3) Православная Церковь установила вынимать из 3-й просфоры 9 частиц, а из 4-й и 5-й – неограниченное число, но этого до п. Никона не было. 364 Отв. В Стрятинском Служебнике 1604 года, Киевских – 1620, 1629 и 1639 гг. и некоторых других указано вынимать из 5-й просфоры 9 частиц, а о вынутии несколько частиц из 6 и 7-й просфоры говорится и в патриарших Служебниках (см. напр. Служ. 1647 г). 3) О трехсоставности креста Христова; возражения Старообрядцы учат, что истинный и животворящий крест есть крест трехсоставный или восьмиконечный, с изображением распятия, титлой и подножием; четвероконечный же крест, без изображения распятия, есть лишь ветхозаветная сень, образ креста Христова и в древности почитаем не был, а введен в употребление и почитание латинянами, от которых перенял его патр. Никон и ввел в России. Такое учение было высказано сначала первыми расколоучителями (Никитой, Лазарем, Аввакумом, Аврамием и др.) и в Соловецкой челобитной, а затем подробно раскрыто в Поморских и Керженских ответах. 365 На первых порах его держались все старообрядцы, но затем среди них начались споры о титле и формах креста, кончившиеся разделением между ними. Несогласия по этим вопросам не прекратились между старообрядцами и по настоящее время, почему одни из них поклоняются восьмиконечному кресту с титлой I. Н. Ц. I., а другие (филипповцы) не поклоняются; некоторые почитают кресты, сделанные лишь из рябинового дерева (рябиновцы) и при том, без изображения распятия, иные (дьяконовцы и австрийцы-окружники), воздавая преимущественное поклонение восьмиконечному кресту, считают, однако, достойным почитания в четвероконечный. «Когда идет речь и решается вопрос о приемлемых формах креста, говорит проф. Голубинский, то должно отличать: во 1-х, кресты или изображения крестов, на которых нет изображения распятого Спасителя или распятия», от крестов или их изображений, на которых находится изображение распятого Спасителя или распятия; во 2-х, самые кресты от изображения на них распятого Спасителя или распятия, так как изображение это обыкновенно делается на вторичном кресте, изображенном на тех крестах. «Распятым Спаситель изображался, как и до сих пор изображается, у греков и у нас на восьмиконечном кресте». Но что касается самых крестов, то они были и четвероконечными, и шестиконечными, и восьмиконечными, и семиконечными. 366

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

59 См. также письмо Иоанна Вишенского из Зографского монастыря к Львовскому братству с изложением упований и надежд истинно православных людей и с горячей просьбой о пребывании твёрдыми в православии; Арх. Ю.-З. России, ч. I, т. VII, стр. 24–26. 60 Русские иноки, ушедшие из Киева от татарского разгрома, впервые поселились на Почаевской горе в 1240 году; в 1527 году тут уже находилась православная обитель и каменная церковь Успения Пресв. Богородицы; см. стат. «Местечко Почаев», Вестн. Запад. России, 1867 г., кн. 6. 62 В Дермани (село в 40 вёрстах от г. Дубно) в 1604 году издан «Октоих», и в 1605 году «Лист патриарха Мелетия к Ипатию Потею, перев. с греческого Иова Горецкого. См. Перечень зап. рус. старопечати, в Памят. стар. в запад. губ. Батюшкова, вып. VI, стр. 182. О Дерманском монастыре см. в Памят. Киев. Кон. т. IV, стр. 31. Дерманская архимандрия в 1639 году, по решению князя Владислава Доминика Острожского и Заславского перешла в ведение униатского Холмского Епископа Мефодия Терлецкого; Вилен. Акты, т. XXIII, 182. 66 О враждебных братству действиях со стороны римской и униатской части Виленского магистрата, о домогательстве наложить хотя бы подати на братские дома и подорвать братские права, см. Вилен. Арх. Сбор. X, стр. 222 и Вилен. лет., стр. 55, 60. 67 В это же приблизительно время в руки униатов перешли некоторые монастыри, как-то: Лавришевский (Вил. Акт. XI, 24), Супрасльский, Мстиславский, Онуфриевский (Акт. Ю-З. Рос. II, 9) Лещинский (А. З. Р., т. IV, 162). 69 Константинопольский патриарх Матвей в 1600 году подтвердил ставропигиальные права Львовского братства, а патриарх Кирилл Лукарис в 1601 году; Макарий, Ист. рус. цер. т. X, стр. 333. 70 См. о щедрых пособиях молдавского господаря Иеремии Могилы Львовскому братству в Труд. Киев. Дух. Акад. стат. Голубева, Матер. для ист. зап. рус. прав. цер., 1878 г., июнь, стр. 154–158, а равно письма господаря и логофета Луки Строича, помещённые в I т. Юбил. изд. Льв. брат., XXVII–XLVI; XLVI–LII; LIV. 71 A. З. P., т. IV. 157; Летоп. Львов. брат. Жур. Мин. Hap. Просв., 1849 г. т. 62, под 1602 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Cyrilli Alexandrini operum tom. secund. Graece et latine. Lutetiae, 1638 10. Clementis Alexandrini opera. Graece et latine. Lutetiae Parisiorum, 1641 11. Justini philosophi et martyris opera. Graece et atine. Parisiis, 1636 12. Gregorii Nasianzeni opera. Graece et latine. Parisiis, 1630. Vol. 2 13. Johannis Chrisostomi operum tom. primus. Graece et lat. Parisiis, 1636 14. Ejusd: Tom. I. Latine. Basileae, 1539 15. „ „ V. „ „ „ 16. Augustini operum tomus sextus et septimus. Basileae, 1556 17. Isidori Pelusotae epist. Graece et lat. Parisiis, 1638 18. Johannis Damosceni opera. Lat. Parisiis, 1619 19. Ambrosii operum tom. IV-tus 1642 20. Hilarii Lucubrationes. Basileae, 1535 et 1550. Vol. 2. 21. Polianthea libri XX opera Langii. Genev., 1639. 22. Cosmae Magaliani commentaria in canticum Mosis, et in benedictiones Patriarcharum. Lugduni, 1616. 23. Villalpandi apparatus urbis ac templi Hierosolymitani. Romae, 1602. Tom. I 24. Ejusdem: explanationes de postrema Ezechielis propheta visione. Romae, 1604. Tom. 2. 25. Novi Testamenti catholica expositio, 1561 26. Commentaria in Acta Apostolorum. Antverp., 1629 27. Ejusd. in duodecim prophetas minores. Anv.,1625 28. Ejusd. in Ezechielem prophetam. Antv., 1634 29. Ejusd in Salomonis proverbia, 1645 30. Berchorii dictionarium, seu repertorium morale. Venetiis, 1583 31. Didaci de Celada commentarii in Esther. Lugduni, 1647 32. Antonii Velazquez commentarius in psalmum Da vidis centesimum. 33. Rudolph. Guatteri homelia in Evangelium M athei. Tiguri, 1590 34. Ejusd. Homeliae XXXVII. Tiguri, 1578. 35. Ejusd. Homeliae in duodecim prophetas minores. Tiguri, 1592 36. Cornucopiae contionatorum. Auct. Florentino Hanswick. Tom. 1. Antverp., 1646 37. Veritates aureae super totam legem veterem. Venetiis, 1590 38. Ant. Possevini S. I. Apparatus sacer. Venetiis, 1606. Tres tomi in duobus voluminibus ... 39. Joah. Duns. Scoti tom. I. Venetiis, 1627. 40. Christophori Varsevici de cognitione sui ipsius. 41. Josephi Spenranza scripturae selectae. Lutetiae Pa risiorum, 1631.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

9 Четыре сочинения Афонского монаха Иоанна из Вишни помещены в А. Ю. и З. Р., т. II, стр. 205–270. Назидателен, между прочим, его совет как надлежит избирать приходу священника: «прето вы пастыря собе тако избирайте: прежде назнаменайте несколико особ, от жития и разума свидетельствованных, яко суть благоговейныи и правоверни; также узаконете собе день и пост и сътворете бдение, съвокупившися в церковь , и молетеся Богу, да вам дасть и открысть пастора, его же жребием от сих реченных искушайте». См. также неизданные сочинения и послания Иоанна Вишенского, начала XVII стол, (числом пять) В Арх. юго-запад. России, ч. I, т. VII, стр. 19–48. – О богатстве тогдашних епископов можно, например, судить по описи движимого имущества, принадлежавшего Луцкому епископу Кириллу Терлецкому; см. эту опись в А. Ю и З. Р., т. I, 218. 10 См. также письмо Иоанн Вишенского из Зографского монастыря к Львовскому братству с изложением упований и надежд истинно православных людей и с горячей просьбой о пребывании твердыми в православии Арх. юго-запад. России, ч I. т. VII, стр. 24–26. 11 Русские иноки, ушедшие из Киева от татарского разгрома, впервые поселились на Почаевской горе в 1240 году; в 1527 году тут уже находилась православная обитель и каменная церковь Успения Пресв. Богородицы; см. стат. «Местечко Почаев», Вестн. Запад. России, 1867 г., кн. 6-я. 13 В Дермани (село в 40 верстах от г. Дубно) в 1604 году издан «Октоих», и в 1605 году «Лист патриарха Мелетия к Ипатию Потею», перев. с греческого Иова Горецкого. См. Перечень зап. рус. старопечати, в Памят. стар. в запад. губ. Батюшкова, вып. VI, стр. 182. О Дерманском монастыре см. в Памят. Киев. Ком. т. IV, стр. 31. Дерманская архимандрия в 1639 гору, по решению князя Владислава Доминика Острожского и Заславского перешла в ведение униатского Холмского Епископа Мефодия Терлецкого; Вилен. Акты, т. XXIII, 182. 17 О враждебных братству действиях со стороны римской и униатской части Виленского магистрата, о домогательстве наложить хотя бы подати на братские дома и подорвать братские права, см. Вилен. Арх. Сбор. X, стр. 222 и Вилен. Лет., VIII, стр. 55, 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

VII в.), Григорий (после сер. VII в.), Аркадий II (ранее 680), Епифаний II (упом. в 680-681), Феодор (80-е гг. VII в.), свт. Иоанн I (ранее 691 - после 698), свт. Георгий I (упом. в 750-754), Феофан (после 754), свт. Дамиан (VIII в.), свт. Софроний I (VIII в.), Фома (VIII в.), Христофор (VIII в.), Константин II (упом. в 783 и 787), Иоанн II (кон. VIII - нач. IX в., упом. в 805/6 (?)), Алексий (упом. в 849), Василий I (упом. в 867), Епифаний III (упом. в 869-870), свт. Евстафий (888-?), свт. Евфимий I (кон. IX в., нач. X в. или кон. X - нач. XI в.), Иоанн III (X в.), аноним, возможно, Порфирий (упом. в 1054), аноним при Алексии I (упом. в 1094), возможно, он и Василий II (ранее 1106/07) - одно лицо, Николай Музалон (1106/07-1110/11, впосл. патриарх К-польский 1147-1151), Феодорит (после 1110/11-1152), Иоанн IV Критянин (1152-1174 (?) (не ранее 1170)), Варнава II (1174 - ?), Епифаний IV (2-я пол. XII в.), Софроний II (упом. в 1190/91 и 1196), Исаия (не позднее 1204 - между 17 июня 1209 и 14 сент. 1222), Симеон (существование преемника Исаии по имени Симеон не признается совр. историками), Неофит (1220/21 - ранее 1251), Георгий II (избран в 1251, но не утвержден папой Римским), Герман I Писимандр (1254-1274), титул архиепископа Кипрского упразднен (1274-1571), неизвестный по имени серб (окт.-нояб. или дек. 1571), Тимофей (д " Акр; 1572-1587), Лаврентий (Палеолог, 1587 (?)), Неофит II (Урсиний Дукатарий, 1587-1592), Афанасий I (1592-1602), Вениамин (не позднее июня 1600 - 1604/05), Христодул I (Лузиньян?; 1606/07-1639; 1640-1641), Парфений (авг. или сент. 1639 - нач. марта 1640), Никифор (не позднее июня 1641-1674), Иларион (Кигалас; 1674-1679), Христодул II (?), Иаков I (ок. 1679 - ок. 1689), Герман II (ок. 1690-1705), Афанасий II Даббас (1705-1707; патриарх Антиохийский Афанасий III 1685 или 1686-1694, 1720-1724), Иаков II (1707-1718), Сильвестр (1718-1733), Филофей (1734-1759), Паисий (1759-1767), Хрисанф (1767-1810), Киприан (1810-1821), Иоаким II (1821-1824), Дамаскин (1824-1827), Панарет (1827-1840), Иоанникий (1840-1849), Кирилл I (1849-1854), Макарий I (Христодулидис или Мирианфевс, 1854-1865), Софроний III (Финиевс, 1865-1900), кафедра вдовствует (1900-1909), Кирилл II (Пападопулос; 1909-1916), Кирилл III (Василиу; 1916-1933), кафедра вдовствует (1933-1947; местоблюститель Леонтий, митр.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

XVII в. и разгоревшийся во 2-й пол. XVII в. в Москве, имел большое значение для истории Русской Церкви (об истории полемики и содержании спора см.: Миркович. 1886; Прозоровский. 1896). Определяющим фактором в истории рецепции православными в Малороссии (присоединенной в 1596 к католической Польше) католич. учения об освящении Даров установительными словами стало широкое распространение изданной Римской Церковью в 1570 г. по итогам работы Тридентского Собора новой редакции Миссала (Missale Romanum), содержавшей не только литургические тексты, но и подробные комментарии богословского и практического характера. Противодействие распространению униатства и католичества со стороны православных Малоросии выразилось в активизации издательской деятельности, исправлении богослужебных книг и школьной реформе. Но несмотря на это, лат. схоластическое учение о сущности, форме, материи и интенции в таинствах проникло в новоисправленные богослужебные книги южно-рус. печати: Стрятинский Служебник Гедеона (Балабана) 1604 г.; Виленский Служебник 1617 г.; Служебник митр. Петра (Могилы) 1629 г., переизданный с поправками и дополнениями в 1638 и 1639 гг.; и особенно Требник митр. Петра (Могилы) 1646 г., в к-рый свт. Петр поместил многочисленные комментарии, основанные на аналогичных комментариях послетридентских рим. Миссала и Ритуала (см.: Wenger A. Les influences du Rituel de Paul V sur le Trebnik de Pierre Moghila//Mélanges en l " honneur de Monseigneur M. Andrieu. Strasbourg, 1956. P. 477-499; Meyendorff P. The Liturgical Reforms of Peter Moghila: A New Look//SVTQ. 1985. Vol. 29. P. 101-114). То же католич. учение о таинствах оказало влияние и на богословские сочинения малороссов: «Катехизис» и «Экзегезис» С. Коссова 1635 г.; «Лифос» 1644 г. и «Малый катехизис» 1645 г. митр. Петра (Могилы); «Мир с Богом человеку» архим. Иннокентия (Гизеля) 1669 г. (сочинение было одобрено как православное патриархом Московским Иоасафом II); «Выклад о церкви святей и о церковных речах» мон. Феодосия (Сафоновича) (в 1667 на белорус.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Вассиан Санин 1506–1515 Иоанн IV 1520–1525 Кирилл III 1526–1538 Досифей 1539–1542 Алексий 1543–1548 Никандр 1549–1566 Корнилий 1567–1574 Иона И 1574–1576 Авраамий упом. в 1577 Давид 1578–1582 Евфимий 1583–1585 Иов 1586 Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603 до 1589 года архиепископ Uoha II , Думин 1603–1604 Кирилл Завидов 1605–1606 Филарет Романов 1606–1609 Кирилл Завидов, вторично 1611–1616 Варлаам Старорушин 1619–1652 Иона Сысоевич 1652–1691 Иоасаф Лазаревич 1691–1701 Димитрий Туптало 1702–1709 Епископы и архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов, еп. 1711–1718 Георгий Дашков 1718–1730 до 1726 года епископ Иоаким 1731–1741 Арсений Мациевич, митроп. 1742–1763 Афанасий Вольховский, еп. 1763–1776 Самуил Миславский 1776–1783 до 1777 года епископ Арсений Верещагин 1783–1799 до 1785 года епископ Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806 Антоний Знаменский 1806–1820 Филарет Дроздов 1820–1821 Симеон Крылов-Платонов 1821–1824 Авраамий Шумилин 1824–1836 Филарет Амфитеатров 1836–1837 Евгений Казанцев 1837–1853 Нил Исаакович 1853–1874 Димитрий Муретов 1874–1876 Леонид Краснопевков 1876 Ионафан Руднев 1877 с 1863 года архиепископ Горийское викариатство Учреждено в 1811 году. 89 Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814 Гервасий Мачаварани 1814–1817 Стефан, князь Джорджазе, архиеп. 1819–1639 Никифор, князь Джорджазе 1842–1851 Киевская епархия. 90 Митрополиты Киевские и всея России (в Киеве): Михаил I, св. Грек 988–991 Леон (Лев I), грек 991–1007 Иоанн I, грек. 1008–1035 Феопемпт, грек 1035–1049 Кирилл I 1050 Иларион, первый из русских 1051–1054 Ефрем I 1055 Георгий I, грек 1067–1077 Иоанн II, грек, св. 1077–1089 Иоанн III, грек. 1089–1091 Ефрем II, грек. 1092–1097 Николай, грек. 1097–1102 Никифор I, грек 1103–1121 Никита, грек. 1122–1126 Михаил II, грек 1127–1145 Климент Смолятич, русский 1147–1154 Константин I, грек 1155–1159 Феодор, грек. 1161–1163 Иоанн IV, грек. 1164–1166 Константин II, грек. 1167–1177 Никифор II Пупомин, грек 1182–1198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос, на: Как должнствемъ знаменатис чтнаго и животворщаг крта; втъ. Десною ркою подобаетъ творити кртъ, полага на чел твое три персты, и глати во им ца и тогда низводи рк на персь, тмже бразомъ, и гли, и сна. и тд на десное рамо, глагол: и стаг дха, превод дае до лваго. И егда знаменеши т самаго стымъ симъ крта, подобаетъ совершити словомъ симъ, амин. Ил егда твориши кртъ твой моеши глаголати: Гди сне помилй м гршнаго, амин. 5 . История о великом княжестве Московском, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей в Лейпциге 1620 года, переведенная на русский язык А. Шемякиным (см. «Чтен. Императорского Общества истории и древностей Российских при Моск. Университете» 1865–1867 г.). Иностранец Петрей, родом швед, который, по его словам, несколько раз бывал в России, еще при Борисе Годунове (1598–1604 г.) и последующих царях до Михаила Феодоровича, послом от своего государя, несколько лет жил между русскими, тщательно наблюдал их веру и обряды, и вносил в свою летопись лишь то, что видел своими глазами, вот как описывает крестное знамение у русских (стр. 401–402): «В домах у москвитян, как бедных, так и богатых, есть живописные образа... При всяком входе и выходе они кланяются и крестятся пред образами.... Особливо, когда идут спать, встают с постели, выходят из-за стола, или из дому, и опять входят в него, они наклоняют голову пред образом и крестятся три раза тремя согнутыми пальцами, большим, указательным и самым длинным». 6 . Описание путешествия в Московию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем Голштинского посольства Адамом Олеарием, переведенное на русский язык и изданное в Императорском Обществе истории и древностей российских (Москва 1870 г.), хранящееся под 344. В этом «Описании» на странице 330 иностранец, между прочим, говорит: «Они (русские) стоят пред образами с непокрытыми главами, ... кладут поклоны и осеняют себя крестным знамением, точно таким образом, как описывает Герберштейн. Они употребляют для этого сложенными три главных перста правой руки, которыми прикасаются прежде к челу, потом к персям, и затем к правому и левому плечу».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

З). Когда и где были первые издания Славянского Октоиха? Георгий Самуил Бандке, профессор библиографии и библиотекарь Университета в Кракове, издал в 1815 году историю типографий сего города, начиная от первых тиснений до нынешнего времени. В этой истории, говоря о Славянских книгах, печатанных в Кракове, он отдает Октоиху бесспорное преимущество между всеми печатными книгами церковно-славянского языка. Октоих напечатан в Кракове в 1490 году 133 . Причиной, по которой Октоих был напечатан прежде в Кракове, были виды Гусситов на Греческую церковь . Они желали сблизиться со славянами православного вероисповедания. Святополк Фиол, имевший собственную типографию, взялся тайно печатать Славянские книги и напечатал сперва Октоих, потом Часослов и Псалтирь, но вскоре, будучи преследуем католиками, отказался от своего дела 134 . Во второй раз Октоих напечатан в Черногории в 1495 году. Между тем, Россия в продолжение этого времени не имела у себя ни одной печатной книги, а письменные время от времени становились неисправными. Царь Иоанн Васильевич Грозный на стоглавом соборе 1551-го года решился завести в Москве типографию и завел ее в 1553 году, но по новости дела, Октоих едва был напечатан в 1594-м 135 . Потом здесь многократно был издаваем, как то: 1616, 1618, 1620, 1631, 1639, 1644, 1649, 1686, 1689, 1692 г. и так далее, все в двух частях 136 . В начале XVII века повелением Острожского князя Константина Константиновича заведена новая типография в Дерманском монастыре, принадлежащем помянутому князю. В сей типографии в первый раз напечатан Октоих 1604 года, а потом в 1616 и 1618 годах. В Львове первый раз напечатан Октоих 1630 года благословением святейших восточных Патриархов, прежде бывших: Иоакима Антиохийского, Мелетия Александрийского , Иеремии Константинопольского, и в то время восседавшего на Константинопольской кафедре Кирилла Лукаря. В Венеции Октоих был напечатан однажды 1644 года 137 . Наконец, в Киеве Октоих в первый раз был напечатан 1699 года при Петре Великом, Патриархе Адриане, Митрополите Киевском Варлааме Ясинском, при Архимандрите Киевопечерской лавры Иоасафе Кроковском и при Иоанне Мазепе 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Здесь содержатся все требы мирские, монашеские, освящение мира, чинопоследования, совершаемые для частных лиц «отнележе родивься человек наречение имене приимет и св. Крещение с помазанием великаго мира и прочая священная по преданию церковному даже до скончания своего», и общественные, совершаемые во время общественных нужд, как-то: молебны, чин воздвижения Честн[ого] Креста, освящение воды в день Богоявления и под. Всех чинов и молитв на различные случаи 113. В конце Требника приложены статьи: «О разрешении брашен в преданных седмицах» и «Заповеди различны св. апостол и богоносных св. отец», «занеже, – как говорит издатель в предисловии, – не у всех священников правила обретаются», и между самыми чинами положены «О святем Крещении от правил св. апостол и св. отец», «Вопрос о погребающихся в церкви» и «Поучение в Великий Четверток Иоанна Златоустаг о». Самым видным деятелем на поприще литургическом в южной России был известный вам воспитанник Киевской духовной академии, впоследствии Киевский митрополит Петр Могила . Его литургическая деятельность была так разностороння и обширна, что я наперед извиняюсь перед вами, мои достопочтенные слушатели, в том, что мое настоящее чтение будет кратко и едва ли характерно. Ввиду уже совершившихся перемен в моем положении мне не приходится останавливаться на личности Петра Могилы и обозревать подробно его литургическую деятельность. А это было бы и необходимо, и весьма интересно как потому, что труды его литургические не утратили своего значения и доселе, так и потому, что они оказали громадное влияние на подобные же работы в южной России после его смерти и, что особенно важно для нас, эти труды легли в основу литургической деятельности знаменитого в истории русск[ой] Церкви патр. Никона. Первым важным литургическим трудом П[етра] М[огилы] нужно считать изданный им еще в сане архимандрита в 1639 г. Служебник, который по своему содержанию имеет большое сходство с известным уже нам Стрятинским Служебником 1604 года, но и имеет и немало отличий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010