо-Гареджийский монастырь в Тифлисском уезде. Эта общежительная обитель, называвшаяся прежде лаврой, расположена между реками Курой и Иорой, в Гароджийских горах, в 60 в. от Тифлиса. Время основания монастыря относится к VI веку. Основателем его был один из 13 сирийских или каппадокийских отцов-просветителей Грузии, прп. Давид, по месту своих подвигов названный Гареджийским. Основанная прп. Давидом лавра подверглась сильному опустошению в 1616–1617 годах. В это время все иноки, собравшиеся в соборном храме накануне Пасхи, по приказу шаха персидского Аббаса I были мученически перебиты. Пало от руки огнепоклонников всего около 6,000 подвижников. В 1851 и 1857 годах Давидо-Гареджийский монастырь в принадлежащие ему скиты и пустыни были опустошены лезгинами, убившими немало иноков. Только недавно для обители наступили благоприятные времена. В Давидо-Гареджийской обители три храма: соборный во имя Воскресения Христова, воздвигнутый еще в VI веке; храм, называемый «Моцамети» или мученический, построенный при царе Теймуразе I (1605–1663 г.) в честь убитых в 1617 г. мучеников, и, наконец, храм в честь Преображения Господня, возобновленный в 1811 году. В Преображонском храме покоятся в сделанной настоятелем обители Св. Илларионом (сконч. в 882 г. в Фессалии) серебряной раке мощи основателя монастыря прп. Давида. Здесь же, возле раки, на возвышенности, находится и могила сподвижника прп. Давида – св. Лукиана. В храме «Моцамети», в пещере, стоит каменная рака, устроенная по повелению царя Теймураза I, и в ней хранятся свв. станки мучеников. Давидо-Гареджийской обителью управляет викарный горийский епископ. Зарзмский монастырь в Ахалцыхском уезде. Зарзмская обитель находится в 30 верстах от уездного города Ахалцыха, близ дер. Зарзмы. Она была основана еще в XI веке, но до настоящего времени сохранилась только в развалинах. В недавнее сравнительно время она возобновлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

6) Савва с I571 года переведен из игуменов Снетогорских, а в 1572 году хиротонисан в епископа в Тверь. В бытность его настоятелем царь Иоанн Васильевич пожаловал монастырю льготную грамоту и многие деревни и угодья; а также повелел на иждивение казны своей обложить золотом икону Успения Богородицы и устроил на оную серебряный кивот, как выше уже сказано. 7) Сильвестр с 1572 года переведен из игуменов Снетогорских. Ему с братией царь Иоанн Васильевич пожаловал несколько земляных пустошей. 8) Трифон, с которого года был, неизвестно, А в синодике церковном записано, что он был после митрополитом, но где, не сказано. 9) Никон, был с 1581 года. Ему с братией царь Феодор Иоаннович пожаловал несудимую грамоту и многие деревни и угодья. 10) Мелентий, он в 1587 году на спрос псковского боярина и воеводы князя Никиты Романовича Трубецкого о чудесах, бывших от Чудотворной иконы Успения Божией Матери, составил и послал ему описание оных. Он упоминается и в 1590 году. 11) Иоаким переведен сюда в 1593 году из Новоторжских Борисоглебских игуменов. Он в 1660 году обновил гробницы первых Печерских подвижников Марка и Иоанна (в монашестве Ионы) и супруги его Вассы и вместе с ветхими раками переложил их в новые. По сем с 1605 года учреждено в сей обители архимандрическое, и в сан сей произведен вышеупомянутый игумен. 1)       Иоаким. Он в 1617 году хиротонисан в сан первого архиепископа Псковского. 2) Антоний, произведен в архимандрита из иеромонахов сего же монастыря в 1617 и пребыл по 1671 год, а в сем году хиротонисан в Рязань епископом. З) Иоасаф, в 1621 году произведен в архимандрита из иеромонахов сего же монастыря и пребыл в оном по 1627 год, и в сем году хиротонисан в архиепископа Псковского, а с 1634 года возведен во всероссийское патриаршество. 4) Иов, из игуменов Никитского монастыря Переяславля-Залесского, произведен архимандритом в сей монастырь и пребыл по 1634 год. 5) Порфирий, переведен в 1634 году из архимандритов Рождественского монастыря и пребыл по 1639 год. А в сем году указом государя царя и Великого Князя Михаила Феодоровича повелено ему отъехать в Москву, и куда определен, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Борецкий) († 2.03.1631, Киев), митр. Киевский. По происхождению из мелкой шляхты, род. в с. Борче (Бурче, ныне с. Бирче Городоцкого р-на Львовской обл.), называл себя воспитанником Львовского братства . В 1604 г. стал учителем братской школы с обязательством преподавать лат. и греч. языки. В 1605 г. типография в Святой Троицы монастыре в с. Дермань напечатала выполненный Борецким перевод послания Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса . В том же году 2 июня Борецкий вступил в Виленское братство. Нек-рые исследователи приписывают Борецкому авторство антиуниат. полемического трактата «Пересторога» (1605-1606), но эта т. зр. не получила общего признания. С 1611 г. Борецкий упоминается как священник ц. Воскресения Христова в Киеве. После основания Киевского братства и школы при нем стал ректором братской школы, в 1617 г. приобрел в Львове для школы грамматику греч. языка. Возможно, преподавал не только языки и свободные искусства, но и богословие. В предисловии к напечатанному в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1619 г. «Анфологиону» (в переводе к-рого с греч. языка принял участие Борецкий), он охарактеризован как «учитель... благочестиа и достоверен в Божественных писаниях» ( Голубев. 1883. Т. 1. С. 393). Борецкий принял монашеский постриг с именем Иов в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре . После смерти 22 дек. 1618 г. настоятеля Златоверхого мон-ря Иоасафа (Мировского) братия выбрала И. игуменом. К 1620 г. у правосл. населения белорус. и укр. земель Речи Посполитой накопилось недовольство религ. политикой власти, которая препятствовала восстановлению православной иерархии после перехода в унию большинства епископов Западнорусской митрополии и подвергала православных гонениям, добиваясь их подчинения власти униатского епископата. Таким положением дел было недовольно не только православное духовенство, но и православные шляхта, мещане, казачество. Когда весной 1620 г. Киев посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV , православные воспользовались его приездом, чтобы поднять вопрос о восстановлении иерархии. На большом съезде в Киеве, собравшемся на праздник Успения Пресв. Богородицы, духовные и светские участники просили патриарха поставить для них митрополита и епископов. Вероятно, И. тогда был назван как кандидат на Киевскую митрополичью кафедру. После того как Запорожское войско взяло патриарха под свою защиту, он согласился исполнить просьбу. И. был поставлен Киевским митрополитом 9 окт. 1620 г. в ц. Богоявления Киевского братства. Тогда же, в кон. 1620 - нач. 1621 г., были поставлены правосл. епископы и в др. епархии Киевской митрополии. С этого времени одной из главных забот православных стало не только сохранение церковной иерархии, но и признание ее гос. властью.

http://pravenc.ru/text/578176.html

Погост, урочище. Бабьеозерская Николаевская мужская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1605. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Бабушкинский район, Рослятинское сельское поселение, урочище Погост Координаты: 59.950742, 44.143292 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основание пустыни Строитель Сергий.Основана в 1605 году иноком Маркушевского монастыря Сергием. Настоятельство – строительское. В 1617 году строитель Сергий подаёт царю Михаилу Федоровичу челобитную, в которой пишет, что в диком лесу на Бабьем озере в Галицком уезде в Кологривской осаде он построил церковь Николая Чудотворца, купил образа и книги, получил грамоту на три пустоши: Терехово, Бабино, Мамаево, но все документы исчезли при разорении пустыни поляками-литовцами, когда те шли с Устюга на Солигалич. В этом же году иеромонах Сергий получил новую грамоту (послана на Галич) на пустоши Терехово, Бабья и Мамаево (на современных картах Мумаиха). Северная граница земель пустыни проходила по речке Илезки до устья Светицы. На западе граница шла по Светице на верховье речки Осиновки, далее на юго- восток - к устью речки Островная. Юго-восточная граница проходила по речке Юзица, затем - к верховью речки Еюг и на озеро Шипуновское. С озера Шипуновского граница болотами доходила до верховья Илезки. Народ жалуется на строителя пустыни В 1628 году царю Михаилу Федоровичу приходит жалоба от писца Фоки Дурова и подъячего Осташки Колюпанова. Они обвиняют строителя Сергия в обмане и самоуправстве и приводят следующие доказательства: 1. Литва на Бабьем озере сроду не бывала. 2. Места эти относятся не к Галичскому, а к Тотемскому уезду. Сергий появился там лет 20 назад. Тогда в тех местах уже были деревни Илеской волости Демьяновского стану Тотемского уезда: Ускирёво, Ожигино, Волково, Хлыщёво. 3. Иеромонах Сергей дал деревням новые названия. 4. Черный поп не платит никаких пошлин ни царю ни Ростовскому митрополиту, этим он заманил в монастырёк беглых крестьян из Тотемского, Устюжского и Вологодского уездов. 5. Строитель Сергий нагло присоединяет чужие земли к своей пустыни, перекапывая установленные межи. 6. От старцев и монастырских крестьян терпит народ много обид и притеснений. В это время в пустыни проживали 5 монахов. Впоследствии вопрос решился в пользу Тотемского уезда и в документах 1632 года местоположение пустыни указывается так: пустыня на Бабьем озере в Тотемском уезде у Галицкого рубежа.

http://sobory.ru/article/?object=53186

автор является участником в защите обители. Трудно решить, принадлежат ли эти указания различным авторам отдельных сказаний, вошедших в свод, или одному редактору его, жившему в Печерском монастыре в конце XVI и начале XVII в. В списке повести начала XVII в. сохранилось известие, что три сказания – о начале Печерского монастыря, об осаде его и Пскова в 1581 г. – впервые собраны в одно целое иноком Григорием при игумене Никоне 471 . Сообщают еще, не указывая источников, что Корнилиево сказание дополняли в 1587 г. игумен Мелетий и потом Иоаким (игумен с 1593 по 1617 г.), что известную повесть об осаде Пскова в 1581 г. написал иеромонах Псковского Елеазарова монастыря Серапион 472 . Составитель рассматриваемого свода, в своем сокращении этой повести передавая рассказ ее о видении Богородицы на стене Пскова кузнецом Дорофеем, прибавляет, что читал об этом «в писании певца Митрофана». Встречаем писателей, соединявших свои труды над одной и той же литературной, работой. В рукописях сохранилась служба великому князю московскому Даниилу, написанная по благословению патриарха Иова воеводою Семеном Романовичем Олферьевым и иноком переяславского Даниилова монастыря Сергием. Неизвестно, ими ли составлено и житие князя, встречающееся в списках XVII в. Ряд посмертных чудес в нем оканчивается известием о восстановлении Даниилова монастыря в царствование Ивана Грозного. По словам жития, «сказание, еже во древних летописаниях явлено, сие и зде предложися»; нового в житии разве только взгляд на характер и деятельность князя, любопытный по своему противоречии· фактам, которые излагает сам биограф 473 . По сохранившемуся описанию чудес Романа, углицкого князя XIII века, чудотворение от мощей его началось 3 февраля 1605 г. и тогда же, по поручению патриарха Иова, казанский митрополит Гермоген свидетельствовал мощи святого князя, а Семен Олферьев с иноком Сергием написали повесть о нем, стихиры и каноны. Житие с первыми чудесами погибло во время разорении Углича в 1609 году; сохранилась только служба князю и описание чудес с 2 по 12 марта 1605 года 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Фёдоровское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1800. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, Фёдоровское Координаты: 55.298056, 34.440278 Проезд:Расположена в восточной части области в 9 км к северо-востоку от Вязьмы, в 2 км севернее автодороги М1 «Беларусь», на берегу реки Болдань. В 3 км северо-западнее деревни расположена железнодорожная станция Подъёлки на линии Москва — Минск. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Судьба процветающего Вяземского Федоровского монастыря, как и судьба царской династии Годуновых в эпоху Смуты, а по существу во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции, оказалась весьма печальна. После вторжения войск польско-литовских магнатов, стремившихся возвести на русский престол Лжедмитрия I, в июне 1605 г. сын Бориса Годунова, юный царь Фёдор, и его мать царица Мария были убиты их русскими подданными по повелению русского Самозванца... В дозорной книге первой четверти XVII века, которая, по мнению В.Б. Павлова-Сильванского, является книгой «письма и дозору Микифора Шапилова и подьячего Остафья Колупанова 7124 году» (в современной датировке это 1616 г.), сообщается, что Федоровский «монастырь разорен от литовских людей». Лишь в Загробовском стане из 35 густонаселенных деревень только Морачева значится живущей, а в ней 4 крестьянских двора с людьми. 17 деревень (Подъелки, Денисова, Прудиловская, Мишютино тож и другие) обозначены пустыми, остальные 18 (Максимове, Боброво, Заболоцкая, Дмитрове и т.д.) превратились в пустоши. Запустела и слободка, «что была деревня Останинская, Палково тож». Также известно, что в октябре 1617 г. войско польского королевича Владислава захватило Вязьму. В этом городе Владислав и провел зиму 1617-1618 гг. В его войске было значительное количество русских казаков. Они участвовали в военных действиях и несли сторожевую службу. Так, 200 казаков атамана Дмитрия Ивановича Конюхова были направлены в Федоровский монастырь, находившийся в 15 верстах от Вязьмы по Можайской дороге. Это передовое укрепление Владислава было своеобразной заставой. Через него проезжали русские гонцы из Можайска, от воеводы Б.М. Лыкова, в Вязьму, к гетману Я. Ходкевичу, командовавшему польско-литовской армией. В феврале 1618 г. атаман Д.И. Конюхов со своими казаками изменил Владиславу, оставил Федоровский монастырь и перешел на царскую службу. После казаков в Федоровском монастыре вряд ли что-либо осталось из ценного имущества и документов.

http://sobory.ru/article/?object=43452

В Зале Юния Басса демонстрируется мраморный саркофаг (ок. 359) со сценами из ВЗ и НЗ, найденный при строительстве Конфессио собора. Гроты Ватикана Капелла Мадонны-делла-Боччата в Гротах Ватикана. Фотография. 2018 г. Фото: thedialog.org Вплоть до понтификата Павла V (1605-1621) большая часть гротов представляла собой длинные, узкие, неоформленные пространства, в которых среди прочего были обширные творильные ямы для извести - вяжущего компонента строительных растворов и растворов для лепнины, необходимого в огромных количествах. С приходом к руководству строительством Карло Мадерны, между 1616 и 1617 гг., к югу от Конфессио устроили 3 капеллы: Сальваторелло (разрушена во время археологической кампании XX в.); Мадонна-делла-Боччата (ок. 1300-1305), где по бокам алтаря за небольшими железными решетками помещены 2 плиты мостовой, на к-рую, согласно легенде, брызнула кровь из поврежденного лика Богоматери; Мадонна-делле-Парториенти (первоначально была устроена кард. Джордано Орсини при папе Евгении IV († 1447) для образа «Мадонна-дель-Парто» (Богоматерь, помощница в родах) кисти Антониаццо Романо в древней базилике, после ее разбора перемещена к 1574 на алтарь у «стены Фарнезе», в 1616 - на место, которое занимает в наст. время, дав название капелле, престол которой в 1985 был переоборудован по типу versus populum). В этой капелле хранятся фрагмент (голова ангела) из «Навичеллы» Джотто и мозаичная копия головы др. ангела из того же произведения (1727/28). В эти же годы гроты соединили с собором 2 лестницами, расположенными у пилонов ап. Андрея и св. Лонгина; в 1617-1619 гг. Дж. Б. Риччи да Новара расписал стены и своды 3 новых капелл, полуциркульного коридора (т. н. обхода папы Климента) и 2 прямых коридоров, соединяющих обход папы Климента с Конфессио (живопись была дополнена ок. 1633 Гвидубальдо Аббатини, см.: Silvan. 1989. P. 104-121). Росписи капелл Мадонны-делла-Боччата и Мадонны-делле-Парториенти, воспроизводящие детали интерьера и экстерьера древней базилики и нек-рые имевшиеся в ней памятники, дополненные древними надписями, хранящимися в разных помещениях гротов, позволяют проследить, как эти гроты постепенно обретали статус сакрального пространства.

http://pravenc.ru/text/2580436.html

(Минов Никита; май 1605, с. Вельдеманово Нижегородского у. (в наст. время Перевозского р-на Нижегородской обл.) - 17.08. 1681, р. Которосль, близ Ярославля), патриарх Московский и всея Руси в 1652-1666 гг. Основные сведения о биографии Н. до поставления на Патриарший престол содержатся в «Известии о рождении, и воспитании, и о житии святейшего Никона», к-рое было написано в 80-х гг. XVII в. И. К. Шушериным , много лет служившим у Н. Буд. патриарх род. в крестьянской семье Мины и Мариамны (Марии). В синодиках сер. XVII в. приведены имена братьев Н.- Симеон, Никифор и Григорий, имена деда по отцу и отчима отца - Василий и Иоанн и деда по матери - Гавриил. По сообщению Аввакума Петрова , земляка Н., отец патриарха был «черемисин» (мариец) (Житие Аввакума. 1991. С. 212). В последующей традиции утвердилось мнение о том, что Н. был мордвин. В раннем возрасте Никита потерял мать, мачеха обращалась с ним жестоко. Мальчик обучался грамоте у приходского священника, в «детских летех» ушел в Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь - центр зарождавшегося движения церковного обновления (см. Ревнителей благочестия кружок ), с к-рым оказались связаны судьбы мн. церковных деятелей того времени. (Существует неск. версий того, когда Никита попал в Желтоводскую обитель. Поскольку активное возрождение Желтоводского мон-ря происходило в 20-х гг. XVII в., когда Никита Минов уже не был отроком, часто пишут, что он сначала жил в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре и в нач. 20-х гг. перешел в Желтоводский мон-рь. Высказывалось мнение, что ок. 1617 Никита поселился в Макариевом Унженском мон-ре, затем перешел в Желтоводский мон-рь.) В мон-ре Никита прилежно изучал Писание, часто оставался ночевать в церкви под колоколом, чтобы не пропустить начало службы. Живя в Желтоводском мон-ре, юноша бывал «для духовных бесед» у свящ. Анании, служившего на монастырском подворье в близлежащем с. Лыскове. У свящ. Анании Никита мог познакомиться с Иоанном Нероновым , одним из вождей движения «боголюбцев» (ревнителей благочестия).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010