Так, в древлеписьменном Служебнике 14-го века, принадлежащем Синодальной библиотеке 954), в службе Василия Великого : «иерей же благословляя обоя святая глаголет: Преложи я Духом твоим Святым. Диакон: аминь, аминь, аминь». Так же в Служебниках 15-го века библиотеки С.-Петерб. Духовн. Академии под 540 и 562, 16-го века библиотеки Троицко-Сергиевской лавры под 225. А в Служебниках 15-го века библиотеки Троицко-Сергиевой лавры под 224 и библ. С.-Петерб. Духовн. Академии под 534, 541 и 838 написано: Диакон: аминь, аминь. И в старопечатном Служебнике Срятинском 1604 г.: «иерей же, благославляя обоя святая, глаголет: преложи я Духом твоим Святым. Диакон: аминь, аминь, аминь». Так же в старопечатных Служебниках Киевских 1620 г. (стр. 108 и 259), 1629 г. (стр. 63 и 184), 1639 г. (стр. 321 и 521); в Виленском 1617 г. (стр. 86 и 218), напечатанном в Евю 1638 г. (л. 45 об. и 89), Дельского монастыря 1646 г. 6 . В четвёртом на десять пункте: «в новопечатных по причащении указано глаголати: Воскресение Христово видевше до конца; светися, светися, О пасха великая; а в харатейных и старопечатных сего несть». Св. Василий Великий в чине составленной им литургии, в молитве, внегда потребити святая, пишет: «Исполнися и совершися елико в нашей силе, Христе Боже наш, твоего смотрения таинство: имеем бо смерти твоея память, видехом воскресения твоего образ, наполнихомся безконечныя ти жизни». Если же, по свидетельству Василия Великого , во св. литургии не только смерти Христовой бывает память, но и воскресения образ, то по совершении св. литургии при вложении оставшихся частиц тела Христова во св. чашу справедливо положено церковию читать: Воскресение Христово видевше, и прочие стихи. Какое же Денисов находит несообразие или какую ересь в том, чтобы в указанное время читать сей стих, когда, по слову св. Василия Великого , в литургии видится воскресения Христа образ? Если в этом, по его мнению, ересь, то не будет ли ересию читать сей стих и пред иконою Воскресения Христова? 7 . В пятом на десять пункте: «в новопечатных положен стих: Видехом свет истинный, и проч.; а в харатейных и старопечатных сего несть».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Такое разнообразие в практике греческой церкви отразилось и на практике русской церкви, где также употреблялось в разное время неодинаковое число просфор – от одной до восьми. Так, в харатейных Служебниках XII в. преп. Варлаама Хутынского и Антония Римлянина (Син. библ. 604 и 605, у Озер. 2, 412–13, 416) упоминается только об одной просфоре, а в харатейном Служебнике XII в., хранящемся в библ. Спб. дух. акад., прежде же в библиотеке новгородского Софийского собора под 5, указывается пять просфор: для агнца, в честь Богоматери, за святых, за здравие и за упокой. В пергаменной Кормчей XIII в., хранящейся в Московской синод. библиотеке под 132, в ответах св. Нифонта, еп. новгородского, иеромонаху Кирику сказано, что по нужде можно служить на одной просфоре; в Служебниках же того же века или совсем не указывается числа просфор, или же, как напр. в Служебнике, хранящемся в библиотеке СПБ. дух. акад. под 55, число это определяется пятью. В XIV в. общим правилом было употреблять пять просфор (см. напр. харат. Служеб. библ. СПБ. дух. Акад. 59 и Румянц. муз. 400), но в виде исключения употреблялось четыре (без Богородичной) и три (когда служилась литургия за болящего). Однако, и в это время были служебники, в которых число просфор точно не указано. В XV и XVI вв. в одних Служебниках требуется для проскомидии пять просфор (см. в Вып. Озер. ч. 2, стр. 414–415), в других – три, но в большинстве – шесть, (см. в Вып. Озер. 2, 420–421), 358 причем за священный чин полагается отдельная просфора – 4-я, 5-я же – за царя и царский дом, за бояр, за воинство и всех православных, 6-я – о упокоении скончавшихся. Это количество просфор и с тем же знаменованием перешло и в печатные Служебники, начиная с п. Иова и до п. Иосифа включительно. В них сделано только одно добавление: в монастырях после 5-й просфоры полагается особая просфора за игумена и братию – 6-я по счету, а за упокой уже 7-я. 359 Таким образом, и по патриаршим Служебникам, в городских и сельских церквах полагается 6 просфор, и только в монастырских семь. Но в то же время в печатных Служебниках – Стрятинским 1604 г., Виленском 1617 г., Киевских 1629 и 1639 гг. указывается пять просфор (см. у Озерск. 2, 427–431), а в Номоканоне, переведенном с греч. яз. и изданном в Киеве в 1624 г., прямо сказано: «на Святой Проскомидии Божественныя литургии пять просфор да имаши. Первая, за Господьский хлеб. Вторая, Пресвятыя Богородицы. Третья, за святых. Четвертая, за живых человек, ихже хощеши поминати. Пятая за усопших» (стр. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Тогда суд начал расследование в его отсутствие, заслушав свидетелей, и в результате низложил архиепископа. Однако Афанасий I убедил представителей местных властей арестовать экзархов и заключить их в тюрьму. После этого созванный в 1600 г. в К-поле Собор объявил Афанасия I низложенным, но тот не пожелал подчиниться его решению, продолжая богослужение и управление Церковью. Избранный на его место архиеп. Вениамин (являлся Кипрским архиепископом по крайней мере в июне 1600, хотя документ, подтверждающий его избрание был получен от К-польского патриарха только в янв. 1601) столкнулся с противодействием сторонников Афанасия I. Нестроениями в КПЦ воспользовался Антиохийский патриарх Иоаким VI, который в кон. 90-х гг. XVI в. заявил о своем праве поставлять кипрских архиереев. Однако Мелетий Пигас не поддержал его претензии. После расследования дела Афанасия I К-польским патриархом Матфеем II тот был в 1601 г. повторно низложен. Архиеп. Вениамин в 1600-1601 гг. вел переговоры с представителями Савойского герцога Карла Эммануила I о подготовке антитур. восстания на Кипре. Из-за слухов, распущенных сторонниками Афанасия I, что письмо Матфея II о поставлении Вениамина архиепископом является поддельным, тот в 1602 г. снова поехал в К-поль к новому патриарху Неофиту II, к-рый выдал ему документ, подтверждавший его хиротонию и отлучение Афанасия (авг. 1602). Тем не менее в 1604 или в 1605 г. Вениамин отрекся от архиепископского престола и киприоты обратились за помощью к Александрийскому патриарху Кириллу III Лукарису (см. Кирилл I Лукарис , патриарх К-польский). В янв. 1606 г. он прибыл на остров. Свое участие в разрешении церковных проблем на Кипре он объяснил в письме К-польскому патриарху не как вмешательство в дела автокефальной Церкви, а как «дело любви» ( Θιλππου. 1975. Σ. 52). Собор кипрского духовенства просил для прекращения нестроений совершить хиротонию нового архиепископа. Кирилл Лукарис рукоположил Христодула I (1606/07-1639, 1640-1641), к-рый не отличался ученостью, но обладал мн.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

183 Аще в чем погрешил есть исправитель сея книги, или и типограф не преблюде коего места; молимся, прощению сподобляйте, братие: «обыче бо нечто сицево бывати в таковех, паче же в начале». У Строева в опис. книг Толстого стр. 101–104. 185 При первом издании октоиха во Львове с 1630 г. писали, что сия книга «весьма разнится по спискам, от нерадения и невежества писцев наших; она не сходна с греческими списками, даже не близка к смыслу и разнится в тропарях и словах». Посему сличали текст а) с московским изданием 1594 г. и с дерманским 1604 г. б) с письменными молдавскими; в) наконец с греческим октоихом, присланным от константинопольского Патриарха Кирилла. Вновь переведены с греческого «на стихологиях вторые тропари, кондаки и икосы осми гласов, на каждую неделю» (Опис. книг Толстого стр. 184. 185). При втором издании в 1639 г. та же книга «зельным тщанием пресловутых ктиторов опасно с еллинсками изводы разсуждена и исправлена». (Там же 211). Послесловие к третьему изданию анфологиона 1643 г. говорит: «напечатана быть третицею уже, всеконечно изследована, распространена и исправлена с еллинскими истинными изводы». В заключении: «молим со умилением, аще кая неблагоискусна словеса и неблагостойна или поползновенна некая погрешения в сей книге обрящутся, не посуждати, ни поносити люботруждшимся». (Там же 224). Первое издание львовского Анфология было в 1632 г., второе в 1645 г. Триодь цветная, изданная во Львове 1642 г., сверена была с греческой. 186 См. предисловия к книгам времени Могилы и особенно предисловие к служебнику 1639 г. Королевская привилегия Митрополиту Сильвестру, данная 1649 г.: «цензуру книг при Митрополите и Епископах православных епархий оставляем». Прежде Могилы исправлял книги Митрополит Иов. Строева опис. книг Толстого 61. 63. Иов, еще будучи игуменом Михайл. мон., перевел с греч. анфологий, напечатанный в Евю 1619 г.; архим Захарий копыстенский пересмотрел перевод и издал в Киеве 1627 г. Часослов 1617 и Анфологион 1619 г. с прибавлением песней и пений русским Святым у Сахарова 163. 178.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

259–264 – поучения иереям об исповеди; л. 265–269 об. – поучение хотящим причаститься; л. 270–270 об. – наставление духовнику, о чем спрашивать на исповеди. Описание: Алмазов. Т. 1 С. 568–573. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 156–159 (M-Q. I.268). Q. I Требник. XV в. 4°. 167 л. Запись: л. 149 об. – круглая печать с надписью «Иоан». Содержание: л. 68–80 – чин исповеди. Описание: ПС XV, 1533. Q.I.595. Требник. Рубеж XVI –XVII вн. 4°. 341 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами ВВ, вид: Брике, 12701 (1573 г.); 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем и литерами РО, вид: Лихачёв, 4126 (1587 г.): 3) Башни с литерой М, тип: Брике, 15936–15937 (1586–1604 гг.); 4) Кувшин с одной ручкой и цветком, не отожд.; 5) Кувшин с двумя ручками, цветком и годом 1596, вид: Лихачёв, 3318–3322, 1784–1785. 4101 (1596–1600 гг.); 6) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами GG. вид: Брике, 12736 (1597 г.); 7) Кувшин с двумя ручками и крестом, вид: Хивуд, 3540 (1600 г.); 8) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами FO/N, тип: Гераклитов, 429 (1610 г.); 9) [Pro Patria]/АГ=[вензель Гончаровых] (переплётные листы), вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 20 (1762–1763 гг.). Записи: чистый лист между л. 266–267 – «Се Свята Духова монастыря Киевского», «Тихвина Болшаго монастыря»; л. 92 – «Сава Иванов руку приложил»; л. 340 об. – «Диакон Иван Иванов». Л. 340 об.–341 писаны почерком конца XIX –начала XX в. Содержание: л. 63–91 об. – чин исповеди; л. 68 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 69–70 – поновление мужчинам; л. 70 об.–72 об. – поновление мирянам: л. 72 об.–74 – вопросник мужчинам (M-Q.I.595); л 74–75 об. – вопросник женщинам (Ж-Мих. Q 9); л. 75 об.–78 – поновление священнику-бельцу; л. 78–79 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 79 об.–82 – поновление инокам; л. 82–83 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 83 об.–85 об. – поновление инокам; л. 136–139 об. – чин причащения больного; л. 340 об.–341 – отрывок из чина исповеди. Q. I .729. Требник. 1640-е гг. 4°. 199 л. Филиграни: 1) Агнец пасхальный на щите под короной, вид: Дианова, Костюхина, 2 (1646 г.), Хивуд, 2843 (1648–1651 гг.): 2) Башни, тип: Дианова. Костюхина, 30 (1635, 1639 гг.). Запись: л. 112 – «Сия книга Ивана Петрова» (XIIIb.). Содержание: л. 171 об.–173 вопросник (М- Соф. 848 ); л. 173–174 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 161–162 (Ж- Соф. 848 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В Триоди Цветной пергаменной 14-го века, хранящейся в библиотеке А.И. Хлудова под 134 (л. 204): «Царю небесный утешителю душе истине иже вьзде сыи…» Так же и в рукописном Служебнике 16-го века С.-Петербургской Академической библиотеки 816 (в пятдесятницу вечер). Итак, выражение «Душе истины» не есть нововводство, напротив, в точности заимствовано из Евангелия и содержится в наших древлеписьменных и древлепечатных книгах. 3 . В осьмом пункте говорится: «в харатейных и старопечатных диакон глаголет: время послужити Господеви, благослови владыко; а в новопечатных: время сотворити Господеви, владыко благослови». Но как же Денисов не принял во внимание, что слова эти прямо взяты из псалма 118-го седмой-надесять кафизмы, где говорится в стихе 126-м: время сотворити Господеви ( Пс. 118:126 )? И стих этот во всех как древлеписьменных, так и древлепечатных Псалтырях читается так же: время сотворити Господеви. И в известном месте литургии этот псаломский стих так же приводится в Служебниках харатейных старописьменных и в старопечатных. Например: В Служебнике пергаменном 14-го века, хранящемся в Румянц. музеуме под 400: «Время сотворити Господеви, владыко благослови». В Служебнике, писанном в 1475 г., библиотеки Троицкой-Сергиевой лавры 224, л. 8 об.): «Время еже сотворити Господеви, владыко благослови». Точно так же и в других старописьменных Служебниках 15-го века. С.-Петерб. Дух. Академии под 532, 534, 535, 538, 541, 838 и в пергаменном Служебнике 160го века Хлудовской библиотеки 113. Из печатанных Служебников укажем следующие, в которых употреблено сие выражение: В Срятинском 1604-го года, стр. 56: «Время еже сотворити Господеви, владыко благослови». Так же в Служебниках печатанных: В Убнециех 1619 и 1654 гг.; в Киево-Печерской лавре 1620, 1629, 1631 и 1639 гг.; в Вильне 1616 г.; в Дельском монастыре 1646 г. После этого кто же не согласится, что Денисов сказал неправду, утверждая, будто «в харатейных и старопечатных» книгах содержится только выражение «послужити Господеви»?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

За несколько десятилетий русские прошли от Уральских гор до берегов Тихого океана. С 1590 г. Сибирью стал управлять Посольский приказ. В 1620 г. здесь была образована первая епархия – Тобольская – во главе с архиепископом Киприаном (Старорусенковым) 73 . В 1604 г. был построен Томский городок, в 1618 г. в верхнем течении реки Томи выросло новое укрепление – Кузнецкий острог (крепость, ныне город Новокузнецк Кемеровской области). В острогах и городках казаки и стрельцы несли караульную службу, охраняли окрестное население от нападений войск кочевых феодалов. Началось практическое освоение предгорных районов Алтая и Саян. Весной 1632 г. томский воевода снарядил отряд служилых людей и послал его в глухую таежную часть Северо-Восточного Алтая, к истокам Бии и берегам Телецкого озера, для сбора ясака (натурального налога с коренных жителей). Руководил отрядом боярский сын Феодор Пущин. Однако он не смог пройти весь путь. К осени его отряд добрался только до широты Барнаула и был вынужден вернуться назад. Одновременно к Телецкому озеру был послан отряд казаков под начальством боярского сына Петра Собанского. Он шел другим путем – через отроги Южного Салаира. Кочующий телеутский князь, приверженец феодального государства Джунгарии, пытался задержать отряд, но казаки развеяли кочевников и достигли места выхода Бии из Телецкого озера. Хождение в Алтайские горы становится регулярным. В 1639 г. на берегах озера побывал кузнецкий атаман Петр Дорофеев. Через три года он вновь вернулся сюда, но не задержался. В том же 1642 г. на зиму у Телецкого озера остался со своим отрядом П. Собанский. Ему было приказано тщательно ознакомиться с озером и в удобном месте построить крепость, «в коей бы можно содержать порядочный гарнизон». Постоянную крепость на Телецком озере он не решился строить из-за неудобства местности, но предложил построить ее на реке Лебедь. Таким образом, в первой половине XVII в. на Алтае стали возникать временные укрепленные места, острожки, маленькие крепости. Дальнейшая судьба Алтая полностью связывается с Россией. Коренное население вливалось в состав многонационального Русского государства, более высокого по своей социальной и культурной организации. Присоединение Сибири к России не только было значительным политическим актом, но и имело большое историческое значение, как начало хозяйственного и производственного освоения этой огромной территории, потенциальные возможности которой были открыты лишь с приходом сюда русских. Точную дату начального проникновения оседлого русского крестьянства на юг Западной Сибири, в частности на территорию современного Алтайского края, очень трудно установить. Есть ряд косвенных свидетельств о том, что крестьяне основывали здесь свои деревеньки еще в конце XVII в. Скорее всего, первыми поселенцами были крестьяне-раскольники, бежавшие из Центральной России. Поэтому среди жителей вновь образующихся поселений, среди заводских и рудничных служащих доля раскольников была велика.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Замечание. Во всех старопечатных Служебниках первое прошение ектении о готовящихся к просвещению читается, с вышеуказанными особенностями, так: Елико оглашеннии изыдите, О оглашеннии изыдите, елицы к просвещению изыдите: помолитеся иже к просвещению 36 . Здесь как оглашенным, так и готовящимся к просвещению повелевается изыти и в то же время эти последние приглашаются к молитве. Затем: в следующей ектенье первое прошение читается так: Елицы к просвещению приступите, иже к просвещению изыдите, елико оглашеннии изыдите: да никто от оглашенных, но елико вернии, паки и паки 37 ... Опять готовящимся к просвещению повелевается и приступить, и выйти. Такое изложение прошений, очевидно, представляет некоторую несообразность. Между тем во многих древлеписьменных и древлепечатных Служебниках указанные прошения изложены соответственнее самому существу дел. Так в харатейном киприановом Служебнике Синодальной библиотеки 601 первое прошение в первой ектенье читается: Елико оглашеннии изидете, оглашеннии изидете. елико оглашеннии изидете, помолитеся иже к просвещению: а во второй ектенье первое прошение читается так: Елико к просвещению изидете, иже к просвещению изидете, елико оглашеннии изидете, и проч. (л. 65) В другом рукописном Служебнике Сергиево-Лаврской библиотеки, 224, эти прошения читаются ещё точнее, именно 1-е прошение: елици оглашении изыдите, оглашеннии изыдите, елици к просвещению приступите, помолитеся иже к просвещению: 2-е прошение: Елици к просвещению изыдите, иже к просвещению изыдите, елици оглашеннии изыдите, да никто от оглашенных, елици вернии, паки и паки, и проч. Так же читаются сии прошения и в других рукописных и во многих древлепечатных Служебниках, например, в Служебниках: Синодальной библиотеки 952, библиотеки С.-Петерб. Духовной Академии 531, 532, 534, 536, 539, библиотеки МДА 122, в гедеоновском 1604 г., киевских 1620, 1629 и 1639 г., виленских 1583 и 1638 гг., острожском 1612 г., печатанных в Венеции 1519 и 1554 гг. и печ. в Дельском Монастыре 1646 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

Недорезов Андрей, подьячий, 1694 г., Ладога Недосека Иван, посадский человек, 1638 г., Москва Недостоев Андрей, пушкарь, 1639 г., Рязань Недоступка Федор, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Недошибин Степан, крестьянин, 1620 г., Нижний Новгород Недошив Иван, крестьянин, 1585 г., Арзамас Недошивка , крестьянин, 1624–1627 гг., Курмыш Недругов Назарий Бадеин [см. Бадеин], 1568 г., Ярославль Недужный Иван Васильевич Голохвастов [сл. Голохвастов], середина XVI в. Недужный – хворый, больной Недьяк, Недьяков : Недьяк Андреев, подьячий, 1567 г., Новгород; Иван Недьяков, слуга Бориса Годунова, 1594 г. Недюрев Алферий, судный муж, 1502 г., Переяславль; Устин Васильевич, 1539 г., Ярославль Неел, Неелов : Семен Неел, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Нееловы, XVI–XVII вв., Новгород и Дорогобуж [см. Кузовлев, Мухорт, Остуда] Неел, неела – неудача, неудачливый Нежата Твердилович [ср. Твердило], посадник, Новгород 59 Неждан, Неждановы – очень распространено [см. Дядин, Заика, Луговской, Оботур] Незамай, Незамаев : Незамай Иванович Потребинский [см. Потребинский], тысячник по Боровску, 1550 г.; Федор Незамаев, 1604 г., Новгород; Незамаев Яков, дворцовый подьячий, 1674 г. Не замай – не трогай Незван Дмитрий Степанович Ртищев [см. Ртище] Незд, Нездил Прокшич [см. Прокша], боярин, Новгород 60 Нездин Иван Моисеев, 1578 г., Кострома; Богдан Яковлевич, 1592 г., Арзамас [см. Шум] Незнайко Клементьевич Ершовский, 1568 г., Ярославль Незнан, Незнанов : Незнан, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Юрий Незнанов, казнен в 1570 г., Новгород Некарь Павлович Шелпяков [см. Шелпяк], дворянин, 1550 г., казнен около 1571 г. Некашин Истома [см. Истома], крестьянин, 1579 г., Шуя Неклюд, Неклюдов : Андрей Иванович Неклюд Мичурин [см. Мичура], 1504 г.; Неклюд Дмитриевич Бутурлин [см. Бутурля], первая половина XVI в.; Неклюд Исупов [см. Исуп] Аникеев, дворянин, 1550 г.; Неклюдовы, помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Багрим, Бардины, Ботвиньевы, Ерохов, Китоврасовы, Кутай, Непущий, Осколок, Розварин, Розвозов, Скобеев, Топорнин, Хорошев, Черевин, Якшило]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010