В последние десятилетия историки и реставраторы пролили свет на то, как возводился на пожертвования Бориса Годунова в 1602-1604 гг. в камне монастырский комплекс – «каменный замок» с 6-ю круглыми башнями и Святыми Крепостные сооружения монастыря по типу и оборонным возможностям напоминали укрепления Ипатьевского монастыря в Костроме и Панфутьево-Боровского под Брянском до реконструкции в первой четверти XVII ст. В 70-е гг. XIX ст. примерно 2/3 первоначального шестигранника монастырских стен с тремя круглыми башнями еще сохранялось в виде близком к изначальному, а в настоящее время от стен сохранились лишь незначительные фрагменты. Молченский монастырь с 18 ноября 1604 г. по июнь 1605 г. служил резиденцией Лжедмитрия I. Здесь в оборонной камере над алтарем собора он скрывался после разгрома под Добрыничами, собирая силы для похода на Москву. Стоящий посреди монастырской твердыни собор Рождества Пресвятой Богородицы является центральным звеном в оборонной системе и по своему архитектурному типу, функциям и декору для Украины уникален. Сейчас собор представляет собой сложную структуру, которую составляют три высотных объема типа «восьмерик на четверике», скомпонованные «глаголем» и окруженные с юга и запада аркадой – галереей. Небольшие участки галереи имеются в западной и восточной частях северного фасада. Открытое крыльцо на ползучих арках ведет во второй ярус галереи к порталу центрального объема, возможно ранее еще существовало крыльцо с северной стороны храма. К главной башне высотой 38 м с востока примыкает башенный алтарь, а с севера придел святых Зосимы и Савватия При перестройке южной галереи в 1669 г. в ней был устроен симметричный алтарь святых Симеона и Саввы Комплексные исследования здания собора проводились коллективом института Укрпроектреставрация в 1976-1981 гг. при участии В. В. Вечерского. На их результаты, изложенные в книге мы будем и в дальнейшем ссылаться, вступая с автором в полемику по отдельным пунктам. Как установили исследования 1976-1981 гг., дополненные при реставрации храма 2000-2004 гг., в 1604 г.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Синода, данного в марте месяце 1721 года в Приказ книг печатного дела на имя президента Штатс-Контор-коллегии графа И. А. Мусина-Пушкина с товарищи и митрополита Сарского и Подонского Игнатия ‹(Смола)›, Крутицкого митрополита, заведующего Печатным двором. «По его Царского величества указу и по приговору Святейшаго Правительствующаго Синода, – говорится в указе, – велено взять в Синод из Москвы из патриаршей ризницы ис печати Служебники, по которым служили Никон патриарх и до него протчия, прежде бывшия, патриархи до печатнаго Архиерейского служебника, и оные служебники в патриаршей книгохранительнице или в Типографии отыскав, повелено убрать в деревянное, тому потребное судно и прислать в Правительствующий Синод немедленно ... а каковы Служебники и которых годов и патриархов, описав подлинно, прислать за судейскою рукою в реэстр». Ответ на это из Москвы последовал 27 марта: «По справке с реэстром книг печатного двора книгохранительные палаты таких служебников патриарших (кроме печатных до святейшего патриарха Никона и при нем и по нем печатных), никаких иных рукописных не обретается» (Указы 1721 г., рукопись Типографской библиотеки 73, л. 38, 40 об.–41; см. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. 1. СПб., 1868, стб. 141). Но вскоре в патриаршей ризнице разыскали четыре Служебника: «первый Иова патриарха, в десть, 7112 (1604) года со златыми словами; второй в малую полдесть, харатейный, 6821 (1313) года, третий в полдесть, в бархате, четвертый в полдесть, оболочен дорогами полосатыми» – и, «уклав в ящик и запечатав своею печатью», отправили с дьяком в Св. Синод» (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. 1, стб. 141). Три из этих служебников возвращены в 1728 году в ризницу на хранение (стб. 141), а четвертый, и несомненно, Служебник патриарха Иова 1604 года, как гласит золотыми буквами написанная собственноручная подпись по листам рукописи: «лета 7112 (1604) майя в 1 день Божиею милостию смиренный Иов, патриарх Московский и всея Руссии, сию книгу, глаголемую Служебник, написав и украсив, положил в дом пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, в свою патриаршую ризницу, в нем же три службы – Иоанна Златоустаг о и Василия Великаго и преждеосвященная, по своей души и по своих родителех») исчез из Синодального архива и попал, конечно, не безмездно в «частныя руки», в которых он выручен был лишь «покупкою», по «представлению» и уже усиленному ходатайству К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1604 году при Борисе Годунове в Свияжске вместо деревянной церкви, псковскими мастерами возводится двухэтажная белокаменная церковь, сложенная из массивных известняковых блоков. Это предельно простой кубовидный храм, выстроенный из белого камня и увенчанный непропорционально маленькой главкой. Храм был переименован в Церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и был вновь освящен 25 сентября 1604 года, о чем свидетельствует древняя надпись на стене храма: «В лета 7113 году сентября в 25 день поставлен и освящен бысть сей храм во имя преп. отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского…». Храм Сергия Радонежского, последний на Руси храм эпохи «до Смутного времени». Борис Годунов, о царствовании которого почтительно упоминается в той же надписи, скончался при загадочных обстоятельствах (был отравлен?) полгода спустя. Началось время сменявших друг друга самозванцев и лишь 8 лет спустя тот же преп. Сергий, трижды явившись во сне Кузьме Минину, повелел собирать спасительное ополчение. Окрестности Свияжска, со всеми монастырскими владениями, сильно пострадали от грабежей Смутного времени — и неизвестно, удалось бы довести до конца строительство церкви, если бы не успели до осени 1604 года — последнего мирного года перед бурей… Храм Сергия Радонежского являет собой образец архитектуры русских столпообразных храмов XVI — начала XVII веков. Он сложен из белого тесаного камня разной величины. Церковь была устроена на втором этаже трапезной монастыря. Нижний этаж служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи, и жили монахи. Сохранились остатки внешней фресковой росписи на западной стене, справа от портального входа в церковь: композиция ветхозаветной Троицы, изображения Сергия и Никона начала XVII века. Внутри храм тесен вследствие необыкновенной толщины стен. В нем три престола, каждый с особым приделом. Первоначально было два престола, но в 1796г, вскоре после перенесения Иоанно-Предтеченского монастыря на настоящее место, устроен был в этом храме третий придел во имя св. пророка Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=07034

И. Татищева в казну в Важский приказ были приняты оброк, дани и «за данью» на 1605/06 г. крупная сумма – 85 рублей 30 алтын «с деньгою» , что в несколько раз превышает платежи Богословского моностыря и указывает на обширность его земельных владений. Герасим Гаврилович Едемский, единственный в монастырских документах величается с «вичем» (1596–1604 гг.): у него монастырские власти брали беличью шубу за 4 рубля, чтобы подарить приехавшему в монастырь «приказному» Ивану Елизарьевичу Волкову (16 июля 1596 г.); он ездил с судьями на Химаневский остров судить, а монастырь купил для них в качестве угощенья 5 ведер вина (июль 1596 г.). При сборе государевой дани и оброков в Шенкурском, монастырь платил Герасиму дань и оброк (24 мая 1597 г.); его вместе с другими «гостями» довольно пышно принимали в монастыре: для угощения было куплено вина на рубль (5 мая 1597 г.). Г. Г. Едемский давал в долг монастырю деньги: игумену в Москве – 5 рублей 5 алтын (вернули 29 апреля 1599 г.). В апреле 1599 г. монастырь платил Герасиму государев оброк с Разбойного острова в Шенкурске. В октябре 1599 г. «гостю Едемскому дали з вина полтину» (очевидно, вино купили у него) . Едемский дал монастырю 10 рублей по кабале (их отдали в 1603 г.); еще по двум кабалам 19 рублей казначей заплатил ему 14 ноября 1604 г. (см. публикацию, документ 5, 7). Очевидно, родной брат Герасима Федор Гавриловвместе с «братениками» Саввойи Григорием плавали «на Низ» – в низовье Северной Двины для рыбного промысла на монастырь (1596 г.); назван «зборщиком», занимался сбором государевых оброчных денег, ему монастырь заплатил рубль за Разбойный остров (22 января 1604 г.). ГригорийЕдемский давал взаймы игумену в Москве 8 гривен, а вернули 3 июля 1600 г. На приезд Михаила Едемскогоказначей купил ведро вина за 4 гривны 8 июля 1600 г. ; его шапку и ферези (по-видимому, вкладные) продали на общую сумму 2 рубля 2 гривны (1 июль 1609 г.). Василий Васильев Едемский заплатил монастырю по закладной кабале 4 рубля (июль 1614 г.); взял в монастырской казне под заклад разного сукна денег 6 рублей в августе 1614 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского , Иоанна Предтечи , Никона Радонежского Год постройки:1604. Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, д. 1 Координаты: 55.770091, 48.660109 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора около 400 метров. Монастырь будет справа. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев. Информация с сайта: Татарстанской митрополии РПЦ В 1990-е годы храм приобрел окончательный облик - надстроен четверик под четырехскатной кровлей, над ним и северо-восточным приделом возведены барабаны с главками, построена трёхъярусная колокольня с шатровым завершением, в 30-е гг. XIX в. шатер заменен купольным сводом с маленькой главкой. Официальной датой освещения храма считается 1604 г. Образец каменного зодчества XVI-XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=07034

Перед кончиной К. завещал 150 злотых на возведение церкви в «монастыре Пречистой Богородицы» (вероятно, в луцком Успенском жен. мон-ре, который принадлежал Луцкой кафедре). В загородной резиденции епископа Рожище, вероятно, при К. вместо старого храма была возведена Михайловская ц. В то же время в принадлежавшем кафедре с. Теремном Крестовоздвиженская ц. была ветхой; в недействующем Васильевском муж. мон-ре под Луцком богослужения не совершались, монастырская церковь обветшала, фактически мон-рем управлял пан Страдомский, как отмечено в описи 1607 г., «неизвестно, по какому праву». К. был противником братств, не допустил создания союзов мирян ни в Пинско-Туровской, ни в Луцко-Острожской епархиях (эти епархии, едва ли не единственные в Киевской митрополии, не были охвачены братским движением). К. поддерживал Львовского еп. Гедеона (Балабана) в его споре с Львовским братством. Этих иерархов связывали близкие отношения: в нач. XX в. в жидичинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре хранилась их переписка. В одном из писем Луцкий епископ говорит об отправке им во Львов «Книги бесед» вместе с др. книгами. Отношения между епископами испортились, после того как К. в 1596 г. начал борьбу за возвращение в свою юрисдикцию Жидичинской архимандритии, переданной королем в 1586 г. Львовскому епископу. К. добивался возвращения мон-ря Луцкой кафедре в суде, совершал вооруженные нападения на территорию Львовской епархии. В кон. XVI - нач. XVII в. К. вел и др. имущественные споры. В 1600 г. вооруженные отряды слуг К. и кн. Острожского напали на Глухскую (Новомалинскую) вол., имение кн. Василия Ело-Малинского, дело об опустошении волости рассматривалось в 1604-1607 гг. в Люблинском трибунале. 20 дек. 1603 г. К. жаловался королю на притеснения со стороны луцкого старосты Н. Семашко, совершившего нападения на имения Ставок и Троещина, а также на епископскую резиденцию в Луцком замке. В 1603-1604 гг. между К. и униат. Турово-Пинским епископом шел спор за находившийся на территории Турово-Пинской епархии Кобринский мон-рь, в 1596 г.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

Такова раба Божия Иулиания. Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Феогена Св. Феоген Епископ Парийский, города Троады, живший в IV веке. За исповедание веры Христовой он был осуждён Ликинием на потопление в море; перед исполнением казни он просил времени на молитву, и когда молился, то лицо его озарилось необыкновенным светом, что так поразило бывших при этом, что многие из них приняли христианскую веру. После утопления тело его было вынуто из воды христианами и предано погребению при городской стене, и здесь совершается много чудес и исцеляются болезни в прославление угодника Божьего. Св. Феодоты матери бессребреников и чудотворцев Козьмы и Дамиана Рано овдовевшая, она вела жизнь благочестивую и посвятила всю себя воспитанно детей в страхе Божием. Память её также 1 Ноября и в Сырную субботу. Преп. Аммона жившего в начале V века Он был настоятелем Тавеннисиотской обители, в Египте, в которой было при нём до 3.000 иноков. Преп. Макария Подвизался в IV в. в монастыре Писпер, на бер. Нила, где он был преемником учителя своего – Антония Великого . 1 Описание Киев. лавры, стр. 201. К. 1847. Ркп. святцы: «преп. Исаия (мая 15) и Сильвестр». 2 Жизнь прав. Иулиании описана сыном её Каллистратом Осорьиным, который в 1640 г. был губным старостой; он приводит Бога в свидетеля, что писал правду, и предоставляет поверить слова его расспросами соседей, лично знавших жизнь Иулиании. Это описание у Царского 129, 136, у Толстого с описанием чудес 2. 303. В переводе русском это житие, за исключением немногого, напеч. в «Русском вестнике» 1858 г. 19. Подлинная повесть, но без описания чудес, изд. в памят. стар. рус. литер. I, 63–67. 3 «Егда приближися её честное преставление: и разболеся декабря 26 д. и лёжа 6 дней». Поэтому, кончина на 7 день после 26 дек., последовала 2 января. И, однако, в печатном издании поставлено: «генваря в 4 д.», последнее – ошибка писца. В ркп. святцах: «св. боляриня Юлиания, яже бысть в с. Лазаревском, новая чудотворица, преставися в л. 7112 (1604) м. генваря во 2-й день». Осорьин: «погребоша у церкви праведного Лазаря, подле мужа её, в с. Лазареве, за четыре версты от града, в л. 7112 (1604) генв. в 10 д.». Служба правед. Иулиании у Толстого III. 68. (25). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В голодные годы Иулиания боролась не только за жизнь вверенных ей Богом людей, но и за спасение их душ. Ни один из них не совершил преступления в это страшное время разгула людской злобы, вызванной голодом. Живя в нищете, Иулиания, тем не менее, не унывала от жизненных невзгод, всегда была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. «Не опечалилась, не смутилась, не пороптала и не согрешила устами своими в безумии на Бога, и не изнемогла от нищеты, но более прежнего была весела», - свидетельствует ее агиограф. Тяжелый жизненный крест ей по ее молитвам помогал нести Господь. Когда же праведная Иулиания, вступив в преклонные годы, почувствовала, что дни ее сочтены, она у всех попросила прощения, благословила детей, призвала отца своего духовного иерея Афанасия и причастилась Животворящих Тайн Тела и Крови Христа Бога нашего, сказав: «Желанием возжелала великого ангельского образа еще с юности моей, но не сподобилась из-за грехов моих и нищеты, ибо недостойна была, грешница и убогая. Бог так изволил, но слава праведному суду Его». И умирала святая со славословием Богу на устах: «Слава Богу всех ради. В руце Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь». В тот час все присутствовавшие при кончине видели вокруг головы ее сияние в виде золотого венца, «яко же на иконах пишется». 2-го января 1604 года душа ее мирно отрешилась от тела. «Омыв, положили ее в клеть и в ту ночь видели там свечу горящую, и наполнился весь дом благоуханием». Одной из служанок было видение, которое повелевало отвезти тело усопшей в муромские пределы и положить у церкви святого Лазаря возле ее мужа. Родственники исполнили последнюю волю праведницы: 10 января 1604 года дубовый гроб с ее телом погребли в селе Лазаревском, у церкви святого Лазаря. Через 10 лет, в 1614 году, когда рядом с её захоронением рыли могилу для ее умершего сына Георгия, обрели нетленные мощи святой, источавшие сильнейший аромат. Благовонное миро и многие исцеления от него являются, согласно учению Церкви, свидетельством благочестивой и подвижнической жизни почившей, а потому в том же году Иулиания была прославлена Русской Православной Церковью как святая праведница. И после смерти святая оказывает благодатную помощь всем, кто к ней обращается с молитвой. Ее муж и дочь, монахиня-схимница Феодосия, причислены к лику местночтимых святых. «Самый подвиг праведной Юлиании в его смиренной красоте дает понятие о том, как глубоко Евангелие могло войти в совесть и преобразить жизнь древнерусского человека», - писал Г.П. Федотов, выдающийся знаток древнерусской житийной литературы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/15/...

Слава о чудотворном образе дошла («во ушиса вниде») до царя Феодора Иоанновича. В 1597 г. по его приказу икону принесли в Москву. Здесь ее украсили жемчужной ризой и серебряным окладом, а также обложили рамой с изображениями Господа Саваофа и пророков. К иконе приложили пелену с вкладной надписью царя Феодора и его супруги Ирины, а «царица Арына Феодоровна сделала к иконе пелену с крестом и подним вышито золотом, в коем году сию пелену она государыня приложила и со всяким предивным украшением и велели устроить монастырь и поставить церковь Рождества Богородицы»; золотыми буквами было вышито: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105 (1597)» ( Троицкий. 1884. С. 12-13). Пелена хранилась в курском Знаменском мон-ре в деревянном футляре (Там же; Путев. по г. Курску. 1901. С. 12); местонахождение пелены неизвестно. Царь повелел восстановить разоренный татарами Курск, намереваясь вернуть туда икону. Образ сначала перенесли в основанную на месте часовни Коренную пуст. (в 1597, см.: Зверинский. Т. 2. С. 187), а вскоре - в Курск, где поставили в соборном храме Воскресения Христова в приделе Рождества Пресв. Богородицы. В правление царя Бориса Феодоровича Годунова, с 1601 по 1604 г., по стране «был глад великий и мор на люди». Курск в это время не пострадал от неурожая, кормил и себя, и жителей соседних губерний. В этом видели знак особого расположения Пресв. Богородицы к Курску, находившемуся под защитой Ее образа. Узнав о чудесах от иконы, царь Борис прислал в Коренную пуст. «образа, книги, колокола, ладан, пелены и церковные украшения». В 1604 г. Григорий Отрепьев приказал привезти К. и. в свою ставку в Путивле. Жители не ослушались приказа, т. к. считали его истинным царем, и отправили икону с диак. Поликарпом. Григорий носил образ с собой в сражениях, привез в Москву и поставил там в царских чертогах.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Относительно двух кирок, взятых у лютеран, свидетельствует опись имущества их, находящаяся в архиве соборном, неизвестно кем и по какому повелению составленная. Она написана в 1704 году. В ней, между прочим, сказано: „Кирка немецкая, а вновь строение в алтаре, месная икона с затвором. Иконостас в два пояса золоченый, Распятие рамы золоченое же. По большой улице, около той кирки ограда каменная, лавки каменные, приделаны к церковной ограде». Кирка эта, называемая киркою Иоанна Иерусалимского и есть нынешний Спасо-Преображенский собор. Он находится почти в средине города, в лучшей его части, на возвышении и фасадом или колокольнею обращен, на главную, Вышгородскую улицу. По мнению Гансена, здание собора есть одно из древнейших в городе. Вот его слова: „В августе месяце, 1502 года, под городом Псковом случилось кровопролитное сражение: тела некоторых убитых знатных лиц из немецкого войска были отправлены, чрез Чудское озеро, в Ливонию, для предания земле. Сие рассказывает Дерптский бургомистр Ниэнштет на 39-й стр. составленной им летописи, и он к тому присовокупляет, что, между убитыми в том сражении, находился и его родственник, некоторый рыцарь Аренд Волкенхар, тело коего привезено в Нарву и там погребено в церкви за алтарем». Летопись Ниэнштета писана, как видно из предисловия, в 1604 г. След. если в 1604 г. был в Нарв. церкви надгробный памятник рыцаря Волкенхара, убитого в 1502 г., то нет сомнения, что при взятии города русскими в 1558 г. церковь не сгорела. След. она существовала ранее 1502 года. Древность соборного здания видна и из того, что внутри собора есть надгробные плиты от 1314 г. Теперь плитный пол собора покрыт деревянным. А что собор был прежде католическою, а потом – лютеранскою церковью, на это есть признаки в соборе. Устроенный вместо лютеранской церкви собор освящен, по свидетельству Гансена, 29 июня 1708 года, в присутствии Петра Вел. и посвящен Преображению Господню. Собор построен из плиты, в древнем Романском стиле. Это – продолговатое здание с карнизами и черепичною крышею; с севера его поддерживают три, а с юга – пять плитных контр-форсов. Стены гладко отштукатурены. Внутри собора, на каждой стороне, находится по 5-ти плитных, шестигранных колонн. На колоннах – попорченные капители и базы, обитые листами из желтой меди и расположенные, по длине собора, параллельно между собой и в равном расстоянии друг от друга и от стен собора. Вверху, от колонн к стенам, устроены невысокие арки, а между ними, от 4-х точек упора, сведены некрутые, спиральные, 4-х реберные своды, во всю длину храма, в три ряда, по шести сводов в нижнем ряду. В сводах – множество круглых, в 2 вершка в диаметре, отверстий, для резонанса или для вентиляции. Стены собора, толщиною в 1 саж., к верху утончаются и своды имеют уже ¾ аршина толщины. Стены в 1863 году внутри отштукатурены под ватерпас, а колонны обделаны цементом и окрашены белою масляною краскою; своды не оштукатурены и остаются в первобытной кладке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010