482 Во Владимирской губ. иконописание стало кустарным промыслом. Особенно много было здесь иконописцев в г. Шуе, с. Холуй и Палег. 493 Московский список с Иверской иконы Богоматери (афонской), сделанный на Афоне по особой просьбе Новоспасского архим. Никона, привезен в Москву в 1648 г. и теперь находится в особой часовне у Воскресенских ворот, где поставлен в 1669 г.; известен еще снимок, сделанный на Афоне посланными от патриарха Никона иконописцами для Иверского (новгородского) монастыря и богато украшенный Никоном 499 Икона Одигитрии (с изображением около лика Богоматери двух ангелов, держащих орудия страстей Господних) до 1641 г. находилась в с. Палицах, Нижегор. губ., а потом перенесена в Москву; находится в Страстном девичьем мон. 501 Эта икона в XVII в. находилась в московской церкви Преображения на Ордынке и стала известна, как чудотворная, с 1688 г. 502 Из Грузии она похищена при покорении Грузии персами,  куплена одним русским купцом в Персии в 1625 г, находится в Красногорском монастыре, Архангельской губ. Списки с нее распространялись по России; из них особенно известен богато украшенный снимок в московском Алексеевском девичьем монастыре. 503 См. у Дебольского, Дни богосл. т. I, кн. I, стр. 157 и след. Макария XI, 116 – 117, XII, 254 – 255 и др. 522 Части ее находятся в московском Успенском и киевском Софийском соборах, в церкви Спаса в зимнем С. – Петербургском дворце и в соборном храме Петропавловской крепости. 525 См. Истор. словарь о свят. Спб. 1862. Макария, X, 64 – 66, 125 – 128; XI, 62 – 63, 116 – 118. Каптерева, Характер отнош. России к правосл. Востоку, гл. III. 551 См. Истор. Акты V, 75, стр. 115 – 116. Рущинского религ. быт р. по свидет. иностр. писат. XVI – XVII в. стр. 56 – 59 и др. 553 Макария XI, 214 – 215; Никольского о службах Р. Ц., бывших в прежних печатн. богослуж. кн. Спб. 1885; Красносельцева о некоторых церк. служб. и обрядах, ныне не употребляющихся – Правосл. Собес. 1887, I, стр. 228 –234. По словам Никольского (219) и Макария (XI, 214) это действо становится известным с 1633; но Красносельцев говорит, что в 1627 г. оно уже упоминается, как совершающееся (стр. 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

А братия, которые здоровые; без службы бы монастырской не пребывали своего ради спасения, кроме больных. И вокруг монастыря починков и дворов крестьянам ставить не давали бы кроме коровьего двора, да и то не близ монастыря, но за озером. И вот, молю вас, храните: да будет с вами милость Божия и Пречистой Его Матери, и Преподобного Сергия Чудотворца молитва , и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». А сию память духовную писал Казначей Варсонофий, лета 7004 (1556), Июня в 30 день. На обороте собственной рукой Преподобного Антония подписано так: «Аз, грешный и смиренный Игумен Антоний к сей духовной руку приложил и благословил к Троице Живоначальной в монастырь на Сию, на Строительство сына своего и постриженика старца Кирилла». В писцовых книгах Василия Звенигородского, в лето 7095 (1587) бывших, упоминается о Сийском монастыре так: «в Емецком стане Сии монастырь Троицы Живоначальной Антоньевой пустыни, а на монастыре церковь Троица Живоначальная деревянная в верх; да церковь тёплая Благовещения Пресвятой Богородицы, да церковь , на воротах Сергия Чудотворца, на монастыре же 20 келий, а в них Игумен Гермоген, да четыре попа, да два диакона, да братии семьдесят три старца. Из чего видно, что от времени преставления Преподобного Антония, т. е. с 7065 (1557) года до 7095 (1587) те же церкви в монастыре имелись, что и при жизни его». А в последующих писцовых книгах, при Мироне Андреевиче Вельяминове, в лето 7135 (1627) показано, что в Сийском монастыре были следующие церкви: 1) ЦЕРКОВЬ Живоначальной Троицы каменная о пяти верхах, а у неё два придела: а) великомученика Феодора Стратилата; б) Преподобного Антония Сийского; 2) ЦЕРКОВЬ Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой и келарской, деревянная; 3) на святых воротах – ЦЕРКОВЬ святого Апостола Андрея Первозванного. Помянутая каменная церковь основана в лето 7097 (1589), Августа 21. Строение продолжалось 17 лет, достроена в 7114 (1606) году; освящена в 7115 (1607) году, Мая 29. Она и доныне существует. В последовавшее же потом время на место показанной деревянной Благовещенской церкви поставлена в то же имя каменная с двумя приделами: 1) в стороне во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца; 2) в столпе вверху – во имя Преподобного Михаила Малеина, при Митрополите Новгородском Аффонии в лето 7151 (1643). В 7177 (1669) году, по прошению Игумена Феодосия Митрополитом Новгородским Питиримом престол Преподобного Михаила Малеина из Благовещенской церкви дозволено вынести, и устроить на вратах, на том месте, где находился престол святого Апостола Андрея. Когда же вместо деревянных ворот построены каменные, то устроены над ними два придела:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1577 г. юж. притвор собора был снесен, а на его месте сооружен придел во имя прп. Ефрема Новоторжского; в 1589 г. к сев. притвору был пристроен придел во имя святых Иоакима и Анны ( Илиодор. 1861. С. 21; Колосов. 1913. С. 59; Писцовые и переписные книги. 2014. С. 166-167), что было связано с припиской к обители и последующим упразднением одноименной запустевшей церкви в Торжке. П. Д. Малыгин В 60-70-х гг. XVII в. проводились работы по перестройке и ремонту приделов собора: прп. Ефрема - в 1669-1672 гг., святых Иоакима и Анны - в 1676-1677 гг. ( Салимов. 2009. С. 46). К сер. 60-х гг. XVIII в. собор обветшал и требовал серьезного ремонта, еп. Тверской Гавриил (Петров) даже опасался обрушения храма, о чем сообщал в Коллегию экономии (Там же. С. 47). Спустя почти 20 лет было принято решение о разборе старого собора, при этом новоторжцы приняли на себя обязательство сделать это «своими трудами» и на собственные средства ( Илиодор. 1861. С. 28; Колосов. 1913. С. 61). С 16 авг. по 20 нояб. 1784 г. собор был разобран. Древний иконостас был перенесен в храм, построенный в 1717 г., но не освященный до 1786 г., нек-рые образа установили в теплой Введенской ц., оставшиеся, кроме иконы св. Бориса и Глеба, проданы в 1789 г. в погост Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у. (ныне с. Есеновичи Вышневолоцкого р-на Тверской обл.; см.: Илиодор. 1861. С. 31). 9 июня 1785 г. состоялась торжественная закладка нового собора, краеугольный камень в его основание заложила лично имп. Екатерина II ( Колосов. 1913. С. 63-64). Собор был возведен в 1785-1789 гг. по проекту архит. Н. А. Львова ( Илиодор. 1861. С. 32; Колосов. 1913. С. 63-64; Димитрий (Самбикин). 1903. С. 6). В 1785-1788 гг. императрица передала на строительство собора 22 750 р. ассигнациями, всего же на постройку было потрачено до 50 тыс. р. Наблюдение за строительством осуществлял Львов, а в его отсутствие - новоторжский архит. Ф. И. Буци. Центрический, квадратный в плане собор Львов разместил близ вост. прясла ограды Н. Б. м., проходящей по береговому откосу.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

В скульптуре Котенёва святая представлена полусидя, на ней длинное платье, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч, за ее спиной очерчен нимб, и слева от головы изображена сидящая горлица, справа - аналой с крестом и Евангелием. Скульптура помещена в белокаменную сень на 4 колоннах, увенчанную главкой с крестом, на фронтоне небольшое мозаичное изображение иконы Божией Матери «Взыскание погибших». О. С. Кантинова, Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 1855), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/text/2562616.html

Диакон 1668 Прямо (стойте); причастившись божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, будем достойно благодарить Господа. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас... Вечера 1669 всего совершенного, святого, мирного и проч. Священник гласно Ибо Ты – освящение наше, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Священник В мире выйдем. Диакон Господу помолимся. Молитва заамвонная, которую священник говорит гласно: Владыка вседержитель, с премудростью Создавший всю тварь 1670 , по неизреченному Твоему промыслу и великой благости Введш­ий нас в пречистые эти дни к очищению душ и тел, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения, через сорок дней Вручивший скрижали с богоначертанными письменами служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благий, подвизаться добрым подвигом, совершить течение поста, сохранить веру нераздельной, сокрушить головы невидимых змиев, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклонения и святому воскресению. Ибо благословенно и прославлено всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Молитва при потреблении святых (Даров), которую священник говорит тайно: Господи Боже наш, Введший нас в пречестные эти дни и соделавший нас причастниками страшных Твоих Таин, присоедини (нас) к словесному Твоему стаду и яви наследниками царства Твоего, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Потом хор произносит два псалма: «Благословлю Господа» (см. Пс. 33 ) и «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой» (см. Пс. 144 ). Священник же выходит из святого алтаря и, став на обычном месте, раздает антидор и делает обычный отпуст 1671 . 1414 Le Brun. Explic. de la messe 1860. T. II, p. 119; A.J. Binterim. Denkwurdigkeiten der Christ – Katholisch Kirche. 1828. В. IV Th. 3. S. 3–8 sqq. 1415 Divinum sacriflcium S. Ap. Petri. Antverp., 1589. Другое издание à S Andrea, 1595 г., под заглавием: Missa Apostolica sen divinum sacriflcium S. Ap. Petri.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

До Штатов 1764 года крестьян было за монастырём сим 2.871 душа и Настоятельство Архимандричье, по Штатам же положен в 3 классе степенью 72 с Настоятельством Игуменским, которое продолжалось до 1798 года, в котором на основании Указа 1797 года учреждена Архимандрия третьего же класса. Из Настоятелей монастыря сего известны: А) Архимандриты: 1) ГЕРМАН, записан в Синодике без лет. 2) ИОВ, пострижен в 1556 году при вышеупомянутом Архимандрите Германе, после которого и был сам Архимандритом; потом хиротонисан в Епископа Коломенского; а в 7097 (1589) году избран и возведён на Патриаршеский Всероссийский престол; он был первым Патриархом Московским. На Патриаршеском престоле пробыл 19 лет, но после от Гришки Отрепьева неправедно свержен с престола и сослан в заточение в сию Старицкую обитель, где преставился в 1607 году. Тело его в 1653 году по указу Царя Алексея Михайловича Варлаамом, Митрополитом Ростовским, с освящённым собором и от царского синклита боярином Михаилом Михайловичем с прочими боярами переложено в новый гроб, перенесено в Москву, и положено в большом Успенском соборе. 3) ПИМЕН. Упоминается в 1601 году. 4) ДИОНИСИЙ. Упоминается в 1605 году. Он был Архимандритом в Троицкой Сергиевой Лавре. Архимандрита сего многие имеются вклады, а именно: а) местные образа Успения Пресвятой Богородицы и Живоначальной Троицы окладные; б) крест благословящий; в) сосуды церковные; г) Евангелие и кадило. 5) МЕФОДИЙ, был Настоятелем в 1617 году. 6) ИОСИФ, был Настоятелем в 1626 году. 7) ЛЕОНИД, был Настоятелем в 1653 году. 8) ТИХОН, был Настоятелем в 1655 году. 9) СЕРГИЙ, был Настоятелем в 1669 году. 10) ВАРЛААМ, был Настоятелем в 1672 году. 11) ИСАИЯ, в 1683 году. Сему Архимандриту Московским Патриархом Адрианом дана настольная грамота, которая доныне хранится, с дозволением ему и по нём будущим Архимандритам носить сереброкованую шапку, потому что бывшие прежде него Архимандриты после Литовского разорения служили без шапок. 12) КОРНИЛИЙ. Он церковь , что на святых воротах Священномученика Василия Анкирского, освятив, переименовал во имя Иоанна Богослова в 1698 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Затем последует победоносная война с папой и католицизмом. Начав поход с Польши, «благочестивое и христолюбивое воинство» (по выражению Игнатия Римского–Корсакова) не остановится, пока «и камня не останется от Рима и от Вены, когда не останется ни одного папежника, разве что в Америке» (куда, как уповал Карион Истомин, «россы» тоже когда–нибудь «полетят»). «И тогда, – заявил заинтересованным слушателям Квирин Кульман, – будут всей вселенной люди единой веры христианской… и будет едино стадо, и един пастырь, и невидимая глава будет над всеми пастырь–Христос, а видимые будут начальствовать во всей вселенной четыре патриарха». Подобные заявления, вплоть до уподобления Ивана, Петра и Софьи Святой Троице (как в панегирике братьев Лихудов), не могли навлечь на Кульмана пыток и тем паче казни. Подвел утопических коммунистов несдержанный язык привыкшего к свободомыслию Немецкой слободы Нордермана, который выложил внимательным слушателям, как ему видится социальная организация вселенского царства: «Будет во всей вселенной едина вера христианска, такая, какова была сначала у апостолов: все будут имения, и сходы, и соборы общие… А царей, и королей, и великих государей князей, и иных вельмож не будет, а будут все равные, и все вещи будут общественные, и никто ничего своим называть не будет». Конечно, вещал проповедник, «тяжело будет к покаянию привести вельмож и тех, которые на свете нарицаются великие господа – меж которыми почитаются высшего и низшего духовного чина – и их товарищей, которые чают, что от Бога честь имеют миру служить, – но большей частью не от Бога присланы и не от мира призваны, но как воры и разбойники под порогом в овчарню подкрались» 426 . Вера в великую миссию Российского царства не мешала Голицыну как политику видеть реальную расстановку сил в мире и правильно учитывать интересы конфессий. Основную часть служилых иноземцев в России составляли всех мастей протестанты, отношение к которым, как к в основном защищающейся в условиях контрреформации стороне, удобным союзникам на международной арене и хорошим торговым партнерам, было наиболее мягким. Еще в 1669 г. православное духовенство напрасно молило власти изничтожить две лютеранские кирхи, действовавшие в Архангельске в навигацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и лучше им смерть принять, нежели у них в Киеве московскому митрополиту быть» 732 . По заключении андрусовского мира, по которому Россия уступала Белоруссию и заднепровскую Малороссию полякам, Мефодий стал распространять невыгодные слухи на счет московского правительства, что будто оно в союзе с польским хочет искоренить все Запорожье, а Малороссию отдать под унию. В это время гетман западной Малороссии Дорошенко замышлял отдаться под власть турецкого султана, склонял к тому же Брюховецкого и Мефодия, обещая одному гетманство над всею Малороссией, второму – митрополичий сан. Те поддались обману. Началось избиение московских воевод и гарнизонов в восточной Малороссии. Но Брюховецкий не получил обещанного. Казаки Дорошенко убили его (1668). Мефодию также не посчастливилось. Освобожденный гетманом Дорошенко и утвержденный патриархом в митрополичьих правах, Иосиф Тукальский снял с Мефодия епископский сан и посадил в заточение. Мефодий убежал в Киев, но, схваченный московским воеводой, отправлен в Москву, где за измену также посажен в заточение (в Новоспасском монастыре). Иосифа не признали в русской Малороссии, несмотря на патриаршую грамоту, и он должен был проживать не в Киеве, а в Чигирине при Дорошенко. Управление митрополичьей кафедрой и заведывание церковными делами в русской Малороссии было поручено опять черниговскому архиепископу Лазарю Барановичу (1669 – 1686) 733 . По смерти же Иосифа Тукальского (1676) он стал управлять церковными делами и польской Малороссии. Но польское правительство назначило администратором митрополии здесь львовского епископа Иосифа Шумлянского, изъявившего согласие на унию (1679). Враждебные православию действия его не нравились многим. Вся Малороссия тогда (с 1676 г.) находилась под властью одного гетмана Самойловича и он позаботился о том, чтобы поставлен был православный митрополит для Киева с подчинением его московскому патриарху. С своей стороны и московский патриарх Иоаким приложил старание к этому. В 1685 г. на киевскую митрополию был избран луцкий епископ Гедеон Четвертинский (1685 – 1690) и чрез несколько времени посвящен в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Из описей XVI и XVII столетий сохранились за следующие годы: 1564 конец описи, 1575 без первого листа, 1585, составленная после 1591 г. без начала и конца, 1631, 1642, 1647, 1663 без начала, 1680, 1683 и 1688 г. Некоторые из них отличаются полнотою и подробностью, напр., в описях 1564 и 1575 годов показывается число служителей и мастеровых по каждому роду занятий их, число деревень, принадлежащих монастырю, и в них – тяглых вытей, количество получаемого с каждой выти в год дохода деньгами, хлебом, маслом, яйцами, холстом; а некоторые, напр., 1631 и 1639 г., в сравнении с теми довольно кратки. Кроме объяснения бытовой стороны монастыря и близкой к монастырю полосы населения и усердия этого населения к монастырю, описи представляют большой интерес своим безъискусственным, соответствующим времени складом речи; своими старинными своеобразными словами и выражениями. б) Приходорасходные книги От XVI столетия сохранились неполные приходные и расходные тетради 1561, 1564, 1565, 1586, 1587, 1588, 1589, 1590 и 1591 годов. Из оных за некоторые годы нет приходных, а за некоторые – расходных тетрадей. От XVII столетия сохранились: полные приходорасходные книги за 1606, 1618, 1627, 1635, 1636, 1637, 1639, 1651, 1653, 1656, 1668, 1669, 1681 и 1688 годы, неполные и отрывки приходных или расходных тетрадей за 20 разных годов за несколько годов полные или в отрывках книги житничные, хлебные (харчевые), конюшенные, приходорасходные денежные тетради монастырского волостного старосты за 1686 и 1687 годы и запись вкладов боярина Якова Васильевича Нелединского и жены его 1663 – 1693 годов. Приходные и расходные книги заключают в себе по нескольку разных отделов. Отделы большей части приходных книг: 1. книги денежные, в них записывались вклады от усердствующих лиц как деньгами, так и разными предметами, деньги, вырученные от продажи хозяйственных предметов, свеч восковых и меду для панихид, деньги, поступавшие в уплату по кабалам и разные мелочные поступления; 2. оброчные, – по ним сбирались с крестьян, не работавших на монастырь, большой оброк (в конце XVI и в начале XVII стол., по 40 алт. с выти) и пашенный (малый) оброк (по 13 алт. с выти);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно такой титул Московского Патриарха (Πατριρχης Μοσκβου κα πσης ωσας κα τ ν περβορεων μερ ν) был утвержден решением Константинопольского Собора 1593 г. (греческий оригинал этого соборного акта опубл.: Фонкич Б. Л.Акт Константинопольского собора 1593 г. об основании Московского Патриархата//Cyrillomethodianum. Thessaloniki, 1987. Т. XI. Р. 9–31 [переизд.: Он же. Греческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVIII b. М.: Индрик, 2003. С. 385–399]; русский перевод: Порфирий (Успенский), архим. Деяние Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России//Труды Киевской духовной академии. 1865. Т. III. С. 237–248). Он использовался впоследствии во многих документах восточных патриархов XVI–XVII вв. (например, в грамоте Патриарха Феофана 1619 г.: Фонкич Б. Л.Греческие рукописи и документы в России. С. 404, 405; в грамотах Патриарха Досифея: Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.)//Собр. соч.: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 863, 865, 882–883). Сами Московские патриархи использовали этот титул вплоть до упразднения патриаршества при Петре I (см. некоторые примеры: Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России со времен присоединения оной к российскому государству при Царе Алексее Михайловиче. М., 1822. Ч. 2. С. 308–313; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 2. С. 141–142; Богданов А. П.Русские патриархи (1589–1700): В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 297; Грамота Петра I Патриарху Адриану о взятии Азова//Вестник церковной истории. 2006, 2. С. 240–242). К сожалению, при восстановлении патриаршества в 1917 г. титул Патриарха не был приведен в соответствие с соборным решением 1593 г. Между тем указание на юрисдикцию над «северными странами», а не просто над территорией какого-либо конкретного государства, сближает данный титул с титулами восточных патриархов («…и всей Африки», «…и всего Востока») и папы Римского, который до 2006 г. именовался «патриархом Запада». См. об этом недавнюю статью : Балашов Н., прот.; Прекуп И., прот. История эстонского Православия и попытка ее недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса «Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране»//Вестник церковной истории. М., 2011. (21–22). С. 282–284, 306–307.

http://bogoslov.ru/article/1881917

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010