пустоши Запрудной на пуст. Воронковскую), 737, 240 (Договорн. 1699 г. м-ря с Францем Тиммерманом о постройке шлюпки и бота); III, 44, 279 (Приговор 1669 г. по делу о взыскании; архим. Никита), 343, 340 (Сказка 1701 г. о монаст. селах Кемских и Ярбозере); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документу 62, 15 (Промемория 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об окладах госуд. сборов), 90, 23 (Выписка 1723 г. о денежн. и хлеб. доход.); “Чтения в И. Обт. ист.», 1858 г., III, Отд. 1, 129 (О пребывании в заточении патр. Никона); 1859 г., I, смесь, 64 (Сборник снимков с печатей XV ст. и 1569 г.), III, Отд. 1, (Архим. Варлаама, “Опис. ист. археол. древностей и редких вещей, находящихся в м-ре»); 1860 г, II, Отд. 3, 1–69 (Архим. Варлаама, “Обозр. рукописей собств. библиотеки преп. Кирилла»), III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. было 21.590 крестьян); 1862 г., II, Отд. 1, 91 (в 1542 г. в м-рь заточен митр. Всероссийск. Иоасаф Скрипицын, а в 1565 г. погребен в паперти Больш. Успен. церкви еписк. Крутиц. Матфей, изгнанный сюда Грозным), 126 (игум. Афанасий, с 1551 г. еписк. Суздаль.); 1866 г., III, смесь, 8 (Грам. 1621 г. патр. Филарета о разрешении Вологод. архиеп. Нектария, жившего здесь на смирении; игум. Флавиан и Савватий); 1874 г., I, Отд. 1, (удаление Благовещ. иерея Селивестра); 1875 г., II, Отд. 1, 490 (вотч. в Гаретов. стане 1589 г.); 1876 г., I, Отд. 1, 134 (печалован. духовен. за опальных; преп. Кирилл); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 70 (инок Порфирий, с 1521 г. игум. лавры), 74 (сюда сослан митрой. Иоасаф, быв. игум. лавры 1529–39 г.), 80 (Илларион, с 1554 г. игум. лавры); 1879 г., II, Ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 115 (Назарий Романовский, архим. с 1800 по 1804 г.); 1881 г., I, жизнь и деятельн. митр. Даниила, 25 (здесь постригся преп. Нил Сорский ), 63 (инок Кассиан Патрикеев, учен. преп. Нила); 1882 г., I, Отд. 2, 40 (игум. Матвей, с 1615 г. митр. Киевский), II, смесь, 12 (Богомольн. грам. 1654 г. митроп. Ростов. Ионы архим. Митрофану); 1884 г., I, смесь, 20 (отпись 1660 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Десны, покрывающею соседние луга. Основан Трубчевскими монахами, не пожелавшими остаться в подданстве России, по грамоте короля Польского Владислава IV в 1642 г., в коей между прочим говорится: Вельможный каштелян Киевский Адам Кисель дал монахам пристанище в собственных своих владениях, находящихся в пределах киселевских и менских при р. Десне, где у перевоза Максаковского, когда-то в давнее время, при управлении Московском, был монастырь. В 1764 г. был положен в 3-м классе, в 1788 году исключен из штатов и в нем учрежден дом для содержания сумасшедших; в 1803 г. восстановлен для пребывания в нем единоверческих монахов; в 1829 г. иноки переведены в Высокогорский мон. Костромской губ., а на место их поступили монахини 3-ье классного мон., что Никодимова-Троицкая пустынь; в 1843 г. монастырь возведен на степень 2-го класса. В монастыре в 1681 г. был игуменом Димитрий Тупталович, потом митроп. Ростовский; с 1776 г. здесь же жил Константинопольский патр. Серафим, тайно удалившийся из Царьграда. В монастыре хранится портрет Адама Киселя, устроившего монастырь и скончавшегося в 1653 году. “Максаковский жен. Спасский монастырь”, Чернигов, изд. 1864 г.; тоже самое в “Чернигов. епарх. извест.”, 1864 г., 18–19; “Ист. Росс. Иер.”, V, 44; Ратшин, 540; “Полн. Собр. Закон.”, 1788 г., XXII, 16411; 1829 г., IV, 2819; 1843 г., XVIII, 17421; Проценко, “М-ри в России”, 35; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 684; “Извлеч. из отч. Об.-Пр.”, 1838 г., 79 (о выдаче из казны по 500 руб. в год взамен поступившей в каз. вед. Рябовской мельн.); 1843 г., 10 (о возвед. во 2 кл.); 1877 г., 22 (участие в Турец. войне); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 529, 11; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, VII, 31 (Показания 1668 г. об обвип. еписк. Мефодием; на стр. 76 упоминается игум. Иеремей Ширкевич); VIII, 8 (Челобит. 1669 г. об измене духовн. лиц), 9 (Распросные речи 1669 г.; игум. Иеремея), 20 (Статейн. список 1669 г. под 5 и 16), 64 (Посылка 1669 г. игум. Иеремии Ширкеевича к царю от архиеп. Лаз. Барановича с просьбою напечатать сочинение архиепископа под названием «Труба»), 88 (Милостивое слово 1669 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Письма Ф. П. Морозовой сохранились вместе с фрагментами ответных «грамоток» Аввакума и публикуются вместе как единый комплекс текстов; они заново выверены по подлинникам, хранящимся в РГАДА. 2504 Письмо затрагивает ряд проблем, возникших в отношениях Ф. П. Морозовой с семьёй Аввакума в 1669 г. Как выясняется из писем, произошла крупная ссора боярыни с юродивым Федором, игравшим заметную роль в деятельности московских старообрядцев. Федор (Феодор) – один из активных приверженцев Аввакума, стал его «духовным сыном» в 1664 г., когда Аввакум возвращался – через Устюг – из сибирской ссылки в Москву. В Москве Федор подолгу жил в домах Аввакума и боярыни Морозовой, вместе с сыновьями Аввакума навещал его в заключении в Боровском Пафнутьеве монастыре в 1666 г. и др.; по-видимому, летом 1669 г. он перебрался к семье Аввакума на Мезень, участвовал в распространении его сочинений, осенью 1669 г. тайно ходил с Мезени в осаждённый Соловецкий монастырь с «грамотками» протопопа; казнён на Мезени в марте 1670 г. Суть конфликта Ф. П. Морозовой с Федором в 1669 г. не вполне ясна, но ссора приняла довольно крупные размеры: боярыня выгнала из своего дома не только Федора, но и поддерживавших его сыновей Аввакума. В письме ярко отражены обида Ф. П. Морозовой и ее стремление объяснить Аввакуму ситуацию, приведшую к ссоре. Печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, 594. 2508 Аввакум начал писать ответ сразу же – на обороте полученного им письма Ф. П. Морозовой; сохранился только фрагмент. Печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, 594. 2511 Это письмо Аввакума (сохранилось не полностью) представляет собой развёрнутый ответ на письмо Ф. П. Морозовой. С точки зрения Аввакума, причиной ссоры были интриги «худых людишек», «притрапезных плутов», живущих в доме Ф. П. Морозовой и «оттесняющих» от неё «наших» коварным «вымыслом». Датируется концом летаосенью 1669 г.; печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, 591. Письмо Аввакума написано на обороте полученного им письма Ф. П. Морозовой и Е. П. Урусовой (сохранилось лишь обращение: «Христолюбивому ... свету-душе моей батюшку Аввакуму Петровичю, многогрешная сестра твоя, болшая и меншая, и дети наши просим ... твоего благословения...» (РГАДА, ф. 7, 590)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как видим, это почти дословное повторение «ответа» на 3-й вопрос IV главы соборных определений 1667 г. Здесь более или менее раздельно обрисовываются отдельные моменты в понятии святотатства. Область святотатства, как преступления, ограничивается кражей одних лишь освященных вещей из алтаря, причем проводится различие между кражей ночной и кражей дневной. Ночная кража, как указывающая на обдуманное намерение и характеризующая преступника-святотатца, как лихого человека, карается строже, чем дневная. Последняя может быть совершена только ради «убожества.» Наконец при дневной краже различаетсяпервая свято-татьба и рецидивная. Но спрашивается: кто является субъектом святотатства по этим статьямъ? По мнению Белогриц – Котляревскаго 602 , которое принимаете и Есипов 603 , 13-я ст. соборного постановления 22 января 1669 г. касается одного лишь духовенства. Основание этого Белогриц-Котляревский видит 1) в самом заголовке соборных определений, и 2) в том обстоятельстве, что по полному собранию законов соборные статьи относятся к 1669 г. 604 , а не к 1667 г, как это отмечено в Актах Археографической Экспедиции 605 , а от того же 1669 г. в новоуказных статьях имеется статья о святотатстве (ст. 12). Это мнение вполне справедливо, особенно, если мы примем во внимание то, упущенное Белогриц-Котляревским, обстоятельство, что и постановления собора 1669 г. и Новоуказные статьи помечены одним и тем же числом, именно 22 января. А невозможно допустить, чтобы одна и таже власть издала в один день два постановления, одно на другое не совсем похожих. Естественнее, поэтому, думать, что статьи собора 1669 г. имеют значение только для одного церковного суда. В светских судах святотатство судить должны были по 12-ой новоуказной статье, которая имеет такое чтение: «А церковных татей, который тать войдет в день или в ночь и что возьмет от святых сосудов или потир, или иные какия вещи: и тем татям учинить казнь, отсечь левую руку, да правую ногу; а будет которые тати покрадут церковь , и что возьмут, и ему учиня наказанье, отсечь левая рука.» Эта статья, если ее сравнивать с 13 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

2155 Макарий. Архиереи. Мной подготовлен русский перевод этого источника: Митрополиты и епархии православной Антиохийской церкви в описании патриарха Макария III аз-За’има (1665 г.). Текст и комментарий//Вестник церковной истории 2012. N1/2 (25/26). С. 116–157. 2161 Павел Алеппский. Т. 5. С. 191–197; Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского. С. 261. Нельзя не согласиться с этой оценкой. Известны книги, переписанные Павлом в юности, в возрасте около 15 лет. Тогда он обладал исключительно четким и аккуратным почерком, напоминающим типографский шрифт. С годами архидиакон позволял себе все больше каллиграфических «вольностей», украшая буквы кудрявыми виньетками, подчас затрудняющими понимание написанного. 2163 Б.Л. Фонкич в частной беседе высказывал мнение, что тут сыграли свою роль нервные перегрузки, тяжелый стресс, который пришлось перенести Макарию и его спутникам во время пребывания на Кавказе в 1668–1669 гг. (подробности см. в гл. VIII и статье: Панченко К.А. Православные арабы и Кавказ. С. 65–67). Патриарх Афанасий III Даббас утверждает, что Павел был отравлен, и ошибочно датирует его кончину 22 июля 1669 г. (Atanasie Dabbas. P. 157). Ж. Насралла относит это к 22 июня того же года, ссылаясь почему-то на помеченное этим днем письмо Макария московскому патриарху Иоасафу, где упоминается о смерти Павла (Nasrallah J. HMLEM. V. 4 (1). P. 219). Ж. Насралле было неизвестно письмо Макария Артамону Матвееву из Тифлиса от 24 августа 1669 г., где приводится дата смерти Павла: 30 января (в тексте ошибочно «февраля») 1669 г. (РГАДА. Ф. 52/1. 1669 г. 21. Л. 7. См. также: Фонкич Б.Л. О дате кончины Павла Алеппского/Очерки феодальной России. Т. 13. М.-СПб. 2009. С. 289–292). 2164 О биографии Павла см. Павел Алеппский. Т. 5. С.150–174, 192–197; Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского. С.355. 2165 Павел Алеппский. Т. 3. С. 30; об образовании, художественных вкусах и литературном творчестве Павла также см. Павел Алеппский. Т. 2. С. 41, 64, 89, Т. 3. С. 131–132,149, Т. 4. С. 43, 47, 55, 74, Т. 5. С.150–174; Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского. С. 261, 265–267, 271; Крачковский И.Ю. Арабские рукописи Григория IV. С.11; Graf G. T. 3. P 110–113; Nasrallah J. HMLEM. V. 4 (1). P. 219–224; Kilpatrick H. P. 269–272.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в марте 1669 г. левобережная старшина и часть полков на раде в Глухове заключили новый договор с царем и избрали гетманом Д. И. Многогрешного, с рус. стороны была предпринята новая попытка вступить в переговоры с Дорошенко и И. Им были отправлены царские грамоты. Эта инициатива встретила живой отклик правосл. духовенства на Левобережной Украине. Его наиболее авторитетные представители - Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) и архим. Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) - высоко оценивали преданность И. Православию. Он признавался здесь законным митрополитом, его имя поминалось на службах, к нему обращались за консультацией по разным вопросам. Книга Иоанникия (Галятовского) «Мессия правдивый» была напечатана в 1669 г. с воспроизведением благословения и рекомендации И. В 1669 г. Иннокентий (Гизель) состоял в переписке с И., последний информировал его, в частности, о нападении Дорошенко на территорию левобережных полков. И Лазарь (Баранович), и Иннокентий (Гизель) были обеспокоены известиями о решениях Корсунской рады и видели в И. ту фигуру, к-рая может не допустить их осуществления. В письме к царю Иннокентий (Гизель) выражал убеждение, что союз правобережного казачества с османами будет разорван, если митрополит вернется на Киевскую кафедру. Оба духовных лица обратились с письмами к И., убеждая его способствовать переходу Правобережной Украины под власть царя. Так, Лазарь (Баранович) в письме к И. в 1669 г. подчеркивал, что Москва уже предоставила Украине такие вольности, к-рых «никогда бусурманин не даст». И. прислал Алексею Михайловичу любезное письмо с пожеланиями соединения «всего российского народа» под его властью и с просьбой о разрешении приехать в Киев. Одновременно с этим письмом в Москву попало письмо И. к одному из левобережных полковников - переславскому полковнику Д. Райче с предложением перейти под власть Дорошенко, и в просьбе И. было отказано. Тогда же, весной 1669 г., стало известно, что при активном участии митрополита в Стамбул выехало посольство с выборными представителями полков, чтобы завершить переговоры об установлении османского протектората. Предпринятые в 1670 г. попытки Ордина-Нащокина при содействии игум. Варлаама (Ясинского) повлиять на И. также закончились безрезультатно. В письмах к Ордину-Нащокину митрополит лишь сообщал о гонениях на православных со стороны католиков, об оскудении благочестия в Литве и просил о материальной помощи.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Кирилл , в мар. 1678. Корнилий , 1698 и 99. Иоасаф в 1717 бывший. Флавиан † в начале 1731. Иосиф определён 19 мар. 1731–44. Варлаам , 1763 и 64. 45 Кудин (Анкудинов), Харитонова пустынь, под Торопцем, упразднённый. [IV. 878, 879.] Строители Никифор , 1622, 31. Ефрем , 1634. ? Прохор (игум.) в нояб. 1640. Сергий (игум.) 26 дек. 1643. Корнилий , в мае 1659. Иосиф , бывший архим., в авг. (sic) 1660. Евтропий , 1689–99. Игумены Дионисий , 1704–9. Иосиф , 1711–1713. Нифонт , 1725–30; † ... Павел определён 15 авг. 1730; упом. 1736. Особые заметки IV, 50. Домантовский. IV, 70. Якобштадтский. Строит. Иосиф 1804 перев. из Крыпецкого; строит. Серафим 1817 перев. в Крыпецкий. IV, 123. Завеличьский Спасский. IV, 287. Иглин. IV, 296. Илиинский Пусторжевский. IV, 544. Княжицкий. IV, 805; V, 462. Краснодворский. (См. Пантелеймонов). V, 191. Псковский Никитский (со всполья). Чёрный поп Сергий , в дек.1630. V, 365, 582. Озерский. V, 366. Опоцкий Илиинский. V, 711. Торопецкого Рождественского Игуменьи: Марфа , в нояб. 1635. Екатерина Голохвастова определена 11 мар. 1727. Елисавета , 1763 и 64. VI, 437. Трехсвятительский. Кожина Николаевского игум. Досифей в дек. 1630. V, 47. Пригорода Изборска, Рождества Христова, Онуфриевы пустыни игум. Иоаким , 1562– 67. Мальского монастыря строит. Макарий Лошаков , в апр. 1668. Торопецкого Троицкого строит. Иона , в окт. 1669. Святоотецкого строит. Павел , в окт. 1680. Изборского Зарезницкого Николаевского игум. Иосиф , в апр. 1554. Мнтрь приписан к Псковскому Печерскому 16 нояб. 1584. Изборского Николаевского, в старом Городище, строит. Ефрем Ушаков и Никодим Кропивин последние. 16 нояб. 1584 приписал к Печерскому. Псковского Завеличского игум. Варлаам , 1499. Разные: IV, 141. Зачатейского, с Милца, в Пскове, строит-ца Агафия , 1669–73. IV, 82. Якиманского, с Полонища, в Пскове, девичий, строит-ца Иустиния , 1669. IV, 59. Златоустова Медведева, в Пскове Игум. Вассиан , в дек. 1630. – Харитон , 1669. – Антоний , 1719 и 20. Лазаревского, в Пскове Строит. Леонид , в дек. 1630.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист. акт. 4, 531. 383 Показание соловецкого старца Варлаама: «а как де их воровские сходбища бывали, и братию и служебников, которые к их воровству не приставают, в трапезе запирали сильно». Далее говорится о составлении челобитной. Ист. акт. 4, 536. 537. См. ниже прим. 388. Архимандрит Маркелл: «обличающии же оных мятежетворцев многая злолютства в оковах и темницах пострадаша от них». 384 Акт. эксп. 4, 160 грам. 27, дек. 1667 г. Чадаев и Архимандрит Иосиф прибыли к монастырю с грамотой Царя 23 февраля 1668 г.; но Иосиф и теперь не был принят. Азарий и Геронтий писали к Царю, что будто потому не приняли они Архимандритов Варфоломея и Иосифа, что те незаконно распоряжались собственностью монастыря, а между тем в конце письма говорили, что ни за что не согласятся принять новых книг (ркп. письмо с Чадаевым). 385 «Воры сотники с товарищи про великого Государя говорят такие слова, что не только написать, но и помыслить страшно». Ист. акт. 4, 533 самые слова стр. 532. Азарий и Бородин в октябре 1669 г. попали в сумский острог (царск. грам. 25 октября 1669 г. в акт. эксп. 4, 171). Поскольку же по показанию выходцев пальба открыта была по настоянию Азария и Бородина, а в октябре 1669 г. они уже сидели в сумской тюрьме, то монастырь заперт без сомнения в начале 1669 г. 386 По словам Денисова, при Волохове в монастыре было до 1500 человек. Это слишком много. Выходцы говорили: «а братьи де в монастыре 200 человек, да бельцев 300 человек; а в осаду в соловецком монастыре померло, и на башнях и по городу от пушечной и мушкетной стрельбы побито 33 человека». О военных снарядах и запасах пищи они же. Ист. акт. 4, 533. 387 Ист. акт. 4, 532. 535. По свидетельству Архимандрита Маркелла исступленные изуверы «изодрали и побросали в море более 200 книг московской и киевской печати: евангелия, апостолы, псалтыри, библии, служебники, требники, октоихи, минеи». Фаддей Бородин доходил до такого неистовства, что рубил и жег все святые кресты с титлой. Но пусть бы не принимали новых книг! Какая совесть заставляла портить старые книги, выскабливать, заклеивать старые слова и вписывать свои новые? А это видел Архимандрит Маркелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В апр. 1668 г. И. и его дядя чашник подольский Александр с отрядом из 200 солдат силой заняли Свято-Юрский собор во Львове, изгнав оттуда своих противников во главе с Антонием (Винницким). 7 мая 1668 г. благословенная грамота Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) о легитимности хиротонии И., данная в Чигирине, была внесена в актовые книги Львовского духовного суда. 12 июня 1668 г. кор. Ян Казимир отменил назначение И. на Львовскую кафедру. Несмотря на это, И. оказал поддержку Александрийский патриарх Паисий , который осенью 1669 г. находился на территории Львовской епархии - в Могилёве на Подолье. 8 окт. 1669 г. патриарх дал грамоту о законности епископской хиротонии И. Паисий снял клятву с И. и угрожал анафемой сторонникам Антония (Винницкого). В послании, написанном в с. Сервиры (ныне Сыровары, Тернопольская обл.), Паисий призвал И. стойко переносить преследования со стороны Антония (Винницкого). Хиротонию И. осудил Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара , которого привлек на свою сторону Антоний (Винницкий). В 1670 г. патриарх Досифей огласил в Яссах проклятие И. как «фальшивому пастырю». В противостоянии с Антонием (Винницким) и Иеремией (Свистельницким), 30 апр. 1668 г. хиротонисанным на Львовскую кафедру, И. опирался на помощь К-поля. 8 апр. 1670 г. по просьбе гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко и митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) К-польский патриарх Мефодий III подтвердил хиротонию И. и потребовал отстранения Иеремии (Свистельницкого), к-рого патриарх Мефодий III в июне 1670 г. предал анафеме за насильственный захват монастыря св. Илии в Крылосе близ Галича. 26 окт. 1669 г. кор. Михаил Корибут-Вишневецкий выдал И. привилей на Львовскую кафедру (по др. данным, конфирмационный привилей был получен от Яна Казимира 26 июня 1668). Львовское Успенское братство (во главе с греком Иоанном Мазараки) заявило, что И. получил привилей благодаря ходатайству католического Львовского архиеп. Яна Тарновского († 1669), который оказывал И. протекцию. Несмотря на это, в 1670 г. братство признало И. правящим архиереем. Вскоре конфирмационный привилей И. был отменен и на кафедру вновь был назначен Иеремия (Свистельницкий). В 1670 г. кафедру снова передали И., на основании чего последний занял резиденцию Галицких епископов в Крылосском мон-ре, но в том же году привилей вновь был аннулирован в пользу Иеремии (Свистельницкого). В 1670-1672 гг. так повторялось неск. раз: кор. Михаил Корибут-Вишневецкий поочередно поддерживал то одного, то др. кандидата.

http://pravenc.ru/text/578563.html

При И. продолжалась миссионерская деятельность Русской Церкви. В 1671 г. на Амуре, близ границы с Цинской империей, был основан Спасский мон-рь. 10 янв. 1672 г. И. послал грамоту игум. Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря Феодосию, благословляя направить священника с причтом из Новгородской епархии на Новую Землю для проповеди ненцам. И. содействовал возвращению на кафедры патриархов Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, лишенных престолов К-польским патриархом Парфением IV из-за их поездки в Москву и суда над Никоном. В 1669 г. рус. Первосвятитель писал К-польскому патриарху Мефодию III с просьбой об оказании помощи возвращавшемуся из Москвы патриарху Паисию. И. переписывался с патриархом Макарием после его отъезда из русской столицы. В грамоте 1669 г. И. просил Иерусалимского патриарха Нектария о восстановлении в архиерейском сане активно участвовашего в суде над Никоном Паисия Лигарида . Годы Патриаршества И. были трудными для России. В 1668-1669 гг. казаки Левобережной Украины выступили против российских властей. Имя И. упоминается в Глуховском договоре от 6 марта 1669 г., положившем конец восстанию, среди тех, кто просили царя Алексея Михайловича простить восставших. Сразу после замирения Украины вспыхнуло восстание С. Т. Разина. Патриарх рассылал грамоты, направленные против восставших. 12 апр. 1671 г. состоялся Собор, на к-ром Разин вместе с его сторонниками был отлучен от Церкви. Судя по всему, на Соборе также разбирался вопрос о насельниках Желтоводского мон-ря, с оружием в руках участвовавших в отражении нападения разинцев: грамота И., к-рой священнослужителям Желтоводского мон-ря разрешалось совершать богослужение, а монахи допускались к причастию, также датирована 12 апр. 1671 г. В «Сказке» о Разине царь Алексей Михайлович связывает окончательную победу над восставшими с принятыми И. мерами: Разин был схвачен 14 апр., через день после отлучения его от Церкви (ААЭ. Т. 4. С. 234-235; ПСЗ. Т. 1. С. 864). И. молитвенно участвовал во всех значительных событиях в царской семье.

http://pravenc.ru/text/578114.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010