Это и было сделано в 1638 году на Константинопольском Соборе. Подвергнув рассмотрению женевское «Исповедание», Собор признал его кальвинистским, противным православному вероучению, и осудил его, равно осудил и всех, принимавших это «Исповедание» как православное. Осуждению Собора подвергся и Кирилл Лукарис, с именем которого связано издание «Исповедания». Уже позже Иерусалимский Собор объяснил, что Кирилл Лукарис был осужден в 1638 году за то, что не написал опровержения на женевское «Исповедание». Но и после Собора 1638 года толки о женевском «Исповедании» не прекращались, их теперь поддерживали главным образом кальвинисты. Они твердили всему Востоку, что Восточная Православная Церковь согласна с ними в учении веры, что Патриарх Лукарис придерживался кальвинистского учения, доказательством чего служит упомянутое «Исповедание», что и второй преемник Лукариса, Патриарх Парфений I (1639–1644 гг.), не осуждает ни своего предшественника Лукариса, ни его «Исповедание». Для прекращения этих толков и для преграды кальвинизму в 1643 году в Яссах был созван Собор. В числе членов, помимо нескольких греческих и молдавских епископов, были также представители и Киевского митрополита, знаменитого Петра Могилы . Рассмотрев все главы женевского «Исповедания», отцы Собора нашли, что все они, за исключением седьмой, наполнены кальвинистским содержанием, которого Восточная Церковь никогда не разделяла и не разделяет. Так, признаны были кальвинистскими мнения о предопределении, о Таинствах, о Священном Предании и проч. Поэтому эти мнения были осуждены Собором, а все, принимающие их, отлучались от Церкви. Лично Кирилла Лукариса Собор не подвергал осуждению. На этом же Соборе рассматривалось «Изложение веры руссов», составленное митрополитом Петром Могилой и направленное против всех латинских и протестантских заблуждений. Впоследствии, в 1672 году это «Изложение», рассмотренное и одобренное всеми восточными Патриархами, издано под названием «Исповедание веры соборной и апостольской Восточной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Макарий Унженский † 25 июля 1504. (Строит. Давид Хвостов , 1596–1608). Иона , 1598. Иоасаф , 1607–10. Зосима , 1613–25. Макарий , 1625–33. Макарий , второй, определён 22 февр. 1634; до 1638. Пафнутий , 1638–40, уединился. После в Московском Богоявленском. Иосиф Норкин , 1640–52, уволен. Пафнутий (вторично), бывший Московского Богоявленского, определён 1 апр. 1652 и 53. Карион , 1653–59, уволен. Пафнутий (третично) с 28февр. 1659–1661, в янв. отошёл в Кусскую пустынь и там †. Сергий , бывший архим. (какого монастыря?) определён 7 февр. (sic) 1661–63, оставлен. Нафанаил , 1663–66, оставлен. Никита , 1666–75, отрешён. Митрофан 1675 перев. из Владимирского Козмина, а 2 апр. 1682 хирот. в епископа Воронежского. Иона , 1682–88. Феодосий 1688–91. Спиридон , 1691–94. Иона , 1694–99. Трифиллий , 1699 и 1700. Леонид , 1700–14. Леонтий Павлов перев. из Кривоезерского, 1714–27. Александр , 1727 и 28. Леонтий (вторично) 1728–1741; † … Ефрем , 1741–44, отрешён. Александр , 1744–50. Варсонофий , 1751. Гурий , 1751–58. Анастасий , 1758–61. Иосиф , 1761–63. Амвросий , архим., 1763–70. Иероним , архим., 1770–74. Митрофан , 1774–82. Иосиф , 1782–92. Транквиллин , 1792–1800. Иринарх , 1800–6. Гедеон , 1806–20. Макарий 1820 перев. из Железноборовского; архим. с 1829 по 1838. Дионисий Муравьев , архим., 1839 перев. из Паисиина; до 1850 († …?). Платон , архим., в нояб. 1850 перев. из Чухломского Авраамиева; до 1867 († …?). 266 Иннокентий , архим., 1867 и 68. 4 Тихонов Николаевский под городом Духом, основан св. Тихоном Луховских в исх. XV века. В 1681г. приписан к Ново-Иерусалимскому; 1743 отписан. С 1764 третьеклассный. [IV, 870; VI, 399.] Св. Тихон Луховский, строит., † 16 июня 1492; в лике святых с 1569. Игумены Константин , 1569. Иона , 20 июня 1577. Антоний , 1583 и 84. Ферапонт , 1592–99. Мисаил , строит., 1602. Иона , 1608, 30 сент. 1614. Сергий , 1624–27. Иоаким , 1630–34. Евфимий перев. из Авраамиева Городецкого 3 авг. 1634. Корнилий определён 15 июня 1635. Феодосий , 1638 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель.  Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года). Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека. Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».

http://sobory.ru/article/?object=60689

1603 Деяния одного из таких Луцких соборов, именно 26 сентября 1638 г. занесены в отдельную книгу, изданную в том же году в Кременце: «Синод в Луцкой кафедральной церкви»; см. Ундольский, Очер. слав. рус. библиогр., стр. 57, 457, см. подробное оглавление этой книги у Каратаева, Опис. слав. рус. кн., стр. 463. 1607 См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 607, 645, 678, 743 и 756. Особенно любопытны распоряжения Древинского. Князь Николай Черторыйский, определив известную сумму постоянных доходов на разные учреждения, между прочим, назначил на вечные времена в кружку братскую нищенскую 50 злотых польских, да на одеяние 10 мужчин и 10 женщин богадельных, слепых и хромых, т. е. на сермяги, рубахи, шапки, башмаки, чепцы по 150 злотых. Пам. Киев. Ком., т. I, XIII. 1609 Из этой описи видно, что братство имело: 1) Каталог братский в белом пергаминном переплете; в этот, каталог собственноручно вписывали свои имена все принадлежавшие к составу братства, здесь же запорожские казаки «со всеусердием» вписывали имена свои и обещания: «готовыми ся быти при Вере и Церкви святой Восточной, примножати и розмножати даже до последняго времени»; 2) книгу братскую для вписывания дел и уставов братских (сборник грамот и постановлений, тщательно переписанный в 1620 году); 3) протокол действий и разные бумаги, в красном кожаном переплете, и 4) помянник, начатый в 1618 г. и затем переписанный в 1677 г. иеромонахом Иеремией Савицким. – Сборники нот указывают, что в братских певческих хорах развито было гармоническое пение, разложенное на 5, 6 и даже на 8 голосов (партий). См. Пам. Киев. Ком., т. I, стр. 252 и послед., а также «Киевлянин», 1841 г., кн. 2-я. 1610 По всем вероятиям несколько книг, изданных в 1638 г. в г. Кременце, вышли из братской типографии. В Очер. слав. рус. биб. Ундольского указаны: под 444 – Грамматики, или Письменича языка Словенскаго; под 45 – Синод в Луцкой кафедральной церкви в 1638 г. и под 458. – О мистириях или тайнах впосполитости. 1611 Рукопись библиотеки митроп. Макария, 105, содержащая как грамоты об учреждении Кременецкого братства, так и уставы самого братства и его школы с несколькими другими статьями; уставы эти буквально заимствованы у братства Луцкого; см. Макарий, Ист. рус. цер., т. XI, стр. 470 и 471.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петра кн. И. Вишневецкий лишил И. управления Густынским и Мгарским монастырями из-за многократных судебных исков против митрополита, И. переселился в волынское Полесье и оттуда в 1637-1638 гг. через Луцкий гродский суд пытался восстановить свои права на киевский Златоверхий мон-рь. Вероятно, бывш. митрополит жил в единственной к тому времени крупной правосл. обители в Полесье - Милецком во имя свт. Николая Чудотворца мужском монастыре . В нач. 1638 г. И. узнал о ведущихся переговорах о соединении Церквей и о проекте созыва унийного Собора и сообщил братии заднепровских мон-рей, что Петр (Могила) отступил от Православия и намеревается стать патриархом под властью папы. Под влиянием этих сообщений насельники Мгарского и Густынского мон-рей и инокини Ладинской обители вместе с зависимыми от мон-рей крестьянами (всего ок. 100 чел.) летом 1638 г. бежали в Россию. Однако игумен Мгарского мон-ря Каллистрат, ранее бывший сторонником И., в последний момент отказался от эмиграции и обратился к мгарским инокам, бежавшим в Путивль, с призывом вернуться, обвинив И. в обмане. Бежавшие мгарские иноки осудили Каллистрата за то, что он «отрекся общаго отца и пастыря Исаии Копинского, благословение и клятву его поплевал и его самого мало на смерть не предал» (АЮЗР. Т. 3. С. 12, 6). О 2 последних годах жизни И. ничего не известно. Бывший митрополит скончался в Нежине (ныне Черниговская обл., Украина), по дороге в Москву. О кончине И. сообщается в записи, автором которой Я. Д. Исаевич считал жившего в Замостье иером. Кирилла (Ивановича), православного наместника Холмской епархии: «Умер в Нежине 5 октября 1640 г., погребен в Печерску (монастыре) 13 декабря» ( Исаевич Я. Д. Новые материалы об украинских и белорусских книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Вып. 34. С. 151). Существовало предание, что И. якобы был схвачен сторонниками Петра (Могилы) по пути в Москву и уже мертвым привезен в Киев. С. С. Лукашова, В. Г. Пидгайко «Алфавит духовный» («Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим, написанный») - наиболее известный труд И.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Например, Смотрицкий оклеветал автора Апокрисиса, между прочим, в непризнании «сакраментального» священства, в смешении его со священством духовным, избирательным. Защитник оклеветанного автора вместо того, чтобы проверить обвинение, анализировать Апокрисис, оставляет клиента без защиты, выдает его головой. И эта малодушная уступчивость представителей православной веры и мысли, упорство и притворство обвинений латинских писателей имели своим последствием то, что никогда православная церковь не оскудевала так своими членами, как в это время. Многие магнаты-православные как бы исчезают с лица земли. Их то и дело приходится открывать, но не между протестантами, а между латинянами и униатами 792 . Смуты и соблазны, произведенные в восточной и южнорусской церквах мнимым «восточной церкви исповеданием Кирилла», побудили представителей тех и других церквей принять совместные меры против зла. Происками иезуитов Кирилл Лукарис был окончательно осужден и низвержен как еретик (в 1638 г.). Собор константинопольский, бывший в том же 1638 году, передал Лукариса анафеме (уже по кончине его при его преемнике Кирилле Веррийском). Но вот открывается ряд соборов, константинопольский 1642 и ясский 1643 г., (на которых присутствовали депутаты от киевского митрополита Петра Могилы и иерусалимский 1672 г., которые поставили себе задачей, снять клевету с невинного патриарха, осудить и отвергнуть изданную под его именем книгу. На соборах этих разъяснилось, что упомянутый константинопольский собор 1638 года произнес осуждение на Кирилла не потому, что признавал его составителем Исповедания или считал еретиком, но потому, что Кирилл, в течение шести лет, следующих за изданием книги, и притом зная о произведенных ей смутах, ничего не предпринял к опровержению книги 793 , а не отверг он ее потому, что иезуиты неукротимой своей злобой принуждали его быть сдержанным в отношении к прежним своим друзьям из протестантов, защищавших его от их злобы и мщения, а погублением его не дали ему дождаться более благоприятного времени для опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

крепость Кергедан на Орловском Волоке, в 1568 и 1570 г. несколько острогов на берегах Чусовой и Силвы; приманили к себе многих людей, бродяг и бездомков, обещая богатые плоды трудолюбию и добычу смелости; имели свое войско, свою управу, подобно Князькам Владетельным; берегли северо-восток России ив 1572 году смирили бунт Черемисы, Остяков, Башкирцев, одержав знатную победу над их соединенными толпами и снова взяв с них присягу в верности к Государю. Сии усердные стражи земли Пермской, сии населители пустынь Чусовских, сии купцы-владетели, распространив пределы обитаемости и государства Московского до Каменного Пояса, устремили мысль свою и далее. Кучюм, овладев Сибирью, искал благоволения Иоаннова, когда еще опасался ее жителей, насильно обращаемых им в Магометанскую Веру, и Ногаев, друзей России: но утвердив власть свою над Тобольскою Ордою, перезвав к себе многих степных Киргизов и женив сына, Алея, на дочери Ногайского Князя, Тин-Ахмата, уже не исполнял обязанностей нашего данника, тайно сносился с Черемисою, возбуждал сей народ свирепый к бунту против Государя Московского и под смертною казнию запрещал Остякам, Югорцам, Вогуличам платить древнюю дань России. Встревоженный слухом о Строгановских крепостях, Кучюм (в Июле 1575 года) послал своего племянника, Маметкула, разведать о них и, если можно, истребить все наши заведения в окрестностях Камы. Маметкул явился с войском как неприятель: умертвил несколько верных нам Остяков, пленил их жен, детей и Посла Московского, Третьяка Чебукова, ехавшего в Орду Киргиз-Кайсакскую; но узнав, что в городках Чусовских довольно и ратных людей и пушек, бежал назад. Строгановы не смели гнаться за разбойником без Государева повеления: известили о том Иоанна и просили указа строить крепости в земле Сибирской, чтобы стеснить Кучюма в его собственных владениях и навсегда утвердить безопасность наших. Они не требовали ни полков, ни оружия, ни денег; требовали единственно жалованной грамоты на землю неприятельскую – и получили: 30 Маия 1574 года Иоанн дал им сию грамоту, где сказано, что Яков и Григорий Строгановы могут укрепиться на берегах Тобола и вести войну с изменником Кучюмом для освобождения первобытных жителей Югорских, наших данников, от его ига; могут в возмездие за их добрую службу, выделывать там не только железо, но и медь, олово, свинец, серу для опыта, до некоторого времени; могут свободно и без пошлины торговать с Бухарцами и с Киргизами. – Следственно, Строгановы имели законное право идти с огнем и мечем за Каменный Пояс; но силы, может быть, не ответствовали ревности для такого важного предприятия. Миновало шесть лет, и в течение сего времени Яков с Григорием умерли, оставив свое богатство, ум и деятельность в наследие меньшому брату Семену, который вместе с племянниками Максимом Яковлевым и Никитою Григорьевым счастливо исполнил их славное намерение, заслужив тем сперва гнев Иоанна, а благодарность, его и России, уже после!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

С. В февр. 1638 г. Павлюк был казнен. В мае 1638 г. восставшие под рук. гетмана Я. Острянина разгромили реестровых казаков под Голтвой и коронные войска под Лубнами. После поражения восстания Острянин вместе с запорожцами ушел на службу в Россию, на Дон. Многие из казаков, оставшихся для переговоров с поляками, были убиты. Карательные меры против казаков были утверждены на сейме; в частности, была принята «Ординация войска Запорожского реестрового», ограничивавшая права реестровых казаков: «Ординацией...» упразднялась должность гетмана, отменялась выборность есаулов и полковников. В авг. 1638 г. З. С. на Базавлуке была разрушена войском польного гетмана М. Потоцкого. З. С. на Микитином Роге находилась в неудобном месте и была легкодоступной со степной стороны, что стало причиной поражения запорожцев здесь в 1638 г. Хотя с этого времени польские власти получили контроль над З. С., с Микитина Рога в 1648 г. началось восстание под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , когда гетман и казачья старшина объявили о разрыве отношений с Речью Посполитой и о переходе под власть царя Алексея Михайловича . Непосредственными причинами выступления стали навязанная казачеству в 1638 г. «Ординация...», крайняя степень недовольства правосл. населения Украины внутренней политикой магнатов-католиков и смерть популярного среди реестровых казаков и запорожцев кор. Владислава IV ( Флоря. 2002. 2. С. 50-51). В 1652 г. кошевой атаман Ф. Лютый (Лютай) перенес З. С. на новое место. На р. Чертомлык З. С. приобрела черты гос. формирования. Высшим адм., законодательным и судебным органом Сечи являлась рада. На войсковых радах обсуждались вопросы о заключении мира, о походах, о наказании преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады обычно проходили в янв., 1 окт. (на праздник Покрова Пресв. Богородицы - храмовый праздник З. С.) и на 2-й или 3-й день Пасхи. Во главе З. С. стоял кошевой атаман, соединявший военную, адм., судебную, дипломатическую и отчасти церковно-адм.

http://pravenc.ru/text/182605.html

Протестантский очерк о его жизни и деятельности см. в George A. Hadjiantoniou. Protestant Patriarch: The Life of Cyril Lucaris. Православный взгляд на Лукариса отражен в Germanos Strenopoulos, Kyrillos Loucaris, 1572–1638: A Struggle for Preponderance between Catholic and Protestant Powers in the Orthodox East. Полезным может оказаться также труд Charles Bradow. The Career and Confession of Cyril Loucaris: The Greek Orthodox Church and Its Relations with Western Christians (1543–1638). 66 См.: английский перевод в Hadjiantoniou G. A. Protestant Patriarch, p. 141–145. Греческий текст имеется у Karmiris J. Dogmatika, 2, p. 565–570. 69 Эта копия датирована 1631 годом; хранится она в библиотеке Женевского университета (Carnegie Samuel Calian. Cyril Lucaris, The Patriarch Who Failed, p. 324). 71 Цит. no: Ware T. Eustratios Argenti, p. 10, из Hottinger J. H. Analecta historico-theologica (Zurich, 1952), p. 560. 72 «Большинство наших механиков более образованные и грамотные люди, чем профессора и священники Греции» (Sir Paul Rycant. The Present State of the Greek and Armenian Churches [London, 1679], p. 107. Цит. no: Ware T. Eustratios Argenti, p. 5). 73 См.: Calian C. S. Cyril Lucaris, p. 322. Также: Hadjiantoniou G. A. Protestant Patriarch, p. 27–35. 74 «Но никто не может отрицать, что Лукарис, с которым так жестоко обошлась судьба, сумел благодаря длительным стараниям и высокому чувству патриотизма воспитать и возродить национальное сознание греческого народа, указать путь к горизонтам новой жизни нации» – такое заключение сделал Г. Стренопулос (Strenopoulos G. Kyrillos Loukaris, 1572–1638, р. 31). 75 См.: Schmemann A. Russian Theology: 1920–1972, an Introductory Survey, p. 173. Также Fedotov G. P. The Russian Religious Mind, Kievan Christianity: the 10th to the 13th Centuries (New York: Harper & Row, 1960). 79 Существуют три орфографических варианта фамилии Могилы. В данной работе используется русский вариант. «Могыла», вариант украинский, и Movila, написание этой фамилии у румын, часто встречаются в учебной литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

3-я религ. война завершилась победой католиков. После подписания мирного договора в Сен-Жермен-ан-Ле (8 авг. 1570) в результате долгих переговоров было решено скрепить мир союзом католич. принцессы Маргариты Валуа, сестры короля Франции, и протестант. принца Г. Мать Г., строгая кальвинистка, резко осуждавшая франц. двор и его нравы, была против этой свадьбы, опасаясь, что впосл. сын вынужден будет отречься от протестант. веры. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Колиньи Жанна дала согласие на брак сына и в нач. февр. 1572 г. прибыла в Париж. Проболев нек-рое время, она умерла (9 июня), а 8 июля того же года в Париж прибыл Г. в сопровождении лидеров гугенотской оппозиции. 18 авг. 1572 г. состоялась свадьба, на к-рую так и не было получено офиц. разрешения папы Римского Григория XIII (по приказу Екатерины Медичи было сфабриковано подложное письмо папы, офиц. разрешение было получено только 27 окт. 1572). Венчание проводил кард. Карл Бурбон, дядя Г. и единственный католик в семье, по специальному церемониалу: невеста-католичка венчалась одна в соборе Парижской Богоматери, а гугенот Г. ожидал снаружи. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение гугенотов, к-рое получило название Варфоломеевской ночи . Были убиты тысячи протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и свита Г., разместившаяся в королевском дворце - Лувре. Г. спасли отречение от кальвинист. веры и переход в католичество (26 сент. 1572). В течение 3 лет он был вынужден оставаться при франц. дворе и даже участвовать в экспедиции против гугенотов (осада Ла-Рошели в 1572-1573). В нач. февр. 1576 г. во время королевской охоты Г. удалось бежать, после неск. месяцев колебаний он публично отрекся от католич. веры (13 июня). Вернувшись в свои владения, Г., к тому времени уже король Наваррский, старался проводить уравновешенную политику, сочетая выполнение своих обязанностей как правителя Гиени, представлявшего интересы франц. короля в этом регионе, с уважением прав своих подданных, исповедовавших кальвинизм. Несмотря на разногласия и военные действия, отношения между королевскими дворами, видимо, не были окончательно прерваны. В 1578 г. ко двору короля Наваррского прибыла королева-мать, к-рая привезла проживавшую до этого времени в Париже жену Г. Маргариту. Екатерина Медичи ок. 18 месяцев гостила у зятя, стремясь в ходе организованных ею переговоров, диспутов и балов убедить предводителей гугенотской оппозиции отказаться от сепаратистских устремлений.

http://pravenc.ru/text/162135.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010