Закрыть Подлинная история гетмана Петра Сагайдачного 14.07.2015 12189 Время на чтение 19 минут В последнее время участились попытки подвергать ревизии отечественную историю, в угоду современной политической конъюнктуре. Даже гетмана Петра Сагайдачного пытаются протащить в предтечи современных украинс ких евроатлантистов! Это было бы смешно, если бы отмирание исторической памяти не стало печальной реальностью жизни нашего общества. Всегда могут найтись люди, у которых в школе по истории были плохие отметки: они могут и не в такое поверить. Но забывать историю вредно, так как она имеет свойство повторятся... Петр Кононович Конашевич - Сагайдачный является уникальной фигурой в нашей истории. Будущий кошевой атаман Войска Запорожского родился в прикарпатском селе Кульчицы в дворянской семье. С детства был воспитан в православной вере. Его мать, рано овдовев, ушла в монастырь и приняла постриг с именем Макрина. Образование получил в Острожской академии, затем несколько лет учился во Львовской братской школе где познакомился с преподобным Иовом Княгиницким и дворянским сыном Иваном Борецким - будущим Киевским митрополитом Иовом. В юности он посвятил себя борьбе за права православных граждан польского государства и даже написал полемический трактат «Пояснение об унии». Это сочинение получило известность среди его современников. В частности, пытаясь остудить рвение фанатичного Полоцкого униатского эпископа Иосафата Кунцевича, на него ссылается литовский канцлер Лев Сапега. Но подлинное признание Петр Сагайдачный приобрел как выдающийся дипломат и полководец. Избранный гетманом Запорожской Сечи в 1605 году он то смещался казачьей Радой, то возвращался её же волей на прежнюю должность. Так в 1610 году на его место был избран Григорий Тискиневич, в 1617 - Дмитрий Барабаш, в 1620 - Яков Бородавка. Во всех случаях П.Сагайдачный молча уступал свое место и продолжал служить запорожскому войску под началом своего очередного преемника. Но именно под его руководством запорожское казачество не ведало поражений. Под его началом запорожцы взяли Перекоп, Килию, Измаил, Очаков, Ахтияр, Аккерман, Трапезунд. В 1614 году на сорока чайках две тысячи запорожцев во главе с П.Сагайдачным вступили в бой с турецкой эскадрой, взяли на абордаж 15 галер, а затем пошли на Трапезунд и Синоп. В 1616г. они захватили Кафу, где истребили турецкий гарнизон в 14000 человек и освободили множество невольников. А в 1618 году сожгли половину Стамбула. Киевский митрополит Иов Борецкий писал об этих подвигах запорожцев как о свидетельстве преемственности ратной славы казаков от древнерусских богатырей: «Это же от нашего рода войско при Олеге князе русском по морю плавало и Царьград осаждало».

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/15/...

В апреле 1617 года, юный королевич двинулся на Москву. В его обозе ехал изгнанный москвичами патриарх Игнатий. В 1605 году, после убийства Лжедмитрия, московский патриарх Игнатий, венчавший самозванца на царство, был заточен в Чудов монастырь. Но в 1611 году он был освобожден Сигизмундом, и отправлен в Вильно к униатскому киевскому митрополиту Иосифу Рутскому, где тайно принял униатство, после чего, возвратился в Москву. В 1612 году Игнатий был вынужден вторично бежать в Польшу. Теперь благодаря армии королевича Владислава он рассчитывал вновь занять московский патриарший престол. Однако Владислав Москву не взял и был с 11 000 солдат блокирован русскими солдатами в Тушино. Нуждаясь в провианте и деньгах, он слал Сигизмунду письма с просьбой прислать на помощь казаков. Петр Сагайдачный долго не отвечал на призывы короля идти на Москву. Он настаивал на расширении территории контролируемой казаками и признание на ней прав административной и судебной автономии. Наконец, король пообещал Сагайдачному разрешить легальное исповедание православной веры и реестр в 20 тысяч казаков. Папа Римский не препятствовал королю давать обещания Сагайдачному, так как ему надо было повязать казаков с Польшей кровью православных московитов. В августе 1618 года Сагайдачный двинулся на Москву для соединения с армией Владислава. По пути казаками были захвачены города: Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Скопин, Ряжск; разбиты войска воевод Пожарского и Волконского. Затем, под натиском казаков пали Ярославль, Переяславль, Кашира, Тула, Касимов. 20 сентября П.Сагайдачный вошел в Тушино и соединился с войсками королевича Владислава. Подойдя к Москве, поляки стали готовиться к штурму. 30 сентября, отряд подрывников во главе со шляхтичем Надворским пытался установить заряды и подорвать бочонки с порохом, заложенные в подкопах под Тверскими и Арбатскими воротами. Однако, в подкопе поляки были встречены дружным огнем московских стрельцов, предупрежденных накануне перебежчиками. Штурм был назначен на вечер первого октября, но когда в московских церквах раздался благовест ко всенощной накануне праздника Покрова, прослезившийся гетман перекрестился и дал отбой штурму.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/15/...

В 1292 году татары напали на Успенский монастырь и перебили всех насельников (124 инока) во главе с игуменом Серапионом. Тела мучеников бросили в Волгу. Впрочем, в последние годы XIII столетия, как свидетельствует древний монастырский синодик, обитель всё ещё действовала. Записи в нём обрываются в 1312 году. Лишь в XVI столетии, при князе Андрее Ивановиче Старицком, Успенский монастырь был возобновлён. Князь перенёс его на новое место - ближе к Волге, - построив здесь каменный собор в честь Успения Божией Матери, надвратную кирпичную церковь, деревянную колокольню и каменные корпуса для братии. Все здания обнесли оградой. Привести дело к завершению князь Андрей не успел. В 1537 году он умер в тюрьме, куда был заключён по приказу Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Старица перешла к его сыну Владимиру. Последний в то время был ещё молод, поэтому продолжить начатое отцом устроение обители смог лишь в середине XVI века - в 1550-х годах было завершено оформление Успенского собора. В 1551 году в монастыре собралась, наконец братия, во главе которой встал постриженник Иосифо-Волоцкого монастыря игумен Герман, будущий святитель Казанский. Ещё за три года до окончательной расправы с князьями Старицкими Иван Грозный совершил справедливую, на его взгляд, " мену " с князем Владимиром Андреевичем, забрав у него Старицу в опричнину и дав взамен Дмитров и Звенигород. Свою жестокость по отношению к двоюродному брату он, к счастью, не распространил на его бывший уезд - Грозный царь полюбил этот город на Волге и нередко здесь бывал. И не просто бывал, но и жил - особенно во времена Ливонской войны, когда затеял тут строительство крепости. Примерно в эти годы и именно по повелению Ивана Васильевича из подвала Успенского собора прорыли подземный ход, который вёл под Волгой к Борисоглебскому собору на городище, на другом берегу реки. Позже этот подземный ход за ненадобностью оказался заброшен. В конце XIX века архимандрит Агафангел, настоятельствовавший в обители с 1884 года и очень интересовавшийся древностями, пытался его открыть: удалось освободить из земляного плена лишь несколько ступеней, уходивших вниз, после чего в подвал хлынула вода и работы пришлось прекратить, засыпав землёй то, что уже откопали. С 1609 по 1617 года, на протяжении семи лет обитель оставалась без настоятеля; поставить его было просто некому, так как Тверская кафедра осиротела с гибелью владыки Феоктиста, зверски убитого интервентами. Город был сожжён и находился всё это время под властью поляков. В 1605 году в монастырь вернулся отрешённый от Патриаршества и чуть живой от произведённой над ним расправы святитель Иов, здесь он и скончался в 1607 году.

http://sobory.ru/article/?object=05517

После покорения Россией Казанского ханства для окормления правосл. населения Ср. и Н. Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия , в состав к-рой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г. О. Засекин-Зубок, Р. В. Алферьев-Нащокин и И. А. Нащокин построили на о-ве Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь. В 1602 г. Н. Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к к-рой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время . Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 дек. 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиеп. св. Феодосий (Харитонов) . Из-за военных действий его тело было предано земле в Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в Астрахани. Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) После избрания на рус. престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Н. Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при к-рых в 60-х гг. того же столетия возникли жен. и муж. мон-ри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С. Т. Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, к-рая призывала к сопротивлению царской власти.

http://pravenc.ru/text/155148.html

В начальный период существования Манявского скита здесь «пользы ради духовной» жили иноки, игравшие важную роль в церковной жизни юго-западнорусских земель: иером. Петроний (Гулевич-Воютинский), в 1616-1617 гг. являвшийся настоятелем овручского Успенского мон-ря (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 119), архим. Дерманского мон-ря (с 1608) Исаия (Балабан), правосл. полемист Захария (Копыстенский) . В скиту подвизался Рудницкий,- возможно, Антоний (Рудницкий), игум. дубенского Спасского мон-ря в 1624-1626 гг., который в 1624 г. по благословению бывшего Мукачевского еп. Сергия (Тисмянского) ввел в своей обители общежительный устав. Насельником скита был Копет,- возможно, Иосиф (Бобрикович) Копоть, избранный в 1632 г. епископом Мстиславским и Могилёвским, или кто-то из представителей известного в Галичине рода Перетятковичей-Копетов. В 1608 г. в Манявский скит прибыл из Молдавии иеродиак. прп. Феодосий (Княгиницкий) , принявший монашеский постриг в молдав. мон-ре Путна. Есть основания отождествить его с поселившимся в скиту сразу после его создания Дмитрием, племянником И. ( Скрипник. 1997. С. 61). Иеродиак. Феодосий просил принять его в братию, говоря, что хочет «наипоследнейшим быти в послушании». Однако И. отказал ему, потому что, по мнению святого, Феодосию следовало находиться в общежительном мон-ре и участвовать в храмовом богослужении, тогда как в скиту церкви не было. Скитскую жизнь И. охарактеризовал следующим образом: «Аз бо зде скотско и простецко живем. У нас же церкви несть, довлеет бо нам и тако. Отходницы бо не ищут церквей, но еже в молчании и плаче очищатися и спасати душу». Впрочем, И. не отвергал возможность построить храм в скиту и преобразовать обитель в общежительную: «Аще Господь восхощет имети нам церкву зде, в пустыни сей, можем тогда связатися в любовный союз общежительнаго братства» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 237). Впосл. Ляхович построил «на Маркове» (в совр. с. Марково Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.) небольшую ц. во имя св. Иоанна Предтечи, где молились иноки скита. И. благословил Феодосия остаться в Галичине. По совету святого Феодосий поселился в расположенном неподалеку Успенском Питричском мон-ре (существовал в с. Питрич совр. Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.), настоятелем к-рого был иером. Панкратий, один из учеников И. По мнению исследователей, в то время Питричский мон-рь был объединен с соседним Ильинским мон-рем в с. Крылос (в Галицком р-не Ивано-Франковской обл.), обители управлялись одним игуменом ( Грабовецький. 2003. С. 270-272). В Крылосе (Ст. Галич) располагалась резиденция Львовского еп. Гедеона (Балабана), в 1605-1607 гг. там работала устроенная еп. Гедеоном правосл. типография.

http://pravenc.ru/text/578152.html

По последним словам можно полагать, что в окончательном пересмотре перевода участвовал и скромный отец Захария. «Волею, старанием и благословением Кир-Захарии Копыстенского, архимандрита св. Лавры» переведено толкование Андрея Кесарийского на апокалипсис, изданное, вместе со Словом Ефрема Сир. на Преображение Господне, с Беседою Златоустого, К., 1625 г. Предисловие ко второму изданию Номоканона, К. 1624 г., писанное «иеромонахом Захариею», говорит о цели и пользе Номоканона. Этот Номоканон не показывает в сочинителе его ни обширного знания правил, ни достаточной рассудительности. Он составлен на Афоне не раньше XVI в., т. е. в самое печальное время. Подлинник издан Котельером (Monum. eccl. Gr. I, 68–158, Lutetiae Par. 1677); но разность в греческих списках сего Номоканона показывает, что и в Греции были недовольны этим плохим сборником. Отца Захарию, конечно, нельзя винить в выборе плохого предмета для перевода. Перевод был уже напечатан в К. 1620 г. Его издание «с большим исправлением изображенное», еще тогда, как отец Захария был архидияконом, издал он в К. 1617 г. часослов с двумя предисловиями: в первом – толкование служб, во втором говорится о составе и употреблении книги. «Монахом спасение молитва и труд», говорит добрый инок. 163. Иов Борецкий , с 1620 г. митрополит Киевский (+ 1631 г.). «Сей митрополит, говорит святитель Димитрий, был благочестив и премудр, в божественном писании искусен, греческий и латинский язык добре умевый и тех языков иные в школах учивый» (Катих.). Последнее было в Львовском училище, где он учился и учил, еще тогда, как был он священником Киевским, отличался он благочестием и особенно подвигами милосердия. В сане игумена Михайловского монастыря, «благочестивый и сведущий в божественном писании учитель» тщательно поверял и исправлял по верному греческому тексту Анфологион, и, дополнив его краткими житиями и службами Русских святых, издал в Киеве 1619 г.; а еще прежде того переведены им: послание патр. Мелетия к отступнику Ипатию Поцею, изданное в Дермани 1605 г., и его же Диалог о православной вере, Острог, 1606 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Через некоторое время Рязань была разрушена монголо-татарами. Святитель Василий вновь отплыл на своей мантии под покровительством Муромской иконы на этот раз по Оке в город Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань, в отличие от г. Старая Рязань). В Переяславле Рязанском святитель Василий служил в храме во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. С того времени храм этот стал соборным. Здесь преосвященный Василий и закончил свой святительский подвиг. 3 июля 1295 гада он отошел ко Господу. Святитель Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке Рязанских владык числится четвертым. Время не охладило благоговейного и усердного почитания святителя Василия в народе, ибо, по свидетельству Священного Писания, «праведники во веки живут». В XVI веке иноком Ермолаем-Еразмом было написано сказание о святителе, представленное собирателю житий святых митрополиту Московскому и всея Руси Макарию (1542–1563). В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор Переяславля Рязанского кремля, который со времени епископа Рязанского Uohы II (1522–1547) был кафедральным. Обретение и перенесение святых мощей святителя было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605–1617). Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику». В 1638 году, при архиепископе Рязанском и Муромском Моисее (1638–1651), над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещена Муромская икона «Моление Василия». Известно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Жил в том же самом городе Вофоре 1599 человек по имени Хрус 1600 ; его жену звали Селиния 1601 . Хрус был старейшиною 1602 в этом городе. Он имел единственного сына, но и этот был одержим духом нечистым 1603 . Слыша, что Иоанн творит великие чудеса силою Распятого, он взял сына своего и привел его в дом Мирона 1604 , где находился Апостол. Когда отец несчастного под влиянием проповеди Апостола исповедал веру в Распятого 1605 , Иоанн взял бесноватого за правую (dextram) руку, знаменовал ( σφραγσας) его знамением креста 1606 трижды 1607 , и дух лукавый тотчас оставил юношу. Видя это, Хрус поклонился Иоанну, прославляя его. Апостол много поучал его от Священного Писания , так что он близок был к принятию св. крещения. Возвратившись в свой дом, он взял много имения 1608 , и вместе с женою и сыном отправился к Иоанну, чтобы отдать ему его. Иоанн возвратил имение обратно принесшим со словами: „иди и раздай его убогим и получишь благодать Божию туне“ 1609 . Огласив их, он крестил св. крещением 1610 . Три года прошло с тех пор, как благовестники Христова учения пришли в дом Мирона. Здесь они пребывали постоянно в течение этого времени. Однажды 1611 Ап. Иоанн вместе со своим учеником пришел на публичное место 1612 где стоял храм ( ερν) в честь Аполлона 1613 . Сюда собралось множество народа 1614 . Иоанн обратился с словом благовествования к народу. Одни из народа верили словам Апостола, другие не верили. Были здесь и жрецы 1615 Аполлона. Обратившись к народу, слушавшему Иоанна, они говорили: „мужие 1616 ), что слушаете вы этого обманщика 1617 ? Не за волхвование ли он был изгнан из Ефеса и заточен на острове Патмосе?.. Слушая его, вы оскорбляете великих богов и презираете законы императоров“ 1618 . Услышав это, Иоанн сказал, обратившись к жрецам: „вот ваш дом оставляется пуст“. Тотчас пало святилище Аполлоново 1619 и не погиб никто из находившихся там 1620 . Озлобленные жрецы напали на Иоанна, покрыли тело его многими ранами 1621 , связали и заключили его в темницу 1622 . Сами же отправились к начальнику (praesidi, γμονι) Акиле 1623 , говоря: „Иоанн волхв и изгнанник, волшебною хитростью разрушил храм (требище) бога Аполлона“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Кроме того, это время «телесных обетований» (σωματικν παγγελιν), эпоха буквы и покрывала 1605 . С пришествием Христовым происходит «перемена на лучшее» ( π τ κρεττον μεταβολ), прекращается заблуждение и распространяется истинное богопознание 1606 . Однако и вторая эпоха, Нового Завета, уподобляется иконе, поскольку происходящие в ней события истинно изображают будущее Царство и ожидают своего совершенного исполнения в этом Царстве. В этом смысле блаженный Феодорит многое из совершающегося в Церкви называет прообразом, как будет показано далее. Таким образом, Феодорит воспринимает историю как поступательное движение от прообразов одного уровня к прообразам более высокого уровня. Архетип, окончательное свершение истории в Царстве Божием и высочайшая истина реально присутствуют в прообразах Ветхого Завета и деятельно обнаруживают себя в образах Завета Нового. 1. В рамках данной богословской схемы блаженный Феодорит воспринимает Ветхий Завет в его совокупности как «элементарные начала» (στοιχειδη εσαγωγ) 1607 . Он весь состоит из теней и пророчеств, потому и называется ветхим. Будучи первым Заветом, он естественным образом несовершенен и незрел. Если бы это была неправда, то мы не имели бы нужды во втором Завете 1608 . Эту важную тему блаженный Феодорит раскрывает достаточно подробно. Он выделяет множество пунктов, по которым Новый Завет качественно превосходит Ветхий: телесные обетования в Ветхом Завете – жизнь вечная и Царство Небесное, как награда в Новом 1609 , закон и благодать 1610 , несовершенное в Ветхом и совершенное в Новом Завете учение и богопознание 1611 , частичное и полное отпущение грехов 1612 , частичная и полная святость 1613 , частичное и исчерпывающее пророчество 1614 , один храм и тысячи христианских церквей 1615 , Моисей и апостолы 1616 , законническая и евангельская жизнь 1617 , ограничение пророческой проповеди одним иудейским народом и вселенское распространение проповеди апостольской 1618 , пророчество и его исполнение – и, одним словом, ветхозаветное Откровение отвечало лишь определенным историческим обстоятельствам и заключало в себе частичное спасение, тогда как Христос «воплотившись, исполнил все и сделал реальностью спасение [всех] людей» 1619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Филиппо Нери. Под его влиянием Бароний избрал церковную карьеру. В 1561 стал диаконом и получил диплом юриста. До 1581 был проповедником и преподавателем истории Церкви в созданной Нери конгрегации ораторианцев – объединении клириков, соблюдавших монашеские обеты. В 1593 Бароний стал ее настоятелем. С 1597 являлся главой Ватиканской библиотеки и вскоре стал значительной фигурой Римской курии: был духовником папы Климента VIII, в 1595 избран кардиналом, а его избранию папой в 1605 помешало лишь вето Испании, чья политика в Италии была предметом его резкой критики. Барония по праву называют «отцом церковной истории». В 16 в. католическая церковь была подвернута уничтожающей критике в протестантской историографии («Магдебургские центурии»). По настоянию папы Сикста V Бароний начал работать над ответным трудом, и плодом его многолетних изысканий стали «Церковные анналы» (Annales Ecclesiastici, 1588–1617). В 12-томном сочинении освещается история Церкви до 1198. Оно принесло историку не только славу: бурная полемика с французскими и испанскими коллегами грозила закончиться судом инквизиции. В «Церковных анналах» автор демонстрирует широкую эрудицию, строгое документальное обоснование, скрупулезный анализ источников. 59 РУНИЧ Дмитрий Павлович (1778–1860), российский государственный деятель. С 1821 попечитель Санкт-Петербургского учебного округа. Сторонник усиления влияния религии в вузах. Добился увольнения А. И. Галича, К. И. Арсеньева , А. П. Куницына, М. А. Балугьянского и др. из Петербургского университета. Вместе с М. Л. Магницким автор проекта цензурного устава (1826). В 1826 отдан под суд за злоупотребления. Автор мемуаров. 60 ПРОСОДИЯ (греч. prosodia – ударение, припев), 1) то же, что стихосложение или стиховедение. 2) Подраздел стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи (слогах долгих и кратких, ударных и безударных и пр.). 61 БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (1765–1841), немецкий религиозный философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010